"Грачи прилетели", Саврасов. "Грачи прилетели" - описание картины. Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели Грачи прилетели описание

Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве, изобразив новое видение мира. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Это были деревенские мотивы. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Это был тот случай, когда простой деревенский вид превзошел классику, ведь картина Саврасова Грачи прилетели, по которой мы сегодня пишем сочинение, затмила пейзажи таких знаменитых художников, как Шишкин, Перов, Куинджи. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

История картины

Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Неизвестно, то ли красота русской природы, то ли мартовский воздух вдохновили художника, но из-под его кисти родился настоящий шедевр, по которому задают во 2 и 3 классах. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Описание картины

Рассматривая репродукцию Саврасова Грачи прилетели, мы мысленно попадаем в то время, когда природа только начинает пробуждаться. Еще нет явных признаков весны, но она уже хорошо ощущается в воздухе.

На картине автор изображает первые весенние дни. О том, что пришла весна вещают нам грачи, что прилетели в деревню и уже трудятся над своими будущими гнездами. Кто-то вьет гнездо с нуля, а кто-то решил просто отремонтировать старое. Рассматривая этих птиц — вестников весны, мы можем представить, как они галдят, перекрикивая друг друга. Гнезда они создают на верхушках старых берез. На деревьях еще не распустились листья, но почки уже стали набухать, а значит, совсем скоро серые невзрачные деревья преобразятся.

На переднем плане автор полотна изобразил снег. Он уже не мягкий и пушистый, да и не блестит на солнце. Снег на картине тусклый, грязноват, ведь он с каждым днем тает и его становится меньше. Вода же стекает в низовье, где уже собралась огромная лужа, что изображена справа.

За березами виднеется забор, который частично скрывает церковь, часовню и дома. Однако купол все-таки виден, как и видны вдали поля, где еще лежит снег, но скоро эти поля будут вспаханы и засеяны.

Невозможно не заметить на картине красивое голубое небо, на котором плывут сизые облака. Хочется отметить и то солнце, которое не видно, но его свет льется на зрителя. Смотришь на полотно Грачи прилетели, и чувствуешь, солнце уже не просто светит, но и прогревает своим теплом землю.

Художник Алексей Саврасов сотворил сие замечательное произведение искусства в 1871 году. Эта дата на тот момент совпадала открытием общества передвижных выставок, где художник принимал активное участие многие годы.

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году.Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Это покупка была уже не первая, до этого известный меценат выкупил у Саврасова 3 понравившиеся ему работы.

Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. и даже на какое то время популярность ее перекрывала работы таких известных коллег, как, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Чуть позже полотно было продемонстрировано и в стольном Петербурге, имигрирую с одной выставки к следующей. После всех этих передвижных выставок сей шедевр опять возвращают ее собственнику меценату Третьякову, в доме чьем подобные экспонаты украшают его гостинные и рабочие кабинеты. Сама галерея в которой соберется вся основная коллекция будет сооружена несколько позже.Успех этого произведения был конечно неожиданным, посыпались повторные заказы, коих было несколько.

На улице весна вступает в свои права. Голубое небо застлано облачками с пробивающимся сквозь них мягкими солнечными лучами, вынуждающие деревцам откидывать тени на мартовский талый снег. Хилые замерзшие за зиму извилистые березки с оккупировавшимися на них только, что прилетевшими на родину грачами, озабоченно занимаются плетением из веточек свои гнезды и тем самым подчеркивают жизненный весенний уклад в картине.

Грачи прилетели довольно таки привычна нашему восприятию, Сразу мысленно приходит на ум впечатление о знакомых местах, которые, только недавно посещал и видел большое множество раз. За любимыми нашему сердцу русскими березками и имигрировавших с юга грачами виднеется деревянный забор, простые крестьянские хаты и как украшение любого села симпатичная церковь, с привычным нам всем обветшалым фасадом и давно не ухоженной крышей колокольни.

По убеждению везде досужих искусствоведов, церковь которую писал художник называлась Воскресенской церковью, которую и сегодня можно полицезреть, правда церковные службы там давно не ведуться и в сие заведении музей Ивана Сусанина. Ближе к горизонту художник показал пашни, местами с не растаявшим грязноватым снегом и проталинами. Знакомая картина, не смотря на то, что сегодня 21 век, подобный пейзаж можно увидеть и сегодня в различных окрестностях необъятной матушки России.

Сегодня картину с Саврасовскими грачами в оригинале можно полицезреть в залах Третьяковки В Москве. Ее размер 62 на 48.5 см

Картина: Грачи прилетели

Дата создания: 1971 год

Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)

Описание картины

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина – тихий гимн русской природе , весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.


Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание

Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.


Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны – огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым.

Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась , в этом нет сомнений.


Церковь в селе Сусанино в Костромской области

Изображенное место

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области) . На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви - музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.


Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

История написания картины

В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение “рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге”, Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, “тихую и сосредоточенную” жизнь в старинном живописном приволжском городе.


А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания “врачующего простора”, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы , под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели” . Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.


Итоговый вариант картины. “Грачи прилетели”. А.К.Саврасов. Третьяковская галерея

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в “глубинке” и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино , где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.


Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.

А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея

Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей , пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

На картине «Грачи прилетели» изображена ранняя весенняя пора. Природа пробуждается ото сна, все оживает, все наполняется жизнью, звуком и душой. Возвращаются птицы в родные края, распускаются деревья, оживает все вокруг. Снег еще не растаял, а солнце уже отдает свое тепло, чувствуется приход самого прекрасной поры года — весны. Воздух переполняет новые нотки. Он стал теплее, свежее, легче, роднее. Все благоухает вокруг. Голова кружится от ощущений и ожидания светлого и родного.

Недаром изобразил картину в таких тонах. Показано именно то время, когда зима еще господствует на всей земле, а весна уже подступает. Одновременно мы чувствуем, что грачи главные вестники весны. И предстаящей работы в весенний сезон. Они уже начали свою работу. И от этого чувствуешь, как они копошатся на ветках, перекрикиваются друг с другом, взмахивают крыльями…. И на душе становится как-то веселее и теплее.

Мы видим, что грачи уже успели свить себе гнезда, готовясь к весне, к потомству, к жизни. Именно птицы умеют слушать природу, являются неотъемлемой частью ее, символизируют легкость, полет и свободу.

Вторым главным мазком является — талая вода, именно она кричит нам о наступлении весны. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Это можно определить по тени на картине под деревьями. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

На заднем плане данной картины старая часовенка небольших размеров, которая напоминает дает чувство спокойствия, одухотворенности.

Справа от часовни располагается небольшой сельский домик. Видна только верхняя часть - крыша белого, немного блеклого цвета и чердак. Недалеко от дома расположились еще голые кустарники. Между часовенкой и домом, стоит храм, трехкупольный. Он желтовато-белого цвет. А купола темного цвета, но точно распознать нет возможности.

Можно заметить, что художник наиболее точно и правдоподобно изобразил русский пейзаж, русскую душу, нашу природу. Одновременно он дал нам возможность подумать о высоком и духовном. С помощью красок мы чувствуем мороз, запахи наступающей весны, крик птиц…это невозможно передать словами. Невозможно точно сказать какая это местность – город это или деревня, настоящая это местность или придуманная. Но точно можно сказать, что это Россия. Природа просто завораживает.



Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

Художник: Алексей Кондратьевич Саврасов
Название картины: «Грачи прилетели»
Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см

История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.