Образы комедии «Горе от ума». Сочинение по произведению Грибоедова А. Сочинение: Мои размышления по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (Литература) Служение Александра Грибоедова

Комедия «Горе от ума» написана драматургом 18-19 веков А.С.Грибоедовым. Комедия была задумана около 1816 года и закончена к 1824году, с названием «Горе от ума». Ведь «горе от ума» — это не первоначальное название произведения. В 1823 году в комедии были написаны 1 и 2 акты с первоначальным названием «горе и нет ума», но после общения с С.Н.Бегичевым (он служил с Грибоедовым при генерале А.С.Кологривове), Грибоедов сжигает 1 акт и меняет название. Так к концу июля 1823 года произведение имеет новое названием «Горе уму» и новый 1 акт. Но в 1824 году вдруг возникает уже известный нам новый вариант, имеющий название «Горе от ума». Первая публикация была в 1825 году, но с цензурами. Но в первом полном варианте комедия была опубликована в 1862 году.

В произведении Грибоедов касается множества серьёзных вопросов общественного быта, морали и культуры. Ведь «Горе от ума» — это комедия, а значит, там должны высмеиваться чьи-то пороки, и должен присутствовать конфликт. В данной комедии высмеиваются пороки Фамусовского общества. Также как и в любом произведении присутствует конфликт, но в этой комедии он не один. Первый конфликт — это столкновение взглядов «века минувшего» (Фамусовское общество) и «века нынешнего» (Чацкого). Второй конфликт — это непринятая любовь Чацкого к Софье.

В этой комедии меня больше всего затронуло различие в их идеалах, отношение к просвещению и верховодству женщин. Фамусовское общество ровняется на идеалы отцов: «Не надобного другого образца, когда в глазах пример отца». Так же Фамусовское общество старается делать так, чтобы в их доме были иностранные учителя, на что Чацкий говорит: «Что нынче, так же как издревле? Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле? ».

Один из пороков то, что в Фамусовское обществе верховодят женщины, так как отцы ищут дочерям богатых и родовитых женихов. Также девицы в обществе умеют принарядиться, говорят все с ужимкой и их патриотизм заключается в том, чтобы себе найти военного, родовитого и богатого жениха, опуская в характеристике его просвещение и патриотизм, как службу обществу, а не лицам: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». На протяжении всей комедии Чацкий противопоставлен Фамусовское обществу, и спорит с их точкой зрения.

В своём рассуждении я затронула очень много и не полностью мысли произведения, но в заключении хочется сказать то, что Фамусовское общество очень консервативно! И оно боится просвещения, чего-то нового. А Чацкий большой пример чего-то нового и безумного. Так в конце произведения показано, что Фамусовское общество консервативно, когда Софья пустила слух о «безумии Чацкого», так как в него поверили все «Он не в своем уме», «Ужли с ума сошел?», «не то чтобы совсем».

Гениальная пьеса посвящена жизни и нравам дворянского общества. А в центре повествования - человек, мировоззрение которого существенно отличается от системы взглядов тех, кто его окружает. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» пишут школьники из года в год. Нравственную и художественную силу комедия не утратит никогда, а потому она является одним из тех великих произведений, которые следует не только читать, но и анализировать.

История написания

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» создавалась около трех лет. В 1822 году произведение было завершено. Однако издано оно было лишь через семнадцать лет и в искаженном виде. Цензурные правки существенно изменили авторский текст. В оригинальном виде пьеса была опубликована значительно позже.

Представить русскую литературу без этого произведения довольно сложно. Непревзойденное сочинение «Горе от ума», образы которого олицетворяют пороки столичного общества, передает также оппозиционный дух, которым были охвачены наиболее продвинутые представители дворянства.

Конфликт

Острые социально-политические проблемы затрагивает комедия «Горе от ума». Сочинение на одну из тем по предполагает изучение художественного конфликта. А здесь он не один. В начале произведения завязывается некий любовный конфликт. Затем автор комедии поднимает социально-политические вопросы. С одной стороны, прогрессивно мыслящий молодой человек. С другой - представители реакционного дворянства. Их время уходит, но передовым идеям в этом обществе места все еще нет. Столкновению двух чуждых друг другу социальных миров традиционно посвящены темы сочинений.

«Горе от ума» - произведение, обладающее открытым финалом. Кто победил? Чацкий? Или молчалины и фамусовы? Не дает четкого ответа на эти вопросы комедия «Горе от ума». Сочинение трагически погибшего дипломата и драматурга вот уже почти два столетия дает пищу для глубоких философских размышлений.

Проблематика

Само название комедии говорит о несчастье главного героя. Проблема Чацкого заключается в том, что он умен. Здесь, однако, ум является скорее синонимом к слову «вольнодумство».

Автор дает понять читателю, что все его персонажи, за исключением Чацкого, глупы. Но каждый из них не ведает об этом, полагая себя умным, а безумцем того, кто не желает разделять его взглядов. Сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может раскрывать вопрос о многозначности такого понятия, как ум. Ведь Фамусов и Молчалин полагают, что он есть не что иное, как умение приспосабливаться и извлекать меркантильную выгоду. Подхалимничать, совершать подлости и заключать браки исключительно по расчету - это своеобразный образ мыслей и жизненного уклада, которые царят в московском обществе, современном Грибоедову.

Спустя двести лет мало что изменилось в мировоззрении людей. А потому сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"» может отвечать на такие вопросы, как «Чем современна комедия русского классика?», «В чем заключается ее актуальность?».

Образ Чацкого

В русской литературе герой этот занимает особенное место. В произведении присутствует декабристский дух, столь актуальный для того времени. Автор уделяет внимание национально-историческим, социальным и политическим вопросам.

Но если закрыть глаза на события, в атмосфере которых была создана гениальная пьеса, а видеть в системе образов лишь характерные психологические типы, неизменно присутствующие в обществе, возникнет вопрос: «Способен ли подобный Чацкий вызвать симпатию сегодня?». Едва ли. Он остроумен и умен, независим в своих суждениях и искренен. Однако явись он сейчас пред теми, кто корпел в школьные годы над учебниками литературы, создавая сочинение на тему «Грибоедов. "Горе от ума"», его бы не поняли. Он лишь увидел бы недоуменный фамусовский взгляд.

Художественное своеобразие

Грибоедов совместил в своем произведении черты отмирающего классицизма и нового для того периода литературного направления - реализма. Не лишена пьеса также романтических особенностей.

Автор не игнорирует обязательные принципы классицизма. Сюжетная линия в произведении лишь одна, и все действия происходят в одном месте. Автор наделил своих персонажей говорящими фамилиями, что характерно для творчества Но романтическая исключительность Чацкого несвойственна этому литературному направлению. И, наконец, комедия обладает исторической достоверностью, что является признаком реализма.

Школьная программа предлагает различные темы сочинений. «Горе от ума» является уникальным в художественном плане произведением. Литературные приемы, которые в нем использованы, в работе над творческим заданием не должны остаться без внимания. Эта пьеса написана в переломный период в истории русской литературы. А потому и сочетает столь разные художественные формы.

Жил в настоящее время, то его назвали бы вундеркиндом. В семь лет мальчика отдали в Московский университетский пансион, а уже в одиннадцать лет он стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Но на этом Александр Сергеевич не успокоился, окончив учебу на философском факультете, он поступил на юридический факультет университета и получил диплом кандидата права.

Домашнее образование позволило мальчику выучить английский, французский, немецкий и итальянские языки, а в годы учебы он овладел арабским, персидским и турецким языками. Кроме того, он был музыкально одарен, играл на фортепьяно и флейте, сочинял музыку.

Служение Александра Грибоедова

Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.

Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.

В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».

Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова

Его бессмертную комедию «Горе от ума» проходят в старших классах средней школы. Содержание известно всем, но каждый раз прочитывая ее, можно открыть что-то новое для себя, особенно в образе Чацкого. Автор показывает, как нравы, умы, взгляды людей разных социальных слоев и поколений сталкиваются друг с другом.

Там Фамусов, представитель аристократического московского общества, живет по принципу: чем богаче, тем лучше. Он ни во что не ставит моральные качества человека, своих слуг и крепостных он вообще не считает за людей, тем более равными себе. С сильными мира сего он лебезит и знает, как лестью к ним подобраться. Для единственной дочери он желает такого же жениха, как и он сам, так как для него важны не только деньги, но и положение в обществе.

Фамусовское общество

В школе, задавая сочинение по «Горе от ума» Грибоедова, часто содержание пьесы делят на несколько тем. Есть такая тема, как «Фамусовское общество», название которой уже стало нарицательным.

И сейчас людей, объединенных подобными идеями, называют «фамусовским обществом». Жизненные установки этого общества лишены свободы, для них важно уничтожать вольнодумство, покорно подчиняться начальству и быть материально обеспеченными. Лишь в деньгах они видят смысл жизни и уважают и ценят сильных мира сего. В своей ограниченности они не видят ничего предосудительного, наоборот, в образовании они замечают лишь недостатки, отрицательные стороны и всерьез считают, что оно мешает человеческому обществу.

Герой своего времени

Помимо «фамусовского общества» учителя дают задание написать сочинение по комедии «Горе от ума», где главный герой — Александр Андреевич Чацкий — противостоит этому социуму. Действительно, комедия начинается с приезда к Фамусовым их друга Александра Чацкого. Это блистательный человек с огромными знаниями и широкими взглядами. Молодой человек (он отсутствовал три года) приходит в этот дом лишь с одной целью — увидеть Софью — дочь Фамусова, в которую он был влюблен до отъезда, и которую любит до сих пор. Однако Софья встречает его несколько холодно. Сначала Чацкий не понимает в чем дело, но узнав истинную причину, остается в недоумении.

Софья Фамусова в комедии Грибоедова

Сочинение на тему «Софья. Горе от ума» любят писать девочки. Но не все из них до конца понимают, как образованная, остроумная Софья Фамусова (не зря же в нее влюбился главный герой) предпочла недалекого Молчалина Чацкому. Софья в комедии - это один из самых сложных персонажей. С одной стороны, она ближе всех по духу к Чацкому, с другой — она является причиной его бегства из «фамусовского общества».

Софья образована, умна, любит проводить время за чтением книг (особенно французских), не боится высказать свое мнение. Этим качеством она похожа на Чацкого, но, как говорится, любовь зла…

Сочинение «Горе от ума. Образы главных героев комедии»

Софья влюбляется в тихого Молчалина, думая, что он умен и скромен, похож на героев романов, но по неопытности принимает его двуличие за чистую монету, за настоящие чувства. Ведь Молчалину выгодно жениться на ней, у него все продумано и расписано. Девизом Молчалина является «умеренность и аккуратность». То, что Софья предпочла Молчалина Чацкому, становится понятно потом, после внимательного прочтения бессмертной комедии. Софья выросла в обществе, которое не могло не оставить на ней отпечатка. В ее кругу доминировал матриархат, женщины были главой семьи, поэтому на бессознательном уровне она остановила свой выбор на том, кем могла бы помыкать (тем более что он беден).

Сочинение по «Горе от ума» с позиции Софьи писать наиболее трудно, так как ее образ наиболее трагичен в пьесе. Довольно долго молодой девушке приходится защищать свою любовь, свои чувства от нападок Чацкого, который острит по поводу Молчалина. Именно она распространяет слух о сумасшествии Чацкого и горько потом раскаивается в содеянном. Лишь случай помогает ей разоблачить Молчалина, увидеть его низкую натуру. Однако и с Чацким она была бы несчастна, ее сильному характеру нужен муж, который стал бы ей во всем угождать и слушаться.

Сочинение на тему «Горе от ума. Чацкий» — это любимая тема школьников. Если и равняться на кого-то в комедии, то только на этого умного, образованного и остроумного человека. Вначале Грибоедов хотел дать своему герою фамилию Чадский от слова «чад», показывая, что он находится в чаду собственных идеалов и потрясений.

Характер Чацкого

Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

Темы школьных сочинений

Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.

Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:

  • «Век нынешний и век минувший».
  • «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
  • «Фамусовская Москва».
  • «Автор и его герой».
  • «Герой и эпоха».
  • «Чацкий и Софья».
  • «Смысл названия комедии».
  • «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».

Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

Грибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия “Горе от ума” принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Эти люди понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 года, не заслуживает такого жалкого существования. Назревает конфликт между прогрессивным дворянством и помещиками-крепостниками, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим”. И комедия Грибоедова имеет такое большое значение потому, что она была написана именно в это время и отражает глобальные проблемы современности.

На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Пьеса имеет любовную линию и общественно-политическую, и эти две линии сложно переплетаются между собой, развивал идейный замысел. Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер, так как главный герой, Чацкий, приезжает в Москву из-за своей любимой девушки, Софьи. В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплен красотой Софьи, что даже не замечает ее холодности и отчуждения. Чацкий весело беседует с Софьей, рисует меткие язвительные карикатуры на их общих знакомых, большинство из которых приходятся родственниками Софьи. Девушка с трудом скрывает свое раздражение. Но когда Чацкий, перебрав всех общих знакомых, случайно заводит разговор о Молчали-не и нелестно отзывается о нем, Софья не выдерживает и бросает в сторону: “Не человек, змея!” Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения девушки. Заметив же холодность Софьи, раздосадованный Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья. Он вступает в беседу с Фамусовым, во время которой между ними возникает спор на идеологической основе. Собственно здесь и происходит завязка общественно-политического конфликта. Чацкий, передовой человек того времени, стоит на позиции прогрессивного дворянства. Его идеалы отличны от идеалов фамусовского общества, где царят низкопоклонство, косность, ложь и лицемерие, где о человеке судят не по его достоинствам, а по его богатству и чину. Чацкому же все это чуждо, для него главное в жизни - приносить пользу России, служить родине. Идеалом же фамусовского общества является Максим Петрович, который низкопоклонством и лестью добился степеней известных и ради этого мог “отважно жертвовать замыслом”. Этим же идеалам следует и Молчалин, который поставил себе целью добиться повышения в чине и ради этого идет на подлость, притворяясь влюбленным в Софью. Чацкий же эти идеалы не приемлет, на этой почве и возникает общественно-политический конфликт. Одновременно Чацкий продолжает выяснять, кому же отдала сердце Софья. Здесь есть два претендента: Скалозуб либо Молчалин. Но Чацкий даже не может допустить мысли о том, что Софья любит Молчалина. Чацкий считает этого человека ничт

Ожным и низким. Да и каким еще можно считать человека, который в жизни следует завещанию своего отца - “угождать всем людям без изъяна”? Но после того как Софья упала в обморок, увидев, как Молчалин упал с лошади, Чацкий начинает понимать, что избранником Софьи является Молчалин. Но он не хочет этому верить, он не может понять, как Софья, та девочка, с которой они вместе росли и имели много общего, может теперь любить Молчалина. Ведь Софья изначально была наделена хорошими качествами, любила читать и была достаточно образованна и умна, но, живя в этом жутком обществе, она постепенно нравственно деградировала, обществу подавило в ней все хорошее, что в ней было. Чацкий не может узнать свою Софью, с которой они раньше много беседовали и которая понимала его. Теперь Чацкому даже не о чем говорить с Софьей, но все же он ее любит. Софья деградировала до такой степени, что теперь то, что привлекает ее в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого. Молчалин скромен, покладист, вежлив и старшим не перечит, а Чацкий вспыльчив, дерзок, открыто высказывает свое мнение. Решив отомстить Чацкому за нелестные отзывы о Молчалине, Софья распускает слух о его сумасшествии, господа же Г. Д. и Г. Н. моментально подхватывают эту сплетню, и вот уже вся гостиная говорит о сумасшествии Чацкого. Все гости с удовольствием верят этой клевете. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума, образованности. “Ученье, вот чума, ученость, вот причина”, - восклицает Фамусов. Они не могут простить ему его передовых взглядов. В своем монологе о французике из Бордо Чацкий выступает против засилья иностранщины, против того поверхностного образования, которое давали иностранныеучителя детям. И дети не получали глубокого русского образования, им не прививали любовь к России, к русской культуре. В монологе же “А судьи кто?” Чацкий высмеивает низкопоклонство и лицемерие, а также выступает против крепостничества и обличает бесчеловечное отношение помещиков к своим крестьянам. И этот положительно умный и честный человек вынужден нести “мильон терзаний”, и эти терзания удваиваются в связи с поражением Чацкого в любви. Зачинщицей его травли является его любимая девушка, которой он верил. Любовная линия пьесы разрешается сценой за колонной, случайным свидетелем которой стала Софья. Здесь Молчалин признается в.любви Лизоньке и раскрывает ей свой коварный план. Софья обманута, ей достался свой “мильон терзаний”, тем более что невольным свидетелем этой сцены также был и Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная линия заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая - его отъездом из Москвы: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Чацкий уезжает из Москвы. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, - скажет о нем Белинский. Неудивительно, если Чацкий окажется в 1825 году на Сенатской площади, такое тоже можно предположить.