Звезда полей автор рисует героя который. Анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов как представитель тихой лирики

«Звезда полей» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Звезда полей » — одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.

Звезда — традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.


План реферата

1.Введение

2.Биография

3.Из детства в путь

4.Литературный институт

5.Жизнь вне института

6.Звезда полей

7.Последние годы жизни

8.Вывод

Он был поэт.

Как критики твердят,

Его стихи лучатся добрым светом

Но тот, кто проникал в тяжёлый взгляд,

Тот мог по праву

Усомниться в этом.

Введение

Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета.

Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живём, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир о котором не всегда задумываемся.

В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышена. Здесь господствует не тоска с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.

Теперь мы уже привыкли к поэтическому миру Николая Рубцова, стихи его стали близки многим. «Мнится, - замечает Вадим Кожинов, - что стихи эти никто не создавал, что поэт извлёк их из вечной жизни родного слова, где они всегда – хотя скрытно, тайно пребывали».

Стихи Н.Рубцова рождались с естественной необходимостью, в них нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину.

Осмысливая образ Родины в лирике Рубцова, С.Кушеев первый подметил тот, теперь для многих очевидный, факт, что стихи Рубцова «естественно, незаметно вдруг переходят в песню, а в песенную стихию».

Не ослабевает интерес критики и в наши дни, популярность, среди читателей остаётся устойчивой, то есть можно говорить не о моде, а об истинном признании. Кстати, в пользу этого свидетельствует и ещё один важный момент: в народ пошли не только стихи, но и песни Н.Рубцова.

Около трёх десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.С. Лобзов, который в стихах его почувствовал, по собственному признанию «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». Напевая поначалу стихи Н.Рубцова, А.С.Лобзов был удивлён своим открытием, - « сколько в них обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт потряс его до глубины души « глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли. И верится, это только начало нового, но уже и проторенного пути. И чем полнее открывается перед нами поэтический мир Николая Рубцова, тем острее с годами становится чувство утраты.

Биография.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936года в посёлке Емецк на Северной Двине. Рубцов был пятым ребёнком в семье после трёх сестёр и старшего брата.

О родителях Николая Рубцова известно очень мало. Его отец – Михаил Андрианович Рубцов – работал начальником ОРСа, а мать – Александра Михайловна Рубцова – была домохозяйкой. По всей вероятности, они были вологжане, уроженцы Тотемского края. Перед самым началом войны семья Рубцова перебралась в родные места, в Тотьму на Вологодчине, где отец получил высокую должность в местной партии. Там отец Рубцова проработал около года, после чего в июне 1941 года началась Великая Отечественная война.

Эта война разрушила всё. Отец ушёл на фронт, а 26 июня 1942 года от хронического воспаления миокарда умерла мать Николая Рубцова. А через 2 дня умирает самая младшая сестра – полугодовалая Надежда Рубцова.

Николаю было всего 6 лет, когда он оказался в детском доме. Старших детей – Галину и Альберта тётка забрала к себе.

Уже позже в своих стихах Рубцов пишет:

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу.

Я смутно помню утро похорон.

И за окошком скудную природу. («Детство»)

Единственным лучиком света для него была надежда на то, что после окончания войны отец вернётся с фронта и заберёт его, но этого не произошло. Его отец оказался подлецом: он женился во второй раз и вскоре у него появились новые дети. Про старых он забыл. Поэтому Рубцов упоминает отца коротко и сухо.

Детский дом.

20 октября 1943 года Коля Рубцов появился в Никольском детском доме. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет очень любил животных, что он хорошо учился и был трудолюбив. Это подтверждается школьными документами, похвальными грамотами, сохранившимися в архиве. Но каждый помнит Рубцова по – своему, например, Евгений Буняк вспоминает Колю: «Коля Рубцов был неровным по характеру: то дерзким, то тихим и задумчивым».

Учителя припоминают, что на переменах Николай был резвым, шустрым, что в нём не было дерзости, вреда никому не причинял. Николай Рубцов был далеко непростым человеком. В нём уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кроткость, доброта, острая тревога, угрюмость, подчас злость, - говоря короче, свет и тьма

Но годы летят, и подчас Рубцов осознаёт движение времени, которое с детства уходит в неведомую бесконечность, из привычного дружеского круга в мир большой и незнакомый.

Из детства в путь.

В 1950 году 12 июня, окончив семилетнюю школу и, едва получив диплом, он уезжает в Ригу. Мечта о море зовёт, он мечтает поступить в мореходное училище. Однако, его мечта так и не суждено было сбыться. Ему ещё не исполнилось 15 лет, необходимых для поступления. О своих переживаниях и разочарованиях Рубцов пишет в стихах:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Всё просился на судно.

Умолял, караулил…

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем…

(«Фиалки»,1962г.)

Не поступив в мореходку, Рубцов 29 июня возвращается в Тотьму, Но устраивать жизнь как - то надо, и Николай поступает в Тотемский лесотехникуме. Экзамены сданы, и 30 августа Рубцов уезжает в Тотьму, расставшись с детдомом. Вряд ли учёба в лесотехникуме увлекала его, он просто коротал время до получения паспорта. Получив паспорт, в 1952 году он отправляется в Архангельск, где вскоре устроился помощником кочегара на тральщик.

В начале 1955 года Николай Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Через полгода подошло время призыва в армию. Рубцов служит на Северном флоте. Что говорить, «держать удары», жизнь научила Рубцова, и суровая флотская жизнь едва пугала его.

На протяжении службы Рубцов пишет стихи, в большинстве своём стихотворения флотского периода написаны очень умело.

В конце мая 1959 года Н.Рубцов попал в госпиталь, здесь он много читает разнообразной литературы, но в это время он пишет новые произведения.

30 ноября 1959 года, вскоре после демобилизации Николай Рубцов был принят кочегаром на знаменитый Кировский завод.

В 1960 году Н.Рубцов без отрыва от производства поступает в 10 класс рабочей молодёжи. Здесь он участвует в работе литературного кружка при заводской газете «Кировец». В 1961 году несколько его стихов опубликованы в газете «Вечерний Ленинград.

Можно сказать, что к 1962 году, когда он окончил и подал заявление в Литературный институт, поэт стоял на пороге творческой зрелости.

Свои чётко определившиеся литературные и нравственные позиции Рубцов изложил в предисловии к своему первому, рукописному, сборнику « Волны и скалы», составленному из тридцати восьми стихотворений.

«Волны и скалы» - это великолепная, машинописная книга, которая до сих пор полностью не опубликована и не прокомментирована. Книга «Волны и скалы» была любимой книгой Рубцова на протяжении многих лет. Николай Рубцов сам выбрал 38 стихов для сборника.

Потом некоторые стихи этого сборника были опубликованы не раз и стали очень известны. Это, прежде всего «Элегия», «Берёзы», «Утро утраты», «Фиалки». В этих стихах Рубцов отразил все свои переживания, чувства, мысли. В большинстве своём эти стихи автобиографические.

С этой книгой Николай Рубцов прошел конкурс и поступил в Литературный институт (ему тогда было 26 лет)

Литературный институт.

При поступлении в Литературный институт, Николай Рубцов сдавал экзамены, как и все, в установленные сроки. Четвёртого августа он написал на «4» сочинение, 6 – го получил «5» по русскому и «3» по литературе, а также «4» по истории и «3» по иностранному языку.

Конечно, отметки были не блестящие, но это не помешало Рубцову поступить в институт.

Мнение цензоров и членов комиссии было единодушным: никому не известный ленинградец – настоящий поэт.

Через два месяца 23 августа 1962 года Н.Рубцов был зачислен студентом первого курса. При поступлении в институт у Николая Михайловича спросили: «Назовите любимых поэтов», - Н.Рубцов твёрдо ответил: « Пушкин, Блок, Есенин» - и подчеркнул «Из них Блок».

Действительно, по воспоминаниям друзей, по записям в дневнике семинара, по рубцовской лирике, очевидно, что в конце первого курса он переживает сильное увлечение Блоком, - цитирует стихи, много читает его произведений.

Но также в ранней поэзии Рубцова слышны отзвуки есенинской лирики, есенинской образности. Николай Михайлович пока только пытается уловить свою незаёмную интонацию. Молодой поэт ищет различные способы воплощения своего лирического «я», прибегая к объективно – повествовательной манере о третьего лица, широко пользуется приёмами «смещения» действительности – фантастикой, иронией. Как сборник внутренней организации поэтической речи особенно привлекает Рубцова аллитерация. Один из разделов сборника он так и озаглавил – «звукописные миниатюры».

Наиболее характерно в попытках «звукопись» стихотворение «Левитан», созданное по мотивам картины «Вечерний звон». В нём Рубцов стремится воплотить в слове перезвон соборных колоколов и одновременно звоны знойных летних полей.

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонны.

Звон колоколен колокольный

И колокольчиковый звон.

(«Левитан»)

Для поэта самой главной задачей была передача мысли, взволновавшей его, живое чувство в его непосредственности. Поиск своеобразных поэтических решений мы найдём едва ли не в каждом из стихотворений ленинградского периода в многочисленных вариантах некоторых стихов на самые разные темы.

Неустанный в поисках поэтической выразительности, Николай Рубцов много читает, сопоставляет размышления о современной поэзии. Поэзия занимает его, прежде всего, как явление.

Что касается учёбы в институте, для Рубцова она была не стабильной. Он часто мог не появляться в институте, не посещал лекции, да и поведение Рубцова ожидало быть лучшего. За плохое поведение: пьяные драки, нецензурную брань, прогулы, 4 декабря 1963 года он был исключён из института.

Но Николай Рубцов пишет заявление на имя директора, в котором просит о восстановлении на учёбу, после чего 25 декабря Рубцова Н.М восстанавливают в число студентов первого курса

Однако он продолжает нарушать дисциплину. Его снова часто видят не в трезвом состоянии. За пьяные дебоши в 1964 году он снова отчислен из Литературного института, что означало для него потерю постоянного пристанища и средств к существованию пусть очень маленьких, но регулярно получаемых.

Жизнь вне института.

Как это не странно, но после отчисления из института Рубцов не впал в уныние. Этому было несколько объяснений. Во – первых, его личная жизнь складывалась тогда в полнее удачно. Летом он прекрасно провёл время с женой и дочкой. Во - вторых, в журнале «Юность» и «Молодая гвардия» появились первые крупные подборки его стихов.

Но счастливая жизнь длилась недолго. Деньги, полученные Рубцовым от издательства его стихов, закончились. Тёща была против, чтобы Рубцов сидел на шее у жены, не работая и не принося денег домой. Это дало трещину в семейных отношениях, и именно по этому, рубцов так и не зарегистрировался официально со своей женой.

В январе 1965 года Рубцов возвращается в Москву и благодаря стараниям своих друзей и самого себя, его восстанавливают в Литературный институт только на заочное отделение.

Вообще 1965 год для Николая Михайловича был очень удачен. Была опубликована книга о деревне «Лирика» (Архангельск 1965г.).

Она была выпущена трехтысячным тиражом и сейчас стала библиографической редкостью.

Открылась книжка, стихотворением «Родная деревня» с чётко названным адресом: «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу». Это было началом развития темы «малой родины» в поэзии Рубцова. Несколько шире тема раскрылась в стихотворении «Хозяйка».

Но Рубцовым уже чётко определён путь, по которому будет развиваться его поэзия. Чувство исторического прошлого - главная составная часть его мироощущения в целом. Наиболее полно это выразилось в стихотворении «Видения на холме», где прошлое раскрывается в современном, настоящем, как бы получает обратную перспективу, - поэт проникает в нём в глубину прошедших веков:

Взбегу на холм и упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы, словно наяву,

Блеснёт в глазах кривым ножом монгола!

Так же жизнь поэта в этом году была замечена ещё одним событием. 9июня он подписал договор на издание книги «Звезда полей». Были написано более пяти стихов, то и положило основу для этой книги.

«Звезда полей»

Осенью 1967 года в издательстве «Советский писатель» вышла долгожданная книга Рубцова «Звезда полей». Это была его первая настоящее – весомая книга. Шла она нарасхват, поскольку имя её автора обладало известностью благодаря журнальным публикациям. Появились печатные отзывы на «Звезду полей».

Некоторые стихи, входившие в первый сборник, Н.Рубцов подверг частичной – как, например, «Видения на холме», - или коренной переработке. Так, «Русский огонёк» по сравнению с «Хозяйкой» - вариантом стихотворения, опубликованном в «Лирике», - стал чётче и строже. Вместо строчки «И тускло на меня опять смотрела» появилось «И долго на меня!.. «. Поэт убрал также резавшее слух слово «эпитафия», заново написанные начало и конец как бы заключили стихотворение в рамки. Огонёк крестьянского дома обрёл глубокий внутренний смысл «русского огонька».

В дальнейшем освоении Рубцовым темы родины у него уже появились особенности, которых в «Лирике не было: он почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.

Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.

Он с болью чувствует, что и сам порою теряет с ним контакт. Вот почему деревенский покой в его стихах вовсе не спокойный и не застывший – нет, он весь затаился в предчувствии грядущих перемен: над «родным селом» вьются тучи, над «избой в снегах» кружится и стонет вьюга, а ночи полны непонятным ужасом, подступающим прямо к «живым глазам» человека. Поэт испытывает гнетущее чувство одиночества, о котором можно было догадаться ещё тогда, когда он говорил спасибо «русскому огоньку» за то, что он говорит для тех, кто «от всех друзей отчаянно далек».

Голосом народа, выразителем его дум и чаяний делает поэта чувство Родины, даже если оно охватывает лишь скромную часть её в радиусе деревенской околицы: «мать России целой – деревушка, может быть, вот этот уголок». Умение увидеть большое в малом придаёт лирике Рубцова глубину и ёмкость:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные клики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц…

(«Журавли»)

Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Оно поражает удивительной достоверностью.

Доверительность интонации захватывает читателя и заставляет вместе с поэтом пройти по близким ему местам, проникнуться его чувствами. Казалось бы, что нового может он сказать об ивах над рекой, церквушке, соловьях на тихой своей родине? Но, читая эти строки, мы вновь и вновь испытываем радость открытия прекрасного, глубокое чувство эстетического наслаждения. Когда поэт называет приметы этой, именно своей родины, он словно бы не может остановиться, ему хочется показать как можно больше непритязательных, но таких дорогих примет, и они переходят из строки в строку: ивы, река, соловьи, погост, могила матери, церквушка, деревянная школа, сенокосные луга, широкий зелёный простор.…И - как осветившая все это вспышка молнии, как мощнейший разряд переполнившей душу любви – концовка стихотворения:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовый упасть

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь. («Тихая моя родина»)

Природу в своих стихах Рубцов показывает по особенному, было постоянное чувство «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков.

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады за нашим домом.

(«Во время грозы»)

Изображение родной природы в рубцовской лирике всегда полно экспрессии и внутренней выразительности, оно всегда соотнесено с его душевным состоянием, миром его переживаний. Всё это есть в его сборнике «Звезда полей».

Внешне жизнь поэта ничем не изменилась, да и он остался таким же. Выслушал немало похвал, но остался к ним равнодушен. Высказывались о книге или нет – он знал, что её читали.

1968 год оказался для Рубцова богатым на события: радостные и грустные. В этом году умер его лучший друг писатель Александр Яшин. В этом же году Рубцова приняли в Союз писателей, он принял это как должное, без особых восторгов. Ему, наконец – то дали комнату в общежитии, у него, наконец – то появилась своя крыша над головой. И к институту он тоже охладел в то время, заканчивая его только по необходимости.

Весной 1969 года Николай Рубцов пришёл на Тверской бульвар, в Литературный институт, чтобы защищать дипломную работу. На защиту он предоставил сборник «Звезда полей», который, по общему мнению, получил высшую оценку – «отлично».

Летом этого же года Н.Рубцов уехал в Вологду, где он тогда жил и работал. Работал он очень много. Иногда создавалось впечатление, что стихи рождалось сами по себе. В работе в Вологодской организации писателей, в которую входил Рубцов, он принимал постоянное участие: бывал на собраниях, встречах с читателями, рецензировал рукописи, давал консультации.

В стихах, перепечатываемых из предыдущих сборников в последующие, Рубцов делает поправки, усиливающие минорные чувства. Интересна и показательна такая поправка в стихотворении «Опыление». В сборнике «Душа хранит» конец второй строфы этого стихотворения звучал так! «Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки, я ни о ещё пожалел». Через год в книге «Сосен шум» строка оказалась изменённой: «я НИ О ЧЁМ ЕЩЁ НЕ сожалел». Заменена всего одна буква, а смысловое значение изменилось очень существенно: «пожалел» выражает краткое, ограниченное во времени действие, явление, так сказать, одноразовое, а несовершенный вид «сожалел» говорит о постоянном, неограниченно длительном чувстве, состоянии, а не действии даже. И таких замен у Рубцова немало.

Последние годы жизни Рубцова

На одном из семинаров молодых литераторов в Вологде читала свои стихи крупнотелая, с взбитой причёской женщина. Эту женщину звали Людмила Дербина. Вот с этой – то женщиной и свела его судьба. С ней связал он свою личную жизнь, хотел назвать женой.… И именно эта женщина сыграла роковую роль в жизни Н.Рубцова.

Отношение Рубцова и Дербиной развивались неровно: они то расходились, то сходились вновь. Их как будто притягивала друг к другу какая - то невидимая сила. В январе 1971 года всем стало понятно, что это была сила – тёмная, злая..

5 января Дербина после очередной ссоры вновь приехала на квартиру к поэту. Они помирились и даже более Того – решили пойти в загс и узаконить свои отношения. Там их какое – то время промурыжили (у невесты не было справки о расторжении предыдущего брака), но, в конце концов, своего они добились: регистрацию брака назначили на 19 февраля.

Но в ночь с 18 на 19 января 1971 года в крещенские морозы в ходе очередной ссоры на почве ревности Николай Рубцов был задушен Людмилой Дербиной.

Для многих смерть Рубцова была неожиданной, хотя сам поэт предсказал свою смерть, он писал:

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат берёзы.

(«Я умру в крещенские морозы»)

Но этим словам мало кто придал значение, а на самом деле это оказалось пророчеством.

Но даже после смерти поэта. Его стихи печатаются и читаются многими людьми.

В посмертном издании стихов поэта «Подорожник» впервые опубликованы стихи, в которых этот разлад с людьми приобретает поистине трагическую окраску. Теперь поэтом овладевает не прежняя «светлая печаль», а печаль «тёмная», «тревожная», а само слово «печаль» становится самым употребительным в лексике Рубцова.

Повторенный семь раз в одном стихотворении – «Прощальное» - эпитет «печальный» органично вписывается в контекст и не допускает никакой смысловой замены.

Да, неожиданным для друзей Рубцова было то, что случилось в злые крещенские морозы. Но даже в той трагической ситуации за Николаем Рубцовым – поэзия как доброе, светлое начало, определяющее его духовный мир, черты его живого облика.

До последнего дня чувствовал Рубцов живое дыхание поэзии. Он явно ощущал какой – то перевал в своём творчестве, иногда даже пугался этого. Наверное, потому, что очертания его будущих путей для него самого ещё не прояснились.

Жизнь поэта Н. Рубцова оборвалась. Но его духовное бытиё продолжается, судьба художника в рамки его жизни не укладывается.

Циклы последних стихов Рубцова во многих журналах, поэтические сборники «Зелёные цветы», «Последний пароход», «Избранная лирика»; наиболее полные издания – «Подорожники» в издательстве «Молодая гвардия» и однотомник из серии «Поэтическая Россия» издательства «Советская Россия» - вышли уже после смерти поэта. Но поэт жив, пока живы его стихи. А стихи Рубцова, судя по всему, станут в ряд созданий долговечных.

Из всех прочитанных мною стихов Рубцова, мне запомнилось и понравилось стихотворение « Звезда полей», написанное в 1964 году.

Звезда полей

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь во мгле заледенелой.

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

Звезда у поэта – один из главнейших символов: звезда – судьба, звезда – красота, звезда – счастье, звезда – Русь, звезда- вся земля, всё человечество.

Основной темой этого стиха является торжество жизни, вечности,

прекрасного на земле.

От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к нравственным ценностям.

Стихотворение «Звезда полей» - четырёхстрофное. Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом и определенным порядком рифм. Рассмотрим строфу из этого стихотворения.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою..

Рифма этого стиха перекрестная: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой.

Строчки: 1 .ой

Данное стихотворение Рубцова написано стихотворным размером ямб.

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ямб

При написании стиха «Звезда полей» он использовал следующие выразительные средства языка - метафоры. Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления. Например: звезда… смотрит в полынью, своим лучом приветливым касаясь, сон окутал родину мою.

А также эпитеты. Эпитеты – это художественные определения, служащие для обрисовки, пояснения, характеристики какого – либо свойства или признака предмета: мгла заледенелая, тревожные жители, приветливым лучом, золотом осенним, зимним серебром.

Звёзды у Рубцова дают больше света, чем солнце и луна. Свет этих звёзд ему нужен для прозрения. В свете ночной звезды ему всё виднее, чем в яркий солнечный день. Звёзды для Рубцова – всё!

Вывод.

Рубцов не успел раскрыться в полную силу своего поэтического дара, кое - что в его творчестве может показаться спорным и объективно неверным. Но он был большим русским поэтом.

Чудо поэзии Николая Рубцова прочно заняло своё место в русской литературе, и ценность его с течением времени, несомненно, будет возрастать.

Сегодня без творческих достижений Рубцова невозможно представить развитие русской поэзии в 60 – 70 – е годы. И с годами значение созданного поэтом, остаётся всё полнее. Большой талант всегда несёт новый взгляд на привычные явления, влияет на культуру, на культуру слова.

Поэзия Николая Рубцова, к пониманию истинного смысла и народности которой мы, может быть, только теперь приближается, даёт исток для новых творческих поисков.

Творчество Рубцова, ставшее значительным явлением в нашей литературе, будет способно подарить радость открытия и этнического наслаждения не только современному, но и грядущему читателю.

«Грозовое бытиё» Николая Рубцова освещено проникновенной, нежной и грустной любовью к родному Северу, к матери – России.

Эта любовь многообразно воплотилась в его элегических раздумьях, в его талантливых стихах. Проходят годы, и действительно всё выше над горизонтом стала подыматься скромная звезда Николая Рубцова, его прекрасная звезда полей….

P . S В 1973 году на могиле Н. Рубцова поставили надгробие – мраморную плиту с барельефом поэта. Внизу выбили надпись: Россия, Русь! Храни себя, храни!»

В 1996 году, к 60 - летию поэта, в Вологде открыли мемориальную доску на «хрущёвке», где он жил и погиб.

П амятник Рубцову в Тотьме .

Словарь

Аллитерация – это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую интонацию и интонационную выразительность.

Эпитафия – надгробная надпись, короткое стихотворение, посвященное умершему

Библиография.

1 . Валерий Дементьев «Грани стиха» Москва 1979г.

2 . Журнал «Север» №1и №2 Петрозаводск Карелия 1992г.

3. Николай Коняев «Путник на краю поля» (Повесть о Н.Рубцове)

4 . Николай Рубцов «Стихотворения» Москва 1983г.

1. Задание (20 баллов).

Прочитайте стихотворение:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда мох полей...

Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. «звезды полей» .

3. Проследите развитие лирического сюжета.

4. Охарактеризуйте образ лирического героя.

5. Укажите особенности композиции произведения.

6. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

7. Определите тему произведения, его основную мысль.

Ответ.

Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» по своему проникновенному лиризму занимает одно из первых мест в русской поэзии. Это немного грустное, но вместе с тем и жизнеутверждающее стихотворение, лирический герой которого размышляет о своей привязанности к родной земле, делится счастьем осознания принадлежности к ней.

Особенности композиции и развития лирического сюжета стихотворения.

Стихотворения «Звезда полей» состоит из четырёх строф.

В первой же строке представлен образ «звезды полей» , который пронизывает всё стихотворение, выносится в заглавие и становится центральным образом всего произведения. Повторяясь четыре раза («звезда полей» – 3 р., «она» – 1 р.), он встречается в каждой строфе, начиная и замыкая произведение, образует кольцо. Рассмотрим, что представляет собой этот образ. «Звезда» – символ вечности, высоких стремлений, счастья (ср. «родиться под счастливой звездой» ). « Звезда полей» у Николая Рубцова напоминает Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. Рубцов наполняет этот образ новым содержанием. «Звезда полей» у поэта – это символ родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

В первой строфе возникает выразительная картина одиночества: звезда, яркая и недостижимая, в ночном мраке (чувство покинутости автор усиливает эпитетом «заледенелой» ) «остановившись, смотрит в полынью», в которой видит лишь собственное отражение…

Последние две строки первой строфы переносят читателя в реальность: «двенадцать прозвенело» (полночь, магическое время суток, начало нового дня). Заключительная строка этой строфы проецируется на основную и ключевую тему стихотворения и всей рубцовской поэзии – «родину мою».

Вторая строфа начинается с риторического восклицания «Звезда полей!» Это восклицание можно также истолковать и как обращение. Лирический герой делится своими воспоминаниями. Его чувства искренни. «Звезда полей» – малая родина, милая сердцу деревенская тишина – стала для лирического героя путеводной звездой на трудном жизненном пути («В минуты потрясений / Я вспоминал…» ). Поэт лаконично, двумя выразительными штрихами, используя метафорические эпитеты золото осеннее и зимнее серебро, создаёт типичную для средней полосы России пейзажную зарисовку осени и зимы. Синтаксический параллелизм, на котором строится фраза, анафора («она горит» ), придают этим строчкам особую проникновенность, усиливают их значение. Картина расширяется во времени.

В третьей строфе поэтическая картина расширяется и в пространстве. Теперь «звезда полей» горит не только для лирического героя стихотворения, но и «для всех тревожных жителей земли». Обращает на себя внимание эпитет тревожных. Быть тревожным – значит находиться в состоянии беспокойства, ожидания чего-то неизвестного. Такое состояние свойственно людям, которые молоды душой и, дерзая, ищут свой путь в жизни. Для людей «своим лучом приветливым касаясь» горит, не угасая, «звезда полей». Возникает картина единения звезды и всей земли.

Заключительное четверостишие начинается с восторженного утверждения: «Но только здесь, во мгле заледенелой / Она восходит ярче и полней…» . Чтобы усилить сияние «звезды полей» , автор дважды (в первой и последней строфе) прибегает к приёму антитезы: «звезда» (свет, тепло) – «мгла заледенелая» (темнота, лёд). С помощью антитезы автор развивает в стихотворении и мотив света, звёздного сияния. Так, на смену взгляду, обращённому вниз («смотрит в полынью» ), приходит восходящий свет звезды («восходит ярче и полней» ), усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Акцентируя внимание на главной мысли произведения, кольцевая композиция стихотворения обращает нас к первой строфе: на фоне контраста окружающей тьмы звезда всепрощающей, огромной доброты становится главной в судьбе лирического героя: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей». Эта заключительная строфа вновь конкретизирует образ «звезды полей », но он уже неизмеримо обогатился (расширился во времени и пространстве). И «звезда полей» теперь горит во все времена года и не только «тихо за холмом» , но и «для всех тревожных жителей земли» . Таким образом, образ-символ «звезда полей» наполнился новым содержанием и представляет теперь неразрывный сплав личного («моих полей» ) и общего («для всех» ).

Критерии анализа и оценивания

Кол-во баллов

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Раскройте символическое значение образа «звезды полей».

Проследите развитие лирического сюжета.

Охарактеризуйте образ лирического героя.

Укажите особенности композиции произведения.

Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении (антитезы, метафоры, эпитеты, повторы). Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

Определите тему произведения, его основную мысль.

Связность высказывания, логика, последовательность изложения


2. Задание (8 баллов).

Продолжите стихотворные строки (одной строкой).

1. Мороз и солнце; день чудесный!..

2. На севере диком стоит одиноко….

3. Ещё в полях белеет снег….

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом…

Ответ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

За продолженную строку – по одному баллу

3. Задание (8 баллов).

Определите лирические жанры.

Для первого текста (Игорь Северянин «Чехов») свой ответ аргументируйте.

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов.

Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грёзой. Смех их притушён.
И сквозь улыбку мукою прожжён
Удел людей разнообразных цехов.

Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает наш вишнёвый сад,
Где чувства стали жертвой мелких чувствец...

Как подтвержденье жизненности тем -
Тем пошлости - доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин

…Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия - согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
И воздаешь достойным честь;
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава -
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…

. Фелица.

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять - греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять - мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять - ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

Ответ.

1. 1) сонет; 2) ода; 3) лирическая песня.

2. Стихотворение Игоря Северянина «Чехов» – сонет, т. к. это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 5 сквозных рифм. Схема рифмовки: авва авва сс d ее d . Размер – пятистопный ямб. Поэтическая мысль раскрывается последовательно. Сюжетно-композиционный перелом приходится на переход от катренов к терцетам.

Определение лирических жанров – по 2 балла

Аргументация – 2 балла

4. Задание (8 баллов).

Определите, о каком русском писателе идёт речь. Свой ответ кратко аргументируйте.

1. Его называли «колумбом русского романтизма в поэзии», «балладником» и «певцом Светланы». По выражению критика, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Многие поколения поэтов считали его своим учителем. утверждал, что без него «мы не имели бы Пушкина». А сам, говоря о влиянии «певца Светланы» на своё творчество, отмечал:

И ты, глубоко вдохновенный,

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастьем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к славе чистой призывал…

В сознании своих современников он был не только великим поэтом, но и истинным патриотом и гражданином, добрым человеком и важным официальным лицом, воспитателем наследника – будущего императора Александра II.

2. Творчество этого писателя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы . считал, что перед ним «должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!». «Идеальным образом гения» назвал его украинский писатель Олесь Гончар.

Родившись в Украине и будучи очень привязанным к «священным местам своей родины», этот писатель завещал своё имя, мысли и труды России. отмечал, что он «остаётся не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным олицетворением украинской натуры».

3. В своих книгах этот писатель, по наблюдению, создал прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина». Свои произведения он населил «племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей» ().

Один из вымышленных героев писателя подарил миру нехитрую, но очень важную истину, состоящую в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

посвятил героине самой известной книги писателя такие строки:

Странная она была девчонка –

Только к морю направляла взгляд,

Принимая каждую лодчонку

За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко – заплата на заплате.

Но упрямо сжат был дерзкий рот;

«Капитан приедет на фрегате,

И меня с собою заберет!»…

4. Игорь Северянин так представлял этого писателя:

Седой колосс, усталый, старый лев
С глазами умирающей газели,
Он гордый дух, над ним всю жизнь висели
Утесы бед и смерть, оскалив зев...

В литературе он прожил долгую и сложную жизнь, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Его «Очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык , о котором писатель сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

За каждый правильный ответ – по одному баллу

За аргументацию – по одному баллу

Ответ.

3. Александр Грин.

5. Задание (8 баллов).

Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений . Раскройте содержание их современного использования.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой.

3. На деревню дедушке.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Пример: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать .

Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова.

Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.

Ответ.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь .

Из басни «Квартет» .

Фраза применяется к коллективу , который неэффективно работает либо у которого дела совсем не спорятся из-за низкого профессионализма, отсутствия взаимопонимания и единства.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой .

Из поэмы «Руслан и Людмила» .

Фраза о давних событиях, правдивость которых сейчас и не проверишь, настолько они стары.

3. На деревню дедушке .

Из рассказа «Ванька» .

Фраза употребляется по отношению к крайне неясным с точки зрения адресата письмам и посланиям.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно .

Из комедии «Горе от ума» .

Фраза, которая характеризует людей, не терпящих прислужничества и подхалимства, а занятых исключительно своими служебными обязанностями.

За указание литературного источника и автора – по одному баллу

За раскрытие современного использования – по одному баллу

6. Задание (8 баллов).

Замечательный русский художник Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю искусства как певец «гордой красы» моря. Наибольшую известность получила его картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Герои полотна, пережив крушение корабля, продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. Своенравное море проверяет волю людей, их любовь к жизни. Одна из яростных волн, самая мощная, стремится обрушиться на людей и похоронить их пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Солнечные лучи окрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Мажорная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на спасение.

1. Укажите название картины.

2. Черты какого художественного направления воплотились в этой картине?

3. Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы.

4. Назовите известных вам русских поэтов Х І Х века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (2-3 поэта).

5. Укажите город в Украине, в котором находится галерея.

Ответ.

1. «Девятый вал» – 1 балл.

2. Романтизм – 2 балла.

3. В центре произведений живописи и литературы романтического направления – сильная личность, исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Ярко воплотилась в этих произведениях и тема природной стихии. – 2 балла.

4. , – по одному баллу за один ответ, но не более двух баллов .

5. Феодосия – 1 балл.

I.Оргмомент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Этот урок мне хотелось бы начать словами известного поэта Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

II. Об одном из таких людей, о его творчестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это Николай Михайлович Рубцов. Слайд 2

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Знакомство с биографическими сведениями Н. М. Рубцова (1936-1971).

Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете.

«Ему было шесть лет, когда умерламать и его отдали в детдом. Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик. Он служил в армии, вкалывал на заводе. Учился… На тридцать втором годужизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвёртом – наконец-то! – и собственное жильё: крохотнуюоднокомнатнуюквартирку. Здесь спустя год его и убили…

Вот такая судьба.Слайд 3

Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.Н. Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме ему поставят памятник.

И это тоже судьба». (Коняев Н. Путник на краю поля//Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998. С. 6.)

Чтение стихотворений Н.М.Рубцова («Ду­ша хранит», «Зимняя песня», «Русский огонек», «Утро») подготовленными учениками. Слайд 4, 5, 6, 7

Ребята, вы сейчас прослушали замечательные стихи Николая Рубцова в исполнении ваших одноклассников. Давайте все вместе обсудим то, что вы услышали. (Перед глазами уч-ся распечатки этих стихотворений)

Беседа по вопросам:

Ø Какие темы затрагивает Н.М.Рубцов в сво­их стихотворениях? (Основные мотивы творчест­ва поэта - родина, природа, русская душа.)

Ø Какие образы встречаются в стихотворени­ях Н.М.Рубцова? (Любимые образы поэта - свет, звезда, огонек.)

Какие символические значения имеют эти образы? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоцииру­ется со священным огнем, со светом разума и бла­горазумия, со светом истины. Пламенеющая звез­да обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где ро­дился спаситель, указывает путь к Богу. Слайд 8

Огонь - мотив зарождения человеческой ци­вилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти. Светоч - это огонь, кото­рый мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.)

С лово учителя. На стихи Н.М.Рубцова на­писано разными композиторами более 120 песен. Например, около трех десятков песен на стихи Н.М.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов. Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагменты очень известных песен на слова Н. Рубцова. Обратите внимание на за­душевность, мелодичность произведений поэта (звучит песня на стихи Н.М.Рубцова). Слайд 9

В ывод. Сущность творчества Н.М.Рубцова критик В.Оботуров выразил так: «У каждого по­эта есть свой предмет поэзии. Для кого-то суще­ствует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интим­ной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждаю­щая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям. Без поучений и на­зиданий зовет она к сострадательности и совест­ливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира».

«Звезда полей» - стихотворение для Рубцова почти программное, это его своеобразный символ веры. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся проанализировать это стихотворение.

Анализ стихотворения «Звезда полей». Слайд 10

Как связано это стихотворение с биографи­ей поэта? (В середине 1964 года поэт был отчис­лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи­телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.)

Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 11

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1964

Словарная работа. Слайд 12

Ребята,что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние», «угасать»?

Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

. Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

И сон окутал родину мою…

т.е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом», располагаются «вдали». Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь». Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...»), и мир «горний», тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»). Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа).

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней», - это и ec тьдля него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова (от руки женщины, которую он вскоре собирался назвать своей женой) последовала именно от того, что он «надорвался», не вынес равнодушия со стороны тех, кто:

Снуют. Считают рублики.

Спешат в свои дома.

И нету дела публике,

Что я схожу с ума!

Из ранних стихов, 1957 г .

«Звезда полей» не спасла своего поэта.

Образ звезды чаще всего встречается в песенном жанре, в романсе. Я уже упоминала это слово на уроке. Стихотворение Рубцова перекликается с известным романсом «Гори, гори, моя звезда» или с песней А. Градского «Звезда полей». Слайд 15

Ø Кто-нибудь знает, что такое романс? (Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией). На примере стихотворения «Звезда полей» можно увидеть сочетание двух жанров – элегии и романса.

Ø Сколько строф имеет стихотворение? (Четыре)

Ø Как называется строфа, состоящая из четырёх строк? (Катрен)

Ø Слайд 16 Давайте проанализируем содержание стихотворения. Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Т.е. звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.)

Ø Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

Ø Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

Ø Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символомсвета, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием «Родина».)

Где же звезда «восходит ярче и полней»? Слайд 17

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. Слайд 18

Ø Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.(Лирическийгерой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

2. Работа в тетрадях

Ребята, давайте сейчас с вами вспомним понятия о рифме, ритме, стихотворном размере. Потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведения. Итак, обратите внимание на слайд. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий. Слайд 19

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

А теперь давайте определим размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». Слайд 20

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/- ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / ____ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями(стопаямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная:АБАБ.

Ø Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

5. Анализ средств выразительности. Слайд 22, 23

Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

IV .Итог урока

В заключении мне хотелось бы вам сказать,чтоН. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Рефлексия Слайд 24

Япредлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

10.урок дал мне для жизни!

V . Домашнее задание Слайд 25

Ø Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

Ø В рамках сдачи ЕГЭ

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова

Стихотворение «Звезда полей» написано в 1964 году и относится к раннему периоду творчества поэта Н.М. Рубцова. Оно написано в жанре элегии и представляет собой монолог лирического героя, посвященный любви к малой родине.

Центральный образ произведения — неугасающая звезда полей. Поэт подчеркивает, что она горит всегда, во все времена года, горит, когда люди засыпают, и никогда не угасает. Звезда освещает путеводным светом дорогу, успокаивает «жителей земли» в их тревоге и жизненных потрясениях, дарит лучи далеким городам, и никто не остается без ее света. Автор утверждает, что и ему самому она помогла пережить потрясения, которых в жизни Рубцова было действительно немало. Когда ему было тяжело, он всегда вспоминал ее неугасающий свет.

В конце стихотворения становится понятно, что это небесное светило ассоциируется у автора с малой родиной, где оно светит «ярче и полней». Н. М. Рубцов родился в Архангельской области, на севере, отсюда и «заледенелая мгла», но она нисколько не пугает поэта, ведь у него есть своя путеводная звезда, которая на его малой родине горит ярче всего. Можно предположить, что «звезда полей» — это Полярная звезда, которую поэт видел на небе с самого детства. Для него она является символом родного края. В самые тяжелые моменты жизни герой вспоминает этот символ — своей Родины, своего детства, того времени, в которое он был счастлив и полон надежд на будущее. К нему можно вернуться даже вдали от родного края, мысленно вновь перенестись в детство и погрузиться в приятные, исцеляющие душу воспоминания. Герой счастлив, пока живо то место, где он родился. Рубцов в своем стихотворении показывает, что подобная звезда есть у каждого, она горит «для всех тревожных жителей земли», и действительно, у каждого есть своя малая родина, мысли о которой всегда успокаивают и спасают от тревог.

Из средств выразительности в данном стихотворении преобладают метафоры — «звезда смотрит», «горит над золотом осенним», «лучом приветливым касаясь», встречаются эпитеты — «мгла заледенелая», луч приветливый». Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, восклицательных предложений и многоточий.