Национальности и народности китайской народной республики. Этнический и демографический состав населения китая

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Китай — многонациональное государство, на территории которого проживает 56 национальностей. Согласно третьей всекитайской переписи населения 1982 г., в Китае насчитывалось 936,70 млн. китайцев (ханьцев) и 67,23 млн. представителей национальных меньшинств.

    В число 55 национальностей, проживающих на территории страны, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности).

    Среди этнических групп самая большая — чжуан, насчитывающая 13,38 млн. человек, а самая маленькая — лоба, численность которой составляет 1 тыс. человек. 15 групп национальных меньшинств имеют население свыше миллиона человек, 13 — свыше 100 тыс., 7 — более 50 тыс. и 20 — менее 50 тыс. человек. Коме того, в Юньнани и Тибете есть несколько этнических групп, которые еще не идентифицированы.

    Население в Китае размещено очень неравномерно. Ханьцы расселены по всей стране, но основная их масса живет в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, а также на Сунляосской равнине (на северо-востоке). На протяжении всей истории Китая ханьцы имели тесные политические, экономические и культурные связи с различными этническими группами. Высокий уровень развития национальности хань определяет ее ведущую роль в государстве. Национальные меньшинства, несмотря на небольшую численность, проживают на территории, занимающей около 50—60% площади страны, в основном во Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском автономных районах, а также провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Гань-су, Цинхай, Сычуань, Юньнань, Гуйч-жоу, Гуандун, Хунань, Хэбэй, Хубэй, Фуцзянь и Тайвань. Многие национальные меньшинства расселены на высокогорьях, в зонах степей и лесов, а большая часть размещена в приграничных районах.

    Огромные природные ресурсы районов проживания национальных меньшинств играют важную роль в социалистическом строительстве.

    Внутренние миграции имеют существенное значение в размещении населения. Жители густонаселенных провинций переселяются в менее освоенные и заселенные районы. В результате смены династий в ходе истории, поиска пустующих земель в приграничных районах, проведения политики переселения внутри провинций представители разных национальных меньшинств постоянно мигрировали и в настоящее время живут смешанными или компактными общинами. Так, в провинции Юньнань проживает более 20 национальностей. Это район, где представлено наибольшее число национальных меньшинств, имеющихся в Китае. Корейцы расселены главным образом в Яньбяньском округе (провинция Цзилинь), туцзя и мяо — в восточной части провинции Хунань. Ли проживают на острове Хайнань, в провинции Гуандун. Около 10 млн. представителей национальных меньшинств живут смешанными группами во всех уголках Китая, и даже эти небольшие этнические общины слились с ханьцами. К примеру, во Внутренней Монголии, Нинся-Хуэйском и Гуанси-Чжуанском автономных районах большинство населения — ханьцы, и лишь незначительную часть составляют национальные меньшинства. Эта модель маленьких компактных общин среди больших смешанных групп, состоящих в основном из ханьцев, является характерной для расселения национальностей в Китае.

    *****************

    Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
    "Cиньцзян: Этнографический очерк" , автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

    Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.

    Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г.Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%.

    Предки уйгуров и эволюция развития

    Вопрос зарождения уйгурской национальности довольно сложен. В нем принимали участие древние народы: саки (восточно-иранская языковая группа), юечжи, цяны (племена древнетибетской языковой группы, проживавшие на северных отрогах Куньлуня), наконец, ханьцы, проживавшие в Турфанской впадине. В 40-х годах 8 века уйгурские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством на Монгольском плато, мигрировали на территорию нынешнего Синьцзяна. Всего можно проследить три миграционных потока. В Синьцзяне мигранты осели в районах Яньци, Гаочана (Турфан) и Джимсара. Постепенно уйгуры расселились на обширных просторах Южного Синьцзяна. Это был первый этап в становлении уйгурской национальности на основе смешения с другими этносами, а также важный период в популяризации уйгурского языка. В настенной живописи Байцзыкликских пещерных храмов Тысячи Будд есть изображения уйгуров. Уйгуры тех времен имели явно выраженные черты монголоидной расы. Сегодня же уйгуры, наряду с черным цветом волос и глаз, имеют овал лица и цвет кожи, характерные для смешанной желто-белой расы. Причем наблюдаются различия в облике уйгуров, проживающих в разных районах. Уйгуры, проживающие в области Кашгар - Куча имеют светлую кожу и густую волосяную растительность на лице, что сближает их с белой расой; у уйгуров Хотана кожа смуглая, что сближает этих уйгуров с тибетцами; у турфанских уйгуров цвет кожи такой же, что у ханьцев, проживающих в Ганьсу и Цинхае. Все это свидетельствует о том, что в процессе этнического становления уйгуры пережили процессы смешения с другими национальностями. К предкам уйгуров по крови относятся также монголы, большой приток которых в Синьцзян имел место в период Чагэтайского и Яркендского ханств.

    Предки уйгуров были приверженцами шаманизма, зороастризма, манихейства и буддизма. Обилие сохранившихся до наших дней буддистских культовых сооружений: пещерных храмов, монастырей и пагод говорит о том, что в древности буддизм занимал господствующее положение среди разных верований. В середине 10 века в Караханском ханстве получил распространение исламизм, принесенный из Средней Азии. Исламизм сначала проник в Кучу. В середине 16 века, в период существования Яркендского ханства исламизм вытеснил буддизм и стал господствующей религией в районах Турфана и Хами. Так в Синьцзяне произошла историческая смена религий.

    В период Яркендского ханства уйгуры проживали главным образом в Южном Синьцзяне - районе между Тяньшаньским и Куньлуньским хребтами. В период Джунгарского ханства уйгуры стали селиться в долине реки Или, где они распахивали целинные земли. Но количество переселившихся уйгуров было невелико. В целом вплоть до начала правления Цинской династии уйгуры в основном сосредоточенно проживали в Южном Синьцзяне, а уже отсюда переселялись в другие места. Например, нынешние уйгуры, проживающие в Урумчи, являются потомками тех уйгуров, которые в 1864 году мигрировали сюда из Турфана. В то время житель Дихуа (с 1955 г. Урумчи) Таомин (хуэй по национальности) выступил против цинского правления и провозгласил учреждение самостоятельного правительства. Жители Турфана поддержали восставших и направили им в помощь в Дихуа вооруженный отряд. Спустя некоторое время кокандский военачальник Агуб захватил Дихуа и Гуниин (ныне район г.Урумчи) и организовал в Южном Синьцзяне набор новобранцев для пополнения своего войска. Таким образом в Дихуа мигрировало и осело на постоянное жительство немало уйгуров из Южного Синьцзяна. Помимо того, уже в годы Китайской республики (1911-1949) немало уйгуров-торговцев и рабочих переселились в Северный Синьцзян. До сих пор численность уйгуров, проживающих в Южном Синьцзяне, намного больше, чем их численность в Северном Синьцзяне.

    Политическая история уйгуров

    В разные периоды истории уйгуры создавали свои местные властные структуры. Но все они поддерживали тесную связь с центральным правительством Китайской империи.

    В начале правления династии Тан уйгурский правитель унаследовал титул наместника Гоби и создал Уйгурский каганат. Каганы (верховные правители) получали из рук китайского императора грамоту о назначении и государственную печать, кроме того, один из каганов был связан матримониальным союзом с Танской династией. Правители Уйгурского каганата оказали помощь Танам в усмирении внутренних неурядиц среди племен Западных территорий и охране границ.

    В 10 веке на территории Западных территорий существовали три государственных образования: Гаочанское ханство, Караханское ханство и государство Керия. Все они платили дань императорам династии Сун (960-1279) и Ляо (907-1125). В 16 - 17 веках между Яркендским ханством на территории Синьцзяна и династией Мин (1368-1644) существовали тесные политические и хозяйственные связи.

    В 1696 году Хамийский бек Абдула прежде других выступил против господствовавшей тогда на южных и северных отрогах Тяньшаня джунгарской администрации и объявил о признании власти Цинской династии. Потомки Абдулы неизменно получали от китайского императора грамоты о титуловании и печати, свидетельствовавшие о признании их полномочий центральным правительством Китая.

    Так постепенно была подготовлена почва для включения Западных территорий в карту китайских владений. После того, как в 1755 году цинские войска разбили войска Джунгарского ханства, процесс признания главенства центрального китайского правительства вождями царств на Западных территориях ускорился. Действуя по примеру династии Хань, учредившей в Западных территориях должность наместника "духу", и династии Тан, учредившей военно-административные округа в Аньси и Бэйтине, цинское правительство учредило в 1762 году должность Илийского генерал-губернатора - высшего военно-административного чина в Западных территориях. Что касается местной власти в районах проживания уйгуров, то тут сохранилась традиционная феодально-бюрократическая система беков (феодалов, занимавших чиновничьи посты, переходившие по наследству от отца к сыну), просуществовавшая вплоть до конца правления династии Цин.

    В середине 19 века китайская нация переживала тяжелый кризис, резко обострились классовые противоречия. На этом фоне все явственнее обнаруживались пороки феодально-бюрократической системы бекства и системы военизированного наместничества, учрежденного в Синьцзяне китайским правительством. Участились крестьянские восстания, религиозные вожди, пользуясь наступившей смутой, стали вести проповеди за "священную войну за Ислам". Извне в Синьцзян вторглись войска среднеазиатского Кокандского ханства (феодального государства, созданного узбеками в 18 веке в Ферганской долине) под водительством хана Агубы (1825 - 1877). Узбеки захватили Каши и район Южного Синьцзяна. Царская Россия оккупировала Инин (Кульджу). Для Синьцзяна наступили смутные времена. Лишь в 1877 году под напором восставшего населения и ударами цинских войск пало интервенционистское правительство Агубы, в Северном и Южном районах Синьцзяна вновь была восстановлена власть цинского правительства, которое в 1884 году провозгласило Синьцзян китайской провинцией.

    Уйгуры сыграли важную роль в деле сопротивления внешним агрессорам в период новой истории.

    В 20-30-е годы 19 века уйгуры отразили вооруженные происки войск Чжангира и Мухаммеда Юсупа, действовавших при поддержке кокандского хана; в 60-е годы уйгуры прогнали русского консула Илийского и Тарбагатайского округов и русских купцов за то, что они грубо попирали местные законы и провоцировали инциденты, в которых были жертвы среди местного населения; в 70-е годы уйгуры дали отпор интервенции войск Агуб-хана и оказали поддержку цинским войскам в восстановлении власти Китая на территории Синьцзяна. Они также внесли вклад в возвращение в 1881 году в лоно Родины Кульджи из-под оккупации русскими. В годы Китайской республики уйгуры решительно боролись против пантюркизма и панисламизма, защитив единство Родины и национальную сплоченность. В годы Китайской Народной Республики, в частности после образования Синьцзян-Уйгурского автономного района уйгуры выступают как важная стабилизирующая сила в политической жизни Китая и Синьцзяна.

    Социальная жизнь и экономика

    Уйгуры ведут оседлый образ жизни, их главным занятием является земледелие. Большая часть уйгуров проживает в сельской местности. В середине 17 века поднялись джунгары - одно из четырех ойратских племен в Западной Монголии. Установив свое господство в Синьцзяне, джунгары переселили часть уйгуров, проживавших в Южном Синьцзяне, на север, в район Урумчи, заставив их распахивать целинные земли. В прошлом уйгуры занимались выращиванием сельскохозяйственных культур экстенсивным способом, не внося удобрений, не селекционируя посевной материал, не заботясь о восстановлении плодородия почвы, использовали для орошения воду из арыков в неограниченном количестве. Но и в этих условиях уйгурские крестьяне добились немалого прогресса в растениеводстве.

    Уйгуры живут в оазисах посреди пустыни, их села образовались по мере заселения без определенного плана. Кроме работы в поле сельчане непременно высаживают деревья и кустарники вокруг жилищ, широкое распространение получили плодоводство и бахчевое хозяйство. Из винограда путем сушки под открытым небом готовят изюм, из абрикосов - сухофрукт, а также сушат ядрышки абрикосовых косточек. Хорошо известны такие продукты, как хотанские персики и грецкий орех, пишаньские и каргалыкские гранаты, баданьские абрикосы, атушский инжир, кучанские абрикосы, турфанский бескосточковый виноград, курляские груши, дыни, выращиваемые в Файзабаде, Мегати и Шаньшани, илийские яблоки, облепиха и др. Синьцзян - важный район хлопководства всекитайского значения. Уйгуры - отличные мастера по выращиванию хлопка. Живя в условиях аридного климата с очень незначительным количеством осадков, уйгуры научились строить подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которых поступает из рек. За годы народной власти, особенно в период реформ и открытого курса (с 1978 г.) в Синьцзяне выросла плеяда молодых специалистов, в аграрный сектор пришли новые веяния, новая агро и зоотехника, стала широко внедряться механизация. Все это привело к новому подъему в сельском хозяйстве края.

    В рационе уйгурских крестьян преобладают мясо мелкого рогатого скота, молочные продукты и фрукты. Жители городов подвизаются на ремесленном поприще, занимаются мелочной торговлей. Из ремесел развиты кожевенное производство, кузнечное дело, переработка пищевых продуктов. Торговцы торгуют фруктами, готовят шашлык, пекут лепешки, пирожки и другие сорта традиционной пищи. Изделия уйгурских ремесленников отличаются большим изяществом. Большим спросом пользуются хотанские ковры и шелк, миниатюрные кинжалы из Янгисара, вышитые тюбетейки и медные изделия, производимые в Каши.

    Народные обычаи

    Современные уйгуры сильно отличаются от своих предков: "хуэйху", веривших в манихейство или гаочанских уйгуров, веривших в буддизм. Сегодня господствующей религией является исламизм. На ранней стадии распространения ислама уйгуры принадлежали к секте суфизма, сегодня же большинство населения являются суннитами, кроме того, есть приверженцы секты "ичань", которая требует отречения от мирских удовольствий и ношения четок.

    Браки заключаются исключительно между сторонниками одной веры, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. Имеют место браки между родственниками и ранние браки. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Сегодня, правда официально признано право на брак по любви, но все же считается, что любой порядочный жених должен быть в состоянии поднести семье невесты богатый калым, в ином случае ему будет вменена недооценка достоинств невесты. Как среди подарков жениха, так и в приданом невесты непременным атрибутом является молельный коврик. Акт бракосочетания должен быть подтвержден священнослужителем - ахуном. Молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль, друзья жениха и подруги невесты исполняют танцы и песни. Сегодня гулянья по поводу свадьбы продолжаются один день, а раньше гуляли по меньшей мере три дня. По уйгурскому обычаю в случае смерти старшего брата вдова не остается в семье мужа, а может вернуться в родительский дом или выйти замуж за другого. Но если умирает жена, то вдовец может жениться на свояченице. К разводу и повторному браку уйгуры проявляют большую терпимость, при разводе разводящиеся стороны делят между собой имущество поровну. Однако обычай запрещает замужней женщине подать на развод по своей инициативе. Хотя в последнее время и тут наблюдаются перемены.

    Уйгурская семья основывается на брачных отношениях мужа и жены, дети, достигшие совершеннолетия и обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей. Самый младший сын продолжает жить в доме родителей, чтобы было кому ухаживать за стариками и проводить их в последний путь. Кроме того, существует обычай, согласно которому сын, если он единственный ребенок мужского пола в семье, не отделяется от родителей. При рождении ребенка роженица остается на постельном режиме 40 дней. Младенца кладут в люльку, в которой удобно укачивать ребенка. Для присвоения имени новорожденному устраивается специальная церемония, ребенка мужского пола в возрасте 5-7 лет подвергают обрезанию, причем эта операция приурочивается к нечетному месяцу весеннего или осеннего сезона. Дети обоего пола, а также жена в случае смерти мужа имеют право наследования, но дочь может унаследовать имущество в размере, составляющем лишь половину наследства, полагающегося сыну. Надо сказать, что эти обычаи сегодня уже не столь абсолютны, как это было в прошлом. Уйгуры придают важное значение поддержанию отношений с родственниками. Родственники делятся на прямых, близких и дальних. Но и в обращении с непрямыми родственниками прибегают к таким названиям, как "отец", "мать", "брат", "сестра" и пр. Между родственниками принято оказывать взаимную поддержку. Личная номинация состоит из имени и отчества, без фамилии, но упоминается имя предка (деда). В обычае уйгуров почитать пожилых и старых, их с уважением встречают и провожают, уступают дорогу. Приветствуя друг друга, уйгуры прикладывают ладонь правой руки к груди.

    Похоронный обычай включает предание останков умершего земле. Покойника кладут головой к западу, как правило, на срок не более трех дней, и ахун совершает над ним молитву. Перед погребением труп обертывают белой тканью в несколько слоев: три слоя для мужчин и пять слоев для женщин, в мечети родственники покойного приносят последние подношения, после чего траурная процессия следует на кладбище. Могилу роют четырехугольной формы, чаще всего в пещере, покойника кладут головой к западу, ахун произносит слова молитвы, и вслед за тем вход в пещеру замуровывается. Как правило, на кладбище запрещается вход людям другой веры.

    Сегодня уйгуры пользуются общепринятым календарем, однако наступление некоторых праздников по-прежнему определяется по старому летосчислению. Начало года по уйгурскому календарю - праздник Курбан, на "жоуцзыцзе" приходится Малый новый год. Согласно мусульманскому обычаю один месяц в году должен быть посвящен посту. В этом месяце принимать пищу можно лишь до восхода и после захода солнца. Конец Великого поста приходится на "жоуцзыцзе" ("кайчжайцзе"). Теперь можно хорошенько поесть. Спустя 70 дней после "кайчжайцзе" наступает Новый год (Курбан), когда в каждой семье забивают барашка, устраивают новогоднюю пирушку и ходят с поздравлениями друг к другу. В период весеннего солнцестояния отмечают "нувужоуцзыцзе" - приход весны. Но этот праздник не относится к мусульманским праздникам, и в наше время отмечается редко.

    Зодчество уйгуров отмечено арабской спецификой. Выдающимися памятниками архитектуры являются гробница ходжи Апоки (Каши), Мечеть Этигарта, Минарет Имина (Турфан). Жилые дома строятся из дерева и глины. Двор обносится глинобитной стеной, глинобитными делаются также стены дома, которые являются главными несущими конструкциями, на края стен кладутся деревянные балки, поддерживающие крышу. В Хотане стены домов строят из глины, которую замешивают с добавленной щепой краснотала. Крыша дома делается плоской, на ней сушат фрукты и пр. Помимо жилого дома во дворе имеются виноградная шпалера и плодовый сад, в доме имеется дверь, но нет привычных для нас окон, свет проникает через окно в потолке. В стенах дома делаются ниши, где хранятся предметы домашней утвари, кровать заменяет глинобитная лежанка (кан), покрытая циновкой или ковром, ковры развешаны и на стенах. В холодные дни дом обогревается теплом, исходящим от стены, под которой разводят огонь. Двери в уйгурском доме никогда не выходят на запад. Уйгуры, живущие в современных каменно-кирпичных домах, пользуются современной мебелью, но по-прежнему любят украшать помещение коврами.

    Уйгурская кухня богата многообразными кушаньями, приготовленными печением, варением, тушением. В пищу кладут пряности, особенно специфична пряность "парфянский анис", по-уйгурски "цзыжань". Главным хлебным продуктом являются печеные лепешки из сброженного теста с добавленными луком и маслом. Популярным напитком является чай с молоком. Широко известны уйгурский плов, зажаренный целиком барашек, колбаса, пирожки, паровые пирожки с начинкой, хрустящие баранки и пр. Самым лакомым блюдом считается шашлык из баранины, заправленный анисом, солью и перцем. Приготовленный по-уйгурски шашлык стал популярным блюдом повсеместно в Китае.

    Неотъемлемой частью одежды уйгуров, как мужчин, так и женщин, является головной убор, особенно популярны тюбетейки, красиво расшитые золотыми или серебряными нитями. Повседневной мужской одеждой является длиннополый чепан, который шьется с широкими рукавами, без воротника и без застежек. Его носят, запахивая на сторону и подпоясывая кушаком. В настоящее время уйгуры, живущие в городах, стали одеваться по-современному, мужчины носят пиджаки и брюки, женщины - платья. Выбирая косметические кремы и помаду, уйгурки отдают предпочтение изделиям на основе природного растительного сырья. Разработанная одной Синьцзяньской компанией краска для бровей марки "Осман" прошла проверку на качество и предложена для сбыта в Китае и за рубежом.

    Культура и искусство

    Культура уйгуров уходит корнями в глубокое прошлое. Во времена Уйгурского каганата уйгуры пользовались письменностью "жуни" (тюркской языковой группы). Именно на "жуни" написана стела "Мояньчо". Позднее в обиход вошла слоговая письменность, использовавшая буквы "сутэвэнь", на ней писали вертикально сверху вниз, справа налево. Во времена Чагатайского ханства уйгуры переняли арабский алфавит, дав письменность, получившую название древнеуйгурской. Кашгарское произношение считалось общепринятым. Алфавит насчитывал буквы, писали справа налево. В 19 веке перешли на современную уйгурскую письменность. В современном уйгурском языке 8 гласных и 24 согласных. В 11 веке уйгурский поэт Юсуп из города Баласагуни (Караханское ханство) издал дидактическую поэму "Знание, дающее счастье", поэт Аплинчотэлэ написал идиллическую поэму "Есть такое место". В чагэтайский период появилась любовная поэма "Лайла и Матайн" и поэма поэта Абдужеим Низари "Жебия и Саддин". Современная уйгурская художественная литература и поэзия получили развитие уже в 20 веке.

    Красочно танцевально-песенное творчество уйгуров. Еще во времена Яркендского ханства была создана музыкальная сюита "Двенадцать мукамов", в которую входят 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, музыки к танцам и т.п. Особенно большим масштабом отличается Кашский мукам, в который входят 170 музыкальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки. Их можно исполнять непрерывно в течение 24 часов. Музыкальные инструменты уйгуров включают флейту, трубу, сона, баламан, сатор, жецзек, дутар, тамбур, жевапу (род балалайки), калунь и янцин. Ударные инструменты включают барабан с кожаным покрытием и металлический барабан. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль "санем", который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Кроме того, популярны цирковые номера: хождение канатоходцев по стальному тросу, подвешенному на большой высоте, эквилибристика с колесом и др. Об уйгурах - канатоходцах с восхищением писал еще император Цяньлун (дин. Цин). В 1997 году уйгурский канатоходец - выходец из Кашгара - Адил Ушур перешел по стальному тросу реку Янцзы, вписав рекорд в Книгу Гиннеса.

    http://www.abirus.ru/content/564/623/624/639/11455/11458.html

    Джунга́ры (зюнгары , зенгоры, цзюнгары, чжунгары, (монг. зүүнгар , калм. зүн һар ) — население средневекового ойратского владения "зүүнгар нутуг" (в русскоязычной литературе Джунгарское ханство), потомки которых ныне имеются в составе европейскх ойрат или калмыков, ойрат Монголии , Китая. Иногда отождествляются с олётами.

    В XVII веке четыре ойратских племени — зюнгары, дербеты, хошуты, торгуты создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг — в переводе с калмыцкого языка — «Союз» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с калмыцкого языка «джун гар», или «зюн гар» — «левая рука»), когда-то — левое крыло монгольского войска). Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства. Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгарией.

    В XVII—XVIII веках ойраты (джунгары) в результате миграции и военных столкновений с Манчжурской империей Цин и государствами Средней Азии, образовали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

    В 1755—1759 гг. в результате внутренних междуусобиц, вызванных распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями, насчитывавшими миллион человек, и истреблено 90 процентов тогдашнего населения Джунгарии, в т.ч. женщин, стариков и детей. Один сборный улус — около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии приняли ислам.

    В настоящее время ойраты (джунгары) проживают на территории Российской Федерации (Республика Калмыкия), Китая (Синьцзян-Уйгурский Автономный округ), Монголия (западномонгольские аймаки), Афганистан (Хазараджат).

    http://ru.jazz.openfun.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%8B

    Китай — многонациональное государство. Согласно результатам переписи населения, проведённой в 2010 году, здесь насчитывается 56 народностей. Титульной нацией в Китае являются ханьцы, составляющие 91% от всего населения страны. В ХХ веке китайское правительство проводило жёсткую политику консолидации ханьской нации, сопровождавшуюся поглощением многих более мелких народов. Но сегодня китайцы очень внимательно относятся к своим этническим различиям, поэтому в их паспортах до сих пор существует графа «Национальность». В целом, несмотря на коммунистическую идеологию, в Китае проводится политика мультикультурализма, направленная на сохранение национальных языков и традиций даже самых маленьких народностей.

    К числу самым крупных групп среди представителей национальных меньшинств относятся:

    • чжуан (16 млн. чел.);
    • хуэй (10 млн. чел.);
    • уйгуры (10 млн. чел.);
    • и (8 млн. чел.).

    Самым малочисленным народом Китая является лоба — около 3600 человек.

    Большинство национальных меньшинств проживает на западе и юго-западе страны. Особенно примечателен в этом плане Синьцзян-Уйгурский автономный район. Здесь обитают множество малочисленных народов, исповедующих ислам: уйгуры, узбеки, киргизы и др. Пестротой этнического состава отличаются провинции Гуйчжоу и Юньнань, где проживают представители многих небольших народов. Из-за того, что эти провинции долгое время оставались периферией, здесь из поколения в поколение передавались древнейшие традиции, сказания и обычаи. Также весьма необычен в культурном и этническом плане Тибетский автономный район. Здесь обитают тибетцы, сохранившие свой язык и культуру, несмотря на длительное противостояние с китайским правительством.

    Ханьцы

    Ханьцы являются не только этническим большинством внутри Китая, но и самой большой нацией в мире. Они составляют 19% от всего населения Земли.

    Ханьцы — автохтонные жители Китая. Их предки жили на территории бассейна Хуанхэ ещё со времён палеолита. В процессе этногенеза ханьцев участвовало множество алтайских, индонезийских, тайских и тибетских племён. В конце концов, на территории Китая появился крупный этнос с высокоразвитой культурой и национальным самосознанием. Впоследствии ханьцы ассимилировали многие более мелкие народы и переняли часть культурных традиций своих ближайших соседей (монголов, чжурчжэней и т. д.).

    В III веке до н. э. править Китаем стала могущественная династия Хань, объединившая по своим началом все местные народы. Эта царственная фамилия и дала название коренным жителям Китая. В XVII веке Китай был завоёван кочевым народом маньчжуров. Однако завоеватели, имевшие не столь развитую культуру как ханьцы, постепенно заимствовали обычаи и традиции, покорённого ими народа. В итоге маньчжуры были почти полностью ассимилированы более многочисленными ханьцами.

    Ханьцы проживают во всех китайских провинциях, но большая часть их часть обитает на северо-востоке страны.

    Мяо яо народы группа родственных народов, говорящих на языках мяо яо. Их языки спорного происхождения, и в разное время разные исследователи относили их то к тай кадайским, то к мон кхмерским языкам, то выделяли в отдельную семью языков. Теперь… … Википедия

    Народы Океании к началу европейской колонизации - В отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии,… … Всемирная история. Энциклопедия

    Памирские народы … Википедия

    - (гэянь) группа народов на юге Китая (провинции Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси Чжуанский автономный район, о. Хайнань) и севере Вьетнама, говорящих на кадайских языках. Включают: гэлао (кэлао, клао) 677 тыс. чел. (Гуйчжоу, юго восток Юньнани, запад… … Википедия

    Письменности народов Китая системы письменности, которыми пользовались народы Китая в разное время. Содержание 1 Сино тибетские языки 2 Тай кадайские языки … Википедия

    Плотность наcеления Китая в 2005. Современное население Китая характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья один ребёнок», и разнообразно по национальному составу. Содержание 1 Переписи 2 История … Википедия

    Китайская цивилизация одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного… … Википедия

    Иранцы … Википедия

    Запрос «Монгол» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Монголы Общая численность: 10 миллионов … Википедия

    Книги

    • Истоки знания. Вторая книга эпопеи. "Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации" . Научно-популярное издание , Сидоров Г.А.. На первый взгляд читателю может показаться, что автор книги пытается познакомить его со страницами той мировой истории, о которой он никогда не слышал. Другими словами навязать непосвященному…
    • Я познаю мир: Страны и народы. Азия, Америка, Австралия, Африка , . Издательство АСТ предлагает вниманию читателей очередной том детской энциклопедии `Я познаю мир`. Книга `Страны и народы: Азия, Африка, Америка, Австралия` познакомит юных читателей с…

    В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы "хань". Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.

    Национальные меньшинства. Китайцы "хань" традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

    Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или ок.6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств. Всего в Китае, по официальным данным, 55 национальных меньшинств. Крупнейшие по численности некитайские народы, проживающие в КНР: чжуаны (ок.1,4% населения), хуэй (0,8%), маньчжуры (0,8%), мяо (0,7%), монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, корейцы и др.

    Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля (см. Приложение 1).

    За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. По показателю естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет (см. Приложение). Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.

    Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.

    Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

    Язык

    Китай - многонациональная страна, его народы говорят на более чем 100 языках, принадлежащих разным языковым семьям. Описание языков народов Китая еще не завершено. Перечисленные языки наиболее известны и в той или иной степени описаны.

    Языки народов Китая относятся к сино-тибетской, тайской, австроазиатской, алтайской, индоевропейской семьям.

    Сино-тибетская семья включает китайский, тибетский и многочисленные языки Северо-Западного и Юго-Западного Китая, состоящие с тибетским в близком или удаленном родстве. В составе этой семьи китайский язык, как отмечалось, занимает положение обособленной группы.

    Тайские языки еще недавно причислялись к сино-тибетской семье, ныне они выделены в самостоятельную семью. Тайские языки делятся на ряд групп. Группа чжуан-дай представлена на территории Китая языками чжуап, буи, нунг, ша, дай, на которых говорят народы, живущие в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуйчжоу, Юньнань. Группа кам-суй представлена языками кам, суй и их многочисленными диалектами, на которых говорят в Гуанси-Чжуанском автономном районе и в пров. Гуйчжоу. Группа ли состоит из одного языка ли на о-ве Хайнань и его диалектов.

    Австроазиатская семья представлена на территории Китая двумя группами, к которым относятся малые народы, живущие в пров. Юпьнань. В группу ва-палаунг входят языки кава и пала-унг. Группа пумань состоит из одного языка пумань с многочисленными диалектами. Языки мяо-яо представлены на территории Китая языками мяо, яо и их многочисленными диалектами. Народы, говорящие на них, рассеяны на обширной территории провинций Хунаиь, Юньнань. Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанского автономного района, а также па о-ве Хайнань.

    Алтайская семья представлена на территории Китая тюркскими, монгольскими, тунгусо-маньчжурскими языками. К тюркским языкам Китая относятся уйгурский, саларский, югурский, казахский, узбекский, татарский языки (Синьцзян-Уйгурский автономный район). К монгольским языкам относятся диалекты монгольского языка, на которых говорят в Автономном районе Внутренняя Монголия, язык монголов пров.

    Индоевропейские языки представлены в Китае диалектами таджикского языка в СУАР.

    Тибетский, уйгурский, монгольский являются старописьменными языками с богатой культурной традицией, пользующейся мировой известностью. Тибетский алфавит на древнеиндийской графике (брахми) и письменная традиция па этом языке существуют с VII в. Древний уйгурский алфавит на согдийской графике был создан в X в. и сыграл важную роль в истории культуры Центральной Азии.

    Религия

    Благодаря "культурной революции" 59% населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей частной жизни.93 % исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4.5% - христианство разных течений, и 2.5% - ислам, иудаизм и другие верования.

    Главными верованиями КНР являются: конфуцианство, даосизм, поклонение предкам, буддизм (100 млн), ислам (20 млн), христианство (15 млн протестантов, 5 млн католиков).

    Главными верованиями Республики Китай являются: буддизм, даосизм, конфуцианство.

    КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

    Республика Китай не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести.

    Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: "В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Cаmраign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

    Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием "культов“, которые способны стать "подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, "миролюбивых и безопасных“. В составе же "подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к "патриотическим" религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода "угрозу национальной безопасности КНР" верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными".

    Китай, являясь самой большой по населению страной мира, характеризуется относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях - 24), низкой смертностью (8, при средних показателях - 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях - 15). Тем не менее Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Демографическая политика закреплена законодательно в 1978 г.

    Китай - одна из самых загадочных и интересных стран мира, которые привлекают как своей историей или культурой, так и особенностями экономических и демографических факторов. Самый известный из всех фактов о Китае - это его население, которое составляет более миллиарда человек.

    Китайская Народная Республика (официальное название) остается первой в мире страной, достигшей этого показателя еще до 1982 года, когда проводилась очередная перепись населения. На данный момент КНР превысила его почти на 400 миллионов человек.

    Есть несколько важных факторов, влияющих на рост населения, которые по-разному влияли в свое время на становление фактически мононационального народа, а также некоторые оценки и статистика касательно демографической ситуации в стране в разные периоды историй, в том числе и будущие.

    Главными причинами стремительного роста населения считаются культурные, а также экономические факторы, которые следует рассматривать в контексте истории.

    Поэтому, чтобы иметь четкое понимание особенностей демографической ситуации в Китае, стоит рассмотреть следующие факторы:

    1. Статистические данные (в том числе оценочные) касательно количества жителей по состоянию на сегодняшний день.
    2. Этнические составляющие китайского общества.
    3. История изменения количества жителей страны.
    4. Тенденции роста населения.
    5. Прогнозы касательно будущих изменений.

    Китай - страна с самым большим населением

    Китайская Народная Республика официально 6 раз проводила перепись населения. Последняя перепись в Китае проводилась в 2010 году и является одной из наиболее точных.

    Согласно этой статистике, население Китая составило в 2010 году ровно 1 миллиард 339 миллионов 724 тысячи 852 человека. В официальном подсчете принимали участие только данные материкового Китая - население Гонконга (7,1 млн.), Макао (550 тыс.) и спорного Тайваня (официальное название - Китайская Республика, 23,2 млн.) не учитывалось.

    По сравнению с переписью, которая прошла десятью годами ранее, население материкового Китая выросло в период с 2000 по 2010 год на 94,6 миллиона человек.

    Согласно некоторым оценкам, в 2013 году количество китайцев составило уже 1363,95 миллиона человек.

    Официальный счетчик населения КНР в 2016 году сообщает, что население к этому моменту выросло до 1376,57 миллиона человек.

    Примечательно, что с такими показателями темп роста населения в Китае составляет около 0,47-0,49% в год. Этот показатель - только 159 по счету среди всех стран в мире. По количеству населения Китай заслуженно занимает первое место в мире, опережая Индию, по состоянию на 2013 год - более чем на 110 миллионов жителей.

    Этнические группы Китая

    Согласно официальным данным переписи 2010 года, 91,51% жителей Китая - это ханьцы, самая большая этническая группа в мире. Таким образом Китай считается мононациональной страной, что более чем примечательно.

    С 1953 года, за 57 лет этот показатель снизился на 2,43%, при этом общее число жителей страны за этот же период выросло более чем в 2 раза. По состоянию на момент последней переписи, меньшинства составляют около 8 с половиной процентов населения Китая.

    Среди меньшинств в Поднебесной самые распространенные:

    • чжуаны - 1,26%, почти 17 миллионов;
    • хуэйцы - 0,79%, около 10,5 миллионов жителей;
    • маньчжуры - 0,78%, чуть менее 10,4 миллионов человек;
    • уйгуры - 0,75%, 10 миллионов человек;
    • народность мяо - 0,7%, 9,4 миллиона человек.

    Кроме этого в национальном составе страны мало ощутимое присутствие сохраняют народности туцзя, и, буи, а также монголы, тибетцы, корейцы.

    В некоторых случаях увеличение и снижение количества представителей тех или иных этнических групп в составе Китая изменялась в ходе политических и исторических событий, хотя эти изменения за последнее столетие на фоне общей демографической картины сложно назвать ощутимыми.

    Так, в 1951 году захват китайскими властями Тибета привел к росту населения этнической группы тибетцев.

    В 1949 году, в связи с образованием Китайской Республики на острове Тайвань, которая отделилась от материковой части, и провозглашением коммунистами на материке Китайской Народной Республики заострился политический конфликт между территориями, принадлежащими КНР официально, но в то же время фактически независимыми друг от друга.

    Остров Тайвань в свое время, от 1895 до 1945 года, принадлежал Японии, поэтому этническая составляющая населения в Китайской Республике также может вносить правки в общую картину демографической ситуации, поскольку КНР до сих пор имеет свои территориальные претензии к Тайваню.

    Формирование Китая в нынешних границах

    Фактически в состав Китая входит материковая часть, некоторые острова, а также специальные административные единицы:

    • Макао - на одноименном полуострове Макао и островах Тайпа и Колоане;
    • Гонконг .

    Оба этих образования в свое время были колониями европейских стран. Макао принадлежал Португалии на протяжении почти 5 веков - с 1557 года до 1999. Гонконг был колонией Великобритании, которая в 1997 году вернула в состав КНР эту территорию по совместной декларации КНР и Объединенного Королевства.

    В обоих специальных округах основное население составляют этнические китайцы - около 95%.

    После 1999 года Китай фактически не изменялся территориально, хотя претензии на другие спорные территории были и в последствии разрешились в пользу КНР.

    Так, на некоторые спорных территориях Китай утвердил свою юрисдикцию в следствии соглашений с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах, Таджикистаном в 1999 и 2011 годах, а также с Российской Федерацией в 2005 году. Кроме того КНР сохраняет территориальные претензии почти ко всем соседним государствам.

    Языки Китая и молодежный фактор

    Большинство языков и диалектов в Китае не имеют распространения. Самыми популярными считаются язык путунхуа , а также мандаринский диалект, распространенный в китайской столице Пекине и на ближайших к ней территориях, Мандаринский диалект используются большинством китайцев - около 70% населения владеет им.

    Общий язык путунхуа близок большинству молодого населения, а представители старших поколений чаще пользуются диалектами местных этнических групп или мандаринским.

    Тенденции и причины роста населения в Китае

    Китай всегда был огромной страной с большим количеством населения. В 2100 году до нашей эры его населения составляло приблизительно 4 миллиона человек. Благодаря устоявшимся традиционным и культурным ценностям большинство земель Китая всегда оставались в составе одной большой страны.

    Процент прироста 0,47-0,49% в год, а также взаимоотношение количества рождающихся детей к количеству женщин (1,18 - так званый коэффициент фертильности), по которому Китай занимает только 183 место среди стран мира, нельзя считать причиной роста населения Китая в общей сложности.

    Дело в том, что это - самая большая азиатская страна, имеющая прирост ниже среднего, и только благодаря масштабам территории и базовому количеству населения средний прирост в более чем 22 миллиона человек в год составляет такое внушительное число. Хотя в истории есть также периоды стремительного роста китайского населения.

    Историческая динамика изменения населения на территории Китая

    Вследствие исторических изменений прослеживается постоянный рост количество жителей на территории современного Китая с некоторыми периодами упадка.

    Так в 700 году до нашей эры население в Китае выросло до показателя 12 миллионов. В 57 году н.э. население достигло количества 38 миллионов, а в 290 составило 24 миллионов.

    До 1200 года население снова только росло и достигло 9-значного числа - 105 миллионов человек. Но в тринадцатом веке это число снова снизилась до 77 миллионов.

    После этого до 1910 года население только росло и по состоянию вначале 20 века достигло свыше 400 миллионов человек.

    За последние 60 лет произошло самое большое изменение численности китайцев. Таким образом с 1950 года до сегодняшнего дня количество жителей китайских территорий увеличилось на 800 миллионов человек, что связано с улучшением качества жизни обычного китайца переходом в индустриальную эпоху.

    Современная возрастная структура населения Китая

    Сегодня наблюдается перевес количества мужчин относительно женского населения. Согласно переписи 2010 года на 100 родившихся женщин приходится около 118-119 новорожденных мужчин, причем во всех возрастных категориях процент мужчин больше чем женщин, кроме самого старого населения.

    Таким образом в возрасте до 15 лет в Китае на 100 женщин приходится 113 мужчин. В возрастной категории до 65 лет - по 106 мужчин на одну сотню женщин, а в возрасте после 65 - лишь 91 мужчина на 100 женщин.

    Демографическая политика КНР. "Одна семья - один ребенок"

    С целью сократить показатели прироста населения в Китае в последние 40 лет власти Китайской Народной Республики с середины семидесятых годов прошлого века начали осуществлять жесткую демографическую политику, характерными для которой стали следующие элементы:

    • политика "одна семья - один ребенок";
    • популяризация поздних браков;
    • дополнительные ограничения для создания семьи;
    • бесплатные аборты и другие.

    Политика "одного ребенка" предполагает наличие для китайской семьи с одним ребенком некоторых льгот. Таким образом семья из трех человек имеет преимущества при получении жилья, а также в образовательных заведениях, куда бесплатно отправляют детей. В некоторых особо перенаселенных районах Китая приняты штрафные санкции касательно семей, имеющих более одного ребенка, которые предполагают штрафы, возвращение премий и прочее.

    Официально женщины в Китае могут выходить замуж в 20 лет, мужчины - с 22, что является залогом более поздних браков . Но вопреки государственной политике в некоторых районах наблюдаются тенденции к традиционно ранним бракам.

    Государство предпринимает определенные ограничения для своих граждан в плане возможности создания семьи. Так, например, известно о запрете создания семьи студентам, которое может привести даже к отчислению из высшего учебного заведения.

    Кроме прочего, во всем Китае имеется большое количество медицинских заведений, где бесплатно делают аборты , что также специфически влияет на демографию. Примечательно, что большинство китайских семей отдают предпочтение заводить сыновей - из-за экономически обоснованных причин. Поскольку традиционно женщины остаются более чувствительными к проблемам нежелательной беременности, чем мужчины, то с перспективой на будущее большинство семей, узнав о скором появлении на свет дочери, пытаются избавиться от ребенка и, следовательно, возможных проблем. Аспект преимущественно атеистического мировоззрения в КНР также некоторым образом этому способствует.

    Кроме того, в сельских местностях предпочитаемыми мальчики остаются также из-за нужды в сильном семейном рабочем подряде, который нужен для ведения хозяйства. Нередки случаи, когда новорожденных девочек в китайской глубинке убивали собственные родители, чтобы иметь больше шансов на обеспеченную жизнь остальных членов семьи.

    Современное население Китая - демографические показатели

    Самый большой прирост населения в Китае, как было описано выше, пришелся на вторую половину 20 века. Традиционно рост количества жителей происходил на сельских территориях с аграрным направлением занятости население. Но кроме этого сохранялась и тенденция к росту городского населения.

    Количество и плотность населения в разных регионах

    Средняя плотность населения в Китае составляет 134 человека на 1 квадратный километр, что, в общей сложности, сопоставимо с показателями некоторых стран Центральной Европы, например, Швейцарии.

    При этом почти половина территории Китая, преимущественно высокогорных регионов, имеет населения менее 50 человек на 1 квадратный километр. К этим территориям относятся Цинхай, Тибетский автономный округ, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и автономный округ Внутренняя Монголия. Самыми густонаселенными территориями Китая считаются провинции Тяньцзинь, Хэнань, Гуандун, Аньхой, Чжэцзян, а также территория Шанхая, Гонконга и Макао, где плотность населения составляет от 400 до 900 человек на 1 квадратный километр и выше. Все эти территории, преимущественно, находятся в Восточной и Южно-Восточной частях страны.

    Урбанизация в КНР. Крупные города с наибольшим населением

    Последние 35 лет для Китая охарактеризованы стремительным ростом населения городов. В большинстве случаев это вызвано включением сельских местностей в состав городов.

    Так в 1978 году в результате админреформы, которая изменила необходимое количество населения для признания поселения городом со 100 тысяч до 3 тысяч человек. Это позволило повысить количество городского населения, которое уже в 2014 году составило около 55% всех жителей Китая. При этом большинство из них (около 35% жителей страны) живут в сельской местности, присоединенной к городским префектурам в ходе реформы.

    Согласно стандартам, существующим в Китае касательно подсчета городского населения, 85% жителей города должны заниматься деятельностью вне сельского хозяйства, чтобы сохранить этот статус.

    В 2010 году в КНР было зафиксировано 34 города-миллионника, из которых 7 поселений преодолели рубеж в 10 миллионов жителей.

    Самые большие по населению города Китая, согласно переписи:

    • Шанхай - 22,3 млн. человек;
    • Пекин - 18,8 млн.;
    • Чунцин - 15,3 млн.;
    • Тяньцзинь - 11,1 млн.;
    • Гуанчжоу - 11,1 млн.;
    • Шэньчжэнь - 10,4 млн.;
    • Ухань - 10,1 млн.

    Продолжительность жизни

    За последние 10 лет продолжительность жизни в Китае составила в среднем около 73 лет: около 71 - для мужчин, и, по разным данным, 74-75 - для женщин.

    В работоспособном возрасте находится 73,5% китайцев (от 15 до 65 лет). Процент детей составил 17%, а неработоспособного из-за старости населения - 9,5%.

    Прогнозы роста населения в Китае

    Бюро переписи населения США и ООН представляют свои прогнозы касательно изменения населения в Поднебесной в следующие десятилетия.

    Пик и поворотная точка, согласно обоим представленным широкой общественности аналитическим оценкам, придется на 2030 год, когда население вырастет до 1,39 миллиарда человек. Уже в 2050 году обе организации предрекают падение количества населения до уровня 1,3 миллиарда.

    Кроме этого, в Организации Объединенных Наций считают, что ближе к 2100 году количество жителей поднебесной упадет до показателя ниже 1 миллиарда человек.