Тест современная литература 20 века. Основные вопросы литературы XX века. Кто ввел термин «серебряный век»

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

  1. В чем вы видите особенности развития рус-ской литературы XX века?
  2. Русская литература XX века развива-лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя-чих точек». Эти события нашли отраже-ние в создаваемых художественных про-изведениях различных направлений и те-чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте-тических позиций писателей. В начале ве-ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав-ными из которых были реализм и модер-низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо-шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите-ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко-торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело-веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус-скую литературу, основанную на пред-шествующих традициях.

    Литература русского зарубежья, а так-же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб-ражениям, пришли к читателю в основ-ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли-тературе вновь образуются различные те-чения и направления (например, постмо-дернизм и др.).

  3. Какое литературное направление является ве-дущим в русской литературе XX века? Ответ обо-снуйте.
  4. Ведущим направлением в русской лите-ратуре XX века является реализм при на-личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра-зить жизнь. Развивая традиции реалисти-ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату-роведении ведутся дискуссии о методе со-циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи-сателей был провозглашен в качестве ве-дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее-ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ-ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре-ализма и найти в них следование тради-циям русской классики XIX века.

  5. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев.
  6. XX век принес в литературу новые те-мы и проблемы, как-то: человек в изме-няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан-ской войны, судьбы людей в Великую Оте-чественную войну, нравственные пробле-мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав-ственные проблемы, особенно личных вза-имоотношений людей. Никогда не исчер-пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель-ства. Всегда актуальны раздумья о вос-питании будущих поколений и так на-зываемая проблема «отцов и детей», под-разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж-ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре-емственности жизненного опыта, вос-приятия мировоззрения и культурного бо-гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче-ская литература. Материал с сайта

    Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту-пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль-ные дворяне, воспитанные в университе-тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма-ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост-ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет-ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря-щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди-не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

Гулие Решетова
Контрольная работа №1. Тест по теме «Русская лирика 20 века» (9 класс)

Контрольная работа №1 (тест ) по теме «Русская лирика 20 века » 9 класс Часть 1

1. Название какого поэтического течения связано со словом «будущее» ?

1)Акмеизм 2) Символизм 3) Футуризм

2. Кто ввел термин «серебряный век» ?

3. Поэтом-символистом был

4. Какому поэту принадлежат строки :

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра…

1)А. Ахматова 2)М. Цветаева З). Гиппиус

5. Кто из поэтов увлекался философией?

6. Кто из поэтов был удостоен Нобелевской премии?

1)Ахматова 2) Блок 3)Пастернак

7. Кто из поэтов был футуристом?

1) В. Хлебников 2) А. Твардовский 3)С. Есенин

8. М. Цветаева была поэтом

1) Символистом 2) Акмеистом 3)Вне течений

9. Для творчества какого поэта характерно трагическое восприятие любви?

1) А. Блок 2) Б. Пастернак 3)А. Ахматова

11. Кто из поэтов пережил блокаду Ленинграда?

12. Какому поэту принадлежит сборник «На ранних поездах» ?

1) Б. Пастернак 2) А. Ахматова 3) М. Цветаева

13. Соотнесите цитаты из стихотворений с именами их авторов :

1. Светить всегда, /светить везде,

до дней последних донца, /светить -

и никаких гвоздей! /Вот лозунг мой

и солнца! («Необычайное приключение…» )

2. Я спросила у кукушки,

Сколько лет я проживу…

3. Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами….

4. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

А. М. И. Цветаева

Б. А. А. Ахматова

В. В. В. Маяковский

Г. С. А. Есенин

14. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни» ?

1) С. Есенина

2) В. Иванова

3) К. Бальмонта

4) И. Северянина

15. Укажите временные границы «серебряного века » русской поэзии .

1) начало 20 века

2) конец 19 – начало 20 века

3) начало-середина 20 века

4) конец 19 века

16. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные

направления?

1) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

2) классицизм , сентиментализм, реализм, романтизм

3) классицизм , сентиментализм, романтизм, реализм

17. Своё стихотворение, в котором есть такие строчки :

«Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ…», М. И. Цветаева посвятила

1) Б. Л. Пастернаку

2) О. Э. Мандельштаму

3) С. А. Есенину

4) А. А. Блоку

Ключи к тесту

Вопрос Ответ

13 1-в,2-б. 3-а, 4-г

Публикации по теме:

Конспект урока. Математика 4 класс. «Деление суммы на число». ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Урок математики. (слайд 1) Начинаем.

Контрольная по математике 3 класс 2 четверть 1 Вариант № 1. Реши задачу: В саду росло 9 рядов груш по 6 деревьев в каждом ряду и 4 ряда яблонь по 3 дерева в каждом ряду. Сколько всего.

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Контрольная работа по русскому языку «Служебные части речи» Контрольная работа. 1 вариант 1. Распределить слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы. Идти вдоль берега, идти вдоль и поперек, подумал.

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба", которую мы изготовили в рамках проекта.

Русская красавица! Во всем мире славится! Нет её чудеснее, краше и родней! Второй день нашего проекта "Страна мастеров" был посвящен.

Литература XX века. Вопросы к экзамену.

1. . Русский символизм, его философско-эстетические особенности. Литературные манифесты 1890-х гг.

2. «Старшие» символисты. /Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова – автор на выбор/ .

3. Роман Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

4. «Младшие» символисты. Философско-эстетические основы творчества

младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.

5.. Лирика А.А.Блока первого тома "Стихотворений"

6. Лирика А.А.Блока второго томов "Стихотворений"

7. Лирика А.А.Блока третьего тома "Стихотворений"

8. Поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад», «Возмездие» или «Двенадцать» /на выбор/

9. Роман А.Белого "Петербург".

10. Творчество М.Горького в дооктябрьский период /Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песнь о Буревестнике. Человек. Матъ. Сказки об Италии/.

11.Творчество И.А.Бунина в дооктябрьский период /Антоновские яблоки.

Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Петлистые уши/

12. Творчество А.И.Куприна в дооктябрьский период / Молох. Поединок. Олеся. Гранатовый браслет/.

13. Творчество Л.Н.Андреева / Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. Боль­шой шлем. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот/.

14. Проэзия акмеизма. Литературная позиция акмеистов /дооктябрьская поэзия Н. С. Гумилева, А.А.Ахматовой или О.Э.Мандельштама – автор на выбор /.

15. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.

17.Повести и рассказы о гражданской войне /Б.Пильняк, Б.А Лавренева, И. Бабель, А. Фадеев –два автора на выбор /.

18. «Донские рассказы» М.Шолохова

19. Романтическая литература 1920-х годов. /Э.Багрицкий, Н.Тихонов, М.Светлов –обзорно/ .

20.Творчество А.Грина.

21.Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.

22.Сатирические повести М.А.Булгакова. / Роковые яйца. Собачье сердце –по выбору /.

23.Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой те­ленок».

24.Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

25.Русская антиутопия 1920-х годов. Роман Е.Замятина «Мы».

26.Творчество А.Платонова. Повесть «Котлован»

27. Советский исторический роман. Роман А.Толстого «Петр Первый».

28. Советский Маяковский.

29. Поэзия А.Ахматовой советской эпохи.

30. Поэзия О.Мандельштама 20-30-х гг.

31. Поэзия С.Есенина.

32. Поэзия Б.Пастернака.

33. Творчество ОБЭРИУ /Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий – автор на выбор / .

34. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

35. Проза русского зарубежья /В.Набоков, М.Алданов, М.Осоргин - автор на выбор /.

36. Поэзия русского зарубежья /М.Цветаева. В.Ходасевич, Г.Иванов - автор на выбор /.

37. Военная проза конца 40 - начала 70-х гг. /В.Некрасов "В окопах Сталинграда", Э. Казакевич «Звезда». В.Панова "Спутники", Ю.Бондарев "Батальоны просят огня", К.Воробьев "Убиты под Москвой", В.Астафьев "Пастух и пастушка", В.Распутин "Живи и помни" - два автора на выбор/.

38. Эпические тенденции в военной прозе (В.Гроссман "Жизнь и судьба", Г.Владимов "Генерал и его армия" или В.Астафьев "Прокляты и убиты" – автор на выбор /.

39. Деревенская проза 60-70-х гг. /А.Солженицын "Матренин двор", В.Белов. "Привычное дело", В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матерой", В.Шукшин - восемь рассказов; два автора на выбор /

40. Б.Пастернак. "Доктор Живаго".

41. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"

42. А.Солженицын. Роман "В круге первом".

43. В.Шаламов "Колымские рассказы".

44. Романтическая /исповедальная/ проза 60-х гг. В.Аксенов. "Коллеги" или "Затоваренная бочкотара". Романы "Остров Крым"или "Ожог" /на выбор/.

45. Поэзия 60-70-х: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Кушнер /2 автора на выбор/.

46.. Поэзия И.Бродского.

47. Бардовская поэзия /Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – на выбор/ .

48. Социально-философская фантастика А. и Б.Стругацких /одно произведение на выбор./

49. Возникновение русского постмодернизма. Роман А.Битова "Пушкинский дом". Поэма В.Ерофеева "Москва-Петушки". Проза С.Соколова "Школа для дураков" - /автор на выбор/ .

50. Проза последних десятилетий 20 - начала 21 вв.: Вик.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин, В.Пьецух, А.Слаповский, Л.Улицкая, А.Мелихов, А.Азольский, В.Маканин, Д.Быков, П.Крусанов, З.Прилепин, А.Иванов… - автор на выбор .

51. Поэзия последних десятилетий 20 - начала 21 вв. (Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Еременко, А.Парщиков, И.Жданов, Е.Шварц, Т.Вольтская, О.Николаева, С.Кекова, Д.Быков, Б.Рыжий и др. - на выбор ).

Экзаменационные вопросы:
Проблематика и художественное своеобразие романа Горького «Дело Артамоновых».
Основные особенности русской поэзии периода ВОВ.
Судьба интеллигенции в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг».
Общечеловеч и гуманистическое в романе Пастернака«Доктор Живаго». Лихачев о жанре.
Творческий путь С.Есенина. Общечеловеческое в поэзии Есенина.
Идейно-художественное своеобразие творчества Распутина. Анализ 2-3 произведений.
Поэзия и судьба М.Цветаевой. Последствия революции, значение.
Значение романа М.Шолохова «Тихий Дон». Современное восприятие.
Значение деревенской прозы 50-80-х гг.20 в. в развитии русской литературы.
Идейно-художественное своеобразие поэзии Пастернака.
Роман Шолохова «Поднятая целина» и его значение.
Значение романа Фадеева «Молодя гвардия» в литературе о ВОВ.
Проблематика романа Фадеева «Разгром».
Поэзия А.Вознесенского.
Литературно-художественные группировки 20-х гг. 20 в.
Основные особенности изображения ВОВ в современной прозе.
Своеобразие постреволюционного творчества И.Бунина.
Характеристика творчества писателей рубежа 20-21 вв. (Ерофеев, Битов, Толстая, Пелевин, Пьецух, Улицкая).
Своеобразие поэзии новейшего периода (Бродский, Щербина, Кибиров).
Антитоталитарное направление в рус лит кон.20 в. (Шаламов, Рыбаков, Волков, Солженицын).
Эпопея М.Горького «Жизнь Клима Самгина».
Значение поэмы Твардовского «Василий Теркин».
Своеобразие романа Леонова «Русский лес».
Основные закономерности литературы периода ВОВ.
Идейно-художественное своеобразие и значение сатиры Маяковского.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
Смысл трагедии Мелехова в эпопее Шолохова «Тихий Дон».
Основные особенности развития литературы в 30-е гг.
Своеобразие творчества Твардовского.
Значение военных повестей Быкова.
Своеобразие послереволюционного творчества О.Мандельштама.
Постмодернизм в отечественной литературе, отношение к нему.
Идейно-художественное своеобразие творчества Астафьева.
Основные особенности развития современной русской литературы.
Значение и художественное своеобразие драматургии Горького.
Основные закономерности развития русской литературы 20 в.
Своеобразие творчества Астафьева.
Творчество А. Платонова.
Значение романа Платонова «Петр 1». Развитие жанра исторического романа.
Литература русского зарубежья. Романы Набокова.
Поэзия и судьба А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
Нравственные проблемы в современной русской литературе.
Проблема школ и юношества в современной русской литературе.
Драматургия М.Булгакова.
Роман Серафимовича «Железный поток.
Основы закономерностей развития литературы 1945-1956 гг.
Трилогия Федина об интеллигенции.
Идейно-художественное своеобразие творчества Солженицына.