Известные джазовые певицы. Лучшие джазовые певцы за всю историю жанра. Джазовые певцы и певицы

Начавшись с небольших оркестров, игравших смесь из европейской музыки и африканских ритмов в увеселительных заведениях Нового Орлеана, джаз вырос до одного из интереснейших направлений в музыке. Сложный ритм и обилие импровизаций делают егонепростой, однако крайне увлекательной музыкой.

Но чтобы говорить о величайших джазовых исполнителях, надо бы рассказать о самом джазе. А как о нем рассказывать? Ну, с самого начала.

История

С самого начала были негры, привезенные в качестве рабов в Новый Свет (в основном мы сейчас говорим о территории Штатов). У них была уникальная африканская музыкальная культура. Во-первых, очень, очень большое внимание в ней уделялось ритмам - они были разнообразны, нелинейны и очень сложны. Во-вторых, музыка в Африке неразрывно связана с повседневной жизнью: это обязательное сопровождение разных бытовых моментов, праздников, а частенько и способ общения. Так именно музыка стала одним из объединяющих факторов для многих чернокожих рабов.

Джаз сложился сразу из нескольких относительно параллельно развивавшихся жанров афроамериканской музыки. Самый главный, конечно, регтайм - танцевальный, синкопированный (сильная доля смещена), со свободной мелодией. Потом еще блюз - с классическим 12-тактовым блюзовым квадратом и широкими возможностями для импровизации. Оформившийся уже в начале XX века джаз отразил в себе особенности и того, и другого, и еще многих музыкальных жанров.

Новоорлеанский джаз, чикагский джаз, диксиленд

Самый ранний, новоорлеанский джаз - это унаследовавшие традиции маршевых духовых оркестров ансамбли, состоящие из внушительной ритм секции (2-3 барабанщика, перкуссия, контрабас), разнообразных духовых (тромбон, труба, кларнет, корнет), ну, и гитары-скрипки-банджо, как повезет. Позже практически все известные джазовые исполнители уехали из в Чикаго, где, отточив свое мастерство, стали основателями чикагского джаза - самого раннего джаза. Диксиленд - подражание белокожих групп своим чернокожим товарищам - основателям жанра. Рассуждая о выдающихся джазовых исполнителях того времени, нельзя не сказать о целых джазовых оркестрах.

Чарльз «Бадди» Болден и его «Рэгтайм Бэнд». Считаются чуть ли не первым джазовым оркестром новоорлеанского стиля. Записей с их игрой не сохранилось, однако специалисты уверены, что репертуар состоял из различных классических композиций регтайма, блюза, а также множества маршей, вальсов и пьес с джазовым характером исполнения.

Фредди Кеппард в списке самых влиятельных джазовых музыкантов того времени после Бадди Болдена. В играл в составе «Олимпия Бэнд», в Лос-Анджелесе создал Original Creole Orchestra, в Чикаго (на закате популярности диксиленда) тоже не скучал и выступал с известнейшими музыкантами своего времени.

Джозеф «Кинг» Оливер тоже корнетист и большой молодец. В Новом Орлеане успел поиграть в составе пяти оркестров, а потом, после того как в 1917 году США вступила в Первую мировую и все увеселительные заведения Нового Орлеана позакрывали, вместе со многими другими музыкантами уехал на север, в Чикаго.

Сидней Беше - кларнетист и саксофонист. Играть в ансамблях начал очень рано и успел даже попасть в «Рэгтайм» к Бадди Болдену. Отметился и в чикагских джазовых оркестрах и в более поздних свинг-оркестрах, и даже много катался по Европе, выступив в том числе и в СССР (1926).

Original Dixieland Jass Band - а вот это уже диксиленд, это уже белые ребята, отправившиеся по стопам чернокожих орлеанских групп. Известны тем, что выпустили первую в мире граммофонную пластинку с записью джазовой композиции. Вообще они очень много сделали именно для популяризации жанра. Говорят, что именно с этих ребятами начался тот самый «век джаза». Многие их вещи в будущем стали известнейшими

Страйд

Страйд возник в Нью-Йорке, в районах Манхэттена во время Первой мировой войны совершенно отдельно от новоорлеанского джаза. Это фортепианный стиль, развившийся из рэгтайма путем усложнения ритма, а также повышения виртуозности исполнителей.

Джеймс Джонсон - «отец страйда». Его считают важной фигурой в переходе от рэгтайма к джаз-страйду. На пианино учился играть в основном сам, работал в различных нью-йоркских клубах. Сам сочинил кучу популярных в 20-х мелодий.

Фэтс Уоллер - еще один страйд-пианист, прославившийся едва ли не больше как композитор, чем как исполнитель. Многие его композиции потом перерабатывались и исполнялись другими известными музыкантами. Кстати, играл еще и на органе.

Арт Тэйтум - одна из самых известных фигур в страйде. Замечательный виртуоз, отличавшийся необычной для жанра техникой игры (любил гаммы и арпеджио, одним из первых начал заигрывать с музыкальными гармониями и тональностями). Даже во времена свинга и биг-бэндов обращал на себя (сольного исполнителя) внимание. Повлиял на многих других джазовых музыкантов, нередко отмечавших его необыкновенное мастерство.

Свинг

Самая обширная и благодатная область, когда речь заходит о великих джазовых исполнителях 20 века. Свинг появился в 20-х годах и оставался необыкновенно популярным аж до Второй мировой войны. Играли его в основном свинг-бэнды - здоровенные оркестры составом от десяти человек.

Бенни Гудмен - без преувеличения, король свинга и основатель одного из известнейших биг-бэндов, имевшего оглушительный успех не только в Америке, но и за рубежом. Концерт его оркестра 21 августа 1935 года в Лос-Анджелесе, принесший ему звездную славу, считается началом эры свинга.

Дюк Эллингтон - тоже лидер собственного биг-бэнда, а также известный композитор, создатель многочисленных хитов и джазовых стандартов, в том числе знакомой практически каждому композиции Caravan. Сотрудничал со многими из лучших джазовых исполнителей того времени, позволяя каждому привносить в звучание оркестра свой уникальный стиль, чем создавал интересный и необычный «саунд».

Чик Уэбб. Именно в его оркестре начинала свою карьеру одна из известнейших джазовых певиц Элла Фицжеральд. Сам Уэбб был барабанщиком, и его стиль игры оказал влияние на многие другие легенды ударных джаза (например, Бадди Рича и Луи Беллсона). Он умер от туберкулеза в 1939, не прожив и сорока лет.

Гленн Миллер - создатель одноименного биг-бэнда, в период 1939-1943 годов практически не имевшего себе равных по популярности. До этого Миллер играл, записывался в составе других оркестров, а также сочинял музыку вместе с другими величайшими джазовыми исполнителями своего времени - Бенни Гудменом, Пи Ви Расселом, Джином Крупа и другими.

Так получилось, что интересы этого величайшего джазового исполнителя оказались настолько разнообразны, а «стаж» настолько велик, что приписать его однозначно к какому-либо стилю не представляется возможным. За свою карьеру Армстронг играл и в составе известных оркестров, и соло, и в качестве руководителя собственного джаз-бэнда. Его манеру игры всегда отличала яркая индивидуальность и нетрадиционные, оригинальные импровизации.

Джазовые певцы и певицы

Отдельной главы заслуживают эти ребята, может быть, не написавшие собственноручно джазовых стандартов, однако сделавшие немало для развития этого направления музыки. Уникальные тембры, чувственность голоса, эмоциональность исполнения - многое из этого пришло еще из афроамериканских «народных» спиричуэлсов и госпелов.

Элла Фицджеральд - «первая леди джаза», одна из величайших джазовых исполнителей всей эпохи этой музыки. Обладательница уникального мягкого и «светлого» тембра меццо-сопрано, она могла брать три октавы без видимого усилия. Помимо идеального чувства ритма и интонации, владела такой «фишкой», как скэт - подражание голосом музыкальным инструментам джаз-бэнда.

Билли Холидэй - имела необычный сипловатый голос, придававший особенную чувственность манере исполнения. Так называемый инструментальный тембр ее голоса и способность к ритмической интерпретации удачно сочетались на сцене со звучанием джаз-бэнда.

Би-боп

К сороковым годам танцевальный и немного легкомысленный свинг начал изживать себя, и молодые ребята, охочие до экспериментов, начали развивать стиль игры, позже названный би-боп. Его отличают более высокие требования к мастерству музыкантов, быстрый темп игры, сложные импровизации и, вообще, «интеллектуальность» стиля по сравнению со свингом.

Диззи Гиллеспи - один из основателей би-бопа. Сначала играл на трубе во многих популярных свинговых оркестрах, но потом отпочковался, собрал собственное комбо - небольшой ансамбль - и начал продвигать би-боп, что у него получалось просто замечательно, отчасти благодаря эксцентричной манере поведения. Мастерски обыгрывал классические джазовые темы с необыкновенной виртуозностью.

Чарли Паркер - также основоположник би-бопа. В составе молодых сторонников этого направления буквально перевернул с ног на голову весь традиционный джаз. Би-боперы положили начало модерн-джазу. Паркер также сыграл большую роль в становлении афро-кубинского джаза. Несмотря на все успехи, музыкант страдал тяжелой героиновой зависимостью, от которой впоследствии и скончался в возрасте 35 лет.

Фьюжн

Появился в шестидесятых и действительно является сплавом (перевод fusion с английского) самых разнообразных музыкальных жанров: рока, попа, соула и фанка. По сравнению с другими стилями джаза может показаться довольно «опопсевшим» - фьюжн потерял характерный свинговый бит, однако оставил за собой импровизацию и упор на обыгрывание определенной мелодии (стандарта).

The Tony Williams Lifetime - группа, выпустившая в 1969 году альбом, который ныне считается классикой фьюжна. На волне популярности рок-музыки в своих записях они использовали электрогитару, бас-гитару (классические инструменты именно рок-групп), а также электрическое фортепиано, создавая характерное тяжелое звучание в сочетании с типично джазовым характером.

Майлз Дэвис - разностроннейший музыкант, заслуженно один из самых великих джазовых исполнителей. Помимо джаз-рока он увлекался еще кучей стилей, но и здесь успел создать множество классических композиций, определивших его звучание на несколько лет.

Неосвинг

Это попытка возрождения старых добрых свинг-бэндов начала XX века. Сохраняя общее настроение и характер исполнения классического джаза, неосвинг-группы отошли от импровизации. Они не стесняются современного набора музыкальных инструментов и по структуре их композиции куда больше напоминают современную музыку. В сухом остатке имеем оригинальную стилизацию старого, гораздо более доступную ушам незнакомого с джазом слушателя.

Еще среди интересных исполнителей можно назвать Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue (звучит в фильме «Маска»), Squirrel Nut Zippers и Diablo Swing Orchestra, оригинально смешавшие свинг с металлом.

Босса-нова

Необычная смесь джаза и ритмов латиноамериканской самбы. Зародился, очевидно, в Бразилии и приобрел большую популярность во всем мире. Основателями стиля считаются Жуан и Аструд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также саксофонист Стэн Гетц.

Списки лучших

В статье было рассказано о знаковых музыкантах, сыгравших значительную роль в становлении джаза. Однако знаменитых джазменов несравненно больше, и рассказать обо всех сразу не представляется возможным. Тем не менее в список лучших джазовых исполнителей обязательно должны войти:

  • Чарльз Мингус;
  • Джон Колтрейн;
  • Мэри Лу Уильямс;
  • Херби Хэнкок;
  • Нэт Кинг Коул;
  • Майлз Дэвис;
  • Кит Джарретт;
  • Курт Эллинг;
  • Телониус Монк;
  • Уинтон Марсалис.

Причем это и музыканты, и певцы, и даже те, кто больше известен как композитор. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и долгой творческой карьерой. Хотя, как можно заметить, выбраны в основном люди «шестидесятых», выступавшие значительную часть всего XX века, а некоторые из них и XXI.

Новое музыкальное направление, названное джазом, зародилось на рубеже XIX и XX веков в результате слияния европейской музыкальной культуры с африканской. Ему свойственна импровизация, экспрессивность и особый тип ритмики.

В самом начале ХХ века начали создаваться новые музыкальные ансамбли, именуемые . В их состав входили духовые (труба, кларнет тромбон), контрабас, фортепиано и ударные инструменты.

Известные джазисты, благодаря своему таланту импровизации и умению тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров.

Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе?

Луи Армстронг

Для многих ценителей музыки именно его имя ассоциируется с джазом. Ослепительный талант музыканта завораживал с первых минут выступления. Сливаясь воедино с музыкальным инструментом – трубой – он повергал в эйфорию своих слушателей. Луи Армстронг прошёл нелёгкий путь от проворного мальчугана из небогатой семьи до знаменитого Короля джаза.

Дюк Эллингтон

Неудержимая творческая личность. Композитор, чья музыка играла переливами множества стилей и экспериментов. Талантливый пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра не уставал удивлять своим новаторством и оригинальностью.

Его неповторимые произведения с великим энтузиазмом апробировались самыми известными оркестрами того времени. Именно Дюку принадлежит идея использование человеческого голоса в качестве инструмента. Более тысячи его произведений, названных ценителями «золотым фондом джаза», были зафиксированы на 620 дисках!

Элла Фитцджеральд

«Первая леди джаза» обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в три октавы. Почетные награды талантливой американки трудно сосчитать. 90 альбомов Эллы разлетелись по миру неимоверными тиражами. Трудно представить! За 50 лет творчества продано около 40 миллионов альбомов в её исполнении. Мастерски владея талантом импровизации, легко сработалась в дуэте с другими известными джазовыми исполнителями.

Рей Чарльз

Один из самых знаменитых музыкантов, названный «настоящим гением джаза». 70 музыкальных альбомов разошлись по миру многочисленными тиражами. На его счету 13 премий «Грэмми». Его композиции были записаны в Библиотеку Конгресса США. Популярный журнал Rolling Stone определил Рэя Чарльза 10 номером из сотни великих артистов всех времён «Списка Бессмертных».

Майлс Дейвис

Американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис – это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для разновозрастной аудитории.

Фрэнк Синатра

Знаменитый джазист родом из небогатой семьи, невысокого роста и ничем внешне не отличался. Но покорил слушателей своим бархатистым баритоном. Талантливый вокалист снимался в мюзиклах и драматических фильмах. Удостоен множества премий и специальных наград. Получил «Оскар» за фильм «Дом, в котором я живу»

Билли Холидей

Целая эпоха в развитии джаза. Песни в исполнении американской певицы приобретали индивидуальность и сияние, играли переливами свежести и новизны. Жизнь и творчество «Леди Дей» было коротким, но ярким и неповторимым.

Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой импровизации.

Импровизация не является исключительной особенностью джаза – известно, например, что импровизация занимала значительное место в классическом музицированиии в XIX веке. Все же именно джаз как никакой другой вид музыки или даже искусства в своем рождении и развитии оказался прочно связанным с импровизацией. В раннем джазе – в период его зарождения в Новом Орлеане – эта связь была отчасти случайной, поскольку многие исполнители джаза плохо или совсем не знали нотной грамоты и играли на слух. Однако и сам характер музыки, которая поначалу получила название просто «горячей» (hot music), что свидетельствует о горячем темпераменте как первом качестве джазового исполнителя, склонял музыкантов к спонтанности. Поэтому понемногу, так сказать, гнали отсебятину, т.е. импровизировали, все участники бенда – в меру своего темперамента и фантазии. Тем более что играли-то не классику.

На новый уровень искусство импровизации вывел трубач Луи Армстронг. Можно сказать, что именно он создал сольную импровизацию как законченное индивидуальное высказывание – своего рода монолог в пьесе или разговор, тем более что его игра интонационно зазвучала как человеческая речь.

Louis Armstrong Hot Seven – Wild Man Blues (1927)

Не удивительно, что именно за ним навсегда закрепился титул «король джаза». Ибо все джазовые исполнители ХХ века, все импровизаторы так или иначе в этом смысле обязаны ему и его изобретению, благодаря которому джаз из преимущественно развлекательной и танцевальной музыки превратился в искусство самовыражения.

Знаменитые джазовые исполнители – бендлидеры

Впрочем, произошло это не сразу. 30-е годы – время танцевальной лихорадки и расцвета джазовых оркестров. Главная фигура эры свинга – это человек, который, как правило, стоит перед оркестром, повинующимся взмаху его руки, человек, который задает ритм, заставляющий двигаться, иногда просто-таки извиваться в танце массу людей; ведь «свинг», согласно пояснению Дюка Эллингтона, и значит не что иное, как ритм. Поэтому самые яркие индивидуальности и популярные представители джаза той эпохи – не только и даже не столько солисты, сколько руководители оркестров, бенд-лидеры, которые, как правило, были также джазовыми композиторами и аранжировщиками, а также… солистами: кларнетист Бенни Гудман, пианисты Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, тромбонист Гленн Миллер, а также кларнетисты Вуди Герман и Арти Шоу, тромбонист Томми Дорси, саксофонист Джимми Лансфорд, барабанщик Чик Уэбб, певец Кэб Кэллоуэй.

Среди более чем 200 оркестров эти имена стали известны всей стране и за пределами США благодаря мастерству аранжировщиков и исполнителей, а еще умению своих лидеров найти собственный стиль.

Самое общее различие существовало между «горячей» и «сладкой» музыкой (sweet music). Как правило, «черные» биг-бенды играли «погорячей», а «белые» по большей части отдавали предпочтение сентиментальной «сладости». (Впрочем, это разделение не безусловно, и большинство оркестров смешивали эти стили в тех или иных пропорциях.)

Однако лучшие из лучших биг-бенды – это словно коллективные индивидуальности со свойственным им своеобразным и легко узнаваемым звучанием.

Легкий, стремительный, воздушный свинг оркестра Бенни Гудмена (недаром получившего неофициальный титул «короля свинга»).

Benny Goodman – Let’s Dance / Minnie’s in the Money (1943)

Более блюзовый, «бешеный» свинг биг-бенда Каунта Бейси.

Count Basie — Swingin’ the Blues (1941)

Безупречно элегантный, в меру «горячий», в меру «сладкий» (идеальное коммерческое сочетание) стиль оркестра Гленна Миллера.

«Темный» саунд оркестра Дюка Эллингтона, получивший особое название «стиля джунглей» (главным образом благодаря засурдиненному звучанию труб и тромбонов).

Duke Ellington — It don’t mean a thing (1943)

Впрочем, в игре оркестра Эллингтона выделяли еще три стиля. Ему также принадлежит заслуга первых попыток приданию джазу серьезного содержания и духовных задач.

Еще одной фишкой практически каждого оркестра были их вокалисты, некоторые из которых стали не только джазовыми звездами, но и достигли всемирной славы: Билли Холидей (выступавшая с оркестром Каунта Бейси), Элла Фицджеральд (с Чиком Уэббом), Фрэнк Синатра (начинавший с оркестром Томми Дорси) и, конечно, Луи Армстронг.

Джазовые иконы 40-х и 50-х гг.

В 40-е годы с закатом эры свинга наступает эпоха малых составов и индивидуальных исполнителей. Известность музыканта становится прямо пропорционально связанной с его искусством импровизации.

В это и последующее десятилетие (40-е и 50-е) на джазовую авансцену выходят музыканты, которые благодаря своей виртуозности и неутомимому экспериментированию и поныне остаются непревзойденными образцами исполнительского мастерства, объектами для подражания для современных джазовых исполнителей, музыканты, расширившие выразительные возможности джаза:

пианисты Арт Тейтум, Бад Пауэлл, Телониус Монк, Билл Эванс;

альт-саксофонисты Чарли Паркер и Орнетт Коулман;

трубачи Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис;

тенор-саксофонисы Джон Колтрейн и Сонни Роллинз;

контрабасист Чарли Мингус;

барабанщики Бадди Рич и Арт Блейки

вокалистка Сара Воан;

и др.

Thelonious Monk – Round Midnight

Об этих музыкантах говорят не иначе как о «гигантах джаза» или «джазовых иконах» (своеобразные термины-метафоры, утвердившиеся в джазовой среде по отношению к выдающихся представителях искусства джаза). Для любого начинающего джазового музыканта их творчество становится непременно предметом тщательного изучения, а поначалу попросту копирования.

Miles Davis — All Blues (также Херби Хэнкок и Уэйн Шортер)

Эти имена уже стали историей джаза. Но и для любителей джаза знакомство с их музыкой является тем эстетическим опытом, который формирует эталон восприятия.

Bill Evans — My Foolish Heart

Живые легенды джаза

От 60-х годы ХХ века можно отсчитывать современный период развития джаза. Не только потому, что тогда формируются большинство ныне существующих направлений и стилей джаза, но и прежде всего потому, что в это десятилетие начинают свою музыкальную карьеру известные джазмены, творчество которых уже давно стало классикой джаза, но которые и по сей день остаются действующими лицами на всемирной джазовой сцене:

пианисты Херби Хэнкок, Кит Джарретт, Чик Кориа;

гитаристы Джон Маклафлин, Джон Скофилд, Пэт Метини, Джордж Бенсон;

саксофонисты Чарльз Ллойд, Уэйн Шортер, Джон Зорн;

вокалист Бобби Макферрин;

трубачи Уинтон Марсалис и Рэнди Брекер

и др.

Keith Jarrett Trio — God Bless The Child

О творчестве каждого из этих музыкантов и их вкладе в развитие джаза можно говорить долго, но достаточно сказать, что каждый из них – это еще и своеобразный, легко узнаваемый и обладающий неотразимым обянием стиль, вызывающий множество подражаний.

И хотя их называют легендами джаза, но в то же время вполне современные джазовые исполнители, продолжающие вести активную концертную деятельность и задавать тон в современном джазе, и их вполне можно услышать живьем.

Pat Metheny Group — Minuano

Исполнители джаза изобрели особенный музыкальный язык, который строился на импровизации, сложных ритмических фигурах (свинг) и уникальных гармонических моделях.

Джаз возник в конце XIX - начале XX в Соединенных Штатах Америки и представлял собой уникальное социальное явление, а именно - слияние африканской и американской культур. Дальнейшее развитие и расслоение джаза на различные стили и под-стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание и осваивать новые гармонии и ритмы.

Таким образом, накопилось огромное джазовое наследие, в котором можно выделить такие основные школы и стили: новоорлеанский (традиционный) джаз, бибоп, хард-боп, свинг, кул-джаз, прогрессив джаз, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн и т. д. В этой статье собраны десять выдающихся джазовых исполнителей, ознакомившись с которыми, вы получите наиболее полную картину эпохи свободных людей и энергичной музыки.

Miles Davis (Майлз Дэвис)

Майлз Дэвис родился 26 мая, 1926 года в Олтоне (США). Известен как знаковый американский трубач, чья музыка оказала огромное влияние на джазовую и музыкальную сцену ХХ века в целом. Он много и смело экспериментировал со стилями и, возможно, именно поэтому фигура Дэвиса стоит у истоков таких стилей как кул-джаз, фьюжн и модальный джаз. Майлз начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника квинтета Чарли Паркера, но в дальнейшем сумел найти и выработать свое собственное музыкальное звучание. Наиболее важными и основополагающими альбомами Майлза Дэвиса можно считать «Birth of the Cool» (1949), «Kind of Blue» (1959), «Bitches Brew» (1969) и «In a Silent Way» (1969). Главной особенностью Майлза Дэвиса было то, что он постоянно находился в творческом поиске и демонстрировал миру новые идеи, и именно поэтому история современной джазовой музыки обязана его исключительному таланту столь многим.

Louis Armstrong (Луи Армстронг)

Луи Армстронг, человек, чье имя приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «джаз», родился 4 августа, 1901 года, в Новом Орлеане (США). Армстронг обладал ослепительным талантом игры на трубе и сделал многое для развития и популяризации джазовой музыки во всем мире. Кроме того, он так же покорял публику своим хрипловатым басовым вокалом. Путь, который Армстронгу пришлось пройти от босяка до титула Короля Джаза был тернист. А начался он в колонии для темнокожих подростков, куда Луи попал за невинную шалость - стрельбу из пистолета в Новогоднюю ночь. К слову, пистолет он украл у полицейского, клиента его матери, которая была представительницей древнейшей профессии в мире. Благодаря такому не слишком благоприятному стечению обстоятельств, Луи Армстронг получил свой первый музыкальный опыт в лагерном духовом оркестре. Там он освоил корнет, тамбурин и альт горн. Словом, Армстронг прошел путь от маршей в колонии и затем эпизодических выступлений в клубах до музыканта мирового значения, чей талант и вклад в копилку джаза сложно переоценить. Влияние его знаковых альбомов «Ella and Louis» (1956), «Porgy and Bess» (1957), и «American Freedom» (1961) до сих пор можно услышать в игре современных исполнителей различных стилей.

Duke Ellington (Дюк Эллингтон)

Дюк Эллинтон родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Пианист, лидер оркестра, аранжировщик и композитор, чья музыка стала настоящим новаторством в мире джаза. Его произведения играли на всех радиостанциях, а записи по праву входят в «золото фонд джаза». Эллинтон был признан во всем мире, получил множество наград, написал огромное множество гениальных произведений, в число которых входит стандарт «Caravan», который обошел весь земной шар. К наиболее известным его релизам можно отнести такие пластинки как «Ellington At Newport» (1956), «Ellington Uptown» (1953), «Far East Suite» (1967) и «Masterpieces By Ellington» (1951).

Herbie Hancock (Херби Хэнкок)

Херби Хэнкок родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Хэнкок известен как пианист и композитор, а также обладатель 14 премий Грэмми, которые он получил за свои труды на джазовой ниве. Его музыка интересна тем, что сочетает в себе элементы рока, фанка и соула, наряду с фри-джазом. Так же в его композициях можно встретить элементы современной классической музыки и блюзовые мотивы. В общем, почти каждый искушенный слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Если говорить о инновационных творческих решениях, то Хэрби Хэнкок считается одним из первых джаз исполнителей, совместившим синтезатор и фанк в так же музыкант стоит у истоков новейшего джазового стиля - пост-бибоп. Несмотря на специфичность музыки некоторых этапов творчества Херби, большинство его песен - мелодичные композиции, полюбившиеся широкой публике.

Среди его альбомов, можно выделить следующие: «Head Hunters» (1971), «Future Shock» (1983), «Maiden Voyage» (1966) и «Takin" Off» (1962).

John Coltrane (Джон Колтрейн)

Джон Колтрейн, выдающийся джазовый новатор и виртуоз, родился 23 сентября, 1926 года. Колтрейн был талантливым саксофонистом и композитором, бэнд-лидером и одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века. Колтрейн по праву считается значительной фигурой в истории развития джаза, который вдохновил и оказал влияние на современных исполнителей, а так же на школу импровизации в целом. До 1955 года Джон Колтрейн остается относительно неизвестным, пока не присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Через несколько лет Колтрейн покидает квинтет и начинает вплотную заниматься своим собственным творчеством. В эти годы он записывает альбомы, которые составили важнейшую часть джазового наследия.

Это «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960) и «A Love Supreme» (1965), пластинки ставшие иконами джазовой импровизации.

Charlie Parker (Чарли Паркер)

Чарли Паркер родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Любовь к музыке проснулась в нем довольно рано: он начал осваивать саксофон уже в 11 лет. В 30-е годы, Паркер стал осваивать принципы импровизации и развил в своей технике некоторые приемы, предшествовавшие бибопу. В дальнейшем он стал одним из основателей этого стиля (наряду с Диззи Гиллеспи) и, в целом, оказал очень сильное влияние на джазовую музыку. Однако еще в подростковом возрасте, музыкант пристрастился к морфию и в дальнейшим между Паркером и музыкой встала проблема героиновой зависимости. К сожалению, даже после лечения в клинике и выздоровления, Чарли Паркер не мог так же активно работать и писать новую музыку. В конечном итоге, героин пустил его жизнь и карьеру под откос и стал причиной его смерти.

Наиболее значимые для джаза альбомы Чарли Паркера: «Bird and Diz» (1952), «Birth of the Bebop: Bird on Tenor» (1943), а так же «Charlie Parker with strings» (1950).

Thelonious Monk Quartet (Телониус Монк)

Телониус Монк родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Наиболее известен как джазовый композитор и пианист, а так же один из родоначальников бибопа. Его оригинальная «рваная» манера игры вобрала в себя различные стили - от авангардизма до примитивизма. Подобные эксперименты сделали звучание его музыки не вполне характерным для джаза, что впрочем не помешало многим его работам стать классикой этого стиля музыки. Будучи весьма необычным человеком, который с детства делал все возможное лишь бы не быть «нормальным» и таким, как все, Монк стал известен не только благодаря своим музыкальным решениям, но и своему на редкость сложному характеру. С его именем связано множество анекдотических историй о том, как он опаздывал на собственные концерты, а однажды и вовсе отказался играть в клубе Детройта, так как его жена не явилась на выступление. И вот Монк сидел на стуле, сложив руки, пока в зал наконец не ввели его супругу - в домашних тапочках и халате. Пред очи мужа бедную женщину доставили в срочном порядке на самолете, лишь бы концерт состоялся.

Среди наиболее выдающихся альбомов Монка можно выделить «Monk’s Dream» (1963), «Monk» (1954) «Straight No Chaser» (1967), и «Misterioso» (1959).

Billie Holiday (Билли Холидей)

Билли Холидей, известная американская джазовая вокалистка, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Как и многие джазовые музыканты, Холидей начинала свою музыкальную карьеру в ночных клубах. Со временем, ей посчастливилось познакомиться с продюсером Бенни Гудманом, который организовал её первые записи в студии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэндах таких джазовых мэтров как Каунт Бэйси и Арти Шоу (1937-1938). Леди Дэй (так называли её поклонники) имела уникальную манеру исполнения, благодаря которой она будто заново изобретала свежее и неповторимое звучание для самых простых композиций. Особенно хорошо ей давались романтические, медленные песни (такие как «Don’t Explain» и «Lover Man»). Карьера Билли Холидей была яркой и блестящей, однако не долгой, потому как после тридцати лет она пристрастилась к выпивке и наркотикам, что негативно сказывалось на её здоровье. Ангельский голос потерял былую силу и гибкость, а Холидей стремительно теряла благосклонность публики.

Билли Холидей обогатила джазовое искусство такими выдающимися альбомами, как «Lady Sings the Blues» (1956), «Body and Soul» (1957), и «Lady in Satin» (1958).

Bill Evans (Билл Эванс)

Билл Эванс, легендарный американский джазовый пианист и композитор, родился 16 августа 1929 года в Нью-Джерси, США. Эванс - один из наиболее влиятельных джазовых исполнителей ХХ века. Его музыкальные произведения настолько изощренны и необычны, что немногие пианисты способны наследовать и заимствовать его идеи. Он мог виртуозно свинговать и импровизировать, как никто другой, в то же время мелодичность и простота была ему далеко не чужда - его интерпретации известных баллад обрели популярность даже у не-джазовой аудитории. Эванс получил образование академического пианиста, и после службы в армии стал появляться на публике с разными малоизвестными музыкантами в качестве джазового исполнителя. Успех пришел к нему в 1958 году, когда Эванс стал играть в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Кэннонболлом Одерли и Джоном Колтрейном. Эванс считается создателем камерного жанра джазового трио, который характеризуется ведущим импровизирующим пианино, а так же солирующими наравне с ним барабанами и контрабасом. Его музыкальный стиль внес разнообразные краски в джазовую музыку - от изобретательных изящных импровизаций до лирически-окрашенных тонов.

К наилучшим альбомам Эванса можно отнести его сольную запись «Alone» (1968), сделанную в режиме человек-оркестр, «Waltz for Debby» (1961), «New Jazz Conceptions» (1956) и «Explorations» (1961).

Dizzy Gillespie (Диззи Гиллеспи)

Диззи Гиллеспи родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. У Диззи немало заслуг перед историей развития джазовой музыки: он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи совместно с Чарли Паркером основал импровизационный джаз. Как и многие джаз-мены, Гиллеспи начинал с выступлений в клубах. Затем перебрался жить в Нью-Йорк и успешно поступил в местный оркестр. Был известен своим оригинальным, если не сказать шутовским, поведением, что успешно настраивало людей, которые с ним работали, против него. Из первого оркестра, в котором весьма талантливый, но своеобразный трубач Дизз ездил на гастроли по Англии и Франции, его едва ли не выгнали. Музыканты его второго оркестра так же не вполне радушно реагировали на насмешки Гиллеспи над их игрой. Кроме того, мало кому были понятны его музыкальные эксперименты - некоторые называли его музыку «китайской». Сотрудничество со вторым оркестром закончилось дракой между Кэбом Кэллоуэем (его руководителем) и Диззи во время одного из концертов, после чего Гиллеспи был с треском выгнан из бэнда. После Гиллеспи создает собственный коллектив, в котором он и другие музыканты работают над тем, чтобы разнообразить традиционный джазовый язык. Таким образом родился стиль известный как бибоп, над стилистикой которого активно работал Диззи.

К лучшим альбомам гениального трубача можно отнести «Sonny Side Up» (1957), «Afro» (1954), «Birk’s Works» (1957), «World Statesman» (1956) и «Dizzy and Strings» (1954).

В течении многих десятилетий, музыка свободы в исполнении головокружительных джазовых виртуозов была огромной частью музыкальной сцены и просто человеческой жизни. Имена музыкантов, которые вы можете видеть выше, увековечены в памяти многих поколений и, вероятнее всего, еще столько же поколений будут вдохновлять и удивлять своим мастерством. Возможно, секрет в том, что изобретатели труб, саксофонов, контрабасов, пианино и барабанов знали, что некоторые вещи невозможно реализовать на этих инструментах, но забыли сказать об этом джазовым музыкантам.