«Новую оперу» покидают члены семьи Евгения Колобова. Наталья Попович. Жизнь как счастливый канон Театр на улице

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru

Н аталья Попович (27.02.1945 — 30.03.2018),

главный хормейстер театра с 1991 по 2017 год. Народ-ная артист-ка России, лау-ре-ат Государ-ствен-ной пре-мии России (за созда-ние теат-ра Новая Опера).

В 1967 году еще сту-дент-кой Ураль-ской государ-ствен-ной кон-сер-ва-то-рии Наталья Попович, как наи-бо-лее ода-рен-ная уче-ни-ца кур-са, была при-гла-ше-на на долж-ность хор-мей-сте-ра в Сверд-лов-ский ака-де-ми-че-ский театр опе-ры и бале-та им. А.В.Луначар-ско-го, где впо-след-ствии ста-ла глав-ным хор-мей-сте-ром. В Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та, сов-мест-но с глав-ным дири-же-ром теат-ра Евгени-ем Колобо-вым, Натальей Попович были созда-ны опер-ные спек-так-ли, кото-рые высо-ко оце-ни-ва-лись зри-те-ля-ми и прес-сой: «Травиа-та» и «Сила судь-бы» Дж.Верди (пер-вая в России поста-нов-ка на ита-льян-ском язы-ке), «Кармен» Ж.Бизе, «Царская неве-ста» Н.А.Римско-го-Корса-ко-ва, «Петр I» А.П.Петро-ва и еще более 20 пре-мьер-ных спек-так-лей. Итогом тру-до-вой дея-тель-но-сти Н.Попович в Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та ста-ло при-суж-де-ние ей зва-ния Заслу-жен-но-го дея-те-ля искусств РФ.

С 1981 года Наталья Попович по при-гла-ше-нию Ю.Х.Темир-ка-но-ва рабо-та-ла хор-мей-сте-ром в Ленин-град-ском теат-ре опе-ры и бале-та им. С.М.Кирова (ныне Мариин-ский). За вре-мя рабо-ты в теат-ре Н.Г.Попович участ-во-ва-ла в поста-нов-ках спек-так-лей с таки-ми масте-ра-ми опер-ной сце-ны, как хор-мей-стер А.Мурин, дири-же-ры Ю.Темир-ка-нов, Е.Колобов, В.Герги-ев, режис-сер Б.Покров-ский. В каче-стве руко-во-ди-те-ля хора Наталья Попович при-ни-ма-ла уча-стие в ауди-о-за-пи-си опе-ры «Пират» В.Белли-ни (дири-жер Е.Колобов, соли-сты: Е.Целоваль-ник, К.Плужни-ков, С.Лейфер-кус), в теле-ви-зи-он-ной вер-сии спек-так-ля «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го (дири-жер Ю.Темир-ка-нов). За годы рабо-ты в теат-ре им. С.М.Кирова Наталья Попович была награж-де-на меда-лью «За тру-до-вое отличие».

В пери-од 1988-1991 Н.Г.Попович явля-ет-ся глав-ным хор-мей-сте-ром Музыкаль-но-го теат-ра им. К.С.Стани-слав-ско-го и Вл.И.Немиро-ви-ча-Данчен-ко. Здесь она руко-во-дит хором в уже суще-ству-ю-щих репер-ту-ар-ных спек-так-лях и участ-ву-ет в пре-мьер-ных поста-нов-ках опер под руко-вод-ством дири-же-ра Евгения Колобо-ва: «Пират» В.Белли-ни (пер-вая поста-нов-ка в России), «Борис Годунов» М.П.Мусорг-ско-го (в пер-вой автор-ской редак-ции), кото-рые ста-ли леген-дар-ны-ми. По спек-так-лю «Борис Годунов» (дири-жер Е.Колобов, режис-сер О.Ивано-ва, худож-ник С.Бархин, хор-мей-стер Н.Попович) был снят фильм-опе-ра, в кото-ром хор с боль-шой досто-вер-но-стью вопло-тил образ рус-ско-го народа.

В 1991 году Наталья Попович вме-сте с Евгени-ем Колобо-вым сто-я-ла у исто-ков созда-ния Москов-ско-го теат-ра Новая Опера. Со дня осно-ва-ния теат-ра вме-сте с худо-же-ствен-ным руко-во-ди-те-лем Е.Колобо-вым Наталья Попович участ-во-ва-ла в опре-де-ле-нии идей-но-твор-че-ско-го направ-ле-ния раз-ви-тия ново-го кол-лек-ти-ва, его репер-ту-ар-ной поли-ти-ки, в фор-ми-ро-ва-нии твор-че-ских и тех-ни-че-ских под-раз-де-ле-ний теат-ра, внед-ре-нии кон-тракт-ной системы.

Одной из заслуг глав-но-го хор-мей-сте-ра Новой Оперы Н.Г. Попович явля-ет-ся вос-пи-та-ние хоро-во-го кол-лек-ти-ва высо-ко-го музы-каль-но-го уров-ня, кото-рый не толь-ко мастер-ски вла-де-ет искус-ством хоро-во-го пения, но и игра-ет актив-ную роль в сце-ни-че-ском дей-ствии спек-так-лей, демон-стри-руя актер-скую рас-кре-по-щен-ность и пла-сти-ку. Хор Новой Оперы под руко-вод-ством Н.Г.Попович совер-шен-ству-ет свое вокаль-ное мастер-ство, испол-няя духов-ные музы-каль-ные про-из-ве-де-ния a capella и сочи-не-ния кан-тат-но-ора-то-ри-аль-но-го жан-ра: кан-та-ты «Москва» П.И.Чайков-ско-го, «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Весна» и «Три рус-ские пес-ни» С.В.Рахма-ни-но-ва, Рекви-ем Дж.Верди, Рекви-ем В.А. Моцар-та и др. Хор Новой Оперы по пра-ву при-знан зри-те-ля-ми и кри-ти-ка-ми одним из луч-ших хоро-вых кол-лек-ти-вов Москвы.

В каче-стве хор-мей-сте-ра Наталья Попович участ-во-ва-ла в запи-си CD и DVD Новой Оперы: «Хор теат-ра Новая Опера», «Новая Опера в Карне-ги-хол-ле», кан-та-та «Москва» П.И.Чайков-ско-го, кан-та-та «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Симфо-ния №13» Д.Д.Шоста-ко-ви-ча, «Три рус-ские пес-ни» и кан-та-та «Весна» С.В.Рахма-ни-но-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Роман-сы П. Чайков-ско-го и С.Рахма-ни-но-ва», опе-ра «Валли» А.Катала-ни, дивер-тис-мент «Росси-ни», опе-ра «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го, Рекви-ем В.А. Моцар-та, Рекви-ем Дж.Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (сов-мест-но с хором фин-ско-го Савон-линн-ско-го опер-но-го фести-ва-ля), «Шедев-ры опер-ной сце-ны», «Класси-ка через века» и др.

В 2003 году, после кон-чи-ны осно-ва-те-ля теат-ра Евгения Колобо-ва, по Распо-ря-же-нию Прави-тель-ства Москвы Наталья Попович ста-но-вит-ся Предсе-да-те-лем худо-же-ствен-но-твор-че-ской кол-ле-гии теат-ра Новая Опера (зани-ма-ла эту долж-ность до 2013 года).

Наталья Попович — автор идеи теат-ра-ли-зо-ван-ных пред-став-ле-ний, кото-рые ста-ли визит-ной кар-точ-кой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию теат-ра в 2001 г.) и «Все это — Опера!» (к 20-летию теат-ра в 2011 г.), гала-кон-цер-та «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рож-де-ния ком-по-зи-то-ра, в кото-ром зву-чат фраг-мен-ты из всех опер Джузеп-пе Верди.

В 2003 году Н.Попович ста-но-вит-ся одним из соучре-ди-те-лей Фонда Евгения Колобо-ва, ини-ци-а-то-ром и идей-ным вдох-но-ви-те-лем еже-год-но-го Между-на-род-но-го фести-ва-ля «Крещен-ская неде-ля в Новой Опере», посвя-щен-но-го Евгению Колобо-ву, родив-ше-му-ся 19 янва-ря, в Креще-ние. Благо-да-ря энер-гии и энту-зи-аз-му Н.Попович фести-валь из локаль-но-го собы-тия теат-ра пре-вра-тил-ся в зна-чи-тель-ное куль-тур-ное собы-тие сто-ли-цы. Сотруд-ни-ки теат-ра Новая Опера, внес-шие осо-бый вклад в про-дол-же-ние тра-ди-ций Евгения Колобо-ва, удо-сто-е-ны почет-ной пре-мии Фонда Евгения Колобо-ва «За без-за-вет-ное слу-же-ние опер-но-му искусству».

Народная артистка Российской Федерации Наталья Григорьевна Попович скончалась тридцатого марта. Ей было семьдесят три года.

Главный хормейстер московского театра «Новая опера» и вдова основателя театра Евгения Колобова в последнее время была тяжело больна. Прощание с народной артисткой России состоится второго апреля в 11:00 в театре «Новая Опера» (в зеркальном фойе). В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где она будет похоронена рядом с супругом, выдающимся дирижером Евгением Колобовым, имя которого носит театр.

Наталья Попович проработала на посту главного хормейстера театра более чем 15 лет

Наталья Григорьевна после смерти супруга в 2003 году стала председателем художественно-творческой коллегии театра «Новая опера» и занимала эту должность до 2013 года. Звание народной артистки России было присвоено ей в 2004 году. В стенах родного театра она проработала с 1991 по 2017 годы.

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила ряд лестных предложений, в том числе из главного театра страны - Большого. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе - мечту о своем театре - синице в руках», - говорится в сообщении пресс-службы «Новой оперы».

Наталья Попович создала в театре «Новая опера» собственный хор. Она также выступила автором идеи постановки целого ряда спектаклей театра:

  • «Джанни Скикки» Пуччини,
  • «Золушка» Россини,
  • «Искатели жемчуга» Бизе,
  • «Князь Игорь» Бородина,
  • «Трубадур» и «Наббуко» Верди,
  • «Севильский цирюльник» Россини,
  • «Пиковая дама» Чайковского и других.

Также Попович инициировала создание титульного ежегодного фестиваля «Крещенская неделя в «Новой опере».

Коллеги Попович уверены, что ее роль в искусстве страны невозможно переоценить

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра.

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», - сказали в театре.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы великолепные оперные спектакли — «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей. Зрители и пресса высоко оценили труды талантливой Попович.

С 1981 года Наталья Григорьевна была приглашена дирижером Юрием Темиркановым на должность хормейстера в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре она участвовала в постановках спектаклей с мастерами оперной сцены (хормейстер Александр Мурин, дирижеры Евгений Колобов, Валерий Гергиев и многие другие). В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» Петра Чайковского.

СПРАВКА

Попович Наталья Григорьевна (27 февраля 1945 - 30 марта 2018, Москва, Россия) - советский и российский хормейстер, главный хормейстер театра «Новая опера» (1991-2017). Народная артистка Российской Федерации (2004).

Главный хормейстер Свердловского театра оперы и балета, Ленинградского театра оперы и балета (1981-1988), Московского музыкального театра К. С. Станиславского (1988-1991). Основатель и главный хормейстер Московского театра «Новая опера» (1991-2017).

Муж Колобов Евгений Владимирович (1946-2003).

Вдова Евгения Колобова, основавшего театр «Новая опера», скончалась после тяжелой болезни. Наталья Попович до последнего была окружена вниманием и заботой близких людей. Как поясняют коллеги хормейстера, окружающие хоть и знали о серьезном недуге, но до последнего надеялись на то, что она выздоровеет, преодолев неприятное заболевание. Все, кто знал Наталью Григорьевну, приносят соболезнования родным и близким.

Наталья Григорьевна Попович скончалась 30 марта. Вдове Евгения Колобова было всего 73 года, однако ее подвело здоровье. До последнего дня близкие надеялись на чудо и всячески поддерживали женщину, страдавшую от серьезного недуга. О том, что она ушла из жизни, сообщили в пресс-службе театра «Новая опера».



Все, кто работал с Натальей Григорьевной, уже принесли соболезнования родным и близким женщины, которая была хормейстером родного театра, начиная с 1991 года и вплоть до 2017. Хор, который был создан большей частью ее усилиями, стал чуть ли не символом театра.

«В 1991–2017 годах Наталья Григорьевна Попович была главным хормейстером «Новой оперы». Во многом именно ее усилиями создан выдающийся феномен современного отечественного исполнительского искусства - хор «Новой оперы». Он по праву считается символом театра, выражением его эстетики и творческих принципов. Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», – уточнили в пресс-службе.



По словам Игоря Колобова-Тесли, зятя Натальи Григорьевны, она скончалась дома в окружении родных и близких. Похороны пройдут на Ваганьковском кладбище, где уже лежит ее муж, Евгений Колобов. Прощание с деятелем культуры запланировано на 2 апреля с 11 до 13 часов в театре «Новая опера».


Пока что коллеги Натальи Григорьевны публикуют воспоминания о ней в соцсетях. Многие оценивают ее уход из жизни, как невосполнимую потерю. Попович называют талантливой, мудрой преподавательницей, которая помогла стартовать многим артистам. Одной из учениц Натальи Попович была оперная дива Мария Максакова.