Школьные библиотеки ждет масштабная цифровая реформа. Соши «умид

Сегодня обучение -это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современная модель школьной библиотеки"»

Современная модель школьной библиотеки


Цель работы современной школьной библиотеки

Создание

библиотечно-информационного центра в современной школе


  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

Задачи


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

  • Кадровое обеспечение:

Укомплектованность библиотечными кадрами;

Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности);

Уровень профессионализма, качественные результаты работы;

Инновационность деятельности.


2. Материально- техническое обеспечение:

Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам;

Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;

Наличие современной библиотечной техники и мебели;

Наличие: абонимента;

читального зала;

медиатеки;

книгохранилища;

Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет;);

Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий;

Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


3. Информационно- образовательное обеспечение:

Технологические средства: персональные компьютеры для пользователей, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты;

Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности;

Размещение и сохранность информационных ресурсов;

  • организация ЭК и работа с ним;
  • фиксация хода библиотечного процесса;
  • взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное;
  • контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет.

4. Информационно- методическое обеспечение:

Обеспеченность УМК на разных носителях;

Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой;

Детской, художественной и научно-популярной литературой, справочно- библиографическими и периодическими изданиями.


Направления работы школьной библиотеки:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с фондом художественной литературы;
  • духовно-нравственное направление;
  • художественно-эстетическое направление;
  • гражданственно-патриотическое направление;

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.


обеспечивает информацией и документами учебный процесс

способствует гармоническому развитию личности читателя

обслуживает педагогический коллектив и родителей

Школьная библиотека

предоставляет обучающимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности

поддерживает

внеклассную и внешкольную работу


Выпускник получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения

Писать отзыв о прочитанной книге

Работать с тематическим каталогом.


Проблемы

  • Недостаточное финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Недостаточный уровень квалификации педагогов-библиотекарей.

Решение проблем

  • Финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Информационно-образовательное обеспечение.

Библиотекарь - человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий

Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации





Работа с обучающимися «Что? Где? Когда?»












«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него»

Л. А. Борисова руководитель отдела культуры ПО «Радуга-ЛИК» г. Рязань

Стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия сделало актуальным вопрос о роли библиотеки в современном обществе, которая рассматривается как информационный центр, дающий доступ к оцифрованным ресурсам всех библиотек мира, и культурно-досуговый центр, делающего упор на различных формах массовой работы с читателем.

Мы, разработчики и производители библиотечного оборудования «Радуга-ЛИК», видим библиотеку информационным, культурным и духовным центром, своеобразным мостом между классическим культурным наследием и современностью. В первую очередь это касается школьной библиотеки, которая, на наш взгляд, может достойно выполнять воспитательную функцию образования.

Уточним свою позицию. Распространение интернета, безусловно, открыло нам доступ к огромному количеству информации. Но, как и любое сильнодействующее средство, применяемое бесконтрольно, сетевые богатства имеют ряд побочных эффектов, которые общество уже испытывает на себе. Рассеянное внимание, привычка перескакивать с новости на новость, не задерживаясь мыслью на прочитанном, отсутствие желания формулировать собственные мысли, заменяемое чтением чужих поверхностных комментариев, порождают интернет-зависимость. В первую очередь, это касается детей, у которых умение думать самостоятельно в таких условиях почти не имеет шансов быть сформированным. Чтение же сколько-нибудь серьёзной, глубокой литературы без навыков концентрации мысли и самостоятельного анализа текста делается практически невозможным.


К сожалению, плотность школьной программы не позволяет педагогам подолгу задерживаться на изучении отдельных произведений классиков, не говоря уже о воспитании в учащихся умения читать в традиционном смысле этого слова - не пробегая глазами текст с целью выхватить основные события, а примеряя на себя мысли и поступки героев, ловя намёки и ссылки, рассыпанные автором, задаваясь в итоге теми же вопросами, которые побудили автора написать книгу. Аспект нравственного развития при чтении классической литературы, таким образом, остаётся не затронут. Кто же, если не работник библиотеки, может и должен встать на защиту вечных ценностей, оплотом которых для предыдущих поколений читателей была классическая литература?

Исходя из триединой концепции современной школьной библиотеки - информационная, культурная и духовная, - мы и проектировали библиотечное пространство петербургской средней школы «Центр образования "Кудрово"».

Библиотека школы включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку.

В соответствии с принципом многофункциональности, пространство читального зала оборудовано трансформируемой мебелью и разделено на несколько зон.

В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Например, в развитии самостоятельного мышления школьников, умения анализировать информацию и аргументированно отстаивать свою позицию большую помощь оказывают дискуссионные клубы.

Мы видим библиотекаря организатором и ведущим таких клубов, фокусирующим внимание учеников на острых проблемах современности, а также прививающим навыки культуры дискуссий.

Не менее важно живое участие библиотекаря и в других школьных объединениях. Допустим, при постановке пьес в школьном театре библиотекарь может порекомендовать литературу о быте, нравах, манерах того времени, критические статьи, помогающие понять замысел автора. Он может вести политический кружок, в котором, помимо анализа текущих событий, разбирается их социально-экономическая подоплека и изучаются методы воздействия на электорат. Киноклуб, знакомящий школьников с великими фильмами, поэтический кружок, исторический клуб, редакция школьного сайта - аналога традиционной стенгазеты - всё это может раскрыть интеллектуальный и нравственный потенциал ученика, стать местом живого общения детей и взрослых.

Изготовленная нами многофункциональная мебель - такая как мультимедийный стеллаж с компьютером и панелями для рисования маркером, а также трансформируемые модули типа «горки», из которых можно создавать и разноуровневые ряды для сидения, и сцену для выступлений, - предназначена для всех вышеперечисленных видов деятельности. Помимо прочего, этот мебельный комплекс позволяет проводить уроки и семинары, требующие подключения к мировой компьютерной сети.

Актуальные занятия на стыке нескольких дисциплин уместны именно здесь, а участие библиотекаря, способного помочь отыскать нужные сведения, порекомендовать интересные ресурсы, новые работы, касающиеся исследуемой темы, будет как нельзя более кстати.

Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками,ёлочек и домиков. На игровом подиуме-горке с мягкими подушками можно рассаживать детей при проведении мастер-классов или представлений в кукольном театре с ширмой, также входящей в комплект мебели. Столы-трансформеры на колёсиках, кресла и стулья предназначены для групповой работы. Как показала практика, эта зона пользуется большой популярностью среди детей.

Мультимедийная зона, предназначенная для индивидуальной работы с информацией, включает в себя акустическое кресла- шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы - каждый может выбрать себе место в соответствии со своими предпочтениями. По всей территории разбросаны островки отдыха - удобные кресла для одиночек и диванчики для компаний.

В целом дизайн помещений направлен на то, чтобы пришедший сюда человек чувствовал себя комфортно и непринуждённо как во время работы, так и во время досуга. Насколько можно судить, замысел себя оправдал: библиотека пользуется большой популярностью среди учащихся, которые приходят сюда и заниматься, и общаться, и просто отдохнуть между уроками.

Разумеется, новые формы работы предполагают особые требования к сотруднику библиотеки: разносторонняя эрудированность, коммуникабельность, умение ориентироваться в интернет- ресурсах. А использованные нами современные решения - лишь инструмент в работе педагога-библиотекаря. Ему предстоит стать проводником по сетевым лабиринтам как для учащихся, так и для преподавателей. Только он может «одухотворить» библиотечное пространство, помочь современному школьнику преодолеть «культурную пропасть» между проблемами общества, ориентированного на потребление, и вечными вопросами человечества, которыми проникнута мировая классическая литература.

К счастью, именно такой человек стоит во главе библиотеки новой кудровской школы - Юлия Вячеславовна Коваленко. И мы позволим себе выразить надежду, что совместными усилиями педагогов и библиотекарей интернет из виртуального мира, в котором ребёнок предпочитает проводить свободное время, превратится для него в обычную информационную базу. А библиотека станет интеллектуальным, культурным и духовным центром школы.

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова

– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего.

Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного библиотековедения — философии школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении — это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня — научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.

– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США, Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.

Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов. Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека — это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то, что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают, что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.

Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.

Современная школа

УДК 026 ББК 78.39

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Олефир С. В.

г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья посвящена вопросам реализации проекта образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающей изменение качества образования и требующей согласованных действий всей инфраструктуры образования и современной школьной библиотеки.

В проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Обратим внимание, в первую очередь, на формирование творческих компетентностей. В сфере образования российских и многих зарубежных стран в последние десятилетия широко употребляется несколько понятий: «грамот-

ность», «компетенция» и «компетентность» и др. В отношении к информационным

требованиям к образованию применяется также термин «информационная культура». Важность этих понятий так велика для будущего информационного общества, общества знаний, что сами термины и их концептуальная структура обсуждаются на уровне ЮНЕСКО. Для определения перспективы организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в процессе модернизации образования примем следующее соотношение этих понятий: грамотность ^ компетентность ^ культура.

Что подразумевает термин грамотность? По мнению X. Лау, проводившего исследования, с вязанные с терминологией в сфере работы с информацией под эгидой ЮНЕСКО грамотность - «состояние образованности». Этот термин имеет как качественную, так и временную характеристику. Если раньше «грамотным» был человек, который научился писать и читать, то

Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал Ш9 ^ ..

повышения квалификации кадров

сегодня значение этого термина употребляется гораздо шире. Термин «грамотность», как минимальное и обязательное требование к обучению, связан, прежде всего, с социальными проблемами и аспектами образования. Приобретение базовых основ грамотности и умения учиться в течение всей жизни становится главным умением и качеством личности, основой новой грамотности. Следовательно, грамотность, как базовый уровень обученности, приобретается на начальных этапах образования и становится платформой для получения последующих образовательных компетентностей.

В 2006 году в рамках Саммита по информационной грамотности на международном уровне были определены различные виды грамотности, в числе которых:

- «Базовая (Основная) Грамотность» («Basic Literacy»): способность личности использовать язык - читать, писать, слушать и говорить на уровнях, необходимых для функционирования на работе и в обществе, для того чтобы достигнуть своих целей и развивать знания и личностный потенциал в этом цифровом веке.

- «Медиаграмотность» («Media Literacy»): способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеоизображения, используя как обычные, так и новые медиа XXI века таким способом, чтобы развивать критическое размышление, информированное принятие решений, коммуникацию и изучение.

- «Информационная Грамотность» («Information Literacy»): способность оценивать информацию в широком диапазоне медиа; понимать, когда информация необходима, уметь определить ее местонахождение, синтезировать и эффективно использовать информацию печатных материалов и электронных медиа, то есть уметь и знать, как учиться.

Акцентируем внимание на том, что обученность чтению является основой как «базовой» грамотности, так и «информационной» грамотности, то есть лежит в основе самого процесса обучения. В зарубежных европейских странах, Азии, Америке многочисленными исследованиями доказано, что чтение, приобретенное на этапе начального образования, поддерживаемое

школьными библиотеками, остается базой для получения образования и в век новых информационный технологий. Поэтому почти во всех странах важнейшей названа грамотность чтения, имеющая широкий смысл. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA под «грамотностью чтения» понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. «Грамотность чтения» тесно связана с функциональной грамотностью, то есть умениями и навыками, необходимыми для успешного «функционирования» в обществе. Она подразумевает комплекс умений и навыков взаимодействия с различными видами текстов, то есть умения читать, понимать, оперировать с самыми различными видами текстовой информации

Современная школьная библиотека, работая с учащимися начальных классов, должна предоставлять ресурсы и поддерживать учащихся в получении базовой, медиа и информационной грамотности, повышать грамотность чтения, помогать учащимся в овладении навыками информационного поиска, быть полноправным партнером педагогов в обучении школьников, работать с родителями. Именно такие рекомендации даны Международной ассоциацией чтения, отражены в Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО . И эти рекомендации соответствуют основополагающим документам по модернизации образования, определяющим в качестве результатов образования набор ключевых компетентностей. Трактовки понятия «компетентность» различны в российской и зарубежной педагогике, но акцент делается на способностях учащегося к деятельности.

По А. В. Хуторскому , «компетенция» -это заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необхо-

димой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность же - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под «компетентностью» будем понимать совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностнозначимой сфере.

Именно компетентностный подход как к обучению школьников, так и к деятельности современной школьной библиотеки позволит достичь главного результата школьного образования, сформулированного в проекте стратегии «Наша новая школа» (далее Стратегия) - соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем (в нашем случае - технологии работы с информацией). Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, научатся изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения должна ставить своей задачей поддержку исследовательских, аналитических, коммуникативных навыков школьников, это важнейшие векторы будущего образования.

Как следствие измененных требований к образованию, в Стратегии предполагается иная школьная инфраструктура, значительные изменения роли школьной библиотеки в «Новой школе».

Остановимся на функциях, задачах школьной библиотеки в контексте Стратегии. В проекте Стратегии «Наша новая школа» определено пять ключевых направлений развития общего образования.

1. Обновление образовательных стандартов. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти

компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Это направление Стратегии определяет основные целевые установки как образовательного учреждения в целом, так и школьной библиотеки - участника образовательного процесса.

Международное сообщество, работающее в сфере образования, выделило четыре составляющие обучения: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). За этими словами, формулирующими цели и смысл образования, для преподавателей стоит новая понятийная система, где вместо привычной формулировки цели -изучать предмет, нормой становится глагол учиться, подчеркивающий, что под влиянием добываемых знаний меняется сама модель поведения человека.

Первая составляющая - школьник учится добывать, обрабатывать знания из книги, учебника, вырабатывает умения, навыки; вторая составляющая - уметь их использовать; третья -учиться жить вместе, то есть общаться; она предполагает применение коммуникативной методики обучения, которая сегодня оперирует такими компонентами общения, как речевой, социальный и культурный; четвертая составляющая определяет психолого-педагогический аспект обучения, она нацелена на то, чтобы помочь обучаемым осознать себя как личность, сформировать адекватную самооценку, воспитать в себе толерантность, уважение к другим людям, другой культуре, языку, обычаям, ценностям.

Новые стандарты образования требуют компетентностного подхода, но на данный момент не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества по подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

1 Научное обеспечение системы

повышения квалификации кадров

В российской стратегии модернизации образования выделен набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В работах академика Международной педагогической академии А. В. Хуторского особо важными названы «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом плане приоритетными должны стать следующие четыре принципа: принцип личностноориентированного обучения; принцип деятельностного обучения; принцип коммуникативного обучения; принцип когнитивного обучения -при сохранении общедидактических положений. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Следовательно, образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Названные принципы и компетентностный подход к обучению позволяют полнее использовать резервы самостоятельной работы, то есть сделать шаг к переходу школы от установки на воспроизведение материала к его пониманию. Они открывают путь к личностно-комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесс и отводят ведущую роль чтению,

работе с текстом в процессе обучения, обучению чтению. Работа с текстом: информационным, повествовательным и текстом-рассуждением (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) позволяет формировать образовательные компетентности учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом обучающихся, их уровнем обученности и целью работы с ними.

В статье Н. Н. Сметанниковой о значении чтения в решении задач образования доказывается, что целью обучения чтению становится обучение стратегиям чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, таких, как общее понимание, полное понимание, критическое понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация текста и его комментирование. Для достижения данной цели школьникам требуется овладеть различными видами и типами чтения. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка. Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетентностей школьников. Но современное предметное обучение не позволяет вести обучение чтению в рамках какого-либо учебного предмета. Для использования чтения как вида учебной деятельности целесообразно ввести предмет «чтение» или, как его еще называют, «подходы к учению» в средней школе. Этот предмет в средней школе, переосмысленный в связи с обсуждавшимися подходами, высвободит время учащихся, поскольку это будет «научный» подход к подготовке ими домашних заданий, интенсифицирующий их усилия. Разумеется, переосмысливается роль учителя чтения, что в

свою очередь, требует введения в вузах новой специальности, включающей и педагогику, и психологию, и библиотечное дело, и другие области знания. Ряд школьных библиотекарей, повысив свою квалификацию в вопросе обучения стратегиям чтения, могли бы уже сейчас начать обучение школьников, формирование их читательской компетентности как основы обновленного образования.

В «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» определена возрастающая значимость чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. «Для членов общества чтение является незаменимым средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе».

Обратимся к иерархии образовательных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапред-метное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций представляется важным рассмотреть ключевые образовательные компетенции и соотнести их с функциями библиотек общеобразовательных учреждений: информационными, образовательными, культурными.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это

компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программы его жизнедеятельности в целом. Данная компетенция соотносится с информационной функцией школьной библиотеки.

2. Общекультурные компетенции. Круг во-

просов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-

нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Выполняя культурные функции, школьная библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебнопознавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необ-

ходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные компетентности развиваются в школьной библиотеке в ходе освоения учащимися основ библиотечно-библиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию коммуникативных компетентностей школьникам.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гра-жданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетентностей в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержек, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.

Овладение перечисленными образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией, речь идет не только об информационной компетентности, но

и об информационной культуре личности школьника. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения, зафиксированных в государственном стандарте основного общего образования. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.).

Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех» , определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ». Информационная культура современного школьника определяется как его умение:

Осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

Выработать стратегию поиска информации;

Найти соответствующую информацию;

Оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

Сформировать собственное отношение к этой информации;

Представить (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

Оценить эффективность проделанной работы;

Осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на его личные позиции и поведение.

Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки.

2. Второе ключевое направление развития общего образования в Стратегии «Наша новая школа» определено как система поддержки талантливых детей. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Основная зона ответственности школьных библиотек - формирование информационно-образовательной среды для развития у учащихся читательской компетентности, навыков приобретения новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. В условиях новой информационной среды школьной библиотеки талантливые учащиеся смогут проявить свои образовательные и творческие способности, результаты же их творчества позволят превратить школьную библиотеку в ресурсную инновационную площадку.

3. Третье направление - развитие учитель-

ского потенциала. И здесь школьная библиотека может внести значительный вклад, поддерживая педагогическую деятельность современными информационными ресурсами, повышая информационную культуру педагога-

предметника. Отдельной задачей в этом направлении названо привлечение в школу учите -лей, имеющих базовое непедагогическое образование. С учетом важности обучения стратегиям чтения, такими педагогами могут стать учителя чтения или консультанты по чтению, как это принято в Великобритании, Финляндии, Португалии.

4. Четвертое направление - современная

школьная инфраструктура. Облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться: «новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; .... медиацентры и библиотеки; ... грамотные

учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

В статье А. И. Адамского «Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования» отмечается, что ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, следовательно, их самостоятельный доступ учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого в школе, в школьной библиотеке должен быть обеспечен доступ к электронным библиотекам, библиотекам цифровых образовательных ресурсов на российском и мировом образовательном пространстве. Школа, где библиотека - ресурсный центр - необходимое условие формирования качественного современного образования. На заседании Госдумы 1 июня 2009 года было отмечено, что школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся. Должно быть выработанное профессиональным сообществом и утвержденное министерством ядро фонда школьной библиотеки, без чего она не должна существовать. Предложено включить комплектование фондов школьных библиотек в параметры оценки работы директора школы.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Для школьного библиотекаря важным нормативным документом является принятая в конце 2006 года Национальная программа поддержки и развития чтения в России, в которой отражено развитие взаимодействия школьной библиотеки с другими

повышения квалификации кадров

учреждениями в продвижении чтения. Задачи программы определены следующим образом:

Упорядочение социокультурного про-

странства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений,

книжной индустрии, индустрии производства и распространения СМИ, системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-

методического изучения проблем чтения;

Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, обеспечивающие упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения.

В формулировках программы просматривается компетентностный подход, принятый в образовании. Создатели программы отводят школе, школьной библиотеке важнейшую роль в формировании читательской компетенции, как основы для будущих социальных достижений обучающихся, формирования их личности, отношения к себе и окружающим, культурной компетентности.

5. Пятое направление - здоровье школьников. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Формирование в школьной библиотеке фонда, поддерживающего данное направление, будет способствовать интересу школьников к собственному здоровью.

В Стратегии явным образом не прозвучала задача формирования новой концепции воспитания школьников. Однако 1 июня 2009 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию провели парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» . Депутаты, представители органов го-

сударственной власти и общественности - специалисты в области библиотечного дела, представители издательств отметили, что чтение способно воспитать духовность и культуру, развить интеллект у ребенка. От того, как привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать именно школьные библиотеки. Школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но и воспитательным центром, необходимо внести в закон об образовании поправки, обязывающие учредителя образовательного учреждения регулярно обновлять библиотечные фонды, изменить положение о школьной библиотеке, повысить статус школьного библиотекаря. Школьная библиотека - это место, где сосредоточены все возможности, для того чтобы наши дети овладели культурным кодом нашей нации, человеческим кодом культуры. Вопросы патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания, вероятно, станут отдельным направлением Стратегии модернизации «Наша новая школа».

Комплексный проект модернизации образования одним из направлений развития образования определяет решение проблемы качества образования. Регионы, которые обеспечат высокое качество образования, будут способны конкурировать на международном уровне в сфере образования. Для этого требуется максимальная гибкость и нелинейность форм образования, включение процессов получения и обновления знаний во все производственные общественные процессы, смена основ социального позиционирования: от материального капитала однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкретности.

Эта модель нового качества образования в полной мере относится к кадрам школьной библиотеки. Наличие двух инновационных контуров образования: контур продвижения инноваций (представляется проектным заданием «сверху») и контур отбора и освоения инноваций требует профессиональной рефлексии. В заседании Госдумы, посвященном деятельности школьных библиотек, отмечены проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, не-

обходимость госзаказа на подготовку кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков, а также разработки целевых программ развития библиотек общеобразовательных учреждений, предусматривающих адресные субсидии на подготовку и переподготовку библиотекарей. Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования, социальные эффекты.

Нормативные условия качества образования определены, необходимо двигаться в сторону создания индивидуальных проектов модернизации образования. Новое качество образования предполагает опору на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития. Школьный библиотекарь может построить свой индивидуальный проект влияния на повышение качества образования, проявляя собственное видение проблематики. Такие проекты могут быть разработаны на муниципальных и региональных уровнях. Научнометодическим советом ГОУ ДНО Свердловской области «Центр повышения квалификации «Учебная книга»» в 2009 году разработан проект «Концепции адаптивной библиотеки образовательного учреждения» для современной школьной библиотеки. В нем предлагаются следующие критерии оценки деятельности библиотеки ОУ:

Интегративность - уровень интеграции миссии, целей и задач вышестоящей организации и библиотеки;

Удовлетворение запроса пользователей -мера удовлетворенности пользователей предлагаемыми услугами (требования к фонду и кадровому потенциалу);

Инновационность - поиск и апробация новых информационных, библиотечных и педагогических технологий в профессиональной деятельности библиотекаря.

Компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал - знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В статье И. Дейнеко «Новая роль библиотекаря в новой библиотеке» приводится карта про-

фессиональных компетентностей, которыми должен обладать школьный библиотекарь:

Проектировочные (умение определять цели и задачи, внедрять передовой опыт, определять наиболее эффективные формы обслуживания, планировать и составлять отчеты и др.);

Аналитические (изучение читательских интересов, мониторинг, объективная оценка результатов работы);

Коммуникативные (умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей, педагогами, администрацией школы, внешними организациями и др.);

Организаторские (умение организовывать массовые мероприятия, комфортную библиотечную среду, формировать читательский актив);

Информационно-коммуникационные (работа с офисными программами, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет, системой автоматизации библиотек, создание вебстраниц и др.).

Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу.

Таким образом, проект модернизации российского образования, предполагающий изменение качества образования, компетентностный подход, непрерывность образования, требует согласованных действий всей инфраструктуры поддержки и развития образования. Значительно возрастает роль школьных библиотек в реализации данного проекта, изменяются их функции, задачи, необходимо обеспечить новый качественный уровень библиотеки общеобразовательного учреждения. Необходимо использование компетентностного подхода как при обучении, так и при повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Адамский, А. И. Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования [Электронный ресурс] / А. И. Адамский // http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13706.html.

2. Дейнеко, И. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст] / И. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2009 . - № 9-10. - С. 14-20.

3. Жукова, Т. Д. Реализация целей образования через школьные библиотеки [Текст] / Т. Д. Жукова, В. П. Чудинова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 . -224 с.

4. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] : материалы парламентских слушаний. Государственная дума // www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1.

5. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PICA: общие подходы [Электронный ресурс] // Программа международной оценки обучающихся: монито-

ринг знаний и умений в новом тысячелетии // http://www.ceteroco.fromru.com/pisa/pisa_part.html.

6. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст]. - М. : МЦБС, 2008. - 47 с.

7. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау; пер. с англ. С. Сорокина // http://www.ifap.ru.

8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования [Текст] / Н. Н. Сме-танникова // Homo legens. - Вып. 2. - М., 2000.

9. Хуторской, А. В. Технология проектиро-

вания и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской //

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

10. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина и др. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. -351 с.

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 2

Часть первую читайте, пожалуйста, в № 10–2009.

От школьной библиотеки до ресурсного центра

Я согласна с мнением директора нижегородской школы № 186 М.В.Бурова, что «мы создаём условия для развития определённых нами базовых компетентностей учеников». Он «убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка...».

В условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущества именно своей образовательной среды. Для этого подобную среду необходимо формировать, причём с пониманием необходимых критериев и параметров. И потому школьная библиотека просто обязана искать и реализовывать новые способы своей деятельности. Диапазон здесь большой – от оптимизации старых способов до значительного или даже принципиального изменения целей, содержания, методов, форм и технологий. Но начинать надо с изменения статуса библиотечной структуры, модернизации традиционной школьной библиотеки для превращения её в ресурсный (информационно-библиотечный, информационно-методический и т.д.) центр школы. Принятое ранее название «школьная библиотека» очень сильно ограничивает деятельность современного библиотечного специалиста: некоторые традиционные направления работы остаются невостребованными, а новые сложно ввести из-за отсутствия нормативной базы. Изменение статуса библиотеки даст возможность специалистам расширить сферу своего влияния, вывести библиотеку на другой, новый уровень развития, определить современные приоритеты, в которых сегодня так нуждаются ученический и педагогический коллективы. Особенно это касается библиотек, являющихся сегодня структурами базовых школ . В нашем городе таких школ три. В Положении о базовой школе, которое мы недавно разработали и приняли, фигурируют такие пункты, которые характерны именно для этих школ:

«…3.2. Базовая школа при организации своей деятельности должна отвечать современным требованиям к условиям образовательного процесса.

Под современными требованиями к условиям образовательного процесса понимается:

…3.2.5. Наличие условий для реализации современного уровня образования на основе информационно-коммуникационных технологий:

– наличие программы информатизации образовательного учреждения и эффективно работающей команды по информатизации;

– наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет;

– наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

– доведение нагрузки на один ПК до 10 человек;

– наличие трёх кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 8;

– наличие обновляемого не реже двух раз в месяц сайта в сети Интернет.

…3.2.7. Наличие школьного ресурсного (информационно-методического или информационно-библиотечного) центра, обеспечивающего условия для получения качественного образования...»

Выступая перед директорами школ на ежемесячной планёрке руководителей, я представила свою позицию по современной модели школьной библиотеки в условиях модернизации образования и моё видение образа специалиста, способного реализовать цели и задачи такой библиотеки, работать на продуктивный и качественный результат. Моё выступление было построено на ключевых отличиях между деятельностью «библиотеки прошлого» и «библиотеки настоящего и будущего», при этом я опиралась на следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки

Традиционная
деятельность
Обновлённая деятельность Компетентности
и умения библиотекаря
Компетентности
и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–
коммуникационные
->
Информационно-
коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ:

– интернет-услуги;

– тиражирование материалов на электронные носители пользователей;

– копирование материалов;

– предоставление АРМ пользователям;

– консультации по использованию ПК

Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно-
проектировочные
->
Программно-
проектировочные
Массовые формы работы:

– литературные вечера;

– литературно-музыкальные композиции

Массовые формы работы:

– активные, дискуссионные;

– новые формы с использованием ИКТ

Коммуникативные;
организаторские;
читательские;
информационно-
коммуникационные
->
Коммуникативные;
читательские;
информационно-
коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение:
– библиотечных презентаций;
– SWOT-анализа;
– аналитических справок;
– мониторинговых карт;
– исследовательских форм
Аналитические;
исследовательские

Директора базовых школ меня поддержали и сегодня очень активно работают над созданием школьных ресурсных центров, проектируют и ремонтируют помещения, приобретают мебель и современное оборудование, комплектуют фонды, разрабатывают нормативную базу, подбирают кадры из библиотечных работников, педагогов и технических специалистов.

Основную миссию центра я определяю так: через эффективную деятельность ИМЦ школы – к качественному образованию, от качественного образования – к новому качеству жизни.

Цель центра: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МОУ «СОШ № … » до 2017 года.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы деятельности ИМЦ.

2. Создание ресурсной базы: финансовой, материально-технической, кадровой, документальной (информационной) и т.д.

3. Организация стратегического планирования деятельности ИМЦ.

4. Формирование единого информационного образовательного пространства школы.

5. Создание на базе центра школьной методической службы.

6. Организация деятельности школьной команды по информатизации учреждения.

7. Совершенствование предоставляемых центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации основных процессов работы ИМЦ, формирование комфортной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий педагогической и библиотечной практики.

8. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных и библиографических ресурсов ОУ на различных носителях.

9. Формирование навыков независимого пользователя (учащегося и учителя): обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

10. Координация деятельности ИМЦ с другими структурами школы и города.

Cледующая таблица демонстрирует моё видение структурных единиц центра и функциональной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональная схема деятельности ИМЦ

Меня как методиста и управленца очень радует тот факт, что большинство школьных библиотекарей сегодня разделяют мою точку зрения по поводу необходимости модернизации библиотек образовательных учреждений. Это показал семинар, который состоялся в январе 2009 года, и подтверждают результаты исследования по изучению изменений, происходящих в библиотеках образовательных учреждений нашего города, и отношения к ним библиотечных работников.

Нас интересовало мнение библиотекарей о том, какие проблемы стоят в библиотеках особенно остро, что требует скорейших изменений. Как меняются библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления стоят перед специалистами, в чём видятся перспективы библиотечных инноваций?

Для участия в нашем исследовании предлагалось заполнить анкету. Вот основные результаты исследования:

Большинство библиотекарей с охотой принимают любые положительные изменения.

Библиотекари отмечают наиболее видимые (случившиеся) профессиональные изменения в ассортименте и предоставлении библиотечных услуг, в совершенствовании технологий, в структурных преобразованиях.

Основные изменения, которые в первую очередь должны коснуться библиотечной практики, следующие: изменение системы комплектования фондов, повышение интеллектуального потенциала, дополнительное финансирование и, наконец, реорганизация структуры библиотеки.

Библиотекари считают необходимым и полезным для активизации инновационных процессов привлекать узких специалистов со стороны, таких как методист по учебным фондам, методист медиатеки МИМЦ, библиограф МИМЦ, коллеги из других (инновационных) библиотек, психолог, технический специалист МИМЦ.

75 % опрошенных оценивают ситуацию в своей библиотеке как «инновационно-ориентированную» и готовую к дальнейшим изменениям.

Коллеги указывают на то, что мешает библиотекам более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления деятельностью). В качестве ведущих выделяют две причины: отсутствие стимулов и поддержки руководства и отсутствие необходимых ресурсов и «инновационной способности» библиотекарей.

Толчком для развития инноваций библиотекари считают: потребности и предложения пользователей, успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт), потребности библиотечного производства и инициативу сотрудников библиотеки.

Все библиотекари отмечают острую потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления инновационной деятельности и управления ею.

В соответствии с последним тезисом семинара «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: пути и средства формирования» библиотекари сформулировали заказ для методистов нашего центра (МИМЦ) на дальнейшую работу по формированию их (библиотекарей) профессиональных компетентностей.

Каждая из четырёх групп, работавших на семинаре, формулировала заказ на формирование предложенных методистами компетентностей: информационно-коммуникационных, программно-проектировочных, аналитических и психолого-коммуникативных.

Работа велась с картами заказа.

Задание : оформить профессиональный заказ на информационно-методические услуги и продукты, формирующие информационно-коммуникационные компетентности специалистов библиотечной практики ОУ г. Лесосибирска.

Заказчик:

Проблемные точки:

Основная идея:

Готовность библиотекарей к участию в данной деятельности:

Таблица 3

Результатом этого семинара стал оформленный заказ для методической службы МИМЦ на работу в 2009–2010 годах.

Вот основные позиции (см. табл. 4).

Таблица 4

Формы услуг и продуктов Время
проведения
Место проведения Специалист
Программно-проектировочные компетентности
Городской семинар «Проектирование в библиотеке» Февраль 2009 г. МИМЦ Заместитель директора МИМЦ по УМР
Консультации (индивидуальные и групповые по составлению проектов, отчётов, созданию нового имиджа библиотеки, структурной реорганизации) Март–апрель 2009 г. МИМЦ Методисты МИМЦ, специалисты ЦБС
Информационно-коммуникационные компетентности
Курсовое обучение работе с новейшими компьютерными программами, которые можно использовать в библиотечной практике 2-е полугодие 2008/09 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Системный администратор МИМЦ и методист по ИКТ
Практикум по сопровождению библиотечного сайта или веб-страницы на школьном сайте МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ
Мастер-классы по использованию ИКТ в библиотечной практике 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ, методисты МИМЦ, «продвинутые» библиотекари ОУ
Психолого-коммуникативные компетентности
Тренинг с целью снятия боязни публичного выступления МИМЦ, медиалекторий
Деловая игра, вырабатывающая умение выдерживать и обосновывать позицию во время дискуссии 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Аналитические компетентности
Городской семинар по составлению аналитических форм Каникулярное время 2009/10 учебного года МИМЦ Директор МИМЦ, методисты МИМЦ
Координация курсового обучения В течение всего времени На базе ИПК в
г.Красноярске
Методист-координатор МИМЦ, ответственный за курсовую подготовку работников образования г. Лесосибирска, специалисты ИПК

Таким образом, для специалистов нашего центра уже составлен план-ориентир на дальнейшее методическое сопровождение библиотечной практики в городе. Планируя совместную деятельность, мы определили для себя несколько иные, чем раньше, подходы: необходимо проектировать работу не по основным направлениям, как мы это привыкли делать, а использовать именно компетентностный подход . При таком раскладе мы будем работать на качественный результат и социальный заказ, не придумывая для себя искусственную деятельность. Вот по такому же принципу мы предлагали школьным библиотекарям планировать и их работу. Сегодня, организуя любую деятельность библиотеки, ориентированную на читателей (пользователей), надо в первую очередь понимать, какие компетентности мы собираемся у них формировать, а уже потом следует продумывать эффективные формы и методы, чтобы действительно были сформированы эти компетентности. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, качественных результатов не даёт. Потому что мы очень редко задумывались и задумываемся над тем, с какой целью на самом деле запланировано и проведено то или иное мероприятие. Отсюда и нечитающие дети, и неумение ребят работать с информацией. Цепочку планирования можно определить так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).

Но здесь надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). По-другому в принципе быть не может. Отсюда вопрос: что делает в школьной библиотеке специалист, не обладающий необходимыми профессиональными и креативными компетентностями? Что и как такой специалист может формировать у учащихся и учителей? Это как раз и есть болевая точка в повышении качества образования, это очень актуальная проблема кадровой политики. Её надо решать здесь и сейчас, конкуренция нашего времени выбьет из обоймы «слабых», не готовых работать в другом «формате» людей. Сегодня каждый на своём месте работает пока прежде всего на себя, а потом уже на общее дело. Как ни парадоксально это звучит, но это факт, и его надо учитывать.

Однако вернёмся к заказу библиотекарей, сформированному для методической службы на семинаре.

За счёт ресурсов нашего центра мы сможем полностью удовлетворить данный заказ, поскольку имеем достаточный кадровый, информационный и материально-технический потенциал.

Когда мы ориентируем руководителей школ на формирование центров (на базе школьной библиотеки), мы показываем как модель работу городского центра. Точно знаем, что вся ресурсная база школы (города) должна формироваться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединённым интеллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом (включая неопубликованное), общим финансированием. Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть место (центр), где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Сегодня школы, имеющие подобные центры, будут, вне всякого сомнения, только выигрывать, и настанет то время (совсем скоро, уже завтра), когда заказчик (родитель и ученик) станет выбирать ту школу, где есть хороший ресурсный центр, а не маленькая библиотека площадью 20 квадратных метров с одним библиотекарем. Ресурсный центр школы – это необходимое условие для формирования современного качественного образования. Вспомним тезис А.И.Адамского, который я приводила в первой статье: «В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования . Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».

Обеспечить данную деятельность способен только мощный ресурс центра образовательного учреждения. А мы, библиотекари, представляем собой основной кадровый потенциал (всегда считала и считаю, что именно библиотекари – главные специалисты в школе по работе с информационным массивом). Сегодня как никогда наша профессия востребована в обществе, надо только увидеть свою нишу, «переложить» уже известную нам деятельность на новые технологии, вывести её на другой, современный уровень, и тогда результат будет неоценим. Вспоминается известный всем лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Так будем же такими счастливыми владельцами и востребованными обществом специалистами!

Возвращаюсь к краевому семинару, который вёл А.И.Адамский, и фиксирую ещё один важный для меня результат этого мероприятия. Те, кто хотел двигаться в сторону собственного развития, активно участвовали в семинаре, пытались понимать собственные дефициты. Уже сейчас появились новые проектные идеи. На такой результат и выводили нас организаторы семинара. Идея оформилась в индивидуальный проект по формированию корпоративной мобильной библиотеки в г. Лесосибирске.А вот о том, что это такое, – в следующих статьях.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Attsteklo.Ru. Если вы решили заменить старое лобовое стекло своего автомобиля, то оптимальным решением станет зайти на сайт http://www.attsteklo.ru/ . На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о покупке и замене стекол. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.attsteklo.ru.

Дорогу осилит лишь идущий!