Портретная характеристика ленского из евгения онегина. Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин. Краткая биография героя

Читая роман «Евгений Онегин», восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени - это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.

А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Давайте узнаем этого героя поближе. Это был

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем». Ленский - поэт-романтик, «от хладного разврата света еще увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяновых, петушковых и харликовых:

Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.

Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:

Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.

Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. «Сердцем милый невежда», герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь «глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...» По словам Белинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». Да, так оно и есть. Но он любил:

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…

Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. «Не в силах снесть обмана», Ленский вызывает Онегина на дуэль, «решась кокетку ненавидеть».
И вот:

Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет».

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть - это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

В отличие от Онегина, Ленский не испорчен столичной жизнью. Детские годы его прошли в провинциальной усадебной глуши, в близости к природе, в окружении патриархальных помещиков с их простодушием, хлебосольством, искренним доброжелательством. Еще в отроческие годы он испытал первые проблески любовного чувства, лишенные светской театральности, столичного жеманства:

Чуть отрок,
Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.

Объективируя, отделяя от себя характер Ленского, Пушкин реже прибегает к описанию внешних обстоятельств жизни героя, как это было с Онегиным. Он чаще изображает душевный мир Ленского, создавая реалистический образ его романтического миросозерцания. Стихи Ленского автор пронизывает изнутри добрым юмором или легкой иронией: «Паду ли я стрелой пронзенный»;

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень»
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной» и т. п.

Возникает независимый от автора живой образ романтического поэта. Умелой рукою реалиста Пушкин типизирует романтический стиль с его вычурными перифразами, с его пристрастием к архаическим деталям: романтическая стрела вместо прозаической пули, «дева красоты», «ранняя урна», усложненная синтаксическая инверсия. Исследователь реалистического стиля Пушкина Г. А. Гуковский говорит, что «Ленский совмещает в себе признаки обоих течений русского романтизма пушкинского времени - и психологического, «идеального» романтизма Жуковского и его школы, и гражданского романтизма декабристского типа. Объясняется это, конечно, тем, что суть образа Ленского - вообще «романтизм», как единый принцип культуры».

К этому можно еще добавить, что романтизм Ленского - вообще романтизм, как универсальная и вечная примета юношеского мироощущения. В Ленском Пушкин создает образ юного, поэтически одаренного молодого человека, еще не нашедшего себя, но обладающего богатыми потенциальными возможностями. Как лепестки цветка в неразвернувшемся бутоне, они еще не раскрылись в нем, но, в случае своей реализации, они могут повернуть характер Ленского в самые разные стороны. С этой точки зрения и весь роман Пушкина напоминает собой еще не распустившуюся, не лопнувшую почку, заключающую в себё будущий цвет и плод русской жизни, все листочки и лепестки которой с присущей им жизненной энергией еще не развернулись, но уже готовы к самораскрытию.

Именно туда в заманчивое, многообещающее, но и таинственное будущее, устремлена у Пушкина «даль свободного романа». В сердцевине этой почки еще не состоявшаяся, но уже созревающая любовь Онегина и Татьяны, символизирующая далеко разошедшиеся в послепетровский период, но теперь устремившиеся к соединению коренные силы и стихии русской жизни: «кипящая в действии пустом» интеллектуальная вершина русского общества и остающаяся верной преданиям и святыням тысячелетней России его провинциальная глубина.

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё мо-лодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел

Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёр-ные до плеч.

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл чело-века, перед которым можно исповедываться, не боясь насме-шек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени са-мостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, со-всем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав-тор недаром пишет:

Меж ними всё рождало споры И к раз-мышлению влекло...

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский . Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он ро-мантически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Ев-гения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Оль-гой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтиче-скими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ниче-го лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения ста-ла ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась ко-кетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скоро-го отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю при-чудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности. Материал с сайта

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал...»

Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бес-полезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильней-шее разочарование, которое закончилось бы или самоубийст-вом, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Вла-димир Ленский.

Знакомство с Ленским происходит при чтении II главы. Прежде все го, становится известно, что соседи судили о вернувшемся из-за границы помещике так же неблагосклонно, как и об Онегине. Очевидно, Онегин и Ленский - это люди, в чем-то сходные между собой, в каком-то отношении противопоставленные окружающей их среде.


Он из Германии туманной
Дух пылкий и довольно странный.
Привез учености плоды:
Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты,
И кудри черные до плеч.


Таким образом, источник вольнолюбия Ленского - не знание родины, а плоды учености, вывезенной из Германии.
Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились в высокому и прекрасному. К тому же он был наделен поэтическим даром.
Но по своей тематике поэзия Ленского далека от жизни, чужда интересам родной страны, туманна, неопределенна. Он поет «нечто», он поет о том, чего на самом деле не чувствует, следуя поэтической моде.

Однако, Ленский сильно поменялся за время пребывания в деревне. Ведь по возвращении из Германии он был настроен иначе: «Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть...»
Далее автор показывает любовь Ленского в развитии. Сначала Ленский, только что возвратившийся из «Германии туманной», любит романтически, возвышенно. Но чем дальше, тем больше меркнут романтические краски его любви, хотя в стихах Ленского, не отражающих подлинной жизни, по-прежнему рисуется идеальное чувство. Любовь эта не возвышает Ленского. Вольнолюбивые мечты его глохнут, гаснут под влиянием чувства к пустой провинциальной барышне, которая не могла разделять его интересов:

Поклонник славы и свободы,
Владимир и писал бы оды,
В волненье бурных дум своих,
Да Ольга не читала их.

Восторгаясь своей возлюбленной, поэт-романтик рассказывает другу:
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!..

Романтические представления о любви незаметно стираются, и, говоря о своей любимой, Ленский восхищается прежде всего ее физической красотой. Лишь в конце реплики, словно спохватившись, он вспоминает и о ее душе.
В IV главе в диалоге Ленского и Онегина еще отчетливее показано примирение Ленского с той средой, в которую он попал. Онегин не хочет ехать на именины Татьяны, так как уверен, что
...куча будет там народу
И всякого такого сброду...
Такова оценка соседей-помещиков. А что говорит о них Ленский?
Кто будет там? своя семья.


В период пребывания Ленского в деревне появились симптомы, свидетельствующие о направлении дальнейшего развития его личности, хотя пока он еще не растерял своих романтических идеалов. Это по-прежнему честный, хороший юноша, благородный, преданный своей избраннице, но возможность его деградации уже намечена. Что дает V глава для характеристики Ленского? Здесь при первом столкновении с жизнью терпит крах его романтический идеал. На мгновение он видит Ольгу в истинном свете, хотя и сильно преувеличивая ее пороки.


Отказ девушки танцевать с ним котильон Ленский воспринимает, как измену, как удар. Романтический туман, хоть на минуту, да рассеялся. Далее мы подходим к трагической развязке. Как обрисован Ленский в последние минуты своей жизни. Характерная деталь - кого избирает Ленский своим секундантом. Зарецкого. Достойный судья между ним и Онегиным! Перед нами - образ человека, лишенного какого бы то ни было нравственного чувства, но вместе с тем создающего общественное мнение по той лишь причине, что «Он зол, он сплетник, он речист».
Описание самого трагичного момента дуэли, когда с выстрелом обрывается жизнь Ленского, переносит нас в мир его поэзии:

Младой певец
Дохнула буря, цвет прекрасный
Нашел безвременный конец!
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы не гибель. Говоря о тех возможных путях, по которым мог пойти Ленский, если бы не погиб на дуэли, об ожидавшей Ленского поэтической славе, Пушкин не случайно использует образную систему романтической поэзии: «благо мира», «умолкнувшая лира», «святая тайна», «животворящий глас», «гимн времен» и т.д. Туманные, возвышенные образы, рисующие великое будущее Ленского, усиливают впечатление нереальности сделанного здесь прогноза. Это только туманные мечты, мечты самого покойного - такие же наивные, как и его представления о жизни, о дружбе, о любви.


И далее Пушкин показывает уже не то будущее Ленского, которое рисовалось юноше в его мечтах, а реальную картину того, что ожидало восторженного поэта - узкий круг, в который замкнулось бы существование постаревшего, забывшего прежние романтические мечты, опустившегося помещика: «Пил, ел, скучал, толстел, хирел». Здесь Пушкин вновь показывает, как реальная картина жизни противопоставлена его мечтам.

Меню статьи:

В романе «Евгений Онегин» Пушкина образ Владимира Ленского резко выделяется на общем фоне. Его личность кажется вырванной из контекста современности, так как Ленский имеет отличительные различия по сравнению с другими персонажами романа. Он кажется слишком идеальным человеком во всех отношениях.

Детство и элементы биографии Ленского

Александр Сергеевич мало внимания уделяет прошлому Ленского, поэтому о некоторых фактах его биографии приходится говорить используя некоторые намеки автора. Детально, с Ленским мы знакомимся в период его 18-летия. Это привлекательный юноша, дворянского происхождения. Его усадьба находится в Красногорье. Он очень образованный и воспитанный человек. Ленский долгое время пребывал заграницей – такое положение вещей было связано в первую очередь с его обучением. Владимир обучался в Геттингенском университете Германии: «Он из Германии туманной привез учености плоды».

Предлагаем ознакомиться с интересным героем – Иваном Петровичем Берестовым в повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”

Исходя из факта длительного пребывания за рубежом, Онегин называет Ленского полурусским.
О внешности Ленского также известно мало – Пушкин характеризирует его как красивого внешне, привлекательного юношу с длинными кудрявыми волосами.

Владимир Ленский и Евгений Онегин

Дружба Владимира Ленского и Евгения Онегина выглядела очень странным явлением в виду слишком значительных отличий этих героев. Да, нельзя не признать, что между ними есть и сродные черты. Так, например, оба они были аристократами по происхождению, оба были образованными и умными людьми, их знания фактически позволяли им быть философами своего времени.

И Ленский, и Онегин рано остались сиротами. Ни образ Ленского, ни образ Онегина не лишен благородства, которое, впрочем, в случае с Онегиным теряется среди его отрицательных его качеств. Оба персонажа являются странными в рамках современного им общества, и хотя их странности проявляются в разных ипостасях, исключить такой сродный элемент, как сопоставляющий элемент в сопоставлении – общество и его общепринятые парадигмы.

Отличительные черты характера Владимира и Евгения значительно существеннее: это и отношение к светской жизни, и вера в дружбу и любовь, отличительной чертой этих героев является и романтический состав личности Ленского и прагматичный – Онегина. Такие существенные отличия, казалось бы, должны были оттолкнуть героев и спровоцировать антипатию друг к другу, но получилось все наоборот: такие существенные отличия позволили героям дискутировать на различные философские темы, к тому же отсутствие других кандидатов для общения существенно сблизили этих, казалось бы, антонимичных персонажей.

Характеристика личности Владимира Ленского

Владимир Ленский обладает значительным набором положительных качеств, которые позволяют ему выделиться среди общей массы аристократов.

В первую очередь, Ленский – романтик от макушки до пят, особенно явно это проявляется в его отношении к своей возлюбленной – Ольге Лариной: «Поэт, задумчивый мечтатель».

К тому же у Владимира возвышенное отношение к женщинам в целом – он считает их априори необычными и уникальными существами. В общении с представительницами прекрасного пола Ленский испытывает некоторую робость – он чувствует себя в компании женщин неловко, не в своей тарелке, часто он не знает, как ему нужно поступить по отношению к ним, и как правильно повести беседу.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Татьяны Лариной, образ которой описан в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Ленский – домосед, он не любит пребывание в светском обществе, ему непонятны увлечения зваными обедами и балами.

Ленский – чистый и открытый человек, он полон позитива, оптимизма и веры в лучшее: «Он пел поблеклый жизни цвет».


В своей душе он еще совсем ребенок, полный юношеского максимализма и идеализма. «Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы».

Такой позитивный набор качеств также не лишен ложки дегтя – Ленский пылкий, вспыльчивый и импульсивный человек, такие качества, на первый взгляд, не должны были воссоздать ему славу дурного человека, но в случае Ленского они стали существенным недостатком, так как не позволяют молодому человеку здраво мыслить в волнительных для него ситуациях.

Владимир Ленский и Ольга Ларина

Владимир Ленский с самых малых лет был знаком с Лариными, в частности с их дочками – Татьяной и Ольгой. Владимир питал нежные чувства к младшей дочери с давних пор, поэтому вскоре, после возвращения из Германии, он стал официальным женихом девушки.

Ольга Ларина была очень красивой девушкой, по меркам современного аристократического общества – кожа ее была светлая, а щеки румяные. Ее круглое лицо обрамляли прелестные золотого цвета кудри. Этот сказочный образ дополняли выразительные голубые глаза. По нраву девушка была веселой и оптимистичной, что выгодно ее выделяло на фоне унылой Татьяны. Однако ее образ не лишен ложки дегтя – Ольга была легкомысленной и ветреной кокеткой.

Онегин долго удивлялся, что такой человек как Ленский выбрал себе в жены не Татьяну, а ее сестру. Однако сердце Владимира, не взирая ни на что, было пленено Ольгой.

Именно Ольге Ленский посвящает свои стихи, все его мысли были заняты исключительно Ольгой. Отношения с Ольгой стали, судя по всему, самой большой радостью в жизни Владимира, но при этом они также стали причиной и самой большой трагедии в его жизни.

«Непроговоренные отношения» Ленского и Татьяны

Отношения Ленского и Татьяны в кругу филологов и литературоведов часто называют «деревенской историей». Эта история достаточно композиционно необычная, хотя это и не сразу замечается читателем. Отношения молодых людей полны «непроговоренных мест» двусмысленностей, недомолвок, смен интонации, обрывов, неожиданных переходов с одного предмета на другой и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос: но о каких же отношениях Владимира с Татьяной мы говорим, когда Ленский влюблен в Ольгу? А вот так, отношения все-таки были, и называются они порой «закадровым сюжетом». Литературоведы пришли к общему мнению, что линия Татьяна–Ленский выражает полифонию романа Пушкина. Давайте разберемся с этим вопросом детальнее.

Потенциальность «любовного треугольника»

«Любовный треугольник», как известно, – довольно распространенный литературный сюжет. Однако пушкинский роман примечателен тем, что здесь такой сюжет – потенциальный. «Треугольник» назревает, но оформлению этой геометрической фигуры мешает появление Онегина. Ленский, безусловно, влюблен в Ольгу. Однако молодой человек прекрасно осознает достоинства Татьяны, а также то, что эта девушка может стать лучшей женой, чем Ольга. Так, в частности, считает Юрий Лотман – специалист по семиотике, философ и культуролог, который также анализировал произведение Пушкина. По мнению исследователя, у Владимира с Татьяной куда больше общего, чем у Владимира и Ольги: это и круг интересов, и душевный склад, и особая «поэтичность». И, правда, Ленский похож на старшую Ларину: философская натура (вот, например, Пушкин пишет о молодом человеке: «Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал»), чистота, не развращенность светскими раутами, наивность, доверчивость, простодушие, стыдливость и робость. Ленский – конечно, романтик. Герой верит в высокие, вечные чувства, в любовь, дружбу.

В деревне у Ленского было не так много друзей, а особенно же – людей, которые понимали мировосприятие и мировоззрение юноши. Редким человеком, понимающим Ленского, оказывалась Татьяна. Лотман подчеркивает, что общество Лариной, должно быть, очень ценилось Ленским. Девушка тонко чувствовала поэзию, подмечала красоту ландшафтов и природы в целом – так же, как Владимир. Однако Пушкин умалчивает о том, что между молодыми людьми проскальзывала какая-то искра, или что Татьяна интересовалась творчеством Ленского, равно как и наоборот. Но в «деревенской истории» Пушкин семь раз обращается к общению между Татьяной и Владимиром. Посмотрим, что это за случаи.

Пушкин о возможной линии Татьяна–Ленский

Первый раз автор упомянул об этой линии в разговоре Онегина с Ленским, когда первый заметил, что выбрал бы Татьяну. На это Владимир – как это ни удивительно – ничего не сказал. Хотя Онегин при этом успел окрестить Ольгу – избранницу Ленского – «глупой луной на этом глупом небосводе». Даже Набоков – коллега Пушкина из другого века – удивился сухой реакции Ленского на такую бестактность со стороны Онегина. Другие два упоминания менее выразительны, чем первое. Хотя, возможно, заслуживает внимания уверенность Евгения, что Ленский приедет на именины Татьяны. Хотя, казалось бы, почему этот праздник – предназначенный для узкого семейного круга – должен касаться Ленского?

…Татьянины именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать…

Впрочем, нам кажется, что в данном случае фантазия литературоведов, скорее, разыгралась, чем Пушкин, действительно, хотел сделать намек. А вот следующий эпизод уже довольно любопытен. Татьяне снится, что Евгений ссорится с Владимиром. Два друга, два товарища – для чего Ленскому и Онегину ссориться? При этом, автор упоминает об укорах Татьяне. Вероятно, бессознательное (если мы обратимся к концепции австрийского психиатра Зигмунда Фрейда) Татьяны дало о себе узнать: девушка воспринимала Ленского с Онегиным как соперников.

Пятое упоминание – это танец. На именинах Лариной Владимир танцевал первый танец с виновницей торжества. Этот момент особенный по одной причине: этот танец стал последним для Ленского – после этого героя убили на дуэли. Конечно, здесь можно спорить, почему же Владимир приглашает Татьяну. Можно сказать, что Ольгу уже пригласили (раньше). Однако эта версия кажется все равно малоубедительной. Шестой случай упоминания о возможных скрытых чувствах между Татьяной и Ленским уж и вовсе любопытный:

Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Но этой страсти и случайно
Еще никто не открывал.
Онегин обо всем молчал;
Татьяна изнывала тайно;
Одна бы няня знать могла,
Да недогадлива была…

Что именно кажется литературоведам подозрительным в этом фрагменте? Во-первых, присутствие героини в этом эпизоде, ведь, когда Ленский виделся с Ольгой, Татьяны не было. При этом, несмотря на то что Ольга послужила поводом для дуэли, о самой девушке автор ничего не говорит. Да и няня догадывалась о влюбленности Татьяны в Онегина (об этом писатель прямо упоминает в тексте). Кроме того, Евгений отказывает девушке, а значит – становится «вражеским элементом» для круга семьи Лариных. Тогда почему же любовь Татьяны – горькая, невзаимная – соединила бы друзей? Очень странно. Наконец. Седьмое упоминание уж и вовсе мистифицирует текст, потому что специалисты предполагают буквальность во фразе «брата своего». Эта фраза относится к Татьяне и к тому, что девушке следует ненавидеть Евгения – «убийцу брата своего». Читатель знает, что мать сестер Лариных вышла замуж за нелюбимого, а потому часто помыкала мужем. Существуют даже версии, что Ленский, и правда, мог быть братом Татьяне – по матери – учитывая, что та, вероятно, порой изменяла мужу. Однако, это всего лишь версии.

Дуэль с Онегиным

Импульсивность и эмоциональность Ленского сыграли с этим персонажем злую шутку: на праздновании именин Татьяны Лариной, Онегин уделяет слишком много внимания Ольге – невесте Ленского. В отместку за то, что Владимир, вытащил его к Лариным против воли, Онегин танцует и кокетничает с Ольгой. Легкомысленная и ветреная девушка охотно принимает ухаживания Евгения, чем приводит в недоумение своего жениха. Оскорбленный таким поведением Онегина, Ленский преждевременно покидает праздник, а затем вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает всю абсурдность дуэли, но кардинальных мероприятий по ее избеганию не предпринимает – Евгений совершает некоторые недопустимые нарушения в правилах проведения дуэли, но это не останавливает Ленского. Дуэль окончилась для Ленского трагически – несмотря на то, что Онегин не ставил себе за цель гибель Ленского, волей случая случилось именно так. Владимир погиб на месте. Евгений был поражен случившимся, так как не ожидал такого исхода событий, однако повернуть время вспять было невозможно – случилось то, что случилось.

Образ Владимира Ленского в целом носит позитивный характер – он наделен массой положительных качеств и хорош во всех смыслах этого слова. Однако принципиальность и неумение прояснить случившееся приводит его к гибели.

Онегин, как мы видим, в каком-то смысле – антипод позитивного Ленского. На празднике по случаю именин Татьяны Онегину скучно, гости герою тоже не нравятся, а Ленский – раздражает. Почему Евгений так излишне внимателен к Ольге? Просто из-за скуки, потому что хочет разозлить, подразнить друга – Владимира. Говорят, что дуэль, которая последовала за горячей ссорой героев, можно было предотвратить. И ключ к мирному разрешению конфликта – извинение Евгения. Однако строптивый юноша, конечно же, прощения просить не стал. Онегин поразительно сильно волнуется о своей репутации, боясь о том, что эти события испортят его реноме. Молодой человек, по-видимому, слишком зависим от мнения «высшего света». Таким образом, желая спасти свою якобы честь, удержаться на плаву в вихре интриг этого самого «высшего света», Онегин рискует жизнью товарища, ведь «дико светская вражда боится ложного стыда». Секундантом выбрали некоего Зарецкого – юношу «сомнительной чести». Сомнительность этого героя сыграла свою роль: Зарецкий даже не стал разговаривать о примирении, хотя это входит в прямые обязанности секундантов.