Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь Возвращение в театральный мир

Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик, Автор

Всего фильмов 23

Жанры антреприза, драма, опера

Жанры антреприза драма опера

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.

Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».

Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.

Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».

«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».

Дмитрий Анатольевич Крымов - знаменитый сценограф, художник и педагог театрального искусства. Видный представитель Союза художников и Союза театральных деятелей России. Жизнь Дмитрия - это творческий путь настоящего художника, наполненный значимыми достижениями в области живописи и театрального искусства.

Биография Дмитрия Крымова

Дмитрий воспитывался в творческой атмосфере. Отец — знаменитый режиссер-постановщик Анатолий Эфрос. Во времена СССР ему пришлось нелегко: еврейское происхождение мешало карьерному росту, поэтому мальчику дали фамилию матери. Наталья Крымова — талантливый искусствовед и видный театральный критик. Именно она привила тягу к искусству своему сыну с раннего детства.

1976 год знаменателен для Дмитрия окончанием школы-студии при МХАТ и началом профессиональной деятельности. Его карьера началась в Театре на Малой Бронной.

С 1985 до начала 90-х Дмитрий был художником-постановщиком в Театре на Таганке. Девяностые годы негативно отразились на всех отраслях жизни, включая искусство. Крымову пришлось уйти из театральной деятельности и посвятить себя графике и живописи. Его работы высоко ценятся во многих видных музеях России, Англии, Франции, Японии, Германии. Сегодня они являются частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи и музея имени Пушкина.

Творческая деятельность Крымова в качестве художника-постановщика особенно ценится в Европейских странах.

В настоящее время Дмитрий преподает в Российской академии театрального искусства. С участием выпускников театральных ВУЗов столицы он ставит драматические спектакли в своей творческой лаборатории. В дальнейшем они представляются на больших фестивалях театрального искусства. На творческом счету лаборатории Крымова десятки успешных постановок. Среди них можно выделить: «Демон. Вид сверху» (авторская трактовка поэмы Лермонтова); «Три сестры»; «Торги» и прочие.

Благодаря совместным усилиям режиссеров Дмитрия Крымова и Михаила Барышникова в 2010 году европейской публике был представлен спектакль «В Париже». Несмотря на русскоязычную постановку, премьера на родине так и не состоялась.

Личная жизнь Дмитрия Крымова

Успешный режиссер и художник живет не только профессиональной деятельностью. Он — глава счастливой семьи.

Жена Инна по образованию является экономистом и социальным психологом. Сейчас она помогает мужу в его творчестве. У супругов есть сын.

Дмитрий уже несколько лет не отмечает свои дни рождения. Вместо этого он посещает могилы родителей, чтобы поблагодарить их за все, что они ему дали.

Крымов Дмитрий Анатольевич (род. 1954) - известный российский театральный режиссер, художник, сценограф. Его спектакли пользуются невероятной популярностью как в России, так и за рубежом. Как сценограф Крымов успешно работал со многими столичными и провинциальными театрами, приняв участие в оформлении более сотни спектаклей.

Он один из революционеров современного русского театра, принесший в него невиданную ранее эстетику. Его своеобразный жанровый микс, работа на стыке стилей и направлений не могут никого оставить равнодушным. Не случайно его постановки с очень точной подачи историка театра В. Березкина принято называть «театр художника».

Ранняя биография

Дмитрий Крымов родился 10 октября 1954 года в Москве в творческой семье известнейшего режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика, литератора Натальи Крымовой. С раннего детства мальчик по совету дедушки был записан под фамилией матери, так как отец имел еврейские корни, что могло создать в будущем определенные проблемы. Есть мнение, что появление на свет будущего режиссера связано с известным «делом врачей», а точнее с реабилитацией всех тех, кто по нему проходил. Наталья и Анатолий очень хотели ребенка, но боялись его завести из-за репрессий, а теперь судьба предоставила им шанс.

Про него до сих пор говорят, что он родом из детства, и, вспоминая старую кинопленку, на которой Анатолий Эфрос рассказывает о своем четырехлетнем сыне, с этим трудно не согласиться. Перед нами предстает детская непосредственность, облаченная в фигуру талантливого мальчишки, чьи картины висели дома рядом с работами А. Матисса.

Крымов воспитывался и рос в необычайно талантливом окружении матери и отца, которые много ему давали и в то же время бросали определенную тень на его индивидуальность. Нередко Анатолий Эфрос критиковал сына за чрезмерно долгое включение в решение творческой задачи, и матери приходилось долго объяснять, что не все же такие, как он. Впрочем, это нисколько не помешало Крымову стать самодостаточной личностью.

Талантливый сценограф

Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова - «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза - Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.

В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому - с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.

Но жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.

Преподавательская стезя

Дмитрий Анатольевич оказался замечательным педагогом, воспитавшим плеяду талантливых молодых актеров. Некоторые из них и после окончания вуза остаются с ним в одной команде. С 2002 года Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет свой курс. В 2008 году он вместе с режиссером Е. Каменьковичем набрал экспериментальную группу, в которой совместно обучались будущие актеры, сценографы и режиссеры. «Уметь сговариваться - грандиозное умение» , - считает Дмитрий Анатольевич. Для отечественного театрального образования это был действительно уникальный опыт обучения в таком сотворчестве. Он не всегда позитивно отзывался о своем эксперименте, иногда хотел бросить это неблагодарное дело, но каждый раз заново набирал новый курс. Преподавательская деятельность, предполагавшая общение со студентами, серьезно мотивировала Крымова к возвращению в театр. И этим театром стала его знаменитая лаборатория.

Лаборатория Крымова

Ее история началась в октябре 2004 года, когда режиссер вместе со студентами художественного факультета РАТИ поставил спектакль «Недосказки». В основе постановки - сюжеты русских народных сказок, выпущенных под редакцией Афанасьева. Главная особенность спектакля - общение со зрителем исключительно на языке визуальных образов, объединенных общей смысловой канвой. Эта постановка очень понравилась режиссеру Анатолию Васильеву, который предложил включить его в репертуар своего «Театра Европы» и создать лабораторию. С тех пор она является своеобразным подразделением театра, обладая уникальной художественной эстетикой. Переломным моментом для площадки Крымова стал уход из театра Васильева, который произошел в 2006 году. Первым желанием режиссера было последовать примеру коллеги, но он твердо сказал: «Не уходи». В итоге Крымов остался, благодаря чему лаборатория сохранила свое существование.

В разное время в проекте принимали участие В. Гаркалин, М.Смольникова, Е. Старцев, В. Мартынова, А. Михалев и многие другие. Театральные критики, не оставляющие без внимания Крымова, награждали его творения различными эпитетами - пронзительная искренность, яркая зрительная выразительность, неожиданные ассоциативные ряды вместе с актерской игрой в реалиях необычной художественной структуры. Они недалеки от истины - все это и многое другое присутствует в спектаклях лаборатории, позволяя ее считать своеобразной экспериментальной площадкой. Все спектакли на ней создаются в два этапа. Сначала проходит мозговой штурм, во время которого происходит активное обсуждение материала и каждый может высказать свое мнение, а также внести предложение. Затем актеры предстают перед режиссером в гриме и начинается отработка образа.

Особенную роль в постановках Крымова играет музыка. Он называет ее полноправным участником представления, поэтому редко берет готовые произведения для спектаклей. Чаще всего к постановке пишется своя, оригинальная мелодия. С недавних пор Дмитрий Анатольевич плодотворно сотрудничает с композитором К. Бодровым, написавшим в свое время несколько произведений для мессы папы Римского. Он создал музыкальное сопровождение для спектаклей «Ой, последняя любовь», «Как вам это понравится», «Горки-10» и некоторых других.

Авангардный режиссер

Сам Крымов утверждает, что для него не существует первоосновы, заданной в пьесе. Он считает себя вправе кроить произведение, отнимая лишнее и добавляя нужное. «Используя любую пьесу я создаю свою основу, и в этом смысле мой театр авторский» , - утверждает режиссер. За время существования лаборатории были поставлено свыше десятка спектаклей. Среди них: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Тарарабумбия», посвященный 150-летнему юбилею А.П. Чехова, «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве», «Ой, поздняя любовь», «Сон в летнюю ночь», ставший лауреатом Эдинбургского фестиваля искусств и многие другие.

Каждая постановка в исполнении Крымова - настоящий шедевр, преподнесенный языком метафор. Они заставляют глубоко вникнуть в насущные проблемы, изменяя ракурс восприятия действительности. К примеру, в диптихе «Opus №7» органично сочетаются казало бы два совершенно разных сюжета - тяжелая судьба народа Израилева и перипетии жизненного пути выдающегося композитора Д. Шостаковича. Но мастер сумел показать: судьбы гонимого народа и музыканта слиты воедино, частные и исторические проблемы имеют много точек соприкосновения и порой очень тесно переплетены.

Имеет Крымов и опыт работы в оперном жанре. В свое время в помещении «Геликона» он ставил две одноактовые оперы, а в 2011 году в соавторстве с композитором К. Бодровым на сцене Музыкального театра им. Станиславского поставил спектакль «Х.М. Смешанная техника». Именно так называет свое действо режиссер, хотя в нем есть место хору и оркестру. Кроме того, в 2010 году у Крымова состоялся совместный проект с М. Барышниковым «В Париже» - спектакль, поставленный на русском языке для европейских зрителей.

Новые планы

Как всегда, Дмитрий Анатольевич полон творческих планов. Летом 2016 года Крымов публично заявил о желании снять художественный фильм. И хотя его сюжетная линия еще неизвестна, режиссер поделился своим видением картины. В съемочном процессе примут участие в основном его ученики и студенты, а образная канва фильма будет идентична одному из первых фильмов отца «Високосный год», снятому в 1961 году.

Личная жизнь

Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.

Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.

Помню выпуск передачи "Школа Злословия", где Анатолий Васильев - основатель "Школы драматического искусства"- говорил об идеале своего Театра, представляя его (Театр) как некий шатер, где действие идет вне зависимости от присутствия зрителя: зритель может прийти в Театр в любое время, также он может и уйти из него, но действие останется не прерываемым, оно как происходило, так и будет происходить, т.е. Театр, в понимании Васильева, есть не что иное, как обособленный, автономный мир, внутри которого действуют свои законы и принципы.
Вкладывая подобную концепцию понимания жизнедеятельности Театра, Дмитрий Крымов, ставит еще один опыт в своей Лаборатории, результатом которого становится спектакль под странным название упорядоченных женских имен "Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня" по циклу бунинских рассказов из книги "Темные аллеи". Этот спектакль (в отличие от книги, где читателем овладевает нечто трагическое, темное и сладко щемящее душу) - сплошная шутка. С искривленной ухмылкой. Перевертыш. Или, если еще точнее выразиться, фокус.
Вы заходите в зал и и в легком замешательстве думаете, а не рано ли Вы зашли? Но проходите дальше по рядам, потому что, вроде, все тоже проходят, и вот садитесь на свое место. А по сцене, не обращая на Вас никакого внимания, уже расхаживают актеры: кто переодевается, кто гримируется. Складывается ощущение, что Вам просто дали возможность подглядеть в дверной глазок за подготовкой к спектаклю.
И вот дальше Вы видите, как загорается проводка, как вспыхивает пожар, происходит взрыв (наверное, как метафора любовных переживаний) и актеры в панике сбегают со сцены, а Вы, зритель. все равно сидите (Вам же разрешили подглядывать, вот Вы и подглядываете). Потом перед Вашими глазами в ящике безжалостно распиливают женщину, и она остается без ног, плачет немного, тщетно примеряет себе ноги манекена, но потом появляется.другая женщина (тоже, кстати из ящика), и мы видим ее историю любви, она смеется и тоже немного плачет, а потом она сменяется третьей женщиной, а третья - четвертой, четвертая-пятой, пятая-шестой, шестая-седьмой. И у каждой своя история. На несколько минут. В нескольких фрагментных словах-воспоминаниях. И все они (героини) почему-то появляются на сцену из ящиков. Как куклы. Как живые скульптуры, застывшие во времени, в памяти воспоминающего.
На протяжении всего спектакля режиссер и актеры не перестают удивлять зрителя, показывая фокус за фокусом (в спектакле задействован известный иллюзионист Рафаэль Циталашвили, чья работа выглядит особенно эффектно). Кроме того, что у первой героини, которую вначале распилили и которая весь спектакль пролежала не шелохнувшись (!), появляются ноги, и она страстно оттанцовывает свой любовный танец с мужчиной, все сценическое действие спектакля перевертывается режиссером, ставится совершенно в другое время-пространство. Оказывается, все эти женщины со своими изголенными нервами - это просто засушенные гербарии любви (получается, мы смотрели на сцене то, как режиссер брал и таинственно раскрывал перед нами книгу бунинских "Темных аллей", перелистывая перед нами страницы, между которыми сохранились засушенные цветы прошлых жизней). И еще оказывается, что все эти женщины - это всего лишь экспонаты в музее, куда школьная учительница привела на урок литературы нерадивых учеников-одиннадцатиклассников, непрестанно жующих что-то и смеющихся о каких-то гадостях. Все превращается в какую-то иронию с горьким привкусом. Была живая любовь. А теперь остались только пыльные хрестоматийные издания в школьных библиотеках. Время не убивает, но искажает. И глядя на этот фокус, Вам остается только удивляться такой особо быстрой и непредсказуемой развязке событий. Вот только героини-женщины плакали и мужчины передавали друг другу по рукам женское белье, витая в мыслях о наслаждениях. А теперь толпа одиннадцатиклассников, не проявляя ни малейшего интереса, уходит из зала, задорно смеясь и подталкивая друг друга, за прилежной молоденькой учительницей, наверное, еще неопытной в любви.
А Вы остаетесь. И вам тоже, вроде, как-то надо уходить.Вы встаете с кресла и недоумеваете от такой странной действительности с упорядоченными событиями под названием - жизнь.

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.


Родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ.

С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам А.В.Эфроса "Отелло" У.Шекспира (дипломная работа), "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Лето и дым" Т.Уильямса, "Воспоминание" А.Арбузова, "Наполеон Первый" Ф.Брукнера, "Директор театра" И.Дворецкого. Оформил также спектакли А.В.Эфроса "Тартюф" Мольера и "Живой труп" Л.Толстого на сцене МХАТ.

С 1985 Крымов – художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли "У войны не женское лицо" С.Алексиевич, "Полтора квадратных метра" по повести Б.Можаева и "Мизантроп" Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства».

Театральные постановки

2002 - «Недосказки» по сказкам А.Н.Афанасьева

2002 - «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» В.Шекспира

2005 - «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса

2006 - «Торги» пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений А.П. Чехова

2006 - «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова

2007 - «Корова» по рассказу А.Платонова

2008 - «Opus №7» идея, композиция и постановка – Дмитрий Крымов