Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей. Конспект занятия-экскурсии в краеведческий музей детского сада Конспект экскурсии впервые в музее для детей
Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .
Подготовила воспитатель
Сарсания А. Э.
Цель :
Познакомить с понятием «музей » и его назначением.
Задачи :
Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.
Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Материал и оборудование :
Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.
Работа над словарем :
музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.
Предварительная работа :
Совместная деятельность :
Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;
Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;
Рассматривание фотографий после посещения музеев ;
Просмотр видеофильмов;
Изобразительная деятельность "Я был в музее ";
Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;
Заучивание стихотворений о родном городе;
Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Взаимодействие с семьей :
Экскурсии в музее города всей семьей
Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);
Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;
Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .
Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?
А что значит любить свою Родину?
(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).
А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,
Может вы знаете, как вернуться в прошлое?
Ну что же …
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы идти со мной готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .
Слайд-1 :
Отгадай загадку :
Нам экскурсовод сказал :
Проходите в этот зал.
Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.
Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .
Слайд-2 :
Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .
Слайд-3 :
В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .
Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .
А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .
Слайд-5-6 :
А это самая большая в мире Александровская библиотека.
Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.
Слайд-7 :
В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .
Слайд-8 :
В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :
Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.
Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.
Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.
Слайд-9 :
А так же музеи посвященные определенным темам :
-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.
Слайд-10 :
Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.
Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?
(Высказывания детей) .
Вывод :
- Музей это полезно !
- Музей это интересно !
Динамическая пауза «В зоопарке» :
Дети имитируют повадки зверей :
День вчера был очень жаркий,
Мы гуляли в зоопарке.
Видели зверей и птиц,
И оленей, и лисиц.
Мы узнали, что медведя
Называют дядя Федя.
Уток мы в пруду кормили,
Связку шариков купили.
Пили сок, укрывшись в тень.
Ты запомнишь этот день.
Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :
Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?
Дидактическая игра "Да-нет":
Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.
Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться (в музее ) .
В какой музей вы их поместите ?
Проблемная ситуация :
Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.
Дидактическая игра "Размести правильно":
Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.
Работа с картой :
Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .
Работа с фотовыставкой :
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.
Ситуативный разговор :
А что нужно помнить при посещении музея ?
(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).
Правила поведения в музее :
В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .
Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .
Нельзя трогать руками музейные экспонаты .
Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.
Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.
(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).
Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":
Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)
Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .
Рефлексия :
Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .
Конспект НОД "Экскурсия в музей часов" по образовательной области "Познавательное развитие"в старшей группе
Цель:ознакомление с разнообразием часовых механизмов и способами их применения в жизни человека.
Образовательные:
1.Познакомить детей с историей возникновения часов;разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные);
2.Познакомить детей с циферблатом и двумя стрелками - минутная и часовая;
3.Закрепить названия частей суток по видам деятельности и положению солнца на небосклоне.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление;
2.Развивать познавательный интерес к прошлому и будущему часов.
Воспитательные:
1.Воспитывать способность и умение беречь свое личное время и время окружающих.
Предварительная работа: знакомство с часами, чтение энциклопедий,дидактическая игра"Который час?" работа по карточкам, разучивание стихов.
Оборудование: создан группой родителей мини - музей часов, в котором собраны различные по форме и размерам часы (настенные, наручные, будильники, масляные, электронные, напольные) , картинки с изображением часов, картинки с изображением деятельности и положением солнца на небосклоне.
Ход занятия
Воспитатель:-Здравствуйте, уважаемые посетители!
Узнать много интересного хотите вы?
Воспитатель: Сегодня мы пригласили вас в наш мини-музей,
Рассаживайтесь удобнее поскорей.
А о чем пойдет наша беседа,
Узнаете, если загадку отгадаете.
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются…
(часы)
Воспитатель: ДА, сегодня мы поговорим о часах. В нашем мини- Музее мы совместно с родителями собрали разнообразные виды часов. Какие часы вы видите?
Дети: настенные, наручные, электронные.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Здесь даже есть будильник. А для чего он нужен?
Дети: Чтобы будил, показывал время, чтобы не опоздать и т.д.
Воспитатель: Часы с кукушкой, солнечные часы. Конечно, без часов люди бы опаздывали на работу, на самолеты, на поезд, терялись в видах деятельности... Послушайте стихотворение Н. Чупрова"Часы"
Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие виды часов собраны в нашем мини-музее. Здесь представлены различные часы. На верхней полке стоят будильники. Вы знаете,что такое будильник? Наверное, у каждого из вас дома есть будильники. Вот мне очень помогает будильник, он у меня стоит около кровати и каждое утро будит меня на работу. Ребята, поднимите руки у кого дома есть будильники? Я очень рада, что в каждом доме есть будильник. Это очень полезная вещь. Ребята, а как вы думаете, какие будильники нужно приобретать большие или маленькие? (Ответы детей). Я думаю те, которые человеку нравятся.
Воспитатель,указывая на стену:А какие должны находиться здесь часы? ПОСЛУШАЙТЕ.
Г.Терешкова" Часы"
На стенке в комнате часы
,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик - так, тик - так.
Всем подают условный знак.
День - ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.(настенные). А какие еще виды часов вы знаете?(солнечные, песочные, напольные и т.д.
Воспитатель:Ребята, а какие часы вы выбираете себе? (красивые, большие, практичные,песочные) И конечно, чтобы хозяевам нравился звонок, и стрелки показывали правильное время. Посмотрите, на всех часах есть две стрелки. Ребята, а вы знаете, как называется большая стрелка у часов? (Ответы детей) Правильно Она показывает минуты и называется минутная. А кто знает, как называется маленькая стрелка? (ответы детей).Правильно. Это часовая стрелка. По ней мы узнаём сколько часов. Ребята, а как вы думаете, какая стрелка движется быстрее маленькая или большая? (Ответы детей.) Молодцы всё правильно ответили.
Но сейчас я хочу вам рассказать немного про историю часов. А как вы думаете, ребята, было такое время, когда не было часов? (Ответы детей)
Воспитатель: Согласна с вами,в далекие времена было такое время. В те времена люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать. Ребята, а как вы думаете, когда люди дольше спали - зимой или летом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Люди меньше спали летом, потому что, летом ночь короткая, да и работы на полях, огородах у людей очень много. Поэтому они старались меньше спать, а больше работать. Недаром говорили летний день - год кормит. А зимой люди дольше спали, почему?
Дети: Потому, что ночь длиннее, а день короткий. Люди зимой больше отдыхали, а питались тем, что заготовили летом и животных кормили тоже летними заготовками.
Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами, зовут…
Дети: часами.
Воспитатель: Ребята, а какой формы наши часы:(ответы) что делали люди раньше,пока не было часовых механизмов. По солнцу можно определить время. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Посмотрите на эту картинку. Вот падает тень и по ней в старину человек определял время. Ребята, а вы знаете, когда тень бывает длиннее, утром, днём или вечером?
(Ответы детей)
Воспитатель: Когда солнце встаёт или заходит за горизонт, то тень длиннее, а днём тень короче. Когда человек заметил свойства тени, тогда он придумал солнечные часы. Посмотрите, в нашем музее есть картинка с такими часами. Но человеку не всегда помогали эти часы, так как такие часы работают только в солнечную погоду. И человек придумал песочные часы. Вот они, стоят на полочке. Бывают они разного размера. Вот эти на три минуты, а вот эти на десять минут. Но и эти часы были не очень удобными, потому, что их надо было всё время переворачивать.
Давайте мы с вами поиграем, пока будет сыпаться песок, мы будем шагать по всему нашему музею, а затем сядем на свои места. Подойдем к часам с кукушкой.
Физкультминутка
Тик- так, тик- так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт(наклоны вправо, влево).
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка(сели в глубокий присед).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью(приседания).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга(вращение туловищем вправо).
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой(Вращение туловищем вправо)
А часы идут, идут, (ходьба на месте),
Иногда вдруг отстают(замедление темпа ходьбы).
А бывает, чуть спешат,
Словно убежать хотят (бег на месте).
Если из не заведешь,
То они совсем встают.(дети останавливаются).
Воспитатель: Мы с вами шагали 2 минуты, а теперь отдохнём и дальше поговорим о часах. Люди решили вместо песка в часы налить масло и получились масляные часы, такие часы время показывали не точно. А это, ребята, хорошо или плохо когда часы показывают не точное время.(Ооветы детей)
Воспитатель: Что может случиться, когда мы не знаем точного времени?
(Ответы детей)
И. Шимко
Учу своичасы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы:»Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж -
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда в саду-
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня -
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу очень необычные часы - это часы-цветы. Это самые обычные живые цветы. Бутоны некоторых из них открываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрываются только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определить время.
Воспитатель: Ребята, в нашем замечательном сооруженном мини-музее есть часы -свечка. Посмотрите, здесь нанесены деления. Свечка сгорает, уменьшается в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.Со временем человек придумал специальный механизм, и появились различные часы. Сейчас я вам покажу самые главные часы в нашей стране. Такие часы находятся в Москве на Спасской башне, мы все с волнением ждём, когда стрелки соединятся и все слушают бой курантов.
Воспитатель:В нашем музее представлены разные часы. А поднимите руки те, у кого дома нет часов. Я не вижу ни одной руки, потому, что каждый человек дорожит своим временем и старается делать всё в своё время. Во время открываются магазины, детские сады и школы. По расписанию летают самолёты и плывут корабли.
Воспитатель: Давайте проверим,все ли часы, которые находятся в нашем музее, вы знаете.
Как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные)
Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (будильник).Просыпаясь всегда по будильнику, вы будите успевать сделать все дела, которые запланировали.
Воспитатель: Друзья, а вот на этой полочке находятся электронные часы. Ещё я хочу обратить ваше внимание на стенку, где у нас висят часы с кукушкой. Правда красивые, но они ещё и точные. Они помогают нам делать всё во время и по режиму. Во время вас накормить, на занятия посадить, гулять сводить.
Послушайте стихотворение Э. Котияра, которое называется" Часы-часики".
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы на полу стоящие,
Басом говорящие: Бом, Бом, Бом.
На весь дом.
Это уличные часы на столбе
Знакомые тебе?
Они здесь очень нужны:
Стрелки великаны
Издали видны.
А ходики в избушке!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся
Кукушка « встрепенётся « ку-ку», «ку-ку»
Как в лесу на суку.
А будильник с вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудить не забудет.
Воспитатель: Сейчас, ребята, отгадайте загадки. Подытожим, что интересного мы узнали, что нового вам дали?
1.Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
2 .Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка - только раз,
Та, что выше - каждый час (Стрелки)
3.На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят равным ходом,
От восхода, до восхода. (Часы)
У меня есть малютки.
Зовут их минутки.
Если вместе их собрать
Обо мне ты будешь знать. (Час)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо всем, кто посетил наш мини - музей часов. Что было для вас интересным? Что запомнилось?
Все в музее побывали,
Много мы всего узнали,
И про стрелки, про минуты
Нам историю не забыть.
До скорой встречи в интересном месте.
Звучит песня Е.Крылатова" ПЕСНЯ О КОЛОКОЛАХ"
"Бьют часы на старой башне,
Продолжая день вчерашний,
И звонят колокола....
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.
Цели:
- приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
- знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
- бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.
1-я часть. Вводная
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?
Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?
2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)
Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.
3-я часть. Проблемная
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?
Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.
Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?
4-я часть. Стимулирование детских, вопросов
Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.
Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.
Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши выше головы? (Заяц.)
Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
Называемый плотиной. (Бобры.)
Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.
Постановка новой проблемы
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?
5-я часть. Символизация
Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».
Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»
Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »
в подготовительной группе
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)
Материалы и оборудование :
Предметы домашнего обихода
Пластилин, дощечки для лепки, стека
Интеграция с другими образовательными областями :
Коммуникация.
Художественная литература.
Художественное творчество.
Предварительная работа :
Чтение русских народных сказок .
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .
Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.
Звучит русская народная музыка .
Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .
Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?
Дети : Печь.
Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.
А для чего она нужна? (ответ детей) .
Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим :
«Без печи хата – не хата» .
«Когда в печи жарко – тогда и варко» .
«Что есть в печи – все на стол мечи» .
«Не красна изба углами , а красна пирогами»
Воспитатель : Молодцы.
О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .
Воспитатель загадывает загадку :
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .
В чугунке варили кашу, щи.
В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .
Вот какую загадку загадаю, послушайте :
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват) .
Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .
Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .
Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка :
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено) .
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .
Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.
Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем :
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .
Вам понравилось? (Ответ детей) .
Что нового вы узнали? (Ответ детей) .
Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»
Публикации по теме:
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.
Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.
Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.
КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
с детьми старшей группы
Цели:
Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
Познакомить детей с жизнью наших предков;
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Предварительная работа:
Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;
Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.
Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.
Условия : время проведения- ноябрь.
Ход экскурсии
Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.
Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).
Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)
Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.
А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).
Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.
Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.
Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.
«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.
Остановка 1: Археология.
Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.
Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.
Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.
На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.
Остановка 2: Археология 2
Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.
На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.
Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.
Останова 3: Археология 3
Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.
Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.
Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.
Остановка 4 Основание Воронежа.
Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.
В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.
Остановка 5: Петровские времена
Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.
В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.
Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .
Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.
Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.
В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.
В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.
Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.
20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...
Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.
В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.
Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.
Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.
Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.
Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.
Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!
Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.
Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.
Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.
Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.
Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.
В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.
Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.
Остановка 11: Воронеж космический.
Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:
“ В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. “
В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.
Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.
В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.
Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»
В этом зале вы увидитесь с
миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.
Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.
Остановка 14: « Царство животных»
На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.
В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее