Как правильно принять решение, если сомневаешься? Лучшие методы. Как принять решение в трудной ситуации

4 227 0 Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, как принять правильное решение, если сомневаешься.

Каждый день мы принимаем по несколько решений в день начиная с выбора меню на завтрак и заканчивая кругом общения. Большинство наших решений безобидны и не могут изменить жизнь кардинально, но есть и такие, от которых зависит вся наша дальнейшая жизнь полностью. В трудных ситуациях мы часто начинаем сомневаться в себе и правильности нашего решения, мечемся между несколькими вариантами и теряем уйму времени и энергии вместо того, чтобы начать действовать.

Как принять правильное решение в жизни

Принятие решений — настоящая наука. Однако в ней нет ничего сверхъестественного, быстро и правильно научиться принимать решенияможет каждый человек. Достаточно набраться смелости, взять ответственность за свою жизнь в собственные руки и придерживаться нескольких правил и методов.

Существуют несколько путей принятия решений:

  • эвристика (основана на чувствах и интуиции)
  • алгоритм (основан на взвешенных решениях, изучении информации и анализе).

В идеале, между рациональным мышлением и интуицией должна быть гармония.

Кроме этого, манера решать проблемы во многом зависит от типа личности и темперамента. Так, экстраверты предпочитают долго не думать, а сразу начинать действовать, а интроверты — много анализируют и могут надолго «зависнуть» перед принятием решения. Обе эти стратегии могут стать провальными: экстраверт в итоге наломает дров, а интроверт так и останется сидеть в проблеме и дожидаться пока она решится сама.

Основные правила принятия решений

Существуют некоторые правила, которых следует придерживаться, если сомневаешься во время принятия решения.

  1. Помните о своих жизненных приоритетах и строго их придерживаетесь. Задумайтесь, что на самом деле для вас важно и ради чего вы работаете, учитесь и т. д. Часто ценности и приоритеты искусственно подменяются обществом.
    Например, становится модным принцип «деньги ради денег». Устраиваясь на работу, подумайте, чем вы действительно дорожите и ради чего вы это делаете? Если вы очень дорожите семьей и общением с детьми, высокооплачиваемая работа с постоянными переработками может просто вам не подойти. Удерживая внимания на главном, принимать решения становится намного легче.
  2. Попробуйте, если это возможно. Можно бесконечно долго размышлять на тему того, что бы было, если бы вы пошли и сделали что-то, а можно просто попробовать и потом принять решение.
    К примеру , если вы грезите стать известным графическим дизайнером, попроситесь на стажировку в рекламное агентство. Посмотрев на работу мечты изнутри, принять решение будет намного проще.
  3. Ограничьте количество вариантов. У вас должен быть выбор, но помните, что изобилие вариантов не помогает, а, наоборот, затрудняет принятия решения.
  4. Придумайте себе алгоритм действий, если наступит определенная ситуация.
    К примеру, если вы завели собственное дело, но спустя год оно не начало приносить дохода, вы перестаете вкладывать инвестиции в убыточное предприятие. Такие «запасные» алгоритмы позволяют просчитать риски и подстраховаться на случай неблагоприятного течения ситуации.
  5. Обратитесь за советом к близким и более опытным людям . При этом важно уметь обрабатывать данные советы. Безусловно, мнение со стороны и полученная информация очень важны. Однако не стоит забывать, что иногда люди дают советы, проецируя на вашу жизнь собственные страхи и неудачи. Будьте осторожны и не идите на поводу чужого мнения.
  6. Озвучьте проблему несколько раз . Обращаться за советами полезно не столько, чтобы услышать совет, сколько чтобы проговорить ситуацию. Когда мы повторяем несколько раз свой вопрос, уже в момент проговаривания к нам приходят новые неожиданные мысли и идеи.
  7. Прекратите думать и анализировать и просто действуйте . Иногда мы ничего не теряем в той или иной ситуации, так зачем тратить на раздумья свое время и энергию? Везде где нет потерь, действуйте незамедлительно и решительно.
  8. Отложите решение до завтрашнего дня . Порой взвешивать и принимать решение намного проще на свежую голову. Кроме этого, иногда бывает полезно положиться на свое подсознание и задать себе волнующий вопрос на ночь. Возможно, первая мысль, которая придет на ум сразу после пробуждения и окажется тем самым правильным вариантом.
  9. Ограничьте время для принятия решения. В силу вступает закон вынужденной эффективности.
  10. Опирайтесь не только на свой опыт, но и на текущие изменения ситуации.
  11. Если вы приняли решения, действуйте незамедлительно!

Чего не стоит делать?

  1. Не отключайте интуицию. Прислушиваться к своему телу и «знакам свыше» все же стоит.
  2. Не затягивайте с принятием решения и его реализацией. Иначе вы так и останетесь сидеть с проблемой.
  3. Никогда не сожалейте о принятых решениях. Помните, что не бывает идеального варианта действий. Все, что с нами случается, происходит для чего-то и уже является самым правильным решением. Может быть, приняв другое решение, проблем было бы намного больше?
  4. Не злоупотребляйте советами и не спрашивайте всех подряд.
  5. Не перекладывайте ответственность за свою жизнь на другого.
  6. Не идите на поводу у своих эмоций.

Устраняем эмоции

Очень важно перед тем как принимать решение, избавиться от мешающих эмоций: страха, нервозности, волнения и т. д. Такие эмоции мешают сконцентрироваться на главном, постоянно перетягивают внимание на незначительные мелочи и не позволяют адекватно взглянуть на ситуацию.

Страх

Для того чтобы избавиться от страха нужно очень ярко представить себе худший вариант развития событий. Безусловно, он будет сильно преувеличен, зато проигрывание пугающего момента в воображении позволит прикоснуться к собственному страху и подготовиться к возможным проблемам на пути к цели.

Дыхание

Как ни банально, избавиться от мешающего возбуждения поможет глубокое и медленное брюшное дыхание. Дышать нужно глубоко животом, грудная клетка при этом практически не двигается. Сделайте 10 медленных вдохов и выдохов, слегка задерживая дыхание на 5-7 медленных счетов.

Подождите

Просто подождите. Не всегда сиюминутные порывы и желания достойны скорейшего воплощения в жизнь. Иногда они проходят так же быстро, как и возникают у нас в голове. Лучше подождать пока волна возбуждения и эмоций спадет, чем натворить глупостей.

Сохраняйте концентрацию

Старайтесь в момент принятия решения быть максимально здесь и сейчас. Перестаньте отвлекаться на внешние факторы и различные мелочи. Если нужно, уединитесь и побудьте в одиночестве. Окунитесь в проблему с головой и сконцентрируйтесь на ней.

Правило 10/10/10

Чтобы охладить свой пыл иногда достаточно задать себе три вопроса:

  1. Как я отнесусь к своему решению через 10 минут?
  2. Через 10 месяцев?
  3. Через 10 лет?

Выполняя эту практику, постарайтесь оставаться максимально честным с самим собой.

Вспомните это состояние, когда к нам за советом обращается друг. Мы четко видим ситуацию и не обращаем внимание на различные мелочи. Постарайтесь, взглянуть на свою проблему со стороны и дать себе адекватный совет.

Идеальное «Я»

Выберете из предложенных вариантов идеальный. Постарайтесь не думать о том, чего вы хотите. Наши желания не всегда идут нам на пользу.

Методы принятия решений

Человечество за все время своего существования придумало множество способов принятия правильного решения. Но перед тем как приступить к знакомству с этими методами, необходимо понять из чего же состоит правильное решение:

  1. Информация. Это сухие факты без эмоциональной окраски и информационных искажений.
  2. Избирательность в информации. Не все факты стоит принимать на веру или проецировать на свою жизнь.
  3. Концентрация на проблеме и ее решении.
  4. Опыт. В основном ваш личный, но и опыт близких также очень ценен.
  5. Гибкость и способность подстраиваться под изменения ситуации.
  6. Адекватная оценка происходящего.
  7. Последовательность в принятии решения и последующих действиях.

Избегайте ограничений и рамок

Люди склонны выбирать из двух крайностей: «да» или «нет» . Купить машину в кредит или нет? Развестись или нет? Уволиться или нет? Мы сами себя загоняем в рамки сложного выбора, в то время, как истинный ответ на вопрос может скрываться посередине или же вовсе лежать в другой плоскости.

К примеру, некто хочет купить автомобиль в кредит, но сомневается, так как не хочет влазить в долги. Возможно, вопрос просто стоит поставить иначе и купить машину дешевле, снять квартиру поближе к работе или вовсе найти работу рядом с текущем местом жительства.

Постарайтесь мыслить шире и избегать рамок «да/нет».

Дневник мечты

Представьте цель во всех красках и свою будущую жизнь, когда вы ее добьетесь. Ответьте на следующие вопросы:

  • Как я буду чувствовать себя?
  • Для чего мне это нужно?
  • Стану ли я увереннее в себе?
  • Какие возможности откроются передо мной?

Подробно опишите свои фантазии в дневнике, ответьте на вопросы и перечитывайте записи каждый день. Поначалу вы не будете верить в то, что вы читаете, но со временем ваше подсознание примет новую картинку.

Кроме этого, яркое представление собственных мечт и целей помогает принимать решения. Главное, всегда помните, ради чего вы просыпаетесь по утрам.

Расширяйте выбор

Не стоит привязываться к первому попавшемуся варианту. Ознакомьтесь и с остальными альтернативными решениями. Вдруг окажется, что есть варианты намного лучше и выгоднее? Однако не стоит расширять выбор до не ограниченного количества вариантов. Помните, что это только затруднит решение проблемы.

Исчезновение

Представьте, что вариант, которые вы выбрали вдруг пропал. Что вы будете делать в таком случае?

Данный метод позволяет избавиться от привязанности к одному конкретному решению и выйти из тупика размышлений.

Поиск информации

Изучите досконально все, что связано с проблемой и путями ее решения. Знакомство с отзывами в интернете стало обыденным ритуалом, перед тем как приобрести товар или услугу. Но почему-то не все поступают также, выбирая ВУЗ или новое место работы.

Изучите вопрос в интернете и по возможности пообщайтесь с теми, кто работал или учился в данном учреждении. Это уже наполовину убережет вас от неправильного выбора.

Кроме этого, можно задавать вопросы непосредственно на собеседовании. Не уточняйте, какие бонусы может предложить компания и есть ли дополнительные «плюшки» для работников. Лучше спросите, кто был на данной должности до этого, сколько людей уволилось с данной вакансии и почему, где они сейчас и как с ними можно связать. Ответов на эти вопросы уже будет достаточно, чтобы принять взвешенное решение.

Если принять решение сложно, можно использовать метод квадрата Декарта. Для этого на листе бумаги начертите квадрат и поделите его двумя линиями еще на четыре квадрата. В левом верхнем квадрате напишите все, что вы получите, приняв это решение, а в правом — все, что получите не приняв его. В нижних квадратах, соответственно, все, что вы не получите, если примете это решение, и все, что вы не получите, если его не примете.

После того как вы завершите писать все плюсы и минусы данного решение остается подсчитать их соотношение и количество:

  1. Вычтите из количества плюсов правого верхнего квадрата количество минусов.
  2. Проведите такую же операцию с левой колонкой квадрата.
  3. Принимайте решение.

Метод трех вопросов

Существует такая теория, что прежде чем принять решение необходимо спросить себя три раза. Первый раз ответ придет на основе эмоций, второй раз — на основе логики, а третий ответ будет самый близкий к истине.

Примерьте разные шапки

Принять решение можно и в игровой форме. Для этого представьте, что у вас есть семь шапок разных цветов и каждая из них способна кардинально изменить образ вашего мышления:

  • Красная — делает вас возбудимым и эмоциональным;
  • Сиреневая — позволяет всегда оставаться рациональным;
  • Синяя — включает интуицию;
  • Черная — заставляет видеть один негатив и пропускать все через призму пораженческого настроя;
  • Розовая — делает чрезмерно самоуверенным и неспособным к самокритике;
  • Оранжевая — генерирует невыполнимые проекты и строит фантастические планы;
  • Белая — дарит мудрость.

Перемерьте все шапки и попробуйте вывести средняя из всего потока мыслей и чувств.

Исключаем неинтересные варианты

Можно сделать выбор из нескольких альтернатив с помощью метода исключения. Уберите самый непривлекательный вариант из существующих. Затем уберите еще один и еще один. Продолжайте исключать нежелательные варианты, пока не останется один вариант.

Меньшее из зол

Не всегда наш выбор связан с приятными вещами. Иногда, что бы мы ни выбрали, последствия будут не очень приятными. Что же делать в таком случае? Принять ситуацию такой, какая она есть и постараться выбрать то, что будет наименее неприятным для вас.

Метод ПМИ

Аббревиатуру ПМИ можно расшифровать как Плюс, Минус, Интересно . Составьте таблицу из трех столбцов. В первом запишите все возможные плюсы от принятого решения, во втором — минусы, а в третьем — просто все интересные замечания, нюансы и комментарии, которые не относятся ни к плюсам, ни к минусам.

Эта табличка поможет наглядно представить все преимущества и недостатки принятого решения и еще раз взвесить все «за» и «против».

Практика пяти наводящих вопросов

Предположим, вы уже выбрали решение для вашей проблемы. Как проверить в правильном ли направлении вы движетесь и стоит ли его сменить? В этом вам поможет метод пяти вопросов:

  1. Хочу ли я этого (стать кем-то/сделать что-то/иметь что-то)? Если ответ да, продолжаем задавать вопросы.
  2. Если я сделаю это (стану кем-то/сделаю что-то/приобрету что-то), останусь ли я в гармонии с собой, миром, Вселенной и Богом (для верующих людей)? Если да, то продолжаем.
  3. Если я буду делать это, приблизит ли это меня к моей мечте? Да? Продолжаем.
  4. Если я буду делать это, нарушит ли это чьи-то права? Если нет, то можно задать себе последний вопрос.
  5. Если я сделаю это, станет ли от этого лучше мне или еще кому-то?

Если вы подошли до последнего вопроса и ответ на него положительный, можно смело считать, что вы на верном пути.

Алгоритм самостоятельного принятия решений

Для того чтобы научиться самостоятельно принимать решения, возьмите листок бумаги и ручку.

  1. Напишите на листке, какая именно у вас проблема.
  2. Перечислите причины, почему ее необходимо решить.
  3. Подробно опишите желаемый исход событий.
  4. Напишите все возможные варианты решения вопроса и действий, которые необходимо совершить.
  5. Проанализируйте ваши ответы, соотнесите их с текущими возможностями и начинайте действовать.

Как принять решение о работе?

Собираясь уйти с работы или выбирая из нескольких вакансий, вспомните о своих жизненных приоритетах и ценностях. Если во главе всего для вас стоит семья, неправильно выбирать работу с ненормированным рабочим днем и постоянными задержками на работе, даже если за это вы получите хорошую оплату.

Неплохо будет в данном случае обратиться за помощью к другу. Ведь со стороны всегда лучше видны настоящие риски и мнимые страхи. Если спросить не у кого, попробуйте дать себе совет самостоятельно. Постарайтесь отключить эмоции, ведь смена работы может изменить вашу жизнь как в худшую, так и лучшую сторону.

Как принять решение о разводе?

Если семейная жизнь дала трещину и все плохо, иногда могут промелькнуть мысли о разводе. Не спешите рубить сплеча. Подождите пока эмоции успокоятся и в голове появится ясность. Возможно, нелишним будет немного пожить с супругом порознь.

Не спешите обращаться к близким за советом. Если вы потом передумаете и помиритесь с мужем или женой, близкие будут осуждать его/ее, считать врагом и вставлять палки в колеса. Кроме того, личная жизнь одна из тех сфер жизни, где решения должны оставаться исключительно за вами, чтобы потом горько не сожалеть о том, что вы слепо послушались чьего-то совета.

Помните о том, что нужно избегать узких рамок и радикальных решений. Возможно, вопрос «Развестись или нет?» поставлен неправильно и есть другие варианты решения, например: разобраться в отношениях, проработать обиды, поговорить по душам, наладить отношения или обратиться к семейному психологу.

Если вы понимаете, что порознь вам намного лучше, чем в союзе с партнером, а отношения восстановить не получится, возможно, стоит и развестись, чем бороться за никому не нужные разрушающие отношения.

Как помочь принять решение?

Каждый человек — хозяин своей жизни. Поэтому дайте другим возможность самостоятельно строить свою жизнь, побеждать и ошибаться. Если вы видите, что ваш близкий человек сомневается в себе, дайте ему возможность самостоятельно принять решение и не лезьте с непрошеными советами. Безусловно, если к вам обращаются за советом, вы можете высказать свое мнение и сказать, как бы поступили вы, но не больше. Вы не вправе принимать решение за другого человека или брать ответственность за его жизнь.

Что мешает нам принимать адекватные решения? (Дэн Гилберт)

Вся наша жизнь соткана из множества решений, которые мы принимаем ежеминутно. Бывает, что и ежесекундно, и даже неосознанно. В какие-то моменты мы задумываемся над тем, как принять решение, в другие моменты принятие решения требуется только для выполнения каких-либо привычных нам действий. Но так или иначе, для того, что начать совершать что-либо, необходимо сначала принять решение.

Знаете ли вы, что есть огромное множество вещей, и даже судьбоносных, которых можно достичь, подумав об этом всего лишь одну минуту. Всего 60 секунд нашего времени.

1 минута — это много или мало?

Возможно, кто-то из вас сейчас улыбнется, и подумает про себя, что такого не бывает. И что серьезные и деловые люди должны взвесить все за и против… Да, я с этим согласна, хотя это уже идет после того, как вы приняли решение действовать в этом направлении.

Допустим, вы который месяц подумываете о смене работы. Так, иногда, после пересудов с коллегами или встречей с успешным одноклассником, который за то же время, что и вы, добился в своей жизни гораздо большего. Но затем, это неясное желание под натиском обыденной и ежедневной рутины напрочь пропадает из вашего поля зрения. И в очередной раз когда-нибудь появится несмело и так же странно исчезнет.

А всего лишь нужно отвлечься в такой момент от всех других дел, сконцентрироваться, задать себе несколько серьезных вопросов и решить сейчас и здесь: насколько сильно я хочу уйти с этой работы. Особо сомневающимся можно нарисовать на листке бумаге или в своем воображении известные «плюсики и минусики», (плюсы — это то, почему мне все это нравится и устраивает, минусы — это все то, из-за чего я не могу продолжать здесь работать), определяем, чего больше и быстро принимаем решение.

Да, знаю, знаю. Сейчас скажите, что поспешишь, людей насмешишь. Да, бывает и такое. Но вы должны четко понимать, что практически любое решение можно принять за минуту. Практически любое. Понятно, что не все. Здесь тоже ум надо включать.

Ну вот такое нетривиальное желание, как стать миллионером, согласитесь, можно принять за минуту? Нет, слышится мне в комментариях… Поспорю с вами, как раз об этом можете прочитать в очень увлекательной и интересной книге Марка Виктора Хансена и Роберта Аллена «Миллионер за минуту». Книга о бизнесе, думаю многим будет интересно ее прочитать. Авторы уверяют, что принять решение стать миллионером можно всего лишь за минуту. Все что следует дальше, к принятию решения уже не относится. Согласны?

И в нашем, достаточно распространенном примере о желании сменить работу, просто не нашлось той минуты времени, чтобы остановиться на минуту и принять правильное решение. Знаете, у меня тоже были такие жизненные ситуации, когда решение зрело долго, но я не решалась из-за большего количества плюсиков принять то решение, которое мне было необходимо. До того момента, когда минусов стало больше. Скорее всего, это нормально, а вполне возможно, что если бы я действовала быстрее, то не упустила бы столько возможностей.

Секрет успешных людей

Вы знаете секрет успешных людей, и почему они в своей жизни намного эффективнее многих из нас? Просто они успевают делать больше за то же время. И не просто успевают делать больше, а успевают делать больше ГЛАВНЫХ вещей. Вот такой простой секрет. Если с собой договориться, и каждый день делать на одну главную вещь больше, чем в предыдущий, уверяю, наша личная эффективность возрастет в разы за короткий срок.

Значит на следующий день нам придется потратить уже не одну минуту на принятие решения, а целых две, так как задач у нас тоже должно быть не одна, а две. Понятно, что до бесконечности доводить никто не заставляет, все же все наши дела прежде всего нужно доводить до логического результата. Но если разумно подойти к этому моменту, то главные вещи будут появляться независимо от нашего участия с завидной регулярностью.

Самое главное: как принимать решение

А здесь приведу еще несколько интересных соображений о том, как сделать выбор.

Орел или решка

Вы идете по берегу моря и замечаете наполовину торчащую из песка бутыль причудливой формы.
Вы поднимаете и открываете ее.
Из бутылки исходит легкий туман, который превращается в сказочного джинна.
В отличие от прочих джиннов, этот не предлагает исполнить три ваших желания.
Он дарует вам право выбора.
Вариант первый:
Вы получите пять дополнительных лет жизни при условии, что жизнь другого человека, выбранного наугад, сократится на пять лет.
Хотите ли вы продлить свою жизнь на таких условиях?
Вариант второй:
Вы можете получить двадцать тысяч долларов, если согласитесь нанести татуировку размером с долларовую купюру.
Возьмете ли вы эти деньги?
Если да, то на какое место вы нанесете татуировку и какой выберете рисунок?
Вариант третий:
Когда вы проснетесь завтра утром, вы сможете приобрести новое качество или умение.
Что вы выберете?

Неплохой тест. А сколько в нашей жизни появляется подобных альтернатив, когда не можешь определиться, как поступить в данной ситуации. Специалисты советуют выработать собственную систему оценки вариантов, которая основывается на многих факторах: логике, разуме, практическом опыте, эмоциях, чувствах.

От того, насколько мы активно участвуем в момент принятия решения, зависит уровень нашей интеллектуальной формы. Вот почему так важно научиться правильно выбирать. Не зря говорят: «Вы есть то, что вы выбираете». Кстати, это высказывание принадлежит консультанту по вопросам менеджмента Джону Арнольд. Меткое высказывание очень быстро стало афоризмом.

Что нужно сделать, чтобы принять решение?

Остановимся на минуту, и узнаем самое важное, что поможет нам научиться правильно принимать решение:

1. Это прописные истины, друзья мои. Я уверена, что вы это все знаете. На самом деле, вы все это знаете, только не применяете. Просто проблема в том, что нужно все-таки ДЕЛАТЬ. А если делать непривычные вещи, то это значит, что нужно выходить из своей зоны комфорта. А вот это уже некомфортно. Правда? Поэтому начинаем и выходим из зоны комфорта.

Если вы не знаете, куда идете, то неважно, какой вы выберете путь.
Братья Карамазовы, выдающиеся жонглеры

3. Определяем параметры , которым должны соответствовать наши цели. Это несложно. Задаем себе всего три важных вопроса.

Что я хочу получить?

Чего я хочу избежать?

4. Ищем альтернативное решение . Стараемся, чтобы наши требования, полученные при ответах на перечисленные вопросы сами сгенерировали альтернативные решения.

5. Оцениваем и проверяем выбранное решение. Здесь царица — математика. Придется сравнивать по критериям, параметрам, техническим характеристикам, степени риска, размеров ресурсов и т.д.

Быстро принятые решения не верны.
Софокл, поэт и драматург

Тот, кто слишком много думает, мало делает.
Иоганн Фридрих Шиллер, поэт и драматург

6. Представляем последствия принятого нами решения. Самый интересный пункт, на мой взгляд. Это уже зависит от силы нашего воображения. Ни в коем случае на этом этапе не нужно советоваться с родственниками, друзьями и соседями. Для них вы должны всегда оставаться такими, какие вы есть. Они вам насоветуют…

7. Обязательно чувствуем себя и собственную интуицию. Надо постараться выбрать правильный вариант и принять правильное решение, то есть то, что мы чувствуем правильным.

8. Принимаем решение и не боимся, что сделали неправильный выбор. Ошибки нам тоже нужны, правда не в большом количестве. Ошибки — это тот опыт, который впоследствии позволит нам быстрее оценивать принимаемое решение.

9. Как только приняли решение, нужно понимать, что придется действовать в соответствии с ним.

Слышу ваши возмущенные реплики: И все это можно успеть сделать за минуту? Ну сначала, может и не получиться успеть за минуту, но со временем действия нашего мыслительного процесса будут доведены до автоматизма, и принимать решения станет намного легче, чем сейчас. Ну и потом, вам никто не мешает разработать собственную методику принятия решений, надеюсь, что вы с нами обязательно ею поделитесь.

Примите решение за 1 минуту

За одну минуту можно очень много всего сделать. Можно просто помечтать или пожалеть. Можно сказать «Я увольняюсь», можно сказать что-то важное или дать произойти чему-то важному, благодаря своему молчанию. Можно решить, с кем ты хочешь жить, что ты хочешь делать, нравится ли тебе этим заниматься. За одну минуту можно определить свое самое главное желание, и понять, для чего стоит жить. За одну минуту можно прочитать эту статью и узнать, как принять решение.

Найдите те вещи, те дела, те задачи для начала, решение о которых вы сможете принять всего лишь за 60 секунд. Всего лишь за одну минуту нашего времени. Цените время и не делайте так, чтобы потом пожалеть об упущенных возможностях. Давайте действовать быстрее!

Присоединяйтесь к странице на Facebook

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

Вся жизнь человека состоит из череды принимаемых решений – больших и маленьких. От некоторых из них зависит вся дальнейшая жизнь. Многие люди испытывают трудности, когда сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Давайте разберемся, как сделать процесс принятия решений наиболее эффективным, и какими методами можно при этом пользоваться.

Каждый день жизнь ставит нас перед выбором, подкидывая разнообразные задачи. Что приготовить на завтрак? Какой костюм надеть на работу? Какой телефон купить? Куда поехать отдыхать во время отпуска? Соглашаться ли на предложение руки и сердца или подождать? Уволиться с работы или остаться? Есть решения, которые ни на что особо не влияют, а есть те, что кардинально меняют жизнь.

Все люди по-разному ведут себя, когда принимают решения. Есть категория людей, которых называют «пофигистами». Они никогда не мучаются выбором, потому что отдают предпочтение первому попавшемуся или наиболее простому варианту. Они надевают ту одежду, которую первой достанут из шкафа, идут на свидание с тем, кто первый пригласит, устраиваются на ту работу, на которую легче всего устроиться и т. д. Эти люди считают, что жизнь сама все расставит по местам, поэтому не стоит напрягаться.

Другая категория людей во время принятия важных решений руководствуется интуицией. Эти личности всегда прислушиваются к своему внутреннему голосу и не сомневаются в правильности принятых решений. Однако таких людей не очень много.

Большую часть людей составляют индивиды, испытывающие трудности во время выбора. Они мучаются, сомневаются, взвешивают каждый вариант, но все равно не могут принять окончательного решения. А когда решение принято, продолжают сомневаться в его правильности. Если вы относитесь к категории таких людей и не знаете, как принять решение, если сомневаешься, то вам будет полезно изучить несколько методов, облегчающих процесс выбора.

Метод 1. «Квадрат Декарта»

Суть метода состоит в том, чтобы рассмотреть стоящую перед вами проблему с четырех разных сторон. Для этого нужно задать себе 4 вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части в виде квадрата. В каждую часть впишите один из вопросов:

  1. Что хорошего я получу, если исполню задуманное?
  2. Что хорошего я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
  3. Что плохого я получу, если исполню задуманное?
  4. Что плохого я получу, если откажусь от исполнения задуманного?

Подумайте и впишите в каждый квадрат ответ на вопрос. Перечислив все плюсы и минусы от реализации задуманного и от отказа от реализации, вы сможете понять, какое решение вам лучше принять.

Если не знаете, как поступить в той или иной ситуации и перестать сомневаться, расскажите о проблеме двум самым близким людям и спросите у них совета. Народная мудрость гласит, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает и направляет на правильный путь. Ангел-хранитель дает подсказки через интуицию. Если же у человека плохо развита интуиция, то ангел может передать подсказку через близкого человека. Отсюда и вытекает рекомендация спросить совета у двух самых близких людей.

Метод 3. «Расширение рамок»

Проблема большинства людей состоит в том, что они загоняют себя в узкие рамки и не видят альтернатив. Они склонны зацикливаться на вариантах «Да» и «Нет», не осознавая, что существуют и другие варианты выбора. Допустим, вы хотите взять в кредит автомобиль. Вы видите только два варианта выбора – взять авто в кредит или продолжать ездить на общественном транспорте.

Расширив рамки выбора, вы увидите альтернативные варианты. Например: можно найти машину подешевле и купить ее уже не в кредит; можно отказаться от кредита и начать копить деньги на покупку машины; можно снять жилье поближе к работе и не ездить на общественном транспорте; можно вообще сменить работу, устроившись в другую компанию, расположенную близко к вашему дому; можно договориться с кем-нибудь из коллег, чтобы он подвозил вас на работу на своей машине за определенное вознаграждение. Как видите, вариантов может быть множество, главное, увидеть их.

Метод 4. «Исчезновение вариантов»

Представьте, что вариант, который вам больше всего нравится, недоступен. Например, компания, в которую вы хотите устроиться на работу, перестала существовать. Подумайте, что делать в этом случае. Размышляя в этом ключе, вы обнаружите другие, не менее интересные варианты относительно новой работы, которые вы раньше не видели, потому что зациклились на одном.

Метод 5. «Стакан воды»

Автором этой методики является американский парапсихолог Хосе Сильва – основатель «Метода Сильва», автор книг по нетрадиционной психологии. Он предлагает следующее: вечером перед сном налейте в стакан чистой, некипяченой воды. Возьмите стакан двумя руками, закройте глаза, сосредоточьтесь на волнующей вас проблеме и четко сформулируйте вопрос, требующий принятия решения. Затем, не торопясь, отпейте половину стакана, мысленно повторяя примерно такую фразу: «Это все, что мне нужно, чтобы принять правильное решение».

Стакан с оставшейся водой поставьте возле своей кровати и ложитесь спать. Утром после пробуждения первым делом допейте воду и поблагодарите свое подсознание за правильное решение. Решение может прийти сразу же после пробуждения или в течение дня. Люди, опробовавшие эту методику, утверждают, что она работает.

Метод 6. «Отсрочка»

Если вы никак не можете сделать выбор и принять решение, дайте себе отсрочку. Когда вы возбуждены, а мозг перегружен информацией, сделать правильный выбор очень трудно. Вспомните, как часто в спешке вы принимали неправильное решение, а потом жалели об этом? Чтобы этого не произошло, возьмите паузу, успокойтесь, еще раз тщательно проанализируйте сильные и слабые стороны вашего выбора. В жизни не так много ситуаций, требующих мгновенного принятия решения, поэтому не бойтесь отложить его на некоторое время.

Метод 7. «Владейте информацией»

Прежде чем сделать выбор, постарайтесь узнать как можно больше информации о варианте, которому собираетесь отдать предпочтение. Если речь идет о покупке какого-либо товара, почитайте в интернете отзывы о нем. Принимая решение о смене работы, узнайте все о должности, которую вам предстоит занять, и о людях, которые работали там до вас. Если есть возможность, разыщите этих людей, чтобы получить информацию из первых рук. Вы же понимаете, что работодатель может не рассказать вам обо всех трудностях, которые вас ждут, а человек, уже работавший раньше в этой компании, вряд ли станет утаивать такую информацию.

Чем важнее решение вы принимаете, тем более ответственным должен быть ваш подход к поиску нужной информации. Так вы убережете себя от обмана и подготовитесь к возможным трудностям.

Метод 8. «Отбросьте эмоции»

Эмоции очень мешают в принятии правильного решения, потому что они искажают видение ситуации. Эмоционально возбужденный человек не способен здраво мыслить. Поэтому возьмите себе за правило: никогда не принимайте решения, находясь на пике эмоций. Гнев, страх, злость, а также бурная радость, эйфория – плохие советчики в принятии решений.

Если вас одолевают эмоции, не делайте никакого выбора. Дайте себе время остыть, а затем трезвым взглядом взгляните на ситуацию. Так вы убережете себя от необдуманных поступков и их последствий.

Как избавиться от эмоций?

Даже когда вы понимаете, что эмоции мешают вам сделать правильный выбор, вы не всегда можете избавиться от них. Чтобы облегчить этот процесс, воспользуйтесь несложными способами.

10/10/10

Это способ позволяет вам отбросить сиюминутные импульсы и посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. Суть метода состоит в том, чтобы перед принятием решения задать себе три вопроса:

  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 минут?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 месяцев?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 лет?

Допустим, вы хотите взять в кредит дорогую машину. Вы оформляете кредит и садитесь за руль новенького авто. Что вы подумаете через 10 минут после покупки? Наверняка будете находиться в эйфории, радуясь своему приобретению. Но уже через 10 месяцев радость поутихнет, и вы почувствуете всю тяжесть кредитного бремени, столкнетесь с необходимостью ограничивать себя во многих вещах. А через 10 лет, когда вы, наконец, расплатитесь с долгами, увидите, что ваша машина постарела и требует ремонта, а может она вам уже так надоела, что хочется ее продать.

Способ 10/10/10 можно применять в любой ситуации. Он отлично помогает усмирить эмоции и взглянуть на отдаленные последствия вашего выбора, чтобы не жалеть потом о содеянном.

Побудьте в темноте

Хороший способ усмирить эмоции – просто побыть в темноте. Психологи доказали, что полумрак или полная темнота успокаивает человека, помогают привести мысли в порядок. Обратите внимание, что в ювелирных магазинах всегда яркое освещение. Вы думаете, это сделано для того, чтобы золото и драгоценные камни лучше играли и переливались в лучах света? Не только для этого. Специалисты по маркетингу знают, что яркий свет чаще заставляет человека делать импульсивные покупки.

Если вам нужно успокоить эмоции, чтобы принять верное решение, посидите некоторое время в полутемной или темной комнате, обдумайте еще раз последствия вашего выбора.

Дышите глубоко

Еще один простой, но действенный метод, помогающий в борьбе с эмоциями – глубокое дыхание. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов и выдохов, а затем еще раз спросите себя: «Правильно ли я поступаю?».

Подумайте, что бы вы посоветовали другу

Чтобы убавить эмоции и охладить пыл, полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что перед необходимостью принятия решения стоите не вы, а ваш друг. Что бы вы посоветовали ему сделать в этой ситуации?

Многие люди замечают за собой такую особенность: они дают своим знакомым дельные и рациональные советы, но сами, попадая в похожие ситуации, ведут себя крайне глупо. Так происходит потому, что взглянув на проблему со стороны, мы видим только самое существенное. А когда сами оказываемся внутри проблемы, то всплывает множество всяких мелочей, которым мы придаем слишком большое значение.

Умение абстрагироваться и смотреть на ситуацию непредвзято дает весомое преимущество при необходимости сделать правильный выбор.

Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»

У каждого человека есть свои жизненные ценности, правила и приоритеты, которые влияют на его выбор. Всегда придерживайтесь этих ценностей, и вы не прогадаете. Например, вам предлагают на выбор две должности: одна из них престижная и высокооплачиваемая, но требует большой отдачи от вас; вторая менее престижная и не с такой высокой зарплатой, зато вам не нужно работать сверхурочно и у вас остается много свободного времени. Какую выбрать?

Чтобы принимать решения без сомнений и стресса, руководствуйтесь своими жизненными приоритетами. Если у вас на первом месте стоит семья, то выбирайте должность, которая не так престижна и оплачиваема, зато не будет красть ваше личное время, которое вы сможете уделять близким людям. Если же вы мечтаете построить карьеру, отдайте предпочтение престижной и высокооплачиваемой должности, которая поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.

Метод 10. «Интуиция»

Интуиция – прекрасный инструмент, которым далеко не все умеют пользоваться. Она может подсказать вам выход в случае, когда рациональные методы не принесли желаемого результата. А зачастую бывает и так: вы делаете выбор на основе логики и рациональности, и этот выбор кажется вам самым правильным, а внутренний голос упорно протестует против него. Может, стоит прислушаться к нему?

Развивайте интуицию, и она станет отличным помощником в разных ситуациях, однако не переоценивайте ее роль и не забывайте о разуме и логике.

Оказавшись в ситуации выбора, воспользуйтесь каким-либо из перечисленных методов, а лучше примените сразу несколько. Со временем вы поймете, какой способ подходит вам больше всего, и сможете использовать его в самых разных жизненных ситуациях. Научившись принимать решения, вы существенно повысите качество своей жизни.

Когда люди делятся сделанными в их жизни наихудшими решениями, они часто ссылаются на то, что выбор был сделан в приступе инстинктивных эмоций: , страсти, страха, алчности.

Наша жизнь была бы совсем другой, если бы в жизни действовало Ctrl+Z, которое отменяло бы принятые решения.

Но мы - не рабы своего настроения. Инстинктивные эмоции имеют свойство притупляться или вовсе сходить на нет. Поэтому народная мудрость рекомендует в случае, когда надо принять важное решение, лучше отправляться спать. Хороший совет, кстати. Его не помешает взять на заметку! Хотя для многих решений одного сна недостаточно. Нужна особая стратегия.

Один из эффективных инструментов, который мы хотели бы вам предложить, стратегию достижения успеха на работе и в жизни от Сьюзи Уэлч (Suzy Welch) - бывшего главного редактора Harvard Business Review, популярного автора, телекомментатора и журналиста. Она называется 10/10/10 и подразумевает принятие решений сквозь призму трех разных временных рамок:

  • Как вы будете относиться к этому спустя 10 минут?
  • Что будете думать об этом решении спустя 10 месяцев?
  • Какова будет ваша реакция на это через 10 лет?

Концентрируя свои внимание на этих сроках, мы дистанцируемся на некоторое расстояние от проблемы по принятию нами важного решения.

А теперь рассмотрим действие этого правила на примере.

Ситуация: у Вероники есть парень Кирилл. Они встречаются уже 9 месяцев, но их отношения сложно назвать идеальными. Вероника утверждает, что Кирилл - замечательный человек, и во многих отношениях он именно тот, кого она искала в течение всей жизни. Однако она сильно переживает, что их отношения не продвигаются вперед. Ей 30, она хочет семью и . Бесконечного количества времени на то, чтобы развивать отношения с Кириллом, которому под 40, у нее нет. За эти 9 месяцев она так и не встретилась с дочерью Кирилла от первого брака, и в их паре так и не прозвучало заветного «Я люблю тебя» ни с той, ни с другой стороны.

Развод с женой был ужасным. После этого Кирилл решил избегать серьезных отношений. Кроме того, он держит дочь в стороне от своей личной жизни. Вероника понимает, что ему больно, но ей тоже обидно, что такая важная часть жизни ее любимого закрыта для нее.

Вероника знает, что Кирилл не любит спешить с принятием решений. Но должна ли она в таком случае сама сделать шаг и сказать «Я люблю тебя» первой?

Девушке посоветовали воспользоваться правилом 10/10/10, и вот что из этого вышло. Веронику попросили представить, будто прямо сейчас она должна решить - признается ли Кириллу в любви на выходных или нет.

Вопрос 1: Как вы отнесетесь к этому решению спустя 10 минут?

Ответ: «Я думаю, я бы переживала, но в то же время гордилась собой, что рискнула и сказала это первой.»

Вопрос 2: Что бы вы подумали о своем решении, если бы прошло 10 месяцев?

Ответ: «Я не думаю, что буду жалеть об этом спустя 10 месяцев. Нет, не буду. Я искренне хочу, чтобы все получилось. Кто не рискует, то не пьет шампанского!»

Вопрос 3: Как вы отнесетесь к своему решению спустя 10 лет?

Ответ: «Независимо от того, как отреагирует Кирилл, через 10 лет решение признаться в любви первой вряд ли будет иметь значение. К этому времени либо мы будем счастливы вместе, либо я буду состоять в отношениях с кем-то другим.»

Заметьте, правило 10/10/10 работает! В результате мы имеем довольно простое решение :

Вероника должна взять на себя инициативу. Она будет гордиться собой, если сделает это, и искренне верит, что не пожалеет о содеянном, даже если с Кириллом итоге ничего не получится. Но без сознательного анализа ситуации по правилу 10/10/10 принятие важного решения казалось ей крайне сложным. Краткосрочные эмоции - страх, нервозность и боязнь быть отвергнутой - были отвлекающими и сдерживающими факторами.

Что же случилось с Вероникой после, - вероятно, поинтересуетесь вы. Она все-таки сказала «Я люблю тебя» первой. Кроме того, она постаралась сделать все, чтобы изменить ситуацию, и перестать чувствовать себя в подвешенном состоянии. Кирилл не признался ей в любви. Но прогресс оказался на лицо: он стал ближе к Веронике. Девушка верит, что он любит ее, что просто ему требуется еще немного времени, чтобы преодолеть свой и признаться во взаимности чувств. По ее мнению, шансы, что они будут вместе, достигают 80%.

В итоге

Правило 10/10/10 помогает вам одержать победу на эмоциональном поле игры. Чувства, которые вы испытываете сейчас, в эту минуту, кажутся насыщенными и резкими, а будущее - наоборот, расплывчатым. Поэтому эмоции, испытываемые в настоящем, всегда на первом плане.

Стратегия 10/10/10 заставляет сменить угол своего зрения: рассмотреть момент в будущем (например, через 10 месяцев) с той же точки, что вы смотрите в настоящем.

Этот метод позволяет представить ваши краткосрочные эмоции в перспективе. Речь вовсе не о том, что вы должны игнорировать их. Зачастую они даже помогают получить то, что вы желаете в той или иной ситуации. Но вы не должны позволить эмоциям возобладать над вами .

Помнить о контрасте эмоций необходимо не только в жизни, но и на работе. Например, если вы намеренно избегаете серьезного разговора с боссом, вы позволяете эмоциям взять верх над вами. Если вы представите возможность проведения беседы, то через 10 минут вы так же будете нервничать, а спустя 10 месяцев - будете ли вы рады, что решились на этот разговор? Облегченно вздохнете? Или будете чувствовать гордость?

А что, если вы хотите поощрить работу отличного сотрудника и собираетесь предложить ему повышение: будете ли вы сомневаться в правильности своего решения через 10 минут, будете ли вы сожалеть о содеянном спустя 10 месяцев (вдруг другие сотрудники почувствуют себя обделенными), и будет ли это повышение иметь какое либо значение для вашего бизнеса спустя 10 лет?

Как видите, краткосрочные эмоции не всегда приносят вред . Правило 10/10/10 предполагает, что рассмотрение эмоций в длительной перспективе - не является единственно верным. Оно лишь доказывает, что переживаемые вами краткосрочные чувства не могут стоять во главе стола при принятии вами важных и ответственных решений.