Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.). Cочинение «Базаров Василий Иванович — отец Евгения

Василий Иванович Базаров. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Отец Базарова является одним из ярких второстепенных героев романа "Отцы и дети" Тургенева.

Отец Евгения Базарова, отставной штабс-лекарь, энергичный и трудолюбивый мужчина. Ему около 60 лет. Василий Иванович Базаров много лет служил военным лекарем и многое видел.

Находясь в отставке, отец Базарова продолжает лечить людей. Он бесплатно помогает больным крестьянам, как может.

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.

Цитатная характеристика

Полное имя - Василий Иванович Базаров: "...щеки Василия Ивановича смутно покраснели..."

Возраст - 61 год: "...вот я – старик, шестьдесят второй год живу..." "...Отец в шестьдесят лет хлопочет..."

Внешность: "...Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире..." "...как он, однако, поседел, бедняга!.." "...высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку..." "...шлепая стоптанными туфлями..." "...прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову..." "...старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове..." "...Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели..." "...вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума..." "...Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке..." "...руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами..." "...его неподвижную, сгорбленную спину..." "...хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого..."

Род занятий - управляет имением, принадлежащим его жене: "...В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице..." "...и моего отца усадьбишка оттуда недалеко..." "...небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей..."

По происхождению "плебей", недворянин: "...Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная..."

Служил в армии: "...в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?.." "...Он был прежде полковым доктором..." "...позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану..." "...Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию..."


Простой человек : "...простого штаб-лекаря..."

Отношение сына: "...Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один..." "...Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..."

Нестрогий отец: "...Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий..."

Сентиментальный: "...А у самого губы и брови дергало и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным..."

Состояние. Живут небогато и просто: "...у меня здесь все по простоте, на военную ногу..." "...Весь его домик состоял из шести крошечных комнат <...> кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван..." "...мы живем здесь, так сказать, на бивуаках..." "...мы с тобой не Крезы и... у тебя не дворец..."

Добр к близким: "...Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший..." "...добродушнее хохотал...его осчастливленный отец..."

Добр к крестьянам: "...великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом..." "...По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены..."

Болтливый : "...Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает..." "...Василий Иванович... собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал..."

Подвижный, живой : "...он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию..." "...Василий Иванович живо вскочил с скамейки..." "...Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров..." "...И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями..."

Старается не отстать от времени: "...я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века..."

Прогрессивный хозяин, перевел крестьян с барщины на оброк: "...я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает..."

Занимается своим огородом: "...А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы..." "...Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде..."

Трудолюбив: "...А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому..."

Бескорыстен , лечит бедных крестьян бесплатно: "...Все это я делаю gratis – анаматёр..." (бесплатно) "...Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи..." "...толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей..."

В молодости любил играть в карты : "...Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее!.."

Любит природу: "...Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера."

Любит философствовать : "...На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца..." "...Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ?.."

Скромный: "...затерли бы меня, маленького человека..."

Набожный: "...Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены..." "...в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу..."

Жизненный опыт. Много видел в жизни: "...мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты... Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии..."

Награды. Получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой: "...За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров..." "...он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы..."

Любит своего сына: "...не только боготворю его, я горжусь им..." "...Они тебя так любят!.."

Не жалеет ничего для сына: "...рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания..." "...каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки..."

Дает сыну полную свободу: "...Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…"

Родители Базарова хорошо относятся друг к другу : "...Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали..."

Отца Евгения Базарова зовут Василий Иванович. Он когда-то был лекарем. Наверное, после этой профессии он сохранил высокую подвижность и трудолюбие. На момент повествования ему шестьдесят лет. Лечил он деревенский людей на дому до сих пор.

По своим действиям он отличался от жены, так как находился в постоянном движении. Тургенев отмечает, что сам Евгений пошел в отца - у них обоих низкий и узкий лоб. Василий Иванович был худым и высоким человеком с орлиным носом, как и у сына.

Когда Базаров приехал домой, то отметил, как сильно поседел отец. Василий Иванович управляет имением, которое принадлежит не ему, а его жене. Кстати, в отличие от супруги, он был не дворянского происхождения. Он был простым человеком, нестрогим отцом и любящим мужем. Он, так же как и жена, человек сентиментальный. Женаты они давно, отношения у них хорошие и теплые, однако известно, что Арина Власьевна вышла замуж за Василия Петровича не по любви.

Живут они в имении небогато, не роскошно. Так же, как и Арина Власьевна, он был уже сентиментальным в силу возраста. Но не терял он сноровки и жажды к жизни: постоянно чем-то занимался, помогал людям, двигался, словом, жил, как умел.

Он старается не обижать своих подчиненных, любит заниматься огородом и сельским хозяйством. В селе называют его щедрым, так как бедных крестьян он лечит бесплатно. Из-за своей профессии он многое в жизни повидал. Когда была чума, он работал с больными людьми, за что получил орден Святого Владимира.

Сына своего Василий Иванович любил так же сильно, как и жена. Для его воспитания он ничего не жалел. И до последнего он не принимал правды о заражении сына. Специально он старался выглядеть более суровым, потому что знал, как сын не любит проявлений чувств. Пользуясь знакомством с Аркадием, он наконец-то находит человека, которому можно рассказать, как горд он за своего сына Евгения. А слова Аркадия, которые подтверждают особенности Евгения, действуют как лекарство для сердца старика.

Приезд Одинцовой он воспринимает, как чудо, называя ее ангелом. Он надеется, что именно Анна Сергеевна облегчит последние минуты умирающего сына. Узнав, что сын испустил последнее дыхание, он заплакал, прижав к груди жену. После смерти Евгения, отец безутешен и часто посещает могилу сына вместе с женой Ариной Власьевной. Смерть единственного сына обрекла стариков на дальнейшее одиночество без надежды на большую семью и внуков.

Сочинение Василий Базаров (Отец Евгения Базарова)

Отец Евгения Базарова неоднозначный второстепенный персонаж романа.

Тургенев, показывая оппозицию режиму того времени, стремился отойти от клише. Он обрисовал образы героев, сознательно придал им человеческие черты. Отец нигилиста Базарова, как и его сын врач. Отставной военный медик он продолжает практиковать, бесплатно лечит крестьян, обратившихся к нему за помощью.

В отличие от своего сына – радикала, Василий Иванович не стремится изменить мир. Он не «режет лягушек». Он не нигилист. Старшему Базарову действительно может быть жаль людей, он способен испытывать нормальные человеческие чувства, хотя бы потому, что любит своего сына.

Отец Базарова встроен в обычную жизнь. Он служил в армии, в результате чего получил дворянство (вместе с чином). Женился он тоже на потомственной дворянке, представительнице эксплуататорского класса, который хочет уничтожить его сын. Как и братья Кирсановы, Базаров-старший показан обычным человеком. Он сентиментален, добр, любит поболтать.

Отец нигилиста стремится идти в ногу со временем, верит в прогресс. Он перевел своих крестьян на оброк, что, конечно, с точки зрения его сына далеко недостаточно. Тургенев подчеркивает, что Базаров-старший ничего не жалеет для своего сына. Видимо для этого и был введен в роман его образ. Подобный можно сказать «гнилой либерализм» создал революционеров. Попустительство Базаровых-старших, имевших достаточно денег, чтобы дать образование и достаток, а также не заставлявших своих детей встраиваться в существующий миропорядок, создали разночинную интеллигенцию, разрушившую страну.

Тургенев предчувствовал, что попустительство прогрессивных либералов порождает страшных людей. В образе Базарова-старшего показана слабость старого мира, его неспособность сопротивляться. Отставной военный врач может заботиться о больных крестьянах, не брать с них много. Он может любить природу и холить посаженные растения, но когда придут такие, как его сын, то «отцы» не смогут стрелять в кого попало, в отличие от «детей».

Кроме того, у отца Базарова нет убеждений, за которые он мог бы умереть. Он набожен, но, в отличие от своего сына, вряд ли способен взойти на костер или бросать в него других.

Вариант 3

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано поколение не только детей, но и поколение отцов, т.е. родителей. С отцом одного из главных героев, Евгения Базарова, читатель впервые знакомится уже где-то в середине произведения. Для описания образа и формирования представления о родителях Базарова автор был не очень многословен, для них он отвел всего лишь пару глав из всего романа. Но этого вполне достаточно, чтобы каждый читающий смог представить их образ.

Отец Евгения Базарова, Василий Иванович, был отставной штаб-лекарь. В молодости, когда он был в армии, его семья постоянного места жительства практически не имела. Подолгу службы они часто переезжали с одного места на другое. Но, уйдя в отставку, Василий Иванович с женой и сыном поселился в деревне в имении, которое принадлежало его супруге.

Отец Базарова был человек высокий, худощавого телосложения, тонким орлиным носом и, как интересно, взъерошенными волосами. Имея некоторые отличительные черты, Василий Иванович был очень похож лицом на своего сына. Отставной штаб-лекарь любил курить длинную трубку и беспрестанно двигался, водил постоянно плечами, покашливал и шевелил пальцами.

Всеми сельскохозяйственными вопросами в имении занимался сам Василий Иванович, для этого он подался в агрономы. Ему нравилось работать на земле, он постоянно что-то выращивал в своём саду и на огороде, и очень гордился результатом. В виде хобби, благодаря опыту штаб-лекаря, он занимался лечебным делом в деревне. К нему часто обращались жители, и он никому не отказывал, оказывая помощь совершенно бесплатно.

По характеру Василий Иванович был человек добрый, он к каждому человеку старался относиться с пониманием. Даже своих мужиков, что работали в имении, он старался не обижать, всегда прислушивался к их просьбам и шёл на уступки, даже в ущерб себе и своему хозяйству. Василий Иванович с супругой жили скорее бедно, чем богато, но это его не огорчало, так как он ценил то, что имел и был всегда рад этому.

Больше всего Базаров старший любил своего единственного сына Евгения Базарова. Ради него отец был готов выполнить любое его желание, только чтобы доставить сыну удовольствие и не рассердить. Василий Иванович всегда хотел подстроиться к желаниям и интересам своего сына, и никогда не делал ничего, что было бы против взглядов Евгения. Любой свой поступок он старался согласовать с ним. Для своего сына отец ничего не жалел: ни денег, ни даже своего здоровья.

Образ Василия Ивановича Базарова, как отца, заслуживает уважения со стороны младшего поколения. Самое главное, чтобы отцовскую любовь и преданность ценили их дети, и благодарили своих родителей взаимностью.

Несколько интересных сочинений

  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Итоговое сочинение

    Каждое поколение рождается от предшествующего и впоследствии нередко сопротивляется ему, такова непрерывная ситуация противоречий между разными поколениями. Могут быть биологические родители, но дети с ними могут быть эмоциональными

  • Анализ рассказа Чехова После театра

    Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека

  • Сочинение Образ Жюльена Сореля (по роману Красное и черное Стендаля)

    Центральным персонажем произведения является Жюльен Сорель, представленный писателем в качестве молодого, амбициозного юноши.

  • Сочинение Темное царство в пьесе Гроза Островского

    Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.

  • Сочинение по картине Щербакова Вода уходит (описание)

    Щербаков, один из великих художников, который умел писать пейзажи с точностью до мелочей. В своих произведениях он мог показать погоду, время года и саму природу так реалистично, что полотно можно с легкостью спутать с фотографией.


И.С. Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким искусством в области художественного творчества, в романе «Отцы
и дети» широко использует разнообразные художественные приёмы. Существует множество способов раскрытия внутреннего мира
героя: с помощью высказывания о нём других персонажей, через его поступки, портретное описание, наконец, через
окружающий его предметный мир.
Наиболее ярко предметный мир характеризует героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С помощью этого приёма
автором даётся психологическая характеристика героев, в том числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа.
Интерьер его «домика», состоящего «из шести крошечных комнат», говорит о том, что перед нами «маленький» человек,
очевидно, небогатый, который не претендует на значимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые
качества Василия Ивановича. И действительно, «толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, … бумагами»,
говорит о том, что Василий Иванович занимается работой, но делает это время от времени. Отец Базарова – человек
неаккуратный, за порядком, даже в своём кабинете не следит («на полках в беспорядках теснились книги, коробочки, птичьи
чучелы, банка, пузырьки»). О том, что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами, говорит
«сломанная электрическая машина», но это увлечение осталось в прошлом, так как она до сих пор не починена. Оружие,
развешанное на стенах, говорит о том, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И действительно, он был военным
врачом.
Вообще, на всём интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, всё это говорит об уходящей жизни,
времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная
мебель, что показывает желание Базарова-старшего вырваться из этого маленького мира. Здесь читатель видит
противоречивость характера Василия Ивановича.
В интерьере кабинета доминирует черно-белая гамма («вензель из волос в черной рамке», «шкаф из карельской березы»),
строгая и вполне сочетаемая, что говорит о гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает
журнал «Друг здравие» за 1855 год (хотя на дворе 1859 год) свидетельствует о том, что Базаров-старший старается идти в
ногу со временем, но всё-таки он не в илах угнаться за современностью.
Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав автором показан интерьер
показан сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с
интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом, свежестью, любовью.
Читатель понимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди. Икона Николая Угодника, портрет
Николая Петровича, банки с его любимым вареньем и с подписями «кружовник», говорят об искреннем чувстве Фенечки к
Николаю Петровичу. В отличие от комнаты Фенечки кабинет Павла Петровича поражает своей изысканностью, монументальностью
и вместе с тем отсутствием теплоты. В нём всё носит печать искусственности: и библиотека «renaissance», и бронзовые
статуэтки « на великолепном письменном столе», и камин, и «тяжелые занавески окон» с помощью которых Павел Петрович
пытается оградить себя от солнечного света. Читателю становится!
понятно то отчаяние, с которым Кирсанов-старший «бросился на диван». Герой осознаёт свою неспособность любить и быть
любимым, и сопоставление интерьеров помогает читателю разобраться в этом.
В оценке персонажа немаловажную роль играет также и деталь интерьера. Тургенев активно использует подробности
интерьера, окружения героя, показывая с их помощью особенности его характера. Так, мы уже имеем определённое
представление о Кукшиной, даже до её появления. «Криво прибитая визитная карточка», «толстые нумера русских журналов,
большею частью неразрезанные», - всё это указывает на «прогрессивные стремления хозяйки», но прогресса, по сути, не
видно. Огромное желание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной, неестественной, лишенной
чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и Базаров, и Аркадий.
Однако в романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это прежде всего Базаров, Аркадий и
Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если у Базарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже
в доме своих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия и Николая Петровича связано, на мой
взгляд, с мировоззрением самого автора. Как известно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни,
которую так ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича. Не случайно оба этих героя умирают: один физически,
другой – морально. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является
нравственной кульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв
её во всех её проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придаёт им
типические черты и, пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора, будущие России.

Задачи и тесты по теме "Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)"

  • Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

Меню статьи:

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал культовым произведением своей эпохи – актуальная тематика и проблематика, «живые» персонажи способствовали тому, что произведение вошло в фонд классической литературы и стало одним из самых популярных и по наш день.

Образ отца Евгения Базарова не обрел широкого действия в романе – на раскрытие его образа приходится несущественная доля произведения, но это не помешало этому образу стать одним из самых запоминающихся.

Элементы биографии

Василий Иванович Базаров был человеком простого происхождения.

В молодости он был военным лекарем и вполне успешно выполнял свои функции в качестве военного врача. За активные действия на медицинском поприще в борьбе с чумой его наградили орденом св. Владимира.

Символично его деятельность в качестве врача была связана с деятельностью деда Аркадия Кирсанова – Василий Иванович служил лекарем в бригаде под командованием Кирсанова. После выхода в отставку Василий Базаров посвящает свою жизнь семье и работе на земле. Женой его стала Арина Власьевна – девушка из обедневшего дворянского рода. Евгений был единственным ребенком в семье Базаровых.



Жизнь в отставке стала новым этапом в жизни Василия Ивановича – он был увлечен делами небольшого поместья жены. Так как крестьян, принадлежащих Базаровым, было очень мало, Василий Иванович часто выполняет «крестьянскую работу». Делает он это с явным удовольствием – работа на земле, несмотря на свою сложность, приносит наслаждение Василию Ивановичу.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Иван Сергеевич Тургенев.

Время от времени Василий занимается лекарской деятельностью – крестьяне часто приходят к нему за медицинской помощью.

На момент повествования Василию Базарову 61 год, но, несмотря на возраст, он остается активным человеком, как физически, так и духовно.

Нетипичность Василия Ивановича Базарова

Нетипичность Василия Ивановича – факт неоспоримый. Фактически в любой деятельности он является прогрессивным и деятельным.

В то время, как большинство помещиков активно эксплуатируют своих крестьян, Василий Иванович, наоборот, старается максимально облегчить им жизнь.

В отношениях семьей Базаров-старший никогда не проявляет авторитарный тип поведения – он изначально настроен на позитив и дружелюбие.
Он умеет ценить свободу и старается дать ее окружающим. Обладание свободой становится ключевым фактором в жизни Василия Ивановича, он считает, что человек, не обладающий свободой, не может гармонично развиваться и стать счастливым.


Кроме того, Василий Иванович не стесняется своих ошибок в прошлом – в молодости он, было, увлекся карточными играми, но, проигравшись, смог преодолеть свое влечение, осознав губительность этого пристрастия.

Принципы воспитания

Детство Евгения Базарова описано в романе весьма скудно, поэтому вопрос о принципах воспитания Василия Ивановича раскрыть всесторонне очень сложно – большинство информации просто не подано в произведении.

Основу воспитания Базарова-старшего составил принцип поощрения активности и любознательности. Василий Иванович старается развить в своем сыне интерес к исследовательской деятельности и саморазвитию.

Василий Иванович старается дать максимальную свободу своему сыну – он считает это залогом успешного развития. В виду совей огромной любви к Евгению, Василий Иванович не может быть строгим с ним – любовь к сыну всегда перевешивает.

Внешность

Василий Иванович Базаров отличается высоким ростом и тощей комплекцией. Волосы его бы взъерошены и уже абсолютно седые. Лицо его также было тощим, длинный орлиный нос заметно удлинял лицо и зрительно создавал эффект дополнительной худощавости. Зубы у него были черные, рот широкий.
Василий Иванович необычно смеялся – смех его был беззвучным – рот широко раскрывался, обличая почерневшие зубы, а бронзовые щеки заметно покрывались румянцем.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера Ивана Тургенева, автора-классика.

Одежда Василия Ивановича проста и в некоторых моментах неряшлива – его часто можно видеть в старом военном сюртуке и стоптанных туфлях. Одежда Базарова- старшего не всегда чиста – работая по хозяйству, Базаров часто пачкается и мало заботится о чистоте своей одежды. Так, например, его ермолка и шлафрок засалены.

Характеристика личности

Василий Иванович обладал спокойным нравом и тонкой душевной организацией, хотя последнее активно скрывал, особенно от своего сына. Василий Иванович – очень добрый человек. Он безвозмездно помогает крестьянам, оказывая им медицинскую помощь, хорошо относится к своим крепостным. Базаров старший никогда не бывает строг по отношению к своим крестьянам – в связи с этим у них возникли доверительные отношения, близкие к дружественным.

Таким отношениям способствует еще и новшества, введенные Базаровым по отношению к крепостным, – Василий Иванович, руководствуясь новомодными тенденциями, и, как он сам говорил, здравым смыслом, перевел крестьян на оброк, дав им землю.

Василий Иванович старается заниматься самообразованием – время от времени он интересуется новомодными тенденциями в области науки и искусства – это позволяет ему «не зарастать» мхом и «не отставать от своего века».

Однако наибольшее удовольствие Василий Иванович получает от взаимодействия с природой – Базаров-старший обожает любоваться «творениями» природы (вечером он повел всех в сад, чтобы продемонстрировать красоту заката) и активно принимать участие в процессе садоводства – Василий Иванович собственноручно посадил сад, в котором наряду с деревьями и кустами растут лекарственные травы.

Василий Иванович, считает, что человек должен быть самодостаточным существом и самостоятельно заботиться о своем пропитании.

Базаров также активно принимает участие в работах на огороде, заботясь за будущим урожаем. Василий Иванович – активный и трудолюбивый человек, такой способ жизни у старика сложился сам по себе, не преднамеренно – общий интерес и любознательность стали причиной его активной жизненной позиции.
Василий Иванович – любит общаться с людьми, ему доставляет удовольствие вести разговор с человеком – предаваться этому занятию Базаров может подолгу. Темы его разговоров могут быть самые разнообразные – от чисто бытовых, до философских.

Василий Иванович – набожный человек, но в хорошем смысле этого слова. Как и в любом другом дел, он знает меру – религиозность Базарова никогда не выходит за рамки здравого смысла и фактически является моральным кодексом – Василий Иванович признает преобладание науки над религией (но только в вопросах, не касающихся морали) и осознает важность развития науки, в частности медицины.

Отношения с сыном

У Василия Ивановича складываются нетипичные отношения с сыном. С одной стороны, Базаров-старший, будучи человеком сентиментальным имеет глубокую привязанность к сыну, но с другой стороны, он осознает, что Евгению хочется свободы от родительской опеки. Как бы ни был Василий Иванович образован, он уже не может быть столь интересным собеседником для молодежи – жизнь наложила на него свой печальный отпечаток. Интересы Василия Ивановича уже далеки от порывов юности и юного азарта – он может понять пыл молодых людей, но быть активных коммуникатором для нового поколения ему уже крайне сложно.

Исходя из этой позиции и ее осознания, Василий Иванович не навязывает свое общение сыну. Он понимает, что Евгений находится в том возрасте, когда перед ним открыты все дороги – сын может удачно реализовать себя и обеспечить свое будущее, при этом же «сидение под материной юбкой» будет для Евгения крайне губительно – он может упустить возможности.

Смерть Евгения становится трагедией и в без того не радостной жизни Василия Ивановича. Его любовь к единственному ребенку и надежды на то, что Евгений сможет применить свой талант и развить его были слишком велики.

Отношения с женой

Отношения с Ариной Власьевной у Василия Ивановича были также далеки от типичности – несмотря на возраст и различные жизненные трудности, супругам удалось сохранить теплоту отношений и привязанность. Нельзя сказать, что они часто проводили время в беседах, наоборот, их общение фактически состояло из мелочных фраз, фрагментарных тактильных ощущений, однако, несмотря на это, они оставались душевно близкими.

Такое положение вещей вполне объяснимо характером женщины – она душевна, добрая, ласковая и, по сути, является идеалом русской женщины, которая смогла воссоединить в себе умственное и эмоциональное начало.

После смерти сына Василий Иванович старается поддержать свою супругу, которая, судя по всему, совсем утратила интерес к жизни. Они вдвоем часто приходят на могилу сына и с тоской вглядываются в его высокую могилу.

Таким образом, Василий Иванович Базаров – это человек, который смог найти гармонию с окружающим миром. В глазах читателей он выглядит чудаком своего времени – его деятельность и манера поведения была слишком не типична для его эпохи, хотя нельзя сказать, что она была лишена логики – большинство идей, удачно воплощенных Тургеневым в образе Василия Базарова со временем стали не новомодной тенденцией, а распространенным явлением.

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” (Василий Иванович Базаров)

5 (100%) 1 vote

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация