«Обломов» роман, утвердивший писателя как классика русской литературы. Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» роман, утвердивший писателя как классика русской литературы Какие говорящие детали символизируют п

В мировой литературе и культуре наиболее долгая жизнь выпадает на долю тех произведений, чьи герои стали символами определенной эпохи, человеческих типов, характеров, воплощением стремлений человечества. Среди таких героев человеколюб Прометей, вечный рыцарь Дон Кихот, философ Гамлет, великан Гулливер и многие другие. Чем шире, многозначнее символическое значение образа, тем ближе он разным людям, тем более популярен и живуч созданный фантазией автора персонаж.

Таков и герой романа И. А. Гончарова Обломов, давший не только название произведению, но и собственное имя многим понятиям.

Обломов — это и тип характера человека, распространенный и узнаваемый, и образ жизни, который до сих пор искушает человека, и национальная беда России, и одновременно лучшая сторона ее души.

Родовое имение героя «Обломовка» — тоже символ особого мира, в котором и поныне живут люди, «не смущая себя туманными умственными и нравственными вопросами», а заботясь о пище и здоровом сне.

Обломову в романе противопоставлен Штольц. Немец по рождению и воспитанию, Штольц воплощает другой тип человека: деятельный, рассудительный, не лишенный при этом порядочности и доброты. Всем хорош друг Обломова, но не под силу ему оказалось изменить образ жизни Ильи Ильича, передать ему свое самолюбие, свою энергию и свое понимание смысла жизни.

Слуга Обломова, Захар, тоже своеобразный символ повторения обломовского образа жизни на более низком уровне, лишенном философии и духовности Ильи Ильича.

Кроме символичных образов, в романе множество символичных деталей. Навечно срослись с Обломовым его любимый диван и халат. Они — главные вехи на пути Ильи Ильича к новой жизни. К середине романа герой встает с дивана и сбрасывает наконец халат. Но сделав попытку изменить себя и свою жизнь, он снова возвращается к ней, как только появляются на его пути знакомые вещи: диван и халат в доме вдовы Пшеницыной снова поманили его к прежней жизни. Они оказались более цепкими и более долговечными, чем ветка сирени в руках Ольги Ильинской. «Жизнь, жизнь опять отворяется мне, — говорил он как в бреду, — вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva... всё здесь...» Но «сирени отошли», не состоялась любовь, не состоялась новая жизнь. Материал с сайта

«Повалил густыми хлопьями снег» в конце третьей части романа. «Все засыпал», — шепнул отчаянно Обломов, «лег в постель и заснул свинцовым безотрадным сном...» И читатель с грустью понимает, что «не проснуться» уже Илье Ильичу, хотя впереди еще четверть книги.

Герой еще очнется от свалившей его «горячки», но никогда уже не вернется к прежним мечтам и планам. «Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни».

Образ, созданный Гончаровым, пережил уже десяток поколений. И через полтора века читатель может повторить слова Добролюбова: «...мы еще по-прежнему Обломовы».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • россия в романе обломов
  • символические образы и детали в романе обломов
  • родовое имение обломова
  • символический уровень романе обломов
  • образ обломова в романе обломов

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

1.Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

4.10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

5.3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

1.Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

4.10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

5.3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».

Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела проследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Цели урока :

Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения.

Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой.

Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества.

Форма урока – урок – семинар

Тематический план к семинару:

Жизненный очерк: яркие эпизоды жизни. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе. Неповторимые штрихи творчества: первые повести. Трилогия как «русская история в лицах». Роман «Обломов»: история создания. Социально – политические предпосылки возникновения романа «Обломов».

Урок №2 - 3

Тема : «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет .

Первая часть работы

Особенности характера Обломова

интерьер

Образ жизни

(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

2. Оформите работу своей группы в виде сообщения.

Групповой функционал:

Ø Руководитель группы

Ø Мыслители

Ø Работающий с текстом

Ø Секретарь


*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?

Критерии оценивания работы групп:

Ø Включенность в работу всех участников группы.

Ø Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.

Ø Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Урок №4

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цели урока:

    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

? Антитеза жизненных идеалов героев:

«…Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд – образ, содержание,

людям искажать ее...» стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

План работы:

1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

антитеза между Обломовым и Штольцем.

5. Антагонизм жизненных воззрений героев.

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

«Провокационные» вопросы:

    Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Урок №5 - 6

Тема : «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цели урока:

    Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.

Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).

Любовь – претрудная школа жизни!

Прошел ли Обломов эту школу?

Изменила ли она его?

Работа в аналитических группах:

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:

1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

*Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.

Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».

Ей хотелось заставить его взойти на гору.

Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Итог:

Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения).

Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?

Домашнее задание:

Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер …» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности» . После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

Урок №7

Тема : «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:

    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Форма урока – проблемный диалог.

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Нет, жизнь моя началась с погасания.

Наше имя – легион!

I. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока.

Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке.

? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым

сказала, что он «уж давно умер»?

Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в

чем причины его «лежанья»?

Анализ «Сна Обломова»:

https://pandia.ru/text/80/140/images/image002_130.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего?

https://pandia.ru/text/80/140/images/image002_130.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки?

https://pandia.ru/text/80/140/images/image002_130.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи.

https://pandia.ru/text/80/140/images/image021_28.gif" width="222" height="100 src=">

бесцельность неспособность

неумение брать на существование

себя ответственность за свою «сегодняшним днем»:

судьбу жить на «авось».

Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.

Домашнее задание:

Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»

Сочинение – эссе.

Трагедия судьбы Обломова.

Отвернувшись от труда,

ты отворачиваешься от себя как от личности.

После прочтения произведения «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы?

С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы.

Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами.

Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)!

Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием.

Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится!

Малышев Денис

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

города Серпухова Московской области

Урок литературы в 10 классе

«Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Шумилина Людмила Петровна

Серпухов 2013

Урок литературы в 10 классе.

Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Чему и как учить детей в преддверии введения ФГОСов нового поколения, в ожидании слияния русского языка и литературы в один предмет – словесность? Достойный ответ на него дает преподаватель московской школы, редактор журнала «Литература» С.Волков: «Детей нужно учить всему тому, чему их учили всегда. Есть хорошая метафора о том, что мы детям передаем некое наследство, за время школьной жизни ребенок должен узнать, «хозяином» чего он становится, что накопила человеческая культура».» («Директор школы» №7, 2012. Записано 01.06.2012). А вот КАК учить, зависит от самого учителя, от его знаний и опыта, от умения критически оценить своё профессиональное мастерство и профессиональный багаж, от творческого, как обычно говорят, потенциала, от желания учить и учиться самому.

Совершенно очевидно, что литература в школе должна занимать особое место: это не просто учебный предмет в ряду других – это искусство слова, и приобщение к нему «должно носить предельно «практический» характер: через реальное погружение в его лучшие образцы». Пусть текст будет на экране планшета, ридера – главное, чтобы это был полный текст художественного произведения, а не краткий пересказ содержания. Безусловно, чтение и изучение больших произведений требует значительных усилий и учащихся, и учителей. Чтобы эта совместная работа была плодотворной, необходимо взаимопонимание, своеобразный союз единомышленников, искренняя заинтересованность (хотя бы части учащихся) в приобщении к самым значительным произведениям русской и мировой литературы. Результатом такого сотрудничества явился итоговый урок в 10 классе «Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». В ходе подготовки к нему учащиеся обращались к критической и справочной литературе, создавали небольшие сообщения о результатах литературоведческих и культурологических исследований и презентации на заданную тему. Такая работа позволила расширить и углубить представления о том, что в художественной ткани произведения каждое слово, каждая деталь не бывают случайными – всё несёт огромную смысловую нагрузку, всё подчинено авторскому замыслу, разгадать и понять который – наша задача.

Главная особенность авторского стиля И.А.Гончарова сразу была подмечена современниками: «Своеобразие… писателя в равномерном внимании ко всем мелочным подробностям воспроизводимых им типов и всего образа жизни», — писал Н.Добролюбов. Да и сам писатель утверждал: «Я увлекаюсь больше всего… своею способностью рисовать». Выразительная, «счастливо найденная» деталь – свидетельство мастерства писателя, а умение «замечать детали и наслаждаться ими» — свидетельство читательской культуры. Учащимся предлагается назвать яркие детали, запомнившиеся во время чтения романа, и определить их роль в эпизоде. (Куриная косточка на тарелке, фестоны паутины, сломанный диван – свидетельство пассивности, инертности и самого Обломова, и Захара; повисшая над обрывом изба, обрушившаяся галерея, упавшая изгородь –доказательство того, что труд обломовцы воспринимали как наказание; лежащий за околицей, в канаве, незнакомец, полученное из города письмо символизируют страх перемен, замкнутость мира Обломовки, где ничто не нарушает покой; снег, как саваном покрывающий землю после объяснения Обломова и Ольги, сапоги и плащ Андрея Штольца, проданный Агафьей Матвеевной жемчуг…). Учащиеся легко определяют, какими являются детали в тематическом отношении: бытовыми, портретными, пейзажными… Пояснения требует понятие «психологическая деталь» — так называют детали действия и состояния. Своеобразие поэтики Гончарова в том, что, по словам А.Григорьева, «голый скелет психологической задачи слишком резко выдается из подробностей», поэтому в романе, как правило, любая деталь несёт психологическую нагрузку.

А.И.Гончаров строит своё произведение таким образом, что читателям приходится сравнивать героев-антиподов. Психологически значимы портретные описания Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. После чтения фрагментов текста учащиеся делают вывод о том, что автор намеренно обращает внимание читателя на одни и те же детали: у Ольги — пушистые брови, над одной из них «лежала маленькая складочка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль»; у Агафьи Матвеевны «бровей почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосками». У Ольги «присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз»; у вдовы Пшеницыной «глаза серовато-простодушные, как всё выражение лица». Характерной повторяющейся деталью в облике вдовы являются круглые белые локти, которые вызывают интерес и симпатию Ильи Ильича. Эта портретная деталь, с одной стороны, становится символом неустанной хозяйственной деятельности, с другой — отсутствия какого бы то ни было духовного начала. Интересны замечания десятиклассников о сцене объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны, которое происходит на кухне. В руках у героини не ветка сирени, как у Ольги, а ступка с пестиком, «влюбленные» с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви, поцелуе. Вдова Пшеницына вся в быте, при вещах. Её «человеческое лицо» обнаружится лишь в самом конце романа, когда Агафья Матвеевна предстанет перед читателем любящей и скорбящей женщиной, с «затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль села невидимо на её лицо… когда она сознательно и долго вглядывалась в мёртвое лицо своего мужа, и с тех пор не покидала её», потому что она поняла, «что проиграла и просияла её жизнь… что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». В трогательном описании подчёркнуты совсем другие детали, свидетельствующие о духовном и нравственном прозрении героини, и теперь она не противопоставляется Ольге, а сопоставляется с ней.

Следующий этап урока предполагает введение новых литературоведческих понятий – деление деталей в зависимости от композиционной роли на повествовательные и описательные. Повествовательные детали указывают на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера; описательные – изображают, рисуют картину, обстановку, характер в ДАННЫЙ момент. Повествовательные, как правило, не единичны, они появляются в разных эпизодах повествования, подчёркивая развитие сюжета. Они могут различным образом «распределяться» в тексте: равномерно присутствовать на всем его протяжении или могут быть сосредоточены в каких-то его частях и отсутствовать или почти отсутствовать в других. Многое зависит от индивидуального стиля автора.

Учащимися называются описательные детали из первой части романа: тяжёлые, аляповатые стулья, шаткие этажерки, осевший вниз задок дивана с отклеивающимся деревом, покрытое слоем пыли зеркало, ковры в пятнах, тарелка с обглоданной косточкой; две-три книги, покрытые пылью; чернильница, в которой обитают мухи… После приведённых примеров легко устанавливается сходство в приёмах характеристики Обломова с гоголевскими героями, особенно с Маниловым. Наиболее ярко это проявляется в портретном описании: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…». Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально раскрывается через быт. Многочисленные бытовые детали используются автором для типизации образа, они составляют важный элемент типических обстоятельств. Вслед за Гоголем Гончаров рисует не столько личность, сколько человеческий тип. После второй и третьей части, в которых описывается предельно духовный роман Обломова и Ольги с его бесконечными психологическими ремарками, бурными диалогами, взволнованными исповедями, автор вновь обращается к неторопливому повествованию. В «выборгских главах» Гончаров рисует «целые ряды огромных пузатых и миньятюрных чайников и несколько рядов фарфоровых чашек, простых, с живописью, с позолотой, с девизами», полки, загромождённые «пачками, склянками, коробочками с домашними лекарствами, травами…». Учащиеся делают вывод о том, что в доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застаёт его читатель на Гороховой улице, что описательные детали быта и обстановки призваны подчеркнуть такие черты характера героя, как бездеятельность, апатичность, инертность, то есть то, что названо таким ёмким и «ядовитым» словом – «обломовщина».

На следующем этапе уроке учащиеся представляют результаты своих наблюдений над композиционной ролью таких ярких повествовательных деталей, как халат и чулки Ильи Ильича Обломова, с помощью которых автор рисует те изменения, которые происходят в душе (да и в жизни) заглавного героя.

Уже в первой части романа звучит ода, гимн халату, в котором лежит на диване Илья Ильич. Удалось поднять Обломова с дивана его другу, Андрею Штольцу. После поездок со Штольцем, дома, Обломов ворчит, надевая халат: «Целые дни не снимаешь сапог, ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» Может быть, халат становится здесь символом той жизни, которая Обломову нравится: тихой, наполненной «невозмутимым покоем».

Но вот Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. Он деятелен, энергичен, «халата не видать на нём: Тарантьев увез его к куме на Выборгскую сторону». Но умная Ольга прекрасно понимает, сколь сильна тяга Ильи Ильича к покою. Недаром в самый разгар любви она спрашивает: «А если вы устанете от любви, как устали от книг, от службы, от света; если … халат вам будет дороже?..» «Это невозможно», — отвечает Обломов. Но он ошибся, потому что хозяйка Агафья Матвеевна, в доме которой он поселился, уже нашла его старый халат. Он ещё надевает «свой дикий сюртучок, что носил на даче», ещё халат спрятан в шкаф, но Илье Ильичу уже не очень хочется ездить к Ольге, он уже почувствовал прелесть жизни в доме вдовы Пшеницыной. Поэтому столь многозначительны слова Агафьи Матвеевны: «… я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть… Он долго послужит». Надевает свой халат Илья Ильич после решительного объяснения с Ольгой. Любовь как одухотворяющее, движущее начало ушла из жизни Обломова: «Сердце в нём убито». И в этот момент Захар накидывает на плечи барина халат. Таким образом, халат становится символом возвращения к прежней жизни. В домике на Выборгской стороне Обломов вновь обретает покой, о котором мечтал и к которому стремился. Заключительная часть романа повествует о физическом и духовном угасании Обломова, о торжестве «обломовщины», и символом этого страшного явления выступает халат, который Ильи Ильич не снимает уже до самой смерти.

Многозначность понятия «обломовщина» помогает раскрыть ещё одна деталь – чулки главного героя. Уже взрослый Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком: «Ему легко, весело… няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами…». Картины сменяют одна другую: «Он только что проснётся у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. Захар, как бывало нянька, натягивает ему чулки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу, а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

Не приученный к труду и самостоятельности в детстве, Обломов оказывается совершенно беспомощным в тридцать лет. Поэтому и смеётся над ним приехавший Штольц: «Что это на тебе один чулок нитяной, а другой бумажный?» А в ответ слышит: «Этот Захар мне в наказание послан! Измучился я с ним!» В чём виноват Захар? В том, что чулки на барина не надел. Так чулки становятся символом социального иждивенчества Обломова. Кроме того, в третьей части романа автор рассказывает, что заботу о чулках Обломова, а следовательно, и о нём самом взяла на себя Агафья Матвеевна. Илья Ильич относится к этому как должному. Он не замечает её подчас героических усилий и не ценит их. Следовательно, чулки в романе становятся символом не только социального, но и нравственного иждивенчества.

Так писатель органически соединил мельчайшие детали с тонким психологическим анализом, наполнил «вещный» мир глубоким смыслом.

Во второй части романа описывается бурный и предельно духовный любовный роман, недаром его постоянным аккомпанементом служит пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её артистической красотой, природа в свой летней прелести. Вместо «обытовления» человека совершается «одухотворение» быта. Мастерски раскрывает Гончаров чувства Обломова и Ольги через две яркие повествовательные детали. Учащимся предлагается вспомнить эпизоды из второй части романа с веткой сирени. Называется сцена встречи Обломова и Ольги после первого объяснения в любви: «Ольга молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

— Понюхайте, как хорошо пахнет!» — сказала она и закрыла нос и ему».

Илья Ильич пока не придаёт значения этому символу любви. Однако уже вечером Обломов поймёт движение сердца Ольги и явится к ней утром с веткой сирени в руках. Именно сирень поможет героям понять чувства друг друга.

Многозначителен ещё один эпизод, который раскрывает взаимоотношения героев. Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит: «Всё здесь!».

«Ольга покачала головою.

— Нет, не всё… половина.

— Лучшая.

— Пожалуй, — сказала она.

— Где же другая? Что после этого ещё?

— Ищите.

— Зачем?

— Чтоб не потерять первой, — досказала она…».

Что это за вторая половина? Учащиеся понимают: Ольга намекает Обломову, что нужно быть деятельным, нужно определить для себя цель жизни.

В том же саду после нескольких дней разлуки, после письма о необходимости разорвать отношения, стараясь успокоить плачущую Ольгу, загладить вину, Обломов вновь вспоминает о сирени:

«- Дайте знак какой-нибудь… ветку сирени…

— Сирени… отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблеклые!

— Отошли, поблекли! – повторил он, глядя на сирени».

Почему символом любви автор избирает сирень? Учащиеся высказывают предположение о том, что сирень буйно, пышно цветёт и быстро отцветает, подобно чувствам Ильи Ильича. В книге «Цветы в легендах и преданиях» Н.Ф.Золотницкий пишет, что «на востоке, откуда … происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания». И хотя для Ольги ветка сирени была символом, олицетворяющим «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств, она исполнила своё роковое предназначенье: влюблённые обречены на разлуку.

После замечания о том, что писатели 19 века хорошо знали «язык цветов» и часто пользовались им, учащимся предлагается вспомнить, в каких прочитанных произведениях авторы использовали символику цветов. Сразу же называется эпизод из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», когда в беседке Базаров просит Фенечку подарить ему из срезанного букета «красную и не очень большую» розу. Знает ли тургеневский герой «язык цветов»? Писатель оставляет на волю читателя делать различные предположения. Так или иначе, но после того как Базаров полюбил Одинцову и был отвергнут ею, он с помощью красной розы иносказательно просит любви, хоть небольшой, хоть на миг.

В повести «Ася» упоминается цветок гераниума: героиня бросает его из окна господину Н.Н. Для того чтобы понять, почему именно этот цветок выбирает сам автор, необходимо вспомнить строчки из заключительной главы: «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её (Аси) записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт слабый запах…». Гераниум становится символом постоянства и верности. Это подтверждает и печальная поэтическая легенда, в которой герань называют «журавлиной травой».

Не менее яркой музыкальной деталью, символизирующей душевные взлёты и падения Обломова, является его любимая ария из оперы «Норма» итальянского композитора-романтика Беллини. Ария начинается словами « Casta diva » («Пречистая дева»). Учащимся предлагается вспомнить, в какой ситуации первый раз звучит эта фраза. Зачитывается отрывок, когда Обломов излагает Штольцу свой идеал жизни: «В доме уже засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды … тут музыка… Casta diva Casta diva ! – запел Обломов.- Не могу равнодушно вспомнить Casta diva , — сказал он, пропев начало каватины, — как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг. Она одна… Тайна тяготит её; она вверяет её луне…». Казалось бы, этот идеал наполнен материальными предметами, и вдруг рядом с котлетами и грибами – музыка. Как можно объяснить эту странную смесь гастрономии и музыки? Упоминание оперной арии рядом с жизненно необходимым делает её насущной, чрезвычайно важной для Обломова. Его тоска по «обломовскому раю» есть тоска по изобилию – ИЗОБИЛИЮ МАТЕРИАЛЬНОМУ И ДУХОВНОМУ. Это подтверждает и испытанное Ильёй Ильичом потрясение во время исполнения этой же арии Ольгой Ильинской, и как следствие – неожиданное для самого Обломова признание в любви.

Но почему именно это музыкальное произведение выбирает Гончаров? Как оно связано с сюжетом романа? Для понимания необходимо обратиться к либретто, или краткому содержанию «Нормы». Сюжет оперы прост: галльская жрица-прорицательница Норма, нарушив обет целомудрия, полюбила римского проконсула Поллиона и подарила ему двух сыновей. Но Поллион разлюбил Норму, им овладела новая страсть к юной Адальдживе – прислужнице в храме жрецов. Адальджива, узнав о греховной и тайной любви Нормы к проконсулу, готова уйти с её пути. Но страсть Поллиона так сильна, что он решает похитить прислужницу прямо из храма. Священный храм поруган, поскольку в него вошёл воин-иноверец. Осквернителю храма полагается смерть.

В священной роще пылает жертвенный костёр. На него должен взойти Поллион. Однако Норма объявляет истинной виновницей всех бед себя и восходит на костёр. Потрясённый благородством и силой души Нормы, Поллион следует за ней. Символика финала оперы очевидна: герои сгорают в пламени любви.

Можно ли провести какие-то сюжетные параллели? Сгорают ли в пламени любви герои Гончарова? В романе всё наоборот: чувства Ольги и Обломова, поначалу достаточно пылкие, но укрощённые разумом, проявляются впоследствии сдержанно, а потом и вовсе угасают. Однако вариант страстной, безрассудной любви рассматривается героями романа. В кульминационной сцене (часть вторая глава 12) Илья Ильич говорит Ольге о такой любви: «Иногда любовь не ждёт, не терпит, не рассчитывает… Женщина вся в огне, в трепете, испытывает разом и муку и такие радости…». Но Ольга благоразумно отвергает этот путь. У самого же Обломова после объяснения «кипела кровь», глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы».

Однако в дальнейшем никакого горения любви не будет. Возможно, победить «обломовщину» и сделать Ольгу счастливой можно было только «сильными средствами». Таким «средством» могла бы стать безрассудная, греховная любовь, подобная любви Нормы и Поллиона. Таким образом, сюжет оперы глубоко запрятан в сюжет романа, и Casta diva становится символом страстной, всепоглощающей любви, на которую не способны герои Гончарова.

Но Casta diva – это ещё знак избранничества и принадлежности к особой касте, которую составляют даже не влюблённые, а одухотворённые, способные жить жизнью чувства и сердца люди. И как страшно, когда Илья Ильич, поселившись в доме на Выборгской стороне, открещивается от жизни души и сердца. Учащимся предлагается прочитать отрывок из разговора Обломова со Штольцем, когда в последний раз в романе упоминается каватина Нормы. Штольц, уже став мужем Ольги, навещает Обломова и зовёт его к себе в гости, в деревню: «Будешь считать, хозяйничать, читать, слушать музыку. Какой у неё теперь выработался голос! Помнишь Casta diva ?

Обломов замахал рукой, чтоб не напоминал».

А затем во время обеда следует многозначительное замечание Ильи Ильича, который угощает Штольца: «Да выпей, Андрей, право выпей: славная водка! Ольга Сергевна тебе эдакой не сделает!.. Она споёт Casta diva , а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!» Происходит переоценка ценностей, духовное заменяется материальным. Теперь Обломову дорога не музыка, а водка и пироги, то есть всё то, что насыщает тело, а не душу, вызывая лень, мечтательность и сонливость. Происходит подмена «обломовского рая», где насущное дополнялось высоким духовным содержанием, «раем» на Выборгской стороне. Сложный вариант заменяется более простым, что свидетельствует о духовном и физическом угасании главного героя.

Множеством деталей автор показывает, что жизнь в доме на Выборгской стороне движется по кругу. Учащиеся находят доказательства этой мысли: живущие в этом круге герои и сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна; даже предметы в этом доме круглые: в кухне – пузатые чайники, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахару, кадки, корчаги, корзины… Жизнь на Выборгской стороне – это возвращение к началу. Круг жизни Обломова замкнулся. Недаром и сама фамилия намекает не только на человека, обломанного жизнью, но и на округлого – от древнерусского «обло». Так что же такое это О? Символ круглого, цельного мира Обломова? Или О тождественно нулю? Автор даёт возможность читателю самому ответить на эти вопросы.

Безусловно, работа на уроке убеждает учащихся в том, что «счастливо найденная деталь» — свидетельство мастерства писателя, потому что с помощью выразительных подробностей, несущих значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, читатель постигает авторский замысел, художественную идею произведения.

Заключительным на уроке становится замечание Д.С.Мережковского о своеобразии творчества писателя: романы Гончарова – «один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться – красотой ли всего гигантского растения или этими мелкими каплями, в которых отражается солнце, земля и небо».

Литература.

1.Гончаров И.А. Обломов. Роман в четырёх частях. Лениздат, 1969.

2.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1996.

3. Краснощёкова Е.И. «Обломов» И.А.Гончарова. М.: Художественная литература. 1970

4. Янушевский В.Н. Музыка в тексте. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 1998 – 4.

5. Грачёва И.В. «Каждый цвет – уже намёк». О роли художественной детали в русской классике. Литература в школе. Научно-методический журнал. 1997 – 3.

Страница 1

10 класс

Подготовила:

Т. В. Курьянова

Учитель литературы МОУ СОШ №9

Урок №1

Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.»

Цели урока :


  • Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения.

  • Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой.

  • Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества.

Форма урока – урок – семинар
Тематический план к семинару:


  1. Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни.

  1. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова.

  1. Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести.

  1. Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах».

  1. Роман «Обломов»: история создания.

  1. Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов».

Урок №2 - 3

Тема : «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:


  • Определить особенности характера главного героя.

  • Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

  • Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.
Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет .

Первая часть работы

Особенности характера Обломова

портрет

Философия жизни

интерьер

Образ жизни

(глава 1) (глава 5)


(глава 1) (глава 6)
Задание:

  1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

  2. Оформите работу своей группы в виде сообщения.
Групповой функционал:

  • Руководитель группы

  • Мыслители

  • Работающий с текстом

  • Секретарь

  • Спикер

*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Светская жизнь

«Творчество»

«Безликость»

Волков Судьбинский Пенкин Алексеев


Вопросы для работы групп:

  1. Для чего автор вводит этих героев?

  2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

  3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

  4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?
Критерии оценивания работы групп:


  • Включенность в работу всех участников группы.

  • Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.

  • Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Урок №4

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев».

Цели урока:


  • Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.

  • Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.

  • Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики.

Форма урока – аналитическая беседа.

? Антитеза жизненных идеалов героев:

«…Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд – образ, содержание,

людям искажать ее...» стихия, цель жизни».
Чья философия позитивна и конструктивна?

План работы:


  1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

  2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

  3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:
Обломов: Штольц:

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»


Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»


«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

Мечта – «скорлупа, самообман»

Страх перед обстоятельствами

«причину всякого страдания приписывал себе»


Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»


Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»


  1. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается
антитеза между Обломовым и Штольцем.

  1. Антагонизм жизненных воззрений героев.
(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).
«Провокационные» вопросы:

  • Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

  • А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

  • Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

  • Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
Итог:

Урок №5 - 6

Тема : «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цели урока:


  • Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.

  • Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

  • Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.

Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом).

Любовь – претрудная школа жизни!
?

Прошел ли Обломов эту школу?

Изменила ли она его?

Работа в аналитических группах:

Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской:


  1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).

  2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?

  3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?

  4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?

  5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.

  6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?

  7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?
*Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение.

Общий вывод оформляется в виде опорной схемы.

Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской».
Ей хотелось заставить его взойти на гору.

Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…

Итог:

Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения).

Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему?
Домашнее задание:

Записать вывод – ответ на поставленные вопросы.

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер …» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности» . После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

Урок №7

Тема : «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!»

Цели урока:


  • Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа.

  • Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова)

  • Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.

Форма урока – проблемный диалог.
Это не мечта – это какая – то …обломовщина!
Нет, жизнь моя началась с погасания.
Наше имя – легион!


  1. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока.
Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке.

? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым

сказала, что он «уж давно умер»?

Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в

чем причины его «лежанья»?


Анализ «Сна Обломова»:


    • Композиционная роль этой главы.

    • Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего?

    • Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились?

    • Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки?

    • Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца.

    • Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи.

    • «Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»).

  1. Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги.

  2. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины?

  3. Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?»
Итог:

Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов.
После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы?

С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы.

Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами.

Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)!

Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием.

Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится!


Малышев Денис

10а класс


страница 1