Владимирские художники пейзажисты. Изобразительное искусство во владимирской области. Анастасия Спирина, студентка отделения журналистики

Институт русского реалистического искусства верен собственной стратегии. Накануне новогодних праздников 22 декабря в музее открывается выставка, вошедшая в наш (кураторы Татьяна Иванова , Елена Коваленко , Анна Волкова ), посвященная локальной школе пейзажной живописи, сформировавшейся во Владимире в середине 1950-х годов. Для владимирской школы, нередко сравниваемой со знаменитой школой Барбизона, характерны звучность цвета, чистые краски, фактурность широких мазков, жизнерадостность и праздничный колорит. Это художественное направление в некотором смысле представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов и народного творчества.

Работы основоположников школы, художников Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Николая Мокрова, черпавших вдохновение в природных красотах Владимирского края, звучности лаковой миниатюры Мстеры, прихотливой народной вышивке, гороховецкой игрушке, художественном стекле Гусь-Хрустального (на открывающейся выставке произведения декоративного искусства будут «обрамлять» живописные полотна), нередко сопоставляют с творениями фовистов, членов группы Наби, и Игоря Грабаря. Молодые владимирские живописцы начали свои артистические поиски, ощутив свежий ветер перемен еще до оттепели. «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности , - прощался со сталинским официозом Владимир Юкин. - Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь ».

К. Н. Бритов
«Сумерки»
2005

К. Н. Бритов
«Старый Владимир. Рынок»
1999

К. Н. Бритов
«Март. Гости приехали»
1996

В. Я. Юкин
«Вечер на Волге»
1991

В. Я. Юкин
«Автопортрет»
1958

Н. Н. Модоров
«Промышленный пейзаж»
1986

В. Г. Кокурин
«Строят компресcорную станцию»
1983

В. П. Дынников
«Выгуливаемся»
2000

Владимирская пейзажная школа живописи начала образовываться в середине 50-х годов прошлого столетия и вошло в сокровищницу подлинных достижений российской художественной школы. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Николай Мокров и др.
Характерными особенностями этой самобытной школы являются звучностью цвета, мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта сознательно завышена. Этот набор приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма.
В нашей галерее представлена авторская живопись профессиональных художников из Владимира, ярких представителей Владимирской школы пейзажной живописи.

Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов , Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.

Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее - сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.
На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев - А. Лукина , Ю. Матушевского , Н. Мокрова , А. Смирнова , В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.
Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.
Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.
Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С. Бахвалов , А. Кувин , В. Кувин , Н. Курников , Е. Редько , В. Севостьянов , В. Федянов , А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев - В. Фомюка и Д. Холина . Творчество А. Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».

Ю. Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н. Курникова шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».

Эстетика цвета - вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет - ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г. Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С. Бахвалова «Голубой снег», В. Хамкова «Зимний пейзаж» и В. Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.

Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е. Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли - элегически просветленный, утонченный - в работах «Майские дожди» и «Майская пора».

В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В. Поленова, «Грачи прилетели» В. Саврасова.

В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.

В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В. Фомюка «Летний стол» - картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России - Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

По материалам журнала "Русское искусство"

Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

Валерий Кокурин - один из создателей уникальной владимирской школы живописи. Она возникла на рубеже 1950-х - 60-х годов и противостояла официальному искусству тех лет. Полотна художников отличались яркой декоративностью, звучным цветом, густым, насыщенным мазком. В заказных статьях Кокурина называли "абстракционистом", "космополитом", "импрессионистом". Были случаи, когда кураторы снимали его работы накануне выставки. Но, невзирая ни на какие жизненные перипетии, художник не изменил своей палитре, сохранив свою самобытность. Его холсты притягивали к себе неожиданной, не принятой в те годы манерой письма, глубокой поэтичностью, открытой полифонией красок. Темы его произведений - неповторимая природа Владимирского края, деревеньки и небольшие города с их старинными улочками и пестрыми базарами, памятники древнерусской архитектуры - все то, чем наполнена тихая жизнь провинции с ее мощным пластом народной культуры.

Работы художника излучают радость бытия, они предельно искренни и непосредственны. В.Кокурин - врожденный колорист, краски на его холстах подчеркнуто яркие, праздничная цветовая гамма строится на сочетаниях контрастных, чистых, звучных красок. В старинных соборах и церквах, постоянно возникающих в его пейзажах, Кокурин видит непреходящую красоту, которая естественно и гармонично вписалась в природный ландшафт.

Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира.


Прикрепленное изображение (вес файла 152.4 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 120.5 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 161.6 Кб)


Владимир Юкин — известный владимирский художник

Славится Владимирщина и художниками. Картины их можно увидеть не только на зональных, республиканских и всесоюзных выставках, но и на многих зарубежных. Особенно популярны пейзажи наших мастеров. И это, наверное, не случайно. Древняя земля Владимирская богата художественными традициями. Здесь расцветало чудесное искусство Андрея Рублева и замечательное мастерство суздальских иконописцев. Здесь возник необыкновенный художественный промысел Мстеры, заиграл гранями гусевский хрусталь. Славные традиции переняли и приумножают владимирские художники.

В 1972 году в рядах Владимирской организации Союза художников РСФСР насчитывалось 54 человека. Это и живописцы, и графики, и скульпторы, и прикладники. Одним из ведущих владимирских художников по праву считается известный мастер пейзажа Владимир Яковлевич Юкин. Он родился и провел детство в сказочной Мстере. Одним из первых его учителей был талантливый советский художник Модоров. Тоже выходец из Мстеры, он часто приезжал в родные места, посещал молодых художников. Он заметил талант Володи Юкина, помог ему с первых шагов творчества. А потом Юкин учился во Львовском художественном институте. Закончить это учебное заведение ему помешала война. Только после войны вернулся Владимир Яковлевич во Мстеру. Стал преподавать в местной художественной школе, создал вечернюю студию живописи. Весь свой досуг посвящал искусству. На выставках появились его первые работы: «Разлив Мстерки», «Последний снег». «Березы», «Деревня Татарово». В 1949 году на областной выставке экспонировалось шесть работ Юкина: «Партизан», «Весенний день», «Осень», «Разлив на Клязьме» и другие.

Вскоре Юкин переезжает во Владимир. Здесь крепнет и совершенствуется его мастерство. Вместе с другим владимирским художником К. Н. Бритовым они ищут новые средства художественной выразительности, стремятся к яркой образности, к предельному лаконизму письма. Впоследствии к их творческим исканиям присоединяется молодой художник В. Г. Кокурин.

Владимирский пейзаж, декоративный в своей основе, идет, пожалуй, от народного искусства, от иконописного мастерства древних владимирских умельцев. Живописцы стремятся художественно заострить бесконечное цветовое богатство мира. Причем цвета не просто копируются с натуры Художник выбирает такую гамму, которая позволяет не только донести какое-либо мгновенное состояние природы, но и наиболее ярко передать мироощущение художника, его восприятие действительности.

Мажорные тона пейзажей делают их жизнеутверждающими, оптимистичными, Художники как бы приглашают зрителей на яркий солнечный праздник. Присмотритесь к яркой голубизне небес, к нежной зелени леса, к перламутровой белизне снега, к солнечным пятнам на домах и автобусах… Присмотритесь. Вы еще никогда не видели их такими красивыми.

Вот, например, работы В. Юкина, представленные на последних выставках. На всесоюзной выставке, посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина, демонстрировались работы «Старый город» и «Ждут автобуса». «Осенняя песня» - таково название одной из картин, представленных на областной выставке 1971 года. Особенно поэтично в творчестве В. Юкина звучат зимние мотивы. Вот «Зимний день». Зима окрасила небольшой поселок в холодноватые, но вовсе не мертвые оттенки. Бодрящий русский мороз так и чувствуется в прозрачных, светлых тонах. А вот «Везут сено». Мягкий пейзаж, с нежной зеленью сена на санях, с кружевом фиолетовых прожилок на снегу. Да, снег у Юкина приобретает самые неожиданные оттенки. Это тот снег, про который один из владимирских поэтов писал:

Снег бывает и красный, и желтый, и синий.
В нем все тона и оттенки России.

Во многом сходен с Юкиным по своему творческому почерку и К. Н. Бритов. Та же мажорность красок, та же броскость мазка. Правда, позднее в полотнах Бритова стали появляться и свои особенности. От светлого лиризма ярких, контрастных пейзажей, от любования родными просторами он как бы переходит к раздумьям. Его последние пейзажи, особенно с архитектурными мотивами, приобретают эпическое звучание. Таковы картины «Зима в Загорске», «Ростов Великий», «Древний Владимир».

…Полотно «Зима в Загорске». На фоне снега, чуть отливающего золотом зари, высятся алые башни, древние храмы. Глаза многочисленных окон отражают голубизну неба. Зимнее солнце играет на кузовах автобусов… Гамма светлых красок не бросается в глаза, не раздражает взгляд излишней яркостью. Выполненное сдержанно, с большим чувством меры, это полотно создает просветленное, спокойно-радостное, возвышенное настроение. Художник как бы говорит о величии России, ее скромной простоте, ее бескрайних просторах и могуществе. Все это делает пейзаж не просто этюдом, не просто зарисовкой состояния природы, а подлинной картиной.

Много интересных, красочных пейзажей, воспевающих красоту родных мест, создали художники В. Кокурин, В. Егоров, Н. Модоров и другие.

Менее развита в творчестве владимирских художников жанровая тема. Над жанровыми полотнами работают только отдельные художники. На протяжении многих лет воплощает на полотнах ленинскую тему художник Н. Шерышев. Его творческие поиски принесли определенный успех. На одной из последних выставок внимание зрителей привлекла работа «Ленин. Май». Картина выполнена в единой розоватой гамме, в пастельных тонах… Ленин на фоне Красной площади во время первомайских торжеств. Фигура его отражает царящую вокруг праздничность.

Интересна работа «Ленин в ссылке» М. Семенова. Ленин изображен в полутемной избе около топящейся печи. Отблески огня падают на его лицо, фигуру, придавая ей торжественно-тревожное выражение. Ленин показан в преддверии борьбы, грядущих битв.

Из других жанристов можно назвать И. Маркова, А. Кувина, Ю. Ло-бачева.

Много в области и графиков. Читателям «Правды» хорошо известно имя В. Волкова, острые, злободневные политические карикатуры которого часто появляются на страницах газеты. Много графических произведений создали художники В. Скворцов, Н. Баранов и другие.

Скульптура на выставках работ владимирских художников обычно бывает представлена произведениями В. Саврасова. Для его творчества характерно то, что он создает скульптурные портреты знатных людей области, стремится выразить многогранный характер советского человека.

Богато бывает представлено на выставках прикладное искусство. Здесь, как правило, преобладают произведения умельцев Мстеры и Гусь-Хрустального.

Значительный отряд владимирской организации художников составляют прославленные умельцы Мстеры, мастера лаковой миниатюры. Их замечательные изделия, переливающиеся всеми цветами радуги, экспонируются на многих международных выставках. Они украшают музеи, квартиры советских людей. Это преимущественно самые разнообразные живописные шкатулки, покрытые лаком. На них изображаются различные сюжеты, отражающие нашу советскую жизнь, историю нашей великой Родины. Многие произведения мстерских миниатюристов являются своеобразными иллюстрациями к русским народным сказкам.

Искусство Мстеры уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в начале XVIII века здесь развивается иконописный промысел. В своем творчестве иконописцы продолжали славные традиции Андрея Рублева, суздальской школы живописи. Они создавали иконы, где изображались не постные лики святых, а живые люди с их горестями, страданиями, радостями. Красочной, праздничной, жизнеутверждающей была живописная палитра многих иконописцев.

Однако настоящее признание пришло к мстерским умельцам лишь в годы Советской власти. Здесь возник художественный промысел, который вскоре стал известен всему миру. Основателями лаковой миниатюры по праву считаются такие видные мастера-миниатюристы, как Клыков, Котягин, Брягин, Морозов. Они взяли все лучшее у иконописи, у живописного народного фольклора, обогатили славные традиции собственным видением мира. Постепенно возникла мстерская школа, отличающаяся глубиной содержания, яркостью формы, некоторой условностью живописи, сказочной гиперболичностью, склонностью к плоскостному изображению.

Во Мстере проживало много талантливых художников. Среди них заслуженный деятель искусств РСФСР Е. В. Юрин, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина Н. А. Шишаков и Л. А. Фомичев, художники Е. А. Крылов, Н. И. Ваванов и многие другие.