Евгений Адольфович Левинсон: биография

Евгений Адольфович Левинсон (1894-1968) - советский архитектор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Биография

Евгений Адольфович Левинсон родился 7 (19 октября) 1894 года в Одессе в еврейской семье Евгения привезли в Петербург десятилетним мальчиком и он был определён в училище-пансион Приют принца Ольденбургского. В приюте царила строжайшая дисциплина, и рассеянного, «витавшего в облаках» подростка часто наказывали - отправляли в карцер и ставили на колени на мешок с горохом. От этого мучительного наказания у Левинсона началось воспаление коленных суставов, которое он так и не смог вылечить. Уже став известным архитектором, Евгений Адольфович, обладавший хорошим чувством юмора, любил говорить: «Никто и никогда не сможет поставить меня на колени».

В юности Евгений активно занимался спортом, особенно футболом. Участвовал в соревнованиях (весенний и осенний кубки) Петроградской футбольной лиги, выступая за первые команды «Путиловского кружка спортсменов-любителей» (1914) и «Павловско-тярлевского кружка любителей спорта» (1915-1916). Учился в Петербурге в Институте гражданских инженеров (1915-1916 гг.) и на архитектурном факультете ЛВХТИ (бывш. Академии художеств) у В. Г. Гельфрейха, Л. В. Руднева, С. С. Серафимова, И. А. Фомина, В. А. Щуко в (1924-1927).

В 1932-1945 гг. преподавал в ЛИСИ, в 1945-1968 годах - в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

В 1920-1930-х годах активно участвовал в архитектурных конкурсах на проекты Дома советов Бурят-Монгольской АССР на площади Советов в Верхнеудинске (Улан-Удэ), здания Центросоюза в Москве, жилмассивов для Ленинграда - «Совторгслужащий» и «Ленинградский печатник», здания Дома Промкооперации и гостиницы «Интурист» для Ленинграда, планировки города «Новый Мурманск» и др. Многие конкурсные проекты Е. А. Левинсона были удостоены первой премии.

К середине 1930-х годов Е. А. Левинсон - один из крупнейших архитекторов Ленинграда. В этот период по его проектам были построены Дом культуры Промкооперации (ныне Дворец культуры имени Ленсовета), жилгородок «Соцстрой», жилой дом Совторгслужащих и жилой дом для сотрудников НКВМФ на Петровской набережной. В 1931 году в содружестве с И. И. Фоминым им был разработан проект знаменитого жилого дома Ленсовета на набережной реки Карповки. Начав свою творческую деятельность, как конструктивист, к концу 1930-х годов Е. А. Левинсон создал целый ряд проектов, выполненных в духе так называемого сталинского неоклассицизма.

В годы войны Левинсон возглавил группу архитекторов, строившую оборонительные сооружения на ближайших подступах к Ленинграду. В декабре 1941 года он был эвакуирован в Свердловск и включен в Уральскую группу Академии строительства и архитектуры СССР. В 1942-1943 годах Левинсон совместно с А. А. Олем и Г. А. Симоновым спроектировал новые кварталы в Магнитогорске, ставшие первым опытом капитального городского малоэтажного строительства.

Участвовал в послевоенном восстановлении Пушкина и Павловска. Проект железнодорожного вокзала в Пушкине, выполненный Е. А. Левинсоном в соавторстве с А. А. Грушке. Е. А. Левинсон выполнил и проект нового вокзала в Павловске. В эти же годы по проекту Левинсона был созданы один из кварталов малоэтажного строительства на Московской улице (ныне ул. Крупской) в Невском районе. Помимо этого, Е. А. Левинсон участвовал в конкурсах на проекты восстановления и реконструкции Киева, Минска, Петрозаводска, Риги и других городов.

В 1950-1960-е годы Левинсон активно работал в области массового жилищного строительства. Созданные под его руководством проекты кварталов 122-123 на Щемиловке стали первым в Ленинграде примером массового крупнопанельного жилищного строительства. Профессор (1947).

Регулярная статья Автор статьи: Gary
Евгений Адольфович Левинсон
200px
Здание Дворца культуры им. Ленсовета.
Годы жизни
Гражданство
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Место смерти
Работы и достижения
Работал в городах

Проекты

  • Каменноостровский проспект, дом № 55 - дом совторгслужащих, памятник конструктивизма (совместно с арх. А. М. Соколовой), Первая премия на конкурсе РЖСКТ (рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ) 1929 года (проект реализован в 1930-1932 не полностью).
  • Каменноостровский проспект, дом № 42 (совместно с арх. В. О. Мунцем, построен в 1931-1938) - Дворец культуры Промкооперации, затем ДК им. Ленсовета.
  • Здание Невского райсовета (совместно с арх. И. И. Фоминым).
  • Жилые кварталы на Щемиловке (1930-е-1950-е).
  • Каменноостровский проспект, дом № 37 - Дом мод (1968, совместно с арх. А. К. Андреевым, Я. Е. Москаленко и В. И. Акатовым).
  • Памятник Максиму Горькому в начале Каменноостровского проспекта (1968 год, участие, скульпторы В. В. Исаева и М. Р. Габе).
  • Каменноостровский проспект, дом № 41 (совместно с арх. Т. В. Болдыревой и В. А. Матвеевым; строительство завершено в 1970).
  • Гостиница «Советская» в Санкт-Петербурге, построенная в 1967 году) и ставшая первым высотным зданием города. Совместно с архитекторами А. И. Прибульским и В. В. Ганкевич (инженер - П. Ф. Панфилов).
  • Уральский Политехникум в Свердловске (1928-1930; соавторы: Руднев Л. В., Фомин И. И., Свирский Я. О. ; Всесоюзный конкурс МАО, 4-я премия);

Литература

  • Шаблон:Книга:Исаченко В.Г.: Зодчие Санкт-Петербурга
  • Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 639 с. - ISBN 5-9524-1882-1
  • Архитектура СССР. 1938 г. № 7. Стр. 59-61. «Творчество Е. А. Левинсона и И. И. Фомина». Кричевский Д.
  • Архитектура СССР. 1940 г. № 6. Стр. 39-56. «Е. А. Левинсон и И. И. Фомин».
  • Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1-2 (XV-XVI). Ленинград. 1940 г. Стр. 168-183.
  • Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 3. Л. - М. 1953 г.
  • Архитекторы об архитекторах. СПб.: «Иван Федоров». 1999 г.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. СПб.: «Лениздат». 2000 г.
  • Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. СПб.: ГМИСПб. 2006 г.
  • Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. СПб.: «Коло». 2008 г.

Примечания

Ссылки

  • Лев Лурье. «Архитектор Левинсон» (видео,ТРК «Петербург - Пятый канал»)

Шаблон:Architect-stubfi:Jevgeni Levinson

Левинсон Евгений Адольфович

(1894-1968), архитектор. Окончил ленинградский ВХУТЕИН (1927). Преподавал в ЛИСИ (1932-45) и в ИЖСА имени И. Е. Репина (1945-68, с 1947 профессор). Ряд крупных работ выполнен совместно с И. И. Фоминым в духе модернизированной классики и отличается тонкой графичностью архитектурных форм и декоративных деталей: жилой дом Ленсовета (1931-35), Дом лёгкой промышленности на проспекте Майорова, 46 (1931-34), жилой дом на Петровской набережной, 8 (1935-40), жилые кварталы в районе Щемиловки (1937-40) и на Московском проспекте, (1937-46), Дворец культуры имени Ленсовета на Кировском проспекте, 42 (1930-36), Невский райсовет на площади у Володарского моста (1937-40). В послевоенные годы Л. принимал участие в восстановлении Павловска и Пушкина, в последнем построил вокзал (1948-50, совместно с архитектором А. А. Грушке; Государственная премия СССР, 1951). Л. - соавтор застройки ряда кварталов на Щемиловке (1958-64), архитектурной части мемориального комплекса на Пискарёвском кладбище (1960), гостиницы «Советская» (1 я очередь - 1968), Дворца культуры «Невский» (проспект Обуховской Обороны, 32), Дома мод (Кировский проспект, 37; оба 1963-68). Поиски новых средств художественной выразительности часто связаны в творчестве Л. с оригинальным применением строительных и отделочных материалов (колонны из стекла на станции метро «Автово»).

  • - Род. 8 февраля 1906 г., в Вознесенске, ум. 1978. Живописец и график, книжный иллюстратор, ученик П. Н. Филонова, член общества "Мастера аналитического искусства"...
  • - состав...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1894, ум. 1968. Архитектор. Автор проекта железнодорожного вокзала в Пушкине, ленинградской гостиницы "Советская" и др. Лауреат Государственной премии СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - русско-еврейск. публицист, † в Риге 1911...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д-р мед. , р. 1873...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ганейзер, Евгений Адольфович - публицист. Родился в 1861 г. в польской дворянской семье. В конце 1890-х годов принимал деятельное участие в "Санкт-Петербургских Ведомостях"...

    Биографический словарь

  • - Сценарист и режиссер. Родился 6 апреля 1942 года в Балтиморе. Начинал как тележурналист, одновременно с перерывами посещая различные журналистские курсы...

    Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • - публицист. Род. в 1861 г. в польской дворянской семье Бессарабской губ. Дед был офицером польских войск и убит в восстании 1831 г., отец служил в гвардии, но был выслан в Бессарабию...
  • - геолог, профес. юрьевского университета, род. в 1861 г., окончил в 1883 г. курс на физико-математическом факультете с.-петербургского университета...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский график и живописец, народный художник СССР, действительный член ЛХ СССР. Учился в Одессе в институте изобразительных искусств у П. Г. Волокидина и Т. Б. Фраермана и в Ленинграде в АХ...
  • - Евгений Адольфович, советский архитектор. Окончил ленинградский Вхутеин. Преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте и в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский архитектор. Окончил ленинградский Вхутеин. Преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте и в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Франц Юльевич, советский геолог и петрограф, академик АН СССР...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский график и живописец, народный художник СССР, действительный член АХ СССР. Графические серии, иллюстрации отмечены исторической и психологической убедительностью образов. Государственная премия СССР...
  • - российский архитектор. Железнодорожный вокзал в Пушкине, архитектурная часть мемориального комплекса на Пискаревском кладбище, гостиница "Советская" в Санкт-Петербурге. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Леонард Луис Американский афорист. Афоризмы, цитаты Американцы - народ, который ищет пилюлю от всех болезней - и избирает ее в конгресс. Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Левинсон Евгений Адольфович" в книгах

ЛЕВИНСОН Андрей Яковлевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛЕВИНСОН Андрей Яковлевич 31.12.1886 (12.1.1887), по другим сведениям 1(13).11.1887 – 3.12.1933Критик и историк балета. Публикации в журналах «Ежегодник императорских театров», «Аполлон», «Жизнь искусства» и др. С 1919 – в эмиграции.«Андрей Яковлевич Левинсон… был интересным собеседником.

Андрей Левинсон{172} Гумилев

Из книги Николай Гумилев глазами сына автора Белый Андрей

Андрей Левинсон{172} Гумилев Когда несколько месяцев тому назад был замучен и убит Н. С. Гумилев, я не нашел в себе сил рассказать о поэте: негодование и скорбь, чудовищность преступления заслонили на время образ его в интимной простоте и трудовой его обыденности. Впрочем,

Мой дом – дом, который построил Левинсон

Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский Михаил

Мой дом – дом, который построил Левинсон Левинсоновское кольцо вокруг меня, былого, сужалось: сначала Промка, потом Дом на Карповке, а теперь – в яблочко: мой дом на Кировском пр., 55, в квартире № 10 которого я жил с 1953 по 1976 год. До сих пор помню изначальный телефон: 33-01-50. Все

Б. ЛЕВИНСОН Из рассказов актера

Из книги О времени, о Булгакове и о себе автора Ермолинский Сергей Александрович

Б. ЛЕВИНСОН Из рассказов актера Для первой своей работы в нашем театре Михаил Михайлович избрал пьесу Сергея Александровича Ермолинского «Грибоедов».Ермолинский, которого привел с собой в театр Яншин, был в то время опытным киносценаристом и только начинающим

С. Левинсон НА ДНЕПРЕ

Из книги автора

С. Левинсон НА ДНЕПРЕ Герой Советского СоюзаФедор Константинович Асеев Дни в лагере шли своим чередом. На стрельбище и танкодроме, учебном поле и артполигоне красноармейцы настойчиво овладевали оружием.Бузулукчанин Ф. К. Асеев, как и другие его земляки, находившиеся

С. Левинсон ОТЦОВСКИЙ ХАРАКТЕР

Из книги автора

С. Левинсон ОТЦОВСКИЙ ХАРАКТЕР Герой Советского СоюзаИван Игнатьевич Тишкун Иван Тишкун родился в поселке Виносборном Могутовского сельсовета Бузулукского района. Его биография очень схожа с судьбами многих комсомольцев начала сороковых годов. Юность Ивана -

Из книги Без Москвы автора Лурье Лев Яковлевич

Советский спец: Евгений Левинсон Город – театр: дома – декорации, люди – актеры. По сцене социалистического Ленинграда несколько десятилетий прогуливался персонаж, которого на улицах узнавали, но не все знали его имя и фамилию. Господин, будто перенесенный в Ленинград

Левинсон Евгений Адольфович (1894–1968)

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Левинсон Евгений Адольфович (1894–1968) Родился в Одессе. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров (1915–1916 гг.) и на архитектурном факультете Академии художеств у И.А. Фомина в период с 1924 по 1927 год.В 1920–1930-х годах активно участвовал в архитектурных конкурсах на

Ленинградское метро, 1955 год Евгений Левинсон, Евгений Катонин, Моисей Синичкин

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Ленинградское метро, 1955 год Евгений Левинсон, Евгений Катонин, Моисей Синичкин Первые проекты «подземки» в городе на Неве относятся к концу XIX столетия: предлагалось соединить линией метро все городские вокзалы, проложить подземную дорогу под Невским проспектом, не

Леонард Луис Левинсон

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Леонард Луис Левинсон (1905?-1974 гг.) писатель Американцы: народ, который ищет пилюлю от всех болезней – и избирает ее в конгресс.История – утомительная прогулка от Адама до атома.Филантроп: человек, который открыто раздает наворованное.Выбирая жену, попробуй представить

Кибрик Евгений Адольфович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Левинсон Евгений Адольфович

БСЭ

Левинсон-Лессинг Франц Юльевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

БАРРИ ЛЕВИНСОН

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

БАРРИ ЛЕВИНСОН (Levinson, Barry). Сценарист и режиссер. Родился 6 апреля 1942 года в Балтиморе (штат Мэриленд). Начинал как тележурналист, одновременно с перерывами посещая различные журналистские курсы. В начале 70-х годов обосновался в Лос-Анджелесе, где начал заниматься в

Евгений Ликов Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ

Из книги Газета Завтра 876 (35 2010) автора Завтра Газета

Евгений Ликов Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ Выдал мэру президент недоверие - в момент! Ну, а я припомнил некий из истории фрагмент. Пели в оны времена два соседских пацана дурковатую частушку от зари и дотемна:«Берия, Берия - вышел из доверия! А товарищ Маленков -

Евге?ний Адо?льфович Левинсо?н родился в еврейской семье Учился в Петербурге в Институте гражданских инженеров (1915-1916) и на архитектурном факультете Академии художеств у И. А. Фомина (1924-1927).

В 1932-1945 преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте, в 1945-1968 - в Институте живописи, скульптуры, и архитектуры им. И. Е. Репина.

В 1920-1930-х годах активно участвовал в архитектурных конкурсах на проекты Дома советов Бурят-Монгольской АССР на площади Советов в Верхнеудинске (Улан-Удэ), здания Центросоюза в Москве, жилмассивов для Ленинграда - «Совторгслужащий» и «Ленинградский печатник», здания Дома Промкооперации и гостиницы «Интурист» для Ленинграда, планировки города «Новый Мурманск» и др. Многие конкурсные проекты Е. А. Левинсона были удостоены первой премии.

К началу 1930-х годов Е. А. Левинсон - один из крупнейших архитекторов Ленинграда. В этот период по его проектам были построены Дом культуры Промкооперации (ныне Дворец культуры имени Ленсовета), жилгородок «Соцстрой», жилой дом Совторгслужащих и гостиница «Интурист» на Песочной набережной. В 1931 году в содружестве с И. И. Фоминым им был разработан проект знаменитого жилого дома Ленсовета на набережной реки Карповки. Начав свою творческую деятельность, как конструктивист, к концу 1930-х годов Е. А. Левинсон создал целый ряд проектов, выполненных в духе так называемого сталинского неоклассицизма.

В годы войны Левинсон возглавил группу архитекторов, строившую оборонительные сооружения на ближайших подступах к Ленинграду. В декабре 1941 года он был эвакуирован в Свердловск и включен в Уральскую группу Академии строительства и архитектуры СССР. В 1942-1943 годах Левинсон совместно с А. А. Олем и Г. А. Симоновым спроектировал новые кварталы в г. Магнитогорске, ставшие первым опытом капитального городского малоэтажного строительства.

Участвовал в послевоенном восстановлении Пушкина и Павловска . Проект железнодорожного вокзала в Пушкине, выполненный Е. А. Левинсоном в соавторстве с А. А. Грушке был отмечен Сталинской премией третьей степени в 1951 году. Е. А. Левинсон выполнил и проект нового вокзала в Павловске. В эти же годы по проекту Левинсона был созданы один из кварталов малоэтажного строительства на Московской улице (ныне ул. Крупской) в Невском районе. Помимо этого Е. А. Левинсон участвовал в конкурсах на проекты восстановления и реконструкции Киева, Минска, Петрозаводска, Риги и других городов.

В 1950-1960-е годы Левинсон активно работал в области массового жилищного строительства. Созданные под его руководством проекты кварталов 122-123 на Щемиловке стали первым в Ленинграде примером массового крупнопанельного жилищного строительства.

На доме (Каменноостровский, проспект, дом 55), где в 1931-1968 жил Евгений Левинсон и где он оборудовал свою творческую мастерскую, в 1990 году установлена мемориальная доска (автор - арх. В. В. Исаева).

Евгения привезли в Петербург десятилетним мальчиком и он был определён в училище-пансион «Приют принца Ольденбургского». В приюте царила строжайшая дисциплина, и рассеянного «, витавшего в облаках» подростка часто наказывали - отправляли в карцер и ставили на колени на мешок с горохом. От этого мучительного наказания у Левинсона началось воспаление коленных суставов, которое он так и не смог вылечить. Уже став известным архитектором, Евгений Адольфович, обладавший хорошим чувством юмора, любил говорить: «Никто и никогда не сможет поставить меня на колени».

Он был автором здания ДК Ленсовета, Дома Советских торговых служащих, метро "Автово" и еще десятков знаменитых проектов. Театральный художник, профессиональный футболист, аполитичный эстет, знаток живописи, модник и франт, Евгений Левинсон не был гением своего дела.

Лев Лурье: Город - это театр. Дома - декорации, а люди - актеры. На этой сцене долго играл человек, которого все узнавали, но не все знали, кто это такой. Человек, будто перенесенный в социалистический Ленинград из Парижа или из Вены, загорелый, прекрасно одетый. Он был актером этого города, и он же строил декорации. Речь идет о замечательном архитекторе Евгении Адольфовиче Левинсоне. Сегодня мы рассказываем о нем.

В начале двадцатого века архитектура - это специальность, которая кормит. В Институт Гражданских Инженеров и на архитектурное отделение Академии художеств - огромный конкурс. Молодой человек из Одессы Евгений Левинсон сумел стать студентом в Петербурге и получить архитектурное образование.

Он учился в Институте Гражданских инженеров, но закончил Академию Художеств. Его учителем был Иван Фомин - один из лидеров петербургского неоклассицизма.

Он дал новое дыхание классической архитектуре. В этом его традиционность, в то же время он и самостоятелен, и монументален. И точен в деталях. Его архитектура - рисованная. Сам Левинсон говорил, что на него наибольшее влияние оказал именно Иван Фомин.

Случилось, однако, так, что когда Левинсон получил диплом архитектора, строить было нечего. Двадцатые годы для большинства зодчих - время нереализованных проектов. Нескованные практическими задачами, архитекторы много занимаются самообразованием, в частности, для Евгения Левинсона чрезвычайно важно изучение сценографии. Он однокурсник Сергея Эйзенштейна, близкий приятель Николая Акимова.

Лев Лурье: К 1917 году Каменноостровский проспект, по существу один из самых нарядных в Петербурге, был построен только до Карповки. Здесь, на Аптекарском острове, только поля капусты и деревянные домишки. Застраивать эту часть города начали только в конце двадцатых, в ходе первой пятилетки. В 1929 году объявили конкурс на застройку участка на углу Песочной улицы и Каменноосторвского проспекта. Конкурс этот выиграл никому тогда неизвестный зодчий Евгений Адольфович Левинсон. Когда дом построили, не было ощущения, что это чужак. Казалось, что он всегда стоял здесь, на этом углу. С ним перекликаются и башня архитектора Гингера, и рядом стоящий дом архитектора Крыжановского. Это единый ансамбль маленькой площади.

Это здание сугубо функционально. Заказчик - наркомат торговли - им доволен, Левинсон даже получает в этом ведомственном доме квартиру, в которой он проживет до конца шестидесятых. Двухкомнатные квартиры, здесь же детсад, общежитие и домашний театр, - в самом начале тридцатых Левинсон проектирует или строит сразу несколько «жилкомбинатов» такого типа, - и все в разных районах города. Тогда же возникает и творческий тандем - Левинсон находит соавтора, Игоря Фомина. Сын профессора из Академии, аккуратнейший инженер, младший Фомин стал точным менеджером-технарем рядом с рисовальщиком Левинсоном.

Владимир Попов, архитектор: Они были друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Левинсон был на десять лет старше Фомина. Это были очень разные люди: разные таланты, образ мыслей.

Юрий Курбатов, архитектор: Фомин имел неполное высшее образование, он был логик, знал, как правильно все расчитать. Левинсон интуитивно понимал, как внести в эту правильность художественную неточность и эмоциональность.

Мария Макогонова, искусствовед, историк архитектуры: В творческом тандеме «Левинсон-Фомин» политиком был последний. Он умел договариваться, умел разговаривать с заказчиками, что было очень важно. Левинсон творил.

Это первый жилой дом Ленсовета, его архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин. Дом, который вошел во все энциклопедии. Дом, по поводу которого знаменитый американский архитектор Райт сказал, что Левинсон - единственный из советских архитекторов, который и в Америке стал бы миллионером. Это дом, построенный для нового Советского Союза. Это для лучших людей страны советов, для ответственных работников. Здесь четырехкомнатные квартиры с комнатами для прислуги. Имеется галерея вдоль второго этажа, где гуляют дети ответственных работников и специальный детский сад. Столовая и ресторан. Теннисный корт. Богатое убранство. Дом, который знаменует отход от аскетического конструктивизма к советскому ар деко.

Юрий Земцов, архитектор: Разбирая бумаги Левинсона, я нашел четыре варианта проекта этого дома. Сначала это был чисто конструктивистский дом, потом стиль менялся.

Александр Жук, архитектор: Очень удачная композиция, хорошо выдержаны пропорции внутри этого дома.

Обаяние заключается в этом изогнутом фасаде. В конце концов, ар деко - это флакон для духов, а флаконы для духов бывают разные.

Московская архитектура двадцатых годов - выдающийся памятник мировой культуры. Абсолютно новые формы, полный отказ от украшательства, торжество чистой стереометрии. Дом - машина для жилья. Ленинградские же архитекторы того времени не спешат полностью отвергнуть классическое наследие. Они также, как и многие их современники в Европе, работают в уютном, буржуазном, нарядном стиле, получившем название «декоративное искусство» - ар деко.

Юрий Курбатов, архитектор: Петербургский авангард отличался от московского. В Москве авангард революционный, он демонстрировал полную новизну, отказ от наследия. У нас, напротив, была очень сильна линия неотрадиции. Поэтому эпоха бумажной архитектуры повлияла и на авангард, который в Петербурге был мягче.

Лев Лурье: Этот дом роскошен. Здесь даже хотел поселиться Киров. Он жил на Каменноостровском, 26-28, но был поклонником прекрасных дам и хотел иметь тут гарсоньерку - такое место, где он мог бы встречаться с любимыми женщинами. Страшно скандалил перед вселением с Левинсоном, потому что хотел, чтобы у него в квартиру были вделаны огромные стеклянные аквариумы. Киров не успел сюда вселиться, он был убит в 1934 году. Впоследствии, когда ремонтировали его квартиру, обнаружили, что она была уже оборудована на прослушку. Сам Левинсон тоже хотел получить тут квартиру, а потом радовался, что не стал его жильцом. К 1938 году здесь были арестованы все, кроме дворника.

Из всех искусств архитектура больше всего зависит от вкусов и предпочтений заказчика. В СССР единственным заказчиком было государство. Дом на Карповке - единственное из сооружений Левинсона, которое он сумел воплотить таким, каким задумал. ДК Промкооперации, позже переименованный в ДК Ленсовета, было уже невозможно построить по первоначальному проекту. Левинсон хотел воздвигнуть многофункциональный культурный комплекс с клубом, театром, обсерваторией, кинозалом, местами для спортивных секций и пятидесятиметровой башней с астрономической лабораторией в ней. Но за время строительства вкусы заказчика поменялись.

Алексей Лепорк, искусствовед, историк архитектуры: ДК Ленсовета - это плохая архитектура, если положить руку на сердце. Это глубоко банальная, декоративная архитектура, ар деко в колхозном варианте.

Как правило, мы судим о здании по фасаду. Но шедевр Левинсона скрыт внутри ДК Ленсовета. Это не имеющий аналогов в Петербурге театральный зал. Архитектора консультировали лучшие режиссеры эпохи - Сергей Радлов и Всеволод Мейерхольд. Не все удалось осуществить. Например, так и не купили в Англии специальный аппарат, способный воспроизводить запахи костра, моря и леса. Не сохранилось и многое из того, что уже сделали.

Тем временем эпоха меняется, на дворе 1937 год. От архитектурных вольностей середины двадцатых не осталось и следа. В середине тридцатых Сталин фактически запрещает прежние архитектурные объединения, согнав зодчих под крышу единого государственного проектного института. Вместо вольных художнических ассоциаций возникает единый союз архитекторов, создана также советская академия архитектуры. Сталин считает, что архитектурный идеал в имперском прошлом России. Для ленинградских архитекторов, выросших на классике, новый заказ власти как нельзя кстати. Классику они знают превосходно.

Владимир Попов, архитектор: Московская школа - это школа эллинов, а ленинградская школа - этрусская. Это Рим.

Мария Макогонова, архитектор, историк архитектуры: Именно ленинградцы становятся самыми востребованными мастерами. Многие начинают работать в Москве и в других городах, это неслучайно. Ленинградская архитектурная школа рождала не новаторов, а неоклассицистов и традиционалистов.

Впрочем, Левинсон выглядит белой вороной и на фоне товарищей по Академии Художеств. Он слишком тонок, слишком любит стиль и пропорцию. Несмотря на многочисленные предложения о переезде в Москву, «бюро Левинсон и Фомин» продолжает работать в Ленинграде. Здесь незадолго до начала войны они строят жилой дом на Петровской набережной. Здание в типично сталинском стиле, получившее в народе название Дома адмиралов, строится на основе прежней гостиницы Интурист. К ее аскетичному конструктивистскому корпусу спешно приделываются детали имперского убранства - барельефы, колонны и фигуры советских войнов на крыше. Левинсон шутит: «За несколько лет я придумал машину времени, но не сумел из плохой архитектуры сделать архитектуру хорошую».

Лев Лурье: С середины тридцатых и вплоть до конца шестидесятых Евгений Левинсон - известнейшая в городе и в архитектурных кругах персона. Он руководитель мастерской Ленпроекта, у него около ста человек подчиненных. Он автор огромного количества престижнейших проектов - павильона СССР на выставке в Париже, павильона Ленинграда на ВДНХ, Дворца Съездов в Москве - человек, обласканный заказами. Лауреат сталинской премии, профессор академии художеств. Человек, который выделялся своим европейским видом. Он всегда одет был одет во что-то необычное. У него был замечательный профессиональный инструментарием. Ему даже карандаши привозил из Франции Акимов. Это был человек, достигший признания в полном смысле слова. Но это был человек, который жил в клетке.

Евгений Раппопорт, архитектор: Он был и футболистом, и болельщиком, играл еще до революции. Потом был капитаном команды института Гражданских Инженеров.

Марк Рейнберг, архитектор: Он не был коммунистом, а был профессионалом. Левинсон любил архитектуру и отдал ей всю жизнь. Он делал то, что ему хотелось делать.

В конце тридцатых годов Левинсон строит целые ансамбли в Московском и Невском районах. Туда, подальше от финской границы, накануне войны планируется перенести центр города. Он участвует в программе установки ряда памятников в союзных республиках и в Киеве знакомится с главой украинской парторганизации Никитой Хрущевым. В войну много и успешно строит в Магнитогорске - возводит проектные бюро, гостиницы для инженеров, рабочие поселки в стилистике немецкой школы Баухаус. Получает медали, ордена, премии. Но на душе у него едва ли спокойно. Левинсон знает, что в условиях сталинского государства успех и награды - самая короткая дорога к аресту. Даже среди близких друзей Левинсона мало кто знает, что у архитектора есть родной брат, живущий в Нью-Йорке.

Владимир Попов, архитектор: Он всегда был послушным человеком и никогда не бунтовал. Если выходило постановление, он старался ему следовать, как умел.

Лев Лурье: Самые большие неприятности в жизни архитектора Левинсона связаны с этим зданием на углу Пантелеймоновской и Фонтанки. Оно не очень выделяется на фоне сталинской архитектуры, разве только сделано изящно, как и все, что делал Левинсон. Придрались неожиданно к сандрикам над окнами двух последних этажей. На медальонах изображены в частности символы победы - Нарвские триумфальные ворота, через которые возвращались в Ленинград войска, оборонявшие его. Но контекст был очень опасный. Дело в том, что этот дом находится напротив Музея обороны Ленинграда.

В 1949 году все ленинградское руководство было репрессировано, Музей обороны Ленинграда закрыт. Этот дом воспринимался напоминание о ленинградском патриотизме, о ленинградской славе. Казалось, еще немного, и Левинсона ждет арест. Но в 1951 году его награждают Сталинской премией за замечательный комплекс привокзальной площади в Царском селе.

Михаил Мамошин, архитектор: Его построение было настолько цельно и убедительно, что это покорило всех. Это театр, игровая архитектура. В то время другие слепо копировали, строили по шаблонам, а он оставался артистом.

Лев Лурье: Сталинская архитектура необычайно сложна для проектировщика. Здесь требуется работа с разным материалом, отличное знание традиции. Но уходят старые мастера, исчезают опытные подрядчики и рабочие. Постепенно роскошные дома, растущие как грибы, становятся не имперской архитектурой, а пародией на нее. Между тем Евгений Левинсон может работать в любом стиле, особенно в таком театральном, как сталинский ампир.

Алексей Лепорк, искусствовед, историк архитектуры: Кто-то из актеров второго МХАТа сказал, что большой актер - это сто штампов, а маленький - один, два или три. У Левинсона штампов было очень много.

Рубежом для ленинградской архитектуры становится постановление 1954 года о борьбе с архитектурными излишествами. Если дома строятся на железобетонных комбинатах, то мастер-рисовальщик едва ли нужен. Но именно в 1955 году Евгений Левинсон проектирует этот последний шедевр - станцию метро Автово. Именно Автово становится последним шедевром Евгения Левинсона. Он прожил еще больше десяти лет, и его здания шестидесятых не слишком удачны - исключение составляет разве что архитектурное решение мемориала Пискаревского кладбища. Но именно Левинсон, ставший учителем большинства ведущих петербургских архитекторов, оставил им некий косвенный завет - строить изящно. Строить в контексте великой архитектуры предшественников.

Лев Лурье: Бывают архитекторы, для которых их сооружения - самостоятельные высказывания, независимые от контекста. Так Эйфель построил свою башню в Париже - ему было абсолютно все равно, что вокруг, он придумал свой Париж. Левинсон вырос в классицистической Одессе и строил в Петербурге, задуманном Росси. Он строил, как актер играет - на партнера. Ему чрезвычайно важно было, как вошло здание в контекст, оно должно было петь в общем хоре. Сегодня, когда город перестраивается, каждый архитектор высказывается на фоне. Это принцип работы в архитектуре, который придумал Левинсон.