Куприн александр иванович биография для детей. Тест по биографии. Начало семейной жизни

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много интересных фактов.

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во Францию.

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна.

Куприн Александр Иванович (1870-1938), прозаик.

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ "Последний дебют" (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок ", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни ", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь ", "Гранатовый браслет " (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.

Осенью 1919, находясь в Гатчине , отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака.

Статьи о биографии А. И. Куприна. Полное собрание сочинений А. И. Куприна Биографии:

Берков П. Н. "А. И. Куприн", 1956 (1,06мб)
Крутикова Л.В. "А. И. Куприн", 1971 (625кб)
Афанасьев В. Н. "А. И. Куприн", 1972 (980кб)
N. Luker "Alexander Kuprin", 1978 (превосходная краткая биография, на английском, 540кб)
Кулешов Ф. И. "Творческий путь А. И. Куприна 1883 — 1907", 1983 (2,6МБ)
Кулешов Ф. И. "Творческий путь А. И. Куприна 1907 — 1938", 1986 (1,9МБ)

Воспоминания и пр.:

Куприна К. А. "Куприн — мой отец", 1979 (1,7МБ)
Фонякова Н. Н. "Куприн в Петербурге — Ленинграде", 1986 (1,2МБ)
Михайлов О. М. "Куприн", ЖЗЛ, 1981 (1,7МБ)
Ист. русской лит., изд. "Наука" 1983: А.И. Куприн
Лит. история Академии Наук 1954: А.И. Куприн
Краткое введение в творчество
Литературный кодекс Куприна
О. Фигурнова о Куприне в эмиграции
Лев Никулин "Куприн (литературный портрет)"
Иван Бунин "Куприн"
В. Этов "Теплота ко всему живущему (Уроки Куприна)"
С. Чупринин "Перечитывая Куприна" (1991)
Колобаева Л. А. — "Преобразование идеи "маленького человека" в творчестве Куприна"
Паустовский о Куприне
Рощин о Куприне 1938

Армейская проза:

И.И. Гапанович "Военные рассказы и повести Куприна" (Melbourne slavistic studies 5/6)
На переломе (Кадеты)
Поединок (1,3 МБ)
Юнкера
Прапорщик армейский
Ночная смена
Штабс-капитан Рыбников
Марианна
Свадьба
Ночлег
Брегет
Дознание
В казарме
Поход
Куст сирени
Бред
Последние рыцари
В медвежьем углу
Однорукий комендант

Рассказы о цирке:

Allez!
В зверинце
Лолли
В цирке
Дочь великого Барнума
Ольга Сур
Дурной каламбур
Блондель
Люция
В клетке зверя
Марья Ивановна
Клоун (Пьеса в 1 действии)

О Полесье и охоте:

Олеся
Серебряный волк
Зачарованный глухарь
На глухарей
Ночь в лесу
Лесная глушь
Вальдшнепы

О лошадях и скачках:

Изумруд
Удод
Рыжие, гнедые, серые, вороные...

Последний дебют
Впотьмах
Психея
Лунной ночью
Славянская душа
О том, как профессор Леопарди ставил мне голос
Аль-Исса
Негласная ревизия
К славе
Забытый поцелуй
Безумие
На разъезде
Воробей
Игрушка
Столетник
Просительница
Картина
Страшная минута
Мясо
Без заглавия
Миллионер
Пиратка
Святая любовь
Локон

Жизнь
Киевские типы — все 16 очерков
Странный случай
Бонза
Ужас
Полубог
Наталья Давыдовна
Собачье счастье
Юзовский завод
На реке
Блаженный
Кровать
Сказка
Кляча
Чужой хлеб
Друзья
Молох
Сильнее смерти
Чары
Каприз
Нарцисс
Первенец
Барбос и Жулька
Первый встречный
Путаница

Детский сад
Чудесный доктор
Одиночество
В недрах земли
Счастливая карта
Дух века
Палач
Погибшая сила
Путевые картинки
Сентиментальный роман
Осенные цветы
По заказу
Царицынское пожарище
Тапер

На покое
Болото
Трус
Конокрады
Белый пудель
Вечерный гость
Мирное житие
Корь
Угар
Жидовка
Брильянты
Пустые дачи
Белые ночи
С улицы
Черный туман
Хорошее общество
Жрец
События в Севастополе
Сны
Тост
Счастие
Убийца
Как я был актером
Искусство
Демир-Кая

Река жизни
Гамбринус
Слон
Сказочки
Механическое правосудие
Исполины
Мелюзга

Суламифь
Немножко Финляндии
Морская болезнь
Ученик
Мой паспорт
Последнее слово
Лавры
О пуделе
В Крыму
Над землей
Марабу
Бедный принц
В трамвае
Мученик моды
По-семейному
Сказка о затоптанном цветке
Леночка
Искушение
Попрыгуня-стрекоза
Мой полет
Легенда
Гранатовый браслет
Королевский парк
Листригоны
Пасхальные яйца
Устроителы
Телеграфист
Большой фонтан
Начальница тяги
Печальный рассказ
Чужой петух
Путешественники
Травка
Самоубийство
Белая акация

Черная молния
Медведи
Слоновья прогулка
Жидкое солнце
Анафема
Лазурные берега
Еж
Светлый конес
Капитан
Винная бочка
Святая ложь
Брикки
Сны
Сад пречистой девы
Фиалки
Гад
Два святителя
Запечатанные младенцы
Гоголь-моголь
Гога Веселов
Интервью
Груня
Скворцы
Канталупы
Храбрые беглецы
Яма (1,7 МБ)
Звезда Соломона

Козлиная жизнь
Люди-птицы
Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях
Сашка и Яшка
Гусеница
Пегие лощади
Царский писарь
Волшебный ковер
Лимонная корка
Сказка
Песик Черный Носик
Судьба
Золотой Петух
Синяя Звезда
Пунцовая кровь
Юг благословенный
Ю-ю
Пуделиный язык
Звериный урок
Последний из буржуев
Париж домашний
Инна
Тень Наполеона
Югославия
Рассказы в каплях
Скрипка Паганини
Бальт
Завирайка
Геро, Леандр и пастух
Четверо нищих
Домик
Мыс Гурон
Рахиль
Рай
Родина
Красное крыльцо
Островок
Встреча
Розовая жемчужина
Старинная музыка
Обиходное пение
Пасхальные колокола

Париж и Москва
Воробьиный царь
Авианетка
Молитва господня
Колесо времени
Типографическая краска
Соловей
У Троице-Сергия
Париж интимный
Светоч царства
Люди-птицы
Племя Усть
Потерянное сердце
Рассказ о рыбке "раскасс"
"N.-J."- интимный дар императора
Барри
Система
Наташа
Резеда
Гемма
Бредень
Ночная фиалка
Жанета
Допрос
Царев гость из Наровчаты
Ральф
Светлана
Москва родная
Голос оттуда
Веселые дни
Обыск
Кража
Две знаменитости
Рассказ пегого человека

Произведения разных лет, статьи, рецензии, заметки

Купол св. Исаакия Далматского
Извощик Петр (неопубликовано, с аннотацией П.П. Ширмакова)
Памяти Чехова (1904)
Антон Чехов. Расссказы, Памяти Чехова (1905), О Чехове (1920, 1929)
Памяти А. И. Богдановича
Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина)
О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"
Уточкин
Об Анатолии Дуреве
А. И. Будищев
Отрывки воспоминаний
Загадочный смех
Солнце поэзии русской
Бисерное колечко
Иван Бунин -Листопад. Г.А. Галина — Стихотворения
Р. Киплинг — Смелые мореплаватели, Редиард Киплинг
Н. Н. Брешко-Брешковский — Шепот жизни, Опереточные тайны
А. А. Измайлов (Смоленский) — В бурсе, Рыыбье слово
Алексей Ремизов — Часы
О Кнуте Гамсуне
Дюма-отец
О Гоголе, Умер смех
Наше оправдание, Довлеет дневи злоба его
Заметка о Джеке Лондоне, Джек Лондон
Фараоново племя
О Камилле Лемонье, Анри Рошфор
О Саше Черном, С.Ч.: Детский остров, С.Ч.: Несерьезные рассказы, Саша Черный
Вольная академия
Чтение мыслей, Анатолий II
Нансеновские петухи, Аромат премьеры, Фольклор и литература
Толстой, Илья Репин
Петр и Пушкин
Четвертый мушкетер
Из интервью
Письмо
Куприн о Гумилеве
Янгиров о "Голосе оттуда"
Ответ О.Фигурновой

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. В автобиографии писателя приведён поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные метания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.

В приведенном списке первым стоит: репортер. И это не случайно. Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов, передовиц и даже «корреспонденций из Парижа» - была главной литературной школой Куприна. К амплуа репортера он сохранил навсегда теплое отношение.

Стоит ли поэтому удивляться, с какими поразительными подробностями запечатлены в прозе Куприна военные всех рангов - от рядового до генерала, - артисты цирка, босяки, квартирные хозяйки, студенты, певчие, лжесвидетели, воры. Примечательно, что в этих произведениях Куприна, передающих его живой опыт, интерес писателя направлен не на исключительное событие, а на явление, многократно повторяющееся, на подробности быта, воссоздание среды во всех её незаметных мелочах, воспроизведение величественной и безостановочной «реки жизни». Писатель не ограничивает свою задачу меткими, но незамысловатыми «зарисовками с натуры». В отличие от популярных газетных очеркистов конца XIX века он художественно обобщает действительность. И когда в тысяче восемьсот девяносто шестом году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести «Молох».



В прозе Куприна второй половины 90-х годов «Молох» выделяется как страстное, прямое обвинение капитализма. Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с её, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский», «Олеся» и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель» и повесть «Поединок».

В тысяча девятьсот первом году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов - «Русского богатства» и «Мира Божьего». В тысяча восемьсот девяносто седьмом году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре тысяча девятьсот второго года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Наезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в тысяча девятьсот третьем году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.

Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В тысяча девятьсот втором году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Корь», «С улицы», но к чисто редакторской работе, мешавшей его творчеству, скоро охладевает.

В творчестве Куприна в эту пору всё громче звучат обличительные ноты. Новый демократический подъём в стране вызывает у него прилив творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому средоточию тупости, невежества, бесчеловечности, праздно-изнурительного существования. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать весной тысяча девятьсот второго года. Работа над «Поединком», по свидетельству М. К. Куприной-Иорданской, протекала с наибольшей интенсивностью зимой тысяча девятьсот пятого года, в грозовой атмосфере революции. Ход общественных событий торопил писателя.

Уверенность в себе, в своих силах Куприн, человек крайне мнительный и неуравновешенный, находил в дружеской поддержке М. Горького. Именно к этим годам (1904 - 1905) относится пора их наибольшего сближения. «Теперь, наконец, когда уже все окончено, - писал Куприн Горькому 5 мая 1905 года, после завершения «Поединка», - я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Куприн был очевидцем Очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» первого декабря тысяча девятьсот пятого года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург.

Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». В судьбе этих измученных усталостью и преследованием людей Куприн принял самое горячее участие: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию. Частично эпизод со спасением матросов отражен в рассказе «Гусеница», но там «заводилой» выведена простая русская женщина Ирина Платоновна, а «писатель» оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза есть существенное уточнение: «Честь спасения этих матросов-очаковцев принадлежит исключительно Куприну».

Бодростью, верой в будущее России, художественной зрелостью проникнуто творчество Куприна этой поры. Он пишет рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Тост», начинает работу над очерками «Листригоны». В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах с чтением отрывков из «Поединка», выставляет свою кандидатуру в выборщики в первую Государственную думу. Он открыто заявляет в притче «Искусство» о благотворности воздействия революции на творчество художника. Однако, приветствуя «пролетарскую весну». Куприн видел в ней путь к утопическому и смутному строю, «всемирному анархическому союзу свободных людей» («Тост»), осуществление которого отдалено целой тысячью лет. Его революционность - это революционность мелкобуржуазного писателя в пору общедемократического подъёма.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В тысяча девятьсот девятом году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В тысяча девятьсот двенадцатом году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - арцыбашевской «Жизни», символистском «Шиповнике», эклектичных сборниках Московского книгоиздательства писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. По существу же, в его творчестве 910-х годов уже заметны тревожные симптомы кризиса. Произведения Куприна этих лет отличаются крайней неравноценностью. После проникнутого активным гуманизмом «Гамбринуса» и поэтичной «Суламифи» он выступает с рассказом «Морская болезнь», вызвавшим протест демократической общественности. Рядом с «Гранатовым браслетом», где воспевается самоотверженное, святое чувство, он создает блеклую утопию «Королевский парк», в которой надежда на добровольный отказ правителей от власти звучит особенно фальшиво, так как появилась она вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 годов. Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны», проникнутым жизнерадостным чувством и напоенным ароматами Черного моря, появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала, в которой звучит отчаяние перед всемогущей властью капитала, неверие в будущее человечества, сомнения в возможности социального переустройства общества.

Атмосфера, в которой жил Куприн в эти годы, мало способствовала серьёзному литературному труду. Современники с неодобрением рассказывают о бурных кутежах Куприна в «литературных» ресторанах «Вена» и «Капернаум», возмущаются упоминанием его имени в бульварном альбомчике, изданном рестораном «Вена». А дешёвый литературный кабачок «Давыдка», по словам Е. М. Аспиза, одно время и вовсе «стал резиденцией Куприна... куда, как говорили, направляли даже корреспонденцию на его имя». К популярному писателю льнули подозрительные личности, репортёры жёлтой прессы, ресторанные завсегдатаи. Время от времени Куприн замыкался для работы в Гатчине, либо Ф. Батюшков приглашал его в своё имение Даниловское, или сам писатель «спасался» от петербургских «друзей» в Балаклаве.

Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в тысяча девятьсот седьмом году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней - долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».

Противоречивость творчества Куприна 910-х годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящего. И когда началась русско-германская война, он оказался в числе тех литераторов, которые восприняли её как «отечественную» и «освободительную». В патриотическом угаре Куприн вновь надевает мундир поручика. Призванный в армию, писатель, по словам корреспондента, «накупил уставов, собрал все циркуляры, мечтает попасть со своей дружиной в дело». Приподнятое душевное состояние, ожидание благотворных последствий «очистительной» войны продолжается у Куприна до конца тысяча девятьсот пятнадцатого года. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей, художественное же его творчество почти иссякает, причем в немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему творчеству темы утрачивают социальную остроту.

Так в предреволюционную пору, в обстановке творческого кризиса, завершается главный период писательской деятельности Куприна, когда были созданы самые значительные его произведения.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жиани. Такое мнение, бесспорно, имело основание. Через всё творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. Отсюда его тяга к цельным, простым и сильным натурам. При этом культ внешней, физической красоты становится для писателя средством обличения той недостойной действительности, в которой эта красота гибнет.

И всё же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Он радуется бытию детски непосредственно, «как кадет на каникулах», по меткому замечанию В. Львова-Рогачевского. Таким же здоровым жизнелюбцем, что и в творчестве, предстаёт и в своей личной жизни этот крепкий, приземистый человек с узенькими зоркими серо-синими глазками на татарском лице, которое кажется не таким круглым из-за небольшой каштановой бородки. Впечатление Л. Н. Толстого от знакомства с Куприным: «Мускулистый, приятный... силач». И в самом деле, с какой страстью отдастся Куприн всему, что связано с испытанием крепости собственных мускулов, воли, что сопряжено с азартом и риском. Он словно стремится растратить запас не израсходованных в пору его бедного детства жизненных сил. Организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Опускается в водолазном костюме на морское дно. Летит с Иваном Заикиным на самолете «Фарман». Сорока трех лет вдруг всерьёз начинает учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Л. Романенко. Страстный любитель лошадей, цирк предпочитает опере.

Во всех этих увлечениях что-то азартно-детское. Вот, живя в деревне, он получает из Петербурга охотничье ружье. Тут же заброшена работа над новым крупным произведением - романом «Нищие». «...Присылка ружья, - с тревогой сообщает Мария Карловна двадцать второго июня тысяча девятьсот шестого года Батюшкову, - произвела неожиданный перерыв в рабочем настроении Александра Ивановича, и он целыми днями бродит по окрестностям с ружьем». Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, рыбак Коля Костанди. Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью. Он охотнее работает на баркасе веслом или сидит среди рыбаков в кофейне, чем встречается с местной интеллигенцией, жаждущей поговорить о «высоких материях».

Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений - французской борьбой и погружением в скафандре под воду, охотой и стилем «кросс», тяжёлой атлетикой и свободным воздухоплаванием. Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие», впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя. Сочувствуя грандиозной программе преобразования старой России, разработанной В. И. Лениным, он сомневается в своевременности проведения этой программы в жизнь.

Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна в тысяча девятьсот девятнадцатом году в стан эмиграции. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман «Юнкера».

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Александр Иванович Куприн - русский писатель начала 20-го столетия, оставивший заметный след в литературе. На протяжении своей жизни он совмещал литературное творчество с военной службой и путешествиями, был превосходным наблюдателем за человеческой натурой и оставил после себя рассказы, повести и очерки, выполненные в жанре реализма.

Ранние этапы жизни

Родился Александр Иванович в 1870 году дворянской семье, однако отец умер очень рано, и поэтому взросление мальчика проходило сложно. Вместе с матерью мальчик перебрался из Пензенской области в Москву, где был отдан в военную гимназию. Это определило его жизнь -последующие годы он так или иначе был связан с военной службой.

В 1887 году он поступил учиться на офицера, еще через три года закончил обучение и отправился в пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии, как подпоручик. За год до этого в прессе был напечатан первый рассказ начинающего писателя - «Последний дебют». А за четыре года службы Александр Иванович отправил в печать еще несколько произведений - «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью».

Наиболее плодотворный период и последние годы

После выхода в отставку литератор переехал жить в Киев, а затем долго путешествовал по России, продолжая собирать опыт для следующих произведений и периодически публикуя рассказы и повести в литературных журналах. В начале 1900-х годов он тесно познакомился с Чеховым, Буниным и переехал в северную столицу. Наиболее известные произведения литератора - «Гранатовый браслет», «Яма», «Поединок» и другие - вышли в свет в промежуток между 1900 и 1915 годами.

В начале Первой мировой войны Куприн был снова призван на службу и направлен на северную границу, однако его быстро демобилизовали из-за ослабленного здоровья. Революцию 1917 года Александр Иванович воспринял неоднозначно - он положительно отнесся к отречению царя, но был против большевистской власти и склонялся скорее к идеологии эсеров. Поэтому в 1918 году он, как и многие другие, подался во французскую эмиграцию - но еще возвращался на родину через год, чтобы помочь окрепшему белогвардейскому движению. Когда контрреволюция потерпела окончательное поражение, Александр Иванович вернулся в Париж, где долгие годы спокойно жил и публиковал новые произведения.

В 1937 году вернулся в Союз по правительственному приглашению, поскольку сильно тосковал по оставленной родине. Однако уже через год скончался от неизлечимого рака пищевода и был похоронен в Петербурге.