Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Тема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…" ("Тамань")

УРОК 3. «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»)

Тема: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»).

Цель: Увидеть внутренний мир героя, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют.

Задачи: * Научиться видеть красоту и поэзию мира, изображенного писателем в «Тамани»;

* найти объяснение поступкам и чувствам Печорина.

Концепция.

Урок, посвященный анализу «Тамани», осложнен задачей вглядеться во внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют. В беседе с классом прежде всего обдумываем вопрос: чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знаем по предыдущим частям романа.

В «Тамани» дан самый ранний период жизни Печорина. Герой здесь молод и неопытен, живые чувства его пылки и стремительны, он «волнуем воспоминаниями» и впечатлениями до такой степени, что не может спать, увидев «мальчика с белыми глазами». Печорину интересны люди, жизнь манит его, как тайна, требующая разгадки, он смело бросается на встречу любой опасности, вторгается в неизведанное.

Повесть открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом эпизоде опыта, попытке равнодушно отнестись к людям, с которыми судьба его столкнула. Однако «скверный городишка» описан так, что читатели не могут не чувствовать его привлекательности для героя. Чтобы убедиться в этом, предлагаем ученикам выразительно прочесть пейзажи, придающие повести романтический колорит и заставляющие проступить сквозь убогость «нечистого» места таинственную в своем разнообразии и могуществе жизнь природы. Луна, тучи, беспокойное море даны в повести как силы, наполняющие жизнью ночь. Эти ночные пейзажи усиливают ощущение тайны, которая влечет Печорина. Жизнь людей, живущих на берегу и связанных с морем, тоже представляется ему «загадкой», ключ от которой он твердо решает достать.

Как относятся к «нечистому» месту в городе» Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? На уроке учитель предлагает отдельным ученикам рассказывать о слепом мальчике и старухе, «Ундине» и Янко, устно нарисовать их портреты в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и сказать, как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.

В самом деле, слепой мальчик, поначалу вызвавшей предубеждение Печорина и своей ловкостью заставивший подозревать его в притворной слепоте, в конце повести назван «бедным слепым» и показан в искреннем горе.

Янко, представший сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин «с невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом», оказывается беспощадно жестоким к мальчику и старухе и отступает перед угрозой возможного, как думает «ундина», доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головушке». За песенным образом оказалось реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

В этом же направлении раскрыт и образ «ундины». Сначала – искреннее и страстное, поэтическое чувство к Янко (перечитываем диалог слепого и женщины, когда они вглядываются в море). Почему Печорину эта «настоящая русалка» казалась обворожительной, хотя «была далеко не красавица»? Как меняется облик ее в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Эти вопросы побуждают класс убедиться в том, что непосредственность чувств не мешает «ундине» заманить Печорина любовью в ловушку, поэтичность не отменяет коварства.

В классной беседе важно идти к этим выводам от стилистических наблюдений над текстом. Чехов, при всей строгости своих оценок, писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова… Я бы так сделал: взял бы его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения…» «Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»… писал Чехов Я. Полонскому, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой».

Услышав этот призыв Чехова, мы стремимся на уроке рассмотреть поэтические образы, пронизывающие, повествование, и проясняем их оценочный характер. Например, предлагаем ученикам мотивировать выбор сравнений: лодка, «как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены». «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем фоне». «…она, как кошка, вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море».

Далее беседуем по вопросам, которые помогут понять, как меняется отношение Печорина к контрабандистам, почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи. Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком? Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорин пошел ночью за «ундиной»? Поверил ли он ее призывам? Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны? Почему Печорина видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

В итоге беседе выясняется, что Печорин в этом эпизоде еще наивен, доверчив, совершает не раз ошибки, не видя, кто перед ним. Интерес к новому для него кругу людей, которые представляются ему смелыми, сильными, непосредственными натурами, так велик, что в желании приблизиться к ним Печорин рискует жизнью. Эта попытка сближения оказывается напрасной не только потому, что контрабандисты не могут признать Печорина своим человеком, поверить ему, но и потому, что разгадка их тайны разочаровывает героя. Надежды на любовь обернулась враждебностью, свидание – схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина, а не только стремление защитить свою жизнь.

Назвав контрабандистов «мирными», Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой («И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?») свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «Что сталось со старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Желание и реальное положение героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

Домашнее задание: прочесть повесть «Княжна Мери» и подумать письменно, в чем конфликт Печорина с «водяным обществом».

Структура урока:

Основная идея урока: ... поэзия обаяния свободы, непокорства, опасности, бесстрашия, борьбы с людьми и стихией.

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция.

Был случай, жизненный факт. Лермонтов приехал в Тамань и прожил несколько дней в полуразвалившейся хате старой Царицихи. Этот жизненный факт он превратил в событие, позволяющие понять характер Печорина. А характер Печорина – это «портрет, составленный из пороков всего… поколения в полном их развитии». А Лермонтов был в Тамани в сентябре 1837 года.

Комментированное чтение .

Предисловие к журналу Печорина. Как в предисловии раскрывается авторское отношение к герою? Итак, Печорин – сын своего времени, героическая натура, но время не героическое, отсюда злая ирония автора.

Работа со словарем.

Как вы думаете, Печорин трагический герой? Но чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать, что означает слово «трагедия». Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Работа над сюжетом и композицией.

Чем увлекла вас эта повесть? Как она построена? Какиеее страницы показались вам самыми загадочными и пленительными?

Анализ текста. I учебная ситуация.

Чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знали по предыдущим частям романа?

Описание пейзажа.

При помощи каких художественных приемов и изобразительных средств Лермонтов создает в ней романтический таинственный мир? Чтение и выявление описаний природы: образы ночи, моря, паруса.

Беседа.

Почему Печорина не отталкивает это «нечистое» место в городе, не пугает, а, наоборот, влечет?

Устное рисование героев.

Слепого мальчика и старухи, «ундины» и Янко в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и скажите, как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.

Чтение диалога.

Между слепым и женщиной, когда они вглядываются в море.

Беседа.

Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

II учебная ситуация.

Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

Вывод.

Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «что сталось со старухой и с бедным слепым не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Желание и реальное положение героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

Задачи: *углубить представления ребят о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения;

*формировать первоначальные понятия о жанре социально психологического романа.

Концепция:

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» - таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

« - Я этого не ожидал от тебя, - сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

  1. Чего?
  2. Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась...
  3. Ну, так что ж? А разве это секрет?
  4. Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Структура урока:

Основная идея урока: ...конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих суде

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция.

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Беседа.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Беседа.

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

Характеристика событий.

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст...» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

Принципиальное отличие «Тамани» от других повестей – ее жанр. Это романтическая повесть, написанная в традиции романтических разбойничьих повестей и поэм Шиллера. Мы находим тут следующие черты романтизма: таинственность, героические фигуры (Янко), описания природы, странная песня ундины. Но в «Тамани» есть и реалистические черты: двуплановость пейзажа (он в деталях зрим и реалистичен), описание быта хаты.

Зачем же судьба бросает Печорина в круг "честных контрабандистов"? Зачем в романе появляется образ Янко?

Очевидна параллель между этим образом и стихотворением Лермонтова «Белеет парус одинокий…». Мы помним, как после побега контрабандиста с возлюбленной «долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн…» А так как стихотворение повествует более о душевном мире, то можно предположить, что образ Янко также является отображением духовного мира главного героя.

Янко концентрирует в себе такие качества Печорина как безрассудную храбрость, жажду бури и опасности, стремление к деятельности. Но Янко выступает еще и антиподом Печорина, потому что на поверку оказывается, что активность Печорина – лишь плод его любопытства, попытка заполнить пустоту своей жизни проблемами и интересами других людей. Но, к сожалению, главный герой не просто интересуется чужой жизнью. Он вмешивается в нее и разрушает. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!»

Почему же деятельность Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой?

Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям, он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже такой примитивной цели, как контрабанда товаром, которая движет Янко и другими контрабандистами.

Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

«Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.


Печорин – герой очень противоречивый. Его характер, с глубокими душевными качествами, сочетает парадоксально несовместимые черты, и этим он интересен. Глава Тамань, и сама история с контрабандистами впервые ставит нас перед загадкой этого странного офицера, которая нам будет постепенно открываться на протяжении всего дневника Печорина.

Самое главное, что первое бросается в глаза, это любопытство Печорина. Но каждому ли читателю понятно, чем оно вызвано? Я не сразу понял причину его поведения. Но вчитавшись в текст – разобрался. Наш герой – очень умный и образованный молодой человек. В первый же день В Тамани ему стало скучно. «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России» - писал он в своем дневнике.

И его желание - найти себе развлечение - вполне объяснимо. Неудивительно, что Печорин, заметив силуэт слепого мальчика, поплёлся за ним разведать: что могло заинтересовать такого обделённого природой ребёнка ночью на берегу моря.

Тайна слепого мальчика, загадочное явление ундины и другие необъяснимые вещи не дают покоя его фантазии. Посмеиваясь и иронизируя над собой, Печорин всё же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной жизни. В этом ярком моменте он проявляет себя как авантюрист, идущий навстречу опасности, стремящийся разгадать тайну контрабандистов. Кульминацией его встречи с «таинственной шайкой», на мой взгляд, стала сцена бешенной схватки ундины с офицером.

Каждый из них, стремясь победить соперника, прилагал неимоверные усилия, ведь на кону стояла жизнь. Отчаяние и злость коварной девушки чуть было не погубили растерянного, но тогда еще бесконечно любящего жизнь, Печорина. Мне кажется, что именно эта любовь к жизни, к красоте и тайне мира помогла сейчас преодолеть страх.

Но все же он слишком потерял контроль за этим чувством, ведь оно его чуть не сгубило. Когда ундина повела его к морю, он уже заподозрил неладное, но решил идти до конца. И если бы не его сила, он вполне мог бы сейчас покоиться на дне океана.

Как это важно, что, уезжая из Тамани, он огорчился, так как «невольно нарушил быт честных контрабандистов». Это явно показывает, что он умеет анализировать свои поступки и готов отвечать за них. И пусть в главе «Фаталист», Печорин приходит к неутешительным выводам: он так и не поборол судьбу, но, возможно, в этом и заключается противоречивость характера Печорина. Он –человек очень неглупый и очень интересный, хоть часто его поступки не обременены здравым смыслом, и он сам подчиняется лишь своим чувствам, но от чего-то его честное, поэтическое восприятие мира, любовь к жизни привлекательны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина. «Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида. Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик. Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности». «Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли. В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.