Пастельные масляные краски. Масляная пастель: инструкция для начинающих. Продвинутые приемы рисования

Имея смутное представление о том, что едят лошади, вряд ли можно добиться от животного хороших результатов. Вне зависимости от того, какие ожидания вы вкладываете в питомца: вырастить помощника по хозяйству или спутника для прогулок, кормить его нужно правильно. Для составления правильного рациона питания лучше обратиться к специалистам и постоянно иметь под рукой справочную литературу, с четким указанием, что и сколько именно давать в каждый конкретный период жизни.

Чем кормить лошадей: обзор типов кормов

Казалось бы, лошадь – травоядное животное, но тут не все так просто. Безусловно, до сих пор в природе встречаются табуны диких коней, которые прекрасно обходятся вольным выпасом всю жизнь, даже зимой добывая себе пропитание под снегом.

У одомашненных лошадей пищеварение, нагрузки и способ жизни сильно отличаются от диких собратьев. Они больше не имеют возможности есть безостановочно: им нужно питание, способное насытить надолго. Поэтому корма для лошадей имеют строгую систематику и нормы, сколько нужно скармливать того или иного вида для нормальной жизнедеятельности.

Все корма делятся на три большие группы: сочные, грубые и концентрированные. Их соотношение определяет калорийность, сбалансированность основных питательных элементов и достаточность питания.

Правильное количество этих кормов для каждой лошади свое. Однако специалисты рекомендуют придерживаться таких пропорций:

  • 60–80% сочных и грубых кормов;
  • не более 40% концентрированных.

Это связано с физиологическими особенностями. Пищеварительная система лошади настроена по принципу «мало и часто», требует большого объема клетчатки. Слишком большое количество концентрированных кормов приводит к нарушениям в обменных процессах, ведет к снижению иммунитета и проблемам со здоровьем.

Сочные корма

Самый естественный рацион лошади – сочные корма. Сюда относят:

  1. Траву. Прекрасно, если у коня есть выпас. Конечно, можно обеспечить и свежескошенной травой. Однако хорошее, луговое разнотравье предотвращает риски, которые возникают при самостоятельной заготовке и хранении скошенных растений. Малейшее нарушение технологии влечет за собой развитие гнилостных процессов, которые плохо сказываются на пищеварении лошади.
  2. Сенаж, которого нужно в два раза меньше травы и раза в полтора больше сена. Ведь фактически сенаж – это вяленная и герметично законсервированная трава. Содержание влаги в нем порядка 55%.
  3. Корнеплоды и овощи без признаков гниения или порчи. Например, морковь, кормовая свекла или тыква. Сладкие фрукты лучше оставить в качестве лакомства. Лошадям нельзя давать продукты, вызывающие вздутие. Не рекомендуется скармливать сырой картофель.

Грубые корма

Фактически сочные и грубые представляют собой одну большую группу объемных кормов. Питание лошадей строится именно на их основе.

При этом к грубым относят:

  1. Сено. Хорошо высушенная трава (до 17% влажности) даже при наличии свежей не исключается из рациона. Лошадям, как правило, обеспечивается к нему постоянный доступ. Самый оптимальный состав для заготовки сена предусматривает большую долю злаковых, в частности: мятлика лугового, овсяницы, ежи сборной, тимофеевки, костра безостого, райграса. Заготавливать их необходимо в начале вегетации, так сено сохранит максимальную пищевую ценность для лошади.
  2. Солома не может заменить сено и часто дается в комплексе с ним, либо в качестве наполнителя для добавления объема, потому что в результате обмолота и просушки доступными остаются только стебли культурных растений. Их питательность нельзя сравнить с сеном.
  3. Травяные гранулы или мука. От сена отличается способом заготовки: скошенные растения сушатся при высоких температурах, потом измельчаются и прессуются. Процент влаги минимальный, а питательная ценность высокая, поэтому такой корм ближе к концентрированным.

При заготовке грубых кормов большое значение имеет не только время заготовки, но и качество, а также условия хранения. Нельзя допускать развитие грибковых или бактериальных гнилей.

Концентрированные корма

Концентрированный корм для лошади выполняет функцию «топлива», очень часто используют для откорма или доведения экстерьера животного до кондиции. Без него не обойтись при интенсивных физических нагрузках на животное.

Концентрированные корма бывают нескольких видов – цельные зерновые, зерносмеси или комбикорма.

Самыми распространенными видами таких кормов являются:

  1. Овес. Классический рацион без него невозможен. Питание овсом для лошадей обеспечивает запас энергии. В нем небольшое количество крахмала (до 50%), и, по сравнению с другими зерновыми, – много клетчатки. Правда, специалисты считают, что усваиваемого кальция в нем меньше требуемой нормы по соотношению с фосфором. Однако это не мешает скармливать его лошадям.
  2. Ячмень. Калорийнее, чем овес (крахмала – до 60%), однако в нем очень мало клетчатки. Поэтому ячменем нельзя злоупотреблять. Скармливать рекомендуется в запаренном виде – проще усваивается.
  3. Кукуруза. Отличается высоким содержание крахмалистых веществ – до 70%, обеспечивает хороший кратковременный резерв энергии. Применяется для кормления лошадей в небольших количествах, исключительно в виде добавки либо перед серьезными физическими нагрузками.
  4. Отруби. В них почти нет крахмала, зато клетчатки как в объемистых кормах. Единственная проблема отрубей – у них, к сожалению, ограниченный набор минеральных веществ, витаминов и белков. Поэтому их используют для увеличения объема основного корма.
  5. Комбикорм. Гранулированный или рассыпной концентрированный сухой корм для лошадей, который составляется из перемолотого зерна разных видов, травяной муки, жмыхов, отрубей, минеральных добавок и премиксов. Это хорошо сбалансированные рационы для лошадей с разными физиологическими потребностями.

При самостоятельном смешивании зерна концентрированные корма получают название зерносмесей. В домашних условиях к ним добавляют соль, свекольный жом или пульпу, а также другие ингредиенты. Важно помнить, что с лошадьми лучше не экспериментировать и кормить их согласно рекомендациям специалистов.

Рацион и нормы кормления: суточный рацион

Кормление лошадей на самом деле целая наука. Разные животные отличаются не только образом жизни и своим предназначением. При кормлении нужно учитывать породу, вес и физиологическое состояние.

Потребности спортивного скакуна вряд ли можно сопоставить с рационом пони, племенному жеребцу или жеребой кобыле не подойдет рацион, составленный для слабой или больной лошади. При расчете рациона питания специалисты стараются учесть все нюансы. Хотя бытует мнение, что в год на одну взрослую лошадь должно приходиться в среднем:

  • овса – 2 т.;
  • сена – 5 т.;
  • отрубей – 1,5 т.;
  • сочных кормов – 1 т.

Кроме того в рацион обязательно нужно вводить добавки. Например, годовой расход соли составляет порядка 13 кг на одну особь.

Приблизительный расчет суточного потребления кормов для лошади весом 500–600 кг сводится к следующим цифрам (в кг):

  • 10–15 – грубых кормов (сена);
  • 2–3 – сочных;
  • 4–6 – концентрированных;
  • 1–2 – отрубей.

Рацион обязательно нужно корректировать в зависимости от нагрузок, которые несет лошадь в день.

Рабочим лошадям нужно скармливать больше концентрированных кормов. Их удельный вес, в зависимости от нагрузок может доходить до 70%. Суточный рацион можно составить таким образом:

  • по 7 кг сена и сенажа;
  • по 5 кг – овса и силоса;
  • добавки: соль – до 40 г., премиксы – до 50 г.

Для спортивных лошадей также обязательно наличие сена и концентратов в питании, количество и соотношение которых меняется в зависимости от расписания соревнований, тренировок, а также с учетом физических параметров: массы и возраста.

Универсальный пример питания спортивного коня:

  • 7 кг бобово-злакового сена;
  • 1–2 кг кукурузы;
  • 1 кг травяной муки или гранул;
  • 0,5 кг патоки;
  • 0,1 кг премиксов;
  • соли 50–60 г.

Жеребые или лактирующие кобылы нуждаются в усиленном питании. От того, насколько правильно составлен рацион, зависит здоровье будущих жеребят.

В день ей потребуется не меньше 4 кг качественного сена (бобового и злакового) на каждые 100 кг веса. Обязательно вводят в рацион овощи или корнеплоды – до 6 кг в день, подсолнечный жмых – до 1 кг, силос – до 4 кг. Концентрированный корм должен содержать кукурузу, овес, ячмень в соотношении 25:40:35 (весовых единиц).

Рацион жеребой лошади в первые 8 месяцев должен способствовать корректировке веса: ослабленным скармливают больше концентратов, остальным – грубых кормов.

За три месяца калорийность увеличивают всем, без исключения, а перед самым рождением малыша питание смещается в пользу увеличения силоса в общем количестве грубых кормов. Во время лактации важно не снижать питательную ценность рациона, чтобы не ослабить кобылу.

Жеребят кормят по принципу постоянной доступности кормов. Особенно в период отлучения от кобылы. Полноценный рацион составляют с учетом породных особенностей. В целом, малыши кушают то же, что и взрослые лошади: сено, зерновые корма, отруби, жмых. Конечно, их можно побаловать морковью, патокой, нежным пророщенным зерном.

Правила кормления

Чтобы лошадь была здоровой недостаточно составить для нее рацион, нужно еще и правильно организовать питание. Основные правила:

  1. Постоянный доступ к воде.
  2. Количество и состав кормов зависят от физических характеристик лошади и ее темперамента.
  3. Корм дают после нагрузок, но не раньше, чем через час.
  4. Кормление в одно и то же время. Животное без проблем привыкает и прекрасно питается по режиму.
  5. Корм должен быть качественным.
  6. Суточный объем делят и дают небольшими порциями, но часто.
  7. Меняют питание постепенно, вводя новые продукты с осторожностью.

Лакомства

Специальные лакомства, обогащенные витаминными и минеральными добавками, продаются в зоомагазинах. Однако их прекрасно можно заменить натуральными продуктами:

  1. Сухофруктами (без косточек).
  2. Бананами и даже их шкурками.
  3. Морковью.
  4. Яблоками.
  5. Арбузами.
  6. Подсушенным хлебом (свежим нельзя).
  7. Сахаром.

Безусловно, лошади любят сладости и вкусности, но давать их много не стоит: маленький кусочек рафинада, а лучше – порезанное яблоко или кусочек банана.

Полноценное питание не требует никаких добавок, однако лакомство для лошадей – это важная часть ее взаимодействия с человеком. Особенно важны вкусности или продукты, которые они любят больше всего, во время дрессировки. В обычной жизни любое вознаграждение увеличивает привязанность к хозяину, благоприятно влияет на состояние психического здоровья.

Поение

Если в проблеме, как и чем кормить лошадь, нужно разбирать детально и учитывать множество факторов, то с поением все относительно просто. Лошадь нуждается в большом количестве воды. Для взрослого животного в сутки потребуется до 60 л.

Обратите внимание, вода должна быть чистой и свежей. В зимнее время нужно следить за ее температурой. Давать ледяную воду опасно, лошадь может заболеть.

Грациозные животные, лошади всегда вызывают восторг и особое отношение. Даже беспородные деревенские работяги. От того, насколько вы правильно кормите любимца, зависит не только внешний вид, но и не в последнюю очередь – поведение и настроение.

Нельзя кормить лошадь:
1. Свежий хлеб - вызывает брожение, очень трудно переваривается в желудке лошади, что может вызвать закупорку кишечника и колики.
2. Овощи (все кроме моркови)! Капуста вызывает брожение в желудке лошади, брожение, это чрезмерное газообразование, которое приводит к коликам. Остальные овощи не нужны в рационе лошади при их кормлении нечего кроме проблем со здоровьем лошади вы не добьетесь. Лошадь это не свинья! Она не ест все, что на огороде выросло.

3. Фрукты (кроме яблок и арбуза). Лошади не едят бананы- в Африке лошади не живут (их туда завезли Европейцы, даже зебра не ест бананы), бананы губительны для пищеварения лошадь. Все остальные фрукты, это ваш эксперимент – выживет лошадь после их поедания или нет. Пользы от такого кормления нет.
4. Сухофрукты- смертельно опасны для пищеварения лошади, кроме тех, что находятся в мюслях. Обычными сухофруктами кормят арабы своих лошадей, но это многовековая традиция и их лошади приучены к такому корму.
5. Печенье, чипсы, сухарики и т.д., почитайте состав этих изделий, там огромное количество пищевых добавок, ароматизаторов, красителей, консервантов, это наша печень привыкла все это перерабатывать, пожалейте печень лошади, что бы она жила долго и не болела.

Не рекомендуется кормить:
1. Пшеницей- вызывает брожение, клейковина, которую выделяет пшеница обволакивает желудок лошади затрудняя пищеварение, кормление пшеницей приводит к коликам. Кормление пшеницей лошадей, принято в Арабских Эмиратах, так как овсом они не могли позволить кормить своих лошадей, овес там не растет, а пшеница всегда закупалась на выпечку хлеба. Истинные арабские лошади за многовековую историю привыкли к питанию пшеницей.
2. Кукуруза, это крахмал, крахмал это ламинит, ревматическое воспаление копыт. Нужно очень аккуратно кормить кукурузой и быть уверенным, что вы не превысили дозировку, которая может привести к ламиниту у вашей лошади. Зачем вам лишний риск?

3. Ячменем – очень тяжело и долго переваривается в желудке лошади. Если овес переваривается в течении 30 мин, то ячмень до 7 –ми часов и более. Поэтому если и кормить, то только на ночь. Ячмень – это лишняя нагрузка на желудок лошади, а вот польза от него тоже очень сомнительна.
Чем можно и нужно кормить, угощать лошадь.
Вода, сено, солома (овсяная), трава, овес, отруби, яблоки, морковь, арбуз, черствый хлеб, сахар.
Можно добавлять минеральные подкормки.
Этого вполне достаточно, что бы ваша лошадь была здорова и жила долго и счастливо!

Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.

Одним из самых старых материалов, который применяется для творчества, считается пастель. Ею писали свои произведения Дега, Ренуар, Леонардо да Винчи и прочие художники. Пастель может применяться как самостоятельное средство изображения или в качестве вспомогательного материала в иных техниках. В число последних входит лепка из полимерной глины и декупаж. Пастель выделяется живыми, яркими красками, а также бархатистой структурой.

Пастель производится из красящего пигмента и специального связующего вещества. В роли последнего может выступать воск, минеральные масла или гуммиарабик. В магазинах можно купить пастель в форме карандашей без оправы или же цветных мелков. В настоящее время есть три типа пастели: сухая, акварельная и масляная. Более подробно мы рассмотрим масляную пастель, а также способы ее применения в рисовании.

Масляная пастель похожа на восковые мелки, которые обладают достаточной мягкостью. Вдобавок, цвета сильно насыщенные. Мелки пастель сегодня производятся в форме небольших брусочков с круглым или квадратным сечением. От восковых они отличаются наличием множества пигментов, высокой эластичностью и упругостью. Стоит обратить внимание, что масляная пастель почти не пачкается, после ее нанесения на поверхность листа не надо вспомогательной фиксации в виде лака.

Если вы в курсе как рисовать пастелью масляной для начинающих, то знаете, что для рисования такой краской подходят практически любые поверхности. К основным преимуществам этого средства относится хорошая возможность его размывать. Художнику для этого нужно иметь особый растворитель для масляных красок, а также растушевку – специальную палочку из спрессованной бумаги. Последнюю обмакивают в растворитель, а затем размывают для получения нужного оттенка. Рисование с применением растворителя необходимо выполнять в помещении, которое нормально проветривается.


Текстура масляной пастели дает возможность создавать эффекты, которые просто невозможно выполнить в остальных техниках рисования. Для различных декоративных картин часто применяется масляная пастель. Техника ее нанесения позволяет передать глубокие и насыщенные тона изображаемого объекта. Различные художественные рисунки, которые выполненные этим способом, рекомендуется хранить в рамках и под стеклом, при этом обязательно должен быть небольшой зазор между рисунком и стеклом. Это нужно для сохранения изображения, поскольку рисунки, которые выполнены пастелью, сильно подвержены небольшим повреждениям, осыпанию, легко стираются.

Масляная пастель требует именно шероховатой основы, так как плохо удерживается на поверхности. Для этой техники необходима особая бумага, к примеру, наждачная, замша, холст, рыхлый ворсистый картон, пергамент или же бумага «торшон». К достоинствам рассматриваемого материала отнести можно возможность снимать и перекрывать одновременно несколько слоев.

Масляная пастель на сегодняшний день представлена множеством оттенков, которых насчитывается свыше полутора тысяч. Подобное разнообразие дает возможность претворить в жизнь фактически любые творческие идеи в разных жанрах. Техника пастели проделала довольно долгий путь от обычного трехцветного рисунка до настоящей живописи, которая стала в особенности популярной в период барокко, а сейчас ее предпочитают применять импрессионисты.