Катаев валентин петрович рассказы. Не святой Валентин. За что Катаева называли «двуликим Янусом

В новую книгу известного советского писателя Валентина Катаева вошли юмористические и сатирические произведения, написанные им главным образом в 20-е и 30-е годы. Именно в эти годы, много и плодотворно работая в жанре сатиры и юмора, В. Катаев часто выступает на страницах популярных в ту пору изданий - "Смехач", "Красный перец", "Чудак", "Красная Заноза", "Бузотер", "Крокодил"...

В сборник вошли любимые детьми сказки "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Голубок", "Пень" и "Грибы".

В этом сборнике представлены пьесы прекрасного советского писателя и драматурга Валентина Петровича Катаева. В большинстве своем это комедии и водевили, где в полной мере проявился талант Катаева-сатирика.

В мовистком романе "Кладбище в Скулянах" (1974) грань между прошлым и настоящим, фантазиями и явью, жизнью и смертью - размыта. Герой "Кладбища в Скулянах" находит дневники деда и возвращается к страницам нашей истории - войне 1812 года, сражениям с горцами на Кавказе, к ссылке Пушкина в Кишинев.
"Мовизм" - придуманное Катаевым определение, обозначения своего литературного стиля - от французского mauvais - плохой, дурной.

В двадцатые годы прошлого века замечательный русский советский писатель В.Катаев работал в различных периодических изданиях в качестве фельетониста и автора юмористических рассказов. С присущим ему искрометным юмором и мастерством Катаев высмеивает пороки отдельных несознательных личностей, выбивающихся из стройных рядов строителей нового коммунистического общества.

Я встретился с Короленко в июне 1919 года в Полтаве. Это было как раз в самый разгар гражданской войны. Деникинская армия только что перешла в серьезное наступление и на всем фронте теснила наши части от станции Лозовой по трем направлениям: на Харьков, на Екатеринослав и на Полтаву.

В серию "Все лучшие сказки" вошли самые известные произведения из сокровищницы детской классики. Созданные великими писателями или народной фантазией, они переносят маленьких читателей в волшебный мир, где живут принцы и принцессы, гномы и великаны, феи и колдуньи, разговаривают звери, в мир, где всегда побеждает добро, а зло бывает наказано!

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Валентин Петрович Катаев; СССР, Москва; 16.01.1897 – 12.04.1986

Книги Валентина Катаева пользуются огромным успехом уже много лет. Более 20 его произведений экранизировано, причем не только в СССР. Книги Валентина Катаева читать можно на более чем 20 языках мира, а сам писатель является значимой фигурой в современной русской литературе.

Биография Валентина Катаева

Родился и вырос Валентин Петрович в Одессе. Это на всю жизнь наложило на него отпечаток, который выражался не только в разговоре и манере поведения, но и в его произведениях. Отец Катаева был очень образованный человек и преподавал в юнкерском училище. Богатая библиотека семьи Катаевых содержала множество , и других российских и зарубежных писателей. Поэтому не удивительно, что уже в 9 лет Валентин твердо решил стать писателей и начал делать свои первые шаги в поэзии. Кстати семейная библиотека позволила воспитать и младшего брата Катаева, которого вы наверняка знаете под псевдонимном Петров, как автора книги «12 стульев». Кстати саму идею книги «12 стульев» брату подсказал именно Валентин Катаев.

Первые стихи Катаева публикуются в местной газете, когда Валентину было только 13 лет. В это время он учился в Одесской гимназии, незадолго до окончания которой, познакомился с . Именно он и стал главным учителем Катаева. В 1915 году даже не окончив гимназию Валентин Катаев добровольцем ушел на фронт Первой мировой войны, где получил два Георгиевских креста и был возведен в чин подпоручика. После революции воевал в армии Деникина, а затем Скоропадского. Неминуемой казни за это ему удалось избежать лишь благодаря заступничеству Григория Котовского.

В 1921 году Валентин Катаев перебирается в Харьков, а уже через год в Москву. В газете гудок выходят первые повести Катаева. Здесь же он знакомится и пробует себя в написании пьес. С началом Второй мировой войны начал работать фронтовым журналистом. После ее окончания сразу несколько произведений Катаева экранизируются. В 1955 году его усилиями создается журнал «Юность», главным редактором которого он является до 1961 года. В 1973 году подписался под письмом осуждающем мнение и . Ближе к концу жизни раковая опухоль все сильнее давала о себе знать, и писатель перенес операцию по ее удалению. Но это не дало ощутимых результатов, и в 1986 году Валентин Катаев умер.

Книги Валентина Катаева на сайте Топ книг

В наш рейтинг попала повесть Катаева «Сын полка». На фоне роста популярности книг о войне в преддверии Дня Победы вырос интерес и к этому произведению. Насколько высок этот стремительный рост покажет время, но как бы то не было, «Сын полка» и другие повести Катаева о войне заслуживают внимания и наверняка периодически будут появляться в рейтингах нашего сайта.

Валентина Катаева список книг

В нашем списке представлены все пьесы, романы и повести Катаева. Но кроме этого в творчестве писателя имеется еще огромное количество рассказов, очерков и стихотворений, перечень которых в нашем списке книг Валентина Катаева мы не приводим.

  1. Алмазный мой венец
  2. Белеет парус одинокий
  3. Время, вперёд!
  4. Зимний ветер
  5. Катакомбы
  6. Кладбище в Скулянах
  7. Кубик
  8. Маленькая железная дверь в стене
  9. Остров Эрендорф
  10. Повелитель железа
  11. Поездка на Юг
  12. Политотдельский дневник
  13. Приключения паровоза
  14. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона
  15. Растратчики
  16. Святой колодец
  17. Сухой Лиман
  18. Трава забвения
  19. Уже написан Вертер
  20. Хуторок в степи
  21. Электрическая машина
  22. Юношеский роман
  23. Я, сын трудового народа…

Пьесы:

  1. Авангард
  2. Белеет парус одинокий
  3. Богатая невеста
  4. В общем порядке
  5. Время, вперёд!
  6. День отдыха
  7. Домик
  8. Дорога цветов
  9. За власть Советов
  10. Квадратура круга
  11. Миллион терзаний
  12. Оборотень
  13. Отчий дом
  14. Под куполом цирка
  15. Пора любви
  16. Растратчики
  17. Самозванец поневоле
  18. Семён Котко
  19. Синий платочек
  20. Случай с гением
  21. Сын полка
  22. Универмаг
  23. Фиалка
  24. Чудо в пустыне
  25. Шёл солдат с фронта

(1897-1986) русский поэт, писатель, журналист, мемуарист

Определить место Катаева Валентина Петровича в истории российской словесности не просто. Художественные достоинства его прозы, несомненно, позволяют считать Катаева одним из крупнейших писателей XX века. Вместе с тем постоянная двойственность его политической и жизненной позиции заслоняют сделанное им в литературе.

О себе Валентин Катаев рассказал достаточно подробно во многих своих произведениях. Он родился в Одессе в семье учителя. Отец воспитывал двух сыновей вместе со своей сестрой, поскольку его жена рано умерла. Смерть матери, пережитая в пятилетнем возрасте, отразилась в памяти Катаева как величайшая трагедия. Основное внимание в семье уделялось его младшему брату, будущему писателю Евгению Петрову (писать под одной фамилией братья не стали). Как известно, Евгений стал соавтором Ильи Ильфа , вместе с которым они создали фактически лучшие советские сатирические романы - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Первое свое стихотворение «Осень» Валентин Катаев опубликовал в 1910 году в газете «Одесский вестник», будучи учеником Одесской гимназии. Во время Первой мировой войны, он ушел вольноопределяющимся на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Тогда же Катаев впервые выступил как журналист, с корреспонденциями и очерками о жизни и быте солдат.

В 1919 году Валентин Петрович Катаев недолгое время участвовал в гражданской войне в частях Красной Армии. Впечатления об этом времени он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне» (1924). Вернувшись в Одессу, Катаев начиная с 1919 года заведовал Окнами сатиры в Одесском РОСТА (Российском телеграфном агентстве), а затем в ЮгРОСТА в Харькове.

Особое влияние на формирование его стилевой манеры оказал Бунин, тогда живший в Одессе. Под влиянием знаменитого прозаика, Валентин Катаев начал уделять больше внимания детали, метафоре, его описания стали отличаться особой зрителыюстью.

С 1922 года Валентин Катаев живет в Москве. Он выступает как журналист, писатель-сатирик. С 1923 года становится постоянным сотрудником газеты «Гудок», которая была своеобразной школой мастерства для Михаила Булгакова , И. Ильфа и Юрия Олеши . В это же время, Валентин Катаев окончательно перешел от поэзии к рассказам, хотя писал стихи всю оставшуюся жизнь. Он проявил себя в рассказах как писатель острой социальной проблематики, который умело строит занимательный сюжет, искусно использует юмор. Как и многие авторы тех лет, Катаев отдал дань экспериментам в области формы, создав рассказы «Сэр Генри и черт» (1920) и «Железное кольцо». Любопытен и его опыт в создании комедии: пьеса «Квадратура круга» (1928), построенная по принципу «комедии положений», обошла театры многих стран.

В 1926 году с рассказа «Родион Жуков», Валентин Катаев начинает создавать свою знаменитую тетралогию, позже получившую название «Волны Черного моря». Сюда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936), по которой в 1937 году был снят одноименный фильм, «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960-1961) и «За власть Советов!», или «Катакомбы» (первый вариант вышел в 1948 году, а второй - в 1951 году).

Повести «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» вошли в круг чтения школьников благодаря занимательному сюжету, блестящему воспроизведению психологии ребенка, простому и доступному языку.

Первая повесть целиком построена на впечатлениях детства, хотя ее героя и нельзя назвать автобиографическим персонажем. В ней рассказывается о событиях жизни ребенка и в то же время о революции 1905 года. Здесь впервые проявилась зрительная вещественность прозы Катаева, умение насытить повествование множеством ярких деталей, создать запоминающиеся образы того времени, которое писатель отражает в своем произведении.

Валентин Петрович Катаев последовательно проводит своего героя через различные ступени социального, нравственного и физического развития. Герой повести возвращается в свое прошлое во время поездки в родные места вместе с внуком.

События первых пятилеток отражены в романе-хронике «Время, вперед!», в названии которого писатель использовал строки из стихотворения В. Маяковского. Основной сюжет романа достаточно традиционен для тех лет. В центре произведения - установление нового рекорда на строительстве металлургического комбината в городе Магнитогорске.

В начале сороковых годов, Валентин Катаев начинает публиковать свои сказки. В 1940 году вышли такие его произведения, как «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и «Голубок». В 1945 году писатель опубликовал еще две сказки - «Жемчужинка» и «Пень». Это простые истории, в которых ставятся важные философские проблемы - о добре и зле, о гордости, честности, лени. Используя форму диалога и яркие, конкретные ситуации, писатель приходит к очень важным выводам, понятным даже ребенку.

Во время Отечественной войны, Катаев был корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». Впечатления того времени нашли отражение в его повести «Сын полка» (1945), за которую он в 1946 году получил Сталинскую премию. Героем повести стал мальчик-сирота, которому полк заменил погибших родителей. Новизна в передаче темы войны сказалась в том, что она дается Катаевым через восприятие ребенка. Он не пишет о сражениях, а в спокойной повествовательной манере рассказывает о суровых буднях войны и о трудной судьбе подростка. Повесть стала в один ряд с поэмой Константина Симонова «Сын артиллериста», где также была затронута тема «дети на войне».

С конца 60-х годов, Валентин Катаев выступает как мемуарист. Он рассказывает свою жизнь, восстанавливая прошлые события, поэтому сюжет первых произведений практически совпадает со временем их создания. И лишь потом писатель обращается к своему детству, а затем и к молодости. В 1967 году выходит «Трава забвения», а в 1980-1981 годах - «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и «Юношеский роман».

Объясняя свою творческую манеру, Валентин Катаев говорил о создании нового стиля, который он называл мовизмом. Своеобразная литературная игра, которую предлагает писатель, выражается в создании произведения, где действие движется единым потоком. Формально оно не разделено на главы, а состоит из небольших фрагментов, каждый из которых практически имеет свою тему. Они даже разделены графически, пробелами. Соединение яркого описания со смысловой емкостью слова, особая зрительность и образность изображаемого, метафорическая точность образов являются отличительными особенностями воспоминаний Катаева.

Особое место в его биографии занимает общественная деятельность. С 1946 по 1954 год он входил в редколлегию журнала «Новый мир». В 1955 году становится основателем, а до 1962 года и главным редактором журнала «Юность», открывшего многих талантливых молодых прозаиков, которые вошли в литературу как «шестидесятники». Среди них были такие известные писатели, как В. Аксенов и А. Гладилин.

Так что Валентина Петровича Катаева прежде всего следует считать человеком своего времени, который никогда не шел против течения и приспосабливался к обстоятельствам. Хотя порой он выражал свой субъективный взгляд на происходящее, как, например, сделал это в произведениях «Святой колодец» (1965) и «Алмазный мой венец» (1978), где доминирует именно авторская точка зрения на литературный процесс.

«В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, - вспоминал В.П.Катаев. -Прообразом для меня служила наша семья - папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял двенадцатитомный заветный Карамзин» . Предкам по материнской и отцовской линиям Катаев посвятил два поздних романа - «Кладбище в Скулянах» и «Сухой лиман». Многие его произведения, особенно написанные в последние годы, в той или иной мере автобиографичны. К впечатлениям одесского дореволюционного детства он возвращался снова и снова: в хрестоматийной повести «Белеет парус одинокий», в её продолжении - «Хуторок в степи», в рассказах и, наконец, чрезвычайно подробно - в «книге памяти» «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона».
В юности вместе с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким Катаев входил в кружок одесских поэтов «Зелёная лампа». В 1915 году, не окончив гимназии, записался добровольцем в артиллерию. Был ранен, награждён георгиевским крестом и офицерской шашкой «за храбрость». Во время гражданской войны командовал красной батареей на деникинском фронте. В двадцатые годы работал в Одессе в ЮгРОСТА и в Москве в Главполитпросвете. Товарищами Катаева по знаменитой газете «Гудок» были «самые весёлые и едкие люди» - Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Катаев (младший брат, он прославится под псевдонимом «Е.Петров»). Гудковские фельетоны самого Валентина Катаева появлялись за подписью «Старик Саббакин». Друзья так и звали его в шутку. Кстати, идею «Двенадцати стульев» Ильфу и Петрову - «другу и брату» - подарил Катаев.
Известность ему принесла злободневная фантасмагорическая повесть «Растратчики». Советская критика отвела автору место среди так называемых писателей-попутчиков, а М.Горький и О.Мандельштам похвалили повесть. К.С.Станиславский предложил сделать из неё пьесу, с тем что она будет поставлена во МХАТе. Вторая пьеса - «Квадратура круга» - уже в середине тридцатых шла в Нью-Йорке на Бродвее.
В годы первой пятилетки Катаев ездил по Союзу в журналистские командировки на строительства индустриальных гигантов. После поездки на Магнитострой он написал роман-хронику «Время, вперёд!», взяв как название строчку из «Марша времени» В.Маяковского.
Сочиняя следующую повесть, Катаев задал себе оригинальную задачу: «скрестить сюжетность Пинкертона с художественностью Бунина» . «Постепенно выкристаллизовывалась тема - революция 1905 года и дети» . Повесть «Белеет парус одинокий» стала первой частью тетралогии «Волны Чёрного моря», которую Катаев завершил в 1961 году.
Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», написал десятки очерков и рассказов и не менее хрестоматийную, чем «Парус», повесть «Сын полка». В 1946 году она была удостоена Государственной (Сталинской) премии.
С 1955-го по 1961-й год Катаев возглавлял редакцию нового журнала «Юность», с тех пор и надолго очень популярного в нашей стране.
В последнее двадцатилетие жизни Катаев написал книги, вызвавшие громкие споры критиков и огромный интерес читающей публики: «Святой колодец», «Трава забвенья», «Алмазный мой венец», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». Катаев, по его собственному определению, «перестал быть “сюжетником”» . В его новой прозе давние воспоминания и сиюминутные впечатления, сны, размышления, старые стихи и письма свободно сменяют друг друга. Живописная яркость и графическая чёткость катаевского слова с годами только возросла. Писатель, создавший свои лучшие книги в возрасте восьмидесяти и даже почти девяноста лет, - редкое явление в истории литературы.
Однажды, прогуливаясь по своим ежедневным переделкинским маршрутам, Валентин Петрович заметил собеседнику: «Вчера читал в газетах о возвращении на земную орбиту кометы Галлея. Мне было тринадцать лет, когда она пришла к нам из мирового пространства. Теперь я глубокий старик, но всё равно с интересом жду новой встречи» .

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.П.КАТАЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: [в 10 т.] / Валентин Катаев. - Москва: Художественная литература, 1983-1986.

АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ / Валентин Катаев. - Москва: Советский писатель, 1979. - 222 с.
Катаев предупреждал, что эта книга не мемуары и к её персонажам следует относиться как к литературным героям. Поэтому имена и фамилии своих знаменитых или почти забытых современников он заменил некими словесными образами: ключик, королевич, птицелов, Командор, щелкунчик, друг и брат…
О, как кипела критика! И с какой жадностью читающая публика разгадывала ребус.

БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ: повесть / Валентин Катаев; [худож. В. Гальдяев]. - Москва: АСТ, 2010. - 414 с. : ил. - (Внеклассное чтение).

ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Белеет парус одинокий; Хуторок в степи / [В. П. Катаев; рис. В. Горяева]. - Москва: Детская литература, 1976. - 543 с. : ил.
ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Зимний ветер; Катакомбы / [В. П. Катаев; рис. В. Горяева]. - Москва: Детская литература, 1977. - 607 с. : ил.
Детство Пети Бачея из повести «Белеет парус одинокий» во многом похоже на детство самого Катаева. Бачей - девичья фамилия его матери. А Гаврика он придумывал, вспоминая своего одесского приятеля Мишку Галлия.
Первая часть тетралогии «Волны Чёрного моря» написана в 1936 году. Заключительная - «За власть Советов» («Катакомбы») - в 1949-м. В оккупированной фашистами Одессе Пётр Васильевич Бачей и товарищ Черноиваненко воюют в партизанском отряде. О том, как Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко взрослели, Катаев написал позже, в романах «Хуторок в степи» и «Зимний ветер».

Новое издание тетралогии:
БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ; ХУТОРОК В СТЕПИ. - Москва: Эксмо, 2005. - 622 с. - (Детская библиотека).
ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Зимний ветер; Катакомбы. - Москва: Эксмо, 2005. - 671 с. - (Детская библиотека).

ВРЕМЯ, ВПЕРЁД! : роман-хроника / Валентин Катаев. - Москва: Профиздат, 1984. - 303 с. : ил. - (Школьная библиотека).
По мнению автора, высказанному, разумеется, много лет спустя, героя романа, инженера Давида Маргулиеса, в действительности при сталинском режиме ожидало бы осуждение за шпионаж и вредительство.

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК; ПЕНЬ; ГРИБЫ; ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК: сказки / Валентин Катаев; [худож. О. Рытман]. - Москва: Оникс, 2009. - 59 с. : ил. - (Библиотечка детской классики).
В прошлом сказки В.Катаева для маленьких детей «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» часто переиздавались в сериях «Твои первые книжки» и «Читаем сами». Иллюстрации рисовали Э.Булатов и О.Васильев, В.Лосин, В.Юдин.
Менее известны сказки «Голубок» и «Жемчужина». Их можно найти в первом томе десятитомного собрания сочинений В.Катаева.

МАЛЕНЬКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДВЕРЬ В СТЕНЕ / Валентин Катаев; [рис. Г. Калиновского]. - Москва: Детская литература, 1980. - 254 с. : ил.
«Маленькая железная дверь в стене» - книга о жизни В.И.Ленина в эмиграции - в Париже и на острове Капри. «Эта книга не исторический очерк, не роман, даже не рассказ. Это размышления, страницы путевых тетрадей, воспоминания, точнее всего - лирический дневник…» (В. Катаев).

РАЗБИТАЯ ЖИЗНЬ, или ВОЛШЕБНЫЙ РОГ ОБЕРОНА / Валентин Катаев; [худож. Г. Калиновский]. - Москва: Детская литература, 1973. - 526 с. : ил.
«Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» может стоять в ряду таких книг, как «Детство» Л.Н.Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство Тёмы» Н.Г.Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н.Толстого.

СЫН ПОЛКА: повесть / [В. П. Катаев; предисл. С. Баруздина; худож. И. Гринштейн]. - Москва: Детская литература, 2009. - 234 с. : ил. - (Школьная библиотека).
СЫН ПОЛКА: повесть / [В. П. Катаев; рис. О. Верейского]. - Москва: Детская литература, 1985. - 238 с. : ил.
«Я был корреспондентом на фронте и многое увидел. Но почему-то больше всего запомнил мальчиков - обездоленных, нищих, угрюмо шагавших по дорогам войны… Вот почему я написал “Сын полка”» (В.Катаев. «О себе»).

ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ / Валентин Катаев. - Москва: Вагриус, 2007. - 412 с. : ил. - (Мой 20 век).
ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ / Валентин Катаев; [предисл. И. Андроникова]. - Москва: Детская литература, 1967. - 222 с.
«Трава забвенья» - книга об Иване Бунине и Владимире Маяковском, какими их знал и запомнил Катаев.
«При нём [Бунине] я боялся даже произнести кощунственную фамилию: Маяковский. Так же, впрочем, как впоследствии я никогда не мог в присутствии Маяковского сказать слово: Бунин. Они оба взаимно искажали друг друга. Однако они оба стоят рядом в моей памяти, и ничего с этим не поделаешь» (В.Катаев. «Трава забвенья»).

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.П.КАТАЕВА

Андроников И. Сверкающее слово Катаева // Андроников И. Все живо… - Москва: Советский писатель, 1990. - С. 280-285.
Галанов Б. Е. Валентин Катаев: размышления о Мастере и диалоги с ним / [Б. Е. Галанов]. - Москва: Художественная литература, 1989. - 318 с. : ил.
Галанов Б. Е. Валентин Катаев: очерк творчества / [Б. Е. Галанов]. - Москва: Детская литература, 1982. - 113 с. : ил.
Кардин В. Парус в море: повесть «Белеет парус одинокий» в творчестве В. Катаева / [В. Кардин]. - Москва: Художественная литература, 1982. - 190 с.
Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить… : книга об отце / Павел Катаев. - Москва: Аграф, 2006. - 206 с. : ил. - (Символ времени).
Котова М. А., Лекманов О. А. В лабиринтах романа-загадки: комментарий к роману В. П. Катаева «Алмазный мой венец» / М. Котова, О. Лекманов, при участии Л. М. Видгофа. - Москва: Аграф, 2004. - 286 с. - (Символ времени).

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.П.КАТАЕВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Безумный день. Сцен. В.Катаева. Реж. А.Тутышкин. Комп. Н.Богословский. СССР, 1956. В ролях: И.Ильинский, С.Мартинсон, С.Бирман, А.Георгиевская, Р.Плятт, И.Зарубина, В.Володин и др.

Белеет парус одинокий. Реж. В.Легошин. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1937. В ролях: И.Бут, Б.Рунге, А.Мельников и др.

Волны Чёрного моря. Телефильм. Реж. А.Войтецкий и др. Комп. В.Дашкевич, М.Кюсс. СССР, 1975. В ролях: В.Кузнецов, Э.Купоросов, В.Агарков, О.Табаков, Е.Леонов-Гладышев, И.Миколайчук, А.Петренко и др.

Время, вперёд! Сцен. В.Катаева, М.Швейцера. Реж. М.Швейцер, С.Милькина. Комп. Г.Свиридов. СССР, 1965. В ролях: С.Юрский, И.Гулая, Т.Сёмина, Л.Куравлёв, В.Кашпур, Е.Копелян и др.
За власть Советов. Сцен. В.Катаева, С.Клебанова. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1956. В ролях: Б.Чирков, С.Курилов, Д.Сагал, Б.Тенин и др.
Отче наш. Реж. Б.Ермолаев. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1989. В ролях: М.Терехова, А.Игнатьев, В.Никулин, В.Меньшов, В.Малявина, В.Дворжецкий и др.
Сын полка. Реж. В.Пронин. Комп. А.Лепин. СССР, 1946. В ролях: Ю.Янкин, А.Морозов и др.
Сын полка. Реж. Г.Кузнецов. СССР, 1981. В ролях: И.Носов, В.Яковлев, В.Павлов, И.Краско и др.
Хуторок в степи. Сцен. В.Катаева. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1970. В ролях: И.Корытнюк, А.Юдин, Ю.Любимов, Н.Меньшикова и др.
Цветик-семицветик. Короткометражный фильм. Реж. Г.Аразян, Б.Бушмелев. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1968.
Я, сын трудового народа. Реж. В.Стрелков. Комп. Н.Сидельников. СССР, 1983. В ролях: С.Маковецкий, В.Хмель и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Дудочка и кувшинчик. Сцен. В.Катаева. Реж. В.Громов. Худож.-пост. В.Дегтярёв. Комп. А.Спадавеккиа. СССР, 1950.
Последний лепесток. По сказке «Цветик-семицветик». Реж. Р.Качанов. Худож.-пост. К.Карпов, Е.Пророкова. Комп. Г.Гладков. СССР, 1977.
Цветик-семицветик. Сцен. В.Катаева. Реж. М.Цехановский. Худож.-пост. Л.Мильчин, В.Роджеро. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1948.