Где учился щедрин. Биография. Память о Михаиле Салтыкове-Щедрине

28.04.1889 (11.05).– Умер писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков (15.01.1828–28.04.1889), писатель и публицист (псевд. Салтыков-Щедрин). Родился в дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Детские годы, проведенные в родовой усадьбе, в крепостнической среде, оказали огромное воздействие на формирование его общественных взглядов.

Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 г. как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин увлекся литературой, в 1841 г. опубликовал свое первое стихотворение. Имел порицания учителей за "грубость", курение, небрежность в одежде, писание стихов "неодобрительного" содержания. Затем его знакомство с В.Г. Белинским повлияло на его политическую позицию, близкую к революционной. В 1847–1848 гг. он увлекся теориями социалистов-утопистов и посещал "пятницы" М.В. Петрашевского, с которым впоследствии разошелся. В это же время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социально-обличительной направленностью.

Однако "деспотический режим" был таким, что все это время с 1844 г. после окончания лицея Салтыков служил в канцелярии Военного министерства. В 1848 г. за "вредный образ мыслей" всего лишь был выслан на службу в Вятку, где занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Судя по записке о земельных безпорядках в Слободском уезде, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в соприкосновение с народными бедами.

Смерть Императора Николая I в 1855 г. и начало либерального правительственного курса позволили Салтыкову вернуться в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел известность. "Губернские очерки", печатались в "Русском Вестнике" с 1856 г., а в 1857 г. собранные вместе выдержали два издания (впоследствии – еще два, в 1864 и 1882 гг.). Они положили начало литературе, получившей название "обличительной", но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона хорошо знакомого Салтыкову-Щедрину чиновничьего міра кляуз, взяток и других злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; важнее там психология чиновничьего быта; "гоголевский юмор" чередуется с лиризмом.

В эти годы критик и обличитель Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, был командирован в Тверскую и Владимірскую губернии для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (по случаю Крымской войны). Записка, составленная им при исполнении этого поручения, вскрывает множество обнаруженных им злоупотреблений. Далее он участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г. В 1858–1862 гг. был назначен вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, постоянно боролся со взяточничеством.

Подал в отставку, чтобы полностью посвятил себя литературе. Переехал в Петербург и по приглашению вошел в редакцию журнала "Современник", но главное внимание отдавал ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь". В 1864 г. вышел из редакции "Современника" из-за разногласий по вопросам тактики "общественной борьбы". Вернулся на государственную службу и в 1865–1868 гг., возглавляя Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани, что закончилось окончательной отставкой в отставку в чине действительного статского советника (после жалобы рязанского губернатора). С 1868 г. по приглашению Некрасова 16 лет работал в "Отечественных записках", а после смерти Некрасова руководил редакцией.

Не щадил Салтыков-Щедрин и новые либеральные учреждения Александра II – земство, суд, адвокатуру, – поскольку требовал от них многого и возмущался каждым несовершенством. Хотя эта направленность его творчества не привязана только к его времени. Особенно известны в этом отношении аллегорические сказки-притчи Салтыкова-Щедрина, образы которых вошли в пословицы и стали нарицательными: "Премудрый пескарь", "Бедный волк", "Карась-идеалист", "Баран-непомнящий" и другие. В них, правда, подвергаются высмеиванию не только чиновничьи пороки, но и сам принцип самодержавия. Общеизвестна и "Пошехонская старина" – яркая и пристрастная картина жизни крепостной России. В творчестве этого писателя, и особенно в сказках, вообще присутствует карикатурное обличительство тогдашних российских порядков, по которому никак нельзя судить о той России (хотя мы эти цитаты мы встречаем и ныне на каждом шагу – уже в оправдание современного криминального режима: мол всегда это было на Руси...).

Тем не менее Салтыкова-Щедрина нельзя причислить к революционным демократам, как это делали при советской власти. Тут у него, видимо, поначалу сказалась та же особенность русского обличительства, что и у : обостренная душевно-нравственная чувствительность и неприятие социального зла при неспособности правильно понять проблему теодицеи: существование в міре зла при всемилостивом и всемогущем Творце. Салтыкову-Щедрину тоже не хватало понимания духовной природы зла и оттого общественный идеал мыслился утопическим. Показательна тут сказка "Приключение с Крамольниковым", в которой писатель пишет о своем герое, что причиною его "крамольных" писаний была любовь к своей стране и боль за нее, которая передавалась окружающим в виде крамолы. И в "Пошехонской старине" Никанор Затрапезный, устами которого, несомненно, тоже говорит сам автор, описывает действие, произведенное на него чтением Евангелия. «Униженные и оскорбленные встали передо мной осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков».

То есть, в пылу нравственно-дешевных переживаний и обличений писатель преувеличивал язвы своего времени, порицая в сущности греховность самого человека, но перелагая ответственность за нее на "общество" и существовавшую православную власть. Однако при этом Салтыков-Щедрин оставался верующим человеком (размышления о воскресении Христа в "Губернских очерках", "Рождественская сказка", "Пропала совесть", "Христова ночь" и др.) и это "спасает" многие его произведения для классики русской литературы. Христианская основа непримиримости писателя ко злу проступает, например, в речи о судьбе русской крестьянской женщины, вложенной автором в уста сельского учителя ("Сон в летнюю ночь"): «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в нем они оживляют нравственное чувство и полагают в его сердце первые семена добра».

Даже в своих самых отрицательных персонажах Салтыков-Щедрин видит человеческие черты. В социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (символ разложения праздной жизни дворянской семьи) он открывает их даже в "Иудушке" (Порфирии Головлеве) – человеке, кощунственно прикрывающем свою поразительную безнравственность и греховность показной молитвенной набожностью, цитатами из Священного Писания и т.п. (персонаж стал нарицательным и даже знаменитым). В изображении кризиса, переживаемого Иудушкой на Страстной неделе и ведущего его к покаянию и к смерти, показано, что совесть есть и у Иудушек; по выражению Салтыкова-Щедрина, она может быть только временно «загнана и как бы позабыта». Этот роман с полным правом вводит Салтыкова-Щедрина в ряды настоящих русских писателей.

Вот и в сказке "Пропала совесть" – совесть, которой все тяготятся как обузой и от которой пытаются отделаться, она говорит своему последнему владельцу: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается... По этому ее слову так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, и вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Нередко Салтыков-Щедрин в произведениях своими словами перелагает евангельские заповеди, правда, иногда чересчур вольно и смело.

В 1875–1876 гг. он лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с , Флобером, Золя.

К числу наиболее значительных произведений Салтыкова принадлежат: "Благонамеренные речи" (1872-76), "История одного города" (1870), "Господа Ташкентцы" (1869–1872), "Господа Головлевы" (1880), "Сказки" (1869–1886), "Мелочи жизни" (1886–1887), "Пошехонская старина" (1887–1889).

Из “Сказки о ретивом начальнике”

«...Собрал начальник еврейцев и говорит им: "Сказывайте, мерзавцы, в чем, по вашему мнению, настоящий вред состоит?" И ответили ему еврейцы единогласно: "Дотоле, по нашему мнению, настоящего вреда не получится, доколе наша программа вся, во всех частях выполнена не будет. А программа наша вот какова. Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали. Чтобы наши, мерзавцев, затеи и предложения принимались немедленно, а прочих желания, чтобы оставлялись без рассмотрения. Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех - в кандалах. Чтобы нами, мерзавцами, сделанный вред за пользу считался, а прочими всеми если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась. Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, мерзавцы, о ком вздумаем, что хотим, то и лаем! Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится». (М.Е. Салтыков-Щедрин, М., "Художественная литература", 1965. ПСС, т. 15, книга 1, с. 292 – 296).

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни предполагает страстную тоску о здоровье. Ф.М. Достоевский

Творчество публициста, критика, писателя, редактора журнала "Отечественные записки" Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Появление в русской литературе сатирика такого масштаба стало возможным только благодаря вере в преображающую силу литературы (которую сам писатель называл "солью русской жизни"), и такая вера действительно господствовала в российском обществе второй половины 19 века.

Настоящая фамилия писателя - Салтыков . Псевдонимом " Николай Щедрин " он подписывал свои ранние произведения (от имени Н. Щедрина велось повествование в "Губернских очерках"). Поэтому, став знаменитым именно как Щедрин, стал подписываться двойной фамилией. Будущий писатель, вице-губернатор Тверской и Рязанской губерний родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) в семье потомственного дворянина и успешного чиновника Евграфа Васильевича Салтыкова и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной художник Павел Соколов, а в десятилетнем возрасте будущего сатирика отдали в Московский дворянский институт. Как один из лучших учеников в 1838 году был определён на обучение за казённый счёт в самое престижное учебное заведение своего времени - Царскосельский лицей (тот самый, в котором учился Пушкин). Лицей будущий писатель закончил в 1844 году по второму разряду (с получением чина десятого класса - так же, как и Пушкин) и был определён на государственную службу в канцелярию военного министра. В лицейские годы начал писать стихи, однако качество этих стихов было крайне низким, и писатель впоследствии не любил о них вспоминать.

Литературную известность Салтыкову принесла повесть "Запутанное дело" (1848), написанная под влиянием "Петербургских повестей" Гоголя и романа "Бедные люди" Достоевского. Размышления героя повести о России как об "обширном и обильном государстве", где человек "мрёт себе с голоду в обильном государстве" сыграли роковую роль в судьбе автора: именно в 1848 году произошла третья революция во Франции, что повлекло за собой усиление цензуры в России. За вольномыслие и "вредное направление" писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где провёл почти 8 лет.

В 1856 году Салтыков-Щедрин женился на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной, вернулся в Петербург и, став чиновником для особых поручений при министре внутренних дел, был командирован в Тверскую губернию. На государственной службе Салтыков-Щедрин активно боролся со злоупотреблениями чиновников, за что получил прозвище "вице-Робеспьер". В этом же году были опубликованы его "Губернские очерки" , написанные под впечатлением от вятской ссылки и принесшие ему настоящую литературную славу.

С 1862 по 1864 гг. сотрудничает с некрасовским "Современником" и ведёт в нём рубрику "Наша общественная жизнь". После закрытия "Современника" и перехода Некрасова в журнал "Отечественные записки" становится одним из его соредакторов. Вплоть до 1868 года писатель находится на государственной службе в Пензенской, Тульской и Рязанской губерниях. И только работа в журнале "Отечественные записки" заставляет его покинуть чиновничью работу и поселиться в Петербурге. В редакции журнала Салтыков-Щедрин проработает до самого закрытия "Отечественных записок" в 1884 году.

В 1869 году писатель публикует одно из самых значительных своих произведений - повесть "История одного города" . Это произведение, построенное на гиперболе и гротеске, сатирически освещает российскую историю под видом истории вымышленного города Глупова. При этом сам автор подчёркивал, что его интересует не история, а настоящее. Обобщая вековые слабости и пороки росийского общественного сознания, Салтыков-Щедрин показывает неприглядные стороны государственной жизни.

В первой части книги даётся общий очерк глуповской истории - по сути, пародия на "Повесть временных лет" в части рассказа о начале русской государственности . Во второй - описание деятельности наиболее выдающихся градоначальников. Собственно, история Глупова сводится к постоянной и бессмысленной смене правителей при полной покорности народа , в сознании которого начальники отличаются друг от друга только способами сечения (наказания): только одни секут без разбора, вторые объясняют порку требованиями цивилизации, а третьи умело добиваются от глуповцев желания быть посечёнными.

Образы правителей города в высшей степени карикатурны. Например, Дементий Брудастый (Органчик) успешно управлял городом, имея в голове вместо мозга механизм, воспроизводивший две фразы "Разорю!" и "Не потерплю!" - управлял до тех пор, пока механизм не сломался. Шесть правительниц затем подкупают солдат ради недолгого властвования, а две из них в буквальном смысле съедают друг друга, будучи посаженными в клетку, и в истории этих шести градоначальниц легко угадываются дворцовые перевороты 18 века (в действительности не шесть, а четыре императрицы 18 века пришли к власти путём переворота: Анна Леопольдовна, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая). Градоначальник Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева и мечтает вместо Глупова построить город Непреклонск, ради чего составляет "систематический бред" по организации казарменной жизни глуповцев, которым предстоит ходить строем и синхронно выполнять бессмысленную работу. Спасает глуповцев и их город от уничтожения только таинственное исчезновение градоначальника, который однажды просто растворился в воздухе. История Угрюм-Бурчеева - первый в русской литературе опыт антиутопии .

С 1875 по 1880 годы Салтыков-Щедрин работает над романом "Господа Головлёвы" . Первоначально это был не роман, а серия рассказов, посвящённой хронике жизни одной семьи. Идею написать роман подсказал автору И.С. Тургенев, прочитавший в 1875 году рассказ "Семейный суд": "«Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения - описания подвигов «Иудушки » ". Рекомендация Тургенева была услышана. Вскоре в печати появился рассказ "По-родственному", а через три месяца - рассказ "Семейные итоги". В 1876 году Салтыков-Щедрин осознал, что история семьи Головлёвых приобретает черты самостоятельного произведения. Но только в 1880 году, когда была написана история гибели Иудушки Головлёва, отдельные рассказы были отредактированы и стали главами романа. В качестве прототипов персонажей романа выступили члены семьи самого писателя. В частности, в образе Арины Петровны отразились черты матери Салтыкова-Щедрина Ольги Михайловны Забелиной-Салтыковой, женщины властной, жёсткой, не терпевшей неповиновения. Сам автор был втянут в судебную тяжбу со своми братом Дмитрием, черты которого воплощены в образе Порфирия-Иудушки (по свидетельству А.Я. Панаевой, ещё в 60-е гг. Салтыков-Щедрин называл брата Дмитрия Иудушкой).

Сама композиция романа подчинена раскрытию идейного содержания: каждая глава завершается смертью одного из членов семьи. Шаг за шагом писатель прослеживают постепенную деградацию - сначала духовную, а затем и физическую - семьи Головлёвых. Распад семьи позволяет Порфирию Владимировичу всё большее состояние сосредоточить в своих руках. Однако следом за историей распада семьи начинается рассказ об истории распада личности: оставшийся в одиночестве, дошедший до пределов падения, погрязший в пошлости и пустословии Порфирий бесславно умирает. Найденный "закоченевший труп головлёвского барина", казалось бы, ставит точку в истории семьи. Однако в финале произведения мы узнаём о некой родственнице, давно наблюдавшей за гибелью головлёвского рода и ожидавшей заполучить их наследство...

С 1882 по 1886 гг. Салтыков-Щедрин пишет "Сказки для детей изрядного возраста" . В этот цикл вошло 32 произведения, продолжающих традиции, заложенные в "Истории одного города": в гротескно-фантастической форме писатель воссоздаёт сатирическую картину современности. Тематическое содержание сказок разнообразно:

1) обличение самодержавия ("Медведь на воеводстве");

2) обличение помещиков и чиновников ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил");

3) обличение трусости и пассивности ("Премудрый пискарь", "Либерал", "Карась-идеалист");

4) положение угнетённого народа ("Коняга");

5) правдоискательство ("Путём-дорогою", "Ворон-челобитчик").

Художественными особенностями сказок являются афористичность языка и сочетание реальности с фантастикой.

В последние годы Салтыков-Щедрин работал над романом "Пошехонская старина", который завершил за три месяца до смерти. Писатель скончался 10 мая 1889 года в Петербурге.

Язык произведений русский saltykov.net.ru Произведения на сайте Lib.ru Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Биография

Ранние годы

Михаил Евграфович Салтыков родился 15(27) января 1826 года в старинной дворянской семье, в имении родителей, в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии . Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать писателя, Ольга Михайловна Забелина (1801-1874), была дочерью московского дворянина Михаила Петровича Забелина (1765-1849) и Марфы Ивановны (1770-1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине » Салтыков и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Михаила Салтыкова позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии . Десяти лет от роду он поступил в , а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей . Именно там он и начал свою деятельность писателя.

Начало литературной деятельности

В 1844 году окончил лицей по второму разряду (то есть с чином X класса), 17 из 22 учеников были исключены, потому что поведение их аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам (грубость, курение, небрежность в одежде) у Щедрина присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. В лицее под влиянием свежих ещё тогда Пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения » 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике » (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее; все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений.

Ни одно из стихотворений Михаила Салтыкова (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. Однако в этих ученических упражнениях чувствуется искреннее настроение, большей частью грустное, меланхоличное (в тот период у знакомых Салтыков слыл под именем «мрачного лицеиста»).

В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках » ), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март ).

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву ; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести М. Е. Салтыкова, «Противоречия», которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Михаила Салтыкова.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели », может быть, и «Бедных людей », но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати .

Вятка

Здоровье Михаила Евграфовича, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым», который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»…

Редакционной работой М. Е. Салтыков занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил и которой посвятил в «Круглом годе» такой чудный хвалебный гимн (письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»).

Незаменимой утратой был для него поэтому разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Михаил Салтыков знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует - но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о «брошенности» удручает его всё больше и больше, обостряемая физическими страданиями и в свою очередь обостряющая их. «Болен я, - восклицает он в первой главе „Мелочей жизни“ . Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить». Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: «Пошехонская старина» ни в чём не уступает его лучшим произведениям. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, - сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, - ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище , рядом с И. С. Тургеневым .

Основные мотивы творчества

Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол, Тверская губерния. Мальчик появился на свет в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца. Получив хорошее домашнее образование, в десять лет Михаил принят пансионером в Московский дворянский институт, а в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием творчества Белинского, Герцена, Гоголя начинает писать стихи.

В 1844 году после окончания лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...», такую характеристику дал бюрократическому Петербургу.

Первые повести Михаила Евграфовича «Противоречия», «Запутанное дело» своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. После этого писателя высылают в Вятку, в которой прожил восемь лет.

В 1850 году его назначают на должность советника в губернском правлении города. Это дало возможность писателю наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.

Через пять лет, уже после смерти Николая I, Салтыков-Щедрин возвращается в Санкт-Петербург и возобновляет литературную работу. В последующие два года писателем созданы «Губернские очерки», за которые читающая Россия назвала его наследником Гоголя.

Далее, вплоть до 1868 года с небольшим перерывом Салтыков находился на государственной службе в Рязани, Твери, Пензе, Туле. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков-Щедрин в 1868 году отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Далее переезжает в Санкт-Петербург и принимает приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки». Теперь писатель целиком отдается литературной деятельности.

В 1870 году Салтыков-Щедрин пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства. Следующие пять лет Михаил Евграфович лечился за границей. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации: «Современные идиллии»; «Господа Головлевы»; «Пошехонские рассказы». В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки»; «Мелочи жизни»; «Пошехонская старина».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин скончался 10 мая 1889 года. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Петербурга.

Библиография Михаила Салтыкова-Щедрина

Хроники и романы

«Помпадуры и помпадурши» (1863-1873)
«Господа Головлевы» (1875-1880)
«История одного города» (1869-1870)
«Пошехонская старина» (1887-1889)
«Убежище Монрепо» (1878-1879)

Сказки

«Дикий помещик» (1869)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
«Пропала совесть» (1869)
«Игрушечного дела людишки» (1880)
«Бедный волк» (1883)
«Премудрый пискарь» (1883)
«Самоотверженный заяц» (1883)
«Сказка о ретивом начальнике» (1883)
«Вяленая вобла» (1884)
«Добродетели и Пороки» (1884)
«Карась-идеалист» (1884)
«Медведь на воеводстве» (1884)
«Обманщик-газетчик и легковерный читатель» (1884)
«Орел-меценат» (1884)
«Баран-непомнящий» (1885)
«Верный Трезор» (1885)
«Дурак» (1885)
«Здравомысленный заяц» (1885)
«Кисель» (1885)
«Коняга» (1885)
«Либерал» (1885)
«Недреманное око» (1885)
«Богатырь» (1886; запрещена, опубликована только в 1922 году)
«Ворон-челобитчик» (1886)
«Праздный разговор» (1886)
«Приключение с Крамольниковым» (1886)
«Христова ночь»
«Рождественская сказка»
«Соседи»
«Деревенский пожар»
«Путем-дорогою»

Рассказы

«Годовщина»
«Добрая душа»
«Испорченные дети»
«Соседи»
«Чижиково горе» (1884)

Книги очерков

«В больнице для умалишенных»
«Господа ташкентцы» (1873)
«Господа Молчалины»
«Губернские очерки» (1856-1857)
«Дневник провинциала в Петербурге» (1872)
«За рубежом» (1880-1881)
«Письма к тетеньке»
«Невинные рассказы»
«Помпадуры и помпадурши» (1863-1874)
«Сатиры в прозе»
«Современная идиллия» (1877-1883)
«Благонамеренные речи» (1872-1876)

Комедии

«Смерть Пазухина» (1857, запрещена; поставлена 1893)
«Тени» (1862-65, не закончена, поставлена 1914)

Память о Михаиле Салтыкове-Щедрине

В честь Михаила Салтыкова названы:

улицы в:

Волгограде
Краматорске
Кривом Роге
Липецке
Новосибирске
Орле
Пензе
Рязани
Талдоме
Твери
Томске
Тюмени
Хабаровске
Ярославле
улица и переулок в Калуге
переулок в г. Шахты

Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург)
До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге

Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в:

Кирове
Твери

Памятники писателю установлены в:

Лебяжье, памятник Салтыкову Щедрину
поселке Лебяжье Ленинградской области
городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Михаил Салтыков был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860-1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлевых» (1880) и других произведениях.
городе Талдоме Московской области ((открыт 6 августа 2016 года в связи с празднованием 190-летия со дня его рождения). Изображен сидящим в кресле, в правой руке - лист бумаги с цитатой «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего» (из «Пошехонской старины»). Кресло - точная копия настоящего салтыковского кресла, хранящегося в музее писателя в школе деревни Ермолино Талдомского района. Родина писателя - село Спас-Угол - находится на территории Талдомского муниципального района, центром которого является город Талдом. Скульптор Д. А. Стретович, архитектор А. А. Айрапетов.

Бюсты писателя установлены в:

Рязани. Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150-летием с момента назначения Михаила Салтыкова на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника - заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин.
Кирове. Каменное изваяние, автором которого выступил кировский художник Максим Наумов, расположено на стене здания бывшего Вятского губернского правления (Динамовский проезд, 4), где во время своего пребывания в Вятке Михаил Евграфович служил чиновником
селе Спас-Угол Талдомского района Московской области
Проект «Салтыкиада», задуманный и рожденный на Вятке, приуроченный к 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова Щедрина, объединяющий литературу и изобразительное искусство. В него вошли: процедура открытых защит дипломных проектов студентов кафедры Технологии и дизайна ВятГУ, на которых была осуществлена торжественная передача статуэтки символа Общероссийской премии М. Е. Салтыкова-Щедрина правительству Кировской области, а также церемония дарения скульптурного образа писателя и набор коллекционных монет Кировскому областному музею. Премия имени М. Е. Салтыкова-Щедрина вручена Евгению Гришковцу (14 сентября 2015 года). Выставка «М. Е. Салтыков-Щедрин. Образ времени» на которой был представлен проект скульптурного памятника писателю. Выставка произведений Максима Наумова «Салтыкиада» в Кировском областном художественном музее имени братьев Васнецовых (март - апрель 2016 год). В октябре 2016 года в рамках Салтыковских чтений прошла презентация мульти-информационного альбома «Салтыкиада».
На выставке «Салтыкиада. История одной книги», прошедшей 16 марта 2017 года, были представлены 22 новые графические работы цикла, а также произведения из фондов Вятского художественного музея.
В СССР выпущены почтовые марки, посвященные Михаилу Салтыкову.
В СССР и России выпущены почтовые конверты, в том числе и со спецгашением.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год - 1889 год) - известный писатель - сатирик.

Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери - купеческого рода.

Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя - "Губернские очерки" (1856-1857), изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина".

После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала "Современник" в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани.

В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой.

Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в "Историческом вестнике" в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.

В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского "Губернатор с фаршированной головой".

Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством.

В 1868 году этот "беспокойный человек" был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как "чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы".

Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением "История одного города", где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского.

Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях "Дневник провинциала в Петербурге" и "Как один мужик двух генералов прокормил". На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих "Писем из провинции". Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления.

Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к "Истории одного города".