Анекдоты с героями сказок. Сказочные анекдоты

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: «сатирические», «сатирико-комические», «бытовые», «социально-бытовые», «авантюрные». В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра - человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники: богатый мужик, поп, барин, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

Пути формирования анекдотических сказок и пути сложения их в особую жанровую разновидность вполне ясно прослеживаются на таких ранних образцах, как сказка о дураке-удачнике. Сказки этого рода ещё близко стоят к традиции волшебных сказок. Что же касается остальных бытовых сказок, то они сформировались на базе собственных традиций, воспринятых от древнего мифа и магических представлений.

Дурак бытовых сказок похож на героя волшебных сказок: это третий, младший брат, он обманут старшими братьями в дележе отцовского наследства. Но в волшебных сказках младший сын – это защитник равноправия и этических норм старины, а в анекдотических сказках Иван валяется на печи, как, например, в сказке «По щучьему велению». Он сторонник старых порядков, мир изменился, а герой остался прежним. Теперь Иван смешон в глазах окружающих. Неумение приспособиться к современным условиям сделало героя дураком.

На примере разберем сказку «Иванушка-дурачок». В этом произведении рассказывается о глупых приключениях Ивана, вот одно из них:
Были-жили старик со старухою; у них было три сына: двое умных, третий - Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха ржаных клёцок и говорит дураку: «На-ка, снеси эти клецки братьям, пусть поедят!»

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный - только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает: «Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает - верно, клецок захотел?»

И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет. «Эка ненасытная утроба!» - сказал дурачок и пустил в нее горшком: разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям - те его спрашивают: «Ты, дурак, зачем?» - «Вам обед принес». - «Где же обед? Давай живее!» - «Да, вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!» - «Какой такой человек?» - «Вот он! И теперь рядом стоит!»


Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли в деревню обедать.

В данном отрывке показана глупость и наивность главного героя. Иван-дурак смешной в глазах читателя и остается положительным героем, ведь он отзывчивый и простодушный. Он хочет помочь людям, но получается всё наоборот.

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой - тело падает. Дурак кричит: «Попадья матушку убила!». Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать («Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут»). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку.

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка - это веселый фарс, логика развития ее сюжета - логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю.И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, «дурак навыворот», умеющий ловко обмануть своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха.

И не случайно большая группа сказок о ловком воре у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти - он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок - это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

В сказках используется реалистический гротеск - вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма «дурацкого» мышления.

Сказка использует прием пародирования, комическое словотворчество. Особенно часто пародируется речь попа, дьячка и сам обряд церковной службы. Необходимо подчеркнуть, что русский фольклор не знает антирелигиозной темы, идея Бога никогда не подвергается в нем сомнению. Но к служителям культа сказка относится без снисхождения, высмеивая их жадность, чревоугодие и любовные похождения. Вот, например, некдотическая сказка «Добрый поп»:

Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой: «Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю!»
Пожил работник с неделю, настал сенокос. «Ну, свет,- говорит поп,- бог даст - переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем косить сено!» - «Хорошо, батюшка».
Дождались они утра, встали рано. Поп говорит попадье: «Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем косить сено».
Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику: «Давай, свет, мы и пообедаем за один раз, и будем косить до самого полдника без роздыха».- «Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем».- «Подавай, матка, на стол обедать»,- приказал поп жене.
Она подала им и обедать. Они по ложке, по другой хлебнули - и сыты. Поп говорит работнику: «Давай, свет, за одним столом и пополуднуем, и будем косить до самого ужина».- «Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!»
Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой - и сыты. Говорит поп работнику: «Давай заодно и поужинаем, а заночуем на поле - завтра раньше на работу поспеем».- «Давай, батюшка». Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.
Работник схватил свой армяк и собирается вон. «Куда ты, свет?» - спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться!» Пошел в сарай и проспал до света. С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.

Анекдотические сказки могут иметь элементарный, одномотивный сюжет. Они бывают также кумулятивными («Набитый дурак», «Хорошо да худо»). Но особенно характерным их свойством является свободная и подвижная композиция, открытая для контаминации. При любом исполнении сказка могла разрастаться или сокращаться, что зависело от конкретной ситуации, от интереса к интриге со стороны слушателей и самого рассказчика.

Заключение

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли. Читая социально-бытовые сказки, можно узнать традиции народов, их быт; научиться смекалке у героев или просто посмеяться над Иванушкой-дурачком.

Список используемой литературы

1. Русское народное творчество: Учеб. для вузов / В.П.Аникин. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 448-493с.

2. Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность // Восточнославянские волшебные сказки. М., 1992. С. 3-28.

3. Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. С. 5-18.

4. Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2002.

5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

6. Самый большой сказочный портал рунета. [Электронный ресурс]. - http://ru-skazki.ru/miss-knight-and-soldier.html

7. TextoLogia.ru Журнал о русском языке и литературе. [Электронный ресурс]. - http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/skazki/bitovie-skazki/3286/?q=471&n=3286

8. Сорокины сказки. [Электронный ресурс]. - http://playground.ctp-design.net/fairytales/social.html

Жили-были Зайчик и Белочка. Дружили, любили друг друга. Как-то Зайчик предлагает:
– Белочка, давай жить вместе, поженимся.
– Как так, ведь ты – Зайчик, а я – Белочка.
– Сила нашей любви выше стереотипов и видово-расовых соображений, Белочка.
Стали жить семьей, и любовь есть, и понимание, и секс есть. Детей только нету. Загрустили они. Зайчик говорит:
– Неужели у нас нет детей потому что я – Зайчик, а ты – Белочка? Как же так? Пойдем к Сове, она умная, она все знает.
Пришли к Сове и Зайчик говорит:
– Сова, скажи, почему у нас нет детей? Потому что мы Зайчик и Белочка?
– Да вы офигели что ли? У вас нет детей потому что ты – мальчик и он – тоже мальчик!

Жили были старик со старухой у самого озера Чад. Пошел старик ловить рыбу. Первый раз закинул яд кураре — всплыли одни лишь жабы. Второй раз закинул яд кураре — всплыли лишь крокодилы. Третий раз закинул яд кураре — всплыла Золотая пиранья и хотела сказать, мол, отпусти меня старче, исполню три заветных желания, да не смогла, потому что парализовало. Воротился старик ко старухе с добычей, обрадовалась старуха, засолили они жаб на зиму, засушили они крокодилов на лето, а Золотую пиранью мигом съели прямо сырой. Так сами собой исполнились все три желания.

Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Аленушка была умная да работящая, а Иванушка был алкоголик. Сколько раз сестрица ему говорила — «Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» Но Иванушка не слушал и пил. Вот как-то раз купил он в ларьке паленой водки, выпил и чувствует — не может больше на двух ногах стоять, пришлось на четыре точки опуститься. А тут как раз подходят к нему волки позорные и говорят: «Ну что, козел, допился?». И так надавали ему по рогам, что он отбросил копыта…
А сестрице Аленушке досталась его квартира, потому что добро всегда побеждает зло!

Медвежья избушка
– Кто ел из моей тарелки? – грозно спрашивает отец медведь.
– А кто ел из моей тарелки? – спрашивает старший сын.
– А кто ел из моей тарелочки? – пищит младший сыночек.
– Придурки, я вам еще не насыпала. – отвечает медведица.

Шел солдат со службы домой. Постучался он по дороге в один дом. «Пустите, — говорит, — переночевать, хозяева». А в доме жила жадная старуха. «Ночевать-ночуй, -сказала она, — только угостить мне тебя нечем.» «Это не беда, — ответил солдат, — ты мне дай только топор, а я из него кашу сварю.» «Ты что, солдат, — возмутилась старуха, — думаешь, я совсем глупая? Чем я потом дрова рубить-то буду?» Так и остался солдат не солоно хлебавши. А звали его, кстати, Родион Раскольников.

Страницы: 1

(сказка-шутка)

Много сказок есть на свете!
Верят взрослые и дети,
Что из печки колобок
Укатился на восток,
Что увез на юг вагон
Репу весом в десять тонн,
А в вагон запряжена
Мышь размером со слона.
Много разных сказок есть,
И по пальцам их не счесть,
Но, наверное, чем эта
Веселее сказки нету.

О том, как плохо быть взрослым

За бескрайними полями
С непонятными кругами,
Что рисует НЛО
Или ведьмы помело,
На распутье трех дорог
Есть трактир «Бараний рог».
В нем всегда полно скитальцев,
Иноземных постояльцев,
Разорившихся купцов
И отправленных гонцов.
Заправляет всем Аркаша.
А жена его Наташа
И готовит, и стирает,
За гостями прибирает,
С сыном нянчится Степашкой,
Кормит с ложки манной кашкой,
Говорит: «Расти скорей,
Стань сильней богатырей,
Всех прекрасней и умнее,
Всех честнее и добрее,
Для меня лишь ты один
Навсегда любимый сын!»
Рос Степан в любви и ласке,
О принцессах слушал сказки,
Ел с изюмом калачи
И в кольцо бросал мячи.
Он ни в чем не знал отказу –
Что хотел, давали сразу.
Маму с папою любил,
Им примерным сыном был –
И послушный, и веселый
Он ходил с охотой в школу,
Изо всех учился сил
И пятерки приносил.
Папа с мамой очень рады,
Он для их сердец отрада.
Говорят: «Расти скорей,
Стань сильней богатырей,
Всех прекрасней и умнее,
Всех честнее и добрее,
И для нас лишь ты один
Навсегда любимый сын!»

Но однажды в огороде
Говорят, в капусте вроде,
Мама братика нашла
И домой им принесла.
Назвала его Федотом.
Всю домашнюю работу
Возложили на Степана.
Стал вставать он утром рано,
Воду из ручья носить,
Тесто для хлебов месить,
Печь топить, дрова рубить,
В общем, жизнью взрослой жить.
А Наташа не скучает,
Колыбель весь день качает:
«Ты, Федот, расти скорей,
Стань сильней богатырей,
Всех прекрасней и умнее,
Всех честнее и добрее,
Для меня лишь ты один
Навсегда любимый сын!»
А Степан к нему ревнует,
Маму с папой не целует,
В школе двойки получает
И свои права качает:
«Раз, вы любите Федота,
Пусть он делает работу –
Из ручья водицу носит,
Для коровы сено косит,
Я же буду на печи
Есть с изюмом калачи!
Полюбите вновь меня,
А Федот нам не родня!»
Но ему отец: «Ты взрослый,
Парень крепкий ты и рослый,
Да бессовестный лентяй
Двоечник и разгильдяй!
Не за что тебя любить!
А за двойки буду бить
И пороть ремнем нещадно,
Больно, сильно, беспощадно!
Ну, скажи ты мне, Наташ,
И в кого пошел сын наш?
Ни таланта, ни ума,
Недостатков просто тьма!
Нам Федот – одна надежда,
Ну, а ты, Степан, – невежда!
Брата ты не любишь, но
Мне и маме всё равно!
Как оставлю я работу,
Все достанется Федоту!»
«Ну и ладно, я уйду,
Счастье сам себе найду!» –
Так Степан покинул дом,
С глаз долой – из сердца вон!
Мать дала ему в дорогу
Денег и еды немного,
Попрощался с ним отец.
И пошел наш молодец
За родимый за порог
По одной из трех дорог.

О том, как Степан поверил в сказку

Шел Степан, убитый горем,
Сам с собой о жизни спорил,
Папу с мамой упрекал,
И Федоту зла желал.
Ведь братишки он умнее,
На пятнадцать лет взрослее
И прекрасней во сто крат.
Кто во всем здесь виноват,
Не понять, не разобраться,
Не вернуть в капусту братца.
Рано в петлю полезать!
Надо делом доказать,
Что ошиблись папа с мамой,
Что он, Степа, самый-самый!
Можно клад в лесу найти,
Или девицу спасти,
Можно черта обхитрить
И в принцессу превратить,
А потом жениться можно.
Только как-то это сложно.
Клады стережет дракон,
Дать по шее может он,
Стережет Кощей девицу,
За нее опасно биться,
Ведь бессмертнее его
Не встречали никого.
Черт же, как лиса, хитер,
С ним недолго на костер
На потеху всем попасть
И в аду его пропасть.
Ну а если колдовать,
То беды не миновать –
Нужно тыщу лет учиться
И не факт, что превратится
Черт в принцессу! Весь народ
Говорит: наоборот,
Что красавица-жена
Через месяц – сатана,
И в аду от ней не скрыться!
Всё само определится!
Надо меньше рассуждать –
От судьбы подарка ждать!

Шел Степан уже неделю,
Просто так, вперед, без цели
И зевал по сторонам –
Справа рынок, слева храм,
Города и деревушки,
До небес дворцы, избушки,
Кони пашут, люди сеют,
Брадобреи лысых бреют…
Все при деле – царь и нищий,
Лишь Степан удачи ищет.
Видит, старец весь седой
С трехметровой бородой,
Палкой путь определяет
И прохожих умоляет:
«Эй, вы мил-честной народ
Дайте мне на бутерброд,
Я за это удружу
Чудо-сказку расскажу!
Хошь, про белого бычка,
Хошь, про Ваньку-дурачка,
Ну а хочешь про принцессу,
Что уснула среди леса.
Ничего не утаю,
Слушай сказочку мою!»

В королевстве жили-были,
Бед не знали, не тужили
Королева и король,
Пуд за пудом ели соль.
Вместе с этой солью съели
Пуд икры и пуд форели,
Две подводы трюфелей,
Пять бисквитных кораблей,
Пруд лягушек из Парижа,
Двух охотников на лыжах,
На десерт – медуз две ванны!
В общем, жили как гурманы.
Но ни в этом сказки соль –
Захотел детей король,
Сына, ну а лучше дочку,
Плохо править в одиночку,
Раз тебе дана страна,
То династия нужна!
Написал король заказ:
«Дочь нужна мне через час!»
Аист написал в ответ:
«Подождите, дочек нет!
Будут ровно через год».
Год прошел, и он несет
В белых шелковых пеленках
Долгожданного ребенка.
Рад отец и рада мать,
Было решено позвать
Всех волшебниц на крестины,
Милой дочки Валентины.
Пусть несут они подарки
В лентах и обертках ярких,
Пусть принцессу наградят
Всем, чем могут и хотят.

Замок флагами украшен,
Элефанты трубят с башен,
В небеса летят шары,
Зажигаются костры,
Чтобы феи приземлились,
И в потемках не разбились
Их златые колесницы.
Весь народ на них дивится.
Славя щедрость короля,
Веселится вся земля.

Феи во дворец влетают,
Угощенья уплетают,
С кавалерами танцуют,
В щечку крестницу целуют.
Ей желают красоты,
И ума, и доброты,
Словно лебедь танцевать,
Петь, играть и рисовать,
Вышивать крестом и гладью,
Со сметаной есть оладьи,
Быть любимой и любить,
И по этикету жить.
Рада мать и рад отец –
Будет дочка молодец!

Вдруг, разбив окно, влетела
Фея в черном, а не в белом –
Нос большой, лицо в морщинах
И усата как мужчина.
Все попятились, она
Говорит: «Взошла луна,
И теперь я буду в силе!
Зря меня не пригласили,
Зря забыли про меня!
Превращу ее в коня,
Или в гадкую лягушку,
В пушку или раскладушку,
Будет так, как я скажу,
Я вам, люди, покажу!
Да, я знаю сто проклятий.
Будет вечно на кровати
Спать она в параличе
При отце и при враче!
Ждет ее теперь одно –
Как найдет веретено,
Палец им она уколет
И умрет от страшной боли
Иль порежется ножом
Иль уколется ежом!
Не спасти ее никак,
Говорю: Да будет так!» –
Заклинание сказала,
В узел волос завязала,
Плюнула и порвала –
Сглаз и порчу навела!
Сделав очень злое дело,
Злая фея улетела.

Все ужасно испугались,
Над принцессой разрыдались –
Горю некому помочь!
Улетели феи прочь,
Руки у ручья умыли,
Обсудили и забыли.
Наступил уже рассвет,
А спасенья нет и нет.
Но к обеду, наконец,
Прилетела во дворец
На златом драконе фея,
Что была всех фей добрее,
И народу помогала,
Потому и опоздала
На банкет и на крестины
Милой крошки Валентины.
Сам король ей говорит:
«Буду горем я убит,
Если доченька умрет…»
«Будет все наоборот! –
Говорит скорбящим фея. –
Много я всего умею,
Отменить зло не могу,
Но принцессе помогу!
Будет спать она в гробу,
Ждать сто лет свою судьбу.
Принц принцессу поцелует –
Обману я ведьму злую».

Вскоре фея улетела,
А король, поняв суть дела,
Издает такой указ:
«Если кто-нибудь из вас
Все не сдаст ножи и вилки,
Веретена и опилки,
Шила, спицы и иголки,
Все искусственные елки,
Будет тотчас же казнен
И навеки упразднен!»
Ради доченьки-принцессы,
Елки и ежей из леса
На подводах отвезли,
Сбросили за Край Земли.
Из садов изъяли розы,
А из мебели занозы,
Коготков лишили кошек,
Дам – сережек, шпилек, брошек,
Кавалеров – шпаг и шпор,
А ландшафт – скалистых гор,
Зиму и весну – сосулек
И рогов лесных косулей,
Чтоб принцесса не смогла
Причинить здоровью зла!

Время шло, закон блюли,
Все колючки извели.
Всех преступников казнили,
Но указ остался в силе.
А принцесса повзрослела,
От пирожных располнела,
Смотрит в зеркало она:
До чего ж она страшна!
Подарили красоту
Феи Вале, да не ту!
Надо сесть ей на диету,
Но придворные поэты
Валентину воспевают
И усердно убеждают
В том, что дев красивей Вали
Отродяся не видали,
А во всем виновны зле
Отражения в стекле!
Рассердилась Валентина:
«Я сейчас туфлей в них кину,
Будут знать, как искажать
И принцессу обижать!»
Тапочку она схватила,
В отраженье запустила,
И рассыпалось стекло.
А в осколках как назло
Сотни Валь смешных и толстых
Очень маленького роста.
Валя с зеркалом боролась,
Об осколок укололась,
И уснула навсегда –
Вот такая вот беда!
Начался переполох,
Спешка, как при ловле блох,
Все друг друга обвиняли,
Гроб под тело подгоняли
И рыдали, а потом
Прилетела фея в дом.
Маму с папой утешала,
И проблемы все решала –
Как одеть, где положить,
Как им без принцессы жить:
«Платье новое повесить
Меньше на размеров десять,
Ведь за век такого сна
Похудеть должна она.
Как проснется Валя наша,
Станет всех на свете краше,
С принцем под венец пойдет
И детишек заведет!
Будет ей нужна прислуга
И любимая подруга,
Их мы тоже усыпим.
Старый замок укрепим,
Обнесем стеной колючей,
Пусть дозором бродят тучи,
Только принц сюда пройдет,
Остальных погибель ждет…»

«Что же было дальше, дед?
Спит принцесса или нет», –
Старца тормошит Степан.
Спрятав серебро в карман,
Отвечал старик ему:
«В общем, принцу одному
Замок удалось сыскать,
Ведь не вечно ж девке спать.
Только сотый год пошел –
Принц принцессу и нашел,
Поцелуем разбудил,
Под венец ее сводил.
Жили долго по науке
И у них растут уж внуки…»

Словно девке комплимент,
Нужен сказке хэппи-энд,
Чтоб завидовать и верить,
И чужое счастье мерить.
Тут подумал наш Степан:
«Хоть не принц я и не пан,
Почему бы на девице
Царской крови не жениться?
Всем везет, а чем я хуже?
Быть хочу принцессы мужем!
Как я стану королем,
Как вернусь в отцовский дом
На карете да с гербами,
С кучерами и рабами,
Вот поплачет-то Федот!
Чай, от зависти помрет!
И опять для папы с мамой
Стану я любимым самым!
Хватит в облаках летать,
Надо счастье испытать!»
Степа с дедом распрощался
И в далекий путь собрался,
Чтоб найти заветный лес,
Полный замков и принцесс.

О том, как Степан искал замок Спящей Красавицы

Принцы скачут по планете!
Любят девки сказки эти,
Верят в то, что к ним он скачет,
А к другой прискачет – плачут.
Ну а где принцессы спят,
Это сказки для ребят.
Не хотят, знать, молодцы,
Жить, работать как отцы.
Каждый хочет все и сразу,
Коль кривой, так оба глаза,
Коль хромой, так три ноги,
И на каждой – сапоги!
Много есть людей других,
К этим просьбам не глухих –
Заплати им золотой
И гоняйся за мечтой!
Так в деревне Слипинг-Бьюти,
Месте сказочном по сути,
Промыслом народ живет –
Сувениры продает
С лейблом «Спящая принцесса».
Схемы сказочного леса
Нарасхват. Прибыв сюда,
Покупают господа
Ордена, медали, ленты
Для затменья конкурентов,
Ведь желающих не счесть
Оказать принцессе честь.
Здесь и принц, и шут, и нищий,
Каждый путь кратчайший ищет,
И без дела не сидит
Леса сказочного гид.

Вот Степан в деревню входит,
Целый день по лавкам бродит,
Приценяется к товару –
То к коню, то к самовару.
Зазывает продавец:
«Эй, пригожий молодец,
Покупай, вот с джинном банка,
Чудо-скатерть-неубранка,
Босоножки-громкотопы,
Что прокладывают тропы!
Есть цветок-нерасцветайка
И ушат-неумывайка!
Вот кольцо, его подбрось –
Прибежит лохматый лось!
Вот дуда – подуешь чуть,
Прибежишь куда-нибудь!
Есть пельмени-самоеды
И бабуси-самодеды!
Эй, прохожий, покупай-ка
Телогрейку-неснимайку!
Чудо-гусли от мигрени,
Царь-лопата есть – от лени,
Муха, что ревет, как лев,
Пояс верности для дев,
Для коня – седок извечный,
Для пути есть пункт конечный!
В общем, милый, не зевай!
Всё есть! Денежки давай!»

Смотрит Степа и дивится –
Всё в дороге пригодится:
«Эй, хозяин, заверни
Мне волшебные огни,
Те, что к замку путь укажут,
Нить, что всех врагов повяжет,
Решето живой водицы
И медаль, чтоб ей гордиться.
Надувного мне коня!
Будет он возить меня».
Тратит деньги, не скупясь,
Наш Степан, как будто князь.
Закупив всё для похода,
Видит он толпу народа.
Просвещает всякий сброд
Паренек-экскурсовод:
«Вы, ребята, не теряйтесь,
По кустам не разбредайтесь,
Как увидите дворец,
Путешествию конец –
Всех врагов рубите в фарш.
Всё! На старт, вниманье, марш!»

С ревом ринулась толпа:
Три солдата, два попа,
Десять рыцарей, крестьяне,
Принцы, знатные дворяне,
Кони, пони и слоны –
Все в принцессу влюблены.
Лишь Степан наш задержался –
Конь никак не надувался.
Все уже вбежали в лес,
Он лишь на скотину влез
И пришпорил по привычке.
Конь, лишившийся затычки,
Очень громко зашипел –
В небо ястребом взлетел,
Вес теряя понемногу.
Видит Степа наш дорогу,
А по ней бежит народ
Прямиком дракону в рот.
Всех, кто мимо пробежал,
Вурдалак к сосне прижал –
Он при полном при параде
Ходит здесь обеда ради,
Точит зубы, как ножи,
Только шире пасть держи!
Все, кто не готов к подвоху,
Жизнь закончат очень плохо.
Получил награду гид –
Сразу видно, что бандит!

Наш Степан летит над лесом,
Но ни замка, ни принцессы...
Сдулся конь, Степан упал,
До заката он проспал.
А открыл глаза – темно,
Нечисти вокруг полно.
Прячется луна за тучей,
Справа, слева – куст колючий,
Под ногами змей шипит,
Кто-то под сосной храпит.
Сотни сов глаза таращат,
Вурдалаки жертву тащат,
Песнь зловещую поют:
«Спите! К вам уже идут!
Просыпаются в гробах
Трупы с кровью на губах,
Нам чужая жизнь нужна,
Пьем за ваш покой до дна!»
Жертвы жалобно кричат,
Зубы Степины стучат,
Дрожь в руках, коленки гнутся:
«Вот бы мне сейчас проснуться
Дома на родной печи…»
Филин ухает в ночи!
И Степан живой водицы
Приготовился напиться...
Пляшут в решете огни,
Только с лапками они –
Разлетелись светлячки,
Бестолковые жучки,
По полянке кто куда,
Указав путь в никуда.
Вот Степана нежить чует –
Кто в глухом лесу ночует,
Тот законный ей обед,
Был вчера, а завтра нет!
Обступили Степу черти,
Напугав почти до смерти,
Пляшут, щелкают хвостами,
Как погонщики хлыстами,
Зомби по лесу идут:
«Здравствуй, вкусненький, мы тут!»
Напирают вурдалаки.
Кто-то воет в буераке
С вдохновением и без.
Степа на сосну залез,
Вниз клубок волшебный кинул,
Чтобы враг зловещий сгинул.
Но бессовестный клубок
Убежал, как колобок,
Только хвостиком махнул.
Глаз герой наш не сомкнул.
Зря его внизу скелеты
Сторожили до рассвета,
А вокруг сосны ходил
И ругался крокодил.

Филин напоследок ухнул,
Степа вниз спросонья рухнул.
И умыв лицо росой,
По лесу пошел босой.
Ведь во сне крылатый вор
Сапоги его упер.
Вышел Степа на опушку,
В комарах весь – по макушку,
Смотрит вдаль из-под руки.
Видит, лагерь у реки.
Насчитала здесь заря
Тридцать три богатыря.
Все при латах и мечах,
И при лечащих врачах,
Чтоб в сражении кровавом
Не погибнуть раньше славы.
Тем, кому башку снесет,
Врач ее назад пришьет.
Он умеет по науке
Ноги пришивать и руки,
От врагов снимает стресс,
Лечит от хандры принцесс.
Вот Степан с холма спустился,
Всем, чем дали, угостился,
И к богатырям примкнул.
Быстро наш герой смекнул,
Что один в лесу не воин,
А с охраной – он спокоен.
Нужно только не зевать –
Первым всех поцеловать!

Шли они три дня по лесу.
Нет ни замка, ни принцессы,
Всех убили людоедов
И бездомных самодедов.
Как вампиров изловили,
Их клыков врачи лишили
И отправили в больницу
От пристрастия лечиться.
Тех, кто не хотел и плакал,
Сразу посадили на кол,
Чтоб прохожих не кусали,
Из могил не воскресали.
Трехголового дракона,
Что летал здесь вне закона,
Дружно в узел закрутили
И в темницу засадили.
Держит для него служитель
Под рукой огнетушитель.
Много наломали дров
И сожгли в лесу костров
Тридцать три богатыря,
Только все это зазря!
На четвертый день спросонок
Видит Степа амазонок –
Сорок девушек в броне
На одном большом коне.
Слух услышали они –
В замке принцы спят одни,
Ждут, что к ним придут девчонки,
Удалые амазонки,
Увезут в свои края,
Чтоб была у них семья.
Ищут замок три недели,
Но теперь они у цели –
Повстречались им не зря
Тридцать три богатыря.
Расхватали и врачей.
Лишь один Степан ничей.
Он бродить в лесу остался,
Очень долго обижался
И поклялся, что найдет
Не сейчас, так через год
Замок, где принцесса спит.
Будет век любим и сыт.
Будет, будет королем,
А не Степой-бобылем!

О том, как Степан нашел Спящую Красавицу

Долго Степа наш плутал,
Он совсем уж взрослым стал,
А слоняется без дела
И ему не надоело.
Дальше всех он в лес зашел,
Чудо-изгородь нашел –
Ту, что фея посадила
И колючками снабдила.
Сквозь сучьё он не ломился,
Вкруг посадки устремился
И однажды поутру
В ней нашел Степан дыру
С надписью: «Для принцев вход!»
Через парк Степан идет.
Видит, замок очень древний.
Сверху слышит голос гневный.
То дозором бродит туча:
«Тут бывала принцев куча,
Но никто еще не смог
Унести отсюда ног».
А Степану что за дело?!
К замку он подходит смело
И читает у ворот
Надпись: «Не целуй, убьет!»
Заколочены ворота.
Видно, шутки шутит кто-то.
Смотрит в щель Степан – внутри
Так темно, хоть глаз дери!

Входит Степа в зал огромный,
Закопченный весь и темный,
Паутина по углам,
На полу какой-то хлам,
Дождик капает сквозь крышу,
Ветер в щели хрипло дышит,
Колом вздыбился паркет.
На стене висит портрет,
А чуть ниже, на подушке
Средь кувшинок спит лягушка,
Он её под брюшко хвать
И повсюду целовать!
А она ему: «Ква-ква!
Хоть стара я, но жива!
Я тебя не отпущу –
Тоже в жабу превращу!»
Испугался Степа жутко:
«Погоди одну минутку.
Ты принцесса или нет?»
Был на то «Ква-ква!» ответ.
Бросился Степан из зала,
А она: «Держи нахала!
Буду я его женой!
Он пришел сюда за мной!»
Шлёп! Шлёп! – вслед лягушка скачет.
Полюбила очень, значит!

В зал другой он поспешил,
Но проблемы не решил –
На полу там спят вповалку
Зебры, кобры и русалки
И венчает этот бред
Рыба-кошка-муравьед!
«Целовать не буду! Дудки!
Не по мне такие шутки!
Ишь удумали чего!
Мне не надо никого,
Кроме девушки с портрета,
Ведь ее прекрасней нету!»
От такой большой обиды
Звери, спавшие для виду,
Быстро на ноги вскочили,
Степу в лапы заключили,
Стали дружно целовать
И жениться призывать.
Света наш Степан невзвидел,
Гадким словом их обидел,
Дёру дал и дверь закрыл.
А они, что было сил,
Начали в нее ломиться:
«Должен ты на нас жениться!»
Дверь того гляди снесут
И устроят страшный суд.

В третьем зале тоже спят –
Девки, по четыре в ряд,
Но у них такие лица,
Что нельзя на них жениться.
Как увидели Степашу,
Закричали: «Радость наша,
Ждем тебя уже сто лет,
Женихов-то нынче нет.
Раз пришел ты в замок сам,
То достанешься всем нам!»
Живо на ноги вскочили,
В круг свой тесный заточили,
Стали Степу целовать
И жениться призывать.
А снеся с петель все двери,
Сзади подоспели звери...
Тут бы Степе и конец!
Но не струсил молодец –
Он из их когтей и жал
Вырвался и убежал.

А пока сообразили,
Что Степана упустили,
Он по лестнице поднялся.
Вдруг ужасный храп раздался.
Видит, девушка-дракон,
Спит в гробу размером с дом.
И написано у гроба:
«Разбудить принцессу чтобы,
Поцелуй ее в уста!»
С подписью: «Твоя мечта!»
«Нет уж!» – Степа наш решился,
Три раза перекрестился
Да и выпрыгнул в окно,
Уяснив себе одно:
«Надо с этим всем кончать,
Надо снова жизнь начать!»
Приземлившись в старый стог,
Побежал, не чуя ног
Забивать назад ворота –
Не дай бог пролезет кто-то!
Долго все они визжали,
Слезы лили, умоляли,
Зря тянула свой портрет
Рыба-кошка-муравьед,
Зря лягушка-нецаревна
На него смотрела гневно,
А кошмарные девицы
Под чадрой скрывали лица –
Ничего не помогло.
Враз от сердца отлегло,
Лишь ворота он забил
И таков из лесу был.
А вослед ему: «Черт с ним!
Ладно, девки, дальше спим!»

Вновь Степан идет по лесу.
Проклинает он принцессу,
Замок ужасов ее
И тщеславие свое.
Вдруг он видит, у ручья
Спит красавица ничья.
Рядом с ней стоит корзина,
В ней брусника и малина.
Как увидел он ее,
Сразу понял: «Вот мое
Счастье! – и поцеловал. –
Я тебя всю жизнь искал!»
А она глаза открыла,
Говорит ему: «Мой милый,
Я сейчас смотрела сон,
Был ты там в меня влюблен!»
«Я Степан!» «А я Анюта!
Мы живем за лесом тута.
Я ведь дочка кузнеца…»

Целовались без конца,
А наутро обвенчались.
Через год они собрались
Навестить родню Степана.
В гости прибыли как паны,
Ведь Степан стал кузнецом.
Он с Анютиным отцом
Целый год работал дружно –
Для семьи стараться нужно.
Всем подарки привезли,
Но Федота не нашли.
Мать Степана их встречает,
Люльку новую качает:
«Ты, Андрей, расти скорей,
Стань сильней богатырей,
Всех прекрасней и умнее,
Всех честнее и добрее,
Для меня лишь ты один
Навсегда любимый сын!»
Так всю жизнь она поет…
И давно ушел Федот
Счастье для себя искать,
Папе с мамой доказать,
Что Андрюшки он умнее,
На пятнадцать лет взрослее,
И прекрасней во сто крат.
Кто во всем здесь виноват,
Не понять, не разобраться –
Он теперь ревнует к братцу.
Срок ему с печи слезать,
Чтобы делом доказать,
Что ошиблись папа с мамой,
И что Федя самый-самый!
Где-то он теперь идет,
Сказки слушает и ждет,
Что удача улыбнется –
Счастье для него найдется!
Ревность Степа позабыл,
Крепко братьев полюбил,
И теперь для папы с мамой
Он помощник лучший самый.

Надо взрослых понимать.
Любят всех отец и мать –
И братишек, и сестренок,
И мальчишек, и девчонок.
А кто станет ревновать,
Будет жабу целовать!

дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. (Запись А. С. Пушкина).

Широко известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея... Многие из них

Остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются явные признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чегото по щучьему веленью).

Динамизм сказочного повествования сделал особенно важной стилистическую роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в их традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела - ударилась - сделалась; брызнул - срослись; ударил - вогнал, размахнулся - срубил.

Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой исеребряный., возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.

3.3. Бытовые сказки

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого - сопереживание или смех.

В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе

сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает - и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему (СУС 735 А). В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой - ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка (СУС 1353).

Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам - смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.

Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола "жить", которое исчезло из живого языка, но "окаменело" в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказкане вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца - рассказала бы до конца1 .

Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает:Прибежала домой телешом (т. е. раздетой)2 .

Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный

1 Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. Ред. Э.В. Померанцева. – М., 1969. – С. 333.

2 Сказки куприянихи/ Запись сказок, статья и коммент. А.М. Новиковой и И.А. Осовецкого. – Воронеж, 1937. – С. 158, 160. (Сказка «Как попадья дьякона любила»).

материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок - 646, новеллистических - 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то "веселое лукавство ума", которое А. С. Пушкин считал "отличительной чертой наших нравов".

3.3.1. Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра - человек, униженный

в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники - богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "умные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая - Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене:"Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, .чтоб эти блины плавали

в масле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах..."(СУС

1380: "Николай Дупленс-кий")1 .

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой - тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак

1 Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. И коммент. Э.Гофман и С. Минц. – М., 1941. – С. 209.

приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: "Мертвое тело").

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка - это веселый фарс, логика развития ее сюжета - логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "дурак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального "безумия"1 .

Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну"выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти - он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки

1 Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора филолог. Наук. – Л., 1979.

о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами -

с другой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов (СУС 790*: "Золотое стремечко"; СУС -800*: "Пьяница входит в рай" и др.).

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок - это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик - с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа");Жилибыли вятчане, хлебали... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан»)1 .

С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец - с того света выходец; Тихон - с того свету спихан; Наум -взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск - вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол - "у него четыре ноги, сам дойдет ", надевают горшки на обгорелые пни -"ребята стоят без шапок ". От-

1 Сказки и предания самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб., 1884. – С. 119; 164.

Производители волшебной палочки наладили выпуск новой модели с функцией предварительного просмотра содеянного.

«Можно было, конечно, еще поболтать, - думал Змей Горыныч, улетая от Ильи Муромца, - но одна голова хорошо, а две лучше!»

«Слишком легкая смерть для Кощея», – подумал Иван-Царевич и вставил иглу в швейную машинку... Пускай поколбасит!

А вот почему Карлсона при его одновинтовой схеме не крутит в противоположную вращению винта сторону? Неужели он создает встречную циркуляцию варенья по кишечнику и таким образом компенсирует возникающий вращающий момент?

Три дня и три ночи тер Алладин волшебную лампу. Пока не увидел на потертом боку: Made in China.

Красная Шапочка, - возмущается пятилетняя Леночка, - сама виновата! Зачем всем разболтала, где бабушка живет?!!

Бухгалтер впервые читает четырехлетней дочери сказку про Золушку. Девочка очарована историей, особенно той ее частью, где тыква превращается в золотую карету.
Внезапно она спрашивает:
- Мам, а вот когда тыква превращается в золотую карету, это классифицируется как доход или как увеличение стоимости имущества?..

Учительница старой советской закваски, закончив чтение, спрашивает первоклашек:
- Итак, дети, чему нас учит "Сказка о рыбаке и рыбке"? Машенька?
Мизерная первоклашка отвечает:
- Сказка учит нас, что неуемный рост потребления в современном капиталистическом обществе неизбежно приведет человечество к экологической и гуманитарной катастрофе!

Летит Карлсон с Малышом на шее, фигуры высшего пилотажа выделывает. После приземления достает он платочек и, протирая шею, говорит:
- Уф, как я с тобой вспотел!
А Малыш отвечает:
- Нет, это я с тобой описался...

Какая странная у вас картина. Называется "Кот в сапогах". Сапоги вижу, а где же кот?
- В сапогах!

Винни-Пух жует булочку, подходит Пятачок.
- Винни, дай булочку.
- Это не булочка, а пирожок.
- Ну дай пирожок.
- Это не пирожок, а пончик.
- Ну дай пончик.
- Слушай, отстань, ты сам не знаешь, чего хочешь!

Подходит к нему шестилетняя дочка и говорит:
- Пап! А я знаю почему Баба-Яга говорила, что чует, когда русским духом пахнет!
- И почему?
- А вот в книжке написано, что пока Иван-царевич шел, сносил шесть пар сапог. И нигде не написано, что он портянки менял!

Ты кто?
- Ниндзя.
- А чё такой медленный?
- Черепашка.

Случайно Винни-Пух узнал, что принадлежит к древнему ирландскому роду. Это событие круто изменило его жизнь. Из добродушного весельчака он превратился в сварливого сноба. Теперь его звали Винни О`Пух.

Когда вырастешь, кем станешь? - спрашивают малыша.
- Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным!
- Это еще почему?
- Их все уважают, боятся, и никто не учит жить...

Прибежала курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Косу я, конечно, дать могу. Но почему бы тебе просто не взять у меня масла?
- Да-а?! И запороть такой хороший квест?!

Чего тебе надобно, старче?
- Как ты меня, Рыбка, замучила! Уже третье желание на тебя трачу. Зови меня Коля! КО-ЛЯ!!!

Поцеловал как-то Иван Царевич лягушку, а та как закричит нечеловеческим голосом:
– Трансформируюсь!!!

Красная Шапочка больше не ходит пешком в лес. Бабуля купила ей джип.
Смотрите во всех кинотеатрах города – "Волкодав".

– Ты что нам за смерть Кощея Бессмертного прислал?! Файл в архиве, архив в письме, письмо в архиве...

Избушка, избушка, повернись ко мне лесом, к заду передом...
- Вы ставите меня в филологический тупик своими авангардистскими идиомами.
- Чё?!
- Да примерно это я и имела в виду...

Папа Карло говорит Буратино:
– Сынок, ты хотел, чтобы Дед Мороз тебе зверюшку принес. Ты что, не рад подарку?
– Я же хотел щенка...
– Ну, не все дети получают именно то, что хотят!
– Но этот бобёр как-то странно на меня смотрит...

Дети! Завтра мы идем в зоопарк! - объявляет воспитательница в детском садике.
- А зачем? - спрашивает маленькая девочка.
- Ты там познакомишься с волком, с медведем, с лисой, с зайцем.
- И с Колобком?

Почему мне так холодно, Герда?
- Потому что ты злой, Кай.
- Я злой, потому что здесь минус сорок, а я в одной майке!!!

Али-баба подходит к пещере, говорит:
- Сим-сим, откройся!
А ему в ответ механический голос:
- Введите ваш пин-код.

– Не пей из лужи, козленочек! Иванушкой станешь!..

Девочка носится по квартире и приговаривает:
- Если я потеряю одну туфельку, то буду Золушка, а если сразу две, то Элли!

Дамблдор закрыл все входы в Хогвартс, чтобы Волдеморт не мог туда войти. Но Волдеморт вошел через выход...

Слушай, Коля, а если бы ты познакомился со стариком Хоттабычем, какое свое желание ты попросил бы его выполнить?
- Я бы попросил сделать Лондон столицей Франции.
- Почему?
- А я так вчера ответил на географии и получил двойку!..

Старая фея опять все перепутала. После двенадцатого удара часов принц превратился в хромую, облезлую крысу. И только Золушка совсем не изменилась, она стояла в сторонке и каждую минутку нервно поправляла корону на своей тыкве...

Рон подходит к Снеггу и говорит:
- Профессор, ваше задание выполнено!
- Но я ничего не просил.
- Так я ничего и не делал...

И вскочил Иван царевич на коня, крикнул по-молодецки, но тут же подбежали к нему какие-то люди и на землю сбросили. Правильно: куда ж БЕЗ БИЛЕТА НА КАРУСЕЛЬ ЛЕЗЕШЬ?!

Заходит Пятачок в магазин:
- А из чего подушки сделаны?
- Из пуха.
- Ах, Винни, Винни...

Ползут две змеи в джунглях. А навстречу идет слон. Одна другой говорит:
- Давай над слоном подшутим!
А другая и отвечает:
- Хватит, Рон, над стариком Хоттабычем уже пошутили!

Гарри бреется перед зеркалом и говорит Рону:
- Что-то у меня бритва не бреет!!
Рон:
- Странно, а линолеум она резала хорошо...

Ты доволен своими пчёлами? - спрашивает Дамблдор у Хагрида.
- Очень! Мёд, правда, они ещё не дают, но уже изжалили всех слизеринцев со Снейпом в придачу.

Малфой продает газеты:
- Сенсация! Сенсация! Сто человек обмануто!
Прохожий заинтересовался, купил газету. Малфой:
- Сенсация! Сенсация! Сто один человек обманут!

Гарри говорит Рону:
- Знаешь, я перестал верить всяким колдунам, гадалкам, ворожеям.
Рон:
- Почему?
Гарри:
- Я пришел к профессору Трелони и постучал в дверь. И как ты думаешь, что она спросила?
Рон:
- Что же?
Гарри:
- "Кто там?"

Лили и Джеймс Поттеры возвращаются от Дурслей. Лили говорит:
- Мало того, что ты уснул, когда Петуния пела оперную арию, так ты еще проснулся, когда она брала верхнее "си" и сказал: "Впустите собаку". !

Каждую весну зайцы устраивают соревнования по плаванию, и каждую весну дед Мазай их срывает!

Приходят из школы Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч. Баба-Яга хвастается:
- Я четверку получила!
Кощей:
- А я пятерку!
А Змей Горыныч говорит:
- А я шестерку!!!
- А как это?
- А каждая голова получила по двойке.

Если бы у Старика Хоттабыча в бороде было лишь три волоска, то он был бы похож на Золотую Рыбку.