Тема споров между базаровым и павлом. Спор поколений: Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). История Павла Петровича

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ века. Сегодня произведение заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

А для сайт «Мастер и Маргарита» - просто любимая история, полная загадок и бесконечной мудрости. То, что больше всего нужно в наше непростое время.

  • Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  • Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Трудный народ эти женщины!
  • Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  • Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Помилуйте... Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
  • - Достоевский умер.
    - Протестую, Достоевский бессмертен!
  • А факт - самая упрямая в мире вещь.
  • Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
  • Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  • - Трусость - один из самых страшных человеческих пороков.
    - Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - самый страшный человеческий порок.
  • Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  • Самый страшный гнев - гнев бессилия.
  • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  • Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
  • Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их.
  • Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

Трусость – это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек сохраняет направление движения. Страх корректирует действия, заставляет быть внимательнее, учитывать больше различных особенностей, возможно, менять стратегию достижения. Трусость лишает способности воспринимать ситуацию объективно и останавливает всякую деятельность человека. Обычно движение вперед у людей с преобладанием трусости имеет принудительный характер, ведь во многих ситуациях они останавливают не только собственное движение вперед, но и движение всего коллектива.

Все проявляют трусость, но те, у кого данная черта становится ведущей, называются трусами. Бороться с подобными реакциями усилием воли бесполезно, возможно только развивать собственную смелость, как качество, противоположное трусости.

Что это такое

Определение трусости в любых источниках подразумевает отношение к данному качеству как к слабости, причем слабости осуждаемой, преступной. Объяснимо это тем, что под влиянием эмоций человек способен на любые действия, порой высокая степень трусости может толкать на тяжелые преступления. Выходит, что страх действительно может оказывать сильное стимулирующее действие, но когда в личности есть черта трусости, то это приобретает разрушительные формы.

Рядом с разрушительными формами проявления трусости часто стоит предательство, поскольку, не имея внутренней стойкости, позволяющей противостоять давлению извне, мнение человека будет меняться в угоду обстоятельства с одной лишь целью – избежать личных негативных последствий. Трусость исключает личную ответственность способность рассудительно принимать решения о каких-либо поступках, вся деятельность человека подчинена страху. Особо стоит отметить, что страх может возникать из-за реальной угрозы или надуманных проблем, но переживается человеком одинаково.

Внимательно стоит разграничивать трусость и осторожность, внимательность, аккуратность – временное отступление, выжидание удобного момента не имеют ничего общего с остановленной деятельностью, подразумевая скорее тактику. Трусость не хочет присматриваться и искать пути решения, она не способна выжидать или проявлять внимательность – это яркое инстинктивное чувство, обращающее человека в бег при приближении источника .

К трусам в обществе настороженное и презрительное отношение, поскольку надежности от человека ждать не приходится. Они спасаются первыми, оставляя в беде слабых и беспомощных, прибегают к вранью и диверсиям с целью собственной безопасности и выгоды, случается, что из-за страха раскрытия тайны были совершены убийства. Трус ненадежный человек для совместной деятельности или стоящих отношений. Ведь отсутствует главная способность – переработка внутреннего страха.

В нормальной ситуации развития и при гармоничной личности, человек способен перерабатывать собственные переживания, выделять главные ценности на основании моральных норм, этических принципов, а не инстинктивных непосредственных реакций. У труса ограничивающие факторы внутренних принципов отсутствуют, позволяя руководить поведением инстинктам. Многие считают, что трусость это самый страшный порок, спускающий человека до уровня животного, причем варианты сравнений из звериного царства также не вполне лестные, поскольку среди львов, волков, слонов существует тенденция защиты своих сородичей, а не трусливого бегства.

Трусость помогает человеку уходить от решения важных социальных и жизненных задач. Прокрастинация, постоянные увеселительные мероприятия, бесцельное времяпрепровождение –инструменты активности, использование которых организует трусливый уход от столкновения с неприятными, но требующими участия моментами.

Проблема человеческой трусости

Проблематика такого проявления, как трусость насчитывает многовековую историю философских и военных споров, этот вопрос поднимался еще Сократом. К сожалению, нет единого четкого понимания, что же представляет собой трусость, несмотря на довольно четкое определение данного слова. Сейчас в каждой отдельно взятой социальной группе существует свое понимание, кто из них трус и связано это не с подменой понятий, просто для одних это тот, кто быстро не принимает решения, для других мать, не вступившаяся за сына, а для третьих предатель родины. Различные категории ценностей и общекультурный уровень социума определяет и трусов.

В военное время отношение к трусам было довольно резкое – их могли казнить или пожизненно лишить свободы. Смысл подобного заключался в том, чтобы обезопасить основную часть населения, ведь в условиях войны неустойчивость внутренних сил одного человека могут стоить миллионы жизней и свободы целой нации. Менее острые наказания, но обязательно присутствующие есть в каждом обществе и в любое время – это необходимость, которая обеспечивает защиту всех особей. Это искусственный, выработанный тысячелетиями механизм, направленный на выживание вида. Наказание за трусость есть на всех континентах, независимо от того высокотехнологична ли нация в своем развитии или это племя, лишенное связи с цивилизацией.

Трусость это исключительно человеческая проблема, поскольку в проявлении животного мира такое отсутствует. Механизм, регулирующий существование вида заставляет животных при приближении опасности в первую очередь оповестить своих сородичей, несмотря на привлечение внимания к себе и рискуя жизнью.

Чем больше возможностей получает человек для отдельного существования, тем выше вероятность развития трусости в обществе. Никто не заботится об общем благополучии, поскольку оно не отражается на индивидуальном, и смысл находится исключительно в сохранении своего положения. Эта тенденция делает понятие трусости более размытым, но не отменяет презрительно отношения общественности к проявлениям душевной слабости. Первоначально трусами назывались дезертиры и военные предатели, те, кто не хотели идти на охоту и рисковать жизнью для пропитания племени, то есть трусы – те, кто непосредственно угрожают жизни сразу многих людей. Эта память о недопустимости трусливого поведения закрепляется на генетическом уровне, только вот проявления этого качества становятся совершенно иными в современном обществе.

Все больший акцент в мирное время делается на моральной стороне процесса трусости, то есть это уже не отсутствие активных действий, а уход от разговора, неспособность принять на себя ответственность, изменение жизни кардинальным образом. Даже простая встреча может проявить труса, например тем, что он на нее не придет, узнав, что будут обсуждаться важные вещи. Личностная незрелость становится причиной все большего проявления моральной трусости у человека – люди отказываются от детей, бросают семьи из-за страха ответственности, допускают критические ошибки или прогуливают перспективную работу, боясь дальнейшего повышения ответственности.

Проблема человеческой трусости остается актуальной и видоизменяется вместе с социальными реструктуризациями основных общественных моделей взаимодействия и непосредственной реальной гражданской ситуации. Нельзя принимать за точку отсчета те примеры, которые говорили о трусости несколько веков назад, ведь возможно сейчас просто нет условий для проявления, зато появились другие и существует необходимость создавать новые критерии.

Примеры

Трус проявляет себя пассивностью, а любые активные действия направлены исключительно на избегание каких-то других, требуемых, но воспринимаемых, как опасные. Яркие и непростительные примеры трусливого поведения проявляются в военное время, когда вполне дееспособный человек отлынивает от службы. Также это может быть дезертирство с поля боя, самострельные ранения для скорейшей отправки в госпиталь, сдача противнику своих сослуживцев в обмен на обещания сохранить жизнь.

В кризисных ситуациях трусость проявляется отсутствием участия человека в разрешении общего дела или беды. Так трус может сослаться на внезапно появившуюся слабость при пожаре, внезапно вспомнить о незавершенных дома делах, когда другу требуется помощь в защите от обидчиков.

Отказ от рисков может быть как проявлением благоразумия, так и трусости – главное учитывать контекст ситуации. Если человека парализует страхом, и он отказывается прыгать на веревке с моста, то это может быть вполне логично обоснованное решение. Но вот отказ прыгать с парашютом из горящего самолета не является обоснованным ни сохранением жизни или решением, продиктованным здравым смыслом, более того, человек, отказывающийся совершить прыжок, затягивает очередь и подвергает опасности остальных.

Трус не пойдет к начальству выяснять проблемы, связанные с оплатой, боясь потерять место работы. Парень не будет вступаться за свою девушку, боясь драки с хамами или антисоциальными группировками. Друг не выскажет слов поддержки своему товарищу в присутствии большого числа осуждающих или даже одного значимого лица.

У каждого есть слабые места, от которых и зависит поведение человека. В любом варианте происходит предательство каких-то общечеловеческих или социальных ценностей в угоду страхам и собственному иллюзорному благополучию. Иллюзорность заключается в том, что постоянно сбегая от проблем, трус не только не решает ситуацию в пользу изменения, но и способствует усугублению.

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» - спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

"Отцы и дети": конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Философско-эстетические взгляды

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Девиз по жизни

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отношение к искусству

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Кто такие нигилисты

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.