Смех сквозь слезы в комедии ревизор гоголя. Смех сквозь слёзы… Ревизор Гоголь Н. В. Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасов


Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять царящие нравы.

Описанная Гоголем история - типична для его современности. Обличая пороки уездного чиновничества, автор саркастически показал эту печальную картину, поэтому смех в его произведении звучит «через слезы».

Образы действующих лиц представлены довольно детально и даже через «говорящие» фамилии. При этом у читателя есть возможность дополнять представление о них через комические ситуации, в которые автор постоянно ставит персонажей.

К примеру, ничтожный столичный чинуша Хлестаков хвастает перед супругой городничего знакомством с Пушкиным: он якобы с ним «на дружеской ноге» и сам является автором целого ряда общеизвестных произведений. Глупый мнимый ревизор не осознает, что несет полную чушь, но подавленные страхом окружающие даже и не мыслят ставить под сомнения невероятные истории Хлестакова.

Иной персонаж – судья Ляпкин-Тяпкин «берет взятки борзыми щенками», это он считает естественным, но абсолютно ничего не смыслит в судебных делах по причине недостатка образования. Опекающий богоугодные заведения Земляника тоже отличается оригинальностью. Для него пациент «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В больницах царит беспорядок, но больные якобы «как мухи выздоравливают». При этом в голову сразу приходит иной созвучный фразеологизм. А полицейские в городе NN право следить за порядком толкуют как вседозволенность. Они сами склонны к совершению бесчинств, что подтверждает Держиморда, говоря о том, что «фонари под глазами» они ставят и правым, и виноватым.

Таким образом, гротескное изображение властей определенного уездного городка вызывает естественный хохот. Но смех в комедии присутствует не ради забавы, ему автор отвел более важное значение – осмеяние реализма. Это доступный способ разоблачения развращенных нравов верхушки общества и преступной действительности, царящей на всей территории России

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В замечательной комедии «Ревизор» Н. В. Го-голь легко и свободно вводит читателя в мир захолу-стного уездного городка, отдаленного от столицы. Размеренное течение жизни нарушает «неприятное известие» о приезде ревизора. Подобный сюжет не был нов, о таких случаях ходили забавные анекдо-ты. Даже самого Гоголя однажды приняли за тайного ревизора. Этот сюжет дал возможность замечатель-ному сатирику изобразить всю чиновничью Русь.

Автор выстраивает в пьесе различные комичес-кие ситуации, которые помогают разобраться в по-роках чиновничьего сословия. Наиболее подробно в комедии описан городничий, благодаря репликам, авторским ремаркам, вырисовывается образ мошен-ника, взяточника и самодура. С приездом ревизора к этим качествам добавляются убогость мышления, глупость и трусость. К примеру, на сообщение одно-го из подопечных, что от заседателя «слегка припа-хивает водкой», он рекомендует, чтоб тому «посоветовали заедать луком или чесноком».

Основным объектом гоголевской сатиры избра-но российское чиновничество. Автор попытался со-здать образы-символы, олицетворяющие основные пороки этой социальной группы. Каждый из персо-нажей многопланов, но имеет некую преобладающую черту характера, которая позволяет считать его олицетворением конкретного социального зла. Напри-мер, судья Ляпкин-Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непо-нимания сути своей деятельности. В то же время он далеко не самый отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щен-ками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды. Забавно слушать глубокомысленные выводы самого «просве-щенного» человека в городе, который характеризует приезд ревизора тем, что Россия собирается начать войну с Турцией.

Попечителю богоугодных заведений Земляни-ке Сквозник-Дмухановский говорит, чтобы больных привели в порядок, указывая на то, что в больнице курят крепкий табак, ходят без колпаков и вообще больше похожи на кузнецов. Особое место в коме-дии занимает Лука Лукич Хлопов, насмерть перепу-ганный смотритель уездных училищ, со страхом от-носящийся к лицам вышестоящим: «...со мною если кто-нибудь чином вышестоящим заговорит, у меня души нет и язык как в грязи вязнет». На рассуждения городничего о школьных учителях, например, о том, который, войдя на кафедру, обязательно делает жут-кую гримасу, которая может быть неправильно ис-толкована господином ревизором, Хлопов вспоми-нает, как из-за подобного поведения учителя он по-лучил выговор за то, что юношеству внушаются воль-нолюбивые мысли. Не абсурд ли такое умозаключе-ние, говорящее, во-первых, о пустозвонстве чинов-ничьих рассуждений, а во-вторых, об абсолютной ог-раниченности их кругозора. Не менее смешной выг-лядит фигура почтмейстера, который с такой готов-ностью и пониманием воспринимает просьбу город-ничего «немного распечатать и прочитать» каждое письмо, приходящее в почтовую контору. Шпекин без стеснения читает чужие письма, которые находит более интересными, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиеся он оставляет у себя, что-бы зачитать наиболее «игривые» места публике.

Расширить рамки представления об откровенной глупости героев помогает образ Хлестакова, ко-торый был принят за тайного ревизора. Вдохновен-ная ложь этого персонажа заставляет нас уже не улыбаться, а откровенно хохотать. Забавно слушать о роскошных обедах, доставляемых прямо из Пари-жа, из уст человека, ведущего полуголодное суще-ствование. Завравшись, он выдает себя за извест-ного писателя, называя в качестве своего произве-дения популярный журнал «Московские ведомости». Его ложь заходит так далеко, что он присваивает себе авторство «Юрия Милославского», а на вопрос Ма-рии Антоновны, не господина ли Загоскина это сочи-нение, - отвечает: «Ах, да! Это точно Загоскина, а есть еще другой «Юрий Милославский», так тот уже мой». Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.

Таким образом, выставляя на всеобщее обозре-ние пороки государственных служащих. Гоголь бичу-ет их своим беспощадным смехом: И комическое здесь еще более ярко оттеняет трагическую картину чиновничьих злоупотреблений.

Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…
Н. А. Некрасов

Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя «царем русского смеха». Отвергая «беспутный» смех, рождающийся «от бездельной пустоты праздного времени», Гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку». Смех — великое орудие воспитания человека. Гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над «кривым носом человека», а над его «кривою душою».

Смех в поэме «Мертвые души» — беспощадное орудие зла. Такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, «восторженным». Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя — это «сначала смешно, потом грустно».

В «Мертвых душах» смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. Это переплетение отразилось в определении Гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. Все персонажи даются в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель. Характеристика каждого персонажа обязательно дается через определенный круг вещей: Манилов неотделим от беседки с голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления»; Коробочка обязательно в окружении множества маленьких пестрядевых мешочков с монетами; Ноздрев с постоянно сбивающейся с одной музыки на другую шарманкой, которую невозможно остановить; , напоминающий средней величины медведя в окружении громоздкой мебели, имеющей странное сходство с ним; Чичиков, обладатель тысячи крестьян, в рваном халате и странном колпаке на голове. Поэма начинается с характеристики брички, в которой приехал Чичиков, и читателю уже кое-что становится известно об этом герое. Гоголь придавал большое значение всем этим мелочам быта, считая, что в них отражается характер человека.

Все характеристики персонажей сопровождаются авторским комментарием, заставляет читателя иронично улыбнуться. Так, Манилов при разговоре о мертвых душах делает такое выражение, «какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра да и то в минуту самого головоломного дела». У Коробочки в споре с Чичиковым, говорит Гоголь, неожиданно появляется «поворот мыслей»: вдруг они (мертвые души) «в хозяйстве-то какнибудь под случай понадобятся». А Собакевич, когда понял, о чем идет речь, спросил Чичикова «очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

Главы, характеризующие героев, как правило, заканчиваются развернутым авторским комментарием, который снимает серьезность и вносит сатирическую струю. Так, размышляя о характере Ноздрева, которого за жульничество и вранье уже не раз «тузили», однако после этого все с ним встречались «как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего». Такое странное дело, заканчивает Гоголь, «может только на одной Руси случаться». О Собакевиче он замечает как-то вскользь: «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует». Характеристику Плюшкина Гоголь заканчивает разговором с воображаемым требовательным и недоверчивым читателем: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду?» И автор горестно отвечает: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». Характеристики чиновников и дам города NN более обобщенные. Объектом сатиры здесь становились как бы не личности, а социальные пороки общества. Мы видим просто губернатора, который любит выпивать; прокурора, который постоянно моргает; дам — просто приятных и дам — приятных во всех отношениях. Больше всех от Гоголя-сатирика достается прокурору, который, узнав о назначении нового губернатора, пришел домой и отдал богу душу. Гоголь иронизирует: теперь только и спохватились, что у прокурора была душа, «хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Помещичий и чиновничий мир населен мерзавцами, пошляками, бездельниками, которых Гоголь выставил на всеобщее осмеяние. Гоголевский «смех сквозь слезы» расширил границы юмора. Смех Гоголя возбуждал отвращение к пороку, он обнажал всю неприглядность полицейско-бюрократического режима, подрывал уважение к нему, наглядно раскрывая его гнилость, несостоятельность, и воспитывал презрение к этому режиму.

Простой человек переставал с почтительной опаской смотреть на сильных мира сего. Смеясь над ними, он начинал сознавать свое моральное превосходство. Некрасов через несколько дней после смерти Гоголя посвятил ему стихотворение, которое очень точно определяет личность Гоголя как писателя:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…