Усадьбы Гончаровых и Чернышевых. Ярополец

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец











Главный дом усадьбы Чернышевых «Ярополец»

Расположение: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.
Дата основания: 1760-е гг.

Главный дом как часть усадебного комплекса строился в 1760-гг. Здание расположено в глубине парадного двора и представляет собой кирпичный оштукатуренный двухэтажный объем с мезонином в стиле раннего классицизма. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, выгорели интерьеры и конструкции перекрытий, остались только стены.

В 1970 г. было начато восстановление усадьбы. Восстановлены утраченные части стен, смонтированы конструкции перекрытий и сделана кровля. Дальнейшие работы приостановлены из-за прекращения финансирования.

За прошедшие годы здание снова стало разрушаться. Появились протечки в кровле, из-за отсутствия отмостки разрушается белокаменный цоколь, отваливаются частично сохранившиеся фрагменты декора. В целом можно отметить, что памятник приблизительно на 40% сохранил свой внешний первоначальный исторический облик. Реставрационные работы на памятнике были начаты в 70-х годах и прерваны в связи с отсутствием финансирования в конце 80-х годов ХХ века.

В настоящее время здание не используется. В 1970-1988 гг. Объединением «Росреставрация» был разработан проект реставрации (ГАП Беркут В.П., Савва Е.Е.). Однако к настоящему времени проектная документация устарела и необходима корректировка ее под современные условия и расценки.

Представленный проект реставрации разработан на основании Гос. контракта №3147-01-41/10-13 от 18. 09. 2013 года по заказу Министерства культуры Российской федерации и в соответствии с нормативно-методической документацией по реставрации. (СРП-2007.16.01.2011, РНиП 4.05.93).

Состав и объем комплекта документации выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование.

На основании планового (реставрационного) задания изыскательские работы были направлены на исследования сохранившихся частей и элементов памятника для восстановления исторического облика.

На основании историко-архивных исследований была составлена историческая справка; проведены схематические обмеры здания и архитектурно-археологические обмеры сохранившихся деталей, инженерные исследования, исследования строительных и отделочных материалов, а также на стадии предварительных работ был проведен анализ ранее выпущенной документации, разработанной трестом Мособлстройрестарвация и институтом ГИПРВУЗ. Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации. (основных этапов формирования Главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.

До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет.

Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко.

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Своеобразно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

План усадьбы

На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры» Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляли облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшали парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания была выделена аттиковым этажом с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.

В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность планировочной системы с парком прудами и дорогами, объединяющими все владения Чернышевых в Яропольце.

Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как автор зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.


Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем».

Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.

А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.» Как заказчик З.Г.Чернышев мог определить стиль и вид своего дворца, так как побывал при военных действиях почти во всех европейских странах. Кроме того, в это время распростронялись увражи с французской и итальянской архитектурой.

У Чернышева, конечно, были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки, по-видимому, был сам З.Г.Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов. Строительство своего дворца З.Г.Чернышев начал с устройства своего кирпичного завода в Яропольце, на котором изготовлялся не только кирпич, но и кровельная черепица. Эта черепица частично сохранилась на башнях конного двора. Полностью достроить усадьбу ему не удалось, однако уже современники ставили Ярополец в один ряд с «наилучшими в Европе увеселительными домами». Позже возникла традиция называть усадьбу «Русским Версалем». Хотя и многие другие парадные усадьбы русского дворянства, отличавшиеся особой пышностью, сравнивали с Версалем, но в случае с Яропольцом это наиболее оправдано. «Композиция усадьбы, стилистика зданий и паркового оформления вызывают здесь массу ассоциаций с французским прообразом, естественно, с учетом несопоставимых масштабов, различий в художественном уровне и иной местной специфики. Тем не менее, в Яропольце нагляднее и последовательнее, чем во многих других русских ансамблях, был реализован тип репрезентативной загородной усадьбы версальского образца, ориентированный на французские регулярные города-резиденции XVII века».

З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.

В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «Дом господской в три этажа, каменный, лучшей архитектуры, по сторонам оного службы конный и скотной двор построены четыреугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осмнатцатью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господской двор, при въезде в оный две круглые башни...» .

После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.

Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта специалистами, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С. А. Торопов, Н. Я. Тихомиров, но их материалы в основном были описательного характера. Памятник исследовали А. П. Седов после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев, оставивший описание и обмеры схематического характера. (Рис. 17.). В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался ими в 70% от его прежнего состояния.

Увражи из французских альбомов XVIII в.


Описание существующего облика здания

Дворец усадьбы Чернышевых в Яропольце является единственным в своем роде памятником переходного периода от архитектуры 60-80 годов ХУШ века со своеобразными чертами барокко к архитектуре раннего русского классицизм.

При обследовании существующего состояния главного дома усадьбы в настоящее время наблюдается большой процент утрат первоначальных элементов конструкций. Утрачено более 70% первоначального облика. По дошедшим до нас графическим и архивным материалам, главный дом представлял собой соединенные между собой три разноэтажные объема, с внешними габаритами 68х20м. Существующие части представляют собой:

    • Фасады здания.
    • Двухэтажный с мансардой центральный корпус, соединенный с двух- этажными фланкирующими корпусами.
    • Старая кирпичная кладка зданий выполнена из кирпича размером 27х13х7 см на известковом растворе, толщина шва – до 2 см. Как отмечалось ранее, дворец сожжен в ноябре 1942 года, остались одни только стены. Первоначальная кладка на корпусах сохранилась в разной степени. Разрушения происходили и в послевоенное время. При реставрационных работах, проводившихся в 1970-80 годах, разрушенные части стен были восстановлены. В дошедшем до настоящего времени строении в основном видна новая кладка стен и небольшие фрагменты первоначальной кладки.
    • В основном фасады здания восстановлены в 80-х годах 20-го в. Остались неотреставрированными белокаменные детали наличников и лепные гирлянды.

Основные положения проекта реставрации


Проект реставрации «Мособлстройрестарвация».1960г.



План по обмерам Кузнецова


План приспособления 1952г.

В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание.

Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова (рис 19,21) можно отметить, что планировка здания не была такой же симметричной, как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.

Примеры интерьеров домовых церквей


Гатчинский дворец. Домовая церковь.


Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметьева

Церковь Александровского дворца


Павловск.Домовая церковь 1780е годы

По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви.

Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

Сохранившиеся белокаменные детали наличников расчистить, а утраченные детали воссоздать, используя сохранившиеся как образец. Частично здание было оштукатурено при проведении реставрационных работ. Штукатурку продолжить цементно-известковым раствором по рекомендациям технолога. Восстанавливаются лепные декоративные элементы фасадов. При восстановлении лепнины необходимо руководствоваться чертежами проекта реставрации. Сохранившиеся лепные детали на фасаде укрепить, утраченные фрагменты дополнить. При воссоздании полностью утраченных элементов можно использовать сохранившиеся лепные детали как образец, изготовив по ним форму для отливки. В новых отливках предусмотреть клямеры для крепления к стене. Отливки пропитать гидрофобными составами. На отсутствующие декоративные элементы (герб Чернышевых на парковом фасаде) разработать подробные рабочие чертежи. Рисунок окон в проекте представлен на период 18 века. Рабочие чертежи по окнам разработаны по утвержденному на художественном совете варианту. Карнизы и профили выполнить по образцу восстановленных при реставрации в 1970-80гг. По стенам здания необходимо произвести вычинку кирпичной кладки, в местах ее разрушения, закончить штукатурку по всем фасадам. Ступени внешних лестницы должны быть выполнены из блоков песчаника. По дворовому фасаду крыльца имеют две ступеньки, по парковому фасаду крыльца состоят из 10-ти ступеней. В соответствии с уровнем первых ступеней произвести планировку отметки земли. Цветовое решение фасадов предлагается на основе изучения архитектурного стиля, в духе которого построено здание дворца, аналогов того времени.

А также проектом предусмотрено:

        • Завершение штукатурных работ по фасадам и интерьерам
        • Воссоздание утраченных лепных украшений.
        • Покраска здания по согласованному проекту.
        • Восстановление парадных крылец по фасадам.
        • Установка оконной и дверной столярки.
        • Устройство полов.
        • Отделка интерьеров
        • Устройство лестницы в подвал плитами из песчаника.

Фундаменты и цоколь

При обследовании фундаментов были вырыты шурфы. Обследование показало, что фундаменты находятся в удовлетворительном состоянии, но укрепление их всё же произвести надо. Так по парковому фасаду установлено, что заглубление фундаментов около 70 см., это не отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо произвести ряд мероприятий по приведению фундаментов здания к современным нормам по глубине промерзания. Отмостка вокруг здания отсутствует. Восстановление отмостки разработать в инженерно-конструкторском разделе. Проектом должно быть предусмотрено устройство песчано-гравийной подготовки (с гидроизоляцией и уклонами), выполненной из каменных плит песчаника размером 30х40 см. Укладывать плиты со швами 5-10мм. Уровень отмостки не должен перекрывать сохранившиеся продухи в цоколе здания.

Цоколь дворца выложен из кирпича и облицован белокаменными блоками 20х 50-60см. Состояние блоков удовлетворительное, но из-за сырости, вследствие отсутствия отмостки, покрыты зеленой плесенью, которую необходимо удалить. Кроме работ по цоколю необходимо произвести расчистку и докомпановку отдельных утрат по белокаменному цоколю.

В цокольной части флигелей расположены подвалы. Степень сохранности их удовлетворительна и есть предположения, что они построены еще при Г.П. Чернышеве.


По подвалам необходимо произвести расчистку пола от мусора и восстановить двери по сохранившимся подставам и ступеньки спуска.

Интерьеры

Планировка дворца сохранилась только в пределах капитальных стен. Интерьеры дворца полностью утрачены. Нет ни проектов, ни фиксации того, что было построено первоначально. Имеющиеся архивные фотографии отображают вид интерьеров в начале 20 века. Но до этого были и пожары в 1787 году и перестройки новыми владельцами, а описание сводится только к предметам, украшавшим интерьеры.

В связи с этим при реконструкции планировки были использованы проектные решения подобных зданий 18-19 века. Проанализированы сохранившиеся архивные фотографии и обмерные чертежи 1946-80 годов.

Предлагаемый для рассмотрения эскизный проект основывается на этих аналогах. При входе с парадного двора в здание дворца восстанавливается площадка о двух ступенях. Внутри устраивается тепловой тамбур. Справа от входного зала располагается гардеробная. Слева - лестница на второй этаж и вход в помещения первого этажа. Комнаты первого и второго этажей анфиладного типа с дверными проемами, расположенными по одной оси. Центральный зал, выходящий окнами в парк, имел камин и над ним горельеф герба рода Чернышевых.


Справа и слева от камина стояли скульптуры. Как следует из исторических данных, эти скульптуры предназначались для установки их в храме у склепа З. Чернышева, но по каким-то причинам так и не были там установлены (рис.16). Залы первого этажа были украшены лепными гирляндами, парными колоннами ионического ордера с канелюрами. Стены залов украшали медальоны с гербами и портретами предков. По потолку был протянут карниз с кронштейнами (рис.17). Полы из наборного паркета.


Планировка второго этажа, в целом, повторяла планировку первого этажа, но в отличие от первого, высота комнат которого была 4,5 метра, здесь высота комнат 3 метра. Мансардная надстройка в центральной части здания явно предназначалась для увеличения высоты помещения второго этажа и устройства в нем «второго света». В архивных документах есть запись о просьбе управляющего имением вынести иконостас на время ремонта помещения. В связи с этим предполагается, что домовая церковь была устроена в центральной части дворца в зале второго этажа, выходящего в парк. На самый верх в мансардный этаж вела служебная лестница, на второй этаж – парадная.

АРФ. Ф. 1713. Оп. 2. Д. 45. Ведомости расходов разных материалов для ремонта господского дома в селе Яропольце. 1841-1844 гг.Л.1 Ведомость сколько употреблено покупных и экономических материалов для окончательной отделки в селе Ярополче господского дома, сколько уплочено вольным мастерам за паркетныя полы и малярную работу, Лаку масляного для парадной лестницы …

Расположение парадной лестницы определилось на основе плана 1946 года составленного А. Фуфаевым и обмеров входного зала Серова. Вид лестницы неизвестен, поэтому для ее реконструкции привлечены аналоги из зданий 18-19 веков.


План по обмерам А.Фуфаева 1946г.

Примеры по устройству лестницы на 2 этаж



Лестница в дворце.Франция

Примеры решений устройства лестниц




Лестница в дворце Меньшикова


Дворец Меньшекова план разрез

Обмеры А.Седова

Проектное предложение по восстановлению парадной лестнице

Планировка дворца. Внизу на центральной оси: со двора при входе - "парадная прихожая", а по сторонам от нее - лестница (слева от входа?), столовая с буфетной (справа); окнами в сад две небольшие гостиные для игры в карты и шахматы. Канонические парадные апартаменты с двумя спальнями (для графа и графини) находились во 2-м этаже. При них на дамской половине - будуар, гардеробная: на мужской половине - кабинет, м.б. библиотека: а в центре апартаментов, на главной оси - зал-"салон" с куполом и одна общая гостиная (? не ее ли в поздних источниках называли "круглой столовой"). В этих верхних апартаментах и останавливалась Екатерина, приватно пребывая в них 3 дня со своим фаворитом

Пристроенные в 19 веке четыре круглых башни, предназначенные для размещения в них ватерклозетов, и восстановленных при реставрации в 1980г., предлагается сохранить. Полукруглые крылья, соединяющие дворец с конным и скотным дворами также были возведены в 19 веке и архитектура их сохранилась. По ним необходимо произвести реставрацию кирпичной кладки существующих стен и штукатурки.

В предлагаемом проекте реконструкции предусматривается максимально возможное воссоздание первоначального вида дворца на середину 18 века.

Крыша и фасады

Первоначальная крыша не сохранилась, и какая она была до пожара 1787 года доподлинно не известно. Существующая сейчас кровля явно не соответствует первоначальному виду и подлежит переделке в соответствии, с проектом реставрации основанном на аналогах и исторических сведениях с покрытием кровли черепицей. Конструктивно выполнена по типу мансардных крыш 18 века.

Аналоги. Примеры фасадов зданий XVIII в.


Дворец Шереметьева в С.Петербурге


Рундальский дворец. Впервые его начали строить в 1736-м году. Внутренняя отделка была завершена только к 1768-му году. Принадлежал Бирону.


Дворец Меньшикова в Петербугге после реставрации.


Дворец Меньшикова (гравюра)


Замок Людвигсбург.1733


Замок Вилландри. XVIII в.


Дом купца в Туле. 1744г.


Особняк в Праге. XVIII в.


Замок Во-Ле-Виконт

В данном проекте также предусмотрено восстановление печных труб и печей, существовавших в здании, а также флагштока над центральным объемом здания. Аналоги зданий с подобными крышами представлены выше (рис. 28-36.).

По архивным сведениям можно предположить, что все строения усадьбы были покрыты черепочной кровлей. Кирпич и черепица изготавливались в Яропольце. Третий этаж был мансардного типа характерным - для архитектуры этого периода. По всей вероятности при пожаре была уничтожена оригинальная кровля. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. К этому времени изменились архитектурные стили и приемы сооружения крыш. Высокие мансардные крыши вышли из моды, а задуманное З.Г. Чернышевым - «Версаль» с его высокими кровлями был забыт новыми хозяевами. Сгоревшую крышу дворца восстанавливать в первоначальном виде уже не стали. Реконструкции дворца, выполненные в 1949 году А. Седовым и проект реставрации «Мособлстройрестварция» 1980г., не затронули воссоздания первоначальных крыш на дворце. Здание дворца на этих проектах совсем не похожи на стиль французской архитектуры 18 века, а именно такую хотел воплотить в своем дворце З. Г. Чернышев.

Конструктивные решения

Техническое состояние здание оценивается как ограниченно работоспособное.

Проектом предусмотрено:

        • Усиление фундаментов методом инъектирования и подводки новых железобетонных фундаментов.
        • Замена стропильной системы под черепичное покрытие.
        • Разработка конструкций парадной лестницы и лестниц при входах в здание.

Выводы

На основании натурных исследований нужно отметить ценность сохранившихся подлинных элементов.

Сохранилось достаточное количество материала двух значительных периодов:

        • Первоначального 1760г.
        • Второго – реконструкции при Чернышеве – Кругликове в 19 веке.
        • Далее здание после 1919года здание приспосабливалось под колонию беспризорников, потом под жилье служащих при больнице. После 1945 года в полуразрушенном здании был гараж и мастерские военной части.

Эскизный проект реставрации 1985 года, выполненный институтом ГИПРОВУЗ предусматривал восстановление утраченных частей. Восстановительные работы были начаты, но не закончены внезапным прекращением работ, что в отдельных случаях привело к ухудшению состояния подлинных частей. Необходимо пересмотреть проект приспособления в соответствии с вновь выявленными проектными предложениями ориентированные на восстановление дворца на первоначальный период строительства с частичным восстановлением интерьеров и сохранения с реставрацией пристроек 19века.

Список нормативных и ссылочных документов

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
      • СНиП 2.01.01-82 Справочное пособие к СниП. Строительная климатология
      • СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.

Есть в Московской области достопримечательность, которую должен посетить каждый житель нашего региона, интересующийся историей и архитектурой. К вашему огромному удивлению, это не Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и не Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Это небольшое старинное село Ярополец, располагающееся в Волоколамском районе. По археологическим данным ему уже более 1 000 лет.
На маленький населенный пункт, в котором проживает чуть больше тысячи человек, приходится несколько достаточно значимых достопримечательностей, что ставит его в один ряд со многими туристическими гигантами. Из того, что интересно посмотреть, отмечу следующее:

Реклама — поддержка клуба

  • Усадьба Загряжских-Гончаровых,
  • Усадьба Чернышевых и Казанская церковь,
  • Часовня над могилой гетмана Дорошенко,
  • Никольская часовня,
  • ГЭС на реке Ламе,
  • Памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской,
  • Ярополецкий народный краеведческий музей.

Но начнем по порядку.
Как всегда, случайно прочла в интернете про одну из достопримечательностей Яропольца, не храм и не усадьбу, а первую сельскую ГЭС в молодой советской республике.

Вид впечатлил, что было решено, едем в Ярополец, а по дороге посмотрим еще что-нибудь.
И тут вдруг выясняю, что Ярополец вполне самодостаточен, здесь вполне хватает интересных мест для однодневной поездки - две усадьбы, большой и шикарный, пусть и заброшенный парк при них, огромная и очень красивая церковь, часовня, памятники, музеи. В общем, решено, мы едем именно в Ярополец.
Отчетов о поездках сюда на просторах рунета великое множество, поэтому организовать поездку, включить самые значимые места не составит проблем. Поехали.
Отношения с Новой Ригой как-то у нас «не сложились», и мы по привычке выруливаем на Волоколамку. Да, тут куча светофоров, да все время через населенные пункты, но сколько всего по дороге можно рассмотреть просто в окно. И хоть сто раз уже был, все равно так и тянет заехать, но наша цель через 130 километров.
Проезжаем мимо церкви Иоанна Предтечи в Садках.

Храм очень красив в своей простоте. Построен в 1741 году.

Мимо часовни Дмитрия Солунского в Снегирях. Часовенка хоть и новодел, но в комплекс Снегири вписалась просто идеально, а вот и сам комплекс.



Музей очень интересный, расположен на рубеже обороны Москвы. Дальше показалась любимая мною церковь Серафима Саровского в Снегирях.

Очень красивый деревянный новодел. А вот впереди и Истра показалась.

На удивление быстро проезжаем. А вот и храм Петра и Павла в Новопетровском. Мимо ездим, всегда обращаю внимание на ход реконструкции, думаю, уже скоро совсем сделают.
Ну, вот и Волоколамск.

Конечно, я пропустила многое по дороге, но я выбрала именно то, к чему у меня душа стремится. Не отказываем себе в удовольствии прокатиться через центр Волоколамска, еще раз посмотреть со стороны на Кремль.

Если кто не был, то в Кремле есть замечательная диорама обороны Москвы.
А мы проезжаем мимо памятника автобусу - труженику и в Масленниково уходим налево на Ярополец.

По дороге обращаем внимание на церковь Рождество Богородицы в Суворово

и впереди, наконец, у нас цель путешествия.

Наша первая остановка - чуть-чуть не доезжая таблички с названием села - ДОТы времен Великой Отечественной войны .

Их тут очень много, бои шли очень кровопролитные. А мы, рассмотрев их со всех сторон, поехали дальше.
Усадьбу Гончаровых в Яропольце проехать мимо сложно, въездные башенки привлекут внимание кого угодно.

Она у нас на пути первая. Останавливаемся и идем гулять. В то время у меня совсем старенький фотоаппарат, так что фото не всегда удачные, но суть они передать смогут. История села очень интересна, тут переплелись необыкновенные судьбы.

Село Ярополец было подарено гетману Украины, Петру Дорошенко, Софьей Александровной, после того как он принес присягу Москве. Гетман прожил здесь на покое 14 лет, позже передав своему сыну, а тот имение разделил имение на неравные части и большую продал графу Г.П. Чернышеву, тому которому мы обязаны уличным освещением Москвы.

Пока оставим Чернышевых и перейдем ко второй части усадьбы. Она осталась во владении сына гетмана, он её по наследству передал дочери. В дальнейшем усадьба перешла к её сыну И.А.Загряжскому. При его второй женитьбе рождается дочь Наталья, будущая теща Александра Сергеевича Пушкина.

В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская выходит замуж за Николая Афанасьевича Гончарова и в этом браке рождается Наталья Гончарова. Пушкин сюда приезжал два раза к теще, проведать.

Усадьба на тот момент приходила в упадок. Муж Натальи Ивановны умер и оставил ей очень большие долги, рассчитаться с которыми она не могла, более миллиона рублей.

Наталья с детьми приезжала к маменьке гостить часто.

Сейчас на территории усадьбы находится база отдыха МАИ, проход на территорию свободный. Усадьба сильно пострадала во время войны.

После прогулки по усадьбе и знакомства со всеми постройками мы идем гулять по парку. Тропка нас выводит к водосбросу ГЭС .

Погода стояла очень жаркая, народу было очень много, люди купались, просто отдыхали.

Тогда мы не знали, что кроме водосброса есть музей ГЭС, а то обязательно бы сходили. Но были впечатлены самим видом, и вроде как хватило.
Хоть мы дошли пешком, но сюда есть подъезд. После усадьбы Чернышевых и Казанской церкви поворот налево, дорога так себе, но покрыта асфальтом, правда, такая узкая, что со встречкой разъезжаться сложно. У мостика есть небольшая парковочка, но машин очень много и можно просто не найти места. А мы пошли пешком по парку к машине, правда по другой тропинке.
Вышли ко второй усадьбе князей Чернышевых .

По дороге прошли мимо стелы в ознаменование приезда в усадьбу Екатерины Великой .





Усадьба была настолько великолепна, что её ставили в один ряд со многими дворцами Европы. Богатым убранством, лепниной, множеством скульптур, замечательным регулярным парком она выделялась среди других усадеб.
В «Атласе Российской Империи» XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может».
Тут жили, бывали, родились многие известные личности:

  • Захар Чернышов - первый градоначальник Москвы, это в его дворце на Тверской сейчас мэрия,
  • «Пиковая дама» всех времен Наталья Петровна Голицына,
  • Дмитрий Владимирович Голицын - еще один градоначальник Москвы, чьими трудами мы имеем в городе Большой и Малый театры и очень много других построек,
  • декабрист Захар Чернышев,
  • Ксения Чернышева-Безобразова, состоявшая в браке с младшим сыном эрцгерцога Австрийского из династии Габсбургов Рудольфом.

Во время войны усадьба была очень сильно разрушена, и сейчас вид её весьма плачевен. Обойдя усадьбу, мы прошли к машине в смешанных чувствах. Очень жалко, когда в руинах стоят такие красивые дома.
Проходя по дороге, слева видим большую церковь - храм Казанской Иконы Божьей матери. Подъехали… ужасно, такое великолепие и в таком удручающем состоянии. Храм уникален, два симметричных объема - это необычно для русской архитектуры.

Одна часть храма - это церковь с очень красивым иконостасом,

а во второй была усыпальница князей Чернышевых.

После попадания немецкой бомбы в храм мраморная усыпальница устояла, но наши вандалы разрушили. Унесли великолепную мраморную розетку, сломали обелиск.

Да, храм ветшает, но сколько всего разрушено, изрисовано.









В храме пытались проводить реконструкцию, но кроме как "пытались" никаких подвижек нет. Поэтому очень смешно смотрится вот такая табличка.

Обойдя храм снаружи, побывав внутри, мы решаем поехать к часовне гетмана Дорошенко .