Люди и нравы древней руси. Человек в литературе древней Руси. Вступительное слово учителя

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:


  1. Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

  2. Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,
из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:

- Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

(Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

(Обращение к книгам на выставке)


  • Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.
- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?


  • Постановка проблемных вопросов урока.
- Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?


  • Беседа:
- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?


  • Лексическая работа.
Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.


  • Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

  • Беседе после прослушивания.
- Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)


  • Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

  • Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »
- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

(Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

(На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)


  • Работа с портретом.
Обратимся к портрету Пр. Сергия.

Глаза внимательны;

Взгляд добрый и кроткий;

Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.


  • Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».
- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.

(Вопросы проблемные читаются)

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание – дифференцированное.
I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:


  1. « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

  2. « Жить – Богу служить »

  3. « Умный смиряется, глупый надувается »
(Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

Родители

Рождение

Встреча с иконном

Юность


- служение Богу)
Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»
Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….
Викторина по древнерусской литературе:


  1. Кто составил житие Сергия Радонежского?

  2. Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

  3. Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

  4. Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

  5. Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

  6. Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

  7. О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

  8. Напишите значения церковных слов.
черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….

псалом………….

игумен………….

келья………….

пустынь………….

литургия………….

схима………….

дьякон………….

протопоп………….

всенощная………….

архимандрит………….

чернец………….

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

"Документ"

1. Вентиль баллонный ВБ- 81.00 ящ.кар 5 8,4 . Регулятор давления РДСГ-1-1, 7 .00 ящ.кар 30 9,3 3. Кран конусный газовый ДУ-15 (11Б34бк) 44.00 ящ....полностью>>

"Документ"

1.1.Настоящее положение определяет порядок организации и проведения региональной научно-практической конференции «Развитие одарённости в современной о...полностью>>

Главная > Урок

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:

    Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

    Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,

из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

(Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

(Обращение к книгам на выставке)

    Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.

- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?

    Постановка проблемных вопросов урока.

Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?

    Беседа:

- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?

    Лексическая работа.

Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

    Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

    Беседе после прослушивания.

Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)

    Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

    Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »

- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

(Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

(На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)

    Работа с портретом.

Обратимся к портрету Пр. Сергия.

Глаза внимательны;

Взгляд добрый и кроткий;

Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.

    Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».

- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.

    Ответы на проблемный вопрос урока.

(Вопросы проблемные читаются)

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание – дифференцированное.

I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:

    « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

    « Жить – Богу служить »

    « Умный смиряется, глупый надувается »

(Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

Родители

Рождение

Встреча с иконном

Служение Богу)

Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»

Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….

Викторина по древнерусской литературе:

    Кто составил житие Сергия Радонежского?

    Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

    Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

    Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

    Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

    Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

    О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

    Напишите значения церковных слов.

черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….

псалом………….

игумен………….

келья………….

пустынь………….

литургия………….

схима………….

дьякон………….

протопоп………….

всенощная………….

архимандрит………….

чернец………….

скуфья………….

апокалипсис………….

Введение

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежат периоду, который принято называть "древней русской литературой".

Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви и был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа.

Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.

Русская литература 11 - 17 веков развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. Книгопечатанье, появившееся в Москве в середине 16 веков очень слабо изменило характер и способы распространения литературных произведений. В основном и в 17 веке литературные произведения продолжали, как и раньше, распространяться путем переписки.

Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений.

Ни одно из произведений древней Руси - переводное или оригинальное - не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Мы часто говорим о внутренних закономерностях развития литературных образов в произведениях новой литературы и о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой новой литературы по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступки действующих лиц могут быть даже "неожиданными" для авторов, как бы продиктованными авторам самими действующими лицами.

Аналогичная обусловленность есть и в древней литературе. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам закономерного характера, а по законам того разряда героев, к которому принадлежит герой в феодальном обществе. Например, идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. И вот в "Житии Александра Невского" описывается, как Александр входит в храм Софии и молится со слезами Богу о даровании ему победы. Идеальный полководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и ему помогает Бог.

У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное - не внешняя красота, красота лица и тела, а красота души.

В представлениях древних русичей, носителем абсолютной, идеальной красоты был только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божья. Красота человека от того, насколько полно в нем выражалось Божественное начало, то есть его способность желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

Чем больше человек работала над этим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылал ему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могла сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный, благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовная сфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Она не нуждалась в красоте физической.

Идеалом человека в Древней Руси считались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямых посредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе были свои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотрим периодизацию истории древнерусской литературы.1. Периодизация истории древнерусской литературы

Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.

Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которыми считают и всю предшествующую письменность.

Литература Древней Руси - свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы.

Литературу 11 - первой трети 13 века можно рассматривать как единую литературу Киевской Руси. Это век единого древнерусского государства. Век первых русских житий - Бориса и Глеба и первого дошедшего до нас памятника русского летописания - "Повести временных лет".

Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, "Слово о погибели Русской земли" и "Житие Александра Невского". Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.

Следующий период, конец 14 века первая половина 15 века - это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующие и последующие за Куликовой битвой 1380 года. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания и исторического повествования.

Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников: "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.

Во второй половине 15 века в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной литературы, развивается публицистика.

С середины 16 века в литературе все больше сказывается официальная струя.17 век - век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всём: в самом типе писателя и его творчестве, век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности.

Такова периодизация истории древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.

Человек в литературе древней Руси

Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод - Это "Повесть временных лет", созданная предположительно около 1113 года. Именно здесь мы впервые узнаем о людях Древней Руси.

Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики и свои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему.

На сюжет о мученической смерти Бориса и Глеба написаны два жития. Автором одного из них "Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба" является летописец Нестор. Создание церковного культа Бориса и Глеба преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси. Во-вторых, утверждал государственною идею, согласно которой все русские князья - братья, и в то же время подчеркивал обязательность "покорения" младших князей старшим.

"Чтение" Нестора, действительно, содержит все элементы канонического жития: оно начинается обширным вступлением, с объяснением причин, по которым автор решает приступить к работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама до крещения Руси. В собственно житийной части Нестор рассказывает о детских годах Бориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев еще в детстве и юности; в рассказе об их гибели еще более усилен агиографический элемент: они готовятся принять смерть как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. В "Чтение", в соответствии с требованием жанра, присутствует и рассказ о чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном "обретении" их мощей, об исцелениях больных у их гроба.

Таким образом, святые Борис и Глеб вошли в русскую литературу, как люди, чтившие христианские заветы.

Другим произведением агиографического жанра можно считать "Повесть о житии Александра Невского", написанного, как предполагает Д.С. Лихачев, митрополитом Кириллом между 1263 - 1280 гг.

Характеристики Александра Невского в произведении разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его "церковные добродетели". И в то же время Александр, величественный и прекрасный внешне. Мужественный и непобедимый полководец. В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов. Александр "разгорелся сердцем", "с малою дружиною" он устремляется на врага. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерна для всех эпизодов, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.

Для автора Александр не только герой-полководец и мудрый государственный деятель, но и человек перед воинской доблестью и государственной мудростью которого он преклоняется. Для врагов Русской земли князь страшен и беспощаден. Это идеал мудрого князя - правителя и полководца. Вплоть до 16 века "Повесть о житии Александра Невского" являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Нельзя не рассказать еще об одной выдающейся личности древней Руси. Владимир Мономах - виднейший государственный деятель, крепко стоящий на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и потомства.

Под 1096 годом в "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку помещено "Поучение" Владимира Мономаха, соединенное с его письмом к князю Олегу Черниговскому. "Поучение" обращено Мономахом к его детям и продолжено его автобиографией. В своем "Поучение" Владимир Мономах выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородным, гуманно настроенным человеком, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах. Когда к нему приходят послы от его братьев с предложением соединенными силами выгнать Ростиславичей из их удела и отнять их волость, он отказывается это сделать, потому - что не хочет нарушать крестную клятву. Давать клятву он советует только в том случае, если клянущийся может сдержать ее, но, поклявшись, нужно соблюдать обещание, чтобы не погубить своей души.

Особенно настойчиво Мономах советует защищать всех обездоленных и призывает к нисхождению даже по отношению к преступникам. Старых нужно почитать, как отца, а молодых - как братьев.

Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не пребывать никогда в лености и не предаваться разврату. Нельзя ни на кого полагаться, самому нужно во все входить и за всем надзирать, чтобы не случилось какой - либо беды.

Перечисляя многие свои "пути" и "ловы" (походы и охоты), Мономах имеет в виду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтет его "грамотицу", которая была написана не только для детей князя.

Владимир Мономах осуждает междоусобицы, стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в 11 веке жестоких форм, и установлению на Руси твердой и единой власти.

Мономах не стремится составить в своем "Поучении" законченную биографию, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха.

Обзор Мономаха выступает в "Поучении" как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности. В последствии Владимир Мономах был идеализирован русской летописью.

Для потомков "Поучение" являлось своего рода настольной книгой в нравственном воспитании.

В русскую литературу 17 век вошел как "бунташный". Бунты и мятежи отражали непримиримые социальные противоречия допетровской Руси. Такой была и культура 17 века, утратившая то внешнее единство, ту относительную монолитность, которые характерны для средневековья. Анонимной остается беллетристика. Повысился удельный вес авторских произведений. Появилась литература низов общества. Эти низы - бедное духовенство, подьячие, грамотное крестьянство - заговорили независимым и свободным языком пародии и сатиры.

Среди переводных и оригинальных новелл повести и сказания.

"Повесть о Карпе Сутулове" дошла до нас в единственном, притом утраченном ныне списке (сборник, в который вошла повесть, был разделен на отдельные тетради; некоторые из них не сохранились). Русский купец Карп Сутулов, отправляясь в торговую поездку, наказывает своей жене Татьяне в случае нужды попросить денег у приятеля своего, Афанасия Бердова, тоже купца. В ответ на просьбу Татьяны недостойный друг мужа домогается ее любви. Татьяна идет за советом к попу, который оказывается не лучше Афанасия Бердова, потом - к архиерею. Но и в этом архипастыре, давшем обед целомудрия, вспыхнула греховная страсть. Татьяна притворно решает уступить, и всем троим, назначает свидания у себя дома. Первым является Афанасий Бердов. Когда в ворота стучится поп, Татьяна говорит Афанасию, что это вернулся муж, и прячет первого гостя в сундук. Тем же способом она избавляется от попа и архиерея - в последнем случае виновницей переполоха оказывается подговоренная ею служанка. Дело оканчивается тем, что посрамленные искатели извлекаются из сундуков на воеводском дворе.

Это типичная сказочная новелла с замедленным действием, с неоднократными повторениями, с фольклорной трехчленной конструкцией - и неожиданным, занимательным финалом: вслед за посрамлением домогателей следует дележ денег между "строгим" воеводой и "благочестивой" Татьяной. Русский колорит новеллы лишь поверхностное наслоение. Сутуловы и Бердовы действительно принадлежат к именитым купеческим семьям допетровской Руси. Муж Татьяны едет "на куплю свою в Литовскую землю" - обычным для России 17 века купеческим путем на Вильну. Действие происходит на воеводском дворе - это также русская реалия. Однако все эти реалии не затрагивают сюжетной конструкции. Имена и русские обстоятельства - это кулисы действия, они легко поддаются устранению и замене, и мы получаем "всеобщий" перехожий сюжет, не связанный непременно с русским городским бытом 17 века. По сюжету "Повесть о Карпе Сутулове" - типичная плутовская новелла в духе Боккаччо.

Введение.

Идеал - это путеводная звезда.

Без нее нет твердого направления,

а нет направления - нет жизни.

Л.Н. Толстой

Главной отличительной особенностью развития современной России является стремление к поиску национальной идеи. Понимание смысла самой национальной идеи растёт на позитивном восприятии и рефлексии корней своего исторического прошлого, отыскании глубинных истоков общественного бытия через осмысление собственного понимания величия национальной идеи и возрождении лучших народных традиций, хранящихся в сокровищнице, подаренной миру русской литературой.

Общеизвестно, что любая страна, нация, государство только тогда обретают прочность, устойчивость, волю к жизни, способность к развитию, когда люди, народ воодушевляются великой идеей, благородным и светлым идеалом. И наоборот, всякий раз, когда народ лишается большой цели, вдохновляющей идеи, мечты, он теряет активный творческий заряд, перестает быть жизнеспособным субъектом истории. Без реально существующего социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие человеческого общества так же невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы - без цели.

Что же есть идеал? Актуальность этого вопроса в наши дни и определила выбор данной темы. Больше всего меня заинтересовал идеал человека, запечатленного в древнерусской литературе, потому что, как мне кажется, в древности люди были помыслами чисты, и все их мысли исходили из сердца. Тем более что один из героев Древней Руси, чей образ был положен в основу одного из произведений – Великий князь Новгородский и один из святых Александр Невский – в сентябре 2009 года был провозглашен Православной Церковью России национальным идеалом нашего государства. Помимо того, знакомство с истоками отечественной культуры даёт нам новые знания, помогая постичь новый взгляд на мир, иное мышление. Русская литература в своем многовековом развитии создала художественные ценности мирового значения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что образ идеального человека – понятие вневременное, обладающее набором определенных характеристик, идентичных вне зависимости от исторического контекста, однако не без влияния «запросов» современного ему общества.

Итак, тема данной исследовательской работы « Идеал человека в древнерусской литературе и в современном обществе ». Целью данной работы является комплексный анализ характеристик главных героев древнерусской литературы и выделение модели «идеал современного старшеклассника».

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи :

Новизна предлагаемого исследования заключается в анализе основных параметров идеального человека , в системном описании принципов определения идеальных черт, которые способны отразить языковое самосознание, дать сведения о культуре этноса, о народной картине мира.

Объект исследования: образ идеального человека, воплощенный в древнерусской литературе и выраженный в представлении современного молодого человека.

Методы исследования: анализ древнерусских литературных текстов; социологическое исследование в форме устного опроса среди учащихся 9-11 классов МСОШ № 40; моделирование образа идеального человека; обобщение материала, полученного в ходе исследования.

Теоретическая значимость исследования: исследование на основе древнерусских литературных текстов и социологического опроса среди старшеклассников с целью комплексной характеристики модели идеального человека.

Практическая значимость исследования: данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности педагога по литературе, имеет высокую социальную значимость с точки зрения формирования у подростков национального идеала, ориентирована на старшую возрастную категорию школьников.

Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.

В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божия. Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

Чем больше человек работает над этим, тем больше он как бы изнутри озаряется внутренним светом, который посылает ему Бог как свою благодать. Поэтому на иконах святых мы видим сияние вокруг их голов - золотой нимб. Человек живёт на пересечении двух миров – видимого и невидимого. Праведный, благочестивый образ жизни (особенно молитва, покаяние, пост) мог сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным.

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом темам общественного и государственно строительства, связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Мы отобрали для анализа и выделения характеристики образа идеального человека следующие древнерусские тексты, а также произведения УНТ: пословицы и поговорки русского народа, былины об Илье Муромце, русские народные сказки («Конек-горбунок» в переложении П.П.Ершова), «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Результаты исследования древних текстов отразились в таблице «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ».

Таблица 1 «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ»

Название произведения

Литературный герой

Цитатная характеристика героя

Проявившиеся черты характера

Пословицы и поговорки русского народа

Обобщенный образ русского человека

Терпение и труд все перетрут. Мастерство везде в почете. Держись крепче сохи да бороны. Господь повелел от земли кормиться. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Всякий дом хозяином держится. Будь малым доволен – больше получишь. Спесь в добро не вводит. Не в силе Бог, а в правде. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Русский ни мечом, ни с калачом не шутит. Век живи – век учись. и др.

терпение, трудолюбие, вера в Бога, соблюдение норм христианской морали, мудрость, любовь к Родине, стремление к самосовершенствованию, к самоанализу, честность, верность, ум и смекалка, доброта

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец

1Он как выпил, Илей, пива-то яндому,
Он почуял в себе, Илей, силу да великую.

От земли столб был да до небушки,

Ко столбу было золото кольцо,

За кольцо бы взял, святорусску оворотил…

2А он мог бы постоять один за веру, за отечество,
Мог бы постоять один за Киев- град,
Мог бы постоять один за церкви за соборные,
Мог бы поберечь он князя да Владимира,..

3Он пустил коня да богатырского
По тому раздольицу чисту полю
Во тую во силушку великую,
Стал конем топтать да и копьем колоть…

4Он просил себе тут Бога на помочь,

Да и Пречистую Пресвятую Богородицу…

необыкновенная физическая сила, ловкость, удаль, вера в Бога, любовь к Родине, готовность ее защитить от захватчиков, честность, верность

Русские народные сказки («Конек-горбунок» в пересказе П.П.Ершова)

Иван-дурак

1У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

2"Эхе-хе! так вот какой

Наш воришко!.. Но, постой,

Я шутить ведь, не умею,

Разом сяду те на шею.

Но Иван и сам не прост --

Крепко держится за хвост.

3"Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал".

4"Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал".

смекалка, честность, верность, удачливость, терпение, способность выполнять «задачи царя» лучше других, доброта, мудрость, храбрость

«Слово о полку Игореве»

1Начнем же, братия, повесть сию

От старого Владимира до нынешнего Игоря.

Натянул он ум свой крепостью,

Изострил он мужеством сердце,

Ратным духом исполнился

И навел храбрые полки свои

На землю Половецкую за землю Русскую…

2Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.

Сядем же, други, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона!"

3Миновалися брани князей на неверных.

Брат сказал брату: то мое, а это мое же!

И стали князья говорить про малое, как про великое,

И сами на себя крамолу ковать,

А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!..

4Прыснуло море к полуночи;

Идут мглою туманы;

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю…

любовь к «земле Русской», готовность за нее «постоять», храбрость, мужество, способность к духовному единению в «минуту опасности», мудрость, верность, способность к самоанализу, божественное покровительство человеку «с чистыми помыслами»

«Поучение Владимира Мономаха»

Владимир Мономах

1…страх имейте божий в сердце своем…

2…не станет лениться, а будет трудиться. но малым делом можно получить милость божию...

3…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово… господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет…

соблюдение норм христианской морали, мудрость, терпение, стремление к созидательному труду, духовная красота и гармония, стремление к самосовершенствованию

«Слово о погибели Русской земли»

Владимир Мономах

1О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!..

2Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели…Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял…

любовь к Родине, желание ее защитить, понимание роли христианства в истории Руси, мужество, отвага, сила и храбрость

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Евпатий Коловрат

1О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу…

2И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства…

3И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин…

любовь к Родине, готовность защитить родную землю, сила и мужество, честность и верность, соблюдение норм христианской морали

«Сказание о житии Александра Невского»

Александр Невский

1…рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его…

2И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…

3Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим…

4Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ…

5И никогда не было противника, достойного его в бою…

красота физическая и духовная, мудрость, сила и храбрость, вера в Бога, воинская доблесть, благородство и величие, самоотверженность, любовь к Родине

«Сказание о Борисе и Глебе»

князья Борис и Глеб

1Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали…

2«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви»...

духовная и физическая красота, сила и храбрость, «мужественный ум», соблюдение норм христианства и истинная вера, трудолюбие, мудрость, доброта, терпение, смирение, праведничество

«Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский

1Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью…

2При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения…

3преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство…

4Князь Дмитрий, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского…

5Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения…

6Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших…

истинная вера в Бога, смирение, праведничество, трудолюбие, доброта, милосердие, мудрость, терпение, духовная красота, любовь к России

«Житие протопопа Аввакума»

протопоп Аввакум

1А я говорю: "господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!" Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: "полно бить тово!" Так он велел перестать. И я промолвил ему: "за что ты меня бьешь? ведаешь ли?" И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал.

2Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими.

3Людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учу от писания и пользую словом божиим. Увы! коли оставлю суетный век сей? Воистину не знаю, как до краю доживать: добрых дел нет, а прославил бог! То ведает он, - воля ево.

праведная жизнь, вера в Бога, мудрость и терпение, стойкость и мужество, честность и верность, глубокая искренность чувств

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Петр и Феврония

1Глагола еи юноша: "Вижу тя, девице, мудру сущу. Повежь ми имя свое". Она же рече: "Имя ми есть Феврониа.

2Она же рече: "Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будеть здрав!"

3Блаженныи же князь Петр, не възлюби временнаго самодержавства, кроме божиих заповедеи, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласныи Матфеи в своем благовестии вещает. Рече бо, яко "иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодеинаго, и оженится иною, прелюбы творит". Сеи же блаженныи князь по евангелию сътвори: одержание свое, яко уметы, вмени, да заповеди божиа не раздрушита.

4ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни граблениа, ни богатества щадяще, но в бога богатеюще.

мудрость, глубокий ум, духовная красота, соблюдение норм христианской морали, честность и верность, милосердие, умение прощать, стойкость и мужество, любовь

Так постепенно из века в век складывается образ прекрасного русского человека, который можно понимать как идеал. У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное – не внешняя красота, красота тела и лица, а красота души. В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, «тварь Божия». Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

национальный идеал , к которым можно отнести следующие (число упоминаний в древнерусских текстах отражено в Диаграмме № 1 Приложения):

  • Беззаветная любовь к Родине – 10,
  • Честность и верность – 7,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности, воинская доблесть – 10,
  • Сила и храбрость – 8,
  • Духовная красота – 10,
  • Ум и смекалка – 6,
  • Праведничество, вера в бога, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.) – 10,
  • Доброта и милосердие – 7,
  • Склонность к самоанализу – 4,
  • Трудолюбие и усердие – 8,
  • Стремление к самосовершенствованию – 4,
  • Мудрость и терпение – 7,
  • Способность к созиданию и творчеству – 5.

Именно такими чертами личности обладает идеал древнерусского человека, если судить по литературным источникам того времени. Совпадает ли такой идеал с представлениями о нем современного молодого человека?

Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.

Идеал человека на протяжении веков существенно менялся под действием тех или иных событий в жизни людей и страны, и я решила выяснить, каким предстаёт идеальный человек для моих сверстников, проведя социологический опрос среди 9-11 классов.

В анкетировании участвовало 34 человека, которым были предложены следующие вопросы:

  • Какие из произведений древнерусской литературы Вам известны?
  • Каким предстаёт, по Вашему мнению, идеал человека в этих произведениях?
  • Какой человек, как Вы считаете, является идеальным в современном мире?
  • Какими качествами должен обладать?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что истинная красота человека заключена в красоте его души?
  • Кто из современников соответствует Вашему представлению об идеале?
  • Насколько Вы соответствуете идеалу?
  • Хотели бы Вы стать «идеальнее? Почему?

2.1. Выявлены слабые знания литературных произведений Древней Руси. Ученикам известны лишь два произведения того периода: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о вещем Олеге». Следовательно, определение идеального человека у большинства связано с современным человеком, а не с историческими личностями. Более того, результаты показали в целом, что ученики смутно представляют себе понятие «идеал».

Обработав полученные данные о представлении идеала, я получила следующее соотношение (Смотри Диаграмму 2 «Приложения»):

60% опрошенных считают идеальным человеком человека честного, отважного, сильного, готового прийти на помощь нуждающимся, любящего Родину. родителей, мудрого, верного, способного к творчеству и т.д.

20% опрошенных считают, что идеален человек практичный, хитрый, умеющий адаптироваться в любой ситуации.

10% -считают идеальными людьми своих родителей, на которых можно равняться.

10%-затрудняются определить для себя понятие идеала.

2.2. Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие (Смотри «Диаграмму 3 «Приложения»):

чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Честность и верность (60%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Предприимчивость (28%).

2.3. На вопрос: «Насколько Вы соответствуете идеальному образу?» старшеклассники ответили следующее (Смотри Диаграмму 4 «Приложения»):

Примечательно, что при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы соответствовать идеалу человека?» мнения респондентов распределились таким образом (Диаграмма 5):

К вопросу о причинах, по которым человеку свойственно стремление к идеалу, основные ответы сводились к следующему (Диаграмма 6):

Таким образом, можно выделить 3 уровня низший высокий наивысшее

2.4. На вопрос: «Кто из современников (и не современников) соответствует идеалу?» старшеклассники ответили (Диаграмма 7, Таблица 2):

Такой разброс мнений лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек.

Приложение.

Диаграмма 1 «Национальный идеал древнерусского человека»

Диаграмма 2 . «Соотношение идеал (60%) - антиидеал (20%) – родители как идеал (10%), затруднились ответить(10%)»

Диаграмма 3. «Признаки идеала современного молодого человека»

Диаграмма 4. «Соответствие респондентов идеалу»

Диаграмма 5. «Желание респондентов соответствовать идеалу».

Диаграмма 6. «Причины стремления человека к идеалу»

Диаграмма 7. «Ваш идеал – сущестующий человек»

Таблица 2 . «Ваш идеал – существующий человек»

Иисус Христос, основоположник христианства – 97%

Мать Тереза, основательница «Ордена милосердия» - 78%

Медведев Д.А., президент России – 59%

Путин В.В., премьер-министр, экс-президент России – 59%

Пушкин А.С., русский поэт 19 века, «золотого века русской поэзии» - 47%

Ломоносов М.В., ученый и поэт, «наш первый русский университет» - 44%

Леонардо да Винчи, художник и ученый, «титан эпохи Возрождения» - 34%

Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft» - 33%

Сахаров А.Д., академик, физик-ядерщик, создатель водородной бомбы – 29%

Михалков Н.С., русский кинорежиссер, глава «Союза кинематографистов России» - 22%

Солженицын А.И., советский писатель диссидент – 21%

Хаматова Чулпан, русская актриса кино и театра, основатель благотвлорительного фонда «Подари жизнь» - 18%

Познер В.В., телеведущий, социолог – 16 %

Сам Человек – 10 %

Заключение.

Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал - это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.

Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков , характерных типологических черт , к которым можно отнести следующие:

  • Беззаветная любовь к Родине,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности,
  • Духовная красота,
  • Праведничество, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.),
  • Склонность к самоанализу,
  • Стремление к самосовершенствованию,
  • Способность к созиданию и творчеству,
  • Честность и верность,
  • Сила и храбрость,
  • Ум и смекалка,
  • Доброта и милосердие,
  • Трудолюбие и усердие,
  • Мудрость и терпение.

Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие:

Чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Внутренняя гармония и красота (65%),

Миролюбие, милосердие, доброта (63%),

Честность и верность (60%),

Способность к творчеству (57%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Здоровый образ жизни (50%),

Умение добиваться намеченной цели (38%),

Социальная активность (34%),

Предприимчивость (28%).

Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость , что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.

По данным анкетирования старшеклассников можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.

Разброс мнений учеников 9-11 классов МСОШ № 40 по вопросу о том, кто из реально существующих (существовавших) людей может считаться идеалом, лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться, что, безусловно, заложено в самой человеческой природе. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек. Потому что, как утверждал Т.Карлейль: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал.»

Список использованной литературы.

  1. Русская литература, учебник-практикум,9 класс, изд. Мнемозина,1999.
  2. История русской литературы X- XVII веков, Д.С.Лихачёв, Москва «Просвещение», 1980.
  3. «Человек в литературе Древней Руси», Д.С. Лихачёв, изд.2-е М., 1970.
  4. Пословицы русского народа. В.И.Даль. Москва, «ННН»,1994.
  5. «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
  6. «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
  7. Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
  8. Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий,1986.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ

Северный государственный медицинский университет

Факультет менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине История Отечества

на тему:

«Люди и нравы Древней Руси»

студентки Бобыкиной Ольги Викторовны

шифр: ЭЗС – 080802

специальность: 080103.65, курс 1

«Национальная экономика»

форма обучения: заочная

Проверила: преподаватель Игумнова М.Б.

Архангельск


Введение

1 Внешний вид древних славян

2 Характер славян

3 Брачные и семейные отношения

4 Хозяйственная деятельность

5 Культура

6 Общественное устройство

7 Религиозные представления

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Нет никаких несомненно достоверных сведений о происхождении славянских племён, так как это было настолько давно, что их не сохранилось, а может, и не имелось. Только у греков и римлян сохранилась информация о нашем древнем отечестве.

Первоначальные сведения о славянах носили мифический и недостоверный характер и относятся к путешествию аргонавтов, совершённому «веков за 12 до Рождества Христова» . Карамзин в своей истории государства Российского пишет: «…великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных её климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погружёнными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками» .

Первые сведения о славянах передал нам Геродот, писавший в 445 г. до н.э., называя их при этом скифами. «Скифы, называясь разными именами, вели жизнь кочевую,…более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного: "везде настигать неприятелей, и везде от них скрываться» .

Говоря о природе «Скифии Российской», Геродот описывал её так: «сия земля … была необозримою равниною, гладкою и безлесною; только между Тавридою и Днепровским устьем находились леса… зима продолжается там 8 месяцев, и воздух в сие время, по словам Скифов, бывает наполнен летающими перьями, то есть, снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях через неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода; что гром гремит и молния блистает у них единственно летом» .

Византийские летописи упоминают о славянах уже в конце 5 века, описывая «свойства, образ жизни и войны, обыкновения и нравы Славян, отличные от характера Немецких и Сарматских племён: доказательство, что сей народ был мало известен Грекам, обитая во глубине России, Польши, Литвы, Пруссии, в странах отдалённых и как бы непроницаемых для их любопытства» .

Арабский путешественник Ибн Руста пишет о славянских землях так: «…между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в эту сторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут» .

Карамзин пишет, что славяне «под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, - и народ коего бытие мы едва знали, с шестого века занимает великую часть Европы» .

Таким образом, не имея достаточно сведений о том, откуда и когда славяне появились на территории современной России, рассмотрим, какими они были и как жили задолго до образования государства.


1 Внешний вид древних славян

Несомненно, характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и на характер.

Суровые погодные условия сформировали и характер самих движений людей. Если более мягкий климат способствует неторопливым, размеренным движениям, то «житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется» . По описанию современных историков, славяне были бодрыми, сильными, неутомимыми. Думается, можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из «Истории Государства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам» . В своих примечаниях к изданию вышеназванного труда Карамзин отмечает: «Некоторые пишут, что Славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в день рождения, женитьбы и смерти» .

Словом, в описаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.

Что касается одежды, сведений на этот счёт мы почти не имеем. Известно только, что она была достаточно простой и была призвана укрывать от непогоды, минуя роскошь и вычурность: «Славяне в 6 веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войне или вымененными у купцов иностранных» . Некоторые историки говорят даже, что одежда менялась только в том случае, когда она уже полностью теряла свою пригодность.

2 Характер славян

Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и в образе меча поклонялись богу войны, как главе других мнимых богов» . Послы же описывали свой народ тихим и миролюбивым. Но в 6 веке славяне доказали Греции, что храбрость была их природным свойством. «Несколько времени славяне убегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но узнав, как ряды Легионов Римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигде не отказывались от битвы, и скоро научились брать места укреплённые. Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем Полководце Славян: они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в середину врагов» .

Византийские историки пишут, что славяне, «сверх их обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен» .

Так же необыкновенно удивляет современников искусство славян долгое время находиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды, что свидетельствует об их изобретательности и терпении. «Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах» .

Восхищало также и мужество славян, так как попавшие в плен «сносили всякое истязание с удивительной твёрдостию, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замысле войска их» .

Но в мирное время славяне славились (не принимать за тавтологию!) добродушием: «они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю, или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве» .

Столь же редким, по-видимому, в других народах было славянское гостеприимство, которое сохранилось в наших обычаях и характере до сих пор. «Всякой путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не сумел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников, но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть всё нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление» . Кроме того, «славянин считал дозволенным украсть для угощения странника, потому что этим угощением он возвышал славу целого рода, целого селения, которое потому и снисходительно смотрело на кражу: это было угощение на счёт целого рода» .

Соловьёв объясняет гостеприимство целым рядом причин: возможность развлечься, слушая рассказы о путешествиях; возможность научиться многому новому: «бояться одинокого человека было нечего, научиться у него можно было многому» ; религиозный страх: «каждое жилище, очаг каждого дома был местопребыванием домашнего божества; странник, входивший в дом, отдавался под покровительство этого божества; оскорбить странника значило оскорбить божество» ; и, наконец, прославление своего рода: «странник, хорошо принятый и угощённый, разносил добрую славу о человеке и роде гостеприимном» .