Конспекты занятий по музыкотерапии для детей. Конспект занятия коррекционно-развивающей программы с элементами логоритмики и музыкотерапии. Подвижная народная игра

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Наглядный и дидактический материал: домик, зеркальные цветочки, маска кота, нотки Мажор и Минор, ТСО, музыкальное оформление.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Под музыку дети входят в зал

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день! И я хочу провести сегодняшнее занятие с элементами музыкотерапии. Вы когда-нибудь слышали такое интересное слово МУЗЫКОТЕРАПИЯ? А я вам сейчас расскажу. Музыкотерапия- это лечение музыкой, ведь музыка очень сильно воздействует на человека и способна изменить его любое настроение. Все мы прекрасно знаем, если человек заболел его нужно лечить,(как..ответы детей.) но иногда человек думает, что он болен, а на самом деле у него просто плохое настроение. Вот тогда на помощь приходит музыка (как...ответы детей).Правильно ребята, с помощью весёлой музыки можно поднять настроение, а спокойная тихая музыка поможет вам успокоиться, если вы слишком перевозбудились,с помощью колыбельной мы засыпаем...Вот сегодня светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям и веселой песенкой и поднимем всем настроение.

Дети исполняют хоровод с оздоровительным массажем «Доброе утро»

Доброе утро. Улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки (по тексту )

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (по тексту)

А теперь похлопаем смелее-смелее.

Хлопают в ладоши

Ушки мы теперь потрем,и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (хоровод)

Муз.рук. Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. Присаживайтесь ребятки.

Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками.

Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?

Ответы детей.

Муз.рук. Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (Задумываюсь.) Придумала! Нужно позвонить в музыкальное справочное бюро.

Звоню по телефону:

Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятье провести.

Мы сейчас кота пришлём.

Муз.рук. Вот спасибо! Очень ждем!

Про кота стишок мы знаем

Вместе, хором прочитаем.

Речевая игра-диалог «Тра-та-та»

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки: За Петра Петровича!

Вместе: Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Ну, не кот, а просто клад!

Входит воспитатель переодетый в кота

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Меня зовут кот Рыжик. Я ученый кот из великой кошачьей страны Мурляндия.

Муз. рук. Рыжик, где же нам нотки найти? их утащили хитрые мыши

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»

По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.

И всем улыбнулись.

Муз. рук. Ребята, смотрите, впереди домик! Это уже Мышиное королевство?

Кот Рыжик. Нет! Здесь мышами не пахнет. Ребята, давайте я посмотрю, что находится в домике. (Протягивает в домик руки и достаёт карточки с изображением рожиц весёлого и грустного характера).

Кот Рыжик : Посмотрите ребята это домик гномов. Самих гномиков дома нет, но они оставили нам свои фотографии.

(Музыкальный руководитель показывает и спрашивает у детей какие храктеры изображены. Объясняет, что один из них весёлый – это братец мажор, а другой грустный – это братец минор)

Частушки:

(Весело) В доме До Мажор живёт,

Звонко песенки поёт –

Добрые, мажорные.

Весёлые, задорные!

(Грустно) Ре Минор к реке пошёл,

Песню грустную завел:

Ох! Река проворная.

Ох! Судьба минорная!

Ребята, а хотите поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами.

Кот Рыжик: Дети, очень грустно мне!

Что-то хрумкает в спине.

В горле всё болит, горит,

Нос мой булькает, сопит

Муз. рук. Ребята, наверное наш кот приболел,ему нужен отдых. Давайте посадим его в уголок, а чтобы он поскорее уснул споём колыбельную

Исполняется Колыбельная

Спи-усни, ты мой ребенок.
Теплый, мягенький, котенок.
Спи-усни, ты мой малыш,
Пусть тебе приснится мышь.

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Подрастай скорее, крошка.
Вырастешь как мама, кошка.
Будь усат, хвостат, пригож -

И на мамочку похож

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Муз. рук. Ну что, Рыжик, тебе лучше стало?

Кот Рыжик: Нет, что-то мне не хорошо. Я поспать хочу ещё

Муз. рук. Но нельзя же весь день спать. Ребята, по-моему кот хондрит и ничего у него не болит. Вот сейчас самое время обратиться к музыкотерапии. Как мы будем его лечить? Да, мы будем кота веселить.

Дети и Кот Рыжик выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я поглажу их немножко.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок. Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие ушки Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Кот Рыжик: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку! Как с вами весело! А вы знаете, что музыка и смех продлевает жизнь. И за это я подарю вам разноцветные смешинки. (Дарит детям разноцветные нотки)

Муз. рук. Рыжик, так это ты забрал наши весёлые нотки

Рыжик Я не знал, что они вам нужны, они такие красивые и я решил их подарить ребятам

Муз. рук. Эти нотки не только красивые, они ещё и волшебные. При помощи весёлой музыки мы смогли тебя развеселить, а значит вылечили тебя музыкотерапией. Ребята, берегите эти волшебные нотки и знайте, что они всегда вам смогут помочь вылечиться, ведь музыка- зто лучшее лекарство.

Музыкотерапия

К сведению родителей и всех интересующихся, музыкотерапия, как метод лечения применялся ещё со времени древних племён, которые использовали различные музыкальные инструменты в соединении с движением, танцем и вокалом. Они сохраняли свой лечебный ритуал как тайное магическое лекарство. Сегодня музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанном на восприятии музыки на эмоциональном уровне.

Достоинства музыкотерапии очевидны: ее легко и просто применить, она абсолютно безвредна, развивает творческие способности у детей и взрослых. Музыкотерапия для детей играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Он определил, что колыбельные и классическая музыка не только способна развивать детей, но и способна оказывать лечебные свойства. Так, в институте педиатрии РАМН провели исследования. Новорожденным, страдавшим от нехватки кислорода во время беременности и родах, в течение года давали слушать классическую музыку. Эти дети справились с неврологическими нарушениями гораздо лучше, чем те которые не участвовали в эксперименте.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

    духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

    музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

    струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

    вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Полезная музыка

Какая музыка полезна для младенческого слуха? Всё зависит от психологического состояния ребёнка.

Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные.

Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются «Весна» Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии.

Развитие музыкального слуха у детей важно начинать как можно раньше. Уже с рождения следует ознакомить кроху с интересным царством звуков: игрушечный барабан, гитара или обыкновенные вилки, ложки стаканы, стеклянные палочки, непременно, заинтересуют малыша и вызовут неподдельный интерес к музыке.

При помощи музыки родители могут регулировать настроение ребёнка. Когда он слишком спокоен, растормошить с помощью активной музыки, когда чересчур возбуждён, поставить ему расслабляющую мелодию.

Здесь стоит отметить, что мелодия со словами имеет большее влияние на детей, чем композиция без слов.

Достоинствами музыкотерапии являются:

    Абсолютная безвредность;

    Легкость и простота применения;

    Возможность контроля;

    Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Мамам на заметку!

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

Музыка для свободной деятельности детей

Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю. Энтин, М. Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после утреннего и дневного сна

Боккерини Л. »Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. »Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л. »Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

В настоящее время родители имеют широкий выбор средств по музыкотерапии: это могут быть диски и кассеты с традиционной классической музыкой или с аранжировкой, сделанной специально для новорожденных. В такие аранжировки добавляют звуки колокольчиков. Что лучше подойдёт вашему крохе, должны решать родители, понаблюдав за реакцией малыша. Продаются также записи с классическими мелодиями на фоне шума природы. CD-диски называются «Малыш у моря», «Малыш в лесу» и так далее. Очень приятное релакс-лекарство, которое поможет малышу не только расслабится, снять нервное напряжение, но и будет развивать слух у ребенка .

Дорогие мамы, слушайте классическую музыку вместе с ребёнком, ведь приятное времяпровождение детей и родителей способствует налаживанию более тесной психологической связи!

29 Окт 2012,

дети соединяют ладошки — «мышка»;

По горшочкам пошуршала.

трут ладошкой о ладошку;

Мышка Маша любит кашу,

Целый ковшик варит Маша.

«мешают кашу ложкой»;

Наша каша горяча!

сжимают и разжимают пальчики рук;

Шу-шу-шу,

поворачивают голову вправо;

ша-ша-ша.

поворачивают голову влево;

Кушай кашку неспеша.

«грозят» указательным пальцем;

Шу-шу-шу,

поворачивают голову вправо;

Ша-ша-ша.

поворачивают голову влево;

Как же каша хороша!

хлопают в ладоши.

Муз.рук: Ребята, вы любите кашу? А знаете, как ее варить? Наши веселые повара мигом справятся с этой нелегкой задачей!

1. Профессий разных много на свете.

Хотят стать космонавтами дети,

И летчиками, и учителями.

А мы мечтаем стать поварами!

Припев: Эх, раз – ложка!

Два – поварешка!

Три – моя сковорода.

Не скучаем никогда!

2. Однажды утром кашу варили,

А как ее варить – не спросили.

Я положил в кастрюлю картошку,

Я – кукурузу с манкой немножко,

Я килограмм насыпал лапшички,

А я все это посолил, посахарил и поперчил

И про горчицу не забыл…

Припев.

Воспитатель: Вот одиннадцать утра –

Прогуляться нам пора!

На зеленой кочке мокрой

Встретим мы лягушку.

Скучно ей и одиноко,

И грустит квакушка.

Лягушка: У меня с утра хандра:

Простудилась я вчера.

Муз. рук.: Не печалься, лягушка, мы с ребятами тебе поможем. Делай с нами полезные упражнения для горла.

Комплекс упражнений для горла «Лягушка» (авторская разработка)

На лесной опушке

Ква-ква!

глиссандо вверх – вниз;

Прыгала лягушка.

Ква-ква-ква-ква!

отрывисто пропевают то вверху, то внизу;

То увидит комара,

З-з-з-з!

произносят звук «З», держа руку на шее;

То мохнатого шмеля

Ж-ж-ж-ж!

произносят звук «Ж», держа руку нагруди;

То камыш под камень спрячет,

Ква-а-а!

штро-бас;

Потеряет и заплачет.

Ква-а-а!

имитируют плач;

Ах ты, рева!

Ай-яй-яй!

утрированно проговаривают звуки;

Лучше с нами поиграй

Хлопают, прыгают, квакают, лягушка их догоняет

Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!

Будем песни распевать!

Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!

Песня по выбору музыкального руководителя

Воспитатель: На 12-ти часах

Стрелки встретились опять.

Нас Лисичка поджидает,

В свою норку приглашает.

А нора-то не простая,

А нора-то … расписная.

Носик нужен чтобы … нюхать,

Ушки наши могут … слушать,

Язычок наш различит,

Что кислит, а что горчит.

Ну а глазки для чего?

Чтоб вокруг … увидеть все!

У лисички посидим,

На картинки поглядим.

Гимнастика для глаз «У Лисички»

Дети рассматривают геометрические лабиринты на потолке, следя глазами за светом лазерной указки

Воспитатель: Один час дня. Пора обедать вам, друзья.

Белочка-умелочка

Время не теряла,

И в дупле-кладовочке

В зиму запасала:

Ягоды рябины,

Ягоды калины,

Грузди, сыроежки,

Сладкие орешки.

А для вас, ребятки,

Тутти-фрутти сладкое!

Игра «Тутти-фрутти» (модель Т. Тютюнниковой)

Муз.рук: 2.00. Что мы делаем после обеда? Отдыхаем. Вот и сейчас удобно устроимся на ковре, и будем слушать красивую музыку.

Релаксационное упражнение «Сладкая греза»

Бабочка-красавица

К деткам прилетала,

Крылышками легкими

Деткам помахала.

Баю-баю-баю-бай!

Поскорее засыпай.

Глазки закрываются,

Сказка начинается.

Звучит пьеса « Сладкая греза» из «Детского альбома» П. Чайковского, дети спокойно лежат на ковре и слушают музыку.

Воспитатель: 3 часа – пора проснуться,

Улыбнуться, потянуться.

В гости к нам пришли, ребята,

Шалунишки-медвежата.

Нужно с ними поиграть,

Свое тело поразмять.

Упражнения из комплекса «Веселые медвежата»

Воспитатель: 4 часа. Далеко-далеко,

На лугу пасутся «Ко».

Что мы делаем, ребята?

Пьем из кружки … молоко!

Артикуляционная гимнастика «Корова»(авторская разработка)

Веселая корова

Пасется на лугу.

То прыгает, как мячик,

язычок вверх-вниз;

То громко скажет «Му!».

говорят «Му!», губы вытягиваются трубочкой;

То к ручейку задорному

Помчится со всех ног,

шлепают языком по верхним губам;

То весело запляшет

Копытцем – цок-цок-цок.

щелкают языком;

Направо – луг с ромашками,

вытягивают язык вправо;

Налево – теплый дом.

вытягивают язык влево;

Веселая корова

выполняют язычком круговые движения;

Гуляет день за днем.

И много для детей всегда

хлопают в ладошки;

Дает парного молока!

Вкусно!!!

облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.

Муз. рук.: В 5 часов веселый гномик

Нас зовет в свой теплый домик,

Никогда он не скучает:

Всех на танец приглашает!

Танец «Гномик, который любил рок-н-ролл» (муз и слова С. Осадчего)

Воспитатель: 6 пробило – ужин ждет.

Испекла нам кошка торт.

Мяу! мяу! Огорченье!

Не хватает украшенья!

Пусть нам каждый назовет,

Чем украсить можно торт?

Коммуникативная игра «Украсим торт»

Дети встают по кругу и «передают» из ладошки в ладошки придуманный торт, говоря при этом «Я добавлю в торт варенье», «А я – орехи» и т.д)

Воспитатель: 7 вечера. Чтобы ночью крепче спать,

Перед сном нельзя кричать,

Бегать, прыгать и резвиться,

В шумных играх веселиться.

Можно сказку рассказать.

Улитка Ульяна медленно шла,

Нам добрую сказку с собой принесла.

Сказка не простая, а пальчиковая.

Пальчиковая сказка «Облака»

Воспитатель изображает руками все, о чем рассказывается в сказке

Однажды Львенок и Черепаха лежали на песке и рассматривали проплывающие в небе облака.

Львенок: Смотри, Черепаха, это облако так похоже на тебя!

Черепаха: Совсем не похоже, это же белоснежный лебедь!

Львенок: А вот скачет маленький зайчик, он шевелит ушами.

Черепаха: Посмотри – плывет большое облако, будто огромная собака!

Львенок: Ха-ха-ха! Какая же это собака, это петушок, он клюет зернышки и кричит «Ку-ка-ре-ку!»

Черепаха: Интересно, на что похоже это темное серое облако?

Львенок: Это туча! Сейчас начнется гроза! Скорее побежали домой!

Черепаха: Но я не могу бегать, я же такая медлительная!

Львенок: Тогда садись скорее ко мне на спину, поехали!

Львенок и черепаха, испугавшись дождя, отправились домой.

Понравилась вам сказка?

Воспитатель: Восемь вечера. Сегодня мы ходили в гости и к Зайке, и к Лисичке, и к Белочке. Скоро спать. Как вы вечером готовитесь ко сну? (ответы детей)

Молодцы! А что мамы вам поют перед сном?

Дети: Колыбельную.

Давайте, и мы споем нашим зверятам колыбельную песню.

Колыбельная по выбору музыкального руководителя

Муз.рук.: Ребята, хотите взять эти волшебные часы в группу? Они будут помогать вам соблюдать режим дня.

Уважаемые коллеги! Что мы все о работе да о работе… Ведь есть еще семья и быт… И некоторые бытовые вопросы в последнее время для многих становятся весьма волнительными, например такие, как общедомовые счетчики. Рекомендую Вам заранее прочитать про домовые счетчики , чтобы избежать многих проблем, с ними связанных, а именно лишних накруток в счетах, которые нам абсолютно ни к чему.

Нет похожих записей.

Музыкотерапия

К сведению родителей и всех интересующихся, музыкотерапия, как метод лечения применялся ещё со времени древних племён, которые использовали различные музыкальные инструменты в соединении с движением, танцем и вокалом. Они сохраняли свой лечебный ритуал как тайное магическое лекарство. Сегодня музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанном на восприятии музыки на эмоциональном уровне.

Достоинства музыкотерапии очевидны: ее легко и просто применить, она абсолютно безвредна, развивает творческие способности у детей и взрослых. Музыкотерапия для детей играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Он определил, что колыбельные и классическая музыка не только способна развивать детей, но и способна оказывать лечебные свойства. Так, в институте педиатрии РАМН провели исследования. Новорожденным, страдавшим от нехватки кислорода во время беременности и родах, в течение года давали слушать классическую музыку. Эти дети справились с неврологическими нарушениями гораздо лучше, чем те которые не участвовали в эксперименте.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

    духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

    музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

    струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

    вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Полезная музыка

Какая музыка полезна для младенческого слуха? Всё зависит от психологического состояния ребёнка.

Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные.

Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются «Весна» Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии.

Важно начинать как можно раньше. Уже с рождения следует ознакомить кроху с интересным царством звуков: игрушечный барабан, гитара или обыкновенные вилки, ложки стаканы, стеклянные палочки, непременно, заинтересуют малыша и вызовут неподдельный интерес к музыке.

При помощи музыки родители могут регулировать настроение ребёнка. Когда он слишком спокоен, растормошить с помощью активной музыки, когда чересчур возбуждён, поставить ему расслабляющую мелодию.

Здесь стоит отметить, что мелодия со словами имеет большее влияние на детей, чем композиция без слов.

Достоинствами музыкотерапии являются:

    Абсолютная безвредность;

    Легкость и простота применения;

    Возможность контроля;

    Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Мамам на заметку!

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

Музыка для свободной деятельности детей

Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю. Энтин, М. Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после утреннего и дневного сна

Боккерини Л. »Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. »Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л. »Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

В настоящее время родители имеют широкий выбор средств по музыкотерапии: это могут быть диски и кассеты с традиционной классической музыкой или с аранжировкой, сделанной специально для новорожденных. В такие аранжировки добавляют звуки колокольчиков. Что лучше подойдёт вашему крохе, должны решать родители, понаблюдав за реакцией малыша. Продаются также записи с классическими мелодиями на фоне шума природы. CD-диски называются «Малыш у моря», «Малыш в лесу» и так далее. Очень приятное релакс-лекарство, которое поможет малышу не только расслабится, снять нервное напряжение, но и будет развивать слух у ребенка .

Дорогие мамы, слушайте классическую музыку вместе с ребёнком, ведь приятное времяпровождение детей и родителей способствует налаживанию более тесной психологической связи!

Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель