Анализ произведения редеет облаков летучая гряда. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

1. Основная тема стихотворения.
2. Переживания лирического героя и художественные приемы, их передающие.
3. Сравнение пейзажной лирики А. С. Пушкина и последующих поэтов.

Многие поэты и до А. С. Пушкина и после него охотно обращались в своем творчестве к описанию картин природы. Пейзажная лирика позволяет не только наглядно представить определенный ландшафт, время года, погодные изменения, но также помогает лучше понять переживания лирического героя, которые либо находятся в гармонии с окружающим миром, либо, наоборот, противопоставляются ему.

В стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» основной темой является спокойное, чуть задумчивое миросозерцание. Очевидно, что лирический герой находится в гармонии с природой. «Люблю твой слабый свет в небесной вышине», — восклицает он, обращаясь к вечерней звезде. Звезда воспринимается почти как живое существо: лирический герой обращается к ней, как к старому другу: «я помню твой восход, знакомое светило». Интересно отметить, что в этом стихотворении светилом называется именно вечерняя звезда, а не солнце или луна, хотя это слово обычно применяется по отношению к ним. С солнцем вечернюю звезду роднит и то, что ее свет разбудил «думы», хотя будить обычно полагается солнцу.

Но эти «думы» не нарушают гармонии и спокойствия, царящих в душе лирического героя. В свете вечерней звезды по-иному видится привычный пейзаж:

Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины...

При виде этой картины в памяти лирического героя рождаются воспоминания о другом пейзаже — о стране, где он бывал прежде. По описанию мы можем догадаться, что речь идет о южных областях России: поэт упоминает мирт и кипарис, которые растут в теплом климате, а также горы и море. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» написано в 1820 году, когда Пушкин находился в южной ссылке. Поэт побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), в Крыму и Кишиневе, на Кавказе. Однако несмотря на то что это была ссылка, воспоминания поэта лишены негативной окраски. Напротив, он с удовольствием вспоминает о том, как встречал восход вечерней звезды «над мирною страной, где все для сердца мило». Описание этого края выдержано в возвышенных, романтических тонах:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мир и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

Спокойное, умиротворяющее состояние природы подчеркивается: все вокруг словно погружено в сон — «дремлющий залив», «дремлет нежный мирт». И лирический герой стихотворения тоже пребывает в «задумчивой лени» — не сна, а своего рода мечтательного оцепенения. А теперь сравним стихотворение Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» с несколькими стихотворениями других поэтов, живших позже. Зарисовку вечернего пейзажа мы находим, например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Несомненно, в лермонтовских строках есть общее с пейзажными зарисовка Пушкина в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...». Вслед за Пушкиным Лермонтов олицетворяет звезды с людьми, они говорят друг с другом. В стихотворении Лермонтова природа то же объята мирной дремотой; однако настроение лирического героя совершенно иное. Если в стихотворении Пушкина лирический герой ощущает тесную связь с окружающим миром, для него звезда — старинный знакомый, приятель, то в стихотворении Лермонтова безмятежность вечернего пейзажа подчеркивает ощущение одиночества и тоски, владеющие лирическим героем. Поэтому окружающий мир для него — «пустыня», она «внемлет богу». Однако лирический герой стихотворения не принимает участия в этом общении. Мотив сна, в который желал бы погрузиться лирический герой Лермонтова, также сильно отличается от спокойной «задумчивой лени» лирического героя Пушкина, который ничуть не стремиться порвать с окружающим миром. Лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», он хочет «забыться и заснуть». Его измученный бунтующий дух не находит успокоения в созерцании природы; однако и он ощущает родство с ней, поэтому хотел бы, чтобы над ним, когда он погрузится в бесконечный сон, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

А вот как рисует картину вечернего пейзажа Ф. И. Тютчев в стихотворении «Тени сизые смесились...»:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Мы снова видим природу погруженной в дремоту. А каковы же чувства и переживания лирического героя Тютчева? Он гораздо ближе к невозмутимому миросозерцанию Пушкина, чем лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». У Тютчева он ощущает себя в единстве с окружающей природой: «все во мне и я во всем». Однако в стихотворении Тютчева ярко выражен философский настрой, которого мы не находим в творчестве Пушкина. В пушкинском стихотворении пейзаж пробуждает в душе лирического героя воспоминания. Тютчева сумерки настраивают на философские раздумья о гармонии в душе человека, которую можно восстановить благодаря общению с природой:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.

В тютчевском стихотворении звучит мотив слияния «с миром дремлющим»; но едва ли это «задумчивая лень» пушкинского лирического героя, скорее это глубокое чувство единения со вселенной, в котором поэт черпает вдохновение. Однако обратим внимание: как и в стихотворении Пушкина, в стихотворениях Лермонтова и Тютчева картины природы служат для лучшего понимания переживаний лирического героя. Кроме того, многие образы пушкинской лирики использовались последующими поэтами, которые заново их переосмысливали и добавляли что-то свое.

Напоследок нужно отметить, что пушкинские традиции описания пейзажа оказали значительное влияние на творчество многих русских поэтов.

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?

В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).

В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?

В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)

С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?

С2 . Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.

В8. метафора

В10. анафора, повтор

В11. символ

В12. аллитерация, звукопись.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.



Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

А.С.Пушкин

В8 . Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

………………….

Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?

В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.

В11 . Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.

В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный» ), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.

С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».

С4 . Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

Ответы:

В9. анафора, единоначатие

В10. аллитерация, звукопись

В11. молча, жадно

В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания

«Осень»

Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –

в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.

В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.

«Вновь я посетил…»

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.

В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.

Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов . В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал ), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак ), славянизмам (златых, брегам, главу, младая ). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.

Работа по технологии «Творческие мастерские» может быть организована по-разному.

Данный урок содержит некую интригу (дети знают, что они будут писать сочинение, но о чем???), что очень стимулирует интерес к выполнению предварительных заданий.

Роль учителя сведена до минимума – он только комментирует этапы работ. Необычность работы и полная самостоятельность учащихся приносят порой неожиданные результаты: дети, не умеющие и не любящие писать сочинения по определенным «канонам», создают прекрасные работы, так как чувствуют себя свободными в мыслеизъявлении.

Выдержки из рефлексии учащихся:

«Сначала казалось, что не сумею написать сочинение по такой странной теме (его тема «Загадка» ), но потом посмотрел на опорные слова, и стали рождаться мысли. Каким-то образом они и выстроились в сочинение. Было ощущение, что меня кто-то направляет»

« Никогда не думала, что сумею выразить то, что хранила в глубине души. Ни с кем не делилась своим чувством и вдруг рассказала про свою любовь. Странно, как это и получилось…»

«От Пушкина – к… себе»

Ход урока.

1. Учитель читает стихотворение Александра Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

2. Ученикам предлагается определить «теплые» и «холодные» слова (желательно принадлежащие к разным частям речи) и записать их в две колонки

3. Из «теплых» и «холодных» слов необходимо выбрать по 2 слова и записать их в строчку

4. К этим четырем словам подбираются ассоциации (по 5-6 слов) и записываются в столбик

5. Из четырех колонок слов выбирается ОДНО слово, которое почему-либо нравится больше других

6. Объявляется, что именно оно и есть название сочинения

7. Для написания сочинения есть условие: в нем должны быть использованы все слова из четырех колонок.

8. Чтение и обсуждение сочинений

9 . Рефлексия

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополя в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень -

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Теплые

Редеет

Облаков гряда

Светило

Тополя

Тень

Звезда

Печальная

Дремлет

Залив

Ночь

Холодные

Думы

Лень

Слабый

Свет

Восход

Юная

Скалы

Мгла

Влачил

ЗВЕЗДА НОЧЬ ДУМЫ СЛАБЫЙ

Небо поезд спокойные бедный

Озеро костер мысли несчастье

Гора палатка грусть обида

Счастье спокойно радость грустит

Сияет прекрасная друзья один

5-6-7. НЕБО

Небо … Озеро … Друзья …То грусть , то радость …Здесь любимые люди. С ними хорошо, спокойно и прекрасно.

Сейчас ночь. Ах, как я люблю эту ночь ! Я лежу на самой вершине любимой горы под любимым небом и смотрю на любимые звезды , которые так ярко сияют , что я не могу заснуть…

А кто-то сейчас грустит . Он совсем один . Бедный, несчастный человек! Его обидели, потому что он слабый . Как же хочется, чтобы в такую чудесную минуту, когда мне так хорошо, знать, что хорошо всем людям на свете! Я мечтаю…Задумываюсь. Вот бы была хоть одна такая минута, когда всем, всем-всем людям было хорошо!! Ах, какое это было бы счастье !

Но я отмахнула грустные мысли . Со мной любимые друзья, я лежу у костра , а рядом стоит палатка . Только добрые, счастливые мысли начали приходить мне в голову. Я радуюсь, что они пришли. Я вспоминаю самые лучшие моменты моей жизни. Как я не хочу садиться на поезд и уезжать отсюда! Но…Ничего… Всё хорошо… Я люблю такие мысли …Добрые и спокойные. Я всегда буду любить свои любимые звезды , любимую гору , своё любимое небо …


Александр Сергеевич Пушкин

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

Пушкин и Раевская

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание - ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название - «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них - Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли - античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении - дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору - «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.

В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки - описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас - поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому - строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:

Святой Владычице,
Звезде морей, Небесной Деве…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Пейзажная лирика помогает наглядно увидеть картину природы, но в то же время понять лирического героя, как, например, можно увидеть в одном из произведений А. С. Пушкина, если провести анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...». Настроение и гармонирует с окружающим миром, лирический герой находится в том состоянии, когда все вокруг цветет, радуется прекрасному времени года. Но бывает и так, что в стихотворении противопоставляются состояния души и природы.

История

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" необходимо начать с упоминания истории его создания. Когда Пушкин находился в имении братьев Давыдовых, в 1820 году, он написал данное произведение.

Написанию стихотворения предшествовало знакомство юного 21-летного поэта с 15-летней Он встретил ее, когда гостил у в Гурзуфе.

Спустя годы юношеское увлечение казалось молодым, милым и далеким воспоминанием. Каждый пошел своей дорогой. Но когда Пушкину написал Александр Бестужев с просьбой о размещении стихотворения в журнале, поэт попросил не печатать последние строчки, ведь в них было зашифровано послание. Однако Бестужев не послушал и разместил произведение полностью, отчего Пушкин был в отчаянии, как написал в письме своему другу.

Основная мысль, жанр и композиция

Тема стихотворения спрятана в словах "печальный", "дремлющий", "нежный", "сердечной", что говорит о светлой печали прошедшей любви. Природа только помогает нежные чувства, пробуждать их, вызывая лишь только положительные эмоции. На основе этих слов можно увидеть главную тему и заложенную мысль.

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" показывает, что произведение состоит из 16 строк, где каждое предложение - это новая картинка и мысль.

Стихотворение разделено на три части, на три состояния души:

  • первая часть - унылый пейзаж, когда герой находился в грустном состоянии и еще не встретил любовь;
  • вторая часть - воспоминания;
  • третья часть - состояние влюбленности и обращение к своей возлюбленной.

Находясь в юношеском возрасте, Пушкин написал "Редеет облаков летучая гряда". Анализ стихотворения позволяет определить жанр произведения как романтическую элегию, когда поэт смотрел на пейзаж, который вызывал у него в памяти образ юной особы, и то время и место, "где все для сердца мило", которое он провел на берегу реки Каменки.

Плавная речь, мужская и женская рифмы, восемь двустиший - и все это написано шестистопным ямбом.

Интересно, что стихотворение имело несколько названий: "Таврическая звезда", "Эпиграмма во вкусе древних" - но так и осталось без названия, за основу которого были взяты первые строчки.

"Редеет облаков летучая гряда": анализ стихотворения, тропы

Гармония с природой - это состояние лирического героя, он смотрит на пейзаж и видит образ возлюбленной, а значит, поэт использовал в произведении олицетворение, сравнивая звезду с девушкой. Использование олицетворения делает природу живой и чувственной, она будто понимает героя и навевает прекрасные воспоминания прошедшего мгновения. Из-за использованного приема не создается ощущения какой-то потерянности, нет грусти, печали, а лишь светлое воспоминание, которое было у каждого, и, как лирический герой, он вспоминает это время с улыбкой.

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" помогает увидеть и другие тропы, такие как эпитеты (небесная вышина, печальная звезда, черных скал вершины), метафоры (луч осеребрил равнины), старославянизм (над морем я влачил) и метонимия (увядшие равнины).