Рассмотрим, что такое аллитерация. Русский язык и литература

Для выражения авторской мысли, изображения жизни в языке употребляются средства художественной выразительности. Они служат созданию картины жизни людей, помогают читателям почувствовать и представить то, что изображено с помощью слов.

Средства выразительности передают авторское отношение к изображаемому. Главной сферой их употребления являются язык художественных произведений. В произведениях художественной литературы средства выразительности основаны на особых приемах употребления слова.

Это метафоры и эпитеты, и синекдоха, сравнение и олицетворение, которые относятся к тропам. Предлагаем разобраться, что такое аллитерация, для чего она нужна, ведь этот прием довольно часто используется авторами.

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных [т] и [с] выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных [п], [т], [к], [ш]. Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные [ч], [ц] помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных [п] с шипящим [ш] дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют [ж], [з], [в], [р], читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной [р], особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком [р].

Чередование рычащих [р] с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется [л], речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке [л] слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение [л] находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы [г], [р], [б].

Важно! Аллитерация широко использовалась в фольклоре, повторы одинаковых согласных можно наблюдать в русских пословицах и поговорках.

Звукопись у поэтов Серебряного века

Широко применяли явление аллитерации поэты, творившие в начале 20 века в России. Этот художественный прием легко найти в произведениях многих авторов этого периода:

  • Брюсов;
  • Блок;
  • Цветаева;
  • Бальмонт.

Поэты Серебряного века считали стихотворный язык волшебством, магическим заклинанием.

Их стихи завораживают музыкой стиха, заставляют проникнуть в таинственную загадку сказанного поэтического слова, хотя оно не всегда понятно читателю.

Возьмем отрывок из Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тельно алого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила.

Лила, лила, лила, качала,

Два тельно алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Здесь поэт использовал звуковой повтор согласной фонемы [л]. Хотя смысл непонятен, но оно притягивает, завораживает, заставляет слушать. Ассоциацией на [л] можно представить картины ласки, любви, лобзанья с нежными оттенками цвета алый и белый.

Поэты Серебряного века считали, что главным в русском языке и в поэтической речи является звук, старались заколдовать читателя звучанием, его мелодичностью.

В стихотворении К. Бальмонта «Камыши» повторение шипящего [ш] помогает представить ночное шуршание и шелест камышей, чуть слышный шепот.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Пример повтора согласных звуков в стихотворении

Вспомним строки из стихотворения М. Цветаевой о Блоке «щелканье ночных копыт». Героический мотив подкрепляется наличием шипящих и взрывных в данной строке, они помогают читателю представить движение, цокот копыт по мостовой.

Сразу в следующей строке продолжается сочетание [гр]: «…громкое имя твое гремит…», которое представляет образ поэта – победителя человеческих душ своим властным и мощным творчеством. Звук [р] взрывной, резкий, властный, ассоциируется с дробью барабана, грозой, вихрем.

Вот примеры из творчества . Чтобы раскрыть душевное состояние героини, А. Ахматовой в стихотворении «Слаб голос мой» используется звукопись как выразительное средство.

Применением звонких согласных [л], [н] с ассонансом на [е] передается легкость, спокойствие, чувства, которые испытывает героиня после разлуки с любимым.

В «Песне последнего вечера» Ахматовой описывается расставание в осенний вечер. Обычно осенью появляется чувство утраты перед зимними морозами, природа как бы засыпает до следующей весны. Героиня тоже прощается с любимым. Применением шипящих фонем передается атмосфера осеннего прощального вечера.

В творчестве В. Маяковского много примеров аллитерации:

Марш! Чтоб время

Ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

Относило

Только путаницу волос.

Аллитерация в данном отрывке на [р] дает читателю представить чеканный ритм марша, динамику революционной борьбы.

«Ужас из железа выжал стон…»: специальным набором согласных поэт В. Маяковский передает ужас потери великого вождя революции В. Ленина. Вот что значит аллитерация для Маяковского.

Звукопись в прозе


Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук [р], звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на [п] – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек живет в мире разных звуков. Они воздействуют на человека, вызывая ассоциации с образами. Звукопись и фонетическая организация слов должны быть неразрывно связаны с содержанием поэтического произведения, только тогда стихотворение заиграет яркой изобразительностью.

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Аллитерация

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Аллитера́ция

(лат. alliteratio – созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков – и начальные, и опорные – рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина :

Нев а вздув алась и рев ела,


Котл ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ни м ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности. Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» - буквально передают шорох. Но такое звукоподражание, достижимое, конечно, в очень редких случаях, вовсе и не должно являться пределом устремлений художника слова. Подбирая определенные звуки, художник руководится пригодностью их к воплощению определенного поэтического замысла, вследствие чего значение аллитерации лишь как сродства «музыкальности», благозвучия или звукоподражания не исчерпывается только этими моментами. Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в», но имеет значения гармонизующего, но, не придавая музыкальности стиху, оно оправдывается замыслом стихотворения заклинания, ибо заклинание и строилось на гювториости (слов, звуков и т. п.), которая должна была повышать его действенность. Точно также в каламбурной (см. каламбур), например, игре, которая может быть использована, как поэтический прием (Гоголь), аллитерация и ассонанс (см. это слово) служат средствами обострения этой игры, давая одинаковое звучание различным по смыслу словам; здесь, таким образом, аллитерирующие звуки имеют самодовлеющее значение (безотносительно к сообщаемой ими музыкальности или усилению значимости слова), наблюдаемое, напр., и при выборе художниками имен и фамилий героев, хотя и здесь порой аллитерация эмоционально окрашивает смысловую направленность (Чичиков, Акакий Акакиевич).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия

Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).

Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.

Аллитерация. Пример 1

В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.

«Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…»

Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.

Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.

Аллитерация. Пример 2

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
А.Пушкин

Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…
К.Бальмонт

Где он, бронзы звон или гранита грань…
В.Маяковский

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин

Подбор материала: Ирис Ревю