Когда умер аксаков сергей тимофеевич. Сергей аксаков краткая биография

Сергей Тимофеевич Аксаков известный русский писатель происходил из старейшего дворянского рода. Его родословная уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии. С младых ногтей его воспитывали как продолжателя этого старинного рода, поэтому и требования к нему были повышенные. Но для одаренного и смышленого ребенка все было легко и просто. Он впитывал в себя не только строгие правила присущие отпрыску старинного дворянского рода, происходившего от самого норвежского короля, но и атмосферу патриархальной русской усадьбы с тяжелым крестьянским трудом и душевным, рассудительно спокойным, добродушным миром дворни.

Для любознательного мальчика всегда было интересно послушать живую, яркую речь с прибаутками и присказками. Недаром его произведения от сказок до автобиографических хроник полны народными песнями, сказаниями, играми и забавами. Кроме того, у него с раннего детства была глубокая и проникновенная страсть к русской природе. Это чувство любви и понимания того живого мира, который окружает нашу жизнь, формирует в людях совершенно особое чувство умиротворения и понимания сущности человеческой жизни.

Биография Сергея Тимофеевича Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791 года в Уфе. Его родители - Тимофей Степанович Аксаков и мать Мария Николаевна Зубова были людьми образованными и прогрессивными. Образованная, культурная семья позволила мальчику расти в гармоничной атмосфере и позволила ему проявить раннюю тягу к литературе, но пока в качестве активного читателя. Особенное впечатление на него произвела “Библиотека для детского чтения”, изданная просветителем Новиковым. На протяжении всей жизни Аксаков не однажды с благодарностью вспоминал книги, которые стали для него знаковыми.

В десятилетнем возрасте Аксакова отдали в Казанскую гимназию, которая смогла углубить и пополнить знания мальчика. После гимназии, которая по системе преподавания и количеству изучаемых предметов более относилась к лицею, Сергей Аксаков поступил в Казанский университет. Там он сблизился с Панаевым и вместе с ним начал издавать рукописный литературный журнал. Очень увлекся театром и даже принимал участие в самодеятельных постановках.

Нельзя сказать, что после окончания университета он приобрел глубокие научные знания, но важна сама атмосфера, сформировавшая его мировоззрение, отношение к современности. Более осмысленно стало его отношение и восхищение к природе, литературе. Закончив университет в неполные шестнадцать лет, он через год поступает в на государственную службу в комиссию по составлению законов. Вне службы у него образуется обширный круг знакомств из театральной и литературной среды. Умер писатель в мае 1859 года.

Писательское творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

Собственную попытку попробовать себя на писательском поприще Аксаков осуществил уже будучи семейным человеком несколькими стихами, переводом пьес. На сороковом году был напечатан его очерк “Буран”, который принято считать литературным дебютом Аксакова. Очерк стал хрестоматийным как пример художественной публицистики. После смерти отца в 1839 году Аксаков получил хорошее наследство, ушел с государственной службы и полностью посвятил себя семье и литературе. В семье росло 10 детей, к воспитанию которых относились очень серьезно.

Старшая дочь Вера помогала отцу, у которого начались проблемы со зрением, записывать его произведения. Наибольшую популярность получили автобиографические “Семейные хроники”, “Детские годы Багрова внука”, "Записки об уженьи рыбы","Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Были записаны слышанные в детстве сказания от дворовых людей. Так появился сборник сказок ключницы Пелагеи и среди них самая известная сказка “Аленький цветочек”.

Аксакова Сергея Тимофеевича нельзя назвать маститым, с большой образованностью и большим умом человеком, но он всегда обладал особой душевностью, чуткостью и это позволяло ему быть нравственным авторитетом не только для собственных детей, но и для многочисленных друзей, некоторые из которых были известными людьми.

Аксаков Сергей Тимофеевич появился на свет в 1791 году в Уфе, а умер в Москве в 1859-м. Это русский писатель, общественный деятель, чиновник, мемуарист, литературный критик, а также автор книг об охоте и рыбалке, собирании бабочек. Он является отцом славянофилов, и писателей Ивана, Константина и Веры Аксаковых.

В этой статье мы рассмотрим произведения Аксакова в хронологическом порядке.

"Буран"

В течение 1820-1830 годов основной творческой деятельностью Сергея Тимофеевича были переводы, а также литературная и театральная критика, создано несколько стихотворений. Свое первое значительное произведение он написал лишь в 1833 году. Это был очерк "Буран", опубликованный спустя год анонимно в альманахе под названием "Десница". Основу этого произведения Аксакова составляет реальное событие, о котором писатель знал со слов его очевидцев. Уже этот очерк нес в себе главные черты последующего творчества автора, основной из которых был интерес к действительности. В этом произведении уже намечаются характерные свойства аксаковской поэтики, по которым мы узнаем этого автора. С. Машинский писал о данном творении, что картина бури выписана с такой выразительной силой, лаконичностью красок и мужественной простотой, как мог писать до тех пор в прозе лишь Пушкин.

Произведение после публикации получило очень высокие оценки различных критиков. Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил выполненное Аксаковым описание бурана. Позже, спустя 20 лет, к опыту этого автора обратится Лев Толстой при создании рассказа "Метель".

Продолжаем описывать произведения Аксакова. Список их дополнят "Записки" об охоте и рыбалке. С конца 1830 годов в жизни Аксакова начинается новый период. Он, как и мечтал, оставил государственную службу, сосредоточившись всецело на ведении семейных и хозяйственных дел.

"Записки о рыбалке"

Произведения Аксакова претерпевают существенные тематические изменения в 40-х годах. Тогда он приступил к созданию "Семейной хроники", а позже, в 1845 году, решил написать книгу, посвященную рыбалке. Работа над ней была закончена через год, и в 1847 году она под названием "Записки о рыбалке" вышла в свет. По форме данное произведение представляет собой подборку очерков рыболова. С единодушным одобрением было встречено и это творение Аксакова. Существенно дополненное и переработанное издание вышло в 1854 году под названием "Записки об уженье рыбы", а еще спустя два года появилось третье.

"Записки ружейного охотника"

Произведения Аксакова, список которых мы составляем, дополнит книга под названием "Записки ружейного охотника". В 1849 году начинается работа Сергея Тимофеевича над произведением об охоте. В 1852 году оно было напечатано. По стилю данное творение напоминало предыдущее: главы его представляли собой очерки. Книга эта также скоро стала популярной, а тираж данного произведения был мгновенно распродан. И вновь восторженные отзывы различных критиков, в том числе Гоголя, Тургенева, Чернышевского.

"Семейная хроника"

В 1840 году приступает Аксаков к созданию "Семейной хроники". Однако затем внимание его переключается на вышеупомянутые книги об охоте и рыбалке, и лишь в 1852 году возобновилась работа над этими мемуарами.

Отдельные эпизоды произведения Аксакова публиковались по мере написания в периодике. Небольшой отрывок уже в 1846 году был напечатан, а в 1854 году появился в "Москвитянине" первый эпизод из "Семейной хроники", за которым последовал четвертый (в "Русской беседе" в 1856 году) и пятый (в "Русском вестнике" в 1856 году). В это же время вышли "Воспоминания", ставшие в дальнейшем третьей, отдельной книгой трилогии.

В вышедшее в 1856 году второе издание вошли еще два отрывка из этого произведения, которое наконец приобрело окончательный вид.

Выход "Семейной хроники" был связан с цензурными трениями. Аксаков также опасался реакции своих соседей и родственников, которые не хотели огласки семейных тайн. Поэтому писатель изменил многие географические названия и лица. Книга знакомит читателя с картиной помещечьего быта в провинции. заняла важное место в отечественной литературе, встретив восторженный прием как критиков, так и читателей.

"Детские годы Багрова-внука"

Произведение это создавалось в период с 1854 по 1856 год. Автор хотел создать уникальную в своем роде книгу для детей, которая должна быть написана как будто для взрослых, не подделываясь к возрасту аудитории, с отсутствием нравоучения. Появление на свет этого произведения Аксакова для детей произошло в 1858 году. В книге показывается трансформация внутреннего мира героя с возрастом.

Сказки Аксакова, список которых состоит, строго говоря, лишь из одного произведения - некоторые считают почему-то многочисленными. Это и понятно: такую красивую сказку мог создать лишь опытный автор. Аксаков и являлся очень опытным, но работал в основном в других жанрах. Произведение это было размещено автором в качестве приложения к книге "Детские годы Багрова-внука". Произведения Аксакова для детей, как вы видите, немногочисленны, но очень интересны и популярны даже сегодня.

Замысел "Аленького цветочка" представляет собой художественную обработку (уже не первую) знаменитого сюжета о встрече красавицы и чудовища. Она выходила в печать много раз отдельно, став наиболее издаваемым произведением Сергея Тимофеевича и создав миф "сказки Аксакова".

Другие произведения

Работа над трилогией вдохновила писателя, у которого созрел замысел еще одного мемуарного произведения, посвященного периоду его жизни в 1820-1830 годы. Он, однако, не успел воплотить его в жизнь, но в ходе работы создал целый ряд интересных мемуарных очерков. "Знакомство с Державиным", "Биография М. Н. Загоскина" и "Воспоминание о М. Н. Загоскине" появились в 1852 году.

В период с 1856 по 1858 год автор создавал мемуарные очерки, которые продолжили серию о А. С. Шишкове, Я. Е. Шушерине и Г. Р. Державине. Книга эта публиковалась в "Русской беседе" частями, а затем, в 1858 году, вошла в сборник под названием "Разные сочинения С. Т. Аксакова". На сей раз мемуары были без восторга встречены критиками, в том числе Н. А. Добролюбовым. Автора обвиняли в пристрастности и субъективности по отношению к своим друзьям молодости.

Последние произведения

"Собирание бабочек" - рассказ, написанный в 1858 году для сборника "Братчина", благотворительного издания в пользу учащихся в Казанском университете. Творение это примыкает тематически к университетским воспоминаниям автора. Оно появилось на свет уже после его кончины. Аксаков за 4 месяца до смерти надиктовал еще одно произведение - "Очерк зимнего дня". "Встреча с "мартинистами" стала последним творением, опубликованным при жизни Сергея Тимофеевича и напечатанным в "Русской беседе" в 1859 году.

Знаменитый русский писатель.
Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона " - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой , дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года.

Любовь к природе Сергея Тимофеевича Аксакова

Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, с сказками, с святочными играми. И "Аленький цветочек ", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня.
Юноша Аксаков учился в Казанской гимназии , затем в университете . В 1807 году он переехал в Москву, затем в Петербург, работал переводчиком при комиссии по составлению законов.

Сближение Аксакова с литературными деятелями

В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями. В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года.
В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковье, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. "Новыми и преданными друзьями" его стали Юрий Венелин, профессора П.С.Щепкин, М.Г.Павлов, потом Н.И.Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С.Щепкин; бывали Мочалов и другие.
В 1832 году Аксакову пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях Аксакова ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт , был назначен первым его директором и устроителем.
В 1839 году Аксаков, теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в "Драматических прибавлениях" к "Московскому Вестнику" и в "Галатее" (1828 - 1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского "Скупого" шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в "Московском Вестнике" (без подписи) его рассказ "Рекомендация министра".

Первые произведения настоящего Аксакова - писателя

Наконец, в 1834 году в альманахе "Денница" появился, также без подписи, его очерк "Буран ". Это - первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове. "Буран" - первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный Аксакова поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи.
Подрастали сыновья Аксакова, мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности Аксакова. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого Аксакова встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на Аксакова близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю.
Аксаков был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях "высокого стиля", в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость Аксакова не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в "Капитанской дочке" и "Повестях Белкина", - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек Аксаков переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно.
Вслед за "Бураном" начата была "Семейная хроника ". Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые.
Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы Аксакова побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив "Семейную хронику", он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его "Записки об уженьи рыбы " (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя "уходил" в свои записки. А у него было от чего "уходить" в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий Аксаков не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело - и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии " вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем "Уженье рыбы". Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках.
Вскоре по выходе "Записок ружейного охотника" стали появляться в журналах новые отрывки из "Семейной хроники", а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой.

Последние годы Сергея Аксакова

Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.
Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука ". "Детские годы" (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем "Семейная хроника". Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал Аксаков, но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку "Семейной хроники". И критика отнеслась к "Детским годам" без былого восторга.
Его "Литературные и театральные воспоминания", вошедшие в "Разные сочинения" (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена "История моего знакомства с Гоголем ", показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования.
Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.
Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда "Повести Белкина" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, Аксаков честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний.
Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения.

В статье представлена биография Аксакова, известного русского писателя. Он известен многим как автор сказки а также как создатель "Семейной хроники", "Записок ружейного охотника" и других произведений.

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. В семейной хронике "Детские годы Багрова-внука" автор рассказал о своем детстве, а также составил характеристику своих родственников. Если вы хотите поближе познакомиться с первым этапом жизненного пути такого писателя, как Сергей Аксаков, биография для детей и взрослых, изложенная в этом произведении, наверняка заинтересует вас.

Годы обучения в гимназии

С. Т. Аксаков получил образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях. Матери очень трудно далась разлука с Сергеем, и она едва не стоила жизни как ей, так и самому писателю. В 1799 г. поступил в гимназию С. Т. Аксаков. Биография его отмечена тем, что вскоре мать забрала его обратно, поскольку во впечатлительном и нервном ребенке от одиночества и тоски начала развиваться как признавался сам Аксаков.

В течение года писатель находился в деревне. Однако в 1801 году он поступил в гимназию уже окончательно. С этим учебным заведением связана дальнейшая биография Аксакова. Сергей Тимофеевич неодобрительно отзывался об уровне преподавания в этой гимназии. Однако к нескольким преподавателям он испытывал большое уважение. Это, например, Карташевский. В 1817 году этот человек женился на сестре писателя, Наталье Тимофеевне. Во время обучения Сергей Тимофеевич был отмечен похвальными листами и другими наградами.

Учеба в Казанском университете

В 1805 году, в возрасте 14 лет, Аксаков стал студентом Казанского университета, только что основанного. Часть гимназии, где учился Сергей Тимофеевич, была отведена для нового учебного заведения. Некоторые преподаватели из нее стали профессорами университета. Студенты же были выбраны из числа лучших учеников гимназии.

Проходя курс университетских лекций, одновременно Аксаков продолжал обучение в гимназии по некоторым предметам. В первое время существования университета не было разделения на факультеты, поэтому все 35 первых студентов проходили множество наук: логику и высшую математику, химию и анатомию, классическую литературу и историю. В 1709 году, в марте, Аксаков завершил обучение. Он получил аттестат, в котором были указаны среди прочих науки, о которых Сергей Тимофеевич знал только понаслышке. В университете эти предметы еще не преподавали. Во время обучения у Аксакова возникла страсть к охоте и театру. Эти увлечения сохранились на всю его дальнейшую жизнь.

Первые произведения

Первые произведения написал в возрасте 14 лет С. Т. Аксаков. Биография его отмечена ранним признанием его творчества. В журнале под названием "Аркадские пастушки" было помещено первое стихотворение Сергея Тимофеевича. Его сотрудники пытались подражать сентиментальности Карамзина и подписывались пастушеческими именами: Аминтов, Дафнисов, Ирисов, Адонисов и др. Стихотворение Сергея Тимофеевича "К соловью" было оценено современниками. Аксаков, поощренный этим, в 1806 году основал вместе с Александром Панаевым и Перевозчиковым, ставшим впоследствии известным математиком, "Журнал наших занятий". В нем Аксаков выступал уже противником Карамзина. Он стал последователем Шишкова А. С. Этот человек создал "Рассуждения о старом и новом слоге" и был начинателем славянофильства.

Студенческая труппа, переезд в Москву и в Петербург

Как мы уже говорили, Аксаков увлекался театром. Страсть к нему побудила его создать студенческую труппу. В устраиваемых представлениях Сергей Тимофеевич выступал и сам, при этом показывал сценическое дарование.

Семейство Аксаковых получило в 1807 году приличное наследство, которое досталось от тетки Куроедовой. Аксаковы переехали в Москву, а через год - в Петербург, чтобы дочь получила воспитание в лучших учебных заведениях столицы. С. Т. Аксаковым в полной мере овладело в это время сценическое увлечение. Тогда же стал работать переводчиком в комиссии, занимающейся составлением законов, Сергей Тимофеевич Аксаков. Краткая биография его отмечена в это время и новыми знакомствами.

Новые знакомства

Аксаков хотел усовершенствоваться в декламации. Это желание привело его к знакомству с Шушериным, знаменитым актером конца 19 - начала 20 века. Молодой театрал проводил множество свободного времени у этого человека в разговорах о сцене и в декламациях.

С. Т. Аксаков приобрел кроме театральных знакомств и другие. Он сошелся с Романовским, Лабзиным и А. С. Шишковым. С последним он очень сблизился. Этому способствовал декламаторский талант Шишкова. Сергей Тимофеевич устраивал спектакли в доме Шишкова.

1811-1812 годы

В 1811 году решил оставить работу в комиссии Сергей Тимофеевич Аксаков, краткая биография которого отмечена новыми попытками найти себе занятие по душе, ведь прежняя служба не привлекала его. Сначала, в 1812 году, Аксаков уехал в Москву. Через некоторое время он перебрался в деревню. Здесь он провел годы нашествия Наполеона Бонапарта. Аксаков вместе с отцом записался в милицию.

Побывав последний раз в Москве, писатель познакомился через Шушерина с рядом литераторов, живших здесь, - Кокошкиным, Ильиным, Шатровым и др. Немного раньше Аксаков начал работать над переводом трагедии "Филоктет" Софокла, выполненным Лагарповым. Этот перевод требовался для бенефиса Шушерина. В 1812 году трагедия была выпущена.

Годы после нашествия французов

В период с 1814 по 1815 год Сергей Тимофеевич находился в Петербурге и Москве. В это время он сошелся с Державиным. Аксаков создал "Послание к А. И. Казначееву" в 1816 году. Впервые оно было издано в 1878 году в "Русском архиве". В этом произведении писатель негодует, что галломания общества того времени не уменьшилась после нашествия французов.

Личная жизнь Аксакова

Краткая биография Аксакова продолжается женитьбой на О. С. Заплатиной, дочери одного суворовского генерала. Ее матерью была турчанка, которую в возрасте 12 лет забрали в плен при осаде Очакова. Турчанка была воспитана и крещена в Курске, в семье Воинова. В 1792 году на свет появилась Ольга Семеновна, супруга Аксакова. В возрасте 30 лет женщина скончалась.

Сразу же после свадьбы Сергей Тимофеевич отправился в вотчину Тимофея Степановича, своего отца. Здесь в следующем году у молодых супругов появился на свет сын Константин. Сергей Тимофеевич безвыездно прожил в доме своих родителей 5 лет. Прибавление в семье было ежегодно.

Сергей Тимофеевич в 1821 году выделил сыну село Надежино в Оренбургской губернии. Это место встречается под именем Парашина в семейной хронике. До того как переехать туда, Аксаков поехал в Москву. Здесь он провел зиму 1821 г.

Возвращение в Москву, возобновление знакомств

Краткая биография Аксакова продолжается в Москве, где он возобновил свое знакомство с литературным и театральным миром. Сергей Тимофеевич завязал дружбу с Писаревым, Загоскиным, Шаховским, Кокошкиным и др. Писатель издал перевод десятой сатиры Буало. За это Сергей Тимофеевич удостоился стать членом знаменитого "Общества любителей российской словесности".

В 1822 году, летом, Аксаков вновь отправился вместе со своей семьей в Оренбургскую губернию. Здесь он безвыездно оставался вплоть до 1826 г. Аксакову не давалось занятие хозяйством. Подрастали его дети, которых нужно было учить. Выходом для Аксакова стало возвращение в Москву для занятия здесь должности.

Аксаков окончательно перебирается в Москву

В 1826 году, в августе, Сергей Тимофеевич навсегда простился с деревней. С этого времени до самой своей смерти, то есть около 30 лет, он лишь 3 раза, да и то наездом, был в Надежине.

С. Т. Аксаков вместе с шестью своими детьми перебрался в Москву. Он возобновил дружбу с Шаховским, Писаревым и пр. Биография Аксакова Сергея Тимофеевича отмечена в это время переводческими работами. В 1828 году взялся за прозаический перевод мольеровского "Скупого". А еще раньше, в 1819 году, он стихами изложил "Школу мужей" этого же писателя.

Работа в "Московском вестнике"

Аксаков деятельно защищал своих товарищей от нападок Полевого. Он уговорил Погодина, который издавал "Московский вестник" в конце 1820-х годов, завести в журнале "Драматическое прибавление", над которым работал Аксаков. Сергей Тимофеевич с Полевым враждовал и на страницах "Галатеи" Раича и "Атенея" Павлова. В 1829 году Сергей Тимофеевич прочитал сделанный им перевод восьмой сатиры Буало в "Обществе любителей российской словесности".

Служба цензором

Через некоторое время Аксаков перенес вражду с Полевым на почву цензуры. В 1827 году он стал одним из членов цензурного комитета г. Москвы. Эту должность Сергей Тимофеевич занял благодаря покровительству своего друга А. С. Шишкова, который в то время был министром народного просвещения. Сергей Аксаков прослужил цензором около 6 лет. При этом несколько раз он выполнял обязанности председателя комитета.

Аксаков - инспектр училища, смерть отца

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича (дальнейших лет его жизни) представлена следующими основными событиями. Аксаков стал работать в межевом училище в 1834 году. Работа здесь продолжалась также в течение шести лет, до 1839 года. Аксаков сначала был инспектором училища. Через некоторое время, когда оно превратилось в Константиновский межевой институт, занял должность его директора. Сергей Тимофеевич разочаровался в службе. На его здоровье она влияла очень дурно. Поэтому в 1839 году он решил выйти в отставку. В 1837 году умер его отец, оставив значительное наследство, на которое и зажил Аксаков.

Новый круг знакомств

Круг знакомств Сергея Тимофеевича в начале 1830-х годов изменился. Скончался Писарев, Шаховской и Кокошкин потеряли свое былое влияние, Загоскин поддерживал с Аксаковым чисто личную дружбу. Сергей Тимофеевич начал подпадать под влияние молодого университетского кружка, в который входили Погодин, Павлов, Надеждин вместе со своим сыном Константином. Кроме того, близко сошелся с Гоголем (портрет его представлен выше) Сергей Аксаков. Биография его отмечена знакомством с Николаем Васильевичем в 1832 году. Их дружба длилась 20 лет, до самой (4 марта 1852).

Поворот в творчестве

В 1834 году Аксаков напечатал в альманахе "Денница" небольшой рассказ под названием "Буран". Это произведение стало поворотным в его творчестве. Сергей Аксаков, биография которого до этого времени не была отмечена созданием такого рода произведений, решил обратиться к действительности, освободившись в полной мере от ложноклассических вкусов. Идя по пути реализма, писатель в 1840 году принялся за написание "Семейной хроники". Произведение было закончено в 1846 году. Отрывки из произведения были опубликованы в "Московском сборнике" в 1846 году.

В следующем, 1847, появилось еще одно произведение Аксакова - "Записки об ужении рыбы". А еще через несколько лет, в 1852 году - "Записки ружейного охотника". Эти охотничьи записки имели большой успех. Имя Сергея Тимофеевича стало известно всей стране. Его слог был признан образцовым, а характеристики рыб, птиц и зверей - мастерскими изображениями. Произведения Аксакова признали И. С. Тургенев, Гоголь и др.

Затем Сергей Тимофеевич начал создавать воспоминания семейного и литературного характера. В 1856 году была издана "Семейная хроника", имевшая большой успех. Мнение критиков разошлось по поводу этого произведения, которое считается одним из лучших в творчестве Сергея Тимофеевича. Например, славянофилы (Хомяков) считали, что Аксаков первым среди русских литераторов нашел положительные черты в современной ему действительности. Критики-публицисты (например, Добролюбов), напротив, находили отрицательные характеристики в "Семейной хронике".

В 1858 году вышло продолжение этого произведения. Оно называется "Детские годы Багрова-внука". Это произведение имело меньший успех.

Болезнь и смерть

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича для детей и взрослых отмечена тяжелой болезнью, с которой ему приходилось бороться в последние годы. Здоровье писателя пошатнулось примерно за 12 лет до смерти. Из-за болезни глаз он был вынужден долгое время находиться в темной комнате. Писатель не был приучен к сидячей жизни, его организм пришел в расстройство. При этом Аксаков лишился одного глаза. Болезнь писателя начала доставлять ему жестокие страдания весной 1858 г. Однако он переносил их с терпением и твердостью. Последнее лето Сергей Тимофеевич провел на своей даче, находившейся близ Москвы. Когда болезнь отступала, он диктовал новые произведения. Это, например, "Собирание бабочек". Произведение было опубликовано уже после смерти писателя, в конце 1859 года.

Краткая биография Сергея Аксакова отмечена переездом в Москву осенью 1858 года. Он провел в больших страданиях всю следующую зиму. Однако, несмотря на это, он все еще занимался иногда литературой. В это время Аксаков создал "Зимнее утро", "Наташу", "Встречу с мартинистами". Биография Аксакова заканчивается в 1859 году, когда Сергей Тимофеевич скончался.

Много раз появлялись отдельными изданиями. В частности, "Семейная хроника" пережила 4 издания, а "Записки ружейного охотника" - целых 6. И в наше время не угасает интерес к жизни и творчеству такого писателя, как С. Аксаков. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, лишь вкратце знакомит с его творческим наследием. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской литературы.

«Аленький цветочек» - сказка, которая согревала сердца не одного поколения российских граждан. Но мало кто знает, что один из сыновей автора этой сказки сыграл в истории Самарского края важную роль.

«С. Т. Аксаков и наш край». «Интересные сведения об Аксаковских местах Самарской области».
Вот об этом и будет сегодняшнее сообщение «Хроник самарочки».

Род Аксаковых является одним из стариннейших в России , ведь первые упоминания о нём относятся к 1027 году. Многие из этого дворянского рода занимали почётные должности и награждались за верную службу Отечеству лично русскими царями.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – самобытный русский писатель, личность которого настолько значительна в истории русской и мировой культуры, что 1991 год, год 100-летия писателя, был объявлен ЮНЕСКО годом Аксакова по всему миру.

«Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя». С.Т. Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич - прозаик, мемуарист, критик, журналист, родился 20 сентября 1791 г. в Уфе.

Происходил из родовитой дворянской семьи. Отец, Тимофей Степанович, служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Мать, Мария Николаевна (урожденная Зубова), принадлежала к уфимской чиновной аристократии.

Свои ранние годы С. Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область).

В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. С детства он полюбил природу: рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие и мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемым источником художественного творчества.

В 1801 году Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.

Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова.

Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах.

Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.

В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Аксаков свел обширные знакомства - с адмиралом А. С. Шишковым, консервативному направлению которого в области литературного словоупотребления и стилистики он горячо сочувствовал; с Г. Р. Державиным, с актером Я. Е. Шушериным (впоследствии каждому из них писатель посвятил отдельный мемуары: «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове», 1856; "Знакомство с Державиным", 1856; «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», 1854). Эти произведения представлены на выставке в книге «Избранные сочинения». Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" (1812, № 7) печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д. Из ранних произведений Аксакова выделяется послание "А. И. Казначееву" (1814) -- взволнованный отклик на опустошение Москвы, учиненное французским нашествием 1812 г.

В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин - в будущем известный критик, поэт и ученый, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в 1820 г. - второй сын, Григорий (Самарский губернатор в 1867 – 1872 гг., губернский предводитель Самарского дворянства в 1884-1891 гг.); позднее, в 1823 г. - Иван, впоследствии так же известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства.

Всего в семье было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.

Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным (с которым подружился еще раньше, в Петербурге) и др. и продолжал свои литературные занятия (в частности, в 1821 г. опубликовал свой перевод сатиры Н. Буало). Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы. Помимо старых друзей в доме стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н. И. Надеждин и другие.

Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.

Взаимоотношениям Аксакова и, позже, членов его семьи, с деятелями русской культуры посвящена работа Э.Л. Войтоловской, книга воспоминаний самого Сергея Тимофеевича "История моего знакомства с Гоголем". Издана переписка Аксаковых с Н.В.Гоголем, И.С.Тургеневым, К.К и Я.К. Гротами, М.А. Максимовичем.

Дом Аксаковых всегда открыт для друзей. Здесь появляются товарищи Константина Сергеевича по Московскому университету: Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, Ю. Ф. Самарин и другие. Дом Аксаковых, благодаря усилиям сыновей Константина и Ивана, становится одним из центров формирующегося славянофильства: здесь бывают виднейшие его представители: И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. Наряду с московским домом Аксаковых, местом встреч и споров стало подмосковное имение Абрамцево, которое семья приобрела в 1843 г.

Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.- "Детские годы Багрова-внука".

Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания.
Акварель К. А. Трутовского

В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания» (опубликованы в 1856 г. вместе с «Семейной хроникой»), «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.

Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". 23 ноября 1856 года Сергей Аксаков написал своему сыну Ивану письмо, в котором сообщал о своей работе над сказкой "Аленький цветочек", услышанной автором в детстве от своей ключницы Пелагеи. Аксаков записал сказку в той форме, в какой она была изложена, - со всеми диалектными и фольклорными особенностями речи рассказчицы.

Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.

Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.

В 1909 году в «Самарских губернских ведомостях», в статье, посвященной 50-летию со дня смерти Аксакова, было сказано, что писателя почитает вся Россия, но особенно он «дорог и памятен Самарской губернии, с которой связан его род, начиная с дедушки». И в этом же году при Доме самарского дворянства был создан музей имени С.Т. Аксакова – Аксаковская комната.

К Самаре семейство Аксаковых имеет непосредственное отношение, оставив в истории нашего города яркий след. На самарской земле покоится прах его деда Степана Михайловича, сына Григория Сергеевича и внучки Ольги Григорьевны Аксаковых.

Григорий Сергеевич Аксаков (сын писателя) родился 4 октября 1820, Знаменское Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

Служил в Самаре вице-губернатором, губернатором, три раза избирался губернским предводителем дворянства. 20 января 1867 года Г. С. Аксаков был переведён на должность самарского губернатора. Его заслугами - в нашем городе появилась железная дорога, телеграф, земская больница (ныне имени Н.И. Пирогова), соборный храм во имя Христа Спасителя, просвещалось малограмотное крестьянство, развивалась экономика города.
Г.С. Аксаков активнейше участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Самарской губернии, заботился о состоянии народного здравия и трезвости, нравственности и укреплении семьи. В 1873 году за заслуги перед городом Г.С. Аксакову присвоили звание Почётного гражданина Самары! До самой своей смерти Г.С. Аксаков служил нашему городу.

24 февраля (по старому стилю) 1891 года Г.С. Аксаков скончался. Гроб с телом усопшего 18 вёрст простой народ нёс на руках!

В Самаре Г.С. Аксаков жил с дочерью Ольгой, которой дед С.Т. Аксаков посвятил, известную всему миру, сказку «Аленький цветочек», в скромном доме на пересечении улиц Саратовской и Алексеевской (ныне Фрунзе и Красноармейской) напротив известного дома Курлиных.

На предполагаемом месте захоронения Григория Аксакова в селе Страхово по инициативе члена Оренбургского комитета по увековечению памяти выдающихся соотечественников, историка-краеведа Сергея Колычева на средства Страховского землевладельца Владислава Афанасьева был возведен памятный крест с надписью "Григорию Сергеевичу Аксакову - одному из лучших российских губернаторов, достойному сыну Великого отца". Навели порядок и в старинном барском парке в селе Неклюдово, где также установили памятный крест деду Сергея Аксакова, Степану, и на средства Бориса Ардалина построили часовню. А в селе Аксаково разработали туристический маршрут Самара-Музей-заповедник Аксакова.

Любопытные повороты в судьбе были и у других представителей рода Аксаковых. Внучка писателя и дочка губернатора Ольга, для которой в свое время и была написана сказка «Аленький цветочек», впоследствии основала кумысолечебное заведение. А внук Григория Аксакова Сергей Аксаков во время гражданской войны служил в Колчаковской армии, потом эмигрировал, жил в Шанхае и вернулся на родину лишь под конец жизни, в конце 50-х годов. Прямых потомков Аксаковых сегодня, к сожалению, не осталось. Род прервался - осталась лишь память о людях, верой и правдой служивших Отечеству.

Семья Аксаковых - замечательное и, по-своему, уникальное явление русской жизни. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений.

***
Как всегда, пересказать интереснейший материал помогли статьи и заметки самарских краеведов, историков и литературоведов. Журнал и документальные фильмы, Энциклопедия "Самарские судьбы".