Биография. Персидский царь Кир Великий: биография. Почему персидский царь Кир был назван великим? Персидский царь покоривший вавилон

Кир Великий...

Кир II Великий родился около 593 г. до н.э. Сын Камбиса I из клана Ахеменидов, ведущего клана в персидском племени, именовавшемся Пасаргадами. В своем воззвании к вавилонянам Кир называл своих предков, Теиспа, Кира Первого и Камбиса I, "царями Аншана". Однако из библейских источников известно, что Элам, одной из областей которого был Аншан, подвергся завоеванию в 596 г. до н. э., и возможно, что пасаргадская династия Теиспа захватила Аншан в том самом году. Пасаргадские цари Аншана были вассалами Мидийской империи вплоть до восстания Кира, который (согласно сведениям Геродота, утверждавшего, что правление Кира продлилось 29 лет), вероятно, стал царем в 558 г. Мятеж начался в 553 г. и завершился пленением царя Мидии Астиага и захватом Эктабана, мидийской столицы. С того времени Кир стал именовать себя "царем персов".

О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Кира II существовало несколько противоречивых свидетельств. История Кира вскоре обросла легендами. Геродот упоминает четыре версии о его происхождении. Другой греческий историк, Ксенофонт, также пишет о том, что уже в V в. до н.э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному. Согласно одной из версий, Кир являлся сыном Манданы, дочери царя Астиага. Он был увезен в горы, вскормлен собакой и воспитан пастухом. Надо отметить, что законность правления Кира в Мидии подтверждалась его кровными связями с Астиагом, о которых, кроме Геродота, упоминают и другие историки (Юстин, Элиан). Согласно наиболее распространенной версии, отцом Кира был персидский царь Камбис I, a матерью - Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. По свидетельству Геродота, однажды Астиагу приснился сон, истолкованный придворными жрецами-магами в том смысле, что его внук Кир станет царем вместо него. Поэтому Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у нее родился сын, решил погубить его.

Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребенка пастуху Митридату, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Родители решили воспитать царского сына, который получил имя Кир, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого Митридат доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток Митридата, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

В дальнейшем Гарпаг возвысился при Кире и командовал армией, подчинившей власти Кира народы малоазийского побережья. Согласно третьей версии, Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное халдеями, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа. Согласно Эсхилу, который объединил эллинские сведения с восточными, Кир наследовал царство от некоего безымянного сына мидийского царя Мидаса и, став правителем, благословленным небесами, завоевал Лидию, Фригию и Ионию.

Дальнейшая биография Кира известна в основном из "Истории" Геродота. Некоторую полезную информацию можно почерпнуть также у древнего историка Ктесия и в книгах Ветхого Завета. Оригинальные источники малочисленны. Кроме цилиндра с воззванием Кира "к вавилонянам" сохранилось лишь несколько частных вавилонских документов, которые помогают вести хронологию событий в соответствии с датировкой Птолемеева канона.

В 558 г. до н.э. Кир Великий стал царем персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Кроме них в союз входили также марафии и маспии. Все они находились в зависимости от мидийского царя. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады, интенсивное строительство которого относится как раз к начальному периоду правления Куруша. Жившие в городах и степях Персии киртии, марды, сагартии и некоторые другие кочевые племена, а также оседлые племена кармании, панфиалеи и деруши были покорены Киром позднее, по-видимому, уже после войны Мидией. Когда Кир сделался царем Персии, на Ближнем Востоке существовали четыре крупные державы: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет. Всем им в будущем суждено было войти в состав державы Ахеменидов, началу создания которой положило в 553 г. до н.э. восстание персов против Мидии.

Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанес жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Чтобы возбудить воинственный дух персов, Кир, по слова Геродота, пошел на хитрость. Однажды он велел им прийти с серпами и расчистить от колючего кустарника значительный участок земли. После того как работа была выполнена, царь распорядился заколоть скот и подать в изобилии хлеба и вина, чтобы угостить персов. Обратившись к собравшимся на пиру, Кир спросил, предпочитают ли они надрываться от тяжелого труда, или проводить время в пирах и веселье. Как и следовало ожидать, персы выбрали второе. Тогда Кир стал уговаривать своих подданных отложиться от Мидии и обещал им, что успех восстания обеспечит им всем легкую жизнь. Персы охотно откликнулись на призыв своего вождя. Исход войны решился в трех битвах. В первой Астиаг сам не участвовал, а его полководец Гарпаг с большей частью войска перешел на сторону персов. Тогда Астиаг собрал новое войско и сам повел его в бой. Вторая битва продолжалась два дня и закончилась полной победой мидийцев. Последняя битва произошла уже в Персии под стенами Пасаргад. Она тоже продолжалась два дня. В первый день успех был на стороне мидийцев, но на второй день персы, пристыженные своими женами и матерями, стали сражаться решительнее. В конце концов, войску Кира удалось одержать полную победу и захватить лагерь мидийцев. Не находя больше поддержки у подданных, Астиаг бежал в Экбатаны, но вскоре был принужден сдаться Киру и отречься в его пользу от престола (в 550 г. до н.э.). Мидийская знать, хотя и сохранила при новой династии свои привилегии, уступила первенство персидской. Таким образом, Персия, до этого малоизвестная периферийная область Азии, в середине VI в. до н.э. вышла на сцену мировой истории, чтобы в течение двух следующих столетий играть в ней ведущую роль. Вскоре после захвата Мидии Кир подвергся нападению со стороны коалиции Вавилона, Египта и Лидии, поддержанной также Спартой, которая обладала наибольшей военной мощью среди полисов Эллады. Сразу после победы над Астиагом, в 549 г. до н.э., Кир захватил весь Элам и сделал главный город этой страны - Сузы - своей столицей. В следующем году были покорены страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы: Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения. Затем пришло время Лидии. Об этой новой войне достаточно подробно повествует Геродот. В ту пору Лидия объединяла под своей властью всю Малую Азию. Ее царь Крез считался одним из богатейших и могущественнейших государей Востока. Уверенный в своей силе, он в 547 г. до н.э. вторгся в Каппадокию, раньше принадлежавшую мидийцам, а затем перешедшую под власть персов. Кровопролитная битва между противниками произошла на реке Галис и закончилась безрезультатно. Но Крез счел за лучшее отступить к своей столице Сардам, чтобы тщательнее подготовиться к войне. Он предполагал в ближайшее время возвратиться в Каппадокию, однако Кир не дал ему собраться с силами и внезапно явился со всем своим войском к Сардам. Лидийцы вовсе не ожидали такого поспешного нападения и узнали о нем лишь после того, когда персы появились у их столицы. Крез вывел навстречу Киру свое войско, состоявшее большей частью из вооруженной копьями конницы. Для того чтобы избежать ее стремительной атаки, Кир, по совету своего полководца Гарпага, придумал такую хитрость: он велел освободить от поклажи всех шедших в обозе верблюдов, посадил на них воинов и поставил эту своеобразную кавалерию впереди своего войска. Когда начался бой, лидийские кони, не привыкшие к виду и запаху верблюдов, обратились в бегство. Всадники были принуждены соскочить с них и сражаться с врагом в пешем строю. Несмотря на отчаянное сопротивление, они, в конце концов, были разбиты и бежали в Сарды. Осада этой неприступной крепости продолжалась всего 14 дней. Персам удалось найти тайную тропу, по которой они взошли на отвесные стены акрополя. Этот неожиданный штурм решил исход всей войны - ливийцы были покорены, а их царь Крез оказался в плену у Кира. Вскоре после этого Гарпаг, получивший в управление Лидию, завоевал все прибрежные малоазийские города греков в Ионии и Эолиде. В течение ряда последующих лет персы под началом Гарпага подавляли лидийский мятеж, поднятый неким Пактием, завоевывали ионийские города, а также земли карийцев и ликийцев. Царь Киликии добровольно признал над собой персидскую власть. После лидийского похода Кир, вероятно, приступил к завоеванию областей Восточного Ирана и Средней Азии. Подробности этой войны нам совершенно не известны, и поэтому историки ничего не знают о том, каким образом Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия, Гедросия, Арахосия и Гандахара вошли в состав державы Ахеменидов. Вероятно, это произошло в 545-540 гг. до н.э. А затем наступила очередь Вавилонии, которая включала в себя почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова и Восточную Киликию.

Весной 539 г. до н.э. персидская армия выступила в поход и начала продвигаться вниз по долине реки Диялы. Лето было потрачено персами на сложные земляные работы у реки Гинд. (Геродот пишет, что одна из священных белых лошадей Кира утонула в ней; и тогда царь велел разделить воды этой реки на 180 отдельных каналов и таким образом наказал ее.) Тем временем вавилонский царь Набонид успел хорошо подготовиться к войне. Вавилония имела много мощных крепостей, из которых особенно выделялся своей неприступностью Вавилон. (Город был обнесен двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта. Внешняя стена имела высоту около 8 м, а внутренняя, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, - 11 - 14 м. На расстоянии 20 м друг от друга на стенах располагались укрепленные башни. Перед внешней стеной крепостного вала, на расстоянии 20 м от нее, был глубокий ров, наполненный водой. Через город протекала река Евфрат.) Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло в августе 539 г. до н.э. у Описа на Тигре. Кир одержал здесь победу над пасынком Набонида Бэлшаррууцуром. В октябре его войска взяли хорошо укрепленный Сиппар, а через два дня - 12 октября - также без боя Кир овладел Вавилоном. (Согласно Геродоту, он велел отвести реку и вступил в город по ее руслу, но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным.) Персы убили царевича Бэлшаррууцура, но с престарелым Набонидом Кир обошелся милостиво - сохранил ему жизнь и только удалил из Вавилонии, назначив сатрапом Кармании. Персидский царь велел вернуть обратно идолов богов, вывезенных Набонидом из храмов покоренных городов. Многие храмы, разрушенные ассирийцами и вавилонянами, были при нем восстановлены (в том числе и евреи получили разрешение восстановить свой Иерусалимский храм). Местная вавилонская знать в основном сохранила все свои привилегии. С начала 538 г. до н. э. Кир начинает именовать себя "царем Вавилона, царем стран". Вслед за столицей персам подчинились и вавилонские провинции Сирии. В 538 г. Кир позволил евреям, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, возвратиться в Палестину и восстановить разрушенный храм в Иерусалиме. Согласно Ктесию, Кир разбил бактрийцев и саков. Историки Александра Македонского (Арриан, Страбон) упоминают также поход Кира через Гедросию, в котором он потерял всю армию, за исключением всего семи воинов, а также основание на берегах Яксарта (Сырдарья) города Кирополиса.

После падения Вавилонии все страны, расположенные к западу от нее до границ с Египтом, по-видимому, добровольно подчинились персам. Тогда же персы установили свой контроль над частью Аравийского полуострова, захваченной до этого Набонидом. В 530 г. Кир, сделав своего сына Камбиса царем Вавилона, начал новый поход на Восток. Свой последний поход Кир Великий предпринял против массагетов - кочевников, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями, на северо-восточных границах его державы. Здесь удача, так долго сопутствовавшая персидскому царю, ему изменила: во время битвы на восточном берегу Амударьи Кир потерпел полное поражение и погиб сам.

По свидетельству Геродота, торжествующие враги отрубили ему голову и бросили ее в мешок с кровью. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребен в Пасаргадах (где его тело видел еще Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным. Гробница Кира Великого находится в Пасаргадах (ныне Мургаб), городе, который он выстроил на своей родине и где также возвел царский дворец.

Давно известную учёным гробницу великого персидского правителя удалось отыскать только в 1952 году, среди развалин Пасаргады, на юге Ирана. 2500 лет сооружение находилось в более или менее комфортных условиях, поэтому до наших дней дожила в хорошем состоянии. Сделана Гробница Кира Великого из белого известняка и высотой она - всего 11 метров. Сама гробница 5 с половиной метров, и ступенчатая платформа - тоже пять с половиной. Остроконечная, наклонная крыша выложена из пяти огромных камней. По описанию этот мавзолей полностью совпадает с тем, который так долго искали. Так что сомневаться в его подлинности не приходится. В эту гробницу есть вход с двойными дверями, ведущий в комнату без окон, в которой когда-то стоял саркофаг Кира Великого. Теперь мавзолей - всего лишь пустая оболочка. Грабить эту гробницу начали ещё во времена Александра Македонского, несмотря на то, что Александр всячески стремился оберегать его и казнил грабителей. Даже несмотря на то, что тем не удалось ничем особенным поживиться. Великий персидский полководец был похоронен очень скромно.

В короткий срок вождь небольшого, мало кому известного племени основал могущественную империю, распростершуюся от Инда и Яксарта до Эгейского моря и пределов Египта. Кир был великим воином и государственным деятелем. Он прославился своим милосердием в отношении покоренных народов. В Вавилоне он действовал в рамках своего рода "конституционной монархии". В памяти персов он остался как "отец народа". Противники также признавали его величие, что подтверждает эллинская традиция.

Взятие Вавилона Киром было столь значительным событием, что оно нашло отражение в греческой, вавилонской, древнееврейской литературах и в клинописных текстах времен Кира.

Первым после Сард подвергся нападению Кира Вавилон, давний соперник Мидии, величайший город мира. Вавилон был столицей Нововавилонской державы, включавшей почти всю Месопотамию, Сирию, Финикию, Палестину, часть Аравийского полуострова. Более десяти лет Кир готовился к войне с Вавилонией, обучая воинов и вступая в соглашение со всеми, кто имел основание быть недовольным владычеством вавилонян.

Весной персидская армия двинулась на юг долиной реки Гинд, текущей в горах и поэтому очень быстрой. Когда царь попытался эту реку перейти, один из его священных белых коней прыгнул с берега, чтобы переплыть реку. Но река его поглотила и понесла. Увидев в этом событии дурное предзнаменование, Кир остановился и разбил на берегу реки лагерь.

Объявив воинам, что он разгневался на реку и хочет ее наказать, царь приказал рыть по обе стороны реки в разных направлениях каналы для отвода воды. Когда к осени Гинд обмелел, поход возобновился.

Все это время вавилонский царь Набонид готовился к отражению нападения. Он Возводил стену поперек равнины двуречья, к северу от Вавилона, запасал продовольствие на случай длительной осады, но, когда войско Кира приблизилось к городу Опису и перешло Тигр, восстало местное население и присоединилось к персам. В сражении у Описа вавилоняне были разбиты, и Набонид бежал под защиту стен Вавилона.

С плоской равнины, которой шли персы, Вавилон виделся горой. Его внешняя стена возвышалась на восемь метров. Внутренняя стена, отстоявшая от внешней на двенадцать метров, была еще выше, поднимаясь в высоту до четырнадцати метров. Стену венчали грозные башни, дающие возможность обстрела во все стороны, перед внешней стеной тянулся глубокий ров, заполненный водой.

Кир долго смотрел на укрепления Вавилона, переводя взгляд от стены к стене, от башни к башне. Придя к выводу о невозможности штурма, он разделил войско на четыре части и поставил каждую из них по обоим берегам Евфрата, при входе в город и при выходе из него. Назначив над каждой группой командующих, он приказал им рыть вокруг города, вдоль стены, два обводных канала, частично используя для этого защитный ров. После этого он удалился.

Работа шла быстро. Земля была мягка как пух. Помогал и опыт, полученный на Гинде. Вавилоняне с высоты стен наблюдали за тем, как каналы, подобно двум гигантским змеям, сжимают город в кольцо, но вылазок не делали. Обстрел же со стен почти не приносил урона работающим.

И вот неожиданно для вавилонян были подняты щиты, закрывавшие прорытые каналы, и вода хлынула по двум новым руслам. И сразу же по старому обмелевшему руслу персы вступили в город. Вавилон был настолько велик, что обитатели окраин об этом и не догадывались и плясали, отмечая один из бесчисленных праздников в честь своих богов.

Убивая всех встречных, персы направились к царскому дворцу, высившемуся квадратной громадой. В главном его зале в это время шел пир горой. Царь, развалившись на ложе у накрытого яствами стола, что-то говорил гостям. Но речь его вдруг оборвалась. Из стены, против него, показалась огненная рука, вычертившая клиньями надпись. «Мене. Текел. Перес»,- прочел царь. Пока он размышлял, что могут означать эти слова, в зал, перебив пьяную стражу, ворвались персы.

Сразу же после этого персидская стража заняла выходы из дворца, не давая никому что-либо оттуда выносить. Под охрану были поставлены все восемь городских ворот. Разосланные по всем концам города глашатаи на нескольких языках призывали население к спокойствию, обещая им от имени царя безопасность и неприкосновенность храмового и личного имущества.

На следующий день в город на колеснице, запряженной священными белыми конями, в сопровождении вельмож и отборных воинов вступил Кир. Мощеная улица, ведущая к Вратам богини Иштар, была усыпана миртовыми ветвями. Под копыта коней и под ноги свиты летели цветы. С особым ликованием царя приветствовали те, кого Набонид и его предшественники насильственно переселили в Вавилон, оторвав их от родной почвы, от отеческих храмов. Этим изгнанникам Кир обещал возвращение в родные места.

У врат богини Иштар царь царей сошел с колесницы и склонил голову. Народ замер, восприняв это как признание персом верховной власти Владычицы города. Когда же из храма навстречу Киру вышла процессия жрецов в белых одеяниях, приветствуя сына Иштар песнопениями, ликующий рев толпы был подобен грому. Гнездившиеся на кровле храма голуби в испуге взмыли вверх, так что показалось, что Кира приветствует сама Владычица.

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1Начало истории

2.2Из плена – на родину

2.3Сады и блистающий дворец

3.ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1Как Вавилон добился своего величия

3.2Когда Навуходоносор правил Вавилоном

3.3Свод Законов Хаммурапи

3.4Каким богам поклонялись в Вавилоне

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

В оборонительной системе Вавилона был один недостаток: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона. Когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Его встретили радушно.

Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием.

С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Вавилон был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе.

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды. Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи.

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон.

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Многие виды преступлений карались смертью.

Цель написанной работы – рассказать о правлении царей в Вавилоне; о завоевании и падении города.

Для написания контрольной работы использовалась следующая литература:

1.Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

2.Моммзен Т. История Вавилона. М., 1943. 379 – 380 с.

3. Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

4.Энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1 Начало истории

вавилон семирамида хаммурапи

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

2.2 Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене –исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

2.3 Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

3. ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1 Как Вавилон добился своего величия

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.

Кир - захват Вавилона, Набонид, Валтасар

«И камни возопиют…» Опарин А.А.

Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила
7. «Я назвал тебя по имени…»

2 октября 562 года до Р. Хр. в Вавилоне умирает царь Навуходоносор Второй. Казалось, что дыхание жизни, покинувшее великого царя, покинуло и созданную им империю. Примирившись с Богом, правитель оставил непримиренное, терзаемое внутренними смутами государство. Зная открытый ему Господом ход всемирной истории и убедившись на собственном горьком опыте, что изменить его нельзя, царь, видимо, чувствовал приближение срока Серебряного царства, которое должно было смести все плоды его деятельности. Но этого факта не желала принимать жреческая и военная знать, которая сразу после похорон великого царя начала борьбу за власть. В течение пяти лет на престоле побывали три царя - Авель-Мардук (562-560 до Р. Хр.), сын Навуходоносора, Нериглассар (560-556 до Р. Хр.), зять Навуходоносора и Лабаши-Мардук (556-556 до Р. Хр.), сын Нериглассара, внук Навуходоносора, поставленные на престол и умерщвленные этой же знатью.

Последний переворот произошел в мае 556 года до Р. Хр., когда жрецы, недовольные начинаниями Лабаши-Мардука, умертвили царя. На опустевший трон они возводят сына одного из арамейских вождей Набонида, имевшего весьма опосредованное отношение к правящей династии. Но тут жрецы ошиблись, ибо в новом царе они получили религиозного реформатора. Матерью нового царя была Аддагуппи, жрица бога Сина (бога Луны). И поэтому, находясь под сильным влиянием матери, правитель начинает выдвигать бога Сина на первое место в вавилонском пантеоне богов. Делал он это также и для того, чтобы ограничить власть всесильных жрецов бога Мардука, центром которых был храмовый комплекс Эсагила (куда входила и Этеменанка - знаменитая вавилонская башня). Одновременно с этим Набонид приступает к активной внешней политике. В 553 году до Р. Хр. он захватывает у мидян Харран, воспользовавшись их войной с персами, а затем и область Тейму в Центральной Аравии. Туда же в 549 году он переносит свою резиденцию, оставив управление Вавилоном на своего сына Валтасара (Бел-Шар-Уцуру), внуку Навуходоносора по материнской линии. Имя последнего долгое время вызывало нескончаемые споры в научных кругах. Дело в том, что на протяжении веков это имя упоминалось только в Библии (см. главу 5 книги пророка Даниила), в то время когда все другие источники говорили только о Набониде, как последнем царе Вавилона, не упоминая имени Валтасара. Еще более неясным на этом фоне выглядел 29 текст 5 главы книги пророка Даниила: «Тогда по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве». Почему третьим? Почему не вторым, когда первым и единственным повелителем Вавилона был Набонид? В конце концов, споры закончились тем, что Валтасару было отказано в исторической реальности, а глава 5 книги пророка Даниила, под громкие овации атеистов, была объявлена сказкой! Но в защиту своего правителя подали голос вавилонские хроники…

Вавилонская хроника
В 1853 году в Уре, при одном из храмов, была обнаружена так называемая Колонна Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара, первородного сына моего, порождение моих чресл, страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни» [*1]. Сегодня имя Валтасара заняло свое законное место в исторических трудах не только зарубежных, но и отечественных историков, идеология государств которых долгое время не позволяла писать правду. Анализируя сообщения древних историков и летописцев и сравнивая их с Библией, профессор Йельского университета Р. Ф. Даферти пишет: «Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому, что оно признает, что в царстве осуществлялось двойное правление» [*2].

Анналы истории
Несмотря на активную политику Набонида, страна неудержимо катилась в пропасть. Помимо прямой угрозы, исходившей от только что созданной Мидо-Персидской монархии, в самой Вавилонии царь не имел поддержки. С одной стороны, недовольные его политикой жрецы Мардука, вступившие в тайные переговоры с Киром, с другой стороны, покоренные народы, тяготившиеся вавилонским игом. Непонятный перенос царской резиденции в Тейму, видимо, был вызван опасениями Набонида за свою жизнь. «В столице же фактическим правителем остался сын Набонида - Валтасар (Бел-Шар-Уцуру)» [*3]. Тем временем весной 539 года до Р. Хр. Мидо-Персидская армия под предводительством Кира начинает поход на Вавилон. Вглядываясь в события тех лет, в хронику войн и походов, дворцовых переворотов и мятежей, убеждаешься, «что Бог предсказал события точнее, чем их фиксировала история и что воистину история - это исполнившиеся пророчества». И, наверное, последнее определение лучше всего подходит для истории как науки. И пример с Киром в который раз убеждает нас в этом.

Библейское свидетельство
«…Господь… Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» и храму: «Ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: «Я держу тебя за праву руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 44:28; 45:1-3). В этом пророчестве, сказанном за 150 лет до рождения Кира (датировку данного пророчества не оспаривали даже ученые-атеисты), были предсказаны не только указ о восстановлении Иерусалима, не только могущество будущего государства, но что самое чудесное - имя будущего царя - Кира! За 150 лет Бог открыл пророку Исайи имя этого царя, которому было Богом суждено исполнить Божественную волю. Геродот нам подробно рассказывает о детстве Кира, о том, как его хотел умертвить дед, царь Мидии Астиаг, опасавшийся за свой трон, о чудесном избавлении Кира и не менее замечательное его возвышение [*4]. Выжив и сделавшись царем по-человечески вопреки всему, Кир вступает в единоборство с Вавилоном, выполняя таким образом, сам не ведая того, Божественную волю, выполняя приговор, произнесенный Богом Вавилону, погрязшему в разврате и идолопоклонстве.

Примечания к 7 главе

[*1] ANET. Р. 313 b.
[*2] Nabonidus and Belshazzar. 1929. P. 200.
[*3] Всемирная история. В 24 т. 1996. Т. 3. стр. 229.
[*4] Геродот. Указ. соч. Кн. 1. стр. 108-130.


Ново-Вавилонское царство
Завоевание Вавилона персами

Между тем в 550г. до н. э. персидский царь Кир покорил Мидию. Готовясь к борьбе, Вавилония, по некоторым известиям, вступила в союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Но Киру удалось в 546 г. завоевать всю Малую Азию, включая Лидию, причём его войска прошли вдоль вавилонской границы. После покорения Лидии персы стали явно готовить поход на Вавилон. Набонид и Валтасар рассчитывали, видимо, отсидеться за мощными укреплениями, сооружёнными ещё Навуходоносором. Однако решающим оказалось то, что к моменту персидского наступления в 538 г. они лишились всякой поддержки в стране.

Торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования Набонида;им мерещились обширные рынки державы Кира, и они не усматривали ничего плохого в том, что горный “варвар” станет в конце концов вавилонским царём, как были до него вавилонскими царями, например, касситы и халдеи. Вавилонское войско, вероятно наполовину наёмное, наполовину набранное насильно, при этом долго находившееся в бездействии, не имело ни нужной боевой подготовки, ни охоты драться с армией, покорившей в течение немногих лет две крупнейшие державы. Широкие народные массы были безразличны к судьбе рабовладельческого государства, которое приносило им одни лишь непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

В 538 г. началось наступление персов и мидян вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

Широко известна легенда, рассказанная в “Книге Даниила” в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой и предвещавшие падение Вавилона в ту же ночь. Образ деспота, пирующего во дворце и неспособного понять знаки, предвещающие его неминуемую гибель, вошёл в демократическую и революционную поэзию XIX и XX вв. н. э.

Вавилон был взят при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. Но когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя. Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание “безбожному” правлению Набонида. Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены наих прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство.

Формально Вавилонское царство просуществовало ещё некоторое время и после этого, так как цари персов продолжали одновременно именоваться “царями Вавилона”. Но надежды вавилонской знати на ведущую роль в Персидской державе не оправдались. На Вавилонию была наложена дань, которая около 500 г. до н. э.- составляла более 30 т серебра в год; даже Египет уплачивал меньше - 20 т. В остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но, этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев. Положение народных масс всё более ухудшалось под двойным гнётом собственного господствующего класса и персидской деспотии.