Перселл краткая биография. Английская музыка XVI-XVII вв. Творчество Генри Пёрселла. Пёрселл в поп-культуре

ПЁРСЕЛЛ ГЕНРИ (Purcell) - английский ком-по-зи-тор и ор-га-нист.

Сын пев-че-го Ко-ро-лев-ской ка-пел-лы. До 1673 года пел в хо-ре маль-чи-ков Ко-ро-лев-ской ка-пел-лы, где за-ни-мал-ся му-зы-кой с Г. Ку-ком и П. Хам-фри. Зна-чительное влия-ние на его ста-нов-ле-ние как ком-по-зи-то-ра и ис-пол-ни-те-ля ока-зал М. Локк, ко-то-ро-го Пёрселл в 1677 году сме-нил на по-сту «при-двор-но-го ком-по-зи-то-ра скри-пич-ной му-зы-ки». В 1679 году сме-нил Дж. Блоу на по-сту ор-га-ни-ста Вест-мин-стер-ско-го аб-бат-ст-ва, с 1682 года со-вме-щал эту долж-ность с ана-ло-гич-ной долж-но-стью в Ко-ро-лев-ской ка-пел-ле. В 1683 году на-пе-ча-тан пер-вый сборник со-чи-не-ний Пёрселла - «12 со-нат». В 1685 году по-лу-чил долж-ность «лич-но-го кла-ве-си-ни-ста ко-ро-ля».

Уже в конце 1670-х годов, опи-ра-ясь на дос-ти-же-ния ком-по-зи-то-ров английской шко-лы, Пёрселл дос-тиг со-вер-шен-но-го вла-де-ния по-ли-фо-ни-че-ской тех-ни-кой и ши-ро-ко при-ме-нял её в ан-те-мах и других жан-рах ду-хов-ной му-зы-ки , в ин-ст-ру-мен-таль-ных со-на-тах и фан-та-зи-ях. На-ря-ду с этим, при-ори-тет-ным для ком-по-зи-то-ра ста-ло ис-поль-зо-ва-ние английской ва-риа-ци-он-ной фор-мы гра-ун-да. В начале 1680-х годов пол-но-стью ос-во-ил итальянскую ма-не-ру пись-ма (вы-ра-жал же-ла-ние «со-чи-нять, под-ра-жая вы-даю-щим-ся италь-ян-ским мас-те-рам»). Обо-га-ща-ясь опы-том раз-ных ев-ропейских школ, стиль Пёрселла ни-ко-гда не те-рял са-мо-быт-но-сти, свя-зан-ной с национальной куль-ту-рой, ис-поль-зо-ва-ни-ем тра-ди-ци-он-ных для Анг-лии музыкальных форм и жан-ров. Эта связь яр-че все-го вы-ра-зи-лась в во-каль-ной му-зы-ке Пёрселла, в ко-то-рой во-пло-ти-лось его уни-каль-ное ощу-ще-ние английского язы-ка, стрем-ле-ние к точ-ной пе-ре-да-че ню-ан-сов зву-ча-ще-го сло-ва.

Сре-ди ду-хов-ных со-чи-не-ний ком-по-зи-то-ра зна-чительное ме-сто за-ни-ма-ют ан-те-мы. В так называемых пол-ных (хо-ро-вых) ан-те-мах Пёрселл от-дал дань тра-ди-ции; его стро-фи-че-ские ан-те-мы (для со-лис-тов в со-про-во-ж-де-нии ин-ст-ру-мен-тов), на-про-тив, де-мон-ст-ри-ру-ют но-ва-тор-ский под-ход. Ан-те-мы «Вос-сла-вим свя-тость Бо-жью» («O praise God in his holiness», около 1682 года) и ко-ро-на-ци-он-ный ан-тем «Мне серд-це дик-ту-ет» («My heart is inditing», 1685) - боль-шие по объ-ё-му ком-по-зи-ции, сти-ле-вые осо-бен-но-сти ко-то-рых по-лу-чи-ли раз-ви-тие в его по-сле-дую-щих со-чи-не-ни-ях: мас-штаб-ные ин-ст-ру-мен-таль-ные всту-п-ле-ния, вклю-че-ние скрип-ки об-ли-га-то в соль-ную во-каль-ную пар-тию, струк-ту-ри-рую-щие це-лое по-вто-ре-ния и мо-тив-ные свя-зи ме-ж-ду раз-де-ла-ми. Пёрселл по-ло-жил на му-зы-ку час-ти анг-ли-кан-ской ли-тур-гии, два об-раз-ца музыкального ре-ше-ния служ-бы соз-да-ны им в ран-ний пе-ри-од твор-че-ст-ва и впо-след-ст-вии не-одно-крат-но пе-ре-ра-ба-ты-ва-лись. Му-зы-ка для анг-ли-кан-ских бо-го-слу-же-ний (все-го 10 час-тей) не бы-ла еди-ной и сквоз-ной ком-по-зи-ци-ей, со-став-ляю-щие её час-ти мог-ли зву-чать в раз-ных со-че-та-ни-ях. По-ми-мо бо-го-слу-жеб-ной му-зы-ки, Пёрселл соз-дал мно-го-го-лос-ные ду-хов-ные пес-ни на латинские и английские тек-сты (partsongs), соль-ные пес-ни и ду-эты (во-шли в сборник «Harmonia sacra», в 2 тт., 1688-1693).

Сре-ди свет-ских со-чи-не-ний центральное ме-сто за-ни-ма-ют при-уро-чен-ные к различным тор-же-ст-вам при-вет-ст-вен-ные оды. По срав-не-нию с ти-по-ло-ги-че-ски близ-ки-ми им ан-те-ма-ми Пёрселл, не ско-ван-ный ог-ра-ни-че-ния-ми бо-го-слу-жеб-ной му-зы-ки, де-мон-ст-ри-ру-ет в них зна-чи-тель-но бо́льшую сво-бо-ду в об-ра-ще-нии с музыкальной фор-мой и вы-ра-зительными сред-ст-ва-ми. В боль-шин-ст-ве сво-ём оды пред-став-ля-ют со-бой хо-ро-вые кан-та-ты для со-ли-рую-щих пев-цов, хо-ра и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (как пра-ви-ло, струн-ной груп-пы, бас-со кон-ти-нуо, ино-гда 2 флейт и труб). Их струк-ту-ра ос-но-ва-на на цик-лическом че-ре-до-ва-нии ре-чи-та-тив-ных, ари-оз-ных и хо-ро-вых эпи-зо-дов с ор-ке-ст-ро-вы-ми «сим-фо-ния-ми» французского ти-па, ин-ст-ру-мен-таль-ны-ми ри-тур-не-ля-ми и обя-за-тель-ным хо-ром, за-клю-чаю-щим всё про-из-ве-де-ние. Со-хра-няя об-щий тор-жественный строй, оды Пёрселла раз-ли-ча-ют-ся по мас-шта-бу и ха-рак-те-ру: от ли-ри-че-ской ка-мер-ной «Люб-ви бо-ги-ня в этот день ос-ле-п-ла» («Love’s goddess sure was blind this day», 1692) до ис-пол-нен-ной па-фо-са, ве-ли-че-ст-вен-ной «Зве-ни тру-ба, бей ба-ра-бан!» («Sound the trumpet, beat the drum», 1687). Наи-бо-лее из-вест-ные при-вет-ст-вен-ные оды Пёрселла, со-здан-ные в 1689-1694 годах ко дню ро-ж-де-ния ко-ро-ле-вы Ма-рии II Стю-арт, со-дер-жат мно-го об-ще-го с те-ат-раль-ной му-зы-кой Пёрселла того вре-ме-ни; их от-ли-ча-ет кра-соч-ность ин-ст-ру-мен-тов-ки, вир-ту-оз-ность во-каль-ных пар-тий и сти-ли-стическое раз-но-об-ра-зие. 4 оды, по-свя-щён-ные Дню святой Це-ци-лии, из ко-то-рых наи-бо-лее из-вест-на «Ра-дуй-ся, пре-крас-ная Це-ци-лия» («Hail, bright Cecilia», 1692), за-ло-жи-ли но-вую тра-ди-цию, ко-то-рая по-лу-чи-ла про-дол-же-ние в XVIII веке. По-ми-мо боль-ших од, Пёрселл пи-сал ка-мер-ные во-каль-ные со-чи-не-ния, пред-на-зна-чен-ные как для ис-пол-не-ния при дво-ре, так и для до-маш-не-го му-зи-ци-ро-ва-ния. В этих жан-рах (осо-бен-но в позд-них пес-нях, соз-дан-ных по-сле 1685 года) по-лу-чил даль-ней-шее раз-ви-тие дек-ла-ма-ци-он-ный и ари-оз-ный стиль, ста-ви-лись экс-пе-ри-мен-ты в об-лас-ти фор-мы. Многие пес-ни, пер-во-на-чаль-но соз-дан-ные для те-ат-раль-ных по-ста-но-вок, «Чуд-ный ост-ров» («Fairest isle») из «Ко-ро-ля Ар-ту-ра», «Я стрем-люсь уле-теть от лю-бов-ной тос-ки» («I attempt from love’s sickness to fly») из «Ко-ро-ле-вы ин-дей-цев», «Му-зы-ка не-на-дол-го» («Music for a while») из «Эди-па» - в даль-ней-шем ис-пол-ня-лись от-дель-но.

Зна-чительное ме-сто в твор-че-ст-ве Пёрселла за-ни-ма-ет му-зы-ка к те-ат-раль-ным по-ста-нов-кам (все-го около 50), над ко-то-ры-ми Пёрселл ра-бо-тал с дра-ма-тур-га-ми Дж. Драй-де-ном, Т. Ше-ду-эл-лом, Н. Тей-том, У. Кон-гри-вом и др. В боль-шин-ст-ве слу-ча-ев му-зы-ка ли-бо со-про-во-ж-да-ла це-ре-мо-ни-аль-ные эпи-зо-ды, как в се-ми-опе-рах «Про-ро-чи-ца, или Ис-то-рия Ди-ок-ле-тиа-на» (пье-са Дж. Флет-че-ра в пе-ре-ра-бот-ке Т. Бет-тер-то-на, 1690), «Ко-роль Ар-тур, или Бри-тан-ский ге-рой» (текст Драй-де-на, 1691), ли-бо, как в се-ми-опе-ре «Ко-ро-ле-ва фей» (пе-ре-ра-бот-ка ко-ме-дии У. Шек-спи-ра «Сон в лет-нюю ночь», 1692), но-си-ла чис-то де-ко-ра-тив-ный ха-рак-тер, оформ-ляя кар-ти-ны, не свя-зан-ные с дей-ст-ви-ем. В пре-ди-сло-вии к «Ко-ро-ле-ве фей» Пёрселл кри-ти-че-ски от-ме-чал по-треб-ность пуб-ли-ки в ви-зу-аль-ной рос-ко-ши в ущерб музыкальному со-дер-жа-нию. В не-ко-то-рых фраг-мен-тах этих спек-так-лей, осо-бен-но в по-след-ней се-ми-опе-ре Пёрселла «Ко-ро-ле-ва ин-дей-цев» (текст Драй-де-на и Р. Го-вар-да, 1695), му-зы-ка при-об-ре-та-ет боль-шее дра-ма-тур-гическое зна-че-ние. Ис-клю-чи-тель-ным об-раз-цом под-лин-но музыкально- дра-ма-тического спек-так-ля ста-ла един-ст-вен-ная опе-ра Пёрселла «Ди-до-на и Эней» (либретто Тей-та по мо-ти-вам «Энеи-ды» Вер-ги-лия, 1689) - пер-вая английская национальная опе-ра. В этом ка-мер-ном по со-ста-ву ис-пол-ни-те-лей со-чи-не-нии реа-ли-зо-вал-ся дар Пёрселла-дра-ма-тур-га: спо-соб-ность к соз-да-нию ин-ди-ви-дуа-ли-зи-ров. пер-со-на-жей и пси-хо-ло-ги-че-ски дос-то-вер-но-му во-пло-ще-нию их эмо-ций, уме-ние точ-но рас-ста-вить смы-сло-вые ак-цен-ты и до-бить-ся ди-на-мич-но-сти раз-ви-тия ка-ж-дой отдельной сце-ны и всей опе-ры в це-лом. Вы-ра-зи-тель-но от-те-няя лич-ную дра-му ге-ро-ев вве-де-ни-ем бы-то-вых (хо-ры и пля-ски мат-ро-сов), ска-зоч-но-фан-та-стических (сце-на в пе-ще-ре ведьм) и идил-лических (сце-на в ро-ще в начале 2-го ак-та) кар-тин, ком-по-зи-тор под-во-дит слу-ша-те-ля к тра-гической куль-ми-на-ции и раз-вяз-ке - сце-не смер-ти Ди-до-ны с её зна-ме-ни-тым ла-мен-то и сле-дую-щим за ним за-клю-чительным хо-ром. Эта ко-рот-кая ария, на-пи-сан-ная в фор-ме гра-ун-да, во-шла в ис-то-рию куль-ту-ры как один из са-мых тра-ги-че-ских музыкальных об-ра-зов.

Сре-ди многих ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний Пёрселл - 6- и 7-го-лос-ные фан-та-зии для кон-сор-та ви-ол (около 1680 года), за-вер-шаю-щие 150-лет-нюю спе-ци-фи-че-ски английскую тра-ди-цию об-ра-бот-ки (по ти-пу пись-ма на кан-тус фир-мус) фор-муль-ной ме-ло-дии «In no-mine». Ув-ле-че-ние Пёрселла му-зы-кой итальянских ком-по-зи-то-ров на-шло вы-ра-же-ние в 2 сборниках трио-со-нат (1683, 1697). Про-из-ве-де-ния для кла-ве-си-на пред-став-ля-ют со-бой ко-рот-кие сюи-ты, со-стоя-щие из тан-це-валь-ных час-тей, и не-слож-ные пье-сы [час-тич-но опубликаованы в сборнике «Слу-жан-ка му-зы-ки» («Musick’s Hand-Maid», 1689)].

Твор-че-ст-во Пёрселла оп-ре-де-ли-ло пу-ти раз-ви-тия английской му-зы-ки. В XVIII веке его изу-чал Г.Ф. Ген-дель. В XIX веке в Лон-до-не ра-бо-та-ли Пёр-сел-лов-ский клуб и Пёр-сел-лов-ское общество. Ин-те-рес к Пёрселлу воз-рос в середине XX века, во мно-гом бла-го-да-ря уси-ли-ям Б. Брит-те-на, сде-лав-ше-го ис-пол-ни-тель-скую ре-дак-цию опе-ры «Ди-до-на и Эней», и М. Тип-пет-та, спо-соб-ст-во-вав-ше-го про-па-ган-де пе-сен-ной ли-ри-ки Пёр-сел-ла.

Сочинения:

The works. L., 1878-1965. Vol. 1-32. L., 1961-2011.

Генри Пёрселл (англ. Henry Purcell, 10 сентября 1659 (?), Лондон - 21 ноября 1695, там же) - английский композитор, представитель стиля барокко. Несмотря на включение стилистических элементов итальянской и французской музыки, наследие Пёрселла является английской формой музыки барокко. Пёрселл признан одним из крупнейших английских композиторов.

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Пёрселл родился в лондонском Вестминстере (англ. St. Ann"s Lane Old Pye Street). Отец Пёрселла (Генри Пёрселл-старший) был музыкантом, как и старший брат отца Томас (дядя Пёрселла, ум. в 1682). Оба брата были членами Королевской капеллы. Пёрселл-старший пел на коронации Карла II.

Начиная с 1659 года семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства. У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл (ум. 1717), младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев» после смерти Генри.

После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне. Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.

Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука (англ. Henry Cooke) (ум. в 1672), а затем у Пелхама Хамфри (англ. Pelham Humfrey) (ум. в 1674), наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона (англ. John Hingston), занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов.

Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году. Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня англ. "Sweet tyranness, I now resign" в трёх частях была написана им в детстве. После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу. Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства. Самый первый антем Пёрселла англ. "Lord, who can tell" был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца.

В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» (англ. Choice Ayres, Songs and Dialogues) Джона Плейфорда (англ. John Playford) и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга (англ. John Gostling), который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего ре большой октавы до ре первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтиря в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга, - от верхнего ре и нисходящего на две октавы вниз.

Дальнейшая карьера и смерть

В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла - своего ученика. С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако, в начале года, возможно, до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли (англ. Nathaniel Lee) и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи (англ. Thomas d"Urfey). Между 1680 и 1688 годами Пёрселл написал музыку для семи пьес. Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней» (англ. Dido and Aeneas), которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году. Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта (англ. Nahum Tate) и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста англ. Josias Priest, хореографа театра Дорсет-Гарден (англ. Dorset Garden Theatre). Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере (англ. Leicester), а затем в Челси, где и была поставлена опера. Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus), и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки (англ. Musical Antiquarian Society) под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена. Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая выражала чувства всей драмы. Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида».

Клавесин

Жанры опера,инструментальная музыка Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Henry Purcell - Sonatas

    ✪ Генри Пёрселл - Сюита №4

    ✪ Henry Purcell // Composer Biography

    ✪ Henry Purcell: "Come Come Ye Sons Of Art" - Ode for bithday Queen Mary composed in 1694 year

    ✪ Purcell - 10 Sonatas in Four Parts

    Субтитры

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Начиная с 1659 года семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства . У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл (ум. 1717), младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев » после смерти Генри.

После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне . Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.

Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука (англ. Henry Cooke ) (ум. в 1672), а затем у Пелхама Хамфри (англ. Pelham Humfrey ) (ум. в 1674), наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона (англ. John Hingston ), занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов .

Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году . Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня англ. "Sweet tyranness, I now resign" в трёх частях была написана им в детстве . После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу . Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства . Самый первый антем Пёрселла англ. "Lord, who can tell" был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца .

В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» (англ. Choice Ayres, Songs and Dialogues ) Джона Плейфорда (англ. John Playford ) и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга (англ. John Gostling ), который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего ре большой октавы до ре первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтиря в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга, - от верхнего ре и нисходящего на две октавы вниз.

Дальнейшая карьера и смерть

В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла - своего ученика . С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако, в начале года, возможно, до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли (англ. Nathaniel Lee ) и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи (англ. Thomas d"Urfey ) . Между 1680 и 1688 годами Пёрселл написал музыку для семи пьес . Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней » (англ. Dido and Aeneas ), которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году . Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта (англ. Nahum Tate ) и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста англ. Josias Priest , хореографа театра Дорсет-Гарден (англ. Dorset Garden Theatre ). Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере (англ. Leicester ), а затем в Челси , где и была поставлена опера . Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus ), и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки (англ. Musical Antiquarian Society ) под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена . Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая выражала чувства всей драмы . Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида » .

В 1682 году, вскоре после своей женитьбы, Пёрселл был назначен органистом королевской капеллы, в связи со смертью Эдварда Лоу (англ. Edward Lowe ), занимавшего этот пост. Эту должность Пёрселл смог получить, не оставляя прежнего места в аббатстве . Его старший сын родился в этом же году, но прожил недолго . В следующем 1683 году его сочинение (12 сонат) было впервые напечатано . В течение следующих нескольких лет Пёрселл занимался сочинением церковной музыки, одами, адресованными королю и королевской семье, и другими подобными работами . В 1685 году он написал два своих замечательных антема: «I was glad» и «My heart is inditing», для коронации короля Якова II . В 1694 году было написано одно из его наиболее важных и величественных произведений - ода ко дню рождения королевы Марии (англ. Queen Mary ). Оно озаглавлено «Come Ye Sons of Art» и было написано Н.Тейтом, а поставлено Пёрселлом .

В 1687 году Пёрселл возобновил свои связи с театром, написав музыку к трагедии Драйдена «Tyrannick Love». В этом году Пёрселл также сочинил марш и танец, которые стали такими популярными, что лорд Уортон использовал эту музыку в своём Лиллибуллеро . В январе 1688 или раньше, Пёрселл, исполняя волю короля, написал антем «Blessed are they that fear the Lord». А несколькими месяцами позже он написал музыку к пьесе д’Урфи «The Fool’s Preferment». В 1690 он сочинил музыку к обработке Томасом Беттертоном (англ. Thomas Betterton ) пьесы Джона Флетчера и Филиппа Мэссинджра «Пророчица» (позже названная «Диоклетиан ») и к пьесе «Амфитрион » Драйдена. В свой зрелый творческий период Пёрселл сочинял много, однако, насколько много - можно только предполагать. В 1691 году он написал музыку, которая считается его театральным шедевром, - оперу «Король Артур » (англ. King Arthur ) на либретто Драйдена (впервые опубликована Musical Antiquarian Society в 1843 году) . В 1692 он сочинил «Королеву фей» (англ. The Fairy-Queen ) (по мотивам «Сна в летнюю ночь » Шекспира), ноты которой (его самое большое произведение для театра) были обнаружены в 1901 году и опубликованы Пёрселловским обществом .

Пёрселл умер в 1695 году в своём доме на Marsham Street в Вестминстере в зените своей карьеры. Считается, что ему было 35 или 36 лет. Причина его смерти неясна. По одной версии, он простудился, вернувшись поздно домой из театра и обнаружив, что жена заперла дом на ночь. По другой - он умер от туберкулёза . Завещание Пёрселла начинается так:

«Во имя Господа, Аминь. Я, Генри Пёрселл, джентльмен, по состоянию тела будучи опасно болен, но в светлом уме и твёрдой памяти (слава Всевышнему), настоящим заявляю свою последнюю волю и завещание. Оставляю моей любимой жене Фрэнсис (англ. Frances Purcell ) всё моё движимое и недвижимое имущество…»

Пёрселл похоронен рядом с органом в Вестминстерском аббатстве. Музыка, которую он написал для похорон королевы Марии II, прозвучала и на его похоронах. Его повсеместно оплакивали, как «величайшего мастера музыки». После его смерти руководство Вестминстера почтило его, единогласно высказавшись за бесплатное предоставление места для захоронения в северном приделе аббатства . В эпитафии написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эск., который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена» .

У Пёрселла и его жены Френсис было шесть детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Жена, сын Эдвард (1689-1740) и дочь Френсис пережили его . Жена опубликовала ряд работ композитора, включая известный сборник «Британский Орфей» (англ. Orpheus Britannicus ) в двух томах, напечатанный в 1698 и 1702 годах, соответственно. Умерла Френсис Пёрселл в 1706 году. Эдвард в 1711 году стал органистом церкви St. Clement Eastcheap в Лондоне, ему наследовал его сын Эдвард Генри (ум. 1765). Оба были похоронены в церкви St. Clement около органа.

Посмертные слава и влияние

После смерти Пёрселла его значение было высоко отмечено многими современниками. Его старый друг Джон Блоу написал «Оду на смерть Генри Пёрселла» (англ. An Ode, on the Death of Mr. Henry Purcell (Mark how the lark and linnet sing) ) на слова своего давнего соавтора Джона Драйдена. Музыкальное сопровождение заупокойной службы Уильяма Крофта было написано в 1724 году в стиле «великого Мастера». Крофт сохранил Пёрселловское сопровождение «Though knowest lord» (Z 58) в своей музыке «по причинам, очевидным для любого артиста». С тех пор эта музыка звучит на всех официальных похоронах Великобритании. В более позднее время английский поэт Хопкинс написал известный сонет, озаглавленный «Генри Пёрселл».

Пёрселл оказал значительное влияние на композиторов английского музыкального ренессанса начала 20 столетия, особенно на Бриттена , который осуществил постановку «Дидоны и Энея», и чьё сочинение «The Young Person’s Guide to the Orchestra» основано на теме из Пёрселловского «Абделазара» (англ. Abdelazer ). Стилистически ария «I know a bank» из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь » явно навеяна Пёрселловской арией «Sweeter than Roses», которую Пёрселл первоначально написал как часть сопроводительной музыки к пьесе Ричарда Нортона «Павсаний , предатель родины».

В фильме 1995 года «England, My England» жизнь композитора (которого играет певец Michael Ball) показана глазами драматурга, живущего в 60-е годы двадцатого века, который пытается написать пьесу о Пёрселле.

В 2003 году шведская блэк-метал-группа Marduk записала кавер под названием Blackcrowned на мелодию из фильма «Заводной Апельсин», упомянутую выше.

Сочинения

The Queen"s Dolour (A Farewell)
Аранжировка en:Ronald Stevenson (1958), исполнитель en:Mark Gasser
Помощь по воспроизведению

Сочинения Пёрселла были каталогизированы Ф.Циммерманом в 1963 году. Обозначения сочинений Пёрселла по его каталогу начинаются с буквы «Z», по фамилии составителя (Zimmerman). Некоторые сочинения Пёрселла не были учтены Циммерманом (см. ниже в разделе «без Z-номера»)

Полный список сочинений Пёрселла см. в английской Википедии .

Антемы

Гимны и духовные песни

Церковные службы

Кэтчи

Оды и приветственные песни

Песни

  • Let Us Wander

Музыка к театральным пьесам

  • Z 570 Абделазар // Abdelazer or The Moor’s Revenge (1695).
  • Z 571 A Fool’s Preferment or The Three Dukes of Dunstable (1688).
  • Z 572 Амфитрион // Amphitryon or The Two Sosias (1690; авторство номеров 3-9 под сомнением, между 2 и 11 есть потерянный номер).
  • Z 573 Великий могол // Aureng-Zebe or The Great Mogul (1692)
  • Z 574 Бондука // Bonduca or The British Heroine (1695; авторство номеров 2-7 под сомнением, между 1 и 10 потеряны два номера).
  • Z 575 Цирцея / Кирка (1690).
  • Z 576 Клеомен // Cleomenes, the Spartan Hero (1692).
  • Z 577 Принцесса Персии // Distressed Innocence or The Princess of Persia (1694).
  • Z 578 Дон-Кихот // Don Quixote(1694-95).
  • Z 579 Epsom Wells (1693).
  • Z 580 Генрих II, король Англии // Henry the Second, King of England (1692).
  • Z 581 Ричард II // The History of King Richard the Second or The Sicilian Usurper (1681).
  • Z 582 Торжество любви // Love Triumphant or Nature Will Prevail (1693).
  • Z 583 Эдип // Oedipus (1692).
  • Z 584 Oroonoko (1695).
  • Z 585 Павсаний, предатель Родины // Pausanias, the Betrayer of his Country (1695).
  • Z 586 Регул // Regulus or The Faction of Carthage (1692).
  • Z 587 Rule a Wife and Have a Wife (1693).
  • Z 588 Сэр Энтони Лав // Sir Anthony Love or The Rambling Lady (1692).
  • Z 589 Сэр Барнеби Уигг // Sir Barnaby Whigg or No Wit Like a Woman’s (1681).
  • Z 590 Софонисба // Sophonisba or Hannibal’s Overthrow (1685).
  • Z 591 Кентерберийские гости // The Canterbury Guests or A Bargain Broken (1694).
  • Z 592 Двурушник // The Double Dealer (1693).
  • Z 594 Английский законник // The English Lawyer (1685).
  • Z 595 Роковой брак// The Fatal Marriage or The Innocent Adultery (1694).
  • Z 596 Женские добродетели // The Female Virtuosos (1693).
  • Z 597 Разрубленный Гордиев узел // The Gordian Knot Unty’d (1691).
  • Z 598 Индийский император // The Indian Emperor or The Conquest of Mexico (1691).
  • Z 599 Король Мальты // The Knight of Malta (1691).
  • Z 600 Распутник // The Libertine or The Libertine Destroyed (1692).
  • Z 601 Последняя молитва девушки // The Maid’s Last Prayer or Any Rather Than Fail (1693).
  • Z 602 The Marriage-hater Match’d (1693).
  • Z 603 Женатый щёголь // The Married Beau or The Curious Impertinent (1694).
  • Z 604 Парижская бойня // The Massacre of Paris (1693).
  • Z 605 Фиктивный брак // The Mock Marriage (1695).
  • Z 606 Феодосий // Theodosius or The Force of Love (1680).
  • Z 607 Старый холостяк. The Old Bachelor (1691).
  • Z 608 The Richmond Heiress or A Woman Once in the Right (1691; два номера утеряны).
  • Z 609 Сёстры-соперницы // The Rival Sisters or The Violence of Love (1695; сюита утеряна).
  • Z 610 Испанский монах // The Spanish Friar or The Double Discovery (1694-95).
  • Z 611 Добродетельная жена // The Virtuous Wife or Good Luck at Last (1694; один из номеров утерян).
  • Z 612 Оправдания жён // The Wives" Excuse or Cuckolds Make Themselves (1691).
  • Z 613 Любовь тирана // Tyrannic Love or The Royal Martyr (1694).

Оперы и семи-оперы

  • Z 626, Дидона и Эней . Opera, Dido and Aeneas (ок. 1688).
  • Z 627, Пророчица. Semi-Opera, Prophetess or The History of Dioclesian or Dioclesian (1690).
  • Z 628, Король Артур. Semi-Opera, King Arthur or The British Worthy (1691).
  • Z 629, Королева фей. Semi-Opera, The Fairy-Queen (1692).
  • Z 630, Королева индейцев . Semi-Opera, The Indian Queen (1695).
  • Z 631, Буря. Semi-Opera, The Tempest or The Enchanted Island (ок. 1695).
  • Z 632, Тимон Афинский. Semi-Opera, Timon of Athens (1694).

Инструментальная музыка

Сочинения с нестандартными номерами

Сочинения без Z-номера

  • Full Anthem, «I was glad when they said unto me» (первоначально автором считался

1659-1695

"Remember me…"- поёт Дидона, героиня известной оперы "Дидона и Эней", и, мы, совеременные слушатели, как бы выполняя эту просьбу, помним царицу Карфагена из Виргилиевского "Энеида" и её второго отца - гордость Английской музыки, Орфея Британии Генри Пёрселла.

Многие подробности его жизни сих пор туманны: был ли он выходцем из Франции или Ирландии, родился ли он на самом деле в Вестминстере, и, даже, сама дата его рождения точно не известна. Но, будь то 1658 или 1659 год, Пёрселлу посчастливилось родиться в кульминационный момент установления правления церкви после англиканской республики, во времена которой правительсвом были закрыты театры и запрещены англиканские цекровнослужения. Период английской истории, начавшийся с восхождения на престол короля Чарльза II в 1660 году и продлившийся конца 17 века многие называют золотой эрой Английской музыки.

Отец Пёрселла, так же был музыкантом королевского оркестра, а так же пел в королевской капелле. Имея хорошие музыкальные способности и навыки игры на органе и лютне, он естественно стал первым учителем своего сына. После сметри отца, мальчика отдали на воспитание дяде Томасу, так же члену королевской капеллы. Под его влиянием, поступил в детский хор этой капеллы. Примерно в это же время, в возрасте 8 лет он начал писать музыку.

После ломки голоса, в 1673 году Пёрсел ушел их капеллы. В 1679 он становится органистом Вестминстерского Аббатства, где в своё время играл его отец, а сам Пёрселл работал настройщиком и переписчиком нот. В 1682 году, получив звание рядового композитора Королевских скрипок и известность, Пёрселл возвращается в Королевскую капеллу как органист. Через год он удостаивается звания "его Величество хранитель и изготовитель органа" и продолжает сочинять. Необыкновенно большое число его произведений становится еще более впечатляющим, если учесть, что Пёрсел прожил всего 37 лет (хотя это на год больше, чем Моцарт). Большую роль, по всей видимости, сыграла его постоянная перегруженность работой, и в 1695 году он умер от пневмонии.

Генри Пёрселл начал новую эру в музыке. В период Ресторации, важной части Английской истории, он сделал для театральной, церковной, камерной музыки больше, чем любой другой композитор.

В это время музыка была скорее усладой для глаз, нежели для ушей. И в королевской капелле, и при дворе её рассматривали как развлечение. Поэтому даже церковная музыка Пёрселла основывается на тех же элементах, на которых строилась театральная, инструментальная и инцидентная музыка. В качестве слов Пёрселл использовал произведения современных церковных поэтов, а не слова Нового завета. Но популярность ему принесли произведения для театра, а не оды и восхваляющие песни, написанные для двора.

Хотя Пёрселла считают первым английским оперным композитором, употребление термина "опера" в отношении его произведений не вполне корректно. Это скорее спектакли, в которых действия сопровождаются музыкой. Иногда это увертюра, интерлюдия, балетная вставка, танец, иногда речетатив, ария, дуэт или хор. Только одно произведение может по праву называться оперой: "Дидона и Эней".

"Дидона и Эней" не была первой оперой, написанной в Англии. Но музыка этого произведения, величественный стиль и пафос, позволяет назвать его первой оперой Англии, заслуживающей этого имени. Определенно лишь можно утварждать, что Пёрселл был первым Английским композитором, использовавшим английский язык в своих вокальных произведениях. Видимо поэтому в отличие от итальянских опер, речтативы звучат эффектнее, если испольнены в более стогом, сдержанном стиле. Все, как их принято сейчас называть, "семи-оперы" - "Король Артур", "Диокретиан", "Королева Фей" больше уже не существуют как музыкальные драмы, а исполняютя в концетных вариантах вне своего драматического контекста.

Англичане пожалуй более других нацилнальностей уделяют значение традициям и ритуалам. Поэтому не удивительно, что Пёрселл, придворный композитор, написал столько од, преветсвенных песен и произведений для разных придворных оказий. Большое число его произведений написано для соло, двух или нескольких голосов, или объединают вокальное кантилено с инструментальным басом.

В чисто интсрументальной музыке позиция Пёрселла также уникальна. Хотя большую часть своей жизни Пёрселл служил органистом, он не уделял особенного внимания написанию музыки для клавишных интсрументов. У него есть несколько сюит для клавесина соло, написаных как пособия для учеников, и основанных на темах из популярных театральных мелодий. В струнной музыке - как, например, в 12 трио-сонатах и фантазиях для скрипки - его стиль очень напоминает стиль совеременных ему итальянских композиторов. Пёрселл был в числе первых английских музыканов, которые подписывали свои партитуры по-итальянски, обозначая темп как "аallegro", "largo" и т.п. Большая часть его инструментальной музыки была написана для Королевского оркестра. Струнные сонаты никогда не требовали блистательной техники и не служили цели демонстрации виртуозности музыкантов. Также среди его работ есть произведения для трубы и скрипки, которые исполняются и в наши дни.

Пёрселла часто незаслуженно обвиняют в недостатке индивидуальности. Его первые работы были написаны в староанглийском стиле Орландо Гиббонса и Уильяма Бёрда, позже он попал под влияние французской школы, особенно Жана-Батиста Люлли. Так же как и Люлли, Пёрселл часто использовал "вертикальный" стиль композиции, в котором каждая нота мелодии поддерживается аккордом. Опять же как и Люлли, он часть дублирует партию голоса в басу. Следуя Люлли и Росси, Пёрселл широко использует в своих произведениях пунктирный ритм (восьмая с точкой - шестнадцатая), чтобы подчеркнуть эмоциональность момента. Ближе к концу столетия, часто встречается в его работах пришедшая от итальянских мастеров упрощенная текстура, в которой средние голоса отдаютса клавишному инструменту. В этом стиле написаны пёрселловские трио-сонаты.

Интересно обратить внимание на некоторые особенности стиля Пёрселла. Ученики королевской каппеллы часто использовали размер 3/2 в медленных частях. Пёрселл не был исключением. Большое внимание он уелял важности слов, умея подчеркнуть важность драматического момента мелодической фразировкой. Пёрселл так же постоянен в выборе тональности, в зависимости от настоения произведения: соль минор - смерть, фа - ужас, ведьмы и тому подобное, фа мажор и си бемоль мажор - безмятежные пасторальные сцены. Эти соответствия можно назвать традиционными для тех времен. Кроме этого,

О жизни Пёрселла известно немного, не установлена даже личность его отца. Известно, что композитор женился в 1681, имел шестерых детей и умер, мало что оставив вдове. Судя по сочиненным им застольным песням, Пёрселл был типичным англичанином эпохи Реставрации. Его профессиональная жизнь почти целиком прошла в Королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. В детстве он пел в хоре мальчиков Капеллы, затем был настройщиком деревянных духовых в королевском оркестре, настройщиком органа Аббатства, композитором королевского оркестра скрипачей, органистом Вестминстера и, наконец, органистом и членом Королевской капеллы.


Основное музыкальное образование Пёрселл получил, когда пел в хоре Капеллы, но возможно также, что он брал частные уроки у М.Лока и Дж.Блоу. Нет никаких сведений о том, что композитор выезжал за пределы Англии. Умер Пёрселл в Лондоне 21 ноября 1695.

Основу наследия Пёрселла составляют композиции, созданные «на случай», т.е. связанные с королевской семьей и церковными службами в Капелле и в Аббатстве. Среди духовных произведений композитора не менее 60 антемов (церковных песнопений), 5 полных служб и множество пьес для солирующих голосов. Ряд антемов Пёрселла исполняется до сих пор; большие строфические антемы композитора представляют собой высочайший образец данной формы. Светская деятельность Пёрселла во многом связана с театром: он сочинил музыку по крайней мере к 44 пьесам, а также является автором 6 более или менее полных опер. Наибольшей известностью пользуется Дидона и Эней (Dido and Aeneas, ок. 1689), первая великая английская опера.

Значение Пёрселла в истории английской музыки обусловлено не только гениальной одаренностью композитора и свежестью его идей, но и достигнутым им синтезом более утонченной континентальной европейской культуры с еще малоразвитыми выразительными средствами английской музыкальной речи. Его гибкий и ясный способ использования интонационных особенностей родного языка до сих пор остается непревзойденным. Пёрселл оказался последним англичанином, развивавшим чисто национальную музыкальную традицию; в следующем столетии она была почти целиком вытеснена модными европейскими веяниями.

Когда в начале 20 в. английские композиторы обратились к истокам национальной традиции, их прежде всего привлекло наследие Пёрселла; его творчество оказало решающее воздействие на таких авторов, как Э.Элгар, Р.Воан-Уильямс, Б.Бриттен.