Почему чиновники дают взятки ревизору. Анализ сцены дачи взятки в комедии гоголя ревизор - сочинение. Сочинение: О чем мечтают герой в комедии Н

Городничий был первым, кто пришел к Хлестакову. Хлестаков, не ведая, кто это, посчитал, что это посланник от его отца, и начал выкрикивать, что не хочет садиться в тюрьму. Городничий подумал, что Хлестаков говорил о том, что не собирается покрывать его былые деяния и дает Хлестакову взятку.

Добчинский дал взятку Хлестакову, когда хлопотал о своем первенце, рожденном вне брака. Он желал сделать его законным сыном, на что Хлестаков дал утвердительный ответ.

Бобчинский попросил Хлестакова, чтобы тот сказал всем сенаторам, вельможам в Петербурге, что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Ревизор

Главный герой комедии - Хлестаков . Он мелкий чиновник из столицы, немного глуповатый и хвастливый молодой человек, с чувством юмора и тщеславной натурой, к тому же картёжник и кутила. Очень любит женщин, решил приударить и за женой городничего и за дочкой, последней сделал предложение.

Чиновники города

В городе все чиновники, с ужасом, ждут ревизора. Когда они приняли Хлестакова за него, то сразу же принялись нести подарки, дабы скрыть свои провинности. Рассмотрим их поближе.

  1. Городничий- содержит город в печальном состоянии и грязи, ворует деньги из казны, списывая их на постройку несуществующих объектов. Он страшный взяточник, вымогает с купцов и с простых жителей деньги за решение любых дел. Закрывает глаза на произвол и разгильдяйство. По его попустительству высекли невинную и забрали в армию того, кого не положено.
  2. Судья Ляпкин-Тяпкин - вольнодумец и атеист, берёт за свою работу взятки. В основном, борзыми щенками, считая это мелкой и допустимой провинностью. Сторожа развели гусей, в делах путаница и неразбериха, даже сам судья не берется за них.
  3. Попечитель богоугодных заведений Земляника - изворотливый и льстивый человек. Лекарств для людей не заказывает, если умрут, то и так умрут. Больные ходят грязными, плохо одетыми. Готов передать других, чтобы выслужиться.
  4. Добчинский и Бобчинский - помещики. Наивные, немного глупые и пугливые, выполняют поручения городничего.
  5. Почтмейстер Шпекин - наивный и добродушный, но любопытный человек. Читает чужие письма, теряет и ворует посылки, работает, как и все чиновники города, плохо.
  6. Смотритель училищ Хлопов - робкий и трусливый человек. Теряется, когда говорит с людьми, даже подчинённые его не боятся и действуют как заблагорассудится.

"Подарки" для ревизора

Для избежания наказания и тюрьмы за плохую работу, взяточничество и халатность, чиновники решили подкупить ревизора. Они скрывали жалобы народа и купцов на отсутствие лечения, плохое образование, несправедливый суд и поборы. Каждый из чиновников заплатил ревизору деньги, кто восемьсот, кто триста рублей, за покровительство и молчание

Коррозия и коррупция, оказывается, слова вовсе не родственные по происхождению, хотя оба из латинского: «портить, гнить» и «разрушать, разъедать». Согласитесь, синонимичны! И как созвучны! Как нерушимо их смысловое единство! Как вечны эти явления, как они ядовиты и вредны! Когда-то наши далёкие предки, объединяясь в родовые общины, для удобства совместного проживания договорились о незыблемых правилах поведения, нарушать которые ни при каких условиях было нельзя.

Так родились законы. Так родилась мораль. Но сколько существует история человечества, столько существует коррупция. Ведь коррупция – это не только взятка, не только преступные деяния… Коррупция – это любое использование власти, это любое искушение.

Русская литература, являясь гражданской и нравственной, всегда с болью реагировала на всякое попрание человеческих прав и свободы. Самым чутким страдальцем за «маленького человека» принято считать Николая Васильевича Гоголя. В России гоголевской эпохи казнокрадство, взяточничество и превышение власти цвело пышным цветом. В любом из русских городов проживали подлецы куда страшнее, чем добродушные жулики из комедии «Ревизор». Автор пьесы смело обрушился на государственное беззаконие посредством заразительного смеха, а не обличительной сатиры. В этом кроется живая сила сюжета и бесконечный интерес к персонажам. В философском смысле инспекция захолустного, «хоть три дня скачи», города – ситуация чрезвычайная.

Сам момент ожидания и встреча Ревизора настолько неожиданный и устрашающий, что взрослые государственные мужи легко верят этакой «фитюльке», как Хлестаков. А Хлестаков, врать не собираясь, от страха, импульсивно оправдываясь, впадает в самозабвенную ложь. Чем больше врёт, тем больше верят. В такой невероятной схватке мнимый ревизор оказывается на высоте, сам того не ожидая. И вот городские тузы один за другим спешат засвидетельствовать Хлестакову своё почтение, и он, впадая в экстаз лжи, берёт у них взаймы, то есть взятки. Один на один с Ревизором городские чиновники, спасаясь от собственного провала, добровольно и разом вскрывают все тайные помыслы, все душевные устремления, все прегрешения и преступления.

Возглавляет эту преступную шайку «крёстный отец» захолустного масштаба Сквозник-Дмухановский. Взятки берёт по убеждению: чем выше чин, тем больше взятка. Он всю жизнь сидит на казённом троне. Считая всех «своими», он не стесняясь, не прячась, бесчинствует и ворует-ворует. Если поискать место, где более всего царит несправедливость, то (по мысли самого автора), в первую очередь, в суде. Неправосудие разрывало сердце Гоголя. Судья из комедии «Ревизор» Ляпкин-Тяпкин развёл беспорядок в суде: там содержат гусей, в бумагах сам Соломон не разберётся, он бессовестно развратничает с женой Добчинского, взятки берёт борзыми и считает это законным. С Городничим держится несколько свободно, а перед Хлестаковым угодничает. Взимаемые Ляпкиным-Тяпкиным борзые щепки, – мелочь по сравнению с «деятельностью» доктора Гибнера, под призором которого «больные выздоравливают как мухи». Не зная русского языка, призванный спасать от смерти, он не способен помочь людям. Почтмейстер читает чужие письма – такой смешной грешок вроде никак не относится к проблеме коррупции, если не учитывать нравственную сторону дела.

Хуже многих среди этих бездельников и негодяев Земляника. Он кляузник и сплетник, выдающий даже не из корысти всю подноготную чиновников, своих коллег, таких же преступно ничтожных. Вверенные ему богоугодные заведения обокрадены им же. Без всяких усилий по жизни он богат и доволен собою. Парные герои Добчинский и Бобчинский не просто смешны и нелепы, они глубоко несчастны при этом. Во время посещения Хлестакова Бобчинский обращается к нему с просьбой: «Я прошу вас покорнейше, скажите всем там вельможам разным: живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский». И в этом вопле слышится мольба, желание вырваться из этого омута, где гибнет всякий человек от бесправия и беззакония. Хлопов отвечает за образование и воспитание во всём городе. «Не приведи господь служить по ученой части!

Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек», – так способен рассуждать лишь очень безответственный и глупый человек. Все чиновники уездного города словно призваны служить не на своём месте. Дела в запустении, а на исключительный случай инспекции предусмотрены взятки, взятки, взятки… Под занавес объявлен приезд настоящего Ревизора. И что же? над злодеями совершится праведный суд? Или это просто новый Хлестаков? И всё завертится по второму кругу? Карнавал продолжается, костюмы менять не стоит! Гоголь вечен! Согласитесь, ведь герои пьесы живут и в нашем городе, живут и правят нами. Только наша реальная жизнь не сцена. И нам не смешно. Произвол, унижение, бесправие, казнокрадство и взяточничество, не считая моральных издержек, образуют местную мафию, где легко живётся только «своим». И всё-таки коррупция и коррозия – слова одного толка. Ржа съедает душу, совесть и честь, так процветает коррупция!

Задворных Е. А., обучающаяся БПОУ ОО «Омский региональный многопрофильный колледж»

Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков , который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек - «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».

Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.

Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они - то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.

Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.

Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.

А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.

Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.

Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.

И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.

Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.


Наталья Пуерова 577 2.

Валерия Вишнева 276 3.

Федор Бутусов 238 4.

Миша Кот 219 5.

Это совсем иное дело.
  • Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.
  • А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.
  • О Боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
  • Ну, город наш!
  • Земляника Править
    1. О! Насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем.

    Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III-IV).

    Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т.

    Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие-то фразы, как в разговоре с Земляникой:

    Как ваша фамилия? Я все позабываю.

    Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

    Как же-с, пятеро; двое уже взрослых.

    Скажите, взрослых! А как они как они того?»

    Отправьте любой вопрос домашнего задания и получите готовый ответ на e-mail!

    Вы можете скачать гдз, решебники и ответы по всем предметам без регистрации!

    Сочинение-эссе о коррупции по комедии — Ревизор

    Сочинение-эссе о коррупции по комедии «Ревизор»

    Предварительный просмотр:

    МБОО « Старомихайловская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ

    Сочинение-эссе о коррупции

    Мое осмысление понятия «коррупция» после прочтения комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя

    Выполнил: ученик 8-ого класса Исянеев Рустам Хурсандович.

    Руководитель: учитель русского языка Вахитова Наиля Гумаровна.

    Сочинение-эссе о коррупции.

    Мое осмысление понятия «коррупция» после прочтения комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя

    Актуальность и злободневность такой темы как «коррупция», на мой взгляд, несомненна и является животрепещущей и наболевшей в социальной сфере любого общества на любой стадии его развития…

    Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, а затем их боязнь приезда ревизора из центра – все это распространенное явление гоголевской России.

    Владимир Высоцкий.

    «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль»

    Крылатые фразы и выражения в комедии Гоголя Ревизор

    «Что ты сделал с купцом Черняевым — а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку.

    Смотри! Не по чину берешь! Ступай». Слова дочери Городничего Марьи Антоновны (действие 4, явление 13), которые она произносит, увидев Хлестакова, стоящего на коленях перед ее маменькой Анной Андреевной.

    Слова Городничего (действие 5, явление 8): «Вот.

    смотрите, как одурачен городничий.