Жан огюст доминик энгр - биография и картины. Жан огюст доминик энгр Энгр портреты
академизма XIX века .« Над пяльцами сидела... красивая, рослая девушка с тщательно приглаженными, блестящими волосами цвета вороноваа крыла... Ее редкостная красота была отмечена силой и изяществом... Густые брови правильного рисунка резко оттеняли белизну чистого лба... легкий румянец, томная нежность губ, совершенство овала лица».
«Прекрасные черные глаза с миндалевидным разрезом... осененные длинными ресницами, блестевшие влажным блеском. Жизнь и молодость похвалялись своими сокровищами, будто воплощенными в этом своенравном личике и в этом стане, таком стройном, несмотря на пояс, повязанный по тогдашней моде под самой грудью».
Так описывает Бальзак своих героинь, живших во Франции в начале XIX века, современниц Наташи Ростовой. А искусство живописи предоставляет нам удивительную возможность увидеть их воочию.
Посмотрите на портрет пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер- не правда ли, создается впечатление, что именно она послужила прототипом писателю? Мы знаем, что это не так, но сама близость образов, созданных писателем и художником, не случайна. Она говорит о том, что оба черпали вдохновение из одного источника - жизни своей эпохи. Автор живописного портрета, старший современник Бальзака - прославленный французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.
Энгр прожил долгую жизнь, и она приходится на самые бурные, самые тревожные годы французской истории. Революция 1789- 1794 годов; триумф и крушение империи Наполеона Бонапарта, которого художник не раз писал; революция 1830 года - Энгр вместе с Делакруа охранял Лувр; революция 1848 года, реакционный переворот 1851 года, Вторая империя. Среди современников Энгра такие художники, как Давид, Делакруа, Курбе, Мане; среди писателей - Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя.
Энгр - гасконец. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской академии художеств, в 90-х годах, будущий живописец подрабатывал на жизнь, играя в театральном оркестре. Увлечение музыкой оказало воздействие и на творческое формирование мастера, сделав его особенно восприимчивым к чувству ритма , гармонии .
Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам:
«Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».
Дальнейшее художественное образование Энгр получает в школе изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида, в 1797-1801 годах. Помимо профессионального мастерства , Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства - в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу. В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
Преклонение перед античностью определяло его и отношение к натуре - художник должен научиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы. Для изучения античного искусства лучших учеников посылали на четыре года во Французскую академию в Риме. В 1801 году Энгр получил Большую римскую премию, однако из-за финансовых трудностей поездка в Италию была отложена, и художник остается работать в Париже.
В 1806-1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года.
Уже первые его работы, выстав ленные в Салоне 1806 года, - «Портрет Наполеона», «Автопортрет», портреты семьи Ривьер - привлекли внимание критики. Но отзывы были в основном недоуменные и недоброжелательные: молодого живописца обвиняли в «готичности», в том, что он хочет «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». И это говорилось о полотнах, составляющих ныне гордость Лувра!
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра? Прежде всего то, что они были не похожи ни на работы мастеров XVIII века, ни на портреты его учителя Давида. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы , но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека, и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
В XIX веке личность осознает свою индивидуальную самоценность, но в силу ряда социальных факторов это оборачивается обостренным ощущением раздвоения личного и общественного, которое в результате порождает индивидуализм, изолированность от мира, чуждые восприятию эпохи Возрождения. Люди на портретах XV-XVI веков существуют как часть человечества, персонажи Энгра подчеркнуто обособленны... Они словно отгорожены от остального мира невидимой преградой, их трудно представить в кругу семьи, друзей.
Портрет мадемуазель Ривьер - одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Все средства художественной выразительности направлены на то, чтобы выявить значительность модели. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не может, он так видит, так чувствует - он сын своей эпохи. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Причем красота для него - понятие не только эстетическое, но и моральное, нравственное, неразрывно связанное с представлениями о добре, человечности, справедливости. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее живописец, но мы верим ему. Образ оказался созвучен эпохе - откройте книги Бальзака, Стендаля - мадемуазель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того времени.
Мадам Ривьер - элегантная светская дама, духовный мир которой не особенно глубок, и Энгр не скрывает этого. Но как прекрасен ее портрет, каким совершенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармонично вписывается фигура женщины в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округлыми формами. Сколько женственности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ! С каким мастерством передал Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, шелковистого синего бархата, оттеняющего теплую свежесть шеи, белизну рук, плеч. Все линии подчинены единому музыкальному ритму, ни одна деталь не нарушает гармонии целого. Верно заметил один исследователь искусства:
« Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства».
Некоторая «отчужденность» отмечается и в портрете мадам Ривьер: сама форма овала своей завершенностью подчеркивает это ощущение и как бы замыкает границы индивидуального мира модели.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Здесь все становится человечнее, проще. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Доверчиво улыбаясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина - отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, придавая рисункам мастера особое качество - прозрачность и одухотворенность. Сохраняется и объем, и ощущение пространственной глубины. Примечательно, что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма - манжету, воротник, но это делает ся настолько артистично, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность. При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрасно. Помимо портретов, сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов , набросков , этюдов к картинам.
В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Итальянские города с их про славленными памятниками культуры, дворцами и музеями произвели на молодого художника огромное впечатление. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит, изучает и не устает восхищаться. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнованного состояния души, в котором находился французский живописец в Италии.
Гране изображен на фоне римского пейзажа : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зри теля, прервав прогулку. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, беспорядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. Возвышенная приподнятость образа, интерес к преходящему состоянию человеческой души, настроению, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана - «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года - обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
К этому же времени относится портрет красавицы Девосе (1807 год). Сочетание редкостной гармонии форм с ощущением внут реннего напряжения, какого-то скрытого, словно тлеющего в глубине души огня отличает эту работу. Много лет спустя, когда Энгр был уже знаменитым художником, к нему однажды пришла пожилая, бедно одетая жен щина и предложила купить у нее картину. Взглянув, потрясенный Энгр узнал мадам Девосе.
Работая над портретами, мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты его облика. Поэтому лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степени отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах! Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Другой областью наряду с портретом, в которой талант Энгра раскрылся в полную силу, были произведения, изображающие обнаженную натуру. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814), исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню ; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.
Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы, именно с ними связывал надежду на славу и признание. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, созда ет огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны - вещи получаются сухими и маловыразительными. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Симфорион», «Передача ключей св. Петру» . Также писал и большие программные полотна; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.
В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начинал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин. Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие. В историю искусства он вошел прежде всего как великолепный портретист и замечательный мастер рисунка.
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три - 1805); портреты Наполеона - первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).
В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.
В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.
С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.
Скончался Жан Огюст Доминик Энгр 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.
В. СТАРОДУБОВА
ЭНГР О РИСУНКЕ
Рисунок - это высшая честность искусства.
Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка...
Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом. Пока вы не согласуете точное наблюдение с практикой, вы ничего действительно хорошего не создадите.
...В природе все гармонично: чуть больше, чуть меньше - это уже нарушает гамму и дает фальшивую ноту. Надо добиться умения верно петь карандашом или кистью и так же хорошо, как голосом. Точность форм - то же самое, что и точность звуков.
Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего на целое. Спрашивайте его, и только его. Детали - важничающая мелкота, которую следует урезонить...
Обратите внимание в модели на взаимоотношения величин; в них заключен весь характер. Пусть они вас сразу поразят, и вы их сразу же запечатлейте... Фигура, которую вы хотите передать, должна стоять в вашем сознании целиком перед глазами, и ее выполнение должно быть не чем иным, как воплощением образа, которым ваш замысел уже овладел.
Делая набросок фигуры, постарайтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать ее движение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь.
Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете. К этому всегда приводит дробление, в чем бы то ни было.
Почему не создают крупных характеров? Потому что вместо одной большой формы делают три малых.
Строя фигуру, не создавайте ее по частям. Согласуйте все одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль.
Законченность формы обнаружится при окончании работы. Некоторые довольствуются в рисунке чувством; раз чувство показано - им уже достаточно. Вот перед вами Рафаэль и Леонардо да Винчи, доказывающие, что чувство и точность могут сочетаться.
Великие художники Рафаэль и Микеланджело, заканчивая произведение, настаивали на линии. Тонкой кистью они еще раз подтверждали ее, оживляя таким образом контур. Они придавали рисунку нервы и страсть.
Ловкость руки приобретается опытом; но правдивость чувства и понимания - вот что должно проявиться в первую очередь и до известной степени может заменить все остальное.
Имейте всегда при себе альбом и отмечайте хотя бы четырьмя ударами карандаша предметы, вас заинтересовавшие, если нет времени обозначить их полностью. Но если у вас есть свободное время сделать более точный набросок, возьмитесь за модель с любовью, рассмотрите ее и воспроизведите во всех аспектах с тем, чтобы впитать ее в свое сознание и чтобы она вросла в него как ваша собственность.
Внешние контуры никогда не должны быть вогнутыми. Наоборот, они должны выступать, круглиться, как у плетеной ивовой корзинки.
Длина торса у мужчин как высокого, так и низкого роста мало различается. Так, торс, большой по сравнению с длиной ног указывает на малый рост; короткий торс указывает на высокий рост человека.
Никогда линия головы не переходит непосредственно в линию шеи; этот контур всегда прерван.
Когда работаешь над изображением головы, главная забота мастера - это заставить говорить глаза, даже при самом общем их обозначении.
«Изучайте прекрасное, …стоя на коленях. Искусство должно учить нас только красоте», - говорил Энгр. Благоговейное поклонение красоте, поистине волшебный дар линии, которым он был наделен, придавали произведениям мастера особое величавое спокойствие, гармонию и ощущение совершенства.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Возможно, его родина - Гасконь - наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Его отец - художник и музыкант - стал первым наставником Доминика и в живописи, и в музыке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Гайдн, Моцарт, Глюк - его любимые композиторы. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Сосредоточенный и суровый, он сторонится шумных студенческих сборищ, держится особняком, посвящая все время работе. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают «Портрет Бонапарта - Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: "Портрет Наполеона на императорском троне" (1806, Париж, Музей армии). Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
По «Автопортрету» (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Перед нами молодой человек, с выразительным лицом, исполненный вдохновения и веры в будущее. В этой ранней работе чувствуется рука мастера: крепкая композиция, четкий рисунок, уверенная лепка форм, ощущение артистизма и гармонии целого.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все - 1805, Париж, Лувр). Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма; сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности - узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. «Не старайтесь создавать красивый характер, - говорил Энгр. - Его надо найти в самой модели». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Но вскоре все это забылось - Энгр едет, наконец, в Италию. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
В Риме он поглощен работой, изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. Пишет портреты друзей - пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, - людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.
Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Поэтому особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей, идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, ощущение тлеющего в глубине души огня, который словно затаился в загадочном взгляде темных глаз, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». (Однажды, много лет спустя, к художнику пришла пожилая, скромно одетая женщина, предложив купить у нее картину. Взглянув на нее, потрясенный мастер узнал в пришедшей мадам Девосе.)
Работая над портретом, художник подпадал под обаяние модели, недаром Тьер, увидев портрет графини д’Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, Коллекция Фрик), сказал ей: «Надо быть влюбленным в Вас, чтобы написать такой портрет».
Современник революций, наблюдавший крушение великих судеб и государств, социальных и эстетических систем, художник считал, что искусство должно служить лишь вечным ценностям. «Я хранитель вечных доктрин, а не новатор», - говорил мастер.
Прекрасные формы человеческого тела - постоянный источник вдохновения для художника. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808); исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814); дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863; все - Париж, Лувр). Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров - на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства.
Однако сам Энгр считал работу над портретами и обнаженной моделью делом второстепенным, видя свое призвание, свой долг в создании значительных монументальных полотен. Мастер тратил много сил и времени на подготовительные рисунки и этюды к таким полотнам, и это было в них самое ценное. Когда же он сводил подготовительные этюды в единое целое, что-то важное, какой-то главный нерв исчезал. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.
В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) - король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. «На мой взгляд, - писал Стендаль, - это очень сухое произведение». Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза.
Они вновь столкнутся в Салоне 1827 года: Энгр выставил «Апофеоз Гомера», предназначавшийся для плафона в Лувре, Делакруа - «Смерть Сарданапала». Впоследствии Энгр будет занимать почетные посты в Академии - вице-президента, президента, а когда в Академию будет избран, наконец, Делакруа (его кандидатуру отклоняли семь раз), Энгр сказал: «Пустили волка в овчарню».
Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты, и заказы на портреты принимать с неохотой, именно последние прославят его имя в истории. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство - совершеннее. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) - основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами - один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр - несокрушимая глыба, источающая энергию и волю. «Мое кресло стоит трона», - утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сама женщина превращалась в произведение искусства ("Портрет Инес Муатессье", 1851, Лондон, Национальная галерея). Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Восхищение художника воодушевляло и модель - женщина, которая нравится, становится красивее. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Поклонником красоты художник оставался до конца дней - холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал - ему было 87 лет.
Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них - Дега, Пикассо и другие.
Вероника Стародубова
Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.
В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.
В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.
В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму - темы берет из мифологии, из истории древних времен.
Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини", групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.
Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства". Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.
В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.
Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.
Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.
Биография
Жан Огюст Доминик Энгр родился на юге Франции - в Монтабане 29 августа 1780..Его отец был живописцем и скульптором. Он рано дал мальчику карандаш, привил ему также любовь к музыке, научив петь и играть на скрипке. Самым ранним датированным произведением художника, является рисунок женской головы с античного слепка, исполненный Энгром в 9 лет. Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию.
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры. Учителя единодушно предсказывают ему блестящее будущее.
В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Энгр рассчитывал на нее, но Давид решительно настоял, чтобы она была дана другому его ученику.
Первые работы художника датируются 1800 г. Для получения Большой римской премии требовалось умение построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом - картина "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии.
01 - Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801
Однако Энгр так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание. Поэтому путешествие по Италии и четырехгодичное пребывание в качестве стипендиата во Французской академии в Риме из-за неблагоприятного состояния финансов были отложены на 5 лет.
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса - одну из частных художественных школ Парижа, где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру. В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг, но вскоре оказалось, что самый доступный и надежный способ пополнить материальные ресурсы - это писать портреты. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца своих дней на то, что они отвлекают его от более возвышенных задач.
С большим парадным портретом Первого консула (1803) связаны первые успехи Энгра-портретиста. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков.
02 - Портрет консула, 1804
15 сентября 1806 г. в Салоне Энгр намеревался выставить несколько полотен: портрет отца, Наполеона на императорском троне, автопортрет и, главное, на что он возлагал надежды, - портретную сюиту семьи Ривьер. Только в Риме ему стало известно, как неодобрительно отнеслись критики Салона к его произведениям.
03 - Портрет М. Филибера Ривьера, 1805
04 - Портрет мадам Ривьер, 1805
05 - Портрет мадмуазель Ривьер, 1805
Почти через 50 лет, готовясь к выставке 1855 г., Энгр, разыскивая портрет мадемуазель Ривьер у наследников изображенной, сказал: "Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет; и поэтому мне было бы приятно его выставить...". Однако после Салона 1806 г. картина при жизни художника так и не была выставлена, и только в 1874 г. правительство приобрело ее для Люксембургского музея, откуда она перешла в Лувр.
Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину, скомпонованную "по воображению". Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе. В парижском Салоне 1808 г. картина "Эдип и Сфинкс" не произвела особенно сильного впечатления, но и не подверглась серьезной критике.
06 - Эдип и сфинкс, 1808
Наиболее значительной из других картин, посланных тогда же Энгром в Париж, была "Сидящая женщина", известная теперь под названием "Большая купальщица" (1808, Париж, Лувр). В ней художник окончательно обрел один из ведущих мотивов своего искусства - тему обнаженного женского тела ("ню"), который пройдет через все его творчество. Работой, которой завершились обязательные для пенсионеров Академии посылки в Париж, явилось у Энгра большое полотно "Юпитер и Фетида", законченное в 1811 г. и выставленное в Салоне 1812 г.
07 - Купальщица, 1808
08 - Юпитер и Фетида, 1811
Число различных произведений, созданных Энгром в этот период, поистине поразительно, особенно если учесть его частые болезни, которые были тяжелыми и продолжительными.
Пока в Риме французская администрация чувствовала себя хозяйкой положения, Энгр получил несколько официальных заказов на декоративные произведения исторического содержания. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно "Ромул, победивший Акрона" (1812, Париж, Школа изящных искусств). Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон "Сон Оссиана" (1813, Монтобан, Музей Энгра). В истории французской живописи XIX в. эта работа явилась одним из провозвестников приближающегося романтизма.
09 - Ромул, победитель Акрона приносит богатые дары в храм Зевса, 1812
10 - Сон Оссиана, 1813
Период 1812-1814 гг. - плодотворный в творчестве художника. Подчас трудно проследить, какое из полотен появилось раньше, так как Энгр параллельно работал над несколькими картинами, переходя от одной к другой, внося бесконечные поправки и изменения.
В Салон 1814 г. мастер послал несколько работ. Из исторических композиций художник выбрал картины "Испанский посол дон Педро Толедский, целующий шпагу Генриха IV в галерее Лувра", "Рафаэль и Форнарина" и композицию на современный сюжет - "Папа Пий VII в Сикстинской капелле" (1814, Вашингтон, Национальная галерея). Энгр современными считал все неантичные темы, и, сюжеты из истории XVI-XVII вв. полностью входили в понятие современных.
11 - Рафаэль и Форнарина, 1814
12 - Смерть Леонардо да Винчи, 1818
В 1819 выставил в Салоне полотна "Большая одалиска" (1814, Лувр), "Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью" (1818, Мадрид); "Роже, освобождающий Анжелику" (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
13 - Большая одалиска, 1814
14 - Роже, освобождающий Анджелику, 1819
Когда "Большая одалиска" появилась в Салоне 1819 г., ее встретили прежде всего как нечто не совпадающее с принятыми традициями. На Энгра посыпался град упреков. Находили, что он недостаточно владеет светотеневой объемной моделировкой, непростительно нарушает анатомическую верность.
Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга, хранящимся ныне в Лувре.
15 - Портрет Паганини, 1819
Художник вернулся в Париж со свернутым в рулон "Обетом Людовика XIII". Установленная в заказе цена за "Обет Людовика XIII" -3000 франков - была удвоена администрацией в связи с успехом, который картина имела в Салоне 1824 г. Награжденный орденом Почетного Легиона лично Карлом Х и избранный в 1825 г. академиком, Энгр становится одним из столпов французской школы.
16 - Обет Людовика XIII, 1824
В конце 1825 г. мастер открыл в Париже студию для своих учеников. Он становится педагогом, воспитателем нового поколения художников. Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж, и его мысли обращаются к Италии. Он просит назначить его директором Французской академии в Риме. Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря 1834 г. Энгр уезжает из Парижа.
Около месяца длилось путешествие Энгра из Парижа в Рим. Его путь лежал через Милан, Бергамо, Брешию, Верону, Падую, Венецию и Флоренцию с остановками для краткого отдыха и осмотра достопримечательностей.
Это были годы материальной обеспеченности и внешнего благополучия, когда Энгр добросовестно и старательно выполнял свои административные и педагогические обязанности, сравнительно мало внимания уделяя собственному творчеству.
В период директорства Энгра значительно пополняются также библиотека и коллекция галереи слепков с античных и ренессансных произведений. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня"(1839), "Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
17 - Одалиска с рабыней, 1839
18 - Антиох и Стратоника, 1840
Когда весной 1841 г. Энгр появился во французской столице, ему была устроена триумфальная встреча. Берлиоз посвятил мастеру специально устроенный им концерт, Луп-Филипп пригласил его посетить Версаль и отобедать с ним в любимой королевской резиденции в Нейи. Труппа Комеди Франсез прислала Энгру почетный билет, дающий право бесплатно посещать театр в течение всей жизни. Последний этап творчества художника - годы полного признания и славы.
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841-1847, "Железный век" и "Золотой век", обе не были закончены).
1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены.
19 - Мадам Энгр, 1859
20 - Автопортрет, 1858
В 1850-е гг художник прибегал к помощи учеников, и все меньше проявлялась в работах его собственная оригинальность. Он подписывает своим именем несколько мадонн.
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
21 - Триумф Наполеона, 1853
До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Еще 8 января 1867 г. днем художник делал набросок к новой религиозной картине "Христос у гроба", используя для этого композицию Джотто, а через несколько часов, после музыкального вечера у себя дома, галантно провожая дам до их экипажей, он сильно простудился. На замечание одной из них - надеть что-нибудь теплое и поберечь себя - художник ответил: "Энгр будет жить и умрет слугой дам". На следующий день у него началась тяжелая пневмония. 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни.
В том же году памяти художника была посвящена персональная выставка его картин, этюдов и рисунков, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Каталог ее насчитывал 584 номера. В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника. Основные произведения мастера остались во Франции, и большинство их хранится в различных музеях.
Вклад в мировую культуру
Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет мадам Сенонн, 1814, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане). Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.
22 - Апофеоз Гомера, 1827
23 - портрет мадам Сеннон, 1814
24 - Венера Анадиомена - 1808-1848
Однако в своих программных мифологических и исторических композициях он отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе средневековья. Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 в. Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Ф. Ривьера, 1805, Париж, Лувр, портрет госпожи Ривьер 1805, Париж, Лувр или госпожи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде). Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (1820—1856, Париж, Лувр); в последней воплощен идеал «вечной красоты».
25 - Портрет мадам Девосе, 1807
26 - Портрет Франсуа Марио Гранье, 1807
27 - Ингресс, Паоло и Франческа, 1819
28 - Источник, 1820-1856
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
29 - Принцесса де Брогли, 1851-1853
30 - Жанна д"Арк на коронации Карла VII, 1854
31 - Портрет мадам Муатессье, 1856
32 - Турецкие бани, 1862
33 - Портрет Наполеона на императорском троне, 1860
Жан Огюст Доминик ЭнгрФранцузский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане.
Отец - Жозеф Энгр , занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.
Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.Ференц Лист
С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.
С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.
"Наполеон на императорском троне"Портрет мадам Devaucay, 1807
Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий "Большая купальщица" (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.
"Купальщица Вальпинсона". 1808
Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.
«Вергилий, читающий Энеиду»
"Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта".
Вергилий
"Паоло и Франческа"Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.
«Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.
Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.
"Композитор Керубини с музой лирической поэзии". 1842
Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота» .
"Портрет мадам Муатессье". 1856
Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов - противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.
Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.
Автопортрет в возрасте 79 лет - Жан Огюст Доминик Энгр
Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 - 1867)
Оригинал записи и комментарии на