Верроккьо биография. Леонардо да винчи и "давид" андреа дель верроккьо. Живописные работы Верроккьо

Леонардо да Винчи. Титан Возрождения. Живописец, скульптор, архитектор. А еще естествоиспытатель, механик, инженер, математик. Он совершил множество открытий, предугадал пути интеллектуальных поисков последующих поколений. Его имя окутывает ореол таинственности. Художник-новатор, Леонардо ставил и решал задачи, считавшиеся невыполнимыми. Не было ни одной научной проблемы, на которую он не обратил бы внимания. Да Винчи оставил более семи тысяч рукописей. Эти записи до сих пор будоражат воображение пытливых исследователей. Ибо «не оборачивается тот, кто не устремлен к звездам».

Из серии: История за час

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Леонардо да Винчи (Вера Калмыкова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

В мастерской Верроккьо. Флоренция

Во Флоренции Леонардо стараниями отца попал в мастерскую Верроккьо: художник и скульптор Андреа Верроккьо пользовался исключительным расположением Лоренцо де Медичи, или Лоренцо иль Магнифико (Великолепного), как звали его в городе. По свидетельству Вазари, Пиеро отобрал несколько лучших рисунков сына и отнес их на суд Верроккьо, а того изумили исключительные успехи подростка, которого никто никогда ничему не учил. Верроккьо согласился заняться огранкой таланта юноши из Винчи. Двенадцать лет Леонардо провел в его мастерской. Молодой человек не только познал тонкости своего будущего основного ремесла, но и обрел широчайший кругозор, ведь учитель был, без сомнения, одним из самых интересных людей и выдающихся художников своего времени.

Андреа дель Чони, впоследствии взявший прозвание Верроккьо, было тогда чуть больше тридцати лет. Неизменное суровое выражение его одутловатого лица с тонкими губами и квадратной нижней челюстью свидетельствовало о чувстве ответственности, строгости и сдержанности в проявлении эмоций. Будучи ребенком, он вместе с соседями-сверстниками поучаствовал в жестокой забаве: они побили камнями сорокалетнего прядильщика шерсти, который в результате погиб. Малолетних преступников осудили и посадили в тюрьму. Но не столько заключение, сколько трагическая смерть невинного человека наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь Верроккьо. Все последующие годы он посвятил искуплению страшного греха, считал себя обязанным постоянно трудиться и заботиться о бедняках. Работал он, как говорили, с силой и упрямством быка. Леонардо с первых дней подчинился дисциплине, царившей в мастерской, и учился традиционным способам смешивать краски, лить металл, а также рисовать, раскрашивать и гравировать. И пусть юноша появился у Вероккьо с малым интеллектуальным и художественным багажом – вскоре он наряду с будущими известными мастерами Лоренцо ди Креди и Пьетро Перуджино стал любимым учеником мастера.

В 1460–1470-е гг. мастерская Верроккьо была своеобразным клубом: здесь собирались все подававшие надежды молодые люди Флоренции. В первую очередь обсуждали, подробно разбирали и критиковали, конечно, художественные работы, но параллельно и философские, и практические вопросы, в частности медицинские труды. Например, предметом дискуссий стали работы Марсили Фичина, главы Платоновской академии во Флоренции. Фичина переводил и комментировал сочинения Платона. Параллельно шли разговоры об оценке античного наследия; здесь Леонардо отличался бескомпромиссностью суждений. Необходимо ценить предшественников и учиться у них, считал он, но принимать искусство прошлого как образец – значит обрекать себя на бесконечное воспроизведение уже готовых форм и самому не искать нового.

Надо сказать, что сверстников и соучеников Леонардо мало интересовали теоретические вопросы живописи, исключая, разумеется, учение о перспективе. Принципы линейной перспективы окончательно разработал Филиппо Брунеллески. Но Брунеллески не оставил научного трактата о перспективе, как это было принято в то время. Систематизировал и обобщил знания об объемном построении изображения ученый и архитектор Леон Баттиста Альберти, и его работа оказалась одним из величайших достижений Ренессанса.

Альберти поднял идеи Брунеллески на уровень научной теории и создал трактаты по живописи, скульптуре и архитектуре, с которыми Леонардо ознакомился наверняка. Альберти существенно расширил область компетентности художника, и без того широкую во времена Возрождения. Но если раньше художники должны были очень много уметь , то теперь выяснялось, что еще больше они должны знать и понимать . Альберти считал, что кроме необходимого технического мастерства художник также должен обладать познаниями в геометрии и оптике – без них невозможно построить перспективу. Он должен понимать тайны человеческого тела, потому что движения тела отражают движения души. Только понимая их, можно написать удачный портрет, не просто похожий, но отражающий внутреннюю жизнь, душевный строй личности. Больше всего Альберти занимало соотношение математики и искусства. И вот тут очень пригодилась детская увлеченность Леонардо математикой: впоследствии он всегда использовал ее в своих живописных работах, считая ее ключом ко всем знаниям.

В 1460–1470-е гг. во Флоренции работали и другие ученые, оказавшие влияние на интеллектуальное развитие Леонардо. Бенедетто дель Аббако занимался коммерцией (мы сказали бы сейчас – экономикой), механикой и инженерным делом. Паоло дель Поццо Тосканелли, выдающийся математик, астроном и врач, совершил также и некоторые открытия в области географии. Тосканелли верил, что до восточных стран возможно добраться, если все время плыть на запад через Атлантику; в 1474 г., за 18 лет до путешествия Колумба, он послал ему карту и письмо, в котором убеждал предпринять такую попытку. Ознакомившись с их идеями, Леонардо выдвинул, вероятно, самый первый из своих многочисленных инженерных проектов – выкопать соединенный с рекой Арно судоходный канал от Пизы до Флоренции. Также он сделал чертежи мукомольных мельниц, подъемных и других механизмов, которые приводились в движение силой воды.

Равнодушен Леонардо был лишь к политике. Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство де Медичи. Главным инструментом власти был банк Медичи, через который протекало все богатство города, основанное на производстве мануфактуры, торговле шелком и шерстью, ювелирном деле и изготовлении предметов роскоши. Естественно, и процветание каждого конкретного гражданина также зависело от расположения Медичи или кого-то из их приближенных.

Во Флоренции сформировалась привычка Леонардо всюду носить с собою маленькие альбомчики для записей и зарисовок. Как свидетельствует Вазари, он бродил по улицам в поисках красивых или уродливых лиц, причем уродства, по его мнению, не следовало избегать – оно всего лишь оборотная сторона красоты. Он был настолько счастлив, когда видел какое-нибудь примечательное лицо, что начинал преследовать человека, привлекшего его внимание, и мог заниматься этим весь день, стараясь составить о нем ясное представление, а когда возвращался домой, то рисовал голову так хорошо, как будто человек этот сидел перед ним. Леонардо делал бесконечное количество набросков. Всесторонне изучая выражение лица и осанку человека, он настойчиво старался изобразить различные душевные порывы, при этом оставляя собственные чувства в стороне, чтобы по возможности объективно передать внутреннее состояние модели. «Все наше познание основано на восприятии» , – утверждал он, желая, чтобы его собственное восприятие было как можно более полным и объемным.

Леонардо был высоким, красивым, пропорционально сложенным и необычайно сильным физически (даже если современные врачи правы, полагая, что он страдал врожденным заболеванием, он сумел избавиться от его последствий, обрел недюжинную физическую силу и запросто гнул железные кольца и подковы). Он неизменно привлекал к себе внимание, хотя и был не лишен высокомерия. Зато умел убеждать в своей правоте любого собеседника и всегда изысканно одевался (его плащ был слишком короток с точки зрения моды того времени, зато позволял прохожим видеть красоту ног и благородство поступи владельца). С ранней поры Леонардо приобрел привычку осмысливать каждое свое желание, душевное движение или поступок. Так, анализируя, почему ему так нравится модно одеваться и следить за собой, он записал: «Кто желает видеть, как живет душа в теле, тот наблюдает, как тело ежедневно использует свое пристанище. Если это пристанище грязно и запущенно, то и душа, пребывающая в теле, также грязна и запущенна» . Больше всего он ценил свободу. Недаром он покупал у торговцев птицами их певчих пленниц, чтобы тут же отпустить. Уже в молодости Леонардо стал задумываться, стоит ли употреблять в пищу мясо. Он не желал делать свое тело, как сам выражался, «могилой» для таких же земных созданий, как он сам.

Отец, хоть и не отличался особенной щедростью и требовал, чтобы сын брал заказы и сам зарабатывал на удовлетворение своих прихотей, все же приучил художника и к роскоши, и к безнаказанности, и к презрению ко всем, кто недостаточно умен или интересен. Леонардо было все равно, как принято поступать в тех или иных случаях: он всегда ставил во главу угла собственную работу. Однажды к нему в мастерскую заглянул священник. Была Страстная суббота, и святой отец окропил святой водой несколько картин Леонардо. В отместку художник вылил на него целое ведро воды.

Андре́а дель Верро́ккьо (итал. Andrea del Verrocchio), наст. имя Андреа ди Микеле Чони (итал. Andrea di Michele Cioni; 1435, Флоренция, Флорентийская республика - 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) - скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников - Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино , Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди.

Андреа дель Верроккьо родился и работал во Флоренции. Своё имя («от Верроккьо»), он получил от своего учителя, ювелира Верроккьо. Специализировался на скульптуре, но также обращался и к живописи.

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам, поэтому в то время была велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые заказы покровителей - от росписи посуды до архитектурных проектов. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств.

В 1465 году он создал надгробие Козимо Медичи (1389-1464). В 1467-1483 годах работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы» для церкви Орсанмикеле.

Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли , Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи - по легенде, именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Изящная статуя, выполненная из бронзы, стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, которую начал строить в Риме Бартоломео Амманати по заказу Фердинандо Медичи, однако Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400-1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Получив заказ, он начал работу в своей мастерской над моделью из воска, а в 1486 году приехал в Венецию, чтобы следить за отливкой статуи из бронзы. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488 года. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди - однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, - который и завершил работу в 1496 году.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

» Вероккьо Андреа

Творчество и биография - Вероккьо Андреа

Вероккьо Андреа . Настоящее имя - Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, выдающийся итальянский скульптор. Родился во Флоренции. Был известным скульптором, живописцем, рисовальщиком, архитектором, ювелиром, музыкантом. В каждом жанре утвердил себя как мастер-новатор, не повторяющий сделанного предшественниками.

Среди первых работ, принесших известность молодому Андреа Верроккьо, начинавшему как ювелир, - статуэтка из терракоты «Спящий юноша» и знаменитая бронзовая фигура «Давид», выполненная для семейства Медичи (ок. 1462-65. Флоренция. Национальный музей). Новаторство Верроккьо проявилось, в этой замечательной работе не только неожиданностью трактовки образа библейского героя - полного движения, задора, жизни. В бронзовой скульптуре откровенно выражены новые понятия о красоте и новые идеалы, сложившиеся в третьей четверти XV века. А надгробие Пьеро и Джованни Медичи, поставило его в число самых значительных художников Флоренции уже в середине 1460-х.

К началу 60-х относится и получившая широкую известность статуя из бронзы «Путто с дельфином» (для виллы Медичи в Кареджи). Выполненная с замечательным техническим мастерством, она произвела столь сильное впечатление, что многочисленные отражения образа «Путто с дельфином» возникали во флорентийском искусстве вплоть до начала XVI века. Огромная популярность этих двух произведений Верроккьо, утверждающих могущество молодости, радость жизни, легкость и изящество героев, естественных в своем поведении, быстро сделали безвестного ювелира одним из самых известных ваятелей Флоренции.

Во второй половине 1860-70-х Верроккьо работал плодотворно и напряженно: кроме множества великолепных надгробий, каждое из которых - завершенное художественное произведение, он создал серию замечательных скульптурных портретов: «Мадонна с младенцем», «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины с букетом цветов», «Мертвый Христос», «Христос и апостол Фома» и др. Самое зрелое из монументальных произведений Верроккьо - конный памятник Бартоломео Коллеони, украшающий площадь Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Огромный заряд энергии, порыв движения и концентрированной воли превращают всадника и коня в единый организм. Этот всесокрушающий порыв производил огромное впечатление на современников.

Немногим более двадцати лет отделяют знаменитый венецианский монумент от первых самостоятельных шагов мастера в скульптуре (надгробие Козимо Медичи), но их отличие говорит о колоссальном пути, который прошел за эти годы в своем творчестве Верроккьо.

Самостоятельное значение имеет творчество Верроккьо-живописца: его считают одним из создателей живописного стиля конца XV века. Андреа Верроккьо выработал собственную живописную манеру, которую отличала особая пластичность, мягкая живописность, уравновешенность колористического решения. В то же время его работы несли в себе глубокий драматический мотив, который был оценен и развит учениками мастера. Среди лучших произведений Верроккьо в живописи - «Крещение», «Мадонна с младенцем» (конец 1460-х), «Товий и ангел» (ок. 1473), «Мадонна с младенцем и Св. Иоанном Крестителем и Донатом» (конец 1470-х; завершена Л. ди Креди в 1486).

Его мастерская во Флоренции была важнейшим художественным центром в 1470 - 80-е. Здесь обучались живописцы С. Боттичелли, Перуджино, Л. ди Креди, Леонардо да Винчи. Именно живописное наследие Верроккьо явилось исходной точкой для развития их художественных индивидуальностей.

Похоронен в семейной усыпальнице Чони в церкви Сан-Амброджо.

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin

vakin в Итальянский скульптор и живописец Андреа Верроккьо

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin