Вступительная беседа о Родине. Классный час для начальных классов на тему: "Разговор о Родине" Презентация что такое родина беседа для дошкольников

Цели:

  • закреплять знания воспитанников о государственных символах России, о правах и обязанностях юных граждан в обществе;
  • развивать устную разговорную речь, следить за произношением;
  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, картинки, карточки, фотографии героев-прокопчан, фильм о войне, аудиозаписи песен.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Какое у вас настроение?

а) Настройка аппаратуры. *Имена.

б) Фонетическая зарядка *Установка

а _ о _ у _ та то ту конституция ра ро ру Россия, Русь

Конституция – … (основной закон)

Наша Родина - … (Россия)

Дописать, поставить знаки орфоэпии.

Итог ф.з.

II. Сообщение темы занятия.

*Установки на деятельность.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Где ты живёшь, …?

Спроси у …, где он(а) живёт? (Организация диалога)

А в каком городе вы учитесь?

Ученик. В городе Прокопьевске Кемеровской области. (Работа по карте)

Родина это место, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. У каждого человека есть город или деревня, где он родился, жил и учился. Это его маленькая родина. Наша общая, великая родина и состоит из множества таких маленьких уголков.

А как называется наша родина?

Ученик. Наша Родина – Россия. Столица России – город Москва (работа по карте)

Итак, тема нашего занятия “Наша Родина – Россия”

III. Беседа.

1. Государственные символы, права и обязанности юных граждан.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

В конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

Д/и “Государственные символы”

Ученик. Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет. (О флаге)

Ученик. У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог. (О гербе)

А что ещё вы знаете о конституции?

Ученик. Конституция – это основной закон государства, где записаны права и обязанности граждан.

Ребята, а дети, как граждане России, какие имеют права?

Дети создают стенд “Права детей”

А теперь вспомните, какие обязанности у школьников.

Дети создают стенд “Обязанности школьников”

2. Праздники России.

Что мы Родиной зовём?

Ученик. Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Д/и “Праздники России”

3. Физминутка. (Муз. “Родина моя ”)

4. Россия – многонациональное государство.

Россия – крупнейшее государство в мире. Все граждане, живущие в России, по Конституции являются россиянами. На территории нашей страны живут более 180 национальностей. И все они составляют единую и дружную семью. Есть пословица:

Когда народ един, он непобедим (хоровое чтение)

Стихи (читают дети)

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.

Д/и “Россия – многонациональное государство”

5. Герои Великой Отечественной войны.

Много испытаний выпало на долю русского народа. Одно из них – Великая Отечественная война.

Когда началась Великая Отечественная война?

Когда закончилась война?

Назовите героев – прокопчан.

Ученики. Азаров Евгений, Дюжев Михаил, Чеченев Михаил, Шеломцев Николай, Гнедин Виктор,Чернов Григорий, Зонов Пантелей, Шульц Михаил, Мальцев Михаил, Шишкин Михаил, Уланин Дмитрий, Буслов Фёдор, Селиванов Евграф, Колпаков Пётр, Черных Иван, Мартехов Василий.

Стихи (читают дети)

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну.
Память светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь, почёт, хвала.
О погибших вспоминаем стоя.

Музыка, фильм о войне, все стоя чтят память о погибших.

IV. Итог занятия.

Стихотворение (читает ученик)

Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.

Я желаю вам, чтобы вы выросли настоящими гражданами, которые знают и уважают историю своей страны, её национальные особенности. И чтобы вы гордились своей Родиной – Россией.

Подарки детям (тетради “Я горжусь Россией”)

- *Что мы делали?

Как вы считаете, как вы сегодня говорили, как работали?

Оценка деятельности и речи воспитанников.

Литература

1. Е.Н.Степанов “Планирование воспитательной работы в классе”, Москва, 2002 г.

2. И.В. Колтуненко “Развитие речи глухих школьников”, Москва, 1980 г.

3. В.А.Степанов “Наша Родина – Россия”, Смоленск, 2008 г.

Тема: Я люблю тебя, Россия

Цель : воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России.

Ход занятия

Ребята, посмотрите иллюстрации на нашей выставке. (На иллюстрациях изображена разнообразная природа, различные ландшафты нашей бескрайней Родины во все времена года.)

(Дети рассматривают иллюстрации, любуются красотой полей, лугов, гор, лесов, морей, рек, озер, деревень, хуторов, крупных городов и т. д.)

Ребята, все, что вы видите, - это наша бескрайняя страна Россия. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран. У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. (Воспитатель показывает детям герб, российский флаг, рассказывает, где дети могут их повстречать, все вместе слушают российский гимн.) Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны.

Это русские матрешки, песня «Калинка», хоровод «Во поле береза стояла...». Этот хоровод водили много-много лет назад, его знают до сих пор и современные дети.

(Игра-хоровод «Во поле береза стояла».)

А вот и гости к нам пожаловали. (В группе появляются куклы Маша и Ваня в русских национальных костюмах. Дети рассматривают характерные детали национального костюма.)

В таких костюмах ходили наши далекие предки. Хотите услышать рассказ про русскую старину? (Хотим.)

Жилыми местностями в старой Руси были город, пригород, посад, слобода, село, сельце, деревня. Первоначально слово «город» означало «огороженное место». В старые богатырские времена людским жилищам часто угрожали враги. Дворы в старой Руси были очень просторные, кругом загораживали их высокими заборами с острыми наконечниками. Деревянные дома делались из сосновых и дубовых цельных брусьев. Складывали брусья с большим умением. Зажиточные люди строили себе дома высокие, с чердаками. У простолюдинов избы были черные, без труб. Главным украшении домов были образа. Полы покрывались рогожками и войлоком. Для сидения служили лавки. К праздникам нарядно убирались постели. Детские колыбельки делались висячими, а внутри них всегда привешивались иконы и крестики. Избы освещались лучинами. Посуда для пищи делалась из дерева, украшалась резьбой. Кушанья были просты и не разнообразны. Русские ели преимущественно ржаной хлеб. Из кушаний, приготовляемых из теста, первое место занимают пироги, потом оладьи, сырники, блины, хворосты и т. д. Каши приготовлялись из круп овсяных, гречневых. Пшенная каша была редка. Русское государство изобиловало рыбой, дичи было много и она была дешева. Предки наши, как знатные, так и простые, вставали рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до света. Вставая с постели, русский человек тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и перекреститься, затем приступал к молению. После молитвы все приступали к своим делам: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за свое ремесло, приказные люди шли в приказные избы, а бояре в Москве шли к царю и занимались государственными делами.

Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств в жизни. Русские люди с детства приучались переносить голод и стужу. Ребятишки бегали в одних рубашках, без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. Посты приучали народ к грубой и скудной пище. От болезней русский народ искал средства в церковных обрядах и прибегал к помощи травников.

Благочестивые люди считали грехом искать в чем бы то ни было помощи от несчастий, кроме молитвы, и приписывать их чему бы то ни было, кроме Божьего гнева.

У русских были свои национальные музыкальные инструменты: гусли, гудки, сопели, дудки, домры, волынки. Игрой на них тешили православный народ скоморохи. Скоморохи были не только музыкантами. Они использовали в себе различные способы развлечения: одни играли на гудке, другие били в бубны, третьи плясали... Они разыгрывали роли, наряжались в старинные платья и надевали на себя маски. В праздничные дни на улицах и рынках народ собирался на кулачные бои. Люди боролись, бегали наперегонки, скакали на лошадях, метали копье в кольцо, стреляли из лука в цель. Девицы водили хороводы. Любимым их занятием было катание на качелях и каруселях. На ярмарках выставлялись изделия русских мастеров, которые отлично владели топором, пилой, умели работать с глиной, красками, иглой, нитками, соломкой, берестой, металлом, костью, стеклом.

Все умеет русский человек: превратить железо в изящную посуду; камень - в ожерелье и шкатулку; дерево - в посуду, игрушки; кость - в украшения. Слава о талантливых русских умельцах разлеталась по всему миру. Иностранцы удивлялись терпению и мужеству, бесстрашию и преданности русских людей. Недаром сочинялись былины об Илье Муромце, об Алеше Поповиче. Не сосчитать героев - защитников Отечества, верно послуживших своей России в годы Куликовской битвы, во время войны с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны с Гитлером.

Русские великие полководцы А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину - любимую Россию, всегда являются примером для нас.

Свою любовь к России запечатлели в картинах великие русские художники: И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов; в стихах - великие русские поэты А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок; в музыке - великие русские музыканты П. Чайковский, С. Прокофьев.

И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток.

И мы - русские люди - с гордостью должны носить свое достойное имя!

Воспитатель: Сморж А. А.

Программные задачи:

Закрепить символы нашей страны: флаг, герб;

Способствовать развитию чувства гордости;

Воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу;

Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства;

Активизировать речь и словарный запас.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались побеседовать с вами о нашей Родине — России.

1 реб . Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

2 реб . Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый ветер за окном.

3 реб . Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим — синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. У каждой страны мира есть своя символика, т.е. свои знаки отличия: есть свой гимн, герб и флаг. Давайте поговорим о Российском флаге. (Рассматривание флага).

Воспитатель: Какого цвета Российский флаг?

Дети : Белого, синего, красного.

Воспитатель: Правильно, Российский флаг трёхцветный, т.е. бело-сине-красный.

Каждый цвет имеет своё значение.

Белый цвет — цвет чистоты.

Синий — неба синевы.

Третий — ярко — красный.

Что рассвет прекрасный!

Три оттенка флага

И страна им рада!

Реб . В моих ручках — маленький флажок

Он горит, как огонёк.

Пусть живет и здравствует в веках

Бело-сине-красный русский флаг.

Воспитатель : Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать — « Мама» и Родина».

Реб . Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится,

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть, что дорого нам —

Напоминает всегда наших мам!

Воспитатель : Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их. Я буду начинать, а вы все — заканчивать:

Родина любимая — что мать …. родимая

Если дружба велика, будет Родина …. крепка

Жить – Родине …. служить

Человек без Родины — что соловей …. без песни

Воспитатель : Флаг — это символ каждой страны. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный — это красавица русская берёза.

Реб. На лугу зеленом

Береза стояла,

И ветвями детям

Березка кивала.

Реб. Под тёплым солнцем вырастая,

Мы дружно весело живём,

Россия, милая, родная!

Цвети и крепни с каждым днём.

Воспитатель : А кто знает, как называется этот символ?

(Воспитатель показывает картинку, на котором изображен герб РФ).

Дети: Герб.

Воспитатель : Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение.

Воспитатель зачитывает стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель : Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.

Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.

Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей).

Воспитатель : В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это – матушка Москва…

Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).

Воспитатель: В Кремле работают президент России и правительство.

Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.

Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей).

Воспитатель : В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» — значит Красивая площадь.

Посмотрите, какая она большая!

(Показ иллюстрации).

Воспитатель : Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями.

(Рассказы детей).

Воспитатель : Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.

И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.

Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций).

Воспитатель : У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций).

Воспитатель : Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.

В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации).

Воспитатель : Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.

Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.

Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».

Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна!

Всем городам она глава.

Столица Родины – Москва.

"Моя Родина-Россия"

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи : сформировать представление у детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; ознакомить с первичными представлениями символики и г имна России; закрепить полученную информации (рисунок, аппликация, игра).

Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира - в России. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).

Ход беседы

В о п р о с ы:

1. Как называется город (село), где ты живешь?

2. Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель . В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва - столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян - русские.

В о п р о с ы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина - Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством - местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов - ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский - великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским - Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия - свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный - смелость, любовь и красоту. Белый - чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России - двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (д ети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

Прослушивание Государственного гимна Российской Федерации

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт - Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

Музыку к гимну написал известный композитор - А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

· Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

· Родина - мать, умей за нее постоять.

· Русь богатырская.

· Где кто родился, там и пригодился.

· Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

В о п р о с ы:

1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)

2. Как называется город (село), где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города России тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)

Т в о р ч е с к и е з а д а н и я:

1. Нарисуй свою малую и большую Родину.

2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)

Дорогие ребята! Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живет», «Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».

♦ Как мы называем это чувство?

Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.

Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.

Послушайте стихотворение.

Родная сторонушка

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки,

Вдалеке — поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается.

И поет соловушка,

Свищет, заливается.

Трели соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой,

У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других — городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

Малая родина

Малая родина —

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

Дорогие ребята! Любите свою Родину — большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!

♦ Послушайте пословицы о любви к Родине. Объясните их.

«Велика русская земля и везде солнышко», «Всюду хорошо, а дома лучше», «Всякому мила своя сторона», «За Отечество жизнь отдают», «На чужой стороне и весна не красна», «Любовь к Родине сильнее смерти».

Если проехать нашу страну с севера на юг, можно заметить, как меняются климат, растительность, облик деревень, сел и городов.

На севере непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки простирается тундра. Почва здесь летом прогревается на небольшую глубину (1,5—2 см), а под ней лежит вечная мерзлота. Растения в тундре очень низкорослые (карликовые), а земля покрыта мхами и лишайниками.

♦ Что такое полярный день?

Солнце в этих краях поднимается невысоко, но много дней и ночей светит круглые сутки! Такое явление называется полярным днем. Едва наступает теплое время года, как все растения одновременно и внезапно расцветают. Это необыкновенное зрелище! В конце лета в тундре созревают ягоды. Голубики здесь так много, что россыпи ягод напоминают синие озера. А еще в тундре разгуливают огромные стада северных оленей.

♦ Что такое тайга?

Южнее тундры простирается тайга. Это густые хвойные леса, которые тянутся широкой полосой от запада до Восточной Сибири, почти 7 тыс. километров. В них растут ели, сосны, лиственницы, кедры, встречаются заросли можжевельника.

По мере продвижения на юг в лесах появляются более теплолюбивые растения: дуб, береза, граб, липа, клен, орешник. Они образуют широколиственные леса, идущие полосой в направлении городов Курска, Тулы, Нижнего Новгорода и Казани. Климат в этих местах нашей Родины мягкий, его называют умеренным.

Еще ближе к югу лес постепенно уступает место лесостепной и степной растительности.

♦ Как выглядит степь?

В начале лета степи напоминают красочные яркие луга с густыми высокими травами и пышными цветами. Цветут шалфей луговой, таволга, луговая герань, румянка и другие растения.

Южные степи — царство высокой травы — ковыля, заросли которого напоминают серебристо- седое море, волнующееся от ветра.

На берегах Черного и Каспийского морей располагается субтропическая зона, богатая своеобразными растениями. Лето здесь долгое и жаркое, а зима — короткая и совсем мягкая. В этих районах растут вечнозеленые лавры, цветут цикламены, рододендроны и акации.

Красота родной земли прекрасна в любое время года! И ранней весной, когда на однотонном серовато-коричневом ковре прошлогодних трав и листьев ярко желтеют цветы мать-и-мачехи, и в мае, когда распускается черемуха и заливаются соловьи.

Послушайте стихотворение.

Черемуха кудри вымыла

В майском дожде золотом

И над ручьем перекинула

Их кружевным мостом.

Капля скользит за каплей

По листьям, как по ступеням,

Слушает серая цапля

Капель звонкое пение.

А над болотцем топким

Клубится весенний пар,

И в зарослях тонко, робко

Первый звенит комар.

Хороша наша природа и знойным летом, когда листья на деревьях полностью раскрылись, буйно расцвели луговые травы, на опушках и вырубках сладко запахло ягодами, стали наливаться спелостью колосья в полях.

Послушайте стихотворение.

Июль

Белое солнце, сизое небо —

Зноем пышет земля.

Никнут колосья спелого хлеба

И золотятся поля.

Белоголовы и босоноги —

Дети весь день у реки.

И разлеглись у широкой дороги

В теплой пыли лопухи.

Пахнет вареньем лесная опушка,

Зной осязаем, как тюль,

Солнечный полдень, лета макушка —

Жаркий и щедрый июль.

Проходит короткое лето, и скоро уже бродит по лесам и лугам художница-осень в золотом кокошнике из кленовых листьев, в сарафане, украшенном алыми гроздями осенних ягод — рябины и калины, и раскрашивает в разные оттенки оранжевого, желтого, красного и лилового цветов листья кленов, осин, берез и лип.

Ветер-непоседа срывает с деревьев праздничный пестрый убор листьев. Летят по ветру они, словно желтые птицы-иволги.

Послушайте стихотворение.

Осенние листья

Иволгами листья

По ветру летят,

Шелестом и свистом

Наполняя сад.

Вьются листья всюду,

По воде плывут,

В золотые груды

Ветры их сметут.

И стоит по пояс

В листьях старый сад.

Сказочную повесть

Шепчет листопад.

Потом на смену золотой осени приходит поздняя осень, ее иногда называют предзимьем или серебряной осенью. Ноябрь — последний осенний месяц тоже по-своему красив!

Послушайте стихотворение.

Ноябрь

Пословицу старую вы не забыли?

Ноябрь к нам приехал на пегой кобыле.

Грязь на дорогах заледенела —

Белое с черным и черное с белым.

Белою шалью покрылись поля,

Черной водой налилась полынья.

Белое с черным и черное с белым —

Белые серьги береза надела.

Черные ветви тянет ольха.

Лес полосатый, как зебры бока.

Нет изумруда, кармина, лазури —

Мир черно-белый, как на гравюре.

Красота русской природы — скромная, неброская, а порой и совсем неприметная.

♦ Что нужно делать, чтобы заметить красоту родной природы?

Чтобы ее увидеть и полюбить, нужно неспешно, внимательно вглядываться в нее.

Посмотрите поздней осенью на яблоню в саду. Без листьев она кажется некрасивой, ствол у нее темный, шершавый, а широко раскинутые ветви толстые и неровные. Но придет весна, и яблоня преобразится! Бледно-розовые крупные и душистые цветы украсят ее ветви. Ветер зашелестит, играя молодой свежей листвой.

Послушайте стихотворение.

Яблоня

Стелются желтые мокрые травы,

Осенью яблоня наша грустит.

Ствол ее темный, с корою шершавой

И неказист, и невзрачен на вид.

Но не печалься, моя дорогая!

Снова прекрасной ты станешь весной.

Ветер душистый опять заиграет

Ярко-зеленою, свежей листвой.

Любит царевна-весна перемены,

Щедро погожие дарит деньки:

Ветви твои бело-розовой пеной

Пышно украсят цветов лепестки.

Ими любуются ясные зори,

Свет омывает лазурной волной.

Яблоня в светлом весеннем уборе —

Словно невеста в фате кружевной!

Вспомните неуклюжих мохнатых гусениц. Пройдет время, и они превратятся в нарядных красивых бабочек, порхающих над цветами!

Немало сказок и историй сложено о той красоте, которую мы замечаем не сразу, о которой многие и не догадываются.

Конечно, вы знаете сказку Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке, который, повзрослев, превратился в прекрасного лебедя.

Живописцы и скульпторы, поэты и музыканты чувствуют волшебную красоту природы и в своих творениях открывают ее нам. Послушайте стихотворение.

Художник

Увидит то художник,

Что мы не замечаем —

Упругий подорожник

И кисти иван-чая,

И синеву речную,

И поле золотое.

Всю красоту земную

Художник нам откроет!

Ответьте на вопросы

1. Почему мы гордимся нашей Родиной — Россией?

2. Что такое малая родина?

3. Почему вы любите свою малую родину?

4. Почему в народе говорится: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке» и «На чужой сторонушке рад своей воронушке»?

5. Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше?

6. Как вы думаете, почему мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира?

7. Кто помогает людям открывать красоту родной природы?

8. Вспомните и расскажите о том, что показалось вам красивым весной, летом, осенью, зимой?