Сенситивный тип личности, сенситивные шизоиды. Сензитивность: что это такое, симптомы и методы лечения

Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Другие виды сензитивности

Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

  • Эмоциональную;
  • Социальную;
  • Сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

  • Сильная впечатлительность;
  • Ранимость;
  • Тревожность;
  • Мнительность.

Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

Сензитивность

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера ). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ

План

    Общее понятие о тренинге сензитивности.

    Тренинг сензитивности как составная часть тренинга партнерского общения.

    Упражнения на развитие сензитивности.

Понятие «тренинг сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Тренинг сензитивности (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в. Корни тренинга лежат в практике Т-групп. Многие зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сензитивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сензитивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч», и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений, возникших в русле школы групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся для исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительная особенность этого метода - стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Кроме того, Т-группы, развивая межличностную чувствительность, совершенствуют восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы.

Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа точность предсказывания поведения других людей. Ссылаясь на результаты четырех исследований, в которых использовались объективные измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1) ведущего, 2) отдельных членов группы, 3) группы в целом, 4) отдельных людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в точности предсказываний. Хотя он отмечает, что субъективно участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень развивающий.

Существует, по крайней мере, два подхода к определению понятия “сензитивность”. Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сензитивность как на общую способность, для тренинга больше подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать, и, добавим для себя, - что тренировать.

В частности, Г. Смит выделяет четыре компонента сензитивности: наблюдательскую, теоретическую, номотетическую и идеографическую.

Основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный опыт автора.

Итак, наблюдательская сензитивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил.

При этом наблюдению подлежат:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок);

б) выразительные движения (лица и тела);

в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве;

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание;

д) запахи и локализация их источников;

е) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.

Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательской сензитивности.

Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим, проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате то, что хотим получить.

Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным искажениям образа “Я” и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия могут “программировать” наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того, что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого относится к важным задачам тренинга сенситивности.

Следующий вид - теоретическая сен з итивность - рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя.

Ориентация в различных теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок “по невидению” и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений. Однако наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам “по невидению”, к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.

Номотетическая сен з итивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.

Идеографическая сен з итивность - способность понимать своеобразие каждого человека.

Комментируя этот вид сензитивности, Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сензитивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей. Поэтому он определяет идеографическую сензитивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения. На наш взгляд, противопоставление идеографической сензитивности другим ее видам необоснованно, например, противопоставление идеографической и номотетической сензитивности может привести к крайним формам развития идей уникальности каждого человека, к отказу от создания статистически обобщенных моделей. Целесообразнее, по-видимому, исходить из того, что идеографическая сензитивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сензитивности.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

“1. Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: „старик отстал от жизни", „нормальный парень" или „чудак".

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если - что возможно - нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

Следует заметить, что „сходство" - это особый случай „опыта". Чем больше другой человек похож на меня, тем больший опыт общения с ним я имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной, религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят друг о друге.

3. Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик может развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

Из этого следует, что если психиатр обладает сложной натурой, то может извлекать из этого определенные преимущества, поскольку ему приходится иметь дело с исключительно сложными психическими состояниями, и даже если у него есть собственные невротические трудности, с которыми он хорошо справляется, то это будет лишь повышать его квалификацию.

6. Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений настолько, чтобы обрести непредвзятый взгляд. Человек же, который не пытается все время быть участником каких-то событий, но остается в стороне и наблюдает их, ничего не пропуская, вероятнее всего сможет сделать более ценные суждения. Часто случается и так, что хороший знаток людей (например, писатель) какое-то время почти целиком отдается участию в неких событиях, но затем выходит из них и начинает ретроспективно исследовать людей и случившееся с ним отстранение.

7. Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо. Уникальность и уравновешенность структуры - вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. Такой склад ума необходим новеллисту или биографу. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения „опыта", „интеллекта", „глубокого понимания себя", „сходства" и „сложности". Если же эстетический склад ума сочетается с этими качествами, то это чрезвычайно высоко поднимает искусство оценки...

8. Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой „солидный дар", поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки. Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми.

Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания”.

Близким по содержанию понятию сензитивности является используемое В. А. Лабунской понятие социально-перцептивной способности, под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

По мнению автора, эта способность представляет собой сложную систему, совокупность способностей. При этом В.А. Лабунская разграничивает социально-перцептивные способности личности и их функциональную сторону, к которой можно отнести умение прогнозировать поведение другого человека, предвидеть свое воздействие на него. «Опорными» социально-перцептивными способностями она считает способность адекватно понимать свойства и качества личности, а также оценивать отношения других людей. Уровень развития этих способностей определяет уровень развития других способностей и в целом организует функциональные связи между ними.

Таким образом, сензитивность может рассматриваться как способность, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Развитие сензитивности может осуществляться в процессе осознания человеком ее структуры и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов путем включения в проблемные ситуации, требующие ее актуализации.

Тренинг сензитивности - частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на сензитивность зависит от целей сензитивности. В частности, целью может быть развитие умозрительного понимания, основанного на достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В то же время развитие эмпирического понимания другого, которое проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства, мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин этого - отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития сензитивности. Начиная тренинг своих сензитивных возможностей, человек должен знать их состояние на момент начала занятий, что определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознанное продвижение к цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам.

Основные цели тренинга сензитивности:

Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео-типизированными фрагментами сознания;

Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Психотехнические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности.

Данные упражнения развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы.

Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз, паралингвистических компонентов звучащей речи и т.д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности.

Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сензитивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного общения разделяются на три раздела.

1. Упражнения и игры, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности).

2. Упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, по приему и передаче информации, развитию наблюдательской интуитивности, развитию способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп и др.).

3. Упражнения и игры для получения обратной связи. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого - создать такую групповую атмосферу, такие отношения, которые позволяют перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и ведущему.

Наряду с достаточно традиционными действиями, которые совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психотехнические упражнения.

Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов в работе выполняются упражнения на восстановление утраченной работоспособности, включенность в группу, повышение уровня внимания, эмоциональную разрядку, снижение усталости и т.д.

Проводимые в начале занятий психотехнические упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяют им успешно работать и продвигаться в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Также могут успешно использоваться психотехнические упражнения по созданию атмосферы доверия и открытости в группе, психотехнические упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятия и понимаяие эмоционального состояния. Данные упражнения позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при этом не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Психотехнические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Характер и формы обратной связи зависят от состояния, уровня зрелости группы. На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга, уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. Иначе говоря, впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Эти баллы участник получает от членов группы, допустим, на листах бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность.

На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать изменение лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи в форме высказывания мнений.

Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовывать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеет каждый участник.

Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность . Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов :

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

Чрезмерная чувствительность, впечатлительность, завышенные моральные требования в первую очередь к себе, низкая самооценка, робость и застенчивость. Под ударами судьбы люди сенситивного типа легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. Одеты со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица. Предупредительны, следят за реакциями других. Чрезмерно исполнительны и преданны. Склонны проявлять доброту и взаимопомощь. Очень общительны, коммуникабельны. Для них важно социальное признание. Есть интересы в интеллектуально-эстетической сфере.

Еще Кречмер, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. П.Б. Ганнушкиным было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Кречмер отнес сенситивных субъектов к первым. С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников, даже считая нецелесообразным и искусственным обособлять его в специальный вариант и, наконец, считать сенситивный тип характера как совершенно особый. Кречмер также впоследствии изменил свой взгляд: сенситивный тип выделен, как один из основных. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивные личности существенно отличны от шизоидов и скорее принадлежат к широкому кругу астеников, составляя среди них все же особую подгруппу

В известных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа вообще отсутствует и это - не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16-19 лет, то есть на постпубертатный период, на момент самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Симптомы сенситивно-шизоидного расстройства

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б. Ганнушкиным - «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания отвергать духовные ценности, интересы и обычаи старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и модусу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируется чувство долга, гиперответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписывается также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные люди оказываются на общественных постах (старосты, профорги и т.п.). Их выдвигают воспитатели, учителя, шефы привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достаётся другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта – борьбой, гантельной гимнастикой, и т.п. Так, например, 16-летний сенситивный юноша, тихий и нерешительный, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по несколько раз в день и проделывая в воздухе разного рода гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно занятия спортом приносят им определенную пользу, но заметных успехов они здесь не достигают.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Увлечения сенситивных людей можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые, в основном, относятся к типу интеллектуально-эстетических хобби. Они весьма разнообразны и определяются уровнем интеллекта и общего развития, примерами знакомых, индивидуальными способностями и склонностями. Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же и разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумных рыб, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь доставляет сам процесс этих занятий: возможность прочесть интересную книгу в оригинале на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п. Эти увлечения начисто лишены желания привлечь к себе внимание окружающих или добиться поражающих результатов. Даже реальные успехи самими сенситивами оцениваются весьма скромно.

Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще принадлежат к хобби типа «лидерских» или телесно-мануальных. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. О характере этих увлечений уже было сказано выше.

Реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживаниями собственной неполноценности. Как указывалось, подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость выступают с особой силой, когда вспыхивает первая любовь. Нередко объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном им чувстве. Или же объяснения и признания бывают, возможно в силу той же гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры доводят до суицидных мыслей.

Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами, во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Вспышки эти всегда обусловлены ситуацией - ударами жизни по слабым местам сенситивных субъектов, подогревающими представление о собственной никчемности. Во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидный акт совершается обычно под влиянием цепи неудач, разочарований (долгий «предсуицидальный период»), причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. В силу этого суицидные действия могут оказаться совершенно неожиданными для окружающих.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные люди не склонны. Сенситивные мужчины, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. В алкогольном опьянении часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний своей неполноценности. В отличие от экспансивных шизоидов, алкоголь не способен играть роль своеобразного коммуникативного допинга, т.е. не облегчает контактов и не вселяет уверенности в себе.

Ложное суждение о делинквентности может сложиться при побегах из дому, прогулах школьных занятий или даже полном отказе посещать школу, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Претерпеваемые подростком насмешки, грубость, обиды, тягостная обстановка могут оставаться неизвестными для других. Неожиданная отчаянная бурная агрессия в адрес обидчика иногда неправильно трактуется, как банальная драчливость или хулиганство.

Самооценка сенситивных людей отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано с окрашенными эмоциями затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Иллюстрацией сказанному могут послужить следующие примеры. К 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, но «все видели как его вел милиционер» и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу. От прибора, на котором работал в лаборатории другой 17-летний сенситивный юноша, пропала ценная деталь, кто-то из сослуживцев шутя бросил фразу: «Если взял, то верни!» Этого было достаточно, чтобы прийти к заключению, что его все считают вором, и бросить работу в научно-исследовательском институте, которой этот юноша очень дорожил. Из гардероба, когда дежурной была 15-летняя школьница, пропала куртка; ее стала мучить мысль, что воровкой все должны считать ее».

Не случайно в семьях сенситивных личностей неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли этим подросткам вздорные обвинения. Мать 16-летнего сенситивного мальчика, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца. Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что он якобы связан с шайкой бандитов, которая собирается ее ограбить. Престарелой бабке, уехавшие на север родители, поручили воспитание 15-летней сенситивной девочки. Увидев внучку на улице с одноклассником, она при соседях назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих, вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей или воспитателей, более чем достаточно, чтобы оказаться повергнутым в депрессивное состояние.

Среди 300 подростков мужского пола, госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями и акцентуациями характера, к сенситивному типу было отнесено 8%, причем лишь в четвертой части из них был поставлен диагноз психопатии, а в остальных - реактивных состояний на фоне соответствующей сенситивной акцентуации.

Сенситивно-лабильный и шизоидно-сенситивный варианты

Сенситивные субъекты, в отличие от экспансивных шизоидов, очень чувствительны к тому, как окружающие относятся к ним. Тем не менее встречаются смешанные типы, где сенситивность и шизоидность сочетаются, тогда именно шизоидность является главенствующей чертой.

Более трудным является различение сенситивного и лабильного типов. У сенситивного подростка отсутствуют всплески радостного настроения, есть постоянная готовность к унынию, застенчивость, даже в самом благорасположенном окружении, - всего этого обычно нет у представителя лабильного типа. Тем не менее сочетание сенситивности с выраженной лабильностью эмоций - легкого упадка духа и слез, даже при воспоминании о давних неприятностях, и быстрой податливости утешению и успокоению - заставляет некоторые случаи рассматривать, как смешанный тип («сенситивно-лабильный вариант»). Однако в отличие от сенситивных шизоидов здесь именно сенситивность составляет главную основу характера.

Лечение

Лечению подлежат лишь случаи, когда нарушается эмоционально-психическое состояние человека и в общих чертах аналогично лечению шизоидной психопатии.

У любого из нас в определённые периоды возникают переломные моменты, когда жизнь даёт серьёзный крен и меняются интересы, по-другому расставляются приоритеты и проигрываются новые сценарии. Даже более того, возможен основательный пересмотр ценностей.

Ну что же, это вполне естественно и даже закономерно, учитывая эволюционный вектор развития, на котором мы проходим различные жизненные уроки. Но, вместе с тем, кризис личности зачастую довольно болезненный и ранящий нас процесс. Он оставляет рубцы и ссадины, делая нас более или менее чувствительными к жизненным испытаниям.

Как бы то ни было, но с позиции души, любой кризис личности – всего лишь навсего очередной этап преодоления, именуемый как . Как мы воспользуемся тем или иным кризисным периодом, зависит от многих факторов.

Однако, у любого кризиса есть свои закономерности, которые обусловлены степенью чувствительности. Причём, эта чувствительность телесная, эмоциональная и ментальная или телесная и психическая.

Другими словами, существуют ритмические закономерности, свойственные определённой части нашей природы, наиболее чувствительной на данный период времени, то есть, любая наша проблема – эмоциональное застревание или выгорание, трудность определения или физическая болезнь – катализатор желанных изменений . Подробнее – в последующем материале.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЛАБИРИНТЫ. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Представьте, каким бы было наше развитие, если бы любые кризисные и переломные периоды нашей жизни, травмирующий опыт и боль, причём любого характера, мы изначально воспринимали как период благоприятной возможности? Парадокс?

С точки зрения личностных ограничений – несомненно. А если с более широкой перспективы высшего или многомерного “Я” – отнюдь. Ибо любые катализаторы взросления хороши, если достигается искомая цель. Причём, “негативные” катализаторы действуют мощнее.

Другими словами, тогда наш жизненный путь не был бы столь инертным, без откатов назад и отбирающих нашу силу и подтачивающих нашу волю сомнений.

Но даже, если мы пройдя череду неуверенных выборов, всё же не надломили свой внутренний стержень, а пересмотр собственного прошлого позволил нам кардинально взглянуть на себя с позиции не вовлечённого и без пристрастного наблюдателя, то вся предыдущая трагикомичная свистопляска личности обретает смысл и даже конкретную роль учителя.

Ввиду того, что наша личность в большинстве своём ограничена опытом одной жизни, любой её следующий шаг сопряжён с трудностями определения и нахождения собственной правды жизни. Отсюда – блуждание в лабиринтах судьбы до тех пор, пока водительство души не будет принято, ибо у неё нет ограничений линейного времени, а значит, и прошлое, и грядущее не являются обособленными частями жизненного опыта. Но, чтобы произошло данное слияние, человеку часто приходиться вновь и вновь хаживать тропами незнания и заниматься поисками смыслов.

По другой аналогии у каждого из нас жизненная стезя, словно кольца на древе жизни, оставляет свои отметины с неповторимым узором, но определённой последовательностью и цикличностью.

Эти отличительные особенности индивидуального роста и развития соответствуют циклам и фазам жизни, которые я именую не иначе, как

Иногда периоды сенситивности или чувствительности не оставляют своего заметного следа на нашем древе жизни. Однако чаще всего, они связаны с кризисными периодами определяя нашу дальнейшую .

В силу дуальности, характерной для всех сфер жизнедеятельности человека, в психологическом рассмотрении имеет положительный и негативный вектор развития.

Во многом такое разделение служит контрастом, позволяющим найти действенные методы и принять соответствующие меры, обеспечивающие в итоге преодоление кризиса с последующей актуализацией – деятельным усвоением .

Что это значит? А то, что как бы мы не распоряжались своей судьбой, не прозвучат слова Грибоедова, вложенные в уста Чацкого: “А судьи кто?” Ибо никто не осудит нас ни здесь, ни после жизни, так всё есть свободный выбор и мы следуем ему сообразно нажим желаниям и предпочтениям.

Важно другое, как мы отреагируем на личностный конфликт – ожесточимся или освободимся от умственных или эмоциональных ограничений.

Но, так или иначе, кризис воздействует на порог чувствительности личности, повышая или понижая его, тем самым определяя наше восприятие происходящего.

В традиционной психологии личностные кризисы являются неотъемлемой частью взросления и личностного становления человека и социально обусловлены.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Так для психологии развития свойственны отличительные особенности, в которых можно выделить определённые этапы, влияющие на формирование личности.

Так, А. В. Петровский выделяет: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детств о (3-7 лет), младший школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Есть и другие характеристики, которые в целом схожи.

Для каждого такого этапа развития характерны фазы: адаптации (приспособления), индивидуализации и интеграции/дезинтеграции.

Иными словами, развивающаяся личность проходит через отождествление и/или уподобление родительским и социальным нормам/правилам и, соответственно, разотождествление с таковыми в результате внутренних противоречий и их несоответствия собственным взглядам и представлениям.

Именно в процессе индивидуализации, а затем и интеграции развивается рефлексия , как самоисследование, самоосознание, самоанализ и, как следствие, переосмысление себя, своих мыслей, и действий в контексте сложившихся жизненных условий и обстоятельств.

То есть, весь период индивидуального развития человека, в той или иной мере является последовательностью ступеней или фаз, для которых характерна «субъективность», как её именуют в антропологической психологии . В этой субъективности, по В. И. Слободчикову, 5 ступеней , лежащих в основе онтогенеза человека:

  • ступень «оживления» – от рождения до 1 года – целостное осознание собственного тела;
  • ступень «одушевления» – от 1 года до 6 лет – первая самостоятельность и личное обособление – «Я сам»;
  • ступень «персонализации» – от 7 до 18 лет – развитие самооценки и становление личности;
  • ступень «универсализации» – от 20 до 40 летразвитие подлинной ответственности, духовное саморазвитие;
  • ступень «универсализации» – от 45 до 65 лет и более – кризис самости, период духовной зрелости, всеобщая событийность.

По сути, все системы категорий, рассматривающих человека не только как развивающуюся личность, но и духовно ориентированную индивидуальность усматривают определённые тенденции, соответствующие возрастным периодам.

Я же в этой статье попытаюсь дать такую характеристику, которая бы раскрывала человека, как душу, проявляющуюся через , даже если это раскрытие и неосознанно. И сделаю это, исходя из , а также и её особенностей, свойственных разным возрастным периодам.

СЕНСИТИВНОСТЬ. ДУШЕВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Неоднозначная трактовка сензитивности в психологии понятна, ибо рассмотрение личности в отрыве от души, как управляющей структуры индивидуальности, лишает целостного взгляда.

Вот несколько трактовок сенситивности:

  • Сенситивность, сензитивность или чувствительность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
  • Повышенная чувствительность/тревожность с выраженной боязнью нового (ситуаций, испытаний и пр.).
  • Робость, застенчивость, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, повышенная моральная требовательность к себе.
  • Сензитивность как акцентуация характера (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин) – повышенная впечатлительность, боязливость, обострённое чувство собственной неполноценности.

Вся эта, так называемая чувствительность, в основе которой эмоциональные и умственные реакции, предтеча для более тщательного и глубинного рассмотрения духовной природы человека. Иными словами, существует три вида чувствительности , которые и лежат в основе всех психологических систем, рассматривающих человека . Это:

  • Физическая (телесная) сензитивность – чаще всего рассматривается в психосоматической медицине и психиатрии – связана с центром у основания позвоночника (муладхара) и активностью эфирного тела.
  • Эмоциональная сензитивность – наряду с психосоматикой и психиатрией, является предметом изучения практической психологии и психотерапии – «ответственен» сакральный центр и центр солнечного сплетения.
  • Ментальная сенситивность – характеристика из категории патопсихологии и психопатологии – в крайних её проявлениях – сверхактивность центра солнечного сплетения и горлового центра (вишудха).

Все эти виды чувствительности, есть не что иное, как реакция астрального, физического и реже, ментального тел на чрезмерную активность и перевозбуждение выше обозначенных центров. Главный из них – солнечное сплетение – клоака эгоистических желаний и амбиций, , злости и раздражения, а также сакральный центр (пупочный) – горнило не преобразованной и не трансформированных сексуальных импульсов.

Сверхчувствительность телесная или кинестетическая не есть нарушение, но результат утончения физических проводников в условиях .