Шереметьевский дворец режим работы. Странноприимный дом графа шереметева. Здание для постановки спектаклей

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).

Шереметьевский дворец - Музей музыки (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

У Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства есть несколько филиалов, наиболее известным среди которых можно смело назвать Фонтанный дом, называемый также Шереметьевским дворцом - Музеем музыки. Расположен он там, где в прошлом находилась усадьба графов Шереметьевых, и включает в себя не только два отдельных музея, а еще и театр.

Немного истории

Дворец Шереметьевых снискал славу одной из самых ярких достопримечательностей Северной столицы далеко не случайно, ведь он считается практически ровесником Санкт-Петербурга . Фонтанным домом его начали называть еще в 18 веке, т. к. построен он был на большом участке между Литейным проспектом и набережной Фонтанки.

Род Шереметьевых несколько веков имел большое значение для российского государства, а их дворец уже при них стал практически музеем петербуржской истории.

Интерьеры дворца и прилегающих построек были созданы при участии виртуозов архитектуры различных эпох: Николая Бенуа, Иеронима Корсини, Доменико Квадри, Джакомо Кварнеги и других. Пока во дворце жили Шереметьевы, в нем собирались люди из высшего общества: выдающиеся музыканты, ученые, деятели культуры. А о хоровой капелле, сопровождавшей богослужения в шереметьевской домовой церкви, знали даже в Европе . Официально дворец стал музеем в 1990 г. Первоначально это был только Музей музыки, но позже к нему присоединились Музей Анны Ахматовой и Театр на Литейном.

Выставки

Сегодня во дворце Шереметьевых представлен ряд экспозиций. Одна из самых больших посвящена истории рода графов и включает в себя архивные материалы, их личные вещи, фотографии и другие очень интересные объекты. Также есть не менее любопытная выставка, знакомящая посетителей с жизнью и бытом дворян 18, 19 и начала 20 веков. Но более всего знаменита, конечно же, гордость музея - коллекция музыкальных инструментов, насчитывающая свыше 3 тыс. экспонатов.

В музыкальной коллекции музея можно увидеть античные и европейские инструменты 18-19 веков, колокола и даже инструменты, принадлежавшие лично императорам России.

В Музее Анны Ахматовой отражен мир истинного гения - в зале воссоздана атмосфера и интерьер, в котором творила легендарная поэтесса, представлены личные вещи: книги, письма, документы и черновики. Белый зал дворца предназначен для проведения концертов старинной музыки и музыкальных вечеров, а в Театре на Литейном можно получить удовольствие от просмотра комедий, трагикомедий, мюзиклов и мелодрам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34. Веб-сайт

Стоимость билетов: 300 RUB - для взрослых, 150 RUB - для пенсионеров, 100 RUB - для школьников и студентов (данные указаны для посещения одной из экспозиций, более подробная информация представлена на сайте). Владельцы Карт гостя Санкт-Петербурга посещают музей бесплатно. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Санкт-Петербург по праву можно назвать историческим городом. Здесь находятся архитектурные памятники различных эпох, отражающие быт и нравы великосветских дворянских особ. К таким памятникам относится и Дворец Шереметьева в Санкт-Петербурге (другое название – «Фонтанный дом»), который располагается в самом центре города на набережной реки Фонтанки.

История Шереметьевского дворца

Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге был возведен в 18 веке следующими архитекторами: Чевакинский С.И., Воронихин А.Н., Кваренги Д., Старов И.Е., Квадри Д.И., Корсини И.Д.

В 1712 году Петр Первый презентовал фельдмаршалу, герою Полтавской битвы Шереметеву Борису Петровичу участок земли на одном из берегов Фонтанки. Первоначально на участке построили дом из дерева, куда впоследствии переехал жить сын фельдмаршала.

В середине 18 века вместо деревянного дома был построен одноэтажный каменный. А спустя десять лет строители надстроили второй этаж. Постройка дома была оформлена в стиле барокко: большое количество лепнины, плафоны, расположенные в парадной анфиладе – внешнее и внутреннее убранство выглядело изысканно и гармонично.

Сам дворец окружен массивной оградой, выполненной из чугуна. Наверху главного входа располагаются позолоченные орлы, держащие герб рода Шереметевых. Проект ограды был разработан Корсини И.Д. в 19 веке.

Архитектор Н.Л. Бенуа разработал проект, согласно которому к особняку пристроили небольшой флигель. Внешний облик дворца с тех пор не менялся.

С начала 19 века Шереметевский Дворец считается центром культурной жизни города. Здесь проходили концерты и литературные вечера с участием таких писателей как В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, А.П. Бартенев.

Также на территории дворца были организованы встречи Общества любителей древней письменности, заседание Русского генеалогического общества.

Во Дворце прожило пять поколений рода Шереметевых, которые собрали огромную коллекцию различных музыкальных инструментов и картин.

Позже в доме открыли музей дворянского быта, просуществовавший вплоть до 1931 года. Здесь были собраны различные предметы:

  • картины;
  • скульптуры;
  • оружие;
  • старинные монеты;
  • изделия из бронзы, серебра и фарфора;
  • антикварная мебель;
  • рукописные материалы и открытки.

В настоящее время на территории Дворца располагаются следующие музеи:

  • музей театрального и музыкального искусства;
  • музей русской поэтессы Анны Ахматовой;
  • музей Льва Гумилева.

Также во Дворце Шереметьевых находится кабинет Иосифа Бродского.

В конце двадцатого столетия дворец передали в распоряжение Музея театрального и музыкального искусства, работники которого пытались воссоздать обстановку здания, которая была здесь еще в 18 веке. Ими была проделана колоссальная работа по собранию и подбору более трех тысяч музыкальных инструментов. Причем посетители могут услышать издаваемые ими звуки музыки, так как инструменты полностью рабочие.

Шереметьевский дворец имеет следующий адрес: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 34.

Если у вас в планах намечается экскурсия в Шереметьевский дворец, учитывайте его режим работы:

  • Понедельник 11.00 – 19.00
  • Вторник – выходной
  • Среда – 13.00 – 21.00 (последняя среда месяца – выходной)
  • Четверг 11.00 – 19.00
  • Пятница 11.00 – 19.00
  • Суббота 11.00 – 19.00
  • Воскресенье 11.00 – 19.00

Шереметевский дворец в Петербурге является не только одним из главных архитектурных памятников, но и одним из красивейших зданий города. А неповторимая архитектура и большое количество собранных здесь реликвий вносит большой вклад в формирование культурной жизни Санкт-Петербурга. Также в Санкт-Петербурге вы можете посетить так дворцы как: , Строгановский, Таврический и другие.

В 1703 году Петром был основан Петербург. Всего через девять лет он становится столицей государства. Главный город страны при непосредственном участии своего покровителя начинает активно заселяться и благоустраиваться. Одним из первых на перебрался родственник царя граф генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Ему под постройку имения был выделен участок №34 по набережной Фонтанки.

Первые каменные строения в усадьбе

Участок с одной стороны ограничивала с другой - Литейный проспект. На время строительства родового имения граф с семьей был размещен на Миллионной улице. На участке со временем появились деревянный дом и служебные флигеля. Новой усадьбе суждено было стать родовым гнездом Шереметьевых. На месте деревянного дома в 1730-х годах был возведен одноэтажный каменный дворец. В 1750-1755 годах надстраивается второй этаж здания, проектированием которого занимались С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов.

Усадьба при Петре Борисовиче

Владевший усадьбой потомок Бориса Петровича в связи со скоропостижной кончиной жены и дочери в 1768 году принимает решение переехать в Москву. Находясь там, он начинает освоение имения. Оно досталась ему в наследство от жены. Впоследствии, уже при его сыне, был полностью достроен Шереметьевский дворец в Останкино. Он, так же как и Северный, является одним из родовых имений и в отсутствие хозяина неоднократно сдается в аренду и продолжает перестраиваться.

Расцвет театрального искусства в усадьбе

Следующим владельцем усадьбы в Санкт-Петербурге становится сын Петра Борисовича Николай. Сначала новый хозяин предпочитал жить в Москве, крайне редко посещая свое Северное имение. Однако уже в 1796 году он переселяется в Санкт-Петербург. Под руководством архитектора И. Е. Старова начинается значительное обновление интерьера дома на Фонтанке. Николай Петрович был большим поклонником сценического искусства. Во дворце им был организован театр, актерами которого служили крепостные. Он даже дал вольную и в 1801 году женился на одной из своих актрис, Ковалевой Прасковье Ивановне. В период его владения перестройкой усадьбы занимались Кваренги и Воронихин. На территории имения при них возникли и Летний дом, а также Каретные сараи.

"Жить за шереметьевский счет"

После смерти Николая Петровича в 1809 году усадьба переходит к его сыну Дмитрию, которому на тот момент было всего шесть лет. Создается опекунский совет во главе с главным попечителем М. И. Донауровым. Продолжается активная перестройка: в 1810-20-х годах появляются Канцелярский, Фонтанный, Больничный и Певческий флигеля. Авторами проектов выступают Х. Мейера и Д. Кварди. При Дмитрии Николаевиче, служившем в Кавалергардском полку, постоянными посетителями дворца становятся сослуживцы владельца, возникает выражение "жить за Шереметьевский счет". Здесь также часто бывают художник Кипренский и Пушкин. В 1837-м году граф связывает себя узами брака с фрейлиной императрицы Анной Сергеевной. От этого брака в 1844 году рождается сын Сергей. В 1838 году в имении появляется чугунная ограда с воротами, украшенная гербом графов Шереметьевых. Архитектор И. Д. Корсини, работавший двадцать лет в усадьбе, кардинально перестроил все дворцовые помещения. В 1840-х годах на ее территории появляется Садовый флигель. Само имение становится одним из самых посещаемых мест столицы. Здесь проводятся музыкальные вечера, которые украшают своими выступлениями Глинка, Берлиоз, Лист, Шуберт. Первая супруга Дмитрия Николаевича умирает от отравления в 1849 году. Спустя десять лет, в 1859 году, он женится во второй раз. На свет появляется сын Александр. К Шереметьевскому дворцу в 1867 году пристраивается Северный флигель. Автор проекта - Н. Л. Бенуа.

Сергей Дмитриевич и его взгляд на усадьбу

В 1871 году граф Дмитрий Николаевич умирает. В результате раздела имущества Шереметьевский дворецдостается в наследствоСергею Дмитриевичу.В 1874 году на территории усадьбы появляются новые пятиэтажные корпуса (архитектор А. К. Серебряков). Со стороны Литейного проспекта возводятся доходные дома, парадную часть на Фонтанке - 34 оставляют без изменений. Начало двадцатого века проходит под знаком разрушения. Уничтожаются Грот, Эрмитаж, Садовые ворота, Оранжерея, Китайская беседка. Манежи и Конюшни перестраиваются в Театральный зал - сейчас это Драматический театр на Литейном. Появляются в 1914 году двухэтажные (архитектор М. В. Красовский).

Имение после революции

В послереволюционный период Шереметьевский дворец был передан Сергеем Дмитриевичем в распоряжение новой власти. В одном из его флигелей с середины 1924 до 1952 года проживала А. А. Ахматова. Основные части здания были переделаны. До 1931 года здесь располагался музей. Шереметьевский дворец в 1984-м году принял НИИ по Арктике и Антарктике. В результате ненадлежащего использования и ухода интерьеры залов утратили былое величие и красоту, а часть флигелей стали жилыми квартирами. В конце 20-го века постепенно начало меняться отношение к имению. Шереметьевский дворецподвергся реставрации. Основной целью этого мероприятия являлось воссоздание атмосферы XVIII столетия. Первая выставка в Шереметьевском дворце была представлена экспонатами, принадлежащими семье хозяев имения. Среди них совершенно уникальные образцы. Здесь коллекции картин и предметов искусства, музыкальные инструменты. В доме на Фонтанке, 34 традиционно проводятся концерты и художественные экспозиции. С 1989 года работает Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой. В нем воссоздана рабочая комната поэтессы. Широкой публике представлены ее книги, фотографии и личные вещи. В 2006 году на площадке у Шереметьевского дворца появился памятник А. А. Ахматовой. Его открытие было приурочено к сороковой годовщине смерти поэтессы.

Что предлагает гостям Шереметьевский дворец?

Музей музыки, расположенный в здании имения, имеет в своих запасниках огромную коллекцию старинных инструментов. Она по праву считается одной из лучших в мире. В коллекцию входят уникальные инструменты, созданные русскими и европейскими мастерами в 16-ом - 18-ом веках, принадлежащие царской династии Романовых, а также уникальные образцы со всего света, не имеющие аналогов. Также в музее находятся русские колокола и воссозданные копии различных античных инструментов. Посетить музей можно в рамках ежедневно проходящих там экскурсий. Темы их весьма разнообразны. Например, в рамках экскурсии "Графы Шереметьевы" можно узнать много нового о создателях имения, их жизни и судьбе. Есть и другие программы. Например, "Фонтанный дом. Дворец и усадьба". Эта экскурсия посвящена архитектурному памятнику-усадьбе и ее созданию. В ее рамках можно узнать много увлекательных подробностей из жизни дворца, например, одну из легенд о том, что при проектировании дома были использованы чертежи Ф. Б. Растрелли. Но все-таки большинство экскурсий, проходящих в Шереметьевском дворце, посвящено музыке: "Эволюция клавишных инструментов", "Духовые инструменты — народные и профессиональные", "Выдающиеся имена в коллекции музыкальных инструментов" и другие.

Усадьба сегодня

Шереметьевский дворец, был предметом гордости пяти поколений его хозяев, их родовым гнездом. На протяжении нескольких веков каждый из владельцев сохранял и приумножал имущество рода. Предметы искусства, картинная галерея, античные скульптуры, нумизматическая и оружейная коллекции, богатейшая библиотека - вот далеко не полный перечень того, чем владели хозяева усадьбы до 1917 года. Шереметьевский дворец, фото которого представлены выше, на протяжении нескольких веков был местом встречи интеллигенции. Сегодня он не потерял своего былого величия и продолжает притягивать к себе миллионы людей.