Еще три станции столичного метро признаны памятниками архитектуры. Кто ж его починит? Он же памятник

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности.

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности. Однако примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст по-прежнему единичны. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Вопрос этот актуален для всех регионов России. И каждый ищет свой путь.

Объект должен жить

По данным регионального департамента по культурному наследию, в Ульяновской области более 2 тысяч памятников истории, культуры и археологии. На государственной охране стоит порядка 1,5 тысяч памятников культуры и истории и 500 памятников археологии. При этом 80% зданий, признанных объектами культурного наследия, находится в частной собственности. А из оставшихся 20% на областную и муниципальную собственность приходится примерно одинаковое количество - по 10%.

Как использовать эти здания? Что надо сделать, чтобы они сохранялись, реставрировались, и не нарушить при этом их визуальное восприятие и основные характеристики, не повредив тем самым предмет охраны? Вопросы, болезненнее один другого. Две позиции: «не пущать» и «поощрять» - сосуществуют давно и с переменными победами. Однако в последнее время все-таки доминирует точка зрения, что сохранять объект исторического наследия - значит, содержать его и грамотно использовать.

Я за то, чтобы памятник архитектуры жил, и чтобы это здание использовалось. В том числе и для хозяйственных целей. Если здание не используется - оно начинает разрушаться, - говорит директор департамента Шарпудин Хаутиев.

И продолжает:

Меня часто удивляют комментарии в соцсетях, на страницах интернет-изданий, когда пишут: какое имели право продать памятник архитектуры! Памятники истории и культуры - это те же объекты недвижимости. Их можно сдавать в аренду, продавать, дарить, передавать по наследству. Вопрос в другом: как их использовать? Конечно, мы запрещаем размещать в объекте культурного наследия производство: если в здании, которому больше ста лет, поставить станки, вибрация приведет к его постепенному разрушению. Очень осторожно относимся и к объектам, в которых расположены пункты общественного питания. Такие у нас на особом контроле. Но мы не выставляем бизнесу запреты. Мы просто говорим, что можно делать и что нельзя. И обязательно прописываем это в охранных обязательствах.

Однако бизнес весьма осторожен в приобретении зданий, внесенных в реестр объектов исторического и культурного наследия. А современной приметой кризисной экономики становится отказ от этих объектов - со ссылкой на жесткие и финансово емкие охранные регламенты.

Контраргументы Хаутиева - довольно резонны. Любое здание требует ухода и ремонта, его хорошее состояние нужно поддерживать. Но если вы владеете памятником архитектуры, то помимо вас о вашей собственности заботится еще и государство. Оно заинтересовано в том, чтобы эти объекты сохранились, а значит, и в том, чтобы собственник принимал меры по сохранению уникального объекта, которым владеет.

Вопрос - во сколько обходится хорошее состояние здания? И всегда ли нужно держаться до последнего, отстаивая право старинного дома на существование?

Кому он нужен, особый статус

Споры историков, архитекторов, застройщиков и горожан по поводу сохранения исторического облика Симбирска-Ульяновска то утихают, то вспыхивают с новой силой. Перерастая порой в конфликты, победы в которых с переменным успехом достаются каждой из сторон. Выигрывает ли от этого город в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Снесли практически возведенный четырехэтажный жилой дом по соседству с ливчаковским «Теремком», не дали строить отель «Мариотт» рядом с храмом Всех Святых на улице Минаева - это из недавнего. Потеряли целые куски исторических улиц Радищева, Красногвардейской -
из современного, но уже прошлого. Например, там, где стоит областная детская больница, были два исторических здания, которые принадлежали фотографу Горбунову. Многие фамильные фото симбирян и ульяновцев сделаны именно здесь. Что важнее - сохранить эти два домика или построить современную больницу? Едва ли этот вопрос риторический.

Начиная от угла Красногвардейской и заканчивая поворотом на Гончарова, до бульвара Пластова, тоже была рядовая застройка, - рассказывает председатель совета Ульяновского отделения ВООПиК Ольга Свешникова. - Но рядовая не значит плохая. Памятников было два-три, но они были. Главное, что была сохранена строчка. Стоит из этой строчки убрать один-два дома, и сразу теряется смысл сохранения. Так же, как знаменитый «Теремок». Появились пристрои, осталось два-три исторических здания. И что?.. Или возьмите дом, где жил Дмитрий Ульянов. Его поставили на охрану как исторический. Хозяева живут в Казахстане, в Ульяновск приезжают периодически. И продать дом не могут, потому что продажа вместе с нагрузкой - охраной, и содержать не могут, поскольку это большие затраты. Смотришь на дом, весь перекошенный, и думаешь: может, лучше, чтобы его не было?..

А горожане, включая заинтересованных предпринимателей, вспоминают о несостоявшихся пешеходных улицах в современном Ульяновске. Намерение закрыть от транспорта часть улицы Карла Маркса, от перекрестка с улицей Гончарова до Карамзинского сквера, пожалуй, было прожектом. А вот пешеходная улица Федерации могла бы состояться. Первым попыткам осуществить этот проект уже почти 20 лет. В то время на Федерации еще были сохранены многие исторические здания, а бизнес, расположенный здесь, готов был вкладываться как в ремонт фасадов, так и в свое концептуальное развитие - с туристическо-развлекательным уклоном.

Сегодня существует объект регионального значения - достопримечательное место «Ярмарочный квартал». Проект разработан архитектурной мастерской «Симбирскпроект». По сути, достопримечательное место - это один целостный памятник истории и культуры, внутри которого разрешены определенные градостроительные режимы. Однако на этом пока все застопорилось.

Границы есть, режимы определены, но чтобы наполнить все это внутри - нужна как минимум какая-то большая концепция, в разработке которой должны участвовать и музейщики, и архитекторы, и искусствоведы, и арендаторы, - говорит Ольга Свешникова. - Пока этого нет.

Между тем, есть интересный опыт Самары. На Московском урбанистическом форуме в октябре о нем рассказывал Виталий Стадников, экс-главный архитектор этого города, а ныне - замдекана Высшей школы урбанистики:

Мы в свое время создали общественную организацию «Самара для людей» -
чтобы помогать жителям исторической части оформлять землю в собственность, потому что это единственная защита от строительства там каких-то объектов… По сути, созрел механизм создания альтернативных программ развития территорий. Сейчас ведется разработка мастер-плана по исторической части Самары. В результате удалось войти в группу стратегического планирования, а это уже закон города Самары, принятый до 2025 года. И через эту группу так называемого пространственного развития появился механизм проецирования решений, которые разрабатываются альтернативным способом.

Принцип «кнута» и «пряника»

В Ульяновской области есть межведомственная рабочая группа по противодействию незаконной застройке на территории достопримечательных мест.
А по содействию законному включению исторических зданий в современный деловой оборот?..

Конечно, мы прекрасно понимаем, что принцип бизнеса - получение прибыли. Предпринимателям надо снести гнилой одноэтажный дом и построить многоэтажное здание большой площади. «Кнут» для нарушителей есть (серьезные штрафные санкции), но должен быть и «пряник», - заявил на заседании круглого стола «ДО» директор Средневолжского филиала ФГУП «Институт «Спецпроект-
реставрация» Юрий Козлов. - Ведь по факту сейчас порой выгоднее объект угробить, чем проводить ремонтно-реставрационные работы.

С предложением Юрия Козлова - ввести налоговые и прочие льготы для владельцев объектов культурного наследия, если те вкладывают деньги в их сохранение, - солидарны и предприниматели, и историки. Однако, несмотря на то, что федеральному закону об объектах культурного наследия скоро уже 20 лет, внятный механизм преференций так и не разработан.

Таким механизмом вполне могло бы стать государственно-частное партнерство, благо, есть уже и ульяновский региональный закон о ГЧП, и федеральный. Например, концессионное соглашение: предприниматель берет на себя обязанность по восстановлению объекта культурного наследия, а здание предоставляется ему городом (если это муниципальная собственность) в аренду по минимальной фиксированной цене, с учетом всех затрат на ремонт. По окончании срока соглашения здание должно быть возвращено городу. Если стороны не договорятся о продлении договора.

Сегодня о примере таких соглашений рассказывает город Череповец. Не забывая подчеркнуть, что это первые в России концессионные соглашения, которые заключены с целью восстановления объекта культурного наследия. Первые ли? Остается верить на слово.

В Ульяновске по похожей схеме десять лет назад было возвращено к активной жизни здание на улице Гончарова, 50. Реконструировала и реставрировала его компания «Ульяновск-GSM»: и свои условия улучшила, и исторический облик города сохранила. По сей день, когда речь заходит об удачном примере «интеграции» коммерческих структур в историческую среду, большинство владельцев бизнеса и чиновников вспоминают именно этот объект.

Между тем, для объектов федеральной собственности предложен довольно привлекательный механизм. С сентября вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дает возможность сдавать требующие реставрации объекты историко-культурного наследия в частные руки на 49 лет за один рубль.

Огромный блок федеральных памятников, тысячи и тысячи, находятся в плачевном состоянии! Теперь же благодаря этому постановлению, если вы отремонтировали, можете делать там, что хотите, можете развивать там бизнес. Сорок девять лет - это два поколения. Практически вечное владение, - заявил на сентябрьском съезде реставраторов в Казани министр культуры России Владимир Мединский.

Впрочем, речь об условной цене: один рубль - это стартовая цена аукциона, в результате которого появится реальная цена аренды. Понятно, что в типовом договоре будут прописаны условия расторжения контракта, если арендатор не выполняет обязательств. Критерии же объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, определены еще одним постановлением правительства.

Но, повторимся, это решение для федеральной собственности. А как быть с региональной и муниципальной?

В Департаменте Ульяновской области по культурному наследию рассказывают, что совместно с администрациями районов прорабатывался вопрос продажи памятников архитектуры по минимальной цене, но с условием, что новые собственники будут вкладывать средства в сохранение этих объектов, подпишут охранные обязательства. Инициатива не прижилась. Прежде всего, потому что такие объекты интересны не в глубинке, а в крупных городах, где на них действительно можно делать бизнес.


По региональным лекалам?

Однако первые меры региональной поддержки уже появились. В 2014 году Правительство Ульяновской области приняло постановление о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с сохранением объектов культурного и исторического наследия регионального значения. На господдержку могут рассчитывать физические лица, общественные, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Для этого надо выполнить ряд условий. Проект реставрации или ремонтных работ должен быть согласован с региональным Министерством искусства и культурной политики. Исполнителем работ должна стать организация, которая имеет соответствующую лицензию Минкульта РФ
(в Ульяновске таковых 15). Требования подрядчика должны быть открыты и понятны (необходимо предоставить смету). Факт оплаты работ надо подтвердить документально. И тогда 50% от стоимости выполненных работ возмещается государством.

Уже оценили эту меру Симбирская митрополия Русской православной церкви и Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области. С физическими лицами - сложнее. Собственниками зданий, признанных объектами исторического наследия, зачастую являются люди пожилые и малообеспеченные. Оплата постфактум для них неприемлема: осилить расходы на проектную документацию, ремонт и реставрацию «по правилам» они просто не в состоянии. Поэтому в 2016 году в регионе планируют подойти к ситуации иначе - не возмещать затраты, а предоставлять средства заранее.

Я больше всего боюсь, что такие объекты по районам обречены на гибель, - говорит Шарпудин Хаутиев. - Поэтому нам очень важно, чтобы люди там жили и сохраняли эти здания.

Живет человек в доме и хочет сохранить его для потомков, - рассуждает Ольга Свешникова. - Например, дом деревянный, с интересным красивым декором, известен и автор проекта. Хозяин своими силами поддерживает его исторический облик. Но стоит поставить здание на охрану, как объект культурного наследия, с собственником заключают охранное обязательство. И отныне обязан он любую ремонто-реставрационную работу проводить через проекты и экспертизы, что требует немалых денег. Я иногда думаю: возможно, это законодательство рассчитано на солидные города в плане исторического наследия -
Санкт-Петербург, Псков, Вологду, Владимир, где выделяются из госбюджета немалые средства на сохранение культурного наследия, в том числе и на реставрацию недвижимых памятников.
У нас по столичным меркам объекты более «скромные», но это наша история, наши памятники, и мы должны их сохранить.

Все, что касается охраны объектов культурного наследия, на законодательном уровне уже принято, считают эксперты. Пора подумать о поддержке тех, кто ими владеет. Нельзя уравнивать все объекты, причисленные к памятникам истории и культуры, а также требования к этим объектам. Ценовые категории зданий, которые находятся в Москве и, скажем, в Сенгилеевском районе Ульяновской области, серьезно разнятся. Достаток людей, которые проживают в этих зданиях, тоже разнится.

Защита и охрана объектов исторического и культурного наследия регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. К памятникам археологии законодательство относит объекты старше 100 лет. К памятникам архитектуры - здания, которым не менее 40 лет. Памятник истории может быть и моложе 40, если он связан с известной личностью либо носит мемориальный характер.

Для тех, кто живет в селе, эти дома являются обычным местом жительства, и загонять их в тупик жесткими ограничениями и обременениями нельзя, -
считает Шарпудин Хаутиев. - На мой взгляд, здесь в законодательстве большая брешь. К этим людям должен быть иной подход. Надо подумать о серьезных мерах их стимулирования, о том, как им можно помочь. Привлекать к ответственности человека, который живет на одну пенсию, штрафовать его - порой рука не поднимается. Он просто уйдет с этого объекта, ему не нужен такой дом. И что тогда станет со зданием?

Как работать с культурной средой

Есть и еще один вопрос «в тему»: насколько удачны попытки сохранить среду за счет псевдоисторических новоделов? На градостроительных советах часто возникает конфликт мнений по поводу центральной части города. И касается он не столько сохранения исторического наследия, сколько архитектурного облика новых объектов.

Если посмотреть на современную архитектуру, которая пытается претендовать на историчность, - хороших образцов нет. Ни в центре Ульяновска, ни в городе вообще. В стране - есть, а в Ульяновске как-то не случилось, - категоричен зампредседателя Ульяновского отделения Союза архитекторов России Сергей Фролов.

В большой части архитектурного сообщества доминирует мнение, что всякое здание должно соответствовать своему времени. Псевдоисторические новоделы, зачастую, ничего, кроме отторжения, не вызывают.

В России есть достаточно яркие образцы такого «историзма», - замечает Сергей Фролов. - Меня поразила картина в московском Пыхов-Церковном проезде. Неоклассическое здание Михаила Филиппова, с колоннами, балясинами, карнизами - вроде, красиво. Но когда взгляд скользнул вправо на настоящий сталинский ампир - все стало на свои места! Простая, естественная архитектура затмевает современное узорочье - живая классика! Я считаю, современное здание должно говорить современным пластическим языком. Это может быть скромный стеклянный фасад, который оттенит объект исторического наследия. Не надо играть с ним в прятки, нужно иметь свое лицо.

Всем, кто заинтересован в сохранении исторического наследия, надо, прежде всего, работать с культурной средой, с формированием у горожан интереса к памятникам истории и культуры, понимания их ценности и значимости, считают в Союзе архитекторов. К сожалению, у богатых людей пока нет желания блеснуть не просто дорогим красивым домом, а тем, что этот дом с какими-то культурными наслоениями, историческими пластами. Да и бизнес-структуры в массе своей считают размещение в исторических зданиях не плюсом для бизнеса, а обременением.

Надо каким-то образом ввести моду на жизнь в историческом здании, на работу в историческом здании, - говорит Сергей Фролов. - Чтобы человек, обустраивая себе в таком здании офис, не только видел проблемы и обременения, но ощущал приобщение к дворянской культуре или к какому-то пласту исторического наследия. Чтобы это было круто, престижно.

Конечно, процесс этот небыстрый. Но начинать надо с малого. В Ульяновском отделении Союза архитекторов России, например, в октябре прошел цикл лекций по градостроительству. Для всех желающих.
На базе строительного лицея в Ульяновске третий год работает архитектурная школа Сергея Кангро. А экскурсии по архитектурным памятникам Симбирска-Ульяновска, организованные креативным пространством «Квартал» на площадке музейного дворика Дома Гончарова, стали настоящим событием ны-
нешнего лета.

Несколько лет назад на одном из круглых столов «ДО» прозвучало предложение сделать Ульяновску, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга День исторического наследия. Что это такое. Люди, которые находятся в исторических зданиях, понимают престижность этого здания для своего бизнеса. Раз в год открываются двери - неважно, строительная это фирма, казначейство или банк - и всех желающих приглашают на экскурсию. Хозяева рассказывают гостям о своем здании, его истории, о том, как они осуществляют преемственность. День исторического наследия можно обозначить единым днем в городе. Или каждый выбрал бы этот день для себя. Предложение показалось интересным, но День исторического наследия в деловую и культурную жизнь Ульяновска так и не вошел.

Однако жителям города и всем, кто интересуется его историей и архитектурой, стоит знать, что можно посетить любой объект исторического и культурного наследия, который вызывает интерес.
В охранном обязательстве по каждому такому объекту в обязательном порядке прописано: обеспечить беспрепятственный доступ в здание для всех желающих в установленные дни или часы. Делается это для популяризации исторического наследия.

При любом обращении граждан, которые неравнодушны к своей истории, архитектуре, мы согласовываем все действия с собственником и обеспечиваем доступ в здание, которое они хотели бы посетить, - сообщили «ДО» в департаменте по культурному наследию.

Людмила Ильина

Фото: С. Ларин

Как правило, термин "памятник архитектуры" расшифровывается россиянами как исключительно нежилое и даже музейное пространство, но на самом деле в домах с подобным статусом зачастую живут обычные люди. Каким же образом можно добиться для дома статуса "объекта культурного наследия", что он дает и к чему обязывает своих обитателей?

Хочу "жить в памятнике"

Не следует путать понятие "красивый старый дом" и официальный термин "памятник архитектуры". Первые не охраняются законом от перестройки, надстройки и сноса, в отличие от вторых. Поэтому если вы предполагаете спасти свой красивый старый дом от сноса или спасти свой вид из окна от застройки многоэтажками, вам надо придать нужным домам некий охранный статус.

К сожалению, сейчас процедура придания статуса усложнилась для граждан: жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия - например, в Москве это департамент культурного наследия (Мосгорнаследия) - провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами ее ждать и разрушаться. Тем не менее, с момента согласия органов охраны культурного наследия на проведение экспертизы у дома появляется статус "заявленного памятника". Теперь его нельзя снести без согласования с ведомством, отвечающим в регионе за охрану объектов культурного наследия. Чтобы выяснить все детали процесса можно обратиться за помощью в территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус "объекта культурного наследия" (ОКН), либо его переводят в разряд "ценных градоформирующих" (ЦГФО) или прочих объектов. Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу - бессмысленно.

Как правило, с момента подачи первого заявления до получения результата проходит пара лет. За это время может произойти все, что угодно, но тот факт, что заявление на проведение экспертизы подано и взято в работу, обычно вселяет надежду и служит небольшим щитом и средством обороны в неприятных ситуациях.

Куда податься

Заявления о возможности проведения экспертизы подаются гражданами в Москве в службу "одного окна" Департамента культурного наследия. В других регионах России это может быть управление по государственной охране объектов культурного наследия (как, например, в Твери) или агентство по сохранению историко-культурного наследия области (как, например, в Самаре). С собой надо иметь паспорт и копию заявления (для себя). На вашу копию чиновники поставят печать, что будет означать, что заявление принято.

В шапке заявления обязательно указывается почтовый адрес заявителя.

Не забудьте четко обозначить цель своего обращения: лучше всего тут подойдет фраза "по адресу … мною было обнаружено здание, обладающее признаками объекта культурного наследия".

Далее нужно приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, в которых он снимался; литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.

Если с историческими фактами по этому дому у вас плохо, а времени для посещения архива нет, уделите особенное внимание внешнему убранству, подробно описывая необычную форму наличников, медальонов, форму окон. Тут вам поможет самый элементарный словарь архитектурных терминов: правильные термины в нужном месте и в подходящем контексте сделают вашу заявку более весомой. Можно упомянуть, что все дома на вашей улице построены в едином стиле и выглядят как гармоничный ансамбль, разбивать который неправильно.

Пройдитесь по всем помещениям в поисках интересных деталей интерьера: старинной метлахской плитки, чугунных перил, аутентичных дверей и оконных рам. Расспросите соседей, какие перепланировки пережили их квартиры в советскую эпоху: возможно, какая-то из квартир вполне претендует на звание "Музея коммунального быта".

Завершая свой рассказ о доме в заявлении, еще раз повторите о необходимости проведения ГИКЭ и не забудьте написать, что вы "ожидаете письменного ответа по указанному в шапке адресу в установленные законом сроки". Вам должны ответить в течение месяца. Если не отвечают - берите копию с печатью и идите в службу "одного окна" за ответом сами.

И что дальше?

Стоит обратить внимание на то, что статус "памятник архитектуры" не только защищает дом от сноса или каких-либо незаконных перестроек, но и накладывает на его жильцов определенные обязательства. Отныне они уже не имеют право своевольничать в плане ремонта такого здания: как его фасадной части, так и деталей интерьеров.

Прежде чем производить существенные ремонтные работы, жильцам или организациям, которые и хотят осуществить перестройку, нужно предоставлять проекты ремонтных и реставрационных работ на согласование в органы наследия. И только после одобрения проекта можно приступать к работам.

Кстати, каждый ОКН имеет свой "предмет охраны". Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания (лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты) или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН. При утверждении проекта реставрации чиновники обращают особенное внимание именно на сохранность "предмета охраны". Существует и "цветовой паспорт" дома, где обозначен нужный оттенок краски в случае ремонта фасада.

В случае, если охраняемые части "памятника архитектуры" нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия.

Анастасия Аладжалова, куратор историко-краеведческого проекта "Москва, которой нет"

Станция метро «Белорусская»

В реестр объектов культурного наследия регионального значения включили станции «Белорусская», «Киевская» и Комсомольская». До конца года этот статус получат все станции Кольцевой линии.

Три станции московского метро: «Белорусскую», «Киевскую» и «Комсомольскую» — включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. До конца этого года все станции Кольцевой линии получат этот статус.

Очередность включения станций Кольцевой линии в реестр выбирали сами москвичи с помощью проекта летом прошлого года. Тогда в голосовании приняли участие более 266 тысяч человек.

«Многие станции Московского метрополитена уже внесены в реестр объектов культурного наследия, однако до недавнего времени станции Кольцевой линии в этот список не входили. Каждая представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени. Поскольку сделать это одновременно со всеми станциями линии в краткий срок невозможно, москвичам было предложено самим выбрать, какие из них попадут в реестр первыми, — рассказал руководитель . — Участники голосования проекта «Активный гражданин» выбрали три станции — “Киевскую”, “Комсомольскую” и “Белорусскую”, которые выходят к пяти столичным вокзалам: Киевскому, Ярославскому, Казанскому, Ленинградскому и Белорусскому. Часто именно с них начинается знакомство гостей нашего города с Москвой. Над их оформлением трудились знаменитые архитекторы, скульпторы и художники; каждая рассказывает о культуре и жизни советского народа, имеет исключительное убранство и является важным ориентиром на карте нашего города. Сегодня мы вместе с горожанами несем ответственность за сохранение этого наследия».

Все три станции, выбранные москвичами, были построены в 1950-х годах. К примеру, на конкурс по созданию станции «Киевская» было представлено 40 проектов, среди которых победил авторский коллектив из Киева под руководством профессора Евгения Катонина. Станция была заложена на глубине 53 метров. Главной темой ее оформления стало 300-летие воссоединения России и Украины. Торцевая стена станции декорирована лепными жгутами растительного орнамента, вдоль которых нанесена строка из советского гимна. Станция была открыта в 1954 году.

А станция «Комсомольская» была построена по проекту архитектора Алексея Щусева в 1952 году. В ее интерьере можно увидеть барельефы скульптора Георгия Мотовилова «Урок музыки», «Сбор урожая», «За мир» и «Урок географии». Платформа находится на глубине 37 метров, свод поддерживают два ряда колонн с арками. Основной мотив оформления — военная атрибутика, ордена, пальмовые листья и дубовые ветви. После запуска станции Щусеву была присуждена Сталинская премия.

Проект наземного павильона и подземной платформы станции «Белорусская» принадлежал архитекторам Ивану Таранову и Надежде Быковой. Ее глубина составляет более 42 метров. Темой оформления станции стало хозяйство и культура народа Белоруссии. Для пассажиров «Белорусскую» открыли также в 1952 году и наградили архитекторов Сталинской премией.

Объектами культурного наследия регионального значения являются еще 12 (из 207) станций метро. Среди них «Автозаводская» (1943), «Бауманская» (1944), «Партизанская» (1944), «Красные Ворота» (1935), «Кропоткинская» (1935), «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1943), «Павелецкая» (1943), «Семеновская» (1944), «Чистые пруды» (1935), «Электрозаводская» (1944), а также станция «Университет» (1959).

Такой статус может быть дан зданию, историческая территория или произведение искусства. Они должны представлять собой ценность с точки зрения истории, археологии, искусства, науки или архитектуры. Объекты культурного наследия не могут быть изменены, их исторический облик не может быть нарушен. А любые работы, связанные с ними, проводятся только после согласования со столичным Департаментом культурного наследия.

В конце прошлого года в реестр таких объектов был памятник эпохи конструктивизма — многоквартирный жилой дом кооператива «Сахаротрест». В 30-е годы прошлого века в нем жили иностранные специалисты, приглашенные в Советский Союз для развития сахарного производства. Здание по-прежнему остается жилым. Кроме того, памятником и образцом русской промышленной архитектуры один из старейших трамвайных парков столицы, в проектировании которого принимал участие знаменитый архитектор Владимир Шухов. Бывший трамвайный парк располагается на Лесной улице, в апреле 2019 года здания отреставрируют.

Пока причастные к строительству и дизайну люди отмечают свой профессиональный праздник - Всемирный день архитектуры, мы представим самые интересные и необычные работы современных архитекторов и их предшественников.

Кварталы Хабитат-67, Монреаль

Уникальный жилой комплекс был построен в 1967 году к выставке «Экспо». 354 срощенных друг с другом домов расположены не в случайном порядке, а так, чтобы все квартиры получали максимум солнечного света. Стиль этого объекта - брутализм, кстати, стал популярен и в СССР.

Проекты Фриденсрайха Хундертвассера

Очень сложно выбрать какую-то одну работу этого культового архитектора, ведь все они по-своему удивительны. Его «сказочный» стиль не подпадает ни под одну из классических концепций - великий австриец проектировал «хорошие» и даже «добрые» дома. Вот, например, обычный жилой , который все называют просто домом Хундертвассера. Неудивительно, что автор такой архитектуры всегда принципиально носил разные носки.

Идеальный дворец, Франция

Ничем не примечательный городок Отрив прославил местный почтальон в начале XX века. Фердинанд Шеваль 33 года строил свой собственный дворец из подручных материалов - камней, которые собирал во время работы. Фердинанд абсолютно не разбирался в канонах архитектуры и использовал все стили, которые он мог видеть. Поэтому в «Идеальном дворце», как автор сам его называл, есть элементы от Древнего до Гауди.

Храм Лотоса, Индия

В 1986 году в Нью-Дели был построен один из самых необычных в мире . Гигантские мраморные листья лотоса как будто вот-вот распустятся. Для цветка даже создали почти естественные условия - храм, как и настоящий лотос, возвышается из воды. Хотя это и религиозное сооружение, внутри нет ни икон, ни фресок, ни росписей: в учении бахаи эти атрибуты не важны.

Кёльнский собор, Германия

Канонический образец готики, известный далеко за пределами «архитектурных кругов». Описывать многочисленные детали огромного здания мы, конечно, не будем. Ограничимся одним фактом: в 1880 году, когда завершился очередной этап строительства, собор на четыре года стал самым высоким зданием на планете - 157 метров. Но и сегодня, в окружении малоэтажных домов в центре Кёльна собор выглядит всё равно впечатляюще.

Бурдж-Халифа, ОАЭ

В последние десятилетия звание самого высокого здания в мире было буквально переходящим знаменем: то , то Тайбэй, то Куала-Лумпур. Разумеется, эмираты не смогли пройти мимо такого соревнования решили поставить свой рекорд. Попутно « » одержала победу более чем в десяти номинациях, например, как обладательница самого быстрого лифта и самого высоко расположенного ночного клуба (на 144 этаже).)

Храм танцующего бога, Индия

Знаменитый индийский храм Брихадешвара, недавно отметивший своё тысячелетие, посвящён Шиве. Всего внутри храма - 250 изваяний этого бога, и все они изображают разные позы магического танца. Раньше храм был ещё и крепостью, поэтому, кроме изящных статуй здесь есть и серьёзные оборонительные сооружения. Рвы и стены охраняют легендарные богатства, которые столетиями несли Шиве паломники.

Стадион «Птичье гнездо», Пекин

Олимпийские игры для архитекторов - это отличный шанс воплотить свои мечты: власти не скупятся на смелые и дорогие проекты. От Олимпиады-2008 достался стадион на 80 000 человек совершенно непривычной формы. Хотя примечательна даже не форма, а исполнение из гигантских железных балок - воздушная полупрозрачная конструкция при этом может выдержать восьмибалльное землетрясение.

Здание Крайслера, Нью-Йорк

Один из лучших образцов ар-деко и самый высокий в середине XX века небоскрёб был построен по заказу автомобильной компании «Крайслер». Самым высоким он стал благодаря непримиримому соперничеству двух архитекторов: автор этого здания в последний момент перед завершением строительства согласовал установку 40-метрового шпиля, обогнав тем самым новостройку Трамп-билдинг. А необычные дуги на фасадах верхних этажей имитируют колёсные диски автомобилей.

Дом-капсула, Япония

Сочетание японского минимализма и любви к новым технологиям подарило миру уникальный проект - капсульный жилой дом. Все модули (квартиры и офисы) в этом здании полностью заменяемы и крепятся к металлическому основанию всего четырьмя болтами. Несмотря на визуальную хлипкость такой системы, несчастных случаев с момента постройки в 1974 году пока не было.

Дома-кольца, Китай

Необычные круглые дома-крепости появились в давно, а перестали их строить только в 1960-х. До этого жилища по принципу замкнутой системы возводили во многих районах. Недостаток земли и возможность обороняться сообща подталкивали людей селиться коммунами в нескольких таких домах. Да и микроклимат внутри защищал от зноя и холода.

Самая южная православная церковь

Эта постройка отличается не дизайном или размерами, а исключительно местом, где она находится. Неподалёку от российской антарктической станции Беллинсгаузен в 2004 году освятили деревянную церковь Св. Троицы. А брёвна для церкви проделали, наверное, самый длинный путь в истории логистики стройматериалов: Горный Алтай-Калининград-Антарктида.

Самое секретное офисное здание, США

Самое недоступное в мире офисное здание одновременно и самое большое. Это знаменитый Пентагон - здание Минобороны . В огромной пятиугольной постройке - 28 км коридоров, а площадь всех пяти этажей - 604 000 кв.м. Этот гигант строился в 1940-х годах, поэтому вышел небольшой казус: туалетов в здании в два раза больше необходимого - отдельно для негров, отдельно для белых. Правда, к концу строительства старые порядки отменили и даже таблички повесить не успели.

Бассейн в небе, Сингапур

Три башни высотки отеля Marina Bay Sands в поддерживают действительно уникальное архитектурное сооружение - огромную платформу, по форме напоминающую корабль. На «палубе» находится живой сад и гигантский бассейн. Кстати, весь дизайн отеля официально одобрен специалистами по фэн-шуй.

Город на скале, Шри-Ланка

Настоящий город-крепость возвели древние зодчие на отвесной 300-метровой скале Сигирия. Царь Касапа I приказал выстроить свою резиденцию на такой высоте для защиты, но не забыл и о комфорте. Крытые террасы, скамьи для отдыха, деревья и даже искусственный водоём делали Сигирию убежищем класса люкс. Кроме официальных исторических памятников, интересна и традиция, так любимая нашими соотечественниками: начиная с VII века гости дворца оставляли на скалах надписи вроде «здесь был Вася, 879 год», только в стихах.

Примечателен не только тем, что это столица нашей Родины. В нем сохранено множество памятников культурного наследия страны. Уже с 15 века московское зодчество стало выразителем общенациональной культуры. Архитектуру считают "матерью всех искусств", так как она не только отражает этапы их развития, но и является основой для сохранения фресок, резьбы по дереву, живописи и скульптуры. Памятники вобрали в себя многие особенности древнерусского зодчества и творчества иностранных архитекторов. Самые известные из них имеют мировое значение, так как являются историческими объектами и результатом творчества великих зодчих. Памятники архитектуры мира отражают особенности культурного развития разных стран и основные исторические события. Поэтому они охраняются и реставрируются, чтобы сохранить для будущих поколений уникальное наследие.

Памятники архитектуры Москвы

Список объектов культурного наследия, сохранившихся в столице, очень велик. Особенно ими богат исторический центр города, но множество дворцово-парковых ансамблей, монастырей и целых улиц в разных районах Москвы также являются ее достопримечательностями. Какие же объекты могут относиться к памятникам архитектуры:

Отдельные здания и сооружения, чем-то примечательные. Например, особняк Арсения Пашкова, Большой театр или здание мэрии.

Дворцово-парковые ансамбли и архитектурные комплексы, например усадьба "Кусково", кремль в Измайлово, Поклонная гора или парк "Царицыно".

Исторические центры города. В столице это всемирно известный ансамбль Московского Кремля.

Площади, кварталы и улицы. Это Красная и Манежная площадь, Арбат и Садовое кольцо, Воробьевы горы и Чистопрудный бульвар.

Монастыри и храмы, которых в Москве сохранилось множество. Самые известные из них - это Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Новодевичий монастырь.

Объекты архитектуры, имеющие гражданское, промышленное или военное значение, например Московский метрополитен, ВДНХ или здание ГУМа.

Особенности застройки Москвы

Самая древняя постройка города - Московский Кремль - была заложена в 12 веке на Боровицком холме, в устье реки Неглинной.

И форма его поэтому повторяла очертания этого полуострова. Неспокойная обстановка того времени требовала строительства высоких стен и крепостных валов. Поэтому в ходе расширения территории города создавались все новые укрепления. Так возникли такие памятники архитектуры Москвы, как Китайгородская стена, а на месте других стен появились Бульварное и Садовое кольцо. До 18 века большинство зданий столицы были деревянными, а в последние столетия почти все они были заменены на каменные. Кроме этого, особенностью застройки города были пересекающиеся радиальные магистрали. Сильно изменился облик столицы с приходом советской власти. Планы по модернизации города и созданию широкополосных шоссе потребовали уничтожения многих памятников архитектуры. Только некоторые из них впоследствии были восстановлены. А построено было много высотных зданий, появились современные кварталы однообразной застройки.

Стили в древней архитектуре Москвы

1. Деревянное зодчество.

Все постройки в первые века существования города делались из бревен. Самыми известными из них были церковь Николы, храм Данилы Столпника и сам Московский Кремль. Но ни одна древняя деревянная постройка в городе сейчас не сохранилась.

2. Каменное зодчество 14 - 18 веков.

Первым каменным зданием был Успенский собор на территории Кремля, который не сохранился до наших дней. Во время правления Ивана Калиты начинают перестраивать стены Кремля. И к 16 веку основной архитектурный ансамбль Москвы приобретает почти современный вид: были созданы белокаменные стены, Благовещенский и Архангельский соборы, а также Грановитая палата.

3. Классицизм в архитектуре Москвы 18-19 века.

После пожара большинство сооружений города были перестроены. Участвовало в этом много итальянских зодчих, в строительстве стал преобладать классицизм. Самые известные памятники архитектуры города Москвы этого времени - дом Пашкова, усадьба Останкино и здание Большого театра.

Стили архитектуры Москвы 19-20 веков

1. Московский модерн. Сооружения в этом стиле стали создаваться с конца 19 века. К ним относится особняк Медынцева, усадьба Павловых, Ярославский вокзал, гостиница "Метрополь" и многие другие.

2. Архитектура Москвы в годы советской власти отличалась размахом. С большой скоростью росли новые районы. Самые известные здания того времени - семь сталинских высоток.

3. Современная архитектура Москвы представлена офисными зданиями, деловыми и культурными центрами, построенными в стиле постмодернизма и эклектики. Это, например, торговый центр "Наутилус" или ресторан "Белый лебедь".

Древние памятники архитектуры Москвы

1. Кремль - это самый известный и древний объект культурного наследия столицы. Он пережил многое, был свидетелем расцвета и упадка, революций и войн. На его территории располагается множество соборов и зданий, являющихся тоже памятниками архитектуры: Успенский собор, здание Арсенала и Сената, Колокольня Ивана Великого и знаменитая Спасская башня с курантами. Этот ансамбль относится к и упоминается в любом источнике, где рассматриваются памятники архитектуры мира.

2. Гостиный двор также был создан еще в 15 веке и много раз перестраивался. Сейчас он мало похож на памятник архитектуры, но все равно является известной достопримечательностью Москвы.

3. Красная площадь во всем мире - это символ России.

Этот архитектурный ансамбль - самое посещаемое место в Москве. Из сохранившихся древних построек известны Казанский и Покровский соборы, а также Воскресенские ворота.

Самые известные монастыри и храмы Москвы

Со столицей связана вся культурная и духовная жизнь страны. Множество ее монастырей и храмов известны по всей России, некоторые из них сохранились еще с первых веков существования города. Можно сказать, что это памятники русской архитектуры, дорогие сердцу каждого жителя страны.

Какие же из них самые известные?

Новодевичий монастырь, который кроме того, что является действующим, носит статус Государственного исторического музея.

Донской монастырь - примечателен множеством красивых церквей и живописных башен.

Данилов монастырь - один из самых древних не только в Москве, но и в России.

Очень живописна с яркой оранжевой колокольней и изразцовыми вставками.

Храм Христа Спасителя - известен тем, что восстанавливался в 90-е годы 20 века после полного разрушения.

Храм Василия Блаженного - одна из самых известных достопримечательностей Москвы. Так называют Покровский собор, расположенный на Красной площади. Своими яркими расписными куполами и богатым убранством он привлекает множество туристов.

Ускоренная застройка города и расширение магистралей в 30-70-е годы 20 века привели к тому, что более 400 памятников мирового значения были разрушены. Среди них такие известные сооружения, как церковь Успения на Покровке и Оружейная палата. Был взорван Храм Христа Спасителя, который, правда, впоследствии восстановили. Но множество уникальных зданий было утеряно, например, дом поэта Хомякова или дом Лопухиных. Сильно изменился исторический центр столицы, в частности снесено множество построек на улице Манежной и Большой Якиманке.

Чем примечательна современная Москва

Многие называют современную застройку города безвкусной. Но наряду с безликими многоэтажками можно встретить и довольно оригинальные здания:

Интересен дом-"яйцо" на улице Машкова;

Бизнес-центр "Пульман" на Мясницкой поражает интересным сочетанием стекла и бетона;

Жилой комплекс "Посольский дом" интересен полукруглой формой и диагональными окнами;

Бизнес-центр "Китеж" в форме многопалубного лайнера.

Современная Москва поражает смешением стилей в архитектуре. Сейчас это в основном хай-тек, конструктивизм и модерн. Именно такие здания из стекла и бетона выделяются на улицах города. Но и древние памятники архитектуры Москвы не забыты и привлекают туристов со всего мира.