Фрунзик мкртчян печальная история последнего клоуна. Фрунзик Мкртчян: смешной и грустный человек. Краткая биография Фрунзика Мкртчана

У актера, вызывавшего улыбку с экрана, было мало поводов для веселья в личной жизни.

В фильме «Не горюй!» герой Фрунзика Мкртчяна, сидя в долговой яме, неожиданно обращается к товарищу по несчастью: «Хочешь конфетку?.. А нету!». Так же играла с «грустным смешным армянином» и его собственная судьба. 4 июля ему исполнилось бы 88 лет…

Трудное детство

Фрунзе Мкртчян родился 4 июля 1930 года в Ленинакане (Гюмри) в семье спасшихся от турецкой резни армянских беженцев. Жизнь ему дали рабочие текстильного комбината: на только что построенном к тому времени предприятии отец Мушег Мкртчян был табельщиком, а мать Санам - посудомойкой в заводской столовой. Геноцид армян отнял у родителей Фрунзика всех близких. Оба родителя воспитывались в детдоме, и оба в пятилетнем возрасте были подобраны просто на дороге. Создав собственную семью, Мушег и Санам родили четверых детей (братьев и сестер - поровну), прокормить которых отец семейства пытался всеми способами. Получив срок за кражу нескольких метров ткани, десять лет валил лес в Нижнем Тагиле, и все заботы о детях легли на мать и старшего сына Фрунзика. Отец будущего народного любимца проживет всего 50 лет, а матери не станет в 59…


Некрасивый любимец

Мать не скрывала от детей, что больше других любила Фрунзика, и с материнской заботой купала его в ванной, даже когда он вырос. Просто пожалеть ее некрасивого сына больше было некому. Родня и соседи вспоминали, что с детства над трогательно беспомощным Фрунзиком все смеялись - и не только во время домашних представлений, которые он устраивал в коммунальной квартире. У него было два имени: официальное Фрунзе (в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе) и Мгер (так называли сына в семье), но окружающие окликали колоритного мальчугана только по прозвищу - Нос.

Лишь со временем обладатель «гордого профиля» научился относиться к узнаваемому недостатку собственной внешности философски: демонстрировал вместо паспорта свой длинный крючкообразный нос с горбинкой пограничникам в аэропортах и подтрунивал над собой в анекдотах. Когда на сцене ему доверят главную роль в «Сирано де Бержераке», артист пошутит, что так театр решил сэкономить на гримере. На премьере Фрунзик, кстати, сильно сократил главный монолог своего героя, объяснив это другу Вахтангу Кикабидзе в свойственной ему манере: «Буба- джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».

Комик без улыбки

Но самый большой нос не скроет грустных глаз и изломанных печалью бровей артиста, которого коллеги характеризовали как «комика без улыбки».

За выразительное лицо помощника киномеханика в заводском клубе сначала взяли в самодеятельный драмкружок при текстильном комбинате, потом - в студию и труппу Ленинаканского театра, в Ереванский театрально-художественный институт и Армянский театр в Ереване. А сниматься в кино Мкртчяна пригласили еще во время учёбы - первая картина с его участием вышла в 1955 году («В поисках адресата»). За свою не долгую по кавказским меркам жизнь (63 года) артист сыграл в 56 фильмах, создав любимые всеми образы в «Не горюй» и «Мимино», «Кавказской пленнице» и «Суете сует». В его творческом арсенале - Первый приз за лучшую актёрскую работу в фильме «Солдат и слон» на Всесоюзном кинофестивале в Ереване и Государственная премия СССР за работу в «Мимино».


Народный артист СССР был по-настоящему любим народом: Мкртчяна звал в свой дом каждый встречный, всюду пускали без билетов и денег, а на выступлениях аплодировали уже за то, что он просто выходил на сцену. В «Нью-Йорк таймс», например, была статья «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна». В США артист вышел к публике, не понимавшей ни по-армянски, ни по-русски, и просто молча смотрел в зал, заливавшийся хохотом. Фрунзик невозмутимо простоял перед зрителями, дав волю их чувствам, а потом поклонился и ушел.


Личное горе

Он везде был «своим», никогда не кичился известностью и не рассказывал в интервью о личных трагедиях, начавшихся еще в студенчестве, когда родители любимой Джульетты отказали юноше в руке их красавицы-дочери. От досады Мкртчян женился на однокурснице, но брак с Кнарой распался уже через год. В стенах театрального института Фрунзик познакомился и со своей второй женой - звездой курса Донарой Пилосян. Друзья отговаривали его от женитьбы на талантливой, но импульсивной актрисе с непредсказуемым поведением и настораживавшей всех частой сменой настроения. Позже у жены Фрунзика обнаружится тяжелая наследственная душевная болезнь, которая разрушит жизнь ее несчастного супруга.

Всякий раз, когда Мкртчяна утверждали на роль, Донара настаивала на совместных съемках. Лишь благодаря мужу, она снялась в эпизоде в «Кавказской пленнице», где сыграла жену Джабраила - героя Мкртчяна. К творческой ревности примешивалась женская, и не умевшая себя контролировать супруга истерила и дралась не только дома, но и на людях: устраивала скандалы в театре, когда муж просто здоровался с актрисами.

Родив второго ребенка, Донара вообще перестала заниматься детьми, забота о которых легла на Фрунзика Мкртчяна. Сыну было всего 2 года, а дочери - 12, когда их мать впала в депрессию. Артисту приходилось разрываться между работой и домом, потому что детей некому было покормить и помыть.

Когда у жены диагностировали шизофрению, Фрунзик собрал все деньги и отправил Донару лечиться во Францию. После зарубежных врачей ее пытались лечить их армянские коллеги, но надежды на выздоровление никто дать не мог. До конца дней женщина оставалась под присмотром врачей в психиатрических больницах: сперва в Ереване, а последние 25 лет жизни - в Севане.

Истина в вине

Третьим браком Фрунзик женился на дочери председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна - Тамаре. Когда один из друзей в шутку спросил, не зачастил ли он в ЗАГС, Фрунзик с юмором ответил: «Чаплин женился восемь раз. А я чем хуже?».

Но этот шаг отца не одобрила дочь Нуне, эмигрировавшая после замужества в Аргентину. К сожалению, семьи не получилось, и у Фрунзика оставалась одна радость - сын Вазген. Увы, и его поведение вскоре стало давать поводы для беспокойства. Обследование подтвердило, что мальчик болен той же болезнью, что и мать.

Сникший Мкртчян отправил сына в ту самую клинику, где лечилась жена. Когда врачи показали Вазгена Донаре, мать и сын друг друга не узнали…

Фрунзик забывал свои несчастья в работе и стакане. Он пил так же много, как и снимался. Каждый съемочный день заканчивался для артиста в ресторане. Во время работы над картиной «Мимино» из-за запоев Мкртчяна даже несколько раз отменяли съемки. Георгий Данелия предложил любимому актеру выбор: роль или алкоголь. Продержавшись без спиртного несколько дней, грустный Фрунзик поделился с режиссером невеселыми мыслями: «Я понял, почему миром правят бездарности: они не пьют и всё свободное время тратят на карьеру».

«Я не один»

Как-то Фрунзика спросили, почему он один бродит по ночному городу. Артист удивился: «Почему я один? Собаки ходят, кошки - я не один…».
Когда распался советский кинематограф, Мкртчян занялся созданием собственного театра в Ереване и в качестве театрального режиссёра ставил спектакли в Армении и за рубежом. Но его жизнь была уже на исходе.
Фрунзик не придавал значения тому, что находился в предынфарктном состоянии. Сердечный приступ сразил его 29 декабря 1993 года. Такую смерть Бог дарит хорошим людям: актер перестал дышать во сне.

«Саморазрушался Фрунзик из-за того, что ему жизнь была не в радость, - считал брат артиста и руководитель его театра Альберт Мкртчян. - Он не щадил себя сознательно, потому что страдал из-за болезни сына и жены».
Брат усыновил племянника Вазгена, но в 33 года сын Мкртчяна умер от цирроза печени. Ненадолго пережила отца и дочь: прооперированной по поводу опухоли Нуне не стало через пять лет - в восстановительный период произошла закупорка тромба (34-летняя внучка артиста Гаяне Тертерян осталась жить в Буэнос-Айресе). Умер в этом году и брат Фрунзика - сценарист и режиссер Альберт Мкртчян.

Остался созданный актером Ереванский артистический театр, носящий имя Фрунзе Мкртчяна, и его работы - в пленке и камне: памятники его героям стоят в Москве, Тбилиси, Ереване и Дилижане.
В Армении Фрунзик Мкртчян - национальный герой. На родине в Гюмри открыт музей его имени, а перед зданием местного драмтеатра установлен памятник талантливому земляку. Его портреты висят в армянских домах и офисах, а на могиле артиста в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване круглый год - живые цветы…

Центр» - "Фрунзик Мкртчян. Трагедия смешного человека "(13.30), а «Россия К» - фильмы "Мужчины " (15.20) и "Печальная история последнего клоуна. Фрунзе Мкртчян " (16.30).

Фрунзик Мкртчян родился в Армении, в городе Ленинакане (теперь называется Гюмри). Его родители - отец Мушег и мать Санам - работали на текстильной фабрике. Фрунзик с детства отлично рисовал. Отец хотел, чтобы он стал художником, но мальчик неожиданно заболел театром. Он вывешивал покрывало на лестничной клетке (квартира была на втором этаже) и устраивал спектакли, на которые приходили и детвора, и взрослые соседи.

Родители назвали его Фрунзиком, - вспоминал младший брат актера Альберт Мкртчян, - в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В 30-х годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. А когда много лет спустя Театр имени Сундукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгер. Это библейское имя, которое в переводе обозначает «Солнце», весьма приглянулось брату.

Солнечный мальчик

Фрунзик и на самом деле был светлым, солнечным ребенком – нежным, доверчивым и очень добрым. Любил шутить и озорничать. Правда, уже в детстве он поражал всех своими печальными глазами. Казалось, ему уже тогда была наперед известна вся его жизнь – непростая, трагическая. Кто знает, если бы он не связал себя с актерской профессией, может, все сложилось бы иначе?

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. И вдруг выяснилось, что Бог дал ему огромный актерский талант, - рассказывал Альберт Мкртчян.

Маленький Фрунзик любил Чарли Чаплина и часто сравнивал себя с ним.

Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества, - говорил актер. - Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства.

Когда началась война, отец Фрунзика ушел на фронт, мама работала посудомойкой, а Фрунзик целыми днями просиживал в будке киномеханика в фабричном Доме культуры. До этого, бросив школу в тринадцать лет, он побывал и учеником сапожника, и кукольных дел мастером, и даже закройщиком одежды. Киномеханик отвел мальчика в театральную студию, его взяли. И скоро он вышел на сцену самодеятельного театра. В первом своем спектакле Фрунзик должен был сказать: «Вам письмо от князя!». Но едва он появился на сцене, как зрители стали смеяться. Фрунзик посмотрел в зал и произнес: «Знаете, сами передавайте князю это письмо - мне некогда, у меня дела». Сказал - и убежал за кулисы, где тоже стоял оглушительный смех. Фрунзик расстроился, но через годы понял, что смех в зрительном зале – признак хорошей игры. А тогда, уходя из Дома культуры, он уяснил для себя другое, что жить без театра он уже не сможет.

«Я тут так хохотался!»

В 1956 году Мкртчян окончил Ереванский театрально-художественный институт и сразу был принят в Академический театр имени Сундукяна в Ереване. В это же время он сыграл свою первую роль в фильме «В поисках адресата ».

Театральный триумф начался у Фрунзика с первых же ролей, - рассказывал Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сундукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Затем были фильмы: «33 » Георгия Данелия ,

«Айболит-66 » Роллана Быкова ,

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » Леонида Гайдая .

Но настоящую популярность Мкртчяну принесла роль водителя Хачикяна в картине Данелия «Мимино ».

Фразы героя Мкртчяна из «Мимино» стали народными: «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?», «Спасибо, я пешком постою!», «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!», «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?»… Всех их актер придумал сам.

Данелия давал ему возможность полной импровизации. Так, например, Фрунзик уговорил режиссера снять эпизод, в котором его Хачикян и герой Кикабидзе едут в лифте вместе с двумя совершенно одинаковыми японцами. В кадре один японец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга!». Но, к сожалению, по соображениям цензуры эта сцена в фильм не вошла.

К слову, за эту роль актер единственный из киногруппы «Мимино» получил Государственную премию СССР.

Во время работы над этой лентой актер стал пить, срываться из-за проблем в семье. Данелия долго терпел, а потом поставил ультиматум – будешь пить, не буду снимать! Около недели Фрунзик приходил на съемочную площадку трезвым. И как-то подошел к Данелия и произнес с грустью: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».
Через несколько дней после этого одну из сцен «Мимино» снимали в ресторане гостиницы «Россия». Герои Кикабидзе и Мкртчяна пытаются друг друга перетанцевать. Фрунзик пришел на эту съемку немного выпившим, но, несмотря на это, прекрасно плясал. Однако у него никак не получалось сесть на шпагат и поднять носовой платок, лежавший на полу. Один дубль, второй, пятый… Все уже устали от хохота, да и красного от напряжения Мкртчяна было жаль. Тогда Данелия подозвал Кикабидзе и попросил выхватить из-под ног Мкртчяна платок. Вахтанг Константинович блестяще справился с задачей, а Мкртчян, догадавшись, что его обхитрили, поднял голову и посмотрел на всех таким обиженным взглядом, что на съемочной площадке вновь разразился хохот.

Донарин пленник

Легенда гласит, что у Мкртчяна было два паспорта: один - на имя «Фрунзик Мкртчян», а второй – «Мгер Мкртчян». Правда, по слухам, он умудрился их потерять и отлично жил без документов. Ведь у актера была феноменальная популярность, его любили в каждом уголке Советского Союза.

Однако, несмотря на всеобщее обожание, личная жизнь Мкртчяна не складывалась. Его первый брак был очень скоротечным. Затем он познакомился с красивой девушкой по имени Донара , влюбился. Когда они встретились, ему было за тридцать, ей восемнадцать. Он был известным актером, она студенткой театрального училища. Вскоре Донара стала его женой, ей и суждено было сыграть роковую роль в жизни Мкртчяна.

Поначалу все складывалось хорошо. Донара сыграла вместе с мужем в «Кавказской пленнице ». (В картине она исполнила роль жены водителя товарища Саахова, которая с горечью рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.)

А потом у супругов родились сын Вазген и дочь Нунэ. Фрунзик боготворил детей, задаривал игрушками, которые тоже, кстати, любил.
- Ему все было интересно, - рассказывал Альберт Мкртчян, - как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.

С годами в поведении жены Мкртчяна начали появляться странности. Донара старалась не отпускать мужа ни на шаг. Она стала патологически ревнивой, устраивала супругу страшные сцены ревности. Друзья посоветовали Фрунзику показать ее психиатру, тот поставил неутешительный диагноз - шизофрения. После лечения в Армении он перевез жену в одну из французских психиатрических клиник. Но все усилия были напрасны, Донара умерла. Фрунзик запил.

Когда ему было 54, он вновь женился. Его избранницей стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян – видная девушка, на 25 лет моложе Мкртчяна.

По воспоминаниям друзей, когда его кто-то спросил, какой это у тебя по счету брак, актер шутливо ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?»
К сожалению, и этот брак не сделал жизнь Мкртчяна счастливее (Тамара напоминала по характеру и темпераменту прежнюю супругу), и он скоро распался.
Фрунзик, который всегда находился среди людей, теперь полюбил одиночество.

Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один, - вспоминал его младший брат. - Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…

Дети тоже не стали отрадой для Фрунзика. После замужества дочь актера Нунэ переехала в Аргентину. А у сына Вазгена тоже, как и у его матери, начались странности. Фрунзик показывал его лучшим психиатрам, но все они ставили сыну тот же диагноз, что и жене. Увы, шизофрения передается по наследству - избавиться от нее невозможно.

Жажда смерти

В последние годы Фрунзик отказывался от ролей в кино. «В моем возрасте уже не играют», -горько замечал он. Он мечтал о своем театре и тратил на его создание все свои силы. Однако полностью насладиться своим детищем он не успел...

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Телефон Фрунзика был неисправен. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что его больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт...

Фрунзику Мкртчяну было 63 года…

Он желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты, - говорил его младший брат. - Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.

Его похоронили под Новый год, 31 декабря, в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.
Почему на долю гениального актера выпало столько испытаний и бед? Что это - рок, висевший над его судьбой, или плата за неимоверный талант?

Дочь Фрунзика Нунэ умерла через пять лет после смерти отца, затем не стало его сына Вазгена. А два года назад умер и его младший брат Альберт, который до последнего дня был художественным руководителем Театра Мгера (Фрунзика) Мкртчяна…

Дмитрий Сергеев

Frunzik Mkrtchyan

Мгер Мкртчян

Մհեր Մկրտչյան

Родился в Ленинакане (Гюмри), в многодетной семье беженцев от турецкой резни - простых рабочих текстильного комбината.
Настоящее имя - Мгер Мкртчян. Хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него - Фрунзе.

Народный артист Армянской ССР (1971).
Заслуженный артист Дагестанской ССР (1972).
Народный артист СССР (18.01.1984).

C 1945 года - помощник киномеханика в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, в свободное время посещает репетиции самодеятельного театра. С 1947 года работал в Ленинаканском театре имени Мравяна.

Окончил Ереванский театрально-художественный институт (1956).
С 1956 года - актёр Академического театра имени Сундукяна в Ереване.

Его отец - Мушег Мкртчян (1910-1961) был табельщиком, мать - Санам Мкртчян (1911-1970) была посудомойкой в заводской столовой.
Младший брат - Альберт Мкртчян (1937) - кинорежиссёр, сценарист.
Сёстры - Клара Мкртчян (1934-2003), Рузанна Мкртчян (1943).

Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване, Армения.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 33 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

призы и награды

Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за участие в фильме «Треугольник»).
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за участие в фильме «Мимино»).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актёрскую работу" за 1978 год.
Орден Святого Месропа Маштоца (2001) (посмертно).


Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (4 июля 1930, Ленинакан (ныне - Гюмри)- 29 декабря 1993, Ереван) - армянский, советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Родился в многодетной семье беженцев от Геноцида армян. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961), табельщик, мать - Санам Мкртчян (1911-1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя - Мгер (с армянского- солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат - Альберт (род. 1937), режиссёр, сценарист. Сёстры - Рузанна (р. 1943), Клара (1934-2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.

C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945-1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года - актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.

В 1951-1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

С 1956 года - актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

«Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».


Фрунзик Мкртчян в фильме «Тридцать три», 1965

Несмотря на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. Трагедии у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на девушке Кнаре, к искусству она никакого отношения не имела, брак продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, - говорит Альберт.- Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Донара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна. Рассказывают, что, когда актёр в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принёс Мкртчяну счастья.


Фрунзик и Тамара.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»


Фрунзик Мкртчян в фильме «Солдат и слон».

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.


Фрунзик Мкртчян в фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».

В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне - Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.- Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.

Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря, за гробом шли тысячи людей. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.


Могила Фрунзика Мкртчяна в Пантеоне. Через 17 лет памятник был заменён.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».


Памятник. Фрунзику Мкртчяну в Гюмри, Театральная площадь.

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссёра Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване, Оперный сад.

Многие фразы, озвученные актёром, стали крылатыми, среди них:

«Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»

«Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу»


Памятник героям фильма «Мужчины» скульптора Давида Минасяна в Сарьяновском садике. Ереван.

«Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся!»

«Эти „Жигули“ чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»


Памятник героям фильма «Мимино» в Москве.

«Если вы откажетесь, они вас зарежут.»

«Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия»

«А ты не путай свою личную шерсть с государственной.»


Памятник Фрунзику Мкртчяну в Ереване.

Фрунзе Мушегович Мкртчян (4 июля 1930 года – 29 декабря 1993 года) – советский актёр театра и кино, армянин по национальности. За всю актёрскую карьеру снялся более чем в 35 художественных фильмах, также более 30-ти лет проработал в Ереванском театре им. Сундукяна, а позже организовал свой собственный театр. В 1978 году Фрунзе Мкртчян был удостоен Государственной премии СССР, второй по значимости премии Советского Союза, а в 1984 году получил звание народного артиста СССР.

Чтобы понять всю силу его таланта, нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре.

Фрунзе Мкртчян родился в 1930 году в Армении в городе Ленинакан (сейчас город Гюмри) в семье простых рабочих местного текстильного комбината. В 30-е годы в СССР была мода называть детей в честь героев-революционеров, военных полководцев и прочих культовых личностей. Так мальчик получил имя в честь советского государственного деятеля Михаила Фрунзе. Позже, уже став известным актёром, он захотел поменять своё имя на Мгер, что в переводе означает «светлый, солнечный». По другой версии, Мгером его стали называть зрители, когда Театр им. Сундукяна, в котором играл Мкртчян, гастролировал по Ливану. По словам брата Фрунзика Альберта, у актёра было два паспорта: в одном он был «Фрунзе Мкртчян», в другом – «Мгер Мкртчян».

В 1952 году Мкртчян поступил в ереванский театральный институт, а будучи на втором курсе, начал играть в Театре им. Сундукяна. В 1955 году актёр дебютировал в кино в эпизодической роли в картине «В поисках адресата». Впоследствии за Мкртчяном закрепилось комедийное амплуа, и он с успехом сыграл в таких известных картинах, как «Тридцать три» (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 г.), «Не горюй!» (1969 г.), «Мимино» (1977 г.), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983 г.).

Популярность Фрунзика Мкртчяна росла с каждым фильмом, в котором он снимался. Однако личная жизнь актёра складывалась не так гладко. В первый раз он женился совсем молодым и довольно быстро развёлся. Вторую супругу, Данару, Мкртчян встретил в середине 50-х, когда она приехала в Ленинакан поступать в театральный институт. Фрунзик и Данара поженились и стали вместе работать в ереванском театре им. Сундукяна. Позже у них родилась дочь Нунэ, а затем сын Вазген. Казалось, личная жизнь Мкртчяна наладилась, но внезапно Данара серьёзно заболела. У неё обнаружилось тяжёлое наследственное психическое заболевание, которое практически не поддавалось лечению. Фрунзик показывал свою жену многим специалистам, но те только разводили руками. Из-за болезни Данара постоянно ревновала мужа, утверждая, что в каждом уголке страны, куда он ездил с гастролями, его ждали любовницы. Домашняя жизнь актёра стала настоящим адом.

Из-за проблем в семье Мкртчяну пришлось отказываться от многих ролей в кино. О нём постепенно начали забывать. Известность вернулась к актёру в конце 1970-х, когда он снялся в своей триумфальной роли в фильме «Мимино», за которую получил Государственную премию СССР. Но состояние Данары ухудшалось, и Мкртчяну пришлось госпитализировать её в психиатрическую больницу во Франции без права выхода оттуда. Фрунзик остался один с двумя детьми. Через некоторое время его дочь Нунэ вышла замуж за студента из Аргентины и уехала к нему на родину. Вскоре после этого у Вазгена обнаружилось то же заболевание, что и у Данары. Мкртчян не терял надежды вылечить сына, однако все его усилия оказались напрасными. Вазген был госпитализирован в ту же клинику, что и его мать. Говорили, что, встречаясь в больничном коридоре, они ни разу не узнали друг друга. Мкртчян пытался вновь наладить семейную жизнь и женился на дочери председателя Союза писателей Армении Тамаре Оганесян. Но через несколько лет пара распалась.

Из-за неустроенности в личной жизни Мкртчян стал злоупотреблять алкоголем. Он почти не снимался в кино, ушёл из театра. Однажды Фрунзика госпитализировали в больницу, где у него случилась клиническая смерть, и врачи буквально вытащили актёра с того света. 29 декабря 1993 года Мкртчян снова много выпил. Его брат Альберт, который всё это время ухаживал за ним, заволновался, когда на следующее утро Фрунзик не отвечал на его телефонные звонки. Отправившись в его квартиру, Альберт обнаружил, что брат скончался. Смерть Фрунзика Мкртчяна стала огромной трагедией для армянского народа, ведь любимому актёру было всего 63 года. Прощание с ним происходило 31 декабря 1993 года. Тысячи людей шли за гробом Мкртчяна, провожая его в последний путь.

После смерти Фрунзика его душевнобольного сына усыновил брат Альберт. Вазген Мкртчян умер в 2004 году от цирроза печени в возрасте 33-х лет. Нунэ Мкртчян умерла после серьёзной операции в 1998 году, всего на 5 лет пережив своего отца.

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом, но оказалось, что Бог дал ему огромный актёрский талант. Он всю свою жизнь так жил - был смешным и грустным человеком одновременно. И СССР обожал своего таланта.
- Альберт Мкртчян

Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.
… Актёр от начала до конца. Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком - день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…
… Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста и его задача - сжечь её до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика.
- Хорен Абрамян

Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой.

Настоящий комедийный актёр, где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть фраза: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика.
- Алла Сурикова