Что означает выражение «в подоле принесла»? Что значит принесла в подоле

Традиционно словосочетание «принесла в подоле» несет несколько негативную окраску, гранича с «грехом» и чем-то «распутным», не укладывающимся в общепринятые рамки морали. Однако так ли это? И откуда пошло данное выражение? Рассмотрим…

Нерушимая система «мать – дитя»

С появлением ребенка жизнь любой женщины встает с ног на голову. В хорошем смысле. У новоиспеченной матери появляется живой, трепещущий, родной комочек, для которого она – источник жизни. А каково же малышу? Он в одночасье оказывается в новом мире, где больше нет ничего знакомого. Стало холодно, неуютно, и не слышно маминого сердечка.

В психологии существует специальный термин, которым описано состояние ребенка в момент и после рождения – «родовой стресс». Свести к минимуму это явление возможно постоянной близостью к матери. Только рядом с ней дитя успокаивается, слышит знакомое сердцебиение и особый родной запах.

Уникальная система «мать – дитя» нерушима. Ее нельзя разорвать банальным перерезанием пуповины. Наши предки отлично это знали и принимали собственные меры. Как они это делали? Ведь в Древности не существовало привычных нам колясок, а забот было в тысячу раз больше. Как поступали наши пра-пра-прабабушки?

Для того чтобы держать новорожденного рядом с собой постоянно, древние женщины использовали перевязь из ткани. С таким «устройством» весьма удобно (может, и не очень) и по хозяйству хлопотать, и в лес по грибы ходить, и в огороде управляться. Собственные прототипы перевязей имеются практически во всех мировых культурах. Достаточно лишь внимательно присмотреться…

Традиции некоторых регионов

Эскимоски, например, носят своих деток голыми в особом меховом мешке, пришитом к меховому же одеянию матерей. На дно «конверта» толстым слоем укладывается гигроскопичный мох (принцип впитывающего подгузника). Кожа ребенка соприкасается со спиной матери. Сверху мамина одежда покрывается дополнительной шкурой. Такая многослойность прекрасно защищает обоих от лютого мороза и называется «амаути». Современный вариант подобного «туалета» представляет собой специально изготовленную куртку с «детским» кармашком на спине.

В Африке существует похожая традиция, не изменившаяся на протяжении столетий. Матери Черного Континента привязывают к спине тканое полотнище для ношения детей. Индийские женщины делают то же самое. Цыганки используют с той же целью свои огромные цветастые платки, обвязывая их вокруг шеи.

Восточные азиатки применяют собственное «изобретение» – «май-тай». Оно выглядит как отрез ткани, снабженный лямками. Две из четырех завязок крепятся на поясе, остальные – за спиной. В результате выходит особый кармашек, куда и укладывается малыш.

Русские и европейские традиции

В Европе и на Руси также существовали перевязи. Выражение «принести в подоле» имело абсолютно практическое значение. Означало оно буквально «ношение малыша в собственном подоле».

Подолом именовалась деталь одежды, русский передник у крестьянок. Он был широким и длинным, надевался на юбку. В нем же и носили малышей, обвязывая нижний край вкруг шеи.

У русских матерей считалось нормой носить новорожденных не только в подолах, но и в платках и даже особых плетеных коробах. Касательно фразы «принести в подоле»: в некоторых регионах существовал специальный «материнский» передник. Его надевали с конкретной целью, поскольку был он шире и длиннее обычного, идеально подходил для ношения драгоценного чада.

Такой передник также завязывали на шее. В нем приносили новорожденного в дом после успешного разрешения плодом. В нем же малыш проводил львиную долю своей жизни, пока не начинал ходить собственными ногами. Вот откуда проистекает понятие, которое слышали все, но понимаю немногие.

Немного истории

Древнейшее изображение перевязи археологи обнаружили в Фивах, в гробнице египетского жреца Монтуемхата (I тысячелетие до н.э.). Эпохе Ренессанса также присущи подобные сюжеты. На фресках capella dell’Arena (XIV в., Падуя) Джотто воплотил Богородицу с похожей перевязью. Имеется ввиду исход из Египта, когда Мария выносила на себе маленького Мессию. И делала она это именно при помощи устройства, которое сегодня называется «слингом».

При ближайшем рассмотрении вопроса можно найти множество подобных изображений и в древней, и в новой истории. Например, золотой доллар, выпущенный США. На нем – индианка из шошонов Сакаджавиа. Эта героическая женщина была проводником экспедиции знаменитых Льюиса и Кларка в начале 19 столетия. С малышом на спине она преодолела тысячи миль с Запада на Восток североамериканского континента и обратно.

Таким образом, выражение «принести в подоле» не имеет ничего общего с позором, как многие привыкли полагать. Напротив, оно означает глубокие материнские чувства, единение с ребенком, родительские обязательства.

Сегодня на смену перевязи пришел такой популярный слинг, которым пользуется множество современных мамочек. О вреде или пользе устройства с медицинской точки зрения можно сказать многое. Однако главная его функция остается неизменной – сохранить прочную связь матери и ребенка. Что может быть ценнее?

"Не принеси в подоле!" — не говорила ли ваша мама такие слова? В задушевном разговоре, как бы между прочим, объясняя, почему не надо ходить в сомнительные компании ночью или спать с парнями до свадьбы.

И, что интересно, при ближайшем рассмотрении иногда оказывается, что мама сама забеременела до брака. И для того, чтобы "предостеречь" чадо от повторения своих ошибок, она навешивает ей кучу страхов и установок. Она рассказывает о высоком положении отца или чести семьи, которую никак нельзя запятнать. Но, как известно, чего боишься, то чаще всего и случается…

Из этих маминых слов дочь уяснит только то, что искренняя любовь и сексуальное влечение ведут к позору, что ребёнок, появившийся в результате на свет — нежелателен, что его надо стыдиться и прятать.

А потом мама с нежной заботой и тревогой спрашивает, ну когда же у неё будут внуки? Что вот теперь уже пора, потому что теперь всё по правилам — муж, квартира, карьера. И возраст уже поджимает. И маме нужно приложить свою энергию на воспитание следующего поколения, появления которого она так боялась несколько лет назад. И если раньше маме было ужасно стыдно, что её дочь может родить ребёнка вне брака, то теперь мама испытывает чувство неполноценности из-за того, что её дочь никак не может родить ребёнка.

Маме нужна красивая доска почёта, чтобы "у нас всё, как у людей" :

  • дали дочери хорошее образование;
  • удачно вовремя выдали замуж;
  • и теперь для полноты картины нужны внуки, ну хотя бы один.

Но, как говорится в детской присказке: "Первое слово дороже второго!"

Дочь строго усвоила первые мамины слова, они прозвучали для неё, как заклинание. Она всегда стремилась быть хорошей девочкой, не хотела огорчать любимую маму, и, тем более, стать причиной родительского позора. И не приносит ни в подоле, ни в пелёнках, никак… не получается.

Ещё страшнее происходит, когда мать помещает свою любимую дочь в "двойной замок". Рядом с фразой "не принеси в подоле" звучит ещё одна сакраментальная фраза. Мать очень заботится о благополучии дочери и рассказывает ей, что ни в коем случае не нужно делать первый аборт, пугает страшными медицинскими последствиями и приводит парочку ярких примеров — бездетную тётю Машу из соседнего подъезда или какую-нибудь дальнюю родственницу.

И слово "беременность" приобретает негативный оттенок, вызывает ужас перед необходимостью самой принимать решение в ситуации, из которой для женщины нет желательного исхода.

На моей практике были случаи, когда, забеременев, женщина испытывает такой лютый страх перед позором, навязанным мамой или отцом, что предпочитает сделать аборт. Если родится ребёнок — то все узнают, а если он не родится, то она как-нибудь переживёт. И все силы толкают её к убийству — подруги рассказывают, как они легко пережили аборт (часто из чувства собственной вины, чтобы я не одна была такая). В женской консультации заботливый врач представляет всё как лёгкую и привычную для многих женщин процедуру. Или советует просто "выпить таблетку". Одна такая врач обращалась ко мне за психологической помощью, когда вдруг осознала, что невыносимая жизненная ситуация, в которой она сейчас оказалась, имеет отношение к тому, что она всю жизнь делала аборты.

Иногда женщина вопреки всему рожает. И жизнь как-то выправляется.

А иногда, не чувствуя никакой поддержки, поддаётся на невыносимое давление со стороны. И дальше идут все круги ада. И годы боли, стыда, безысходности и бесплодия.

А начиналось всё с маминой "заботы"…


Помните известную фразу «в подоле принесла»? Что она означает, знаете? Почему именно «в подоле»? А если не в подоле, то как по-другому? Именно об этом и пойдет речь.

Спойлер

С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она – весь мир. Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом. Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом.

На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание – все то, к чему он так привык за долгих девять месяцев своего внутриутробного существования.

Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов.

И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом.

Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было? А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и добычу приготовить, и за другими детьми присмотреть.

Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Удобно, не правда ли, – и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами...

Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах.

Так вот, что касается фразы «принести в подоле», – в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.

Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу. Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».

В Интернете можно найти рассказ и фотографии Екатерины Полянской о том, как детей носили на Руси. Её прабабушка Васса из Смоленской области родом рассказывала, что «подолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку. И, соответственно, получалось «носить в подолЕ». В их области ношение в подолЕ было весьма естественным делом».

Прабабушка Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года.


А мне моя бабушка родом из Нижегородской области рассказывала, что у них в деревне грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках – наверное, это тоже было что-то наподобие подола.

Вот вам и слинг!

Спойлер

Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? Есть очень интересная версия.

На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха. На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку – на счастье.

А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе? Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.

Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней. Именно благодаря этому мы можем сейчас представить, как на Руси носили детей.

В ПОДОЛЕ ПРИНЕСЛА

Наташа была незаконнорожденной. Они жили вдвоем с мамой в небольшом городке, и пока девочка росла, ей пришлось наслушаться много грубого и нелестного о себе и о своей матери: «гулящая», «безотцовщина», «байстрюки», «приблудная». «Добрые» люди из провинции умели «поддержать».

Поэтому мама, как заклинание, часто и назидательно повторяла и повторяла очаровательной, тоненькой, как веточка, дочке:

– Только чтобы в подоле не принесла! Убью! И Натка боялась больше всего на свете огорчить и так несчастливую мать. После девятого класса их послали на картошку. Паренек из соседней деревни две недели гипнотизировал ее черными, как маслины, цыганскими глазами, и все звал ее: – Ну пойдем погуляем, пойдем! Я тебя пальцем не трону.

Глупенькая девчонка пошла погулять – через поле пшеницы, где подмигивали синими глазами васильки: «Не ходи, не ходи, не ходи».

Он ее не обманул. Пальцем не тронул. Он трогал ее губами. Нежно, сладко, упоительно... Всю... Потом было резко больно, но все равно так сладко. Два шестнадцатилетних дурачка. Воистину не ведали, что творят. Они лежали в пшенице, смотрели, как плывут облака, и он говорил ей что-то очень хорошее.

«Мама меня убьет!»

А месяца через 2–3 девочка начала полнеть, наливаться. Живота еще не было видно, но набухла грудь, округлились бедра. Живот появился сразу и неожиданно. Надев мешковатое пальто, благо была осень, она побежала к Женьке, своей закадычной подружке. Женька повела ее к тетке-акушерке. Та, всплеснув руками, жалостливо, но твердо сказала:

– Теперь, деточка, только рожать. Да как же это?!

– Мама меня убьет, – пролепетала Наташа и упала без сознания.

Сегодня Наталье 43 года. Она во второй раз замужем. Первый муж очень хотел детей, не дождался и подал на развод.

Второй не настаивает на ребенке, но по тому, как щедро он оплачивает ее лечение, санатории, профилактику и уже три, правда, неудачных процедуры искусственного оплодотворения, она понимает, что с ребенком затягивать нельзя. Через неделю она идет на следующую операцию. Ее уже трясет от страха, безысходности и отчаяния.

Расстановка

На расстановку ее привела все та же подруга детства, Женька. И она же расстановку оплатит, потому что все деньги семьи ушли на следующее дорогостоящее оплодотворение.

Я задаю привычные в этом случае вопросы:

– Не умирал ли кто-нибудь в роду при родах?

– Нет, – отвечает Ната.

– Делали ли вы аборты?

– Нет.

– Как это нет? – вскрикивает Женя.

Наташа смотрит на нее какими-то невидящими, затуманенными глазами.

– Нет , – упрямо повторяет она.

– К сожалению, я не могу вам помочь, – говорю я.

В расстановке важен каждый факт вашей жизни, о котором я спрашиваю.

Наталья меня не видит, как будто смотрит внутрь себя, будто стоит перед какой-то дверью, которую ей страшно открыть. Мне становится ясно, что она действительно каким-то образом вытеснила, забыла, вытравила вышеизложенную, рассказанную мне Женей, историю. Я в растерянности вижу, что женщина находится в пограничном состоянии. После часа прогулки по городу подруги возвращаются. Наташа выглядит успокоенной. Я начинаю расстановку. Прошу ее выбрать кого-нибудь заместителем себя и заместителем своей мамы.

Мать Наты чувствует себя очень виноватой перед дочкой, ее просто крутит вокруг собственной оси рядом с дочерью:

– Я боюсь за нее, очень боюсь. Я боюсь... чтобы она не забеременела, чтобы она не принесла в подоле, чтобы, как я, не мыкалась одна с дитем.

Девушка, замещающая Наташу, смотрит в одну точку на полу, не видя ничего и никого вокруг.

– Там кто-то лежит? – спрашиваю я

– Да, – кивает она, ее бьет мелкая дрожь.

Кто это может быть? – оглядываясь на Наталью, спрашиваю я. Я уже видела, что она включилась после слов матери: «Чтобы она не принесла в подоле». Она тоже вся дрожит, и слезы градом льются по ее щекам.

Там лежит мой ребенок, – задыхаясь от слез и горя, шепчет она.

Я прошу лечь на пол заместителя ребенка. Женщина, играющая роль Наташи, подходит, ложится рядом, свернувшись клубочком. Начинает качать «ребеночка», стонать, а потом рыдания из самых недр души, с двух концов зала, потрясают всех. Плачет настоящая Наталья, плачет ее заместительница в расстановке. Впервые за долгие годы практики я не могу совладать со своими чувствами. Я плачу. Я не успеваю вытирать слезы. Но главная работа сделана. И да простит меня Бог!

Мать Наташи так и не узнала, что та «принесла в подоле», но, по существу, своим заклинанием она косвенно «убила» свою шестнадцатилетнюю дочь. Наталья окаменела, отключила свои чувства.

Я попросила заместительницу матери, пусть с запозданием, сказать Наташе:

– Даже если ты принесешь в подоле, я приму тебя и буду любить как свою единственную дочь. Ты в безопасности. Я благословляю тебя на жизнь и на рождение ребенка.

У Наташи и Дмитрия в феврале родилась девочка, которую назвали Алисой.

Значит, ей сегодня 10 месяцев. Алиса, родившаяся чудом! Чудом расстановки?

Это выражение используется и сегодня. Особенно широко – среди бабушек, которые корят своих внучек за короткие юбки и шатание с парнями до полуночи.

Мотри, Клавка, догуляешься: принесешь в подоле.

Клавка отмахивается, не совсем понимая, о чем идет речь. Хотя и догадывается...

Иногда подобное выражение может встретиться и в литературных произведениях. К примеру, пишете вы рассказ. И надо что-то ввернуть про дочку главного героя, капитана полиции Насруллу Камалетдинова. Насрулла все время на работе, ловит наркош и призывников, отлынивающих от службы в Российской Армии. А его дочь Фирдаус, поскольку отца постоянно нет дома, а мать давно уже ушла от капитана полиции к майору МЧС, совершенно отбилась от рук. Так вот: если вы напишете, что паршивка Фирдаус снюхалась с самыми отпетыми парнями и, неровен час, вот-вот принесет в подоле, вы вполне выпукло обрисуете ее характер и моральные устои.

«Принести в подоле», выражение, хоть и старинное, да и достаточно подзабытое, особенно в городах, однако вполне прозрачное и достаточно ироническое, если не сказать негативное. Это явный намек на связь с парнем (мужчиной), которая может кончиться беременностью и рождением ребенка. Короче говоря, «принести в подоле» - стало быть, родить внебрачного ребенка и принести его в родительский дом, вместо того, чтобы принести дитя в дом мужа, да еще в отцовой рубахе. Поскольку на Руси роды принимала повивальная бабка в присутствии мужа роженицы. А коли нет мужа, откуда взяться отцовой рубахе? Принести в подоле считалось на Руси несусветным позором, а девица, родившая не от мужа, именовалась не иначе, как шлёнда или шлында («невесть где шлындала, а теперь вишь, ребеночка в родительский дом принесла неизвестно от кого»), шлюня и, как заключительный аккорд – шлюха.

А почему принести именно в подоле?

И этому есть объяснение: а в чем же еще? Колясок на Руси, дабы не принести, а прикатить дитя к родительскому дому, не имелось покуда, а люлька, что подвешивалась к потолку, выполняла функцию кроватки, а не предмета, в котором носят ребенка.

Тогда в чем же носили детей?

А в подоле и носили. Подолом же звался низ юбки, платья и широкого передника. Ребенка заворачивали в этот подол и носили. Отсюда и пошло выражение – «принести в подоле». Когда же матери надлежало работать, а ребенка оставить было не с кем, или он был еще грудничком, концы длинной юбки или передника обвязывались вокруг материнской шеи, а руки, тем самым, высвобождались для работы. В общем, удобно: и дитя на глазах, и покормить его вовремя не представляет труда, и руки свободны, чтобы траву полоть, перебирать сено или ягоды-грибы собирать.

Словом, выражение «в подоле принесла» хоть и имеет негативный оттенок в плане моральном - «нагуляла ребенка», - однако корни имеет чисто бытовые, связанные с практикой присмотра и ухаживания за малышом. Помимо прочего, родить сегодня без брака и без мужа особо зазорным не считается. Но выражению «принести в подоле» к такому случаю аккурат подходит.