Отличия художественного стиля от других стилей речи. Разница между художественной и научной литературой
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).
Статья обо всех стилях речи — .
Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉
Черты художественного стиля таковы:
2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.
Художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.
Отрывок из статьи:
Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.
Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.
Село обезлюдело.
Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…
За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.
Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.
Его черты в этом отрывке:
- Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей (как памятники народного горя, фашист, партизаны, правление колхоза, лиха беда начало ).
- Применение изобразительных и выразительных средств (поугоняли, шкуродеры окаянные, неужто ), активно применяется смысловая многозначность слов (война изуродовала Боровое, сарай зиял огромной дырой ).
- всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. Ой, худо было! ).
- Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы; Усадила за стол, а угощать-то и нечем; на масле – не было краски ).
- Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных (Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли; Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы ).
- Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка (пни – как гнилые зубы; стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи; приютились по две-три яблоньки-подростка ).
- Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления (состарилась, отощала, спалил, буквами, девчонок ).
Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.
Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.
Научно-художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.
Отрывок из статьи:
Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки. Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль». Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.
Н. Коротаев
Черты научного стиля:
- Терминологичность (президиум, закладка лесополос, крутояр, браконьерам ).
- Наличие в ряду существительных слов, обозначающих понятия признака или состояния (закладка, охрана ).
- Количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (любовь эта плодотворная, деятельная; в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов ).
- Употребление отглагольных оборотов и слов (закладка, охрана, пощады, собрании ).
- Глаголы в настоящем времени, которые имеют в тексте «вневременное», признаковое значение, с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа (любит, выражается );
- Большой объем предложений, их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов ).
Черты художественного стиля:
- Широкое использование лексики и фразеологии других стилей (президиум, закладка лесополос, крутояр ).
- Применение различных изобразительно-выразительных средств (любовь эта плодотворная, в бдительной охране, лиходей), активное использование речевой многозначности слова (обличье дома, «Зеленый патруль»).
- Эмоциональность и экспрессивность изображения (К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа) .
- Проявление творческой индивидуальности автора – авторский стиль (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Здесь: соединение черт нескольких стилей ).
- Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Какой-то лиходей срубил яблоню… И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы ).
- Синтаксический строй и соответствующие структуры в данном отрывке отражают поток образно-эмоционального авторского восприятия (Словно маяк, стояла она на крутояре. И вот ее не стало ).
- Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского литературного языка (любовь эта плодотворная, деятельная, словно маяк, стояла она, пощады не было, одиноко росшая ).
- Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов самого широкого распространения (молодежь, лиходей, плодотворная, деятельная, обличье ).
По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.
Литература – очень обширная область знаний. Давайте попробуем с ней разобраться. Тексты – вот что называют литературой в самом общем виде. А далее существуют стили. Текст или произведение может принадлежать к одному из стилей: художественному, научному, официально-деловому или публицистическому. Поэтому первое отличие художественной литературы от научной – стилевая составляющая. Вообще, художественная литература – это такой её вид, который использует все доступные языковые возможности для написания сюжетного произведения. Мы подбираемся к двум «китам» художественной литературы: многообразие языковых форм, стилистических приёмов (вспомните все эти безумно выразительные описания природы в романах) и наличии сюжета. Художественная литература – это история, это жизнь, описанная словами. Научная же литература – это вид литературы, который носит прикладной характер и ставит своей целью объяснение феноменов, гипотез и тому подобное. При этом чаще всего это бессюжетное сочинение, в котором отсутствуют языковые изыски.
Научную литературу делает научной обилие когнитивной информации: числовых данных, графиков и схем, дат, имён собственных. Всё это помогает нам воспринимать информацию. Что касается литературы художественной, то она изобилует эстетической и эмоциональной информацией — мы читаем её, чтобы насладиться, отвлечься, скоротать время и так далее. Из этого вытекает разница в целевых группах потенциальных читателей научной и художественной литературы, ведь зачастую научная литература профессиональна, а художественная, в свою очередь, рассчитана на определённый возраст читателей: различают детскую, подростковую художетсвенную литературу. При этом нужно понимать, что некоторые литературные произведения успешно сочетают в себе лучшие черты обоих стилей: художественного и научного.
Люди, которые читают преимущественно научную литературу, и люди, которые больше любят художественную, существуют потому, что художественная и научная литературы на самом деле имеют гораздо больше отличий, чем сходств.
Выводы сайт
- Художественная и научная литература – это разные стили литературы;
- Художественная литература – сюжетная и метафоричная, аллегоричная – чего не скажешь о литературе научной;
- Художественная литература ставит эстетику высоко, главная же цель научной литературы – научить и донести информацию;
- В художественной и научной литературах преобладают разные типа информации;
- Зачастую художественная и научная литературы рассчитаны на разные группы населения ввиду своей специфики.
Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.
Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.
Определение
Художественный стиль – функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приемов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.
Публицистический стиль – способ использования средств языка в целях воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации и публичные выступления.
Сравнение
Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.
В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.
Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.
Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.
Выводы сайт
- Функциональные отличия художественного и публицистического стилей заключаются в способе воздействия на сознание читателя.
- В художественном стиле способ воздействия – литературный образ; в публицистическом – экспрессивно окрашенная злободневная информация.
- Художественный стиль – основа любого литературного произведения. Публицистический стиль – инструмент журналистов, политиков и общественных деятелей.
- Художественная стилистика соприкасается с духовным миром человека. Публицистика способствует формированию массового сознания.
Предмет Русский язык
Класс 10
Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи
Цели урока:
Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).
Развивающая:
пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная:
воспитывать внимание, наблюдательность, точность.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
творческий, метод самопроверки, взаимопроверки
Оборудование урока : проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент
Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.
Эпиграф к уроку
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Актуализация
Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы из школы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»
Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему она кажется неуместной? (потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой) .
Таким образом, умение грамотно строить свою речь с учётом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и ещё раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.
Повторение изученного.
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Цели:
1
2 – Обмен деловой информацией
3
4
5
Сфера общения:
1
2
3 – Общение в научной среде
4
5
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Проверка:
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Художественный | Разговорный |
доверенность | газетная статья | бестолковщина |
||
автобиография | репортаж | в голове у тебя каша |
||
конспект | протокол | интервью | баранка (руль автомобиля) |
|
удостоверение | ораторская речь | замызганный |
||
энциклопедия | выступление по телевидению | трагедия |
Объяснение нового материала.
Защита учебных проектов. Выступление творческих групп
1 группа – «Особенности художественного стиля».
2 группа – «Отличие художественного стиля от разговорного»
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.
В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.
Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.
Признаки художественного стиля:
а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.
б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.
в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.
г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.
2. Работа с учебником. § 56
3. Самостоятельное заполнение таблицы
Заполнение графы в таблице «Художественный стиль» (коллективно вместе с учителем, письменно)
Закрепление пройденного материала.
Задание 1
Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы
Слова для справок: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет
Литературные приемы |
|
Горит восток зарею новой | |
Дым багровый | |
Как пахарь битва отдыхает | |
Бросая груды тел на груды На холмах пушки, присмирев | |
Прервали свой голодный рев |
Задание 2. Анализ стихотворений.
Работа в парах
1) Иван Бунин. Родник (найти все тропы)
2) Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» найдите метафоры
3). И. А. Бунин «Неуловимый свет разлился над землёю» (эпитеты)
4) Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.(Метафоры и сравнения)
3. Творческое задание:
Сказка про Репку в разных стилях (работа в парах)
4. Тестирование по теме «Стили речи».
Рефлексия.
Я хочу задать вам вопрос:
Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Всё зависит от того, что понимать под "владением” языком.
Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если "мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А. С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял "всего-навсего” 21 тысячу слов.
Дело даже не в этом. Владеть языком - значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём;
уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить;
уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.
Подведение итогов. Оценка работы всего класса и каждого ученика. Учащиеся подсчитывают количество баллов и выводят общую оценку
Информация о домашнем задании
Написать текст о языке (по 5-7 предложений) в разных функциональных стилях.
Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Цели:
1 – Обмен мыслями, впечатлениями
2 – Обмен деловой информацией
3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований
4 - Воздействие и передача информации, идей
5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей
Сфера общения:
1 – Словесно-художественное творчество
2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями
3 – Общение в научной среде
4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту
5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
Проверка: (Слайд с критериями оценок)
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)
Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:
Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.
Проверка:
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Художественный | Разговорный |
доверенность | газетная статья | бестолковщина |
||
автобиография | репортаж | в голове у тебя каша |
||
конспект | протокол | интервью | баранка (руль автомобиля) |
|
удостоверение | ораторская речь | замызганный |
||
энциклопедия | выступление по телевидению | трагедия |
Художественный стиль является сложным сплавом, в котором отражается все богатство национального языка. Здесь возможно сочетание элементов всех стилей литературного языка. Средствами художественного слова через систему образов художественный стиль влияет на ум, чувства и волю читателей, формирует их идейные убеждения, моральные качества и эстетические вкусы.
Образность отличает художественный стиль от остальных стилей. Использования языковых средств обусловлено его назначением — образно воссоздать действительность. Язык художественной литературы характеризуется исключительным богатством лексики и фразеологии. В художественных произведениях вводятся историзм, архаизмы, диалектизмы, элементы просторечия, даже жаргонизмы. Пример архаизмов: Немым отверзуться уста.
Пример диалектизмов: «В Яремче, недалеко от водопада, сидел гуцул в кептарике, в брелка, в вышитой рубашке и курил трубку. Рядом лежали полотняные бесаги с каким-то кадибком, купленным в Яремче на ярмарке, у бесагах вытянулись ноги в белых гачах ».
В художественном стиле широко используется эмоционально-экспрессивная лексика: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы. Для передачи мысли используются разнообразные методы (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.).
Научный стиль
Основная функция научного стиля — сообщение. Произведения, написанные в этом стиле, содержат научную информацию, поэтому к нему относятся жесткие требования в соблюдении норм.
Сфера применения научного стиля — научные и научно-технические работы, предназначенные для специалистов, учебники для высших школ.
Основное назначение стиля — изложение последствий исследования о человеке, обществе, явления природы, обоснование гипотез, доказательства истинности теорий, классификация и систематизация знаний, разъяснения явлений, возбуждение интеллекта читателя для их осмысления.
Основные признаки научного стиля: ясность и предметность толкований, логическая последовательность и доказательность изложения, обобщенность понятий и явлений, объективный анализ, точность и лаконичность высказываний, аргументация и убедительность утверждений.
Главный признак научного стиля — терминологичность. Окружающий мир описывается через сроки. Часто даются определения различных понятий, явлений, процессов и т.п.. Поскольку основу терминологической лексики составляют существительные, эту часть речи в научном стиле представлено более, чем другие части речи, например, глаголы. В произведениях научной литературы распространенные слова — существительные, образованные от новых, глагольных и прилагательных корней с помощью различных обобщающих суффиксов:
- ость: свойство, влажность, сознание, продолжительность;
- нн (я): соревнования, игнорирование, процветание;
- энн (я): взаимоотношения, отношения;
- инн (я): понимание, совести;
- ств (о): студенчество, крестьянство;
- цтв (о): производство, сотрудничество;
- ац (ия): авиация, механизация;
- изм: историзм, афоризм;
- изм: гуманизм, дарвинизм.
Произведения в научном стиле насыщенные абстрактной лексикой. Общеупотребительные слова используются, как правило, только в одном из своих значений.
В научном стиле допускается повторение тех же слов в небольшом по размерам тексте. Это обусловлено необходимостью точно и однозначно выражать мнение.
«Проволока покрыт изоляцией в виде тонкого слоя окалины, поэтому витки проволоки изолированы друг от друга. Над обмоткой размещен металлический стержень, по которому может перемещаться ползун. Ползун своими контактами прижат к витков обмотки. От трения ползуна об витки слой окалины под контактами ползуна стирается, и электрический ток в цепи проходит от витков провода к ползуна. А через него — в стержень, имеющий на конце зажим». (Из учебника)
В научной речи преобладают сложные предложения, особенно сложноподчиненные, причастные и деепричастные обороты, вставные и вставлены конструкции. Это подчеркивает книжный характер научного стиля, что позволяет логично и последовательно излагать информацию.