Смотреть что такое "Матейко, Ян" в других словарях. История россии в картинах польских художников Личная жизнь матейко в рассказах поляков история


Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.

В польской живописи много картин на исторические темы, в том числе и про Россию. Любитель истории uglich_jj собрал подборку наиболее интересных из них, тех, которые стоит увидеть. Они ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.


Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.


Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.


Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.


Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.


Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.


Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичу, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Мастер выдающихся живописных полотен на историко-патриотические сюжеты.


1. Биография

1.1. Начало жизни

Ян Матейко родился и вырос в "вольном городе" Кракове - части Польши, которая была аннексирована Австрией . Его отец, Франтишек Ксаверий (Franciszek Ksawery), по происхождению чех из села Руднице, работал частным воспитателем и учителем музыки. Он женился на Иоганне Каролине Россберг (Joanna Karolina Rossberg), которая по Происхождение была полу полькой, полу немкой. Отец Яна так и не овладел местный язык и говорил на польском со многими ошибками. Интересно, что родители венчались дважды: сначала в костеле св Креста (ибо жених был католик), а на второй день у евангелистов, к приходу которой принадлежала невеста. Семья жила на последнем этаже дома на улице Флорианской.

Ян был девятым ребенком в семье (из одиннадцати). Мать рано умерла (1846) и он рос у своей тети - Анны Замойский (Anna Zamojska). На воспитание молодого Яна большое влияние также осуществил его старший брат Франтишек. Отец настаивал на музыкальной карьере * интерьере сына, тем более что за это надо платить. Молчаливый парень решился на сопротивление, и отец же отдал его в Академию художеств. У Яна рано проявились незаурядные художественные способности.


1.2. Обучение

В 1852 г., когда Яну исполнилось 14 лет, он начал изучать живопись в Краковской Академии художеств . Среди его учителей были Войцех Корнели Заттлер (Wojciech Korneli Sattler) и Владислав Люшкевич (Władysław Łuszczkiewicz).

Но гораздо большее влияние на юношу должен сам Краков, его Мариацкий костел , резьба Вита Ствоша (около 1447-1533), книги, живопись , если повезло где-то видеть. Изучение древностей и памятников культуры стало делом его жизни и профессии. Он неустанно рисовал. Когда этих рисунков накопилось несколько тысяч, назвал их "мой скарбчик" (скарбчик - помещения в имении, где шляхта сохраняла драгоценности и жемчуг).

Уже в те годы Майтейко заболел один глаз, но это ему не помешало стать талантливым учеником Академии. Болезнь глаз заставила пользоваться очками почти всю жизнь. В очках он на всех автопортретах. Чтобы не бедствовать, постоянную искал дополнительную работу (помогал фотографу, рисовал вывески, украшал витрины магазинов). Имел легендарной работоспособность еще тогда.


1.3. Пребывание в Мюнхене и Вене

После окончания краковской Академии в 1858 г., он штудирует два года в Мюнхене у Германа Аншютца (Hermann Anschtz). Немецкий язык плохо давалась юноше. И в Мюнхене он дневал не в аудитории, а в залах Пинакотеки, где имел возможность общаться с великанами искусства - Рубенсом , Дюрером , Тинторетто , Ван Дейка, Альтдорфер. После короткого пребывания в Вене 1859-1860 в Христиана Рубена (Christian Ruben), он возвращается в Краков.


1.4. Первые портреты

Сестра мастера Дора брак с состоятельным промышленником Серафинським. Ян постоянно общался с семьей Серафинських и на свет появится галерея портретов отца, сестер, семьи Серафинських, а затем и Гебултовських. Позже Теодора Гебултовська станет женой Яна.

1.5. Картины из истории Польши

"Шут Станьчиках на балу королевы Боны".

Наскизною теме жизни и творчества господина Матейко стала тема патриотизма . Жажда сделать что-то полезное для Польши, кажется, никогда не покидала Яна. Какое историческое полотно Матейко не возьмешь анализировать, будет Польша, ее давняя и славная история, ее величие, ее мучительные ошибки, которые привели страну к национальной катастрофе и потере государственности. Грустью отзывается шут Станьчиках на известие о потере государством еще одного города ("Станьчиках на балу королевы Боны Сфорца"), исторический шаг чувствуют послы Литвы и Польши, подписав межгосударственное соглашение о соединении ("Люблинская уния"), поздравляет соотечественников с победой Костюшко ("Костюшко под Рацлавицами "). Национально-освободительные восстания поляков заканчивались неоднократно поражениями. А господин Матейко неоднократно пишет победы, чтобы поднять дух современников ("Победа в Грюневальдський баталии", "Победа Яна III Собеского над турками под Веной", "Король Стефан Баторий принимает ключи под Псковом"). Даже прлотно "Вернигора" подает надежду (украинская Вернигора предсказывает гибель и возрождение Польши в будущем, а единственный грамотный записывает страшное и обнадеживающее пророчество).

Напряжение и невров взволнованность утихают только в портретах его детей ("Ежи верхом на коне", "дочка Беата с птичкой"). Он не писал натюрмортов , и каждое его полотно - это песня мебели, одежды, оружия, ювелирным вещам, старым коврам , средневековой архитектуре. Эпическим оркестром звучат краски в картине "Колокол Сигизмунда, Принятии Первой польской конституция третьей мая 1791", "Основание академии Любранского в Познай". Величия соотечественника служит и полотно "Разговор с богом. Николай Коперник".


1.6. Картины из истории Украины

Творческое наследие наследие Я.Матейко содержит два масляных произведения по истории Украины - "Вернигора" и "Богдан Хмельницкий с Тугай-беем подо Львовом".

Но кроме того Матейко несколько лет работал над различными эскизами к этим картинам. В начале 70-х годов XIX в. он создает настенное изображение в Подгорецком замке - "Хмельницкий в Корсуни", в 1870 г. - "Легенда о Вернигору", в 1874 году был написан масляный портрет "Гетман Евстафий Дашкевич", 1875 г. - эскизы к "Вернигоры", 1877 года на страницах журнала "Клоса" был напечатан древоритний портрет Богдана Хмельницкого его работы.

Окончательный вариант картины "Вернигора" Ян Матейко окончил в 1884 г. (первоначальные названия "Лирник", "Пророчество украинский лирника").


1.7. Посмертная слава

В мире немного стран, где хранят оригиналы Яна Матейко. Эмигранты поляки основали в США Фонд Костюшко, куда и передали его произведения. Ватикан , как духовный центр поляков, получил подарок от нации именно произведением Яна Матейко. В скромном списке стран (Хорватия, Венгрия, Италия) нашлось место и для Украины. Неповторимый Львов сохраняет две картины известного господина Яна.

1.8. Список картин художника


Несмотря на то, что великий польских художник Ян Матейко жил и творил более 100 лет назад, благодарный народ Польши все так же любит и восхищается его творчеством. Он был не просто художником, а художником-патриотом, который запечатлел на полотне историю своей многострадальной родины.

Детские годы

Ян Алоиз Матейко родился в Кракове 24 июня 1838 года. Отец будущего художника – Франтишек Матейко был родом из Чехии, а в Польше зарабатывал частными уроками музыки, мать, в девичестве Россберг, по происхождению была немкой. Так как она умерла через 7 лет после его рождения, то материнской любви и ласки маленькому Яну досталось совсем немного,

Отец был творческим человеком и очень хотел, чтобы дети, а их в семье было 11, пошли по его стопам. В доме часто звучала музыка, поэтому приобщение к творчеству началось рано. Но не музыка привлекала маленького Яна, а рисование, способности к которому проявились еще в раннем возрасте.

Становление юного художника

Хотя отец и не поддерживал художественных пристрастий своего сына, но в 13-летнем возрасте отдал его для обучения в Краковскую школу изящных искусств. Учеба полностью захватила Яна, но кроме интереса к живописи у него большой интерес вызывала польская история. Юный художник с удовольствием изучал архитектуру старинного Кракова, делал множество зарисовок древних сооружений, увлекался историей польского быта и костюма.
У Яна Матейко было очень плохое зрение, поэтому во время работы он использовал лупу. Работать с ней было очень тяжело, и когда молодой художник приобрел себе очки, то смог трудиться в полную силу. Первую картину он написал в 15 лет, и хотя это произведение не было шедевром, покупателю оно понравилось. Так творчество принесло Яну первый в его жизни заработок.
Талантливый молодой художник продолжает учебу в Германии – он получает стипендию для обучения в Академии художеств Мюнхена. Но большую часть времени Ян проводит не в аудиториях академии, а в мюнхенской картинной галереи – Пинакотеке, где знакомится с творчеством таких гениальных художников, как Дюрер, Рубенс, Деларош, Ван Дейк, Тинторетто. Именно здесь Матейко понял, что свое творчество хотел бы неразрывно связать с историей своего народа.

Начало творческой карьеры

В 1860 году художник возвращается на родину – в свой любимый Краков, арендует мастерскую на улице Крупничей и начинает работать с большим энтузиазмом. Каждые три-четыре года он представляет новое полотно, каждое из которых отображает страницу польской истории. На картинах можно видеть не только величие страны, но и трагические ошибки в судьбе Польши.
В 1862 году художник представил свою первую знаменитую картину «Станьчик», где изобразил придворного шута трех польских королей, в одиночестве задумавшегося о том, какое будущее ждет его страну.

В 1863 году народ Польши поднял восстание за независимость. Ян хотя и не принимал активного участия в этих драматических событиях, но поддерживал повстанцев материально. Восстание не увенчалось успехом, и под впечатлением этих событий художник создал свое гениальное полотно «Проповедь Скарги». Картина на выставке в Париже удостоилась главной награды, хотя многие и критиковали художника за исторические неточности.

В 1867 году Матейко написал свой очередной шедевр – «Рейтан. Упадок Польши». И снова золотая медаль в Париже, а сама картина была продана королю Францу-Иосифу I за 50 тысяч франков. Но польская знать картину не одобрила, ведь на ней многие члены знатных родов были изображены предателями.

В зените славы

Ян Матейко был неутомимым тружеником. Из-под его кисти каждые два года выходило новое художественное творение: 1869 год – «Люблинская уния», 1871 – «Стефан Баторий под Псковом», 1873 – «Коперник. Разговор с Богом», 1875 – «Смерть короля Пшемысла II». Но художник изображал не только эпохальные исторические полотна, он также мастерски писал не типичные для своего творчества портреты и пейзажи. Лучшими из них являются « Вид Бебека со стороны Босфора», «Дети художника», «Автопортрет».

К 35 годам Матейко стал известным художником не только в Польше, но и в мире. За свое творчество он неоднократно получал заслуженные награды, а Академии художеств Праги, Вены, Берлина и Парижа избрали его почетным членом.

В 1873 году художнику поступило весьма заманчивое предложение – возглавить Пражскую Академию художеств. Но именно в этот момент в его родном Кракове собираются ликвидировать Школу изящных искусств, где обучался в свое время и сам Ян. Чтобы спасти это учебное заведение Матейко принимает на себя руководство. Многие годы он отдал этой школе: занимался ее ремонтом, сооружал новые корпуса, лично подбирал штат сотрудников, создавал библиотеку. Но о творчестве он не забывал. В 1878 году он представил публике свое эпохальное полотно – «Грюнвальдская битва», далее с интервалом в три-четыре года появились картины «Прусская дань», «Жанна д`Арк», «Костюшко под Рацлавицами» и много других. Художник всегда оставался верен избранному направлению в своем творчестве: он рисовал историю.

Личная жизнь

С Теодорой Гебултовской, которая была сестрой его друга, художник познакомился в 1862 году. 24-летний Ян Матейко с первого взгляда влюбился в юную красавицу, но она не спешила отдавать ему свое сердце, поскольку мечтала не о замужестве, а об оперной сцене. Но семья Гебултовских решила иначе, и уже в 1864 году состоялась свадьба Яна и Теодоры, а через год родился их первенец – сын Тадеуш.
Теодора отличалась деспотичным и вздорным характером, поэтому в семейной жизни художник был не особенно счастлив, но очень любил своих детей: сыновей — Тадеуша и Ежи, и дочерей – Хелену и Беату. Пятый ребенок – дочь Регина умерла еще младенцем.

Психологическое состояние жены Теодоры со временем ухудшилось, и ее в 1882 году поместили в психиатрическую лечебницу, где она провела 1,5 года. В дальнейшем она не раз лечилась, а воспитанием детей в основном занимался отец – Ян Матейко. Талант отца передался одной из дочерей – Хелене, которая, как и отец, стала художницей.

Ян Матейко умер от внутреннего кровотечения 1 ноября 1893 года в возрасте 55 лет и похоронен в своем любимом Кракове.

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в АХ в Мюнхене (1859) и Вене (1860). Преподавал в Школе изящных искусств в Кракове (с 1873 директор). В 1865 88 посетил Австрию, Францию и… … Художественная энциклопедия

Матейко, Ян Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения … Википедия

Матейко (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, ‒ 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852‒58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных… …

- (Ян Алоизий Matejko, 1838 1893) наиболее значительный изпольских живописцев новейшего времени. Получив образование в краковскойхудожественной школе и в венск. акд. худ., он, с самого начала своейсамостоятельной деятельности, посвятил себя… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Матейко, Ян - Ян Матейко. Автопоpтpет. МАТЕЙКО (Matejko) Ян (1838 1893), польский живописец. Многофигурные полотна на темы национальной истории (“Битва под Грюнвальдом”, 1878) отмечены драматическим пафосом, звучным колоритом. Ян Матейко. Вид Бабека под… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Матейко - Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения: 24 июня 1838(18380624) … Википедия

- (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств … Большая советская энциклопедия

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. В многофигурных полотнах, отмеченных патриотическим пафосом, драматической выразительностью образов и звучным колоритом, придавал темам национальной истории актуальное звучание, («Проповедь Скарги»,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ян Матейко. Альбом , Ян Матейко , Есть среди польских художников живописец, который и жил постоянно в своем отечестве, Кракове и занят был всю свою жизнь сюжетами только специально польскими - это Ян Матейко. Он был одной из… Категория: Зарубежные художники Издатель: Аркады ,
  • Матейко , К. В. Мытарева , Вашему вниманию представляется книга о жизни и деятельности польского художника Яна Матейко… Категория: Российские музеи, коллекции, собрания Издатель: