Военная галерея. Военная галерея Выбор императора: Джордж Доу

В ряду парадных интерьеров Зимнего дворца, между Гербовым и Георгиевским залами, расположена Военная галерея 1812 года.

Это исключительный по своему историческому и художественному значению памятник великому подвигу русского народа, отстоявшего в грозном Двенадцатом году свою национальную независимость и освободившего народы Европы от ярма Наполеона.

Триста тридцать два портрета русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, помещенные в галерее, отражают в своей совокупности одно из наиболее ярких событий военной истории нашей Родины.

Галерея производит неизгладимое впечатление на каждого, побывавшего в ней. Образы далекого героического прошлого, так знакомые и близкие нам по "Войне и миру", нашли здесь свое живописное воплощение, дополняющее бессмертные страницы Толстого.

Стоя в галерее, невольно вспоминаешь и другое великое русское имя - имя Пушкина, чей творческий расцвет, несомненно, обусловлен подъемом национального самосознания, вызванным славной эпопеей Двенадцатого года.

Пушкин нередко посещал галерею и в стихотворении "Полководец" дал ее поэтическое описание:

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи, да шпаги, Да лица полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... 1835

Эти строки Пушкина вырезаны на мраморной доске, установленной в галерее 5 июня 1949 года к 150-летней годовщине со дня рождения поэта.

Заслуга создания грандиозной портретной галереи принадлежит группе художников, возглавлявшейся английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829). Талантливый портретист, Доу в 1819 году был приглашен в Россию для работы над мемориальной портретной галереей Зимнего дворца, долженствовавшей увековечить победы России 1812-1814 годов. Десять последних лет своей жизни художник работал над выполнением поставленной перед ним обширной задачи, и созданная под его руководством портретная галерея явилась его высшим творческим достижением. Работая с быстротой, приводившей в изумление современников, обладая уверенной техникой и незаурядной способностью схватывать в своих портретах разительное сходство с натурой, Доу сумел избежать в галерее неминуемого, казалось бы, утомительного однообразия. Создав единый художественный комплекс, он в то же время проявил много свободы и разнообразия в изображении отдельных лиц. Самим Доу написано около ста пятидесяти портретов. Остальные портреты, вышедшие из его мастерской, помещавшейся в здании Эрмитажа, выполнены его помощниками молодыми русскими художниками А. В. Поляковым (1801-1835) и В. А. Голике (ум. в 1848), которых Доу, отличавшийся, наряду с талантом, редким корыстолюбием, жестоко эксплуатировал.

Следует отметить, что факт приглашения Александром I иностранного художника для работы над памятником Отечественной войны 1812 года уже тогда вызывал горькие чувства у людей, любивших национальное русское искусство и указывавших, что среди русских портретистов того времени были такие замечательные мастера, как А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, А. Г. Варнек, которым, казалось бы, естественно было поручить работу по увековечению одного из наиболее славных событий военной истории нашей Родины. Однако из трех названных крупных русских портретистов того времени только один Тропинин был привлечен к косвенному участию в работе по созданию галереи: он написал в Москве ряд портретов живших там участников Отечественной войны. Его портреты были затем скопированы в мастерской Доу, где они были подогнаны под единый, избранный для галереи формат.

Торжественное открытие в Зимнем дворце грандиозной портретной галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания французов из России. Созданная на месте бывших здесь раньше шести небольших помещений, галерея была отделана одним из крупнейших русских зодчих начала XIX века К. И. Росси. Просуществовал этот интерьер в своем первоначальном виде недолго: он погиб во время большого пожара 1837 года, уничтожившего почти весь Зимний дворец. Все портреты, однако, были самоотверженно спасены от пламени солдатами гвардейских полков, и через полтора года архитектор В. П. Стасов восстановил помещение с некоторыми изменениями в его отделке. Эти изменения можно обнаружить при сопоставлении галереи с висящей между колоннами картиной художника Г. Г. Чернецова, изображающей ее до пожара.

На портретах воссозданы яркие образы участников Отечественной войны 1812 года во всем многообразии их индивидуальных характеров. Декоративность живописи и ее романтическая приподнятость, естественно вытекавшие из назначения галереи - парадного дворцового зала и памятника борьбы и победы русской армии, - своеобразно сочетаются в лучших портретах с острой наблюдательностью и убеждающим реализмом.

В кратком очерке невозможно даже вскользь коснуться всех портретов. Остановимся поэтому на изображениях только наиболее значительных участников эпопеи Двенадцатого года.

В центре галереи, по сторонам двери, ведущей в Георгиевский зал, расположены большие, в рост, портреты фельдмаршалов Кутузова и Барклая-де-Толли.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) изображен стоящим у запорошенной снегом ели с обнаженной головой, в накинутой на плечи шинели. Фигура полководца, полного спокойствия и уверенности в своих силах, господствует над снежной равниной со сражающимися массами войск. Повелительный жест руки Кутузова, символизирующий изгнание неприятеля из пределов русской земли, полон естественной выразительности, внутренне оправданной и далекой от театральности. Портрет написан Доу в 1829 году; черты лица Кутузова взяты им с портрета, писанного Р. Волковым с натуры летом 1812 года перед отъездом Кутузова из Петербурга в действующую армию.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) изображен на фоне Парижа, в день взятия которого союзными войсками он был произведен в фельдмаршалы. Образ полководца проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость Барклая одиноко рисуется на фоне неба с тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей грозы.

Этот портрет так же, как и портрет Кутузова, был написан Джорджем Доу в 1829 году - последний год жизни художника - и относится к числу лучших его произведений.

Вокруг больших портретов Кутузова и Барклая находятся меньшего размера, погрудные портреты ближайших их соратников.

На портретах, помещенных вокруг Кутузова, изображены:

Петр Иванович Багратион (1765-1812). Любимый ученик Суворова, герой всех войн и походов конца XVIII - начала XIX века. Под Бородином Багратион во главе 2-й армии героически отражал яростные, но тщетные усилия французских войск сломить сопротивление нашего левого фланга и был смертельно ранен в самый разгар сражения. На портрете передано выражение величавого спокойствия, свойственного Багратиону, по свидетельству современников, в обычной обстановке. Только в минуты крайнего напряжения боя лицо Багратиона принимало выражение неистового вдохновения.

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Талантливый поэт пушкинской поры, на протяжении нескольких лет был адъютантом Багратиона. Блестящий кавалерийский начальник, он первый сформировал в Двенадцатом году партизанский отряд из регулярной конницы для действий против вторгшейся в Россию "великой армии".

Федор Петрович Уваров (1769-1824). Руководил под Бородином массированной кавалерийской атакой, предпринятой, по приказанию Кутузова, в разгар боя. Действия русской конницы, произведя замешательство на левом фланге противника, заставили Наполеона отсрочить решительную атаку его войск на центр наших позиций, что дало возможность Кутузову подготовиться к ее отражению.

Яков Петрович Кульнев (1764-1812). Прославился своими смелыми авангардными действиями в войну со Швецией в 1808-1809 годах и в начале кампании 1812 года. Погиб 20 июля в сражении под Клястицами, пресекшем попытку французов продвинуться на Петербург. После гибели Кульнева его имя, и ранее популярное, стало именем народного героя. Гравированные портреты "храброго Кульнева", занесенные в деревню разносчиками-офенями, появились даже в бедных крестьянских избах.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812). Погиб под Бородином в момент, когда со знаменем в руках вел в штыковую атаку свой подшефный Ревельский полк. Труп его, несмотря на все поиски молодой вдовы, не был найден. Лицо Тучкова овеяно поэтической грустью, характерной для романтических портретов того времени и так уместной и оправданной в данном портрете.

Александр Никитич Сеславин (1785-1858). Партизан, первым обнаруживший движение на Малоярославец уходившего из Москвы Наполеона и сообщивший об этом в Главную квартиру русских войск. Характерна порывистая поза Сеславина, как бы готового к стремительному движению, к лихому набегу на врага.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров (1756-1816). Пользовался неизменным доверием и любовью Кутузова, отличался необыкновенно спокойным мужеством и большой скромностью. Под Бородином Дохтуров после ранения Багратиона руководил нашим левым флангом; под Малоярославцем, командуя корпусом, принял на себя удар всей армии Наполеона и задержал ее вплоть до подхода Кутузова с главными силами русской армии.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Один из наиболее одаренных и популярных русских генералов времени наполеоновских войн. На портрете Доу его резкий, волевой профиль эффектно выделяется на фоне темного неба и снежных гор Кавказа, где Ермолов с 1816 года командовал Отдельным Грузинским корпусом. Пушкин в 1829 году, по дороге на Кавказ, посетил проживавшего в Орле опального Ермолова. Описывая в "Путешествии в Арзрум" внешность генерала, поэт обратил внимание на его "голову тигра на геркулесовом торсе". "Когда он задумывается и хмурится,- писал Пушкин,- то становится прекрасен и разительно напоминает свой поэтический портрет, писанный Довом".

На портретах, помещенных по сторонам портрета Барклая-де-Толли, изображены:

Николай Николаевич Раевский (1771-1829). Он командовал корпусом в армии Багратиона. Под именем "батареи Раевского" вошел в историю редут, бывший в Бородинском бою, наряду с "Багратионовыми флешами", целью особенно яростных атак французов. Во время посещений галереи Пушкин, близко знавший Раевского, не раз, конечно, останавливал свой взгляд на этом портрете. По отзыву поэта, Раевский был "человеком с ясным умом, с простою, прекрасною душою", который "невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и оценить его высокие качества".

Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813). Командовал в 1812 году 27-й пехотной дивизией, сформированной им перед самой войной из новобранцев. В бою 2 августа под Красным дивизия Неверовского приняла на себя удар Мюрата, стремившегося прорваться с юга к незащищенному Смоленску. Героическое сопротивление "молодой" дивизии предотвратило выход французов в тыл наших войск. Отступление Неверовского от Красного сами враги назвали "отступлением львов". 16 октября 1813 года под Лейпцигом Неверовский был смертельно ранен.

Дмитрий Ефремович Кутейников (1766-1844). Боевой казачий генерал, в прошлом сподвижник Суворова, которому спас жизнь на Кинбурнской косе. В 1812 году командовал бригадой донских казаков. Портрет удачно сочетает реализм в передаче лица с эффектной воинственной позой.

Петр Петрович Коновницын (1764-1822). Командовал арьергардом при отходе русской армии от Смоленска до Бородина. Благодаря стойкости и искусным действиям Коновницына, сдерживавшего наступление неприятеля, русская армия двигалась спокойно, в полном порядке, не оставляя французам ни одной повозки, и без помех развернулась на избранных Кутузовым бородинских позициях. После оставления Москвы Коновницын состоял дежурным генералом при Кутузове и был одним из наиболее деятельных его помощников.

Портрет написан с натуры и хорошо передает твердый, открытый взгляд Коновницына, отличавшегося прямым характером и пользовавшегося большой любовью и уважением подчиненных.

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857). Один из храбрейших участников эпопеи Двенадцатого года, который, по выражению современника, "даже среди знаменитых сверстников своих умел себя выказать". 13 июля под деревней Островной он дал французам первое серьезное сражение; здесь неприятель в полной мере почувствовал, что значит сопротивление русских, дерущихся за родную землю. В бою под Кульмом 17-18 августа 1813 года Толстой, командуя гвардейской пехотой, разбил корпус Вандама, пытавшегося прорваться в тыл союзных русско-австрийских войск. Портрет его принадлежит к числу лучших в галерее. Небрежно наброшенная шинель маскирует отсутствие левой руки, потерянной Толстым в бою под Кульмом. Острый взгляд и чуть "разочарованная" складка рта отражают своеобразный и независимый характер героя Кульма, "не поладившего" с Николаем I и вышедшего при нем в отставку.

Валерьян Григорьевич Мадатов (1780-1829). Участник многих войн начала XIX века, пользовавшийся репутацией одного из самых лихих кавалеристов того времени. Портрет Мадатова живо передает его характерную наружность и бурный темперамент.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). В 1812 году командовал партизанским отрядом. За участие в революционном заговоре декабристов был приговорен в 1826 году к каторге. Изображен Волконский в скромном, без золотого шитья, вицмундире; все внимание художник уделил передаче его характерного лица, написанного широко и свободно. После суда над Волконским этот портрет, датированный 1823 годом, был изъят, по приказанию Николая I, из числа работ,предназначенных к помещению в галерее, и только много лет спустя занял в ней подобающее место.

Кроме портретов Кутузова и Барклая-де-Толли, в галерее находятся еще два больших, в рост, портрета работы Доу - герцога Веллингтона, разбившего Наполеона в 1815 году при Ватерлоо, и вел. кн. Константина Павловича (последний - старинная копия с портрета, написанного Доу для одного из варшавских дворцов, помещен в галерее около 1830 г.). Конные портреты Александра I и его союзника по кампаниям 1813-1814 годов прусского короля Фридриха-Вильгельма III, находящиеся в конце галереи, написаны немецким живописцем Ф. Крюгером (1797-1859) около 1837 года и тогда же помещены в галерею. Один из любимых художников Николая I, Крюгер, приноравливаясь к вкусам заказчика, писал эффектные, холодные портреты, щеголяя в них виртуозной передачей "околичностей" - сукна военных мундиров, пуговиц, орденов, отворотов и т. д., изображая "не столько людей в одеждах, сколько одежды на людях". Характерно, что большой портрет Александра I работы Доу, находившийся первоначально в галерее, был забракован за "неуместный" в изображении монарха реализм и уступил место крюгеровскому портрету - очень нарядному, ловко написанному, но внутренне пустому и невыразительному.

Конный портрет другого союзника Александра I, австрийского императора Франца I, исполнен венским художником П. Краффтом (1780-1856) в 1832 году.

Тринадцать пустых рамок, затянутых зеленым шелком, находятся в галерее в таком виде с момента ее открытия; на них вырезаны имена тех генералов, участников войны 1812 года, портреты которых не были написаны вследствие их смерти или по другим причинам.

Галерея сохраняется в неизменном виде со времени ее восстановления после пожара 1837 года, поэтому, наряду с портретами чтимых народной памятью героев Двенадцатого года, мы видим, в ней портреты таких реакционеров, как Аракчеев, Бенкендорф, Чернышев и другие, сыгравших самую мрачную роль в последующей истории России.

Только в советские годы на торцовой стене галереи, а также между колоннами в противоположном ее конце помещены четыре написанных Доу портрета дворцовых гренадеров - ветеранов Двенадцатого года. Эти портреты имеют для нас особый интерес и значение как чрезвычайно редкие портретные изображения русских солдат - героев Отечественной войны, отстоявших под предводительством Кутузова и его соратников независимость нашей Родины.

При входе в галерею из предцерковной помещены две большие картины художника П. Хесса (1792-1871), исполнившего в 40-х годах прошлого века двенадцать картин для Зимнего дворца, изображающих сражения 1812 года. Прежде чем приступить к выполнению полученного заказа, Хесс тщательно изучил материалы по истории Отечественной войны, объездил в 1839 году все поля битв, которые ему предстояло изобразить, и создал своего рода батальные картины-панорамы, отличающиеся ясностью рассказа и обилием добросовестно переданных подробностей. Из написанной им серии в галерее находятся картины "Бородинское сражение" и "Отступление французов через Березину".

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».

Издано по повелению Государя Императора. , 89 л.л. гелиогравюр и фототипий на дорогой картонной бумаге, 294, стр. текста на веленевой бумаге. Помещены 329 портретов размером 11,4х9,8 см. в алфавитном порядке фамилий изображенных лиц героев Отечественной войны 1812 года. По 4 портрета на лист в золотой орнаментальной рамке. Кроме того, помещены еще 4 больших портрета во весь рост Императора Александра I, Цесаревича и Великого Князя Костантина Павловича, Князя М.Б. Барклая-де-Толли и Князя М.И. Голенищева-Кутузова, выполненных гелиогравюрой. Приведены также 2 больших вида Военной галереи, исполненных гелиогравюрой. Все портреты «Военной галереи 1812 года», кроме большого портрета Императора Александра I, принадлежащего кисти Крюгера, написаны в первой половине 20-х годов XIX столетия специально вызванным для этого в 1819 году в Санкт-Петербург английским художником, известным в то время портретистом Георгом Дау (Dawe), по воле Императора Александра I. Многие из портретов Дау писал с натуры, иные же - с наиболее верных изображений. Вслед за собранием портретов, во второй половине книги, помещается в том же порядке справочный текст, дающий возможность ознакомиться со служебной деятельностью, преимущественно в войсках и в особенности в эпоху войн с Наполеоном, всех тех лиц, которые изображены на портретах. Эти сведения не биографии, а только сокращенные послужные списки, давающие, между прочим, краткий перечень боевых подвигов и наград каждого деятеля той славной эпохи. Кропотливая работа, как послужные списки, исполнена секретарем Императорского Русского Исторического общества А.А. Голомбиевским. В издательском зеленом коленкоровом переплете с художественным тиснением золотом и серебром, а также еще 3-мя красками на передней крышке. Оригинальные светло-зеленые форзацы с растительным орнаментом. Формат: 42х35 см. Вес 8,5 кг. Это роскошное издание напечатано было в небольшом количестве экземпляров не для продажи. Редкость в таком виде!

Библиографические источники:

1. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №22, Военное дело. Army and Navy. Москва, 1933, №428.

2. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» 50, Военная история. History of the Russian Army. Москва, 1934, №124.

3. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №67, 250 рублей!



Николай Михайлович (1859-1919) – Великий Князь, генерал от инфантерии, масон. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., служил в Кавалергардском полку. Внес большой вклад в русскую историческую науку, опубликовал ряд изданий и исследований об эпохе Александра I. Они посвящены личности самого императора и его сподвижникам, дипломатическим отношениям между Россией и Францией. Ему принадлежит знаменитое издание «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Великий Князь состоял председателем Императорского Русского Исторического и Географического Обществ, директором музея Александра III. Николай Михайлович составил огромную коллекцию бабочек. С ним поддерживали дружеские отношения М. Добужинский, С. Дягилев, А.Бенуа, он был знаком с французскими политическими деятелями Р. Пуанкаре и Ж. Клемансо. В 1915 г. ему присваивается по представлению профессоров Московского университета ученая степень доктора русской истории. Разделял взгляды оппозиционного думского большинства на критическое положение в стране, приветствовал Временное правительство. Высказывался против вовлечения России в Первую мировую войну, предсказывал предстоящие социальные потрясения. Расстрелян большевиками в Петропавловской крепости: о его освобождении ходатайствовали А.В. Луначарский и М. Горький, В.И. Ленин дал на него разрешение, но на тот момент Николай Михайлович уже был казнен. Его литературный архив приобрела Королевская Берлинская академия.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

А.С.Пушкин

332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Зимнего дворца Военную галерею. По проекту Карла Росси, к 1826 году для создания портретного зала объединили несколько небольших помещений различного назначения. Поскольку открытие галереи должно было непременно состояться 25 декабря – в день изгнания армии Наполеона с русской земли, то работы по созданию интерьера зала и написанию портретов велись в довольно спешном порядке. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места.

После праздничной службы в Дворцовой церкви с последующим освящением галереи, по ней торжественным парадом прошли солдаты пехоты и кавалерии, отдавая честь портретам своих героических военачальников.

Стоит отметить, что все эти портреты были созданы одним художником – англичанином Джорджем Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. Список генералов составлялся Инспекторским департаментом Главного штаба, однако некоторые фамилии были оттуда вычеркнуты лично Александром I без объяснения причин. Историки предполагают, что император убрал из почетной галереи военнослужащих, проявивших сочувствие к восстанию декабристов.

Пожар 1837 года полностью уничтожил интерьер Военной галереи. Однако, удивительным образом, все до единого портреты героев удалось спасти от огня. При реставрации архитектор Владимир Стасов увеличил галерею почти на 6 метров, сделав ее еще более значительной и торжественной.

Список генералов, удостоенных чести украсить своими портретам галерею Зимнего дворца, был сформирован в 1820 году. Учитывая огромный фронт работ, Джордж Доу немедленно приступил к их написанию. Увы, оказалось, что к тому времени многие генералы из списка уже скончались, либо были настолько немолоды, что совсем не желали проделывать трудный путь по российским дорогам из своих губерний в столицу, с той лишь целью, чтобы каких-то пару раз позировать художнику. Поэтому многие из них были писаны с уже существующих портретов, присланных в Петербург со всех концов страны самими генералами, или их родственниками. Известно несколько курьезных случаев, когда жена отправляла портрет своего мужа времен его юности, с сопроводительным письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

В 1820-е годы память о войне была еще свежа. В обществе появилась идея запечатлеть всех участников Отечественной войны 1812 года. Герои войны должны были «ожить», чтобы навсегда занять прочное место в памяти русских людей. Эта идея вылилась в создание своеобразного памятника войне 1812 года - Военной галереи Зимнего дворца.

Утверждение списков

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Выбор императора: Джордж Доу

Вопрос о том, кому поручить написание стольких портретов был решен так же не без участия императора Александра I . Во время пребывания императора в Ахене осенью 1818 года начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал тогда еще малоизвестному английскому художнику Джорджу Доу свой портрет. Александр вошел в комнату как раз во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение в Петербург, где ему было заказано написание большого количества портретов героев войны 1812 года.

Джордж Доу работал над созданием этих портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить очень тяжело. Поэтому в России к нему на помощь были приставлены русские художники Василий Александрович Голике и Александр Васильевич Поляков. Всего они написали 332 портрета, в то время как оставшиеся портреты по тем или иным причинам остались невыполненными. Так, например, в галерее нет портретов кн. Д.И. Лобанова-Ростовского и А.С. Кологривова, руководивших в 1812 году подготовкой резервов.

Интересна история портрета декабриста С.Г. Волконского. Выполнен он был еще в 1823 году. Однако после всем известных событий 14 (26) декабря 1825 года решение о размещении портрета этого «государственного преступника», изначально даже приговоренного к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой, было отменено. Таким образом, уже изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца многие годы и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. И только в 1903 года портрет Волконского был помещён в галерее и занял в ней свое достойное место.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, до сих пор ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что Доу и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки. Однако все эти неточности не могут изменить того впечатления, которое создается при входе в галерею.

Г.Г. Чернецов, 1827 г.

Открытие галереи

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года - в день, ознаменовавший победоносное окончание войны. В этот день в Зимнем дворце собрались те самые герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков - но все они были ветеранами войны 1812 года, награжденные медалями и орденами за участие в этой кампании.

Пожар 1837 года


Портрет Александра I работы Ф. Крюгера

Уже в 30-е годы XIX века зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах. Они разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

Но 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадил он и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала. В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.

Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший во дворце, очень любил эту галерею и посвятил ей замечательные строки в своем стихотворении о Барклае-де-Толли «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарелись и никнут в тишине

Главою лавровой...

Хроника дня: Русские атакуют отряд Гранжана

Седьмая пехотная дивизия из 10-го армейского корпуса отступала к границе с Восточной Пруссией. У Шавлей и Кельма отряд генерала Гранжана был атакован русским авангардом, однако французы продолжили отступление.

Отряд генерала Паулуччи продолжал преследовать неприятеля и занял Шрунден.

Персона: Джорж Доу

Джорж Доу (1781-1829)

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 г. в приходе Сент-Джеймс. Его отец Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке.

Первоначально Джордж тренировался с отцом как гравер, но позднее он заинтересовался живописью. Он стал учиться в лондонской Академии художеств, которую окончил в двадцатидвухлетнем возрасте с золотой медалью. Он был прекрасно образован, владел четырьмя европейскими языками. В 1809 г. Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 г. - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 г. он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого в Ахене познакомился с Александром I и произвел на него впечатление. Эта встреча стала очень важной в жизни английского художника. Российский император заказал Джорджу Доу написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В течение 10 лет художник работал над этими портретами.

В 1826 г. новый император Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 г. он был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 г. он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 г. Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У художника была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 г. Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

7 (19) декабря 1812 года