Краткая биография шопена самое главное для детей. Фредерик Шопен. Звучит знакомо, не правда ли

Шопен родился в Польше, недалеко от Варшавы. Отец его был французом, но женился на польке, красивой и кроткой женщине. Родители любили друг друга, что благотворно подействовало на Фредерика, помогло ему вырасти чутким и мягким человеком. Маленьким мальчиком Шопен плохо переносил любую музыку, начинал плакать при первом её звучании. Но продолжалось это недолго. Уже в шесть лет он бойко играл на фортепиано, а в девять первый раз выступил в концерте. В этот период он начал сочинять музыкальные произведения – вальсы, мазурки, полонезы.

Отец Шопена содержал пансион для детей аристократов. Общение с детьми из знатных семей помогло Фредерику и трём его сёстрам приобрести навыки общения с людьми из высшего общества. Из-за слабого здоровья Шопен не мог участвовать в шумных активных играх, поэтому он с сёстрами часто играл в театр. Сам придумывал содержание пьес, подбирал к ним музыку. Мальчик отличался большими артистическими способностями и богатством мимики, умел прекрасно импровизировать, придумывая на ходу различные истории, которые он рассказывал гостям или ребятам пансиона. Друзья отца прочили ему славу актёра.

Благодаря природным способностям Шопен хорошо учился, сначала дома, а потом в старших классах лицея. Музыкой он занимался с директором Варшавской консерватории. Отношения учителя и ученика переросли в крепкую дружбу, которая продолжалась до самой смерти Шопена.

В шестнадцать лет Шопен второй раз принял участие в концерте, на котором присутствовал Александр первый. Император высоко оценил игру юного музыканта и подарил ему кольцо с бриллиантом.

Окончив варшавский лицей, Шопен решил профессионально заняться музыкой. Поездки в Берлин и Вену утвердили его в этом решении. Многие годы он будет вспоминать маленькую гостиницу по дороге в Варшаву, где он играл на рояле в окружении случайных попутчиков, хозяина гостиницы, его супруги и их детей. Таких восторженных поклонников ему встречать ещё не приходилось.

Через год после поездки в Вену, Шопен решил уехать во Францию. Родители понимали, что только в музыкальном центре, таком, как Париж, могут раскрыться способности сына. Единственно, что тревожило их, состояние его здоровья. Да и самого Фредерика мучило предчувствие, что он никогда не увидит родины, своих друзей и близких.

Париж встретил Шопена шумными улицами и тревожными разговорами о политике, но его интересовал лишь мир искусства.

В Париже он познакомился с Листом. Вместе они часто посещали аристократические салоны, знакомились с князьями и министрами. Это помогло Шопену найти заработок, который больше его удовлетворял. Он стал учителем фортепьянной игры для аристократии. В светском обществе его принимали охотно. Был он прекрасным музыкантом, интересным собеседником, весёлым и остроумным партнёром. Но перед публикой, большим скоплением народа он часто терялся, испытывая робость и смущение. Поэтому чаще он предпочитал общество женщин, с которыми находил общие темы для разговоров. Женщины любили его, были источниками его вдохновения. Но все увлечения были недолгими.

Встреча с Жорж Санд изменила всю жизнь Шопена. Удивительно, как могли сойтись два таких противоположных по характеру человека. Он, с чуткой и нежной душой музыканта, она, любившая постоянный шум, движение, встречи с новыми людьми, прогулки по парижским улицам. Но было то, что объединяло их. Это музыка Шопена. Жорж Санд восемь лет поддерживала композитора, терпела его капризы, выхаживала после каждого приступа болезни. Шопен принимал её заботу, как принимал их от матери и сестёр, не понимая того, что рядом с ним живёт незаурядная женщина и талантливый писатель.

Это непонимание привело их к разрыву. Чтобы как-то забыться, Шопен едет в Англию. Но обстановка, люди, климат не понравились композитору. Болезнь прогрессировала, и Шопен торопится вернуться в Париж, надеясь на то, что здесь он сможет поправить своё здоровье. Через полгода Шопен умер от чахотки. На собранные друзьями деньги ему был поставлен памятник: плачущая муза и разбитая лира у её ног.

Для будущих поколений Шопен оставил большое наследство: сорок одну мазурку и восемь полонезов, этюды, две сонаты, баллады и скерцо и незабываемые вальсы.

Биография Шопена самое важное

Фредерик Франсуа Шопен – пианист, великий композитор, оставивший большое наследие музыкальных фортепианных произведений.

Родился 22 февраля 1810 года в музыкальной семье француза и польки. С детства был окружен игрой отца на скрипке и флейте, пением матери и уже к 6 годам самостоятельно начал заниматься игрой на фортепиано. В семье помимо талантливого и любознательного мальчика воспитывались еще три дочери, однако лишь Фредерик связал свою жизнь с музыкой.

Первым проводником в мир музыки для Шопена стал знаменитый пианист Войцех Живный. Учился в Варшавском лицее, а по его окончании обучался у одного известного композитора. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик достиг уровня великих пианистов, а в 22 года дал свой первый крупный концерт, который стал судьбоносным – именно там Фредерик познакомился с лучшими деятелями в области музыки.

Всё творчество композитора посвящено фортепиано – им было написано два концерта, сонаты, ноктюрны, баллады, прелюдии, этюды. Шопен известен не только как великий композитор, но и как гениальный педагог – он создал собственную методику, благодаря которой многие пианисты, вышедшие из под крыла Фредерика, стали настоящими профессионалами в своем деле.

Шопен много путешествовал. Так, в 1831 году он переехал в Париж, а в 1837 году совершил путешествие в Англию и Шотландию. В биографии композитора есть и период, во время которого он жил на острове Мальорка. В 1848 году переселился в Лондон, где давал концерты и продолжал преподавательскую деятельность.

С 1837 года у Шопена начинаются признаки заболевания лёгких. Они дали толчок развитию астматических приступов. Свой последний концерт Фредерик дал в ноябре 1848 года. После него самочувствие композитора ухудшалось с каждым днем.

Закончилась небольшая, но такая насыщенная и плодотворная жизнь Шопена в октябре 1849 года. Причиной смерти стала болезнь лёгких.

4, 5, 6, 7 класс для детей творчество

Интересные факты и даты из жизни

Фредерик Франсуа Шопен (Frédéric François Chopin, 22 февраля 1810 – 17 октября 1849) – польский пианист, композитор и известная на весь мир персона. Прославился созданием невероятных по красоте и виртуозных по исполнению мазурок, вальсов и полонезов.

Детство

Фредерик Шопен родился 22 февраля в деревне Желязова-Воля, которая располагалась неподалеку от Варшавы, в полуаристократической семье. Его отец не был знатного рода и до женитьбы проживал во Франции, где и встретил свою будущую супругу, с которой позже уехал в Польшу. Мать Фредерика была аристократкой с достаточно распространенной и знатной фамилией и богатой родословной. Её прадеды были управляющими и очень важными персонами своего времени, поэтому мать Фредерика обладала хорошим образованием, знала о высшем этикете и умела играть на нескольких музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано. К слову, именно она привила будущему композитору столь большую любовь к музыке и всему, что с ней связано.

Кроме Фредерика, в семье было еще три дочери, которые также были талантливыми и выдающимися личностями. Старшая, Людвика, обладала отличными вокальными данными и была очень близка с братом, помогая ему во всём. Младшие, Эмилия и Изабелла, писали стихи и сочиняли небольшие мелодии. Однако, еще будучи маленьким ребенком, Фредерик потерял одну из сестер – Эмилию. Она умерла от чумы, которая на тот момент свирепствовала во многих маленьких деревушках Варшавы.

Юность и проявление таланта

Талант юного пианиста был виден невооруженным глазом каждому, кто хотя бы раз с ним сталкивался. Фредерик мог часами слушать любимые произведения, эмоционально реагировал на новые мелодии и даже не спал ночами, стараясь побыстрее сочинить очередное произведение. При этом мальчик был талантлив отнюдь не только в музыке. Он с одинаковым успехом писал стихи, подбирал мелодии и успел на отлично учиться в одной из варшавских школ.

Его стремление к прекрасному всецело поддерживалось отцом и матерью. Они искренне верили в то, что в будущем их сын станет мировой звездой и приобретет популярность, которая будет отмечаться учеными и биографами еще нескольких поколений. К слову, заботливые родители помогли Шопену получить свою наиболее раннюю популярность.

После того, как 8-летний мальчик дописал «Полонез», они обратились в редакцию одной из местных газет, попросив написать об этом событии, и параллельно стать первыми критиками музыкального гения их сына. Через месяц в газете, действительно, появилась публикация с восторженными откликами. Это не могло не отразиться на уверенности юного гения и его вдохновении на написание новых произведений.

А поскольку Шопену необходимо было параллельно изучать теорию (до 8-ми лет он был самоучкой), родители наняли ему в учителя чеха Войцеха Живного, который с удовольствием начал рассказывать мальчику о музыке и делиться с ним своими собственными композициями. Однако в 12 лет учитель-пианист покинул юное дарование, заявив, что все знания Фредерик уже получил.

Творчество

На сегодняшний день трудно найти хотя бы одного человека, кто не слышал хотя бы раз гениальные произведения Фредерика Шопена. Все они пропитаны душой, трагичны и мелодичны, они проявляют самые глубокие чувства и мысли каждого слушающего. При этом Шопен старался донести до слушателя не только невероятную красоту музыки, но и с её помощью посвятить в историю родной страны.

Эпоха, в которой жил и творил Шопен, по праву зовется одной из лучших в классической музыкальной культуре. После Моцарта, который позволил всем и каждому окунуться в чудесное звучание классической музыки, Шопен сделал для народа намного больше.

Он открыл миру романтизм, который может достигаться не только с помощью изобразительного искусства, но и музыкальных произведений. Его сонаты, как и сонаты Бетховена, обладали романтическими нотками, которые чувствовались с первых же аккордов и погружали слушателей в теплый и приятный мир звуков.

Если же говорить о цифрах, то за свою короткую, но невероятно активную и полноценную жизнь Фредерик Шопен успел создать 58 мазурок, 16 полонезов, 21 ноктюрн, 17 вальсов, 3 сонаты для фортепиано, 25 прелюдий, 4 экспромта, 27 этюдов, 4 скерцо, 4 баллады, а также множество произведений для фортепиано с оркестром, песен, рондо, болеро, сонат для виолончели и даже колыбельных.

­Краткая биография Фредерика Шопена

Шопен Фредерик Франсуа - выдающийся польский композитор и пианист-виртуоз;­ основоположник польской национальной композиторской школы; педагог. Его произведения отличаются необычной лиричностью и тонкостью передачи настроения. Родился Шопен 1 марта (22 февраля) 1810 года в небольшой деревеньке под Варшавой в простой семье. Мать будущего композитора обладала хорошими вокальными данными.

Именно она с младенческих лет привила ему любовь к народным мелодиям. С детства он обладал музыкальными способностями и много импровизировал. Вскоре семья Шопен переехала в Варшаву, где маленький Фредерик начал учиться игре на фортепиано у В. Живного. Примерно в семь лет он сочинил свое первое произведение, которое его отец записал под названием «Полонез B-Dur». Через год состоялось его первое публичное выступление, а через пять лет он записался к В. Вюрфелю на занятия по игре на органе.

Неповторимый мелодичный стиль молодого музыканта складывался на основе произведений Моцарта, итальянской оперы, салонных пьес и польского национального компонента. В 1823 году Фредерик поступил в Варшавский лицей, во время учебы в котором опубликовал свой первый опус. Через три года он поступил в главную столичную школу музыки, где учился в классе Ю. Эльснера. По уровню эта школа соответствовала консерватории. По окончании Фредерик удостоился грамоты, в которой говорилось, что он «музыкальный гений».

В 1829 г. он дал два успешных концерта в Вене, затем отправился в путешествие по Западной Европе. Во многом именно благодаря этому композитору в пьесах западноевропейской музыки стал появляться славянский элемент. На тему падения Варшавы в 1830-1831 гг. он написал «революционный» этюд и уехал в Париж. Больше он на родину не возвращался. Парижскую публику он восхищал своими мазурками и полонезами. Его принимали в самых именитых кругах, с ним знакомились лучшие пианисты и композиторы того времени.

К этому периоду относится его нашумевший роман с писательницей Жорж Санд, которая провела с музыкантом 10 совместных лет. В 1837 году у Шопена появились первые признаки заболевания легких. Вместе с любимой он уехал на Майорку. По свидетельствам, более двадцати прелюдий и этюдов он написал на этом экзотическом испанском острове. Много времени он проводил в имении Жорж Санд во французской глубинке, что плодотворно влияло на его здоровье. Однако эти отношения его сильно эмоционально выматывали, поэтому в 1847 году последовал разрыв.

Здоровье музыканта ухудшается с каждым днем. В последнее лето в Ноане он пишет «Ноктюрны» ор.62 и «Мазурки» ор.63. В феврале 1848 года в Париже он дает очередной концерт, получающий восторженные отклики. Перед смертью успевает побывать в Англии и Шотландии. Последнее публичное выступление музыканта состоялось в ноябре 1848 года в Лондоне. В октябре следующего года он умер. Несмотря на то, что прах Шопена покоится на парижском кладбище, его сердце, согласно последней просьбе, было перевезено в Варшаву в Церковь Св. Креста.

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

ПОЛЬСКИЙ САМОРОДОК ФРЕДЕРИК ШОПЕН

Гениальный композитор во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки.

Плач под звуки музыки

Маленький виртуоз Фредерик Шопен

Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

Лучший пианист страны

Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера. Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар.

Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание».

Прощание с родиной

Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопен долго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком.

Шапки долой, перед вами Шопен!

Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора о первом парижском концерте Шопена . Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, не мог оставить эти изнуряющие занятия.

С мыслями о Польше

Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада. С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта.

Любовь – яд

Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

С годами все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни почти ничего не написал. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 1849 года умер на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

ФАКТЫ

С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

Обновлено: Ноябрь 20, 2017 автором: Елена