Дуняша создает семью с кошевым. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон. История создания: «Тихий Дон»

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -- мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Судьбы женщин-казачек наиболее трагичны. Нельзя назвать ни одну героиню, которая бы была всегда счастлива. Зависимые от мужской силы и прихоти, они безропотно принимают все лишения, однако души их не черствеют, а наоборот, именно женщины пытаются сгладить те ситуации, которые возникают в связи со страшными временами воин и революции. Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом дополняет женский образ казачки, делая его более ярким.

Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова Василиса Ильинична коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Судьба не баловала эту женщину, но любовь к детям была её единственной отрадой. С беспрекословным пониманием принимала она все жизненные мытарства своих детей.

Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется только повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Но судьба лишила её даже этой радости.

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. Мать Григория, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, проснулась в сердце Ильиничны.

Великая, искупительная жалость к заблудшим детям этого жестокого мира - судьба материнского сердца. А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, «пусть носит, а то его сопрела уже от пота». Это высший жест прощения и примирения.

Наталья, безропотная, верная своему мужу, представляет собой образ идеальной женщины, чью судьбу всегда решает кто-то другой, но чья жизнь и смерть всегда в её руках. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) - на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее - пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность - убить собственный плод, их возможное будущее дитя.

До невозможности нести в себе и выносить его ребенка - мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной.

Судьбы Ильиничны и Натальи - яркие примеры судеб большей части женщин-казачек. Их судьбы ломаются не столько великими историческими событиями, сколько личными трагическими переживаниями, связанными с гибелью любимых людей, личной обидой, нанесённой кем-то, предательством. Здесь нельзя говорить о том, что внешние общественные обстоятельства никак не отражаются на судьбах женщин. Великие исторические события оставляют свой след в жизни героинь, но, в отличие от мужчин, всё это они переживают не умом, а душой, что и истощает их силы. Происходит логическая цепочка: войны, революция, восстание по-своему решило судьбы многих казаков, в свою очередь это отразилось на судьбах их родных женщин.

Сдержанной, скромной в чувствах труженице Наталье противопоставлена пылкая, страстная Аксинья, с ее «порочной красотой». Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они обе знали и настоящее человеческое счастье, которого добивались и удерживали, как могли. Через весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из народа. Аксинья -- натура сложная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами.

Судьба Аксиньи тоже трагична. Не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок Мелехова. Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория. Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.

Любовь Аксиньи к Григорию граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Однако, в отличие от многих других женщин, Аксинья свою судьбу решает сама: он самостоятельно и осознанно выбирает между нелюбимым мужем и Григорием второго, хотя знает, что это станет позором на всю жизнь. Но это все-таки не позволило отгородить её счастье от внешних обстоятельств. Смерть единственной дочери ведет к измене любимому человеку, а его уход к последующему разочарованию в жизни.

Любовь - это та сила, которая возвращает Аксинью к жизни. Она переживает за Григория, любит его детей после смерти их матери, думает о том, как обустроить их жизнь в будущем. Борьба за счастье придаёт сил для судьбоносных решений в её жизни: она уходит с Григорием и казаками из станицы в первый раз, и трагически погибает от пули при отъезде с Гришей во второй. Судьбу Аксиньи, а в свою очередь и Григория решил незнакомый человек. Здесь снова следует говорить о том, что единственное, что влияет на судьбы женщин-казачек - это только любовь, вечное чувство.

Судьбы женщин-казачек во многом схожи. Наперекор всем горестям они стараются сделать жизнь лучше. Их судьба часто зависит от чужих решений, внешних обстоятельств, но умение принять это и наполнить свою жизнь любовью к окружающим, отличают их от мужских образов. Ни политика, ни новая власть не заставят их изменить свои стремлениям познать счастье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Одним из самых любимых героев произведения "Тихий Дон" для автора и читателей является Дуняша. Автор очень чувственно относится к героине, ведь не зря он Евдокию Пантелеевну Мелехову называет ласково Дуняшей.

Шолохов представляет героиню с малых лет. Со временем девушка растет, меняется не только её внешность, но и её жизнь.

Внешне автор представляет Дуняшу худенькой девушкой с карими глазами и темными волосами. Чем старше становится Дуняша, тем красивее. К пятнадцати годам она становится симпатичной, видной девушкой. Смуглостью кожи она пошла в своего отца. Своими длинными косичками девушка располагает к себе, они придают ей детскую беззаботность. Девушка отличается особой добротой и спокойствием, но при этом она очень настойчива и сильна характером.

У Дуняши всегда много дел по хозяйству. Она очень хозяйственна и трудолюбива. То она корову доит, то колеса смазывает, то сено перебирает, то пшеницу сеет. Несмотря на то, что у героини всегда найдутся дела по дому, Дуняша ещё очень образована. С образованием в начале двадцатого века были трудности, однако, девушка росла очень начитанной, образованной. Ко всему этому, к пятнадцати годам она умела быстро писать и читать. Всему этому девушка научилась сама.

Жизнь Дуняши с самого детства складывается не лучшим образом. С малых лет героиня теряет почти всех своих родных. Единственным живым остается её брат Григорий.
В 15 лет между Дуняшей и её соседом Мишей возникает симпатия. Они постоянно видятся, проводят вместе вечера. С каждым разом Дуняша влюбляется в Мишу всё больше и больше.

Начинается война, но детей это не останавливает Они редко и мимолетно продолжают видеться. На войне Михаил убивает брата героини. Родные Дуняши запрещают ей видеться и думать о Мише. Но сердцу не прикажешь. Она продолжает слепо его любить. Дуняша разрывается между любимым и родными.
В итоге свадьба состоялась. Дуняше удалось уговорить атеиста Мишу венчаться в церкви. Это ещё раз показывает её авторитетность.

По образу Дуняши можно понять, как в такое сложное военное время, сохранить доброту, человечность, искренность. Дуняша потеряла всех своих родных, но осталась сильной, волевой, но при этом хорошим и чувственным человеком. Обман, плохие поступки не сломили её.

Сочинение про Дуняшу (Тихий Дон)

Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон.

В начале романа Дуняша предстаёт угловатым подростком, любимицей отца. Она черноглазая худая девчушка с косичками. В романе видно как происходит её взросление, из неуклюжего подростка Дуня Мелехова превращается в красивую молодую девушку. Она похожа на отца, смуглая, черноглазая, стройная. Дуняша грамотная девушка, что является большой редкостью среди казачек. Она умеет читать и писать. Кроме того Дуняша хозяйственной и сметливая девушка. Влюблена она в Мишку Кошевого, который как ни странно впоследствии окажется врагом её семьи. Время гражданской войны «красных» и «белых» вносит свои коррективы в жизнь и отношения простых людей.

Родственники Дуняши гибнут, она теряет родителей и брата Петра. Самое обидное, что возлюбленный её Михаил находится на противоположной стороне, на стороне «красных», но не смотря ни на что, Дуня не отказывается от своей любви. Семья Мелиховых наотрез отказывается отдать Дуню за Михаила Кошевого, в итоге они все таки ночью венчаются в церкви.

После свадьбы Дуняша хорошеет, становиться красива той женственной, спокойной красотой. Но не оставляет её беспокойство за брата, Григорий остался у неё один. Не смотря ни на что Дуня и Григорий стараются сохранить родственные отношения, этим недоволен муж Дуняши. Их отношения начинают разлаживаться, и Дуняша словно между двух огней не может бросить ни брата, ни мужа. Именно в это время понятно как тяжела и не спокойна её жизнь, Дуня разрывается между любимым мужем и родным братом, не может их примирить и от этого страдает. Однажды ей удаётся спасти Григория от ареста, послушав разговор мужа, она понимает что он хочет выдать Григория, и уговаривает его бежать с хутора.

Когда Григорий и Аксинья бегут с хутора, Дуня берет опеку над детьми Григория. Становиться понятно, что она настоящая русская женщина, с сильной волей и добрым сердцем. Для Дуняши родственные чувства очень сильны, ей жалко брата и его детей, страшно за мужа в такое неспокойное время. Образ Дуняши, образ сильной казачки, которая добивается своего не смотря ни на что, не отказывается от брата и его детей, не смотря на недовольство мужа.

Несколько интересных сочинений

  • Государство и личность в творчестве Пушкина

    Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение

    Основным персонажем произведения является Ковалев Платон Кузьмич, представляющийся писателем в образе коллежского асессора.

Каждый женский образ шолоховской эпопеи выполняет свою задачу. Даже безымянные казачки помогают оказаться в глубине сложных событий.

Образ и характеристика Дуняши Мелеховой, сестры главного героя Григория, важен для осознания переходного исторического времени, ломки людских судеб целого поколения донского казачества.

Внешность казачки

В тексте Евдокия Пантелеевна Мелехова чаще зовется Дуняшей. Уже в этом чувствуются любовь и нежность автора к героине. Внешность девушки не похожа на других:

  • глаза: черные, веселые, смеющиеся, искрящиеся;
  • улыбка: яркая, белозубая;
  • ресницы: длинные, выгнутые;
  • фигура: тонкий стан;
  • нос: с тонкой горбинкой и двумя четкими продольными полосками;
  • голос: тонюсенький, визгливый.

Внешность меняется, когда Дуняша взрослеет. На первых страницах читателя встречает не сформировавшийся подросток: большие глаза, длинные руки. Но уже здесь девчушка красива: она не идет, а прожигает под собой дорожку. К 15 годам казачка выровнялась и стала статной. Созрела красавица, и автор сравнивает ее с яблоком – скороспелкой. Дуняша приземистая, похожая на отца смуглянка. Веселые косички, прыгающие по спине, вносят в образ детскую непосредственность и открытость. Казачки всегда отличались умением принарядиться. Дуняша так же любит наряды. Она одевается скромно, но со вкусом. Можно догадаться, что большинство предметов одежды казачка создает сама.

Черты характера

Меняется характер девчушки с возрастом. Она становится более сдержанной и скрытной. Но взгляд, бойкий и веселый, выдает чувства и глубину душевных переживаний.

Основные черты казачки:

Образованность. Дуняша умеет читать и писать, причем делает это быстро и легко. Грамоте в те времена были обучены единицы, значит, девчонка сама захотела стать умной и образованной. Она читает письма отцу, иногда не знает, как закончить текст, понимая, какой ужас заложен в словах.

Трудолюбие. Казачка всегда в хлопотах. Нет страниц, где бы она сидела, рассматривая свое отражение в зеркале. Девушка хлопочет по дому, успевая везде: смазывает колеса телег, ремонтирует сеялки, поправляет бороны. Она сеет зерно, ворошит сено, доит корову. Хозяйственная женщина справляется по дому без мужиков.

Практичность. Смекалку и сообразительность казачка унаследовала от отца. Ее взгляд цепляет все важное, не только в хозяйстве, но и в человеческих взаимоотношениях.

Чувства к Михаилу Кошевому

Мишка – сосед по домам. Он начинает проявлять симпатию с 15 лет. Девушка отвечает ему взаимностью. Они целые вечера сидят, любуясь хуторской природой. Дуняша полюбила парня, стала надеяться на счастье в замужестве. Гражданская война внесла свои коррективы. Влюбленные встречаются только мельком, но эти урывки – свидания подтверждали преданность детскому чувству. Кошевой воюет на стороне красных. Он безжалостно расправляется с братом девушки – Петро. Старики Мелеховы запрещают дочери даже думать о замужестве с Мишкой. Сложно разобраться в женской душе. Она предана семье, но слепо влюблена в убийцу брата. Свадьба все-таки состоялась, она прошла в пустой церкви. Находиться между двух огней Дуняше придется и дальше. Кошевой ненавидит и второго брата - Григория. Основы казачьего воспитания сильны. Брат и сестра сохраняют дружбу. Дуняша заботится о детях Григория. Есть строки и о судьбе женщины после войны. Она живет с мужем на хуторе до прихода туда Григория. Мишатка с ней, она добра и нежна к племяннику, понимая, какая тяжелая доля досталась ребенку.

Особое отношение автора

Дуняша Мелехова – это новое поколение женщин-казачек. Они растут вместе с новой властью и государством. Девушка теряет за период взросления практически всех членов семьи. Остался живым один только брат Григорий и его сын. Тяжело хоронить близких, видеть трагизм их судьбы, понимать, что если бы не война, все было совсем другим. У женщины сильный характер, с которым примерятся даже мать. Получается, что Дуня меняет устои казачества, вносит свои законы жизни. Она умудряется добиться освящения брака в церкви с атеистом Михаилом. Удивительно то, как легко показывает автор сложную проблему: сохранить человечность на войне можно. Мерзкие поступки, трагизм обмана и распутства остаются в стороне. Чистота и непорочность девушки – это вера народа в каноны семейного счастья, незыблемость истинных чувств, свойственных православию.

Настоящим мастером слова Михаилом Шолоховым было создано великое произведение "Тихий Дон". Оно считается поистине народной эпопеей в стиле Пушкина, Толстого, Достоевского. Множество судеб, характеров, миропониманий показал выдающийся автор в своем романе. Становление характеров героев показано в переломные годы истории - революция, гражданская война. Особое место в системе персонажей Шолохова, среди сложных, многогранных, противоречивых людей, занимает Михаил Кошевой. Характеристика этого человека той эпохи поможет вам понять его сложную, но яркую личность.

Начало бурных событий в романе-эпопее

История казачества в бурные годы с 1912 по 1922 год показана Шолоховым в эпопее "Тихий Дон". В этом произведении отображено все, начиная от своеобразного казачьего уклада жизни до их культуры, традиций, нравов. Роман переполняют события общественно-политической жизни, сильно повлиявшие на судьбу донских казаков.

Главных героев романа автор наделил ярким индивидуальными характерами. В перипетиях сильных страстей у них складываются непростые судьбы. Центральное место в романе занимает Григорий Мелехов. Шолохов показывает его нелегкий жизненный путь и становление нравственного облика. Читатель наблюдает за традициями казачества, общечеловеческими нравственными ценностями. Для лучшего раскрытия характеров героев автор использует прекрасные пейзажи донской земли.

В начале романа нарисован быт и нравы станицы казачьей перед Первой мировой войной. Вначале хутор Татарский жил спокойной, мирной жизнью. Шолохов показывает связь самобытных и ярких личностей - Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Но их личная жизнь усугубляется потрясениями, которые пришли с революцией и гражданской войной. У Григория был друг Михаил Кошевой, образ которого дается автором немного второстепенно. Но именно он является полнейшим противовесом Григория Мелехова. С наступлением советской власти Григория мучают сомнения и колебания, а Кошевой полностью проникся идеей равенства, справедливости и братства. Еще работая отарщиком в станице, Мишка размышляет о том, что где-то люди решают чужие судьбы, а он просто кобыл пасет. И он полностью решил посвятить себя коммунистическим идеям.

Внешность Кошевого

В начале романа читатель видит Мишку Кошевого обычным хуторским парнем. У него наивное и даже немного детское выражение лица, смешливые глаза. Глазам героя уделено Шолоховым особое внимание. В первой книге он их показал темными, а во второй они превратились в голубые и холодные. И это неспроста. В Михаиле произошли сильные внутренние изменения. Он даже перестал улыбаться.

Война сделала лицо Мишки возмужавшим и как-бы "полинявшим". Герой стал жестоким, нахмуренным, сурово сдвигал брови и стискивал зубы. Своими зрачками он так пронизывал врагом, что они не имели места под ногами. В конце романа маленький теплый огонек вспыхивал в его глазах, когда он смотрел на Дуняшку и Мишатку (детей Григория). Маленькая частичка теплоты и ласки вспыхивала и тут де угасала.

Зарождение взглядов Михаила Кошевого в романе "Тихий Дон"

Еще в первой книге Шолохов знакомит читателей с Мишкой Кошевым. Это обычный паренек, ничем не отличающийся от других казаков. Он вместе с хуторской молодежью развлекается по вечерам, следит за хозяйством. Поначалу кажется, что автор вставил этот персонаж только для массовки. Но вскоре он стал участвовать в кружке Штокмана. Приезжий член РСДРП смог полностью переубедить парня в правоте советской власти, и тот встает на ее сторону. Сомнений по поводу правоты коммунистических идей у него не осталось. Его уверенность в своей правоте приводит героя к фанатическим действиям, очень жестоким.

Послереволюционные изменения в герое

Через некоторое время классовая ненависть полностью завладела Михаилом и вытеснила из его сердца все общечеловеческие качества. После того, как он узнал о гибели своих друзей по сходке, в нем произошло окончательное перерождение. После убийства Штокмана и еланских коммунистов в мишкином сердце поселилась жгучая ненависть к казакам. Жалость уже перестала быть его советчиком, он жестоко поступал с любым пленным казаком. Вступив в ряды Красной Армии, он убивал, выжигал дома. Самой показательной сценой жестокости Кошевого считается карательная экспедиция в станицу Каргынскую, где он лично поджег 150 домов.

Откуда взялась такая жестокость, ведь парень не был раньше таким? В молодости он даже поросенка не мог зарезать. Но вот противников новой власти Михаил не считал за людей. На таких у него запросто поднималась рука, ведь у них не было никакой идеи. Герой постоянно называет таких людей врагами, и они ему видятся везде. Даже Дуняша, самый близкий ему человек, не должна плохо отзываться о коммунистах, иначе он и ее выбросит без раздумий из своей жизни.

Кошевой в доме Мелеховых

Несколько лет Кошевой воевал в гражданской войне в рядах Красной Армии. По возвращении он приходит в дом к своей возлюбленной Дуне Мелеховой. Как же встречает гостя семья Мелиховых? Любить его им было не за что. В свое время Михаил убил брата Дуни - Петра, а также их свата. Мать Дуняши, Ильинична, грубо и неприветливо встретила Кошевого, даже с ненавистью. Но Михаил настойчиво пользуется тем, что Дуня любит его. Он оказался не только избранником Дуни, но и врагом ее семьи. В единый трагический эпизод сливаются ненависть и любовь. Дуня все еще любит прежнего Мишу, но не настоящего убийцу. Ведь он даже не засомневался отдать приказ об аресте своего бывшего друга Григория, брата Дуни.

Как бы там ни было, чувство вины не терзает душу Михаила. Во всех казаках, не поддерживающих советскую власть, он видит не своих земляков, а классовых врагов. Он не терзает себя за убийство Петра, потому что считает, что тот поступил бы также на его месте. Григорий в конце все же пересилил себя и раскрыл Михаилу руки для объятий, но тот остался непоколебим. Ненависть полностью овладела им. В четвертой книге Кошевого назначили на хуторе председателем ревкома, что сделало его еще более холодным. Его глаза стали ледяными.

Поступки Михаила и человеческие черты

Охватившая Россию революция превратила сердце Кошевого в пылающий огонь. Он стал верным солдатом новых времен. На пути к светлому будущему всех угнетенных он готов отбирать жизни у односельчан. Ему не жалко ни друзей, ни стариков. Людей, не поддерживающих коммунизм, он люто ненавидит.

Только что-то чуть человеческое просыпается в нем, когда он женится на Дуняше и помогает по хозяйству Ильиничне. Будучи в глубине души добрым человеком, он проявляет трудолюбие. Михаил свято верит, что беспощадность в борьбе за новую жизнь обязательно принесет хорошие плоды. Только так ли это?

Мишка Кошевой является полным антиподом Григория Мелехова. Тот сначала служил в регулярных войсках царской армии, потом переметнулся в Красную Армию, затем был в рядах добровольческой и повстанческой армии. После всех скитаний он стал участником отряда Фомина. Там собирались люди, которые находили себя в разбое и вели лихой образ жизни с убийствами и грабежами. Таким образом, гражданская война породила разбойников, которые не руководствовались нравственными скрепами "Не укради" и "Не убий".

Метания Григория между красными и белыми привели его к асоциальной среде. Он умеет воевать, но не хочет. Он желает распахивать землю, растить детей, жить с любимой, но ему не дают. Вот в этом Шолохов и показывает трагедию казачества того времени.

В отличии от Григория, Михаил не желает распахивать земли и работать на них. Он неплохо устроился начальником. В конце романа Григорий заканчивает свою войну, возвращается домой, у него нет желания скрываться и воевать. Но его судьба в руках власти, то есть Михаила Кошевого. Финал романа остался открытым. Читателю неизвестно, смог ли Григорий обрести немножко тепла рядом со своим сынишкой.

Положительный ли персонаж Кошевой?

Если рассматривать Кошевого с политической точки зрения, то он принял положительную сторону. Он стал преданным борцом за светлое будущее. А вот о его общечеловеческих позициях даже страшно подумать. Разве может фанатик без души и сострадания построить что-то светлое? Так что, скорее, это персонаж отрицательный.

Что хотел показать Шолохов образом Кошевого?

Изображая судьбы Михаила Кошевого, Григория Мелехова, а также и других героев, Шолохов хотел показать бесценность человеческой жизни. Даже самая благородная идея не имеет права отбирать чью-то жизнь. Автор романа акцентирует внимание на том, что только в труде, заботе к детям, любви заключается смысл человеческой жизни. Именно такие ценности должны быть у настоящего казака, а не такие, как у Михаила Кошевого.