Отличие китайского менталитета от западного. Особенности менталитета китайского общества, специфика художественной культуры китая

Китайский менталитет никого не оставляет равнодушным, кого-то он забавляет, а кого-то отпугивает.

С каждым днем Китай привлекает к себе все больше внимания: богатейшие культура и история, мощнейшая экономика, сложнейший язык и самое многочисленное население в мире – все говорит о том, что игнорировать эту страну просто нельзя; именно поэтому количество людей, обращающих свой взор на Поднебесное «азиатское чудо» растет с каждым годом. Но всех приезжих в Китае ждет культурный шок: при всех успехах страны, главной особенностью Поднебесной остается менталитет ее жителей. В этой статье мы постарались раскрыть понятие «китайский менталитет», и описать некоторые его моменты.

Первое, что привлекает внимание в китайском менталитете, это зацикленность на деньгах. В отличие от американцев, которые могут щеголять в старых растянутых футболках и ездить на велосипеде, владея при этом миллиардами, китайцы такой образ жизни просто-напросто не понимают и не приемлют. Если у китайца есть возможность приобрести что-то очень дорогое, то он обязательно это купит, при этом вещь должна обязательно быть брендовой, дабы сообщить всем окружающим о статусе своего владельца. По этой причине очень часто можно встретить таксистов, дворников и официантов с последними моделями айфонов. Встречаются и скромные китайцы, но довольно редко.

В Китае не дарят открытки – если хотят кого-то поздравить, то дарят «красный конверт», в котором лежат деньги. Деньги сегодня стали для китайцев основной ценностью, далеко перещеголяв то духовное содержание, что воспевается китайской философией. Деньги остаются важной частью даже загробной жизни: в дни памяти усопших у китайцев принято сжигать ритуальные «бумажные деньги», чем больше сожжено – тем лучше умершему «на том свете», деньги сжигаются в обмен на защиту духов (т.е. даже «там» китайцы ничего просто так не делают). Хотя, справедливости ради, надо признать, что красный конверт является очень практичным подарком, который не вызывает косых взглядов и нареканий.

Особое место в китайской культуре занимает красный цвет: он обозначает удачу, богатство, благополучие и отпугивает злых духов и прочую нечисть. Абсолютное большинство украшений окрашивается в красный цвет, даже традиционное свадебное платье невесты должно быть сшито из красного шелка – однако сейчас вошло в моду регистрировать брак в подвенечном белом платье, затем невеста все-таки надевает традиционные красные одежды.

Недолюбливает китайский менталитет цифру 4 – а все потому, что китайское наименование цифры 四 sì созвучно слову 死 sǐ, что означает «смерть», поэтому население Поднебесной старается всячески избегать этой цифры где бы то ни было: номер телефона, квартиры или дат мероприятий.

С особым трепетом относятся китайцы к созданию семьи и рождению ребенка: демографическая политика страны «одна семья – один ребенок» привела к тому, что все семьи без исключения стали стремиться к рождению сына, а будущая мама, узнав, что ждет девочку, незамедлительно идет на аборт. Восточная психология гласит, что только сын является продолжателем рода, так как дочь уходит в другую семью. Подобные ограничения и мышление народа привели страну к демографической катастрофе: сегодня мужское население Китая на сотни тысяч превышает женское.

Теперь, когда китайским мужчинам остро не хватает женщин для создания семьи и отношений, расцветает гомосексуализм, который еще больше усугубляет демографическую картину страны. В прошлом году Компартия Китая таки разрешила китайцам заводить второго ребенка, однако сами люди не торопятся пользоваться этим нововведением: рождение и воспитание ребенка было и остается самым дорогим удовольствием в жизни обычного китайца на фоне отсутствия бесплатных медицины и образования.

Очень высоко ценится в Поднебесной высшее образование и образование в целом. В отличие от Казахстана тут не встретишь человека с тремя «высшими», оставшегося без работы. Подобное отношение к обучению особенно ярко выделяется на общем фоне невежества китайского народа. Многие китайцы никогда не выезжали за пределы своей провинции, что также заметно отражается на их кругозоре.

Вся система образования, как и система китайского языка, строится на сплошной «зубрежке», тормозя основные мыслительные процессы, именно поэтому китайцам так тяжело даются языки и новые науки. Высшее образование для всех граждан Китая без исключения является платным, в связи с этим наличие «корочки» столь высоко ценится.

Китайский менталитет чтит и уважает родной гороскоп: из 12 животных астрологического цикла самыми «удачными» считаются год Дракона и год Тигра, именно в эти года рождается наибольшее количество детей, а самым «неудачным» считается год Овцы. Однако у родившихся в год Овцы людей есть неоспоримое преимущество: в периоды поступления в школу/университет или приема на работу по возрасту, у этих людей нет столь многочисленной конкуренции, с которой сталкиваются рожденные в годы Дракона и Тигра.

Но больше всего поражают и одновременно ужасают объемы и масштабы китайского потребления: народ, на протяжении тысяч лет живший «впроголодь», сегодня потребляет все без разбору. Это касается и продуктов питания, и автопрома, и одежды. Создается впечатление, что потребление становится смыслом жизни китайцев – они тратят абсолютно все, живя «сегодняшним днем».

Менталитет китайского народа
Загадочная азиатская душа...


Среднестатистический китаец - кто он?

Казалось бы, все знают об этой нации абсолютно всё! Оказывается, что наш круг информации очень и очень мал. Кроме того, что этот народ является самым большим по численности в мире, кроме того, что предки их были строителями одного из Чудес Света - Великой Китайской Стены - кроме всего этого данная нация обладает удивительным менталитетом, что делает ее еще более непохожей на все остальные. Эта нация - китайцы.
Действительно, мораль и мировоззрение китайцев иногда не поддается здравому смыслу. Остается только думать о том, как с такими понятиями они живут в цивилизованном обществе.

Китай. Семья и отношения

В жизни среднестатистического китайца семья занимает первое и самое главное место. Потерять свою семью считается большим горем для человека. Иерархия в семье начинается с женщины, как ни странно. Действительно, в Поднебесной действует негласный матриархат . Женщина в семье исполняет роль главы, и ее мнение учитывается первым при решении каких-либо семейных вопросов. Так, например, смерть бабушки является практически многомесячным трауром для всех, так как именно бабушку называют хранительницей всех семейных традиций и обычаев, а также держательницей семейного бюджета. Дедушка же, наоборот, считается самым бесполезным членом семьи. Воспитанием детей в китайской семье занимаются все до единого родственники. Кстати, в связи с введением в Китае закона «одна семья - один ребенок» малышей часто называют «маленькими императорами».
К отношениям до свадьбы у китайцев особый подход. Если парень с девушкой начинают встречаться, то скорее всего, это на всю жизнь. Любопытно, что при этом девушка может состоять в отношениях сразу с несколькими парнями, и это в порядке вещей. Совершенно нормальным считается, если девушка сидит в кафе со своим молодым человеком, и при этом заигрывает с другим. Аргументируется это поведение тем, что молодая женщина выбирает себе партнера. Целоваться и проявлять свои чувства на публике у китайцев не принято, это считается моветоном. Кстати, сами жители Поднебесной тщательно скрывают свои настоящие эмоции.

Китай. Внешняя и внутренняя культура

Огромной фобией китайца является публичное проявление эмоций. Они искренне считают, что люди не должны видеть их истинные чувства. Раздраженный или обиженный никогда не выдаст свои чувства , а будет стоять и улыбаться натянутой улыбкой. Если китайцу весело, можно быть уверенным, что его лицо останется практически неизменным в плане эмоций. Вероятнее всего, на его лице не дрогнет ни один мускул, а само лицо примет маску серьезности.
Отдельно нужно коснуться темы культуры еды . Турист никогда не увидит мусор на столе, за которым едят китайцы. Не потому, что его моментально убирают, нет! Дело в том, что объедки они попросту сбрасывают под стол, объясняя это тем, что они не свинки, чтобы собирать мусор рядом с едой. Среди абсолютно нормальных и общепринятых вещей - привычки отрыгивать, чихать, кашлять, выпускать газы и сморкаться в общественных местах. Иногда даже создается впечатление, что окружающие люди ведут негласное соревнование на громкость чиханья или отрыжки. Особенно дико видеть такое поведение у молодых и красивых девушек.
Китайцы - закоренелые коллективисты, они напрочь лишены каких-либо эгоистичных проявлений. Каждый китаец стремится быть в толпе, в обществе. Одиночество - это большая фобия. Возможно, этим объясняется невероятная любовь этой нации ко всевозможным гаджетам и социальным сетям. Человек может сидеть на встрече с другом в кафе, и при этом оба они, скорее всего, будут общаться, не отрывая глаз от телефона или планшета.

Красота, мода и стиль в Китае

Никого из представителей этого народа не волнует, что о нем подумают окружающие. Каждый одевается так, как ему хочется. Можно даже не удивляться, увидев на улице старушку в шортах с мультипликационными персонажами или парня в женских брюках. Большая часть одежды считается универсальной как для женского, так и для мужского пола . Правда, на европейце азиатское сочетание предметов одежды и аксессуаров выглядело бы по меньшей мере нелепо. В Китае до этого просто никому нет дела.
Зато китаец посмотрит с пренебрежением и даже антипатией на загорелого человека. Загар в этой стране совершенно не приветствуется, а белая кожа считается эталоном. Люди с бронзовым оттенком кожи вызывают у жителя Поднебесной ассоциации с африканцами, которых китайцы считают слишком некрасивыми.

Вот такая удивительная нация живет на востоке евразийского континента. Перефразируя известное выражение о русской душе, можно сказать «загадочная азиатская душа». Мы часто говорим о тайнах Востока, которые не можем объяснить в силу своего менталитета. Действительно, Поднебесная полна своих загадок не только в архитектуре, культуре и искусстве, но даже и в людях, так непохожих на нас, европейцев.

Однажды мне посчастливилось путешествовать в группе китайских туристов. Я намеренно употребил выражение «в группе», а не «с группой», поскольку не сопровождал, а находился внутри нее. В чем преимущество? Обычный турист видит лишь внешнюю сторону жизни, а мне удалось увидеть ее изнутри. Некоторые китайцы неплохо говорили по-русски. Это позволило еще глубже понять особенности национального менталитета.

Для восточных народов характерна неорганизованность, но китайцы на удивление дисциплинированны. Опоздание для них редкость. Они исправно приходят к назначенному времени. Без команды старшего не расходятся. Держаться группами, компаниями. В общем, дисциплинированные коллективисты. А еще китайцы ассоциируются с косяком рыб, где каждая отдельная рыбка действует мгновенно и синхронно с остальными, беспрекословно подчиняясь сигналу вожака. Возможно, это наследие времен Мао.

Особенности китайского менталитета

Китайцы не расстаются с термосом, в котором налит горячий зеленый чай. Они прикладываются к нему каждую пару часов. Пьют медленно, маленькими глотками, будто это не чай, а целебный бальзам. Они действительно считают его таковым. Чаепитие напоминает ритуал, как, скажем, ежедневная мусульманская пятиразовая молитва. Это вызывает необходимость постоянно искать источники горячей воды. Обычно они просят кипяток в кафе или ресторанах. В гостиницах, где часто останавливаются китайцы, на этажах всегда стоят кулеры с горячей водой.

Особенности китайского менталитета

Жители Поднебесной любят заниматься шопингом. Делает это азартно, но основательно. Словно магнит их притягивают витрины с бижутерией и поделками из камня. Если в ювелирном отделе какого-нибудь туристского центра толпится народ, с большой долей вероятности можно утверждать, что это китайцы. Наибольшим спросом пользуются золото и янтарь.

Особенности китайского менталитета

Вещи и бытовая техника китайцев мало интересует. Зато в почете российские продукты питания, которые они считают вкусными и экологически чистыми. Особенно нравится йогурт, шоколад, конфеты и пряники. Они просто обожают российское мороженное. Увы, его невозможно отвезти домой в качестве подарка. Китайцы также сожалеют, что таможенные правила не позволяет провести в Китай более одного килограмма колбасы.

Особенности китайского менталитета

Китайцы охотно покупают обувь марки «Эко». Туристов с коробками, на которых красуется это лого, можно встретить в Чите, Новосибирске, Владимире и Санкт-Петербурге. Говорят, в Китае она пользуется большой популярностью, но стоит вдвое дороже. Однако делая покупки в обувном магазине, сомневаются – а не сделаны ли эти ботинки в Китае? Если продукты питания предпочитают подешевле, то за красивые женские часики готовы отдать 45 тысяч рублей. Это странно, поскольку отличную швейцарскую реплику на улицах Шанхая можно купить за семь долларов.

Особенности китайского менталитета

Русская кухня для китайцев тяжела. Если для жителей северного Китая она еще терпима, то для южан является настоящим испытанием. Китайские рестораны сейчас можно найти в любом большом российском городе. Однако их кухня обычно адаптирована под россиян и довольно сильно отличается от китайской. Но даже такой вариант для китайцев-южан лучше, чем типичная европейская кухня. Как говорится, из двух зол они выбирают меньшее, предпочитая китайские рестораны, либо банальный «Доширак».

Особенности китайского менталитета

Многие китайцы обладают отличными голосами. Поют с удовольствием. Охотно подхватывают песни. Знают русские песни на китайском языке. Некоторые поют их по-русски. Китайцы, работающие с российским рынком, берут себе русские имена. Так появляются Васи, Фроси, Светы и Сони. Нередко имена получает еще во время учебы в университете на русском факультете. Другие обзаводится новыми именами во время работы в турфирмах.

Особенности китайского менталитета

Китайцы очень непосредственные и эмоциональные. Громко и бурно что-нибудь обсуждают, жестикулируют, создают сильный шум. Но также быстро успокаиваются и затихают. Очень любят фотографироваться. Если появляется интересный фон, собираются большой компанией, каждый наводит на себя смартфон, планшет, фотоаппарат и самозабвенно фотографируется.

Особенности китайского менталитета

Китайцам, как и русским, свойственно создавать вокруг себя небольшой хаос. Он невелик по сравнению с тем, который, например, создают индусы, являющиеся непревзойденными мастерами своего дела. Это, в частности, проявляется в появлении мусора или разбросанных вещей.

Особенности китайского менталитета

Русских и китайцев роднит также поведение в очереди. Стоит там появиться хоть одному китайцу, как к нему тут же пристраивается еще несколько земляков, а то и целый десяток. Вроде как наш человек очередь занял на всех. Для них это так естественно, что никто даже не пытается дать какие-либо пояснении окружающим. Представить подобное, например, в США просто невозможно.

Особенности китайского менталитета

Выпивают китайцы даже более шумно и эмоционально, чем русские. Все говорят громко и одновременно. Трудно понять, кому адресовано сказанное и кто слушатель. Водки в стакан наливают много, поэтому знаменитый китайский тост «Комбэй!» («До дна!») обычно не исполняется. Говорят тосты, чокаются стаканами и делают несколько глотков. После короткой паузы беседа снова продолжается на высокой эмоциональной ноте.

Выпивая, плотно закусывают. Охотно делятся водкой друг с другом, переливая из одного стакана в другой. Атмосфера в такой компании обычно теплая и благодушная. Китайцы, как и русские, пьют не для того, чтобы напиться, а чтобы поговорить. Комбэй!

Самые дешевые билеты из Санкт-Петербурга в Пекин и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

Согласитесь, национальный характер определяет не только поведение представителей какого-либо народа, но и во многом формирует основы его внешней политики. Знание и понимание характерных черт менталитета позволяют правильно оценивать ситуацию, делать выводы, а также интерпретировать и предугадывать те или иные действия со стороны рассматриваемого государства. В предыдущей статье была вскользь затронута тема миропонимания китайцев. Вопрос очень интересный, обширный и, безусловно, заслуживающий более подробного анализа.

Столь своеобразный менталитет китайцев сложился в результате влияния многих факторов: изоляции от внешнего мира, специфической письменности, тяжелых условий ведения сельского хозяйства, религиозных и философских учений. Какие же основные черты национального характера жителей "Поднебесной" можно выделить?

Замкнутость. Склонность к интроверсии проявляется у китайцев на самых различных уровнях: от личностного до государственного. Дурным тоном считается открытое проявление эмоций, более того, они подменяются сложным комплексом этических ритуалов, что в глазах европейца может выглядеть как лицемерие. Если один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действи­тельности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китаец ведет себя специфически: сохраняет неподвижными положе­ние лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится со­всем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепо­ту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Лицо остается беспристрастным или выражает елейность. Китайцы избегают смотреть прямо на собесед­ника, потому что по их представлениям так делают только вра­ги или ненавидящие друг друга люди. Очевидно, именно эта черта национального менталитета сохраняла Китай закрытым от внешних связей на протяжении большей части его истории. Неприхотливость. Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Ис­покон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в повседневности. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении ши­роко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В резуль­тате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, стали целым комплек­сом взаимосвязанных черт их национального характера. «Рис и овощи для еды, вода для питья, да голова на плечах — вот, что необходимо мне для счастья». Конфуций.

Склонность к простым логическим конструкциям. Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чу­ждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает пред­почтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принци­пами, его логика отличается высокой предметностью, показате­лем чего являются, например, пословицы и поговорки. «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». «Пришло счастье — будь бдителен; пришло горе — будь стоек», — гласит китайская мудрость.

Предприимчивость. «Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит про­фессия парикмахера, повара или портного, — описывает японский профессор Хаясэ адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. — Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячее торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастает постоянными потребителями и заводит на них бухгал­терскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему уда­ется получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобре­тения лавочки. Потом он превращается в оптового торговца, которым безденежные люди предпочитают расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретает участок земли и строит на ней фабрику, нанимает работников». По этой причине в большинстве стран Юго-восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импорт­но-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии — китайского происхождения.

Коллективизм. Сложные климатические и природные условия страны, осо­бенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психоло­гические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и пережи­вания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Прагматичность. Ограниченность в ресурсах еды, полезных ископаемых, земли выработала в китайцах гипертрофированную бережливость, прагматизм и расчетливость. Прагматичный китаец рассчитывает до малейших деталей наиболее экономный путь для достижения своей цели. В условиях постоянного недоедания выросли поколения, которым было важно не тратить лишнюю энергию.

Мифологизированный полководец Чжугэ Лян, описанный в китайском аналоге «Войны и мира», книге «Троецарствие», совершает, по мнению китайцев, поступки, достойные подражания. Своеобразие моральных устоев жителей Поднебесной может подчеркнуть эпизод, описывающий бегство отряда Чжугэ от преследующих его врагов. На ночь преследуемые, уставшие и голодные воины находят убежище в доме владельца придорожной харчевни. На следующий день бедняк и его семья, поделившиеся с Чжугэ Ляном последней едой, будут убиты его солдатами. Чжугэ принимает такое решение из опасения, что преследователи, допросив его благодетеля, смогут узнать направление движения отряда Чжугэ. Союзник — временно выгодный партнер, в понятии китайских стратегов. Получив все выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило объявить о своих претензиях к нашей стране. Нынешнее состояние российско-китайских отношений базируется на определенном балансе взаимных интересов.

Жестокость. По мнению многих этнопсихологов, ввиду жесткого подавления индивидуального начала и строгих норм поведения у представителей азиатских народов, и у китайцев в частности, накапливается большое количество внутренней агрессии. Так описывает свои наблюдения одна наша соотечественница, прожившая несколько лет в Китае: "Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости – один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, – и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных. Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более: животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям, и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов...

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»– спрашиваю мужа. «Не знаю…» – напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и – все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже– с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. (Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось. Мы с мужем были единственные из присутствующих, кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение – и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: "Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите – офицеру! Скажите!"

Письменность. Как было сказано выше, не последнюю роль в формировании психологического портрета китайцев сыграла письменность. Во-первых, язык изолировал их от других людей и за 5 тысяч лет создал огромные различия между Китаем и всем остальным миром. Во-вторых, существует зависимость между письменным китайским языком и мышлением жителей этой страны. Иероглифы в некотором смысле защищают Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Иностранные слова, записанные при помощи иероглифов, приобретают новое содержание. Так, название американского напитка «кока-кола», записанное при помощи 4 иероглифов «ке коу ке ле», буквально переводится как «можешь рот, можешь радость». Зависимость между китайским мышлением и письменным языком хорошо можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков — «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира.

Не такие, как мы. Китайская ментальность — зеркальное отражение менталитета европейцев. «Система программного обеспечения» в голове китайца работает как бы наоборот. Белая стрелка в компасе китайцев показывает на юг, порядок слов в китайском предложении прямо противоположен порядку слов в большинстве языков мира, китайский цвет траура — белый. Поведение китайца также является практически полной противоположностью поведению европейца. Китайская вежливость — это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчет. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему. Классическим подтверждением этому может явиться интервью, данное Мао Цзэдуном американскому журналисту, о том, как в 1950 году ему прислуживал лично И.В. Сталин: во время визита в Москву, на котором китайский лидер вымаливал у советского руководства помощь (в том числе и в создании китайского ядерного оружия), на «ближней даче» Сталин, выполняя роль гостеприимного хозяина, лично подал Мао чай и перед сном застелил ему постель. Эти действия Мао Цзэдун затем истолковал как стремление советского руководства услужить Китаю, а лидера величайшей страны, разгромившей фашизм, представил как своего личного денщика.

Китай - давний сосед России на Дальнем Востоке. История взаимоотношений между нашими странами насчитывает порядка 350 лет, за это время были как периоды мирного сосуществования, так и поры противостояния и конфликтов. Для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и определять приоритетные направления внешней политики по отношению к Пекину, необходимо понимать психологию его населения, его ценности и мотивы. Особую важность это приобретает сейчас, когда восточный сосед оказывает все большее влияние Россию и все мировое сообщество.

В качестве материала для публикации использовались работы преподавателя Военного университета, подполковника, Ю.О. Сердюка и доктора психологических наук, профессор а, полковника, В.Г. Крысько, а также

Я думаю многие живущие в Поднебесной иностранцы рано или поздно встречаются с феноменальным явлением китайского общества, а именно с его системностью. Китайский менталитет такой, что жители Поднебесной делают все как будто по одному алгоритму, по одной схеме.

Система — это четко структурированная иерархия действий, которые в общей совокупности приводят к единому результату. Так вот, каждый китаец — это болтик, который держит могущественную и несокрушимую коммунистическую империю во всей своей красе. Сама по себе системность является неотъемлемой частью любого государства, но то как это выглядит в Китае — это абсолютный идеал мирового общественного порядка.

Многие думают, зачем об этом писать — это итак понятно, вовсе не удивили и вообще зачем посвящать этому целую статью. Но дело в том, чтобы понять насколько в Китае все это замкнуто по сравнению с другими странами — нужно только лишь самим столкнуться с этим. Особенности характера китайцев вызывают неподдельный интерес.
Не помогут вам никакие связи, ни друзья, ни знакомые. Если в системе прописано, что вы лаовай — то вы по определению лаовай. Если начальник сказал делать глупость — ее надо делать, и не потому что вы дурачок, а потому что слово начальника всегда последнее. Если у вас забрали паспорт на визу и выдали взамен официальный документ заменяющий его — вам не поменяют номер телефона, привязанный к банковской карте, потому что этот документ китаец никогда не видел. Если в супермаркете вы хотите «защитить природу» и использовать один целлофановый пакет вместо двух, при взвешивании товаров, — вам не разрешат этого сделать — потому что так глаголит система! Все это в совокупности представляет собой мощную стену противоречий, которая отбивает от себя здравые идеи и новшества. Менталитет китайцев ни за что не позволит им нарушать эту системность.


Китайская государственная система контролирует население Китая, все происходящее в стране, да и за ее рамками. Конечно, проповедующие свободу свобод европейцы, американцы придут в ужас от такой государственной монополии на жизнь каждого находящегося в стране человека, но есть в этом и хорошие стороны. Так, например, благодаря тому что на каждые пять метров расставлены камеры видеонаблюдения с новейшими системами распознавания лиц, китайцы побороли терроризм, а преступность и вовсе если встречается, то только в виде мелких карманников. Люди спокойно носят в сумках миллионы юаней и даже не могут подумать о том, что на них может кто-то напасть. Система в Китае имеет место быть, потому что такое количество людей нужно контролировать — это бесспорный факт с которым я полностью согласен. Есть другой нюанс — назовем его «системностью китайского мышления». Цель одна, а вот как к ней прийти — существует множество разных способов, но тут то и дело, что у китайцев этот способ только один — как прописано в инструкции. Если там уже есть установка — никто мозг включать не будет, и это очень странно, это вопиюще! Потому что когда начинаешь сам сталкиваться с этим — задаешь себе тысячу вопросов: «Почему вы такие, ребята?». Конечно же нельзя говорить, что все китайцы такие — но все же часть жителей Поднебесной мыслит только системно — это и есть главная особенность китайского менталитета.

Если вы столкнулись с прямым отказом, не спешите сдаваться. Менталитет китайцев не такой прямолинейный как наш — нужно объяснять ситуацию, приводить примеры, требовать обратиться к начальнику за консультацией. Вы постепенно начнете замечать, что болтик все-таки можно немного подкрутить — конечно же если ваши требования законны и не противоречат устоям китайского общества.
Многие иностранцы, требующие должного внимания к себе, в Китае начинают приходить в ужас от того, что им абсолютно не включая мозг могут сказать «нет», но, опять же, все это легко объясняется и тем фактом, что население в Китае около 1.5 миллиарда, и если бы на каждый запрос приходилось придумывать свою версию решения — китайские работники просто сошли бы с ума. Важно надавить на тот фактор, что вы не такой как они, что вы иностранец и требуете к себе должного внимания.
Никогда не взрывайтесь в эмоциях — население Китая этого не любит, это не принято в Поднебесной. Держите все при себе. И даже если вы видите, что сейчас перед вами находится абсолютно не понимающий вас человек — сделайте мудрее — обратитесь к его начальству и вы заметите как все станет проясняться само собой. Я повторюсь, Китай он не прямолинейный, здесь необходимо проявлять смекалку!
Вот такой вот он, феномен «китайской системности» во всей красе! Боритесь и вы обязательно поборете!