Антонелло да мессина картины. Энциклопедия живописи - итальянская школа - антонелло да мессина. Смотреть что такое "Антонелло да Мессина" в других словарях

«Мария Аннуциата» — одна из самых известных картин великого итальянского живописца Антонелло да Мессины (1429/31 — 1479). Известный живописец Раннего Восстановления написал картину в 1475 году. Дерево, масло.

Размеры: 45 x 34,5 см. На данный момент находится в Национальном музее Палермо.

«Мария Аннуциата» имеет характерные черты живописи Да Мессины. Живописцы эры Раннего Восстановления, возможно сообщить, только-только постигали мастерство живописи.

Это было время, в то время, когда великие живописцы обнаружили новые формы, изобретали новые стилевые решения и техники, стали известны собственными опытами с живописью. Творчество живописцев Восстановления напрямую отразилось на мастерстве всех последующих поклонений живописцев и до сих пор есть примером для начинающих художников.

Антонелло да Мессина не есть исключением из правил.

Для кисти данного художника особенно свойственны потрясающие по реалистичности и глубине портреты людей, и картины на религиозные темы. В картине «Мария Аннуциата», и картине «Благовещение», живописец изобразил погрудный портрет дамы.

Тут мы можем заметить, что Антонелло да Мессина пробует выразить невыразимое через символические вещи. Большая часть живописцев изображали Благовещение как раз как жанровые сцены, но Антонелло отходит от данной практики и высказывает чувство духовной связи с высшим, как внутреннее состояние Марии Аннуциаты.

Её взор, поза рук и головы, выражение лица - всё показывает, что сейчас Мария находится на большом растоянии от временного мира.

Мария Аннуциата находится на тёмном фоне, как бы подчёркивая этим и свою отрешённость и свою внешность от мира. Но в собственной картине Антонелло да Мессина смог выделить глубину картины, отодвинув фигуру дамы на второй план при книги и помощи пюпитра, которая находится перед Марией.

Картина «Мария Аннуциата» Антонелло да Мессина

Желаете неизменно и при любых событиях смотреться превосходно? Этого добиться вам окажет помощь качественная бижутерия от http://www.formygirl.ru.

Бусы, серьги, браслеты, кольца и другое.

Антонелло да Мессина (1429/30-1479) (Antonello da Messina) картины великих живописцев

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

"Жизнеописание Антонелло да Мессины живописца"

"Когда я сам с собою рассуждаю о благодеяниях и преимуществах, полученных искусством живописи от многочисленных мастеров, воспринявших вторую сию манеру, то не могу по их произведениям назвать их иначе, как поистине трудолюбивыми и превосходными, ибо они всеми силами старались поднять живопись на более высокую ступень, не считаясь ни с удобствами, ни с расходами, ни с какими-либо личными интересами. Между тем, работая на досках и на холсте, они никогда не применяли иных красок, кроме темперы, начало же этому способу было положено Чимабуэ в 1250 году, когда он работал с упоминавшимися греками, а продолжали его Джотто и другие, о которых говорилось до сих пор; этого же способа придерживались и после них, хотя художники и признавали, что живописи темперой не хватало некоей мягкости и живости, которые, бы только их удалось найти, придали бы больше изящества рисунку и большую красоту колориту и облегчили бы достижение большего единства в сочетании цветов, в то время как они в своём письме всегда пользовались лишь кончиком кисти. Однако, хотя многие и изощрялись, чтобы найти нечто подобное, всё же никто хорошего способа не открыл, даже применяя жидкий лак или краски другого рода, смешанные с темперой. И в числе многих делавших такие или подобные им попытки, но напрасно, были Алессо Бальдовинетти, Пезелло и многие другие, но ни у кого из не удавались произведения той красоты и добротности, какие они себе воображали. И даже когда они находили то, чего искали, они не в состоянии были добиться того, чтобы фигуры на досках держались так, как они держались на стене, а также способа промывать их так, чтобы краска не сходила и чтобы они не боялись никаких толчков при обращении с ними. Обо всех этих вещах многие художники, собравшись вместе, неоднократно вели бесплодные споры. К тому же стремились и многие возвышенные таланты, занимавшиеся живописью за пределами Италии, а именно живописцы Франции, Испании, Германии и других стран. И вот при таком положении вещей случилось так, что работавший во Фландрии некий Иоанн из Брюгге(1) живописец в тех краях весьма ценимый за большой опыт, приобретённый им в этом занятии, начал испытывать разные виды красок, а так как он занимался и алхимией, то и смешивать разные масла для лаков и другие вещи, соответственно выдумкам людей мудрствующих, к каковым принадлежал и он. Однажды, дописав с большой тщательностью доску и потратив на это величайший труд, он покрыл её лаком и, как полагалось, выставил сушиться на солнце. Однако, то ли потому, что жар был слишком сильным, то ли дерево было плохо пригнано или плохо выдержано, названная доска злополучно разошлась по швам. И потому, увидев вред, причинённый ему солнечным жаром, Иоанн решил не допускать больше никогда, чтобы солнце причиняло столь большой ущерб его работам. И вот, так как лак досадил ему не менее чем работа темперой, он стал думать о том, чтобы он сохнул в тени и чтобы ему не приходилось выставлять свою живопись на солнце. Поэтому, испробовав многое как в чистом так и в смешанном виде, он в конце концов обнаружил, что масло льняное и ореховое из всех им испытанных сохнут лучше всех. Вскипятив их с другими своими смесями, он получил лак, о котором давно мечтал и он да, пожалуй, и все живописцы мира. Проделав опыты со многими другими составами, он увидел, что у смеси красок с этими видами масел получался очень прочный состав, который, высохнув, не только не боялся вовсе воды, но и зажигал краски так ярко, что они блестели сами по себе без всякого лака, и ещё более чудесным показалось ему то, что смешивались они бесконечно лучше темперы. Такое изобретение очень обрадовало Иоанна; а так как он был человеком весьма толковым, то и приступал к многочисленным работам, коими заполнил все те края, к огромному удовлетворению их жителей и к величайшей своей пользе. И, приобретая с каждым днём всё больший опыт, он стал выполнять всё более крупные и лучшие работы.
Молва об изобретении Иоанна скоро распространилась не только во Фландрии, но и по Италии и многим другим частям света, пробудив в художниках величайшее желание узнать, каким образом он придавал такое совершенство своим работам. Художники эти, видя его работы, но не зная, чем он для них пользовался, вынуждены были его прославлять - воздавать ему бессмертные хвалы, но в то же время всячески ему завидовали, тем более что он долгое время не хотел, чтобы кто-нибудь видел, как он работает или узнал его тайну. Однако, дожив до старости, он оказал такую милость Руджери из Брюгге, ученику своему, а Руджери - обучавшемуся у него Ауссе(2) и другим, о которых говорилось, когда речь шла о письме маслом в живописных работах. Но, несмотря на всё это, хотя купцы и закупали эти картины и рассылали их по всему свету государям и высокопоставленным лицам, к великой для себя выгоде, изобретение это за пределы Фландрии не выходило. Картины подобного рода обладали острым запахом, который им придавали смешанные вместе масла и краски, в особенности же когда они были новые, и потому казалось, что можно было распознавать их, чего, впрочем, не случалось в продолжение многих лет. Однако несколько флорентинцев, торговавших во Фландрии, послал неаполитанскому королю Альфонсо I доску(3) со многими фигурами, написанную маслом Иоанном, которая красотой фигур и новоизобретенным колоритом королю весьма понравилась; и все живописцы, какие только были в том королевстве, собрались, чтобы взглянуть на неё, и все как один удостоили её наивысших похвал.
И вот некий Антонелло из Мессины, обладавший талантом отменным и резвым, будучи человеком в своём деле весьма проницательным и опытным и много лет обучавшийся рисованию в Риме(4), сперва поселился в Палермо и работавший там много лет и, наконец, в Мессине, на своей родине, где он своими произведениями подтвердил добрую славу, которой он пользовался в своём отечестве как отменный живописец. Отправившись однажды по своим надобностям из Сицилии в Неаполь, он услыхал, что названному королю Альфонсо прислана из Фландрии вышеупомянутая доска работы Иоанна из Брюгге, написанная маслом такой манерой, что её можно было мыть, что она не боялась никаких толчков и обладала всяческим совершенством. Когда он добился разрешения на неё взглянуть, живость красок, а также красота и цельность живописи произвели на него такое сильное впечатление, что, отложив в сторону все другие дела и мысли, он отправился во Фландрию и, прибыв в Брюгге, близко подружился с означенным Иоанном и подарил ему много рисунков в итальянской манере и всяких других вещей. Поэтому, а также потому, что Антонелло был очень внимателен, а Иоанн уже стар, последний в конце концов согласился показать Антонелло, как он пишет маслом. Антонелло же не уехал из этих краёв до тех пор пока досконально не изучил тот способ живописи, о котором так мечтал. Недолгое время спустя Иоанн скончался, Антонелло же уехал из Фландрии, чтобы повидать свою родину и посвятить Италию в столь полезную, прекрасную и удобную тайну. Пробыв несколько месяцев в Мессине, он отправился в Венецию, где, будучи человеком весьма склонным к удовольствиям и весьма преданным Венере, решил поселиться навсегда и закончить свою жизнь там, где он нашёл образ жизни, вполне соответствующий его вкусам. Приступив же к работе, он написал маслом тем способом, которому научился во Фландрии, много картин, рассеянных по домам дворян этого города, где благодаря новизне своего исполнения они стали очень высоко ценится. Он написал много и других, которые были разосланы в разные места. В конце концов, когда он завоевал там славу и большую известность, ему был заказан на дереве образ для Сан Кассано, приходской церкви этого города(5), и образ этот Антонелло написал со всем присущим ему умением и не щадя времени. Когда же он был закончен, то за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же были им хорошо нарисованы, он был весьма одобрен и очень высоко ценился. А после того, как новый секрет, привезённый из Фландрии в Венецию, был раскрыт, Антонелло до конца своей жизни пользовался любовью и лаской великолепных дворян этого города.
Среди живописцев, стоявших в то время в Венеции на высоком счету, весьма превосходным почитался некий мастер Доменико(6). Когда Антонелло приехал в Венецию, тот осыпал его всяческими ласками и любезностями, какие только могут быть оказаны самому дорогому и нежному другу. И потому Антонелло, не желая оставаться в долгу, за любезности мастера Доменико по прошествии многих месяцев открыл ему секрет и способ писать масляными красками. При всей исключительной оказанной ему ласке и любезности ничто не могло быть для Доменико более дорогим, да и не удивительно, ибо, обладая этим секретом, он, как это и предполагал Антонелло, отныне всегда пользовался на своей родине величайшим почётом. И, без сомнения, жестоко ошибаются те, кто полагает, что, если они будут скупиться на то, что им ничего не стоит, всякий должен служить им, как говорится, рад их прекрасных глаз. Любезность мастера Доменико-венецианца извлекла для него из рук Антонелло то, чего тот добился с таким трудом и в поте лица своего и чего не уступил бы никому другому хотя бы за огромные деньги. Но так как о мастере Доменико будет рассказано в своё время, о том как он работал во Флоренции и о том, кому он подарил то, что от других получил своей любезностью, я только скажу, что Антонелло после образа в Сан Кассано написал много картин и портретов для венецианских дворян, мессеру же Бернардо Вьеккьетти, флорентинцу, принадлежит написанный его рукой на одной и той же картине прекраснейшие св.Франциск и св.Доминик(7). Когда же затем Синьорией Антонелло были заказаны в палаццо Дукале несколько историй, которые не захотели передать Франческоди Монсиньоре, веронцу, несмотря на то, что тому весьма покровительствовал герцог Мантуанский, он заболел воспалением лёгких и умер 49 лет от роду, даже не приступив к этой работе(8). Художниками ему были устроены весьма торжественные похороны за то, что он одарил искусство новой манерой писать красками, о чём свидетельствует следующая эпитафия:

"Господину Всеблагому Всевеликому,
Антоний живописец, лучшее украшение своей Мессины и всей Сицилии, здесь земле предан. Не только за свои картины, отличавшиеся особой красотой и искусством,
но и за блеск и долговечность, какие он первым
придал италийской живописи смешением красок с маслом, высшим старанием художников прославлен он навсегда".

Смерть Антонио опечалила многочисленных друзей его, и в особенности Андреа Риччо, скульптора, изваявшего в Венеции, во дворце Синьории, две обнажённые статуи Адама и Евы, которые и теперь там можно видеть и которые почитаются прекрасными(9).
Такой был конец Антонелло, которому наши художники должны несомненно быть обязаны за то, что он ввёз в Италию способ писать маслом, не менее чем Иоанну из Брюгге за то, что он изобрёл его во Фландрии, ибо и тот и другой облагодетельствовали и обогатили это искусство. Действительно, благодаря этому изобретению художники со временем достигли такого совершенства, что смогли изображать свои фигуры почти что живыми. И это тем более ценно, ибо лишь немногие писатели приписывают древним такую манеру писать красками. А если бы можно было убедиться в том, что у древних её действительно не было, то в этом достижении наше время превзошло бы совершенство древних. Но, подобно тому, как не говорится ничего, что уже не было бы сказано, так, пожалуй, ничего и не делается, что не было бы уже сделано. Почему без дальнейших разговоров я пойду дальше и, всячески похвалив тех, кто помимо рисунка чем-нибудь да обогатил искусство, перейду к остальным".

(1) Иоанн из Брюгге - Ян ван Эйк (умер в 1441 г.). Ван Эйк, видимо, не изобрёл, а усовершенствовал технику масляной живописи, и рассказ о нём Вазари достоверности не имеет.
(2) Руджери из Брюгге - Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464), Ауссе - Ганс Мемлинг (ок.1433-1494).
(3) О какой картине идёт здесь речь, неизвестно.
(4) О пребывании Антонелло в Риме и Брюгге никаких сведений не сохранилось. Вероятнее всего, что и нидерландской живописью он познакомился в Неаполе, не выезжая за пределы Италии. Живопись маслом была известна в Италии и до него, и потому приписываемая ему Вазари заслуга ознакомления итальянцев с новой живописной техникой ему не принадлежит.
(5) Работа сохранилась и находится теперь в Венском художественном музее.
(6) Дальнейший рассказ Вазари о пребывании Антонелло в Венеции мало правдоподобен.
(7) Работа не сохранилась.
(8) Антонелло умер не в Венеции, а в Мессине; его возраст также указан не точно.
(9) Андреа Риччо - венецианский скульптор. Статуи Адама и Евы во Дворце Дожей принадлежат не ему, а Антонио Риччо (Риццо).


«Мадонна с младенцем». Ок.1475. Холст, масло, темпера. Национальная Галерея Искусства, Вашингтон.

Антонелло да Мессина родился около 1430 г. и умер еще сравнительно не старым человеком, в 1479 году. Вазари в своем своде биографий освещает и его жизнь. О Вазари я вспомнил не случайно, он писал практически обо всех и об Антонелло рассказал романтическую, почти авантюрную, но совершенно недостоверную историю. Согласно Вазари, Антонелло да Мессина отроком уехал в Нидерланды и поступил в учение к Яну ван Эйку, который, как тогда были уверены, придумал масляную живопись. Ван Эйк, вернее, братья ван Эйки: Ян и Губерт не изобрели, а усовершенствовали масляную живопись. И вот, Ян ван Эйк якобы держал в строжайшей тайне рецептуру даже от ближайших своих собратьев, но молодой итальянец был настолько обаятелен, настолько вошел к нему в доверие, что Ян ван Эйк раскрыл Антонелло да Мессине секреты масляной живописи. И выведав все у мастера, Антонелло уехал и привез рецептуру нидерландцев в Италию.

Начнем с того, что у Яна ван Эйка он учиться никак не мог, потому что ван Эйк умер, когда Антонелло было всего одиннадцать лет. Но технику масляной живописи он действительно прекрасно знал, работал в ней и почерпнул ее явно у себя на родине, на Юге Италии, у тех нидерландцев, которые могли быть как-то, по крайней мере, косвенно связаны с кругом Яна ван Эйка и других художников, работавших в первой половине XV в. на территории Фландрии.

«Salvator Mundi (Спаситель Мира)». 1465. Дерево, масло.Национальная Галерея, Лондон.

Широкие связи итальянского города Мессины с Нидерландами уходят корнями в Средневековье. Это прежде всего торговые отношения, но и культурные тоже. Нельзя сказать, что в Мессине образовалась целая колония нидерландских художников, но еще со времен правления Фридриха II, одного из самых блестящих императоров Священной Римской Империи, который умер в 1250 г., северяне - французы, фламандцы, голландцы - здесь не переводились. И Антонелло да Мессина, по выучке своей, с ними явно связан.
А Тоскана, напомню, в это время целиком работает в темпере. Масляная живопись в середине и третьей четверти XV в. для итальянцев еще совершеннейшая новинка. Отдельные опыты делались, но спорадически и носили, так сказать, экспериментальный характер. А Антонелло да Мессина переживает свой звездный час – это полтора года: 1475 и часть 1476, когда он, вероятно, по приглашению живет в Венеции. В это время он создает много произведений и пишет свои лучшие вещи. Очень возможно, что в Венеции его ценили по достоинству, выше, во всяком случае, чем на родине. Возможно, что в 1476 г. Антонелло на сравнительно недолгое время попадает в Милан, к герцогу Сфорца. Мы знаем, что такое приглашение он получил, а потом возвратился к себе на родину, в Мессину, где, как я уже сказал, и умер в 1479 году.
Уже одного того, что Антонелло да Мессина распространил и внедрил не только в итальянское, но в том числе и в немецкое искусство новую, гораздо более богатую, гибкую, подвижную, артистичную технику, было достаточно для того, чтобы его имя осталось в истории искусства. Но кроме того, он замечателен и как первоклассный мастер, один из крупнейших художников Кватроченто, мастер, который проявил себя в разных областях станковой живописи. И в изображении обнаженного тела (его знаменитый дрезденский «Св.Себастьян»), и в становлении чисто венецианского типа алтаря «Santa Conversazione» («Святое Собеседование») в его «Алтаре св.Кассиана», к сожалению дошедшем до нас во фрагментированном виде.

«Христос у колонны». Ок.1476. Дерево, масло. Музей Лувра, Париж.

И, наконец, едва ли не самое важное, - это огромный вклад Антонелло да Мессина в развитие итальянской портретной живописи. Мы говорили о Боттичелли, который в известном смысле был новатором портретной живописи, но стадиально работы Антонелло да Мессины предшествуют Боттичелли и во многом, несмотря на свою внешнюю скромность, его превосходят.
Сохранилось большинство его работ венецианского периода. Но не только. Известны и вещи, которые определены как ранние произведения мастера. К числу таковых относится его знаменитый «Св.Иероним в келье». Небольшая доска, датированная приблизительно 1460 г. и выполненная еще задолго до появления художника в городе на Адриатике. В этой работе особенно заметна его теснейшая связь с нидерландской живописью. Мы не раз с вами убеждались, и я говорил, и вы сами могли почувствовать, что интерьер как специфическая проблема, интерьер как тема, воплощаемая в своей, так сказать, портретной конкретности, не привлекала итальянских художников. Интерьеры тосканских мастеров середины XV в. и интерьеры Гирландайо, если говорить о художниках конца столетия, всегда несколько фантастичны, запутанны, декоративны, монументальны, нелогичны и как-то мало соотнесены с человеком. Совершенно иное отношение к интерьеру проявилось у Антонелло да Мессины в этой небольшой, но очень важной, этапной для итальянской живописи картине.

Св.Иероним в келье. Ок.1475. Дерево, масло. Национальная Галерея, Лондон.

Огромные мощные каменные порталы открываются внутрь слегка сумрачного, но вовсе не мрачного помещения, в котором тоже есть элемент некоторой архитектурной фантазии. Нечто вроде зала, если попытаться воспринять все открывающееся архитектурное пространство как целостность некоего зала, функции которого не обозначены. В интерьере появляется еще один микроинтерьер – рабочее место или полузакрытый кабинет, где трудится св.Иероним - покровитель гуманистов, мастер-книжник. Если посмотреть на ветви пространства, которые раздваиваясь уходят в глубину, то это пространство как бы огибает остов кабинета, уходя двумя течениями внутрь картины. Слева – нечто вроде жилого покоя, свет, падающий из окна на пол, табуреты, стоящие возле окна, прямоугольное окно в глубине, а справа – вдруг появляются готические колонны, свод, почти церковный неф. Готические стрельчатые арки появляются и вверху, высота не определена, она уходит за пределы изображения, где сгущается непроницаемый мрак. Здесь есть какая-то почти романтическая неопределенность, тем более, что интерьер заканчивается, пол подходит к стене, ближе к зрителю, они находятся не на одном уровне, так что и стену трудно себе представить как единую и монолитную. Это обилие интерьерных деталей, среди которых живет и работает св.Иероним, явно идет от нидерландской любви к предметности. Здесь и разнообразные сосуды – керамические, стеклянные, металлические, и книги, и рукописи, и какие-то деревянные коробки, потрескивающие лаком, и висящие полотенца. Все это очень любовно и тонко написано, так, как писали именно нидерландцы, и только у нидерландских мастеров можно было научиться такому пристальному вниманию к вещи и почерпнуть представление о ее обаянии.

Биографические данные об Антонелло да Мессина скудны - главным образом, это упоминание имени мастера в различных документах, не позволяющих реконструировать его творческую биографию. Уроженец Сицилии, он, возможно, учился в Неаполе, но значительную часть жизни провел в родном городе. В 1474-1475 годах работал в Венеции, где выполнил ряд заказов. Творческое формирование Антонелло да Мессина протекало в гораздо менее благоприятной среде, чем у его современников, работавших в Центральной и Северной Италии. Ни в Неаполе, ни тем более на Сицилии не было сколько-нибудь значительной живописной школы. Но в то же время Сицилия и Южная Италия были богаты памятниками античности, сицилийские церкви украшали византийские мозаики, в Неаполе в XIV и XV веках работали видные скульпторы тосканской школы и были известны картины нидерландских мастеров. Наконец, здесь же, при дворе неаполитанского короля Альфонсо Арагонского собрался кружок видных итальянских гуманистов. Произведения Антонелло да Мессина свидетельствуют о том, что он знал работы нидерландских мастеров, у которых перенял технику живописи масляными красками. Его творческое наследие сравнительно невелико и относится преимущественно к 1470-м годам, хотя художник много работал и в предыдущем десятилетии. К сожалению, некоторые его композиции дошли до нас в очень плохом состоянии. Но вместе с тем Антонелло да Мессина предстает как один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. В его творчестве явственно проступают «северные акценты», свидетельствующие о знакомстве с работами нидерландских мастеров. Ему свойственно несколько необычное для итальянских мастеров внимание к миру «малых вещей»; самостоятельную жизнь у него приобретают не только предметы обстановки, но даже отбрасываемые ими тени. Он любит оптические иллюзии - так, свою подпись художник часто ставит на искусно написанных смятых, с загнутыми углами, бумажках, якобы приклеенных к парапетам. Наконец, вслед за северными мастерами он открывает жизнь солнечного света, скользящего, постепенно ослабевая, в глубине помещений, отчетливо выявляющего форму предметов, чуть отсвечивая на их поверхности. В то же время Антонелло да Мессина смотрит на мир глазами мастера итальянского Возрождения, видящего в его пестрой картине ясное, разумное, гармоническое начало.

В какой-то мере программной для Антонелло да Мессина является одна из самых замечательных его работ - небольшая (46 х 36,5 см) композиция «Святой Иероним в келье» (Лондон, Национальная галерея, ок. 1474). Она полна торжественности и гармонического равновесия. Огромный арочный портал обрамляющий обширное пространство церковного интерьера, где в уходящем в глубину портике мирно разгуливает лев, подчеркивает величавую торжественность позы Святого Иеронима, восседающего в своей странной, встроенной в церковный интерьер келье, как на театральной сцене. В то же время в этом величественном зрелище, открывающемся нам, микро- и макромир предстают в причудливом единстве. Колоссальный портал оборачивается небольшим проемом, в нижней части которого разгуливают перепелка и павлин; в крохотных окнах в глубине храма открываются обширные, залитые серебристым светом пейзажные панорамы. Это органическое единство мира, величавой торжественности общего решения композиции и примет обыденности дополняется сложной жизнью света, который как бы падает извне, через арочный проем, освещая фигуру Святого Иеронима, и в то же время льется из окон в глубине, разливаясь сребристым потоком по мозаичному полу боковых нефов и высвечивая арки правого нефа с гуляющим в нем львом.

К числу самых значительных работ Антонелло да Мессина принадлежит «Святой Себастьян» (ок. 1475, Дрезден, Картинная галерея), написанный во время его пребывания в Венеции и являвшийся левой стороной несохранившегося алтаря венецианской церкви Сан Джулиано. Это одна из самых гармоничных работ Антонелло. Итальянские художники XV века обычно трактовали образ Святого Себастьяна в драматическом плане, изображая его мученическую гибель. У Антонелло да Мессина обнаженное тело юноши тоже пронзают стрелы, однако в выражении его прекрасного лица с поднятыми к небу глазами и полуоткрытыми губами - лишь легкий намек на страдание. Герой Антонелло спокоен и прекрасен, полон жизни и предстает перед нами в полной гармонии с миром, на фоне которого он изображен - уходящими в глубину зданиями, чьи стены как бы вобрали в себя теплый солнечный свет, соединяющими их арками, чьи очертания вторят плавным очертаниям фигуры святого. Прекрасная панорама городской улицы, уходящей вглубь, излучает спокойствие: мирно дремлет странник, тихо беседуют юноши у аркады и прогуливающиеся на заднем плане горожане, задумчиво смотрят вниз женщины, вывесившие проветрить на воздухе ковры. Эти стаффажные фигурки, написанные легкими, свободными мазками, отнюдь не иллюстративны, они естественно вписываются в гармонический строй картины Антонелло. Красочная гамма картины, построенная на сочетании голубизны неба и светлых, золотистых тонов обнаженного тела юноши, зданий, плиток мостовой, как бы излучает теплоту солнечного света.

Стремление к большей, чем в предшествующих Святому Себастьяну картинах, обобщенности форм часто связывают со знакомством Антонелло с работами Пьеро делла Франческа, которые он мог видеть по дороге в Венецию. Так или иначе, стиль Антонелло да Мессина в Венеции существенно меняется. Он становится более обобщенным, формы мягко круглятся, очертания приобретают широту и плавность, образы - полноту жизни и спокойное величие. Такова «Мадонна с Младенцем» (1475-1476, Вена, Музей истории искусства) - один из сохранившихся фрагментов большого алтаря, написанного художником для венецианской церкви Сан Касьяно, похищенного в XVII веке из церкви и варварски разрезанного на куски. Монументальная обобщенность стиля и полнота жизни отличает небольшую композицию «Мадонна Аннунциата» (ок. 1475, Палермо, Национальная галерея Сицилии), очевидно выполненную в Венеции и привезенную художником на родину.

Отдельную главу в творчестве Антонелло да Мессина составляет созданная им портретная галерея. Как портретист, он занимает ведущее место среди итальянских художников XV века и может соперничать только с мастерами Нидерландов. С его именем связывают не более двадцати портретов, принадлежность некоторых из них его кисти остается спорной. Большинство этих портретов было написано в 1475-1476 годах в Венеции, о чем свидетельствуют и даты, поставленные художником на некоторых из них. Композиционно они решены одинаково - это небольшие (меньше натуры) погрудные изображения на темном фоне; лицо и плечи модели даны в трехчетвертном повороте вправо. Этот тип портрета, очевидно, был заимствован Антонелло да Мессина у нидерландских мастеров. Антонелло был прирожденным портретистом, умеющим уловить в чертах лица своей модели нечто, лишь приблизительно передаваемое словесным описанием его портретов, - отблеск неповторимой личности. Он проступает и в ясном, спокойном лице юноши в красном одеянии («Портрет молодого человека», 1474, Берлин, Государственные музеи) и в так называемом «Портрете Тривульцио», 1476, Турин, Музей Палаццо Мадама). Творчество Антонелло да Мессина, оставившего яркий след в искусстве Италии XV века, оказало большое влияние на мастеров венецианской школы, в частности на Джованни Беллини.

Ирина Смирнова

Антонелло да Мессина - представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения. Родился в городе Мессина в Сицилии.

Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи.

Меня поражают его портреты, образы с глубоким внутренним миром, но не замкнутые внутри себя, представляющие не столько личность, сколько статус или идею, а именно настоящие индивидуальности, реальные живые люди.

Антонелло да Мессина опирался на нидерландскую живописную традицию, в частности на самое передовое направление того периода - на технику Ван Эйка, но применительно к итальянскому пониманию образа человека. Интересен тот факт, что он стал первым художником XVв, открывшим выразительность улыбки, которая у него является частью портретной фибулы, и во многом родственна архаической улыбке греческой скульптуры. Ещё одна отличительная деталь его портретов: все эти образы подчёркнуто демократичны. Не смотря на то, что чаще всего это достаточно богатые и высокопоставленные люди, но одежда их проста, лишена роскоши, позволяющей догадаться о их положении в обществе. Мессина изображал человеческую, личностную уникальность, а не сословную исключительность.

Мужской портрет. По некоторым предположениям - автопортрет.

Ещё несколько мужских портретов

Тривульцио де Милано (?)

Религиозная тематика.

Здесь мы видим противоположные улыбке - горесть и страдание, столь выразительные, что замирает сердце.

Образы Спасителя разнятся от утончённо-благородных до несколько простоватых по чертам лица, но столь наполненных внутренним духовным содержанием, что не возникает сомнения: перед нами Спаситель.

Восхитителен и утончён его Salvator Mundi - Спаситель Мира (одно из прозваний ИХ)

Горесть и страдание в этом образе ИХ

Глубокая печаль в этом светлом образе ИХ

А в этом лике, кажущимся простоватым по чертам лица - словно застыл вопрос: "Отче, для чего ты меня оставил!?"

Pietà with Three Angels

Золотистый свет мешает ясно видеть лики, непрописанность создаёт эффект озарённости внутренним сиянием.

И, наконец, его потрясающий образ Virgin Annunciate

Всё здесь соединилось - и улыбка и печаль. Печаль сердца и улыбка осознания. И может быть под серебристо-голубоватым покровом - мечта.

Не смогла удержаться, утащила из и-нета эту частную фотографию картины.

Madonna and Child

В чёрном покрове тайны, с чёрным гагатом у ног - она прекрасна.

Источник не указываю, собирала долго и не могу сказать что откуда в итоге. Не все известные картины Антонелло да Мессина вошли в данный пост.