Направление надежда и отчаяние. Примерные тезисы сочинения Бесчестие вступление

Направление "Честь и бесчестие" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Честь и бесчестие". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению "Честь и бесчестие".

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.
Что это такое?
Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".
Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.
Совесть - это то что живет внутри каждого человека.
Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

418 слов

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Всего: 426 слов

Направление. ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ. Видео разбор сочинения учащихся

Честь и бесчестие - рассуждаем о понятиях. Какие аргументы можно привести? Как построить сочинение?

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтерздесь .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие »
Презентация по литературе
учителя русского языка и
литературы
высшей категории
Репиной Екатерины
Кирилловны

Какими бывают рассуждения

1. Рассуждение
– доказательство:
тезис-аргументы, доказательства- вывод.
2. Рассуждение-объяснение:
Что это такое? Например, «Что такое честь?»
3.Рассуждение-размышление:
Как быть? Что делать? Почему это происходит?

Работа над сочинением

1.Учимся писать вступление по теме.
2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему:
составляем первый тезис и подбираем литературные аргументы.
.составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
3.Пишем заключение по теме сочинения.
4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию,
стилистику).Редактируем текст сочинения.
5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой
сочинение на бланк ответов ЕГЭ №2.

Учимся составлять тезисы к сочинению

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?
1.Задайте вопрос по теме сочинения.
2. Дайте ответ на этот вопрос.
3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.
4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом
текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные
размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

1. Вступление.
Честь… Что же это такое?
Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные
уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна
удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.
Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это
тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу
духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у
человека настоящей жизни.

Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,
создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые
по-разному относятся к понятию чести и достоинства.
Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется
самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и
долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?
Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что
делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
прийти к бесчестию?

Основная часть сочинения

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные
качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая
Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что
для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую
заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.
Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он
отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя
достойно.
Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.
И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина
отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив
воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах
у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего
сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой,
которая отвергла его любовь.
А это и есть настоящее бесчестие.
Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем
отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честьэто нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой
личности.

Второй аргумент в сочинении

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых
друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.
Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,
к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед
из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели
вспыльчивый характер, оба гордые.
Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.
А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.
Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который
обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими
предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и
смерти. Такие поступки разрушают личность.

Основная часть сочинения

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над
тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,
когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,
которая является и лучшим нашим контролёром

О заключении к сочинению

В заключении необходимо сделать вывод по написанному
рассуждению.
Оно должно перекликаться с вступлением.
Такая композиция сочинения называется кольцевой.
Этот вариант композиции (построения работы) считается одним
из самых лучших.

Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух
романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что
понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку
жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор,
осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это
немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в
наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для
которых понятие чести никогда не потеряет своей
высокой значимости.

Оценка сочинения по пяти критериям

Критерий№1.Соответствие теме.
Критерий №2.Аргументация.Привлечение литературного
материала.
Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и
логика рассуждений.
Критерий №4. Качество письменной речи.
Критерий№5.Грамотность.
Оценка-зачёт-незачёт

Использованные источники

1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
2.А. С. Пушкин. «Дубровский».
3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание.
Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.
4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс.
«Просвещение:2015».
5.Елена
Стародубцева. «Капитанская дочка» на уроках
литературы (Я иду на урок литературы).

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Отчаяние

По Далю, понятие «отчаяние» обозначает состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Значит, его источник совсем не обязательно должен быть связан, скажем, с общественно-политико-экономическим фоном в социуме. Другое дело, что переживаемый исторический этап как-то обострил тонкие моменты в жизни людей, подведя их к неутешительным, так сказать, мыслям в плане перспектив. Но ведь из многих ситуаций должен быть выход, не так ли?

Согласно утверждению одного из героев пьесы знаменитого французского писателя, философа-экзистенциалиста ХХ века Жана-Поля Сартра «Мухи», «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Наверное, у каждого может быть свое понимание произнесенного, но ведь озвученную Сартром мысль возможно рассмотреть и с точки зрения как бы предоставленного человеку права выбора: что он собирается предпринимать в свете охватившего его (или периодически возвращающегося к нему) отчаяния? Продолжать угасать или приступить (восстановить) к активной деятельности, пусть и через значительные тернии?

В данном контексте ракурс отчаяния действительно можно определить как начальный (в определенной степени) путь к поиску необходимого решения, пробития тропинки к новым вершинам. То есть отчаяние, в зависимости от восприятия личностью «обстановки» внутри себя, может поспособствовать рождению (реанимации) вроде как утерянных сил (кто-то скажет, кондиций). Говоря иными словами, взять верх над отчаянием - это фактически преодоление себя, когда на смену стагнации постепенно наступает надежда, а вместе с ней и уверенность.

К слову, дело может быть и в том, что человек просто-напросто устал от неоднократных усилий, не дающих ожидаемый им результат. А отсюда - формирование в нем неуверенности в правильности избранной им жизненной дороги. Тут уместно сослаться на датско-американского журналиста, фотографа, прошедшего нелегкий жизненный путь, Якоба Августа Рииса (конец XIX - нач. XX в.).

«Когда начинает казаться, что уже ничто не может помочь, - писал он, -я иду смотреть, как каменотес наносит сотню ударов по камню, но трещина на нем не появляется. Лишь после сто первой попытки камень разделяется пополам. Однако я понимаю, что этому поспособствовал не заключительный взмах резака, а весь предшествующий труд».

Возможно, кому-то сказанное напомнит известную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет», практически призывающую к активности, ибо для получения необходимого тебе знаменателя, нужно, как минимум, не прекращать движения к намеченной цели.

В аспекте рассматриваемого представляется целесообразным привести эпизод, на который в своей книге ссылается выдающийся советский прыгун в высоту, Олимпийский чемпион 1964 года Валерий Брумель. Так, он вспоминает, как один из тренеров легкоатлетов провел эксперимент на обычные приседания, суть которого заключалась в психологическом воздействии. Тренер задал подопечному, присевшему около семисот раз, вопрос, по какой причине тот завершил упражнения. Спортсмен сослался на «свинец» в ногах, круги перед глазами и даже страх смерти в случае еще одного приседания. Однако тренер в течение двух недель убеждал воспитанника в способности человеческой мышцы на неограниченную работу.

«Преодолеть себя нужно только однажды, - сказал он, - потом сразу станет легче».

Как следствие, легкоатлет не дотянул до пяти тысяч приседаний всего пару сотен попыток. В.Брумель пишет, что столкнувшись с этой информацией, он задумался, а существует ли вообще предел человеческих возможностей?

Возможно, кто-то данный пример назовет некорректным в преломлении к рассматриваемой теме. Но так ли все однозначно? Отметим, что сам В.Брумель на пике своей спортивной карьеры попал в аварию, приведшей к перелому ноги в тяжелейшей форме. Перенеся 29 операций, он начал ходить лишь после лечения ставшим после этого случая знаменитым хирургом-ортопедом Гавриилом Илизаровым. Спустя некоторое время В. Брумель вновь оказался в секторе для прыжков(!).


Что приводит человека к отчаянию?

Отчаяние. Состояние безнадёжности, ощущение того, что «исхода нет» и лучше не будет. Это духовный кризис, когда человек думает, что не сможет изменить свою жизнь к лучшему. Что же приводит человека к отчаянию? Думаю, не только тяжелые жизненные невзгоды, но и утрата веры в светлое будущее, в возможность изменить своё существование и идти вперёд, преодолевая препятствия.

В романтическом рассказе М. А. Горького «Старуха Изергиль» автор показывает нам, как люди приходят к отчаянию. Для этого он включает в повествование легенду о Данко и обращается к давним временам. Весёлые, смелые и сильные люди, жившие в старину, погрузились в отчаяние, когда пришли иные, более могущественные племена и прогнали их в глубь леса.

Смрад от болот губил людей, но они не могли бороться с более сильными и злыми врагами, так как не имели права погибнуть – они обязаны были хранить заветы своих предков. Соплеменники впали в отчаяние, потому что не верили в то, что смогут пройти сквозь густой непроходимый лес к свету и солнцу. В этот момент явился Данко, который повёл их сквозь лесную чащу, и они пошли за ним, когда обрели веру. Отчаяние вновь пришло к ним в одну тёмную грозовую ночь, когда они утратили веру в своего предводителя и были готовы от злобы разорвать героя, обвиняя его в своих бедах. Данко разорвал обеими руками грудь, вынул оттуда горящее сердце, и, зачарованные ярким пламенем, люди вновь обрели веру и пошли за своим вождём, который вывел их на просторную солнечную поляну, а сам погиб.

Автор подводит нас к мысли о том, что к отчаянию люди приходят тогда, когда утрачивают веру в возможность изменения своей судьбы и боятся бороться за лучшую долю. Он поёт гимн тому смельчаку, который готов преодолеть преграды и повести за собой людей, вселяя в них веру в лучшее будущее, даже если ему придётся пожертвовать собой ради других.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе М. А. Горького «На дне» герои оказались не только на дне жизни, но и на дне своей души, исчерпав запасы веры, надежды и любви. «Бывшие люди» живут в ночлежке, раздражены, разобщены, озлоблены. Но вот приходит странник Лука, который вселяет веру в возможность изменения жизни к лучшему. Он ничего не обещает Сатину, Барону, Бубнову, так как эти «босяки» давно смирились со своей судьбой и не готовы бороться за выход со дна жизни к свету. «Лукавый старец» обращается только к тем, кому нужна надежда и кто готов преодолеть отчаяние. Спившемуся Актёру Лука говорит, что где-то есть бесплатная лечебница для алкоголиков, вселяя в него веру в то, что можно начать новую жизнь. Актёр бросает пить, подметает улицы, зарабатывая себе на дорогу. Но вот старец неожиданно исчезает, не сообщив Актёру адрес лечебницы. А Сатин говорит, что старик лгал из жалости, что никакой бесплатной больницы не существует. Утративший веру Актёр не выдерживает отчаяния и заканчивает жизни самоубийством.

Мы пришли к выводу, что человек приходит к отчаянию, когда утрачивает веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы этого не случилось, нужно обладать волей, смелостью и решительностью.


Что такое надежда?

Что такое надежда? Этим вопросом задается большинство людей, но так и не находят ответа. Надежда- это прежде всего вера человека в хорошее будущее, ожидание, предчуствие чего- то жизненно важного для него. Я считаю, что в любой жизненной ситуации у человека всегда должна оставаться надежда на лучшее. Существует много литературных произведений, где главные герои не теряют веры.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова "Ванька". Главный герой Ванька- маленький мальчик сирота. Он пишет письмо своему дедушке. Его письмо пропитано добротой, теплыми словами, Ванька хочет, чтобы дедушка забрал его к себе. То место, где живет Ванька, ему не нравится, так как его бьют. Ванька вспоминал все теплые моменты, связанные с его детством, проходившим в деревне у дедушки.

Письмо наполнено верой в то, что дедушка как только прочтет письмо, сразу заберет Ваньку. Но читатель понимает, что этого не произойдет, так как в поле для адресата указывается "на деревню дедушке". Таким образом, надежда Ваньки не угасала, и он верил, что любимый дедушка приедет за ним.

Еще одним ярким примером веры в лучшее является произведение А. С. Грина "Зеленая лампа". Ив, один из героев рассказа, который был бродягой. Однажды он встретил двух богачей, они накормили его, одели. После этого они предложили платить ему за то, что он будет каждый вечер ставить лампу на окно, и, не выходя из дома сидеть рядом с ней. Ив согласился, и каждый вечер он надеялся что произойдет какое-нибудь чудо. Несколько лет Ив зажигал эту лампу и одновременно с этим читал книги. Прошло 8 лет. Ив стал доктором. Таким образом, надежда Ива помогла ему обрести новую жизнь.

В заключение хочется сказать, что человек никогда не должен терять надежду, что бы ни случилось. Ведь она всегда может помочь выбраться даже из самых сложных ситуаций. Она заставляет человека верить в лучшее и стремиться к цели.


Цитаты на тему: Надежда

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
Карлейль

Надежда живет даже у самых могил.
Гёте И.

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Вовенарг

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Суворов А. В.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Гораций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче
Тибул

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Державин Г. Р.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ларошфуко

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Гете И.

Надежда на радость немного меньше, чем сбывшееся удовольствие.
Шекспир У.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Фалес

Надежды - сны бодрствующих.
Платон

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Пушкин А. С.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Вовенарг

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.
Дюма А. отец

Нам не пристало падать духом.
Цицерон

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Декарт

Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.
Поуп А.

Вся моя надежда - на себя самого.
Теренций

Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой.
Роллан Р.

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи

О обманчивая надежда человеческая!
Цицерон

Какие нравственные качества человека
получили осуждение в произведениях?
Нравственная подлость и бесчестие
«Довольный
человек»
«Фальшивая монета»
Делает «фальшивое
добро»
Делает зло другим
(сочинил клевету)
«непростительно
быть злым… делать
зло по глупости»
«многообещающий
человек»
Ирония
Автор
Открытое осуждение

Направление «Честь и бесчестие»

Выбор темы и эпиграфа
Эпииграф (от греч. επιγραφή - «надпись»)
- цитата, помещаемая во главе сочинения
или его части с целью указать его дух, его
смысл, отношение к нему автора и тому
подобное.

Возможные формулировки тем






Честь истинная и ложная.

Какие герои живут по чести?
Смерть или бесчестие?



Есть ли право на бесчестье?

Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное
достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)
Честь нельзя отнять, ее можно
потерять.
(А. П. Чехов)
Только незапятнанный может победить
бесчестных.
(Самед Вургун)
Честь - это внешняя совесть, а совесть - это
внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

Честь
Бесчестие
Лишать чести другого - значит лишаться
своей.
Публий Сир
Вытерплю несправедливость, только не
бесчестье.
Цецилий
Честь дороже жизни.
Бесчестье равное волочит за собой тот, кто
предал любовь и кто покинул бой.
Корнель Пьер
Шиллер Ф.
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не
соглашусь, чтоб пострадала честь.
Корнель Пьер
Каждая нечестность - шаг к бесчестью.
В. Синявский
Истинная честь не может терпеть неправду. Бесстыдство - терпеливость души к
Филдинг
бесчестию во имя выгоды.
Платон
Честь - это награда, присуждаемая за
добродетель…
Аристотель
Честь от бесчестных - тоже ведь
бесчестие.
Публий Сир
Честь - это бриллиант на руке у
добродетели.
Бесчестный человек готов на бесчестное
дело.
Пословица
Вольтер
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А. С. Пушкин)


В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть
верным голосу совести, следовать моральным
принципам или идти путем предательства, лжи
и
лицемерия.
Многие
писатели
сосредотачивали внимание на изображении
разных проявлений человека: от верности
нравственным правилам до различных форм
компромисса с совестью, вплоть до глубокого
морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению
Эпиграф
Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед
каждым человеком ставят нравственный выбор:
жить так, как подсказывает совесть, следовать
моральным принципам или идти по пути
бесчестия, добиваться всего в жизни путем
предательства, лжи и лицемерия. В своем
сочинении мне хочется поразмышлять над
темой (высказыванием ФИО, ответить на
актуальный во все времена вопрос)….

Мое мнение по данной теме
Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать
мою точку зрения поможет мой читательский
опыт. Ведь многие писатели обращали свое
внимание нравственные качества человека: от
верности нравственным правилам до различных
форм компромисса с совестью, вплоть до
глубокого морального падения

Аргументация
Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
Составить
план
по
абзацам;
Сделать микровывод,
используя свои мысли
или цитату
И. С. Тургенев

Вспомним ……………..
Писатель рисует
……………………..
Задавая ряд риторических
вопросов,
автор
пытается
понять
………………………… Ответ нас поражает:
…………Понять
авторскую
позицию
…………………………….
Читая
это
произведение,
я
вспоминаю
слова
….
(пословицу)…. + микровывод.

Вспомним стихотворение в прозе И. С.
Тургенева «Довольный человек». Писатель
рисует молодого человека, который весь –
довольство и радость.
Задавая ряд
риторических вопросов, автор пытается
понять причину такого настроения. Ответ
нас поражает: герой доволен тем, что сочинил
клевету про другого. Понять авторскую
позицию нам позволяет горькая ирония:
«многообещающий молодой человек». Читая
это произведение, я вспоминаю слова Публия
Сира: «Лишать чести другого - значит
лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю,
обесчестил в первую очередь себя.

Стихотворение в
прозе
«Фальшивая монета»
Шарль Бодлер
Составить план по
абзацам;
Сделать
микровывод,
используя свои
мысли или цитату


привести
прозаическое
стихотворение
…………………….
Повествование
начинается
с
описания того, что …………………………………Это

еще один герой – ………………... События принимают
интересный поворот: ……………………………... Словно
слыша немые вопросы рассказчика, приятель
произносит, на мой взгляд, страшную фразу:
…………………………….. Приговор автора однозначен:
……………………... + микровывод – риторическое
восклицание.

В качестве следующего аргумента можно
привести прозаическое стихотворение Шарля
Бодлера «Фальшивая монета», в котором также
рассказывается о безнравственном поступке героя.
Повествование начинается с описания того, что
один из героев загадочно разбирает деньги. Это
поражает нашего рассказчика. Далее появляется
еще один герой – нищий, глаза которого полны
красноречивой
мольбы.
События
принимают
интересный
поворот:
милостыня
приятеля
оказалась фальшивой монетой. Словно слыша
немые вопросы рассказчика, приятель произносит,
на мой взгляд, страшную фразу: он получает от
обмана удовольствие. Приговор автора однозначен:
непростительно быть злым, а еще хуже – делать
зло по глупости. Это самый бесчестный поступок!

Итак, в заключение хочу сказать,
что……………….
Я
думаю,
что
………………………………. В конце хочется
вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что
каждый из нас пойдет своей дорогой в
жизни, у каждого свой путь, полный и
взлетов, и падений. И все же, я думаю,
что главное для человека - это быть
честным и перед собой, и перед
другими. В конце хочется вспомнить
строки А. С. Пушкина:
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч
для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
1983

Написать домашнее сочинение

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
Может ли честь противостоять бесчестию?
Береги честь смолоду… (пословица)
Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
Откуда берутся бесчестные люди?
Честь истинная и ложная.
Есть ли в наши дни люди чести?
Какие герои живут по чести?
Смерть или бесчестие?
Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем
Есть ли право на бесчестье?
Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?
Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

Литература в помощь

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Н. Гоголь «Тарас Бульба».
Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь
Болконский – Василий Курагин…
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
А.Куприн «Поединок»,«Чудесный доктор».
М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай
Антонович.
А.Грин «Зелёная лампа».
М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

Как Вы понимаете слово «честь»? Именно так была сформулирована одна из тем итогового выпускного сочинения в 2015 году.

«Честь и бесчестие» — таково одно из тематических направлений итогового сочинения-2017.

Отрадно, что понятие чести не устаревает, а разработчики тематических направлений побуждают представителей молодого поколения о нём размышлять.

Вот сочинение одного из выпускников.

Честь… Для кого-то это туманное понятие, чуть ли не пустой звук, а кто-то вкладывает в данное слово огромный смысл. Одни люди не придают чести особого значения, другие считают её высшей ценностью, за которую не жалко и жизнь отдать.

Для меня понятие чести складывается из нескольких составляющих. Во-первых, честь – это верность принципам. Чиновник отказывается брать взятки. Жена не предаёт мужа. Военнослужащий не сдаётся неприятелю. Каждый ставит во главу угла разные принципы. Не изменить им ни при каких обстоятельствах, даже если речь идёт о жизни и смерти, – дело чести.

Вспоминается роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эпиграфом к произведению не случайно стала русская пословица: «Береги честь смолоду». Отношение к чести стало в романе своеобразным критерием оценки человеческих достоинств. Характеры большинства пушкинских героев во всей полноте раскрываются в минуты опасности, когда на Белогорскую крепость нападает войско Пугачёва. Капитан Миронов погибает, но остаётся верен офицерскому долгу – не присягает самозванцу. Его примеру готов последовать Гринёв. Участь супруга разделяет Василиса Егоровна – таков долг жены. Савельич, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачёва о спасении Петра: обязанность слуги – до конца служить господину. Эти герои демонстрируют верность своим принципам, а значит, их можно назвать людьми чести. Они заслуживают огромного уважения, в отличие, например, от Швабрина, который, спасая жизнь, изменяет дворянскому долгу и переходит на сторону пугачёвцев.

Во-вторых, под словом «честь» я понимаю незапятнанную репутацию, то есть положительную оценку, которую дают человеку окружающие. Сейчас для многих из нас общественное мнение – ненужный стереотип. А вот, к примеру, в девятнадцатом столетии испорченная репутация могла обернуться трагедией. В те времена существовало понятие «дворянской чести» — ею дорожили, за неё сражались и погибали на дуэлях.

В-третьих, честь для меня неразрывно связана с понятием честности. Не случайно эти слова имеют один корень. Человек чести правдив с окружающими и с самим собой. Он никогда не изменит истине, будет отстаивать свою точку зрения, даже если его позиция не совпадает с общепринятыми взглядами. Таков Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», который сумел противостоять консервативным и невежественным представителям фамусовского общества.

Итак, честь – понятие многогранное, оно может иметь разные толкования. Но несомненно то, что это одна из вечных и незыблемых ценностей человечества.

Пример итогового сочинения по направлению «Дружба и вражда».